курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования Российской Федерации
Филиал Байкальского Государственного Университета экономики и права в г.Братск
Экономический факультет
УДК……………..
ББК………………
Учет и контроль в государственных налоговых органах
Тема: Проблемы возврата НДС при экспорте продукции
Выполнила ст-ка БЗ-00
Н.Г.Николаевская
Научный руководитель:
И.Н.Бобкова
Братск 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
1.НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ………………………………………………………2
1.8.Момент начисления процентов……………………………………………..13
2.4.Временный регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
В процессе предпринимательской деятельности организации нередко осуществляют экспортные операции. Государство заинтересовано в активизации внешнеэкономической деятельности, так как это способствует интенсивному развитию национальной экономики и ее интеграции в мировую экономику. Кроме того, происходит приток валюты в страну, улучшается платежный баланс государства. Для того чтобы поддержать хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортные операции, государство строит свою налоговую политику таким образом, чтобы им было выгодно заниматься реализацией товаров (работ, услуг) на экспорт. Одной из таких льгот, которая предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации, является нулевая ставка НДС. Но предметом споров налоговых органов и экспортеров остается проблема обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов «входного» НДС со стоимости товаров (работ, услуг), использованных при производстве и (или) реализации на экспорт. Целью работы является рассмотрение таких вопросов: проблемы оформление документов при экспорте, порядок подтверждения права на начисление налога по ставке 0% и представления декларации, принятие решения налоговым органом, особенности расчетов с бюджетом.
1 НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ
Что такое экспорт? Экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. (ТК РФ)
В соответствии с п. 1 с т. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории РФ. При этом согласно ст. 147 НК РФ в целях исчисления НДС местом реализации товаров признается Россия, если товар в момент отгрузки или транспортировки находится на ее территории. Таким образом, реализация товаров на экспорт подлежит обложению НДС. Пунктом 1 ст. 164 НК РФ установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка налога в размере 0% при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Сумма налога по операциям, связанным с реализацией товаров, облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции ( п. 6 ст. 166 НК РФ ). В пункте 6 ст. 164 НК РФ определена обязанность предоставления в налоговые органы отдельной налоговой декларации в случае осуществления операций по реализации товаров на экспорт.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы предъявленного и уплаченного НДС при приобретении на территории РФ:
1) товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг) с целью их перепродажи.
Право на применение вычетов при осуществлении экспортных операций имеют только плательщики НДС. У организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность подачи налоговых деклараций по НДС, в том числе по налоговой ставке 0%, – такие налогоплательщики не вправе получать возмещение по налоговым вычетам на основании деклараций, представляемых в налоговый орган.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и получения налоговых вычетов при реализации товаров в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
В случаях и порядке, определяемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов). В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;
4) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
5) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Кроме того, налоговые органы могут потребовать у налогоплательщика представить полный комплект документов, подтверждающих фактические затраты, относимые на себестоимость экспортируемой продукции, НДС по которым организация предъявляет к возмещению из бюджета.
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
Пакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Такой датой считается день, когда таможня поставила на грузовой таможенной декларации (ГТД) отметку «Выпуск разрешен». Пени которые организация уплачивает за опоздание со сроком предоставления пакета документов, ей возвращены не будут - экспортер может рассчитывать только на возврат НДС.
ООО «Неизвестный покупатель» 21 апреля 2004 года отгрузил товар на экспорт (на ГТД поставлена отметка таможенного органа «Выпуск разрешен»).
29 апреля 2003 года – партия товара пересекла границу РФ (на ГТД поставлена отметка «Товар вывезен», что согласно контракту означает переход право собственности на них).
Дебет 62 Кредит 90 товары пересекли границу, что в соответствии с контрактом означает переход права собственности на товар от продавца к покупателю, то есть отражен момент реализации;
30 апреля 2003 года – поступила оплата от иностранного покупателя.
Дебет 52 Кредит 62 поступила оплата за экспортируемый товар.
Не позднее 20 мая ООО «Весна» должна предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС по операциям, облагаемым по ставке 0% за апрель.
18 октября 2003 года – истек 180-дневный срок, в течение которого ООО «Неизвестный покупатель» должен был собрать полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта.
Таможенным кодексом РФ допускается возможность периодического декларирования вывозимых товаров. В этом случае согласно ст. 138 ТК РФ в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия товаров с таможенной территории России экспортер представляет полную таможенную декларацию. Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании осуществляется в соответствии с временной декларацией. Следовательно, исчисление 180-дневного срока, установленного для сбора пакета подтверждающих документов, при периодическом декларировании вывозимых товаров следует производить со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта на основании временной декларации.
Приказом ФНС от 21.10.04 № САЭ-3-03/5@ отменено понятие «традиционный экспортер», а также перечень традиционных экспортеров. До принятия этого приказа экспортеры, входившие в этот перечень, представляли налоговые декларации по ставке 0% в те налоговые инспекции, где они состояли на учете, и решения о возмещении НДС принимались в данных инспекциях независимо от суммы налога. Остальные экспортеры, если была заявлена сумма налога менее 5 млн. рублей, сдавали декларации по месту своего учета, а в случае ее превышения – в региональное налоговое отделение.
В настоящее время указанный порядок изменен. Если экспортер состоит на учете в межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, то решение о предоставлении льготы по НДС принимается по месту учета независимо от суммы налога. Если экспортер не является «крупнейшим налогоплательщиком», то решение о возмещении НДС в пределах 5 млн. рублей также принимается по месту учета, а при сумме свыше 5 млн. рублей – в региональном управлении ФНС России. Экс-традиционные экспортеры теперь будут ждать решения о возмещении налога три месяца ( ст. 176 НК РФ ), как и все остальные экспортеры.
По операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждой операции, уменьшается на сумму налоговых вычетов и определяется по итогам каждого налогового период.
Превышение сумм налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Порядок возмещения сумм НДС экспортеру установлен п. 4 ст. 176 НК РФ. Согласно этому пункту возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по ставке 0% и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган проверяет обоснованность применения «нулевой» налоговой ставки и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога.
Если налоговым органом полностью или частично отказано в возмещении НДС, то не позднее 10 дней он обязан представить экспортеру мотивированное заключение такого решения. Если в течение этого срока решение об отказе в возмещении сумм НДС не вынесено и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, то налоговый орган должен принять решение о возмещении на сумму, по которой нет решения об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
В случае если налоговый орган принял положительное решение о возмещении сумм налога, но у налогоплательщика имеется недоимка и пени по НДС (либо недоимки и пени по иным налогам и сборам или задолженность по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат), то указанные суммы подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Такой зачет налоговые органы производят самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
При отсутствии указанной недоимки суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и не позднее трех месяцев направляет его для исполнения в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения ими решения налогового органа. Если такое решение органы федерального казначейства не получат по истечении семи дней со дня направления его налоговым органом, то датой поступления данного решения признается восьмой день. При нарушении сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С момента подачи декларации и документов, подтверждающих экспорт, налоговый орган имеет право в течение трех месяцев осуществить проверку указанных документов ( п. 4 ст. 176 НК РФ ).
В ходе проверки налоговым органом могут быть затребованы следующие документы:
1. Договоры с поставщиками экспортной продукции.
2. Счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные на поставку экспортной продукции.
3. Платежные поручения, выписки банка и другие документы, свидетельствующие об оплате продукции.
4. Книги покупок и книги продаж.
5. Бухгалтерские регистры по движению товара.
Если налоговый орган отказал в возмещении НДС, то организация имеет право обжаловать его решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ .
Организация может подать жалобу с приложением обосновывающих документов в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня получения решения. Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исковое заявление в суд может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня получения решения налогового органа.
Постановлении Президиума ВАС РФ № 5351/04http://www.audit-it.ru/account5/audar26.php - _ftn2#_ftn2. Высший арбитражный суд сделал однозначный вывод о том, что проценты на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога и только при наличии письменного заявления налогоплательщика. Если экспортер не обращался в налоговую инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы налога, то проценты начислению не подлежат.
1.8.Момент начисления процентов
Рассматривая вопрос о моменте начала начисления процентов за нарушение срока возврата НДС, ФАС УО в постановлении от 12.11.03 № Ф09-3777/0АК указал, что в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день , считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок для возврата налогоплательщику налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 176 НК РФ, составляет три месяца, две недели и семь дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Именно с этого момента и должны начисляться проценты за нарушение срока возврата сумм НДС в пользу экспортера.
У организации-экспортера может сложиться ситуация, когда пакет документов не будет собран в требуемые сроки. Как должен налогоплательщик поступать в этом случае?
Во-первых, если экспорт товаров не подтвержден, то организация-экспортер должна начислить НДС на стоимость реализованных товаров. Причем, датой определения налоговой базы в этом случае является день отгрузки товаров (пункт 9 статьи 167 НК РФ):
Во-вторых, придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога. Этого требует пункт 41.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года № БГ-3-03/447.
В октябре истек 180-дневный срок, на стоимость отгруженных товаров нужно начислить НДС, поэтому в ноябре 2004 года ООО «Неизвестный покупатель» должно сделать следующую проводку:
Дебет 76 Кредит 68 – 900000 рублей – начислен НДС на стоимость неподтвержденной экспортной поставки.(Сумма реализации 500000 рублей)
Кроме того, необходимо начислить пеню. Пеня будет начисляться с 21 мая до фактического момента уплаты налога в бюджет. Налог по неподтвержденному экспорту ООО «Неизвестный покупатель» заплатило в бюджет 21 ноября, ставка рефинансирования ЦБ РФ в период с 21 мая по 21 ноября (185 дней) - 21% годовых. Тогда сумма пени, которую должно заплатить ООО «Неизвестный покупатель»: 900 000 х 0,07% х 185 = 116550 рублей.
При этом бухгалтер должен сделать следующую проводку:
Дебет 99 Кредит 68 – 116 550 рублей – начислена сумма пени. Данная сумма не снижает налогооблагаемую прибыль.
Так как факт экспорта не подтвердился, ООО «Неизвестный покупатель» должно представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию за апрель. Стоимость неподтвержденной экспортной поставки – 5 000 000 рублей, увеличенной на сумму НДС.
В соответствии с Письмом МНС РФ от 27.06.00 № ФС-6-09/485@ для обеспечения надлежащего учета НДС в налоговых органах по предприятиям-экспортерам налог учитывается на двух карточках лицевого счета - по внутренним оборотам и по экспорту отдельно. Следовательно, «для начисления пени по НДС - экспорту не имеет значения, была переплата или недоимка по лицевому счету по НДС - внутренние обороты» .
Обжалуя в судебном порядке действия налоговой инспекции по проведению зачета в этой части, экспортер указал на то, что «недоимка» по НДС появилась в результате неправомерных действий налогового органа, выразившихся в раздельном учете сумм НДС по экспорту и внутреннему рынку, вследствие чего переплата по одному из этих показателей необоснованно не засчитывается Инспекцией в счет задолженности по второму показателю. В Постановлении ФАС СЗО от 06.10.03 № А13-9672/02-15 отмечено, что общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяется как сумма налогов, исчисленных по каждой установленной нормами главы 21 НК РФ налоговой базе в отдельности с применением соответствующих вычетов, а начисление пеней осуществляется в случае наличия недоимки по общей сумме налога. На этом основании суд сделал обоснованный вывод о неправомерности действий налогового органа, выразившихся в начислении пени в отношении экспортного НДС без учета налоговых платежей по внутреннему рынку.
С проблемой возврата НДС из бюджета сталкиваются многие организации - экспортеры. С одной стороны, законодательство дает им «поблажку» в виде нулевой ставки налога. С другой, право на ее применение фирма должна подтвердить. Малейшая неточность в документах либо подозрение в «недобросовестности» приводит к тому, что контролеры отказывают организации в возмещении налога. В итоге за законным НДС ей приходится обращаться в суд.
К числу достаточно распространенных ошибок налогоплательщиков относится следующая. Организация приобретает товар с целью его реализации как внутри страны, так и на экспорт. При этом суммы «входного» НДС принимаются к вычету после оплаты и оприходования товара. Ошибка организации состоит в том, что не производится восстановление уплаченного поставщику налога с суммы товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Эта часть НДС подлежит вычету только после представления в налоговый орган декларации по ставке 0% и подтверждения факта экспорта. В данном случае налогоплательщику будут начислены пени по причине преждевременного возмещения налога из бюджета.
ООО «Неизвестный продавец» в январе 2005 г. приобретены товары для перепродажи в количестве 20 шт. по цене 11 800 руб. на общую сумму 236 000 руб., в том числе НДС – 36 000 руб. В этом же месяце произведена их оплата поставщику и принят к вычету НДС в сумме 36 000 руб.
В феврале часть товарной партии в количестве 15 шт. реализована российскому покупателю. В марте оставшееся количество товара (5 шт.) вывезено в режиме экспорта.
Восстановлению подлежит часть «входного» НДС, приходящаяся на сумму товара, реализованного на экспорт.
1. 5 шт. х 11 800 руб. = 59 000 руб.;
2. 59 000 руб. / 118 х 18 = 9 000 руб.
Эта сумма отражается в марте в бухгалтерском учете записью «Дебет 19 Кредит 68» и проставляется в обычной налоговой декларации по НДС за март по строке № 13 (код 370).
Право на предъявление этой части налога к вычету откладывается до представления в налоговый орган пакета документов, установленного ст. 165 НК РФ, и декларации по НДС по ставке 0%.
Отсутствие раздельного учета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и (или) реализации товаров на экспорт, является одной из наиболее распространенных ошибок экспортеров. Необходимость ведения раздельного учета сумм «входного» налога оговорена п. 3 ст. 172 НК РФ, предусматривающим особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. При этом установленная особенность возмещения НДС относится ко всем без исключения товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров в таможенном режиме экспорта, а именно: сырье, материалы, расходы на приобретение топлива, энергии, воды, транспортных услуг сторонних организаций и прочих общепроизводственных и общехозяйственных расходов организации (либо расходов на продажу).
Правила раздельного учета сумм «входного» НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета «входного» НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике (письмо Минфина России от 14.03.2005 № 03-04-08/48 ).
Однако фирмы не обязаны вести раздельный учет по товарам, отправляемым на экспорт и реализуемым на внутреннем рынке. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 11 марта 2005 г. № А38-4627-17/611-2004. В рассматриваемом деле инспекторы отказались принять НДС к вычету по вывозимым за рубеж товарам из-за того, что фирма не организовала раздельный учет. Однако судьи, к которым обратилась организация, указали, что налоговики не правы. Дело в том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса отдельно нужно учитывать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. Реализация товаров на экспорт не относится к освобождаемым от НДС операциям, следовательно, по ней не нужно вести раздельный учет. Так же в письме Минфина России от 14.03.2005 № 03-04-08/48. поясняется, что организации, реализующие товары, облагаемые НДС по разным ставкам, в том числе 0%, не обязаны вести раздельный учет «входного» НДС.
Если экспортная сделка не подтверждена в установленный срок, то на основании п. 9 ст. 165 НК РФ организация должна начислить НДС в бюджет.
ООО «Неизвестный продавец» на экспорт были реализованы товары на сумму 100 000 руб. По истечении 180 дней пакет документов, подтверждающих экспортную сделку, не собран.
1. 100 000 руб. + 100 000 руб. х 18 % = 118 000 руб. – определена налоговая база;
2. 118 000 руб. х 18 / 118 = 18 000 руб. – определена сумма НДС к начислению.
Таким образом, НДС начисляется «сверх» суммы реализации. Применить расчетный метод и выделить НДС из суммы реализации организация не вправе, так как в сумму экспортной сделки по контракту налог не включен. В этом случае после начисления налога в бюджет организация имеет право применить налоговые вычеты по суммам «входного» налога и НДС, уплаченного с экспортного аванса.
Письмом МФ РФ от 19.08.04 № 03-04-08/51 разъяснено, что НДС, начисленный с аванса под экспортную поставку, налоговые органы могут возместить из бюджета, когда будет подтвержден экспорт. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 172 НК РФ «входной» НДС по экспортным операциям, включая налог, исчисленный с авансов, принимается к вычету на основании отдельной налоговой декларации, которую представляют в налоговую инспекцию после того, как будут собраны документы, подтверждающие экспорт. Поэтому, пока пакет таких документов не собран или не истекло 180 дней с момента оформления ГТД, налог, начисленный с авансов, к вычету принять нельзя.
Для целей исчисления НДС авансовыми платежами, поступившими в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей товаров до их отгрузки.
Если по истечении 180 дней со дня выпуска товаров таможенными органами экспортер не представил в налоговые органы документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, операции, связанные с реализацией товаров на экспорт, подлежат налогообложению по ставкам НДС 10% или 18% ( п. 9 ст. 165 НК РФ ). Таким образом, реализация товаров уже не рассматривается как операция, облагаемая по ставке 0%, соответственно, на нее не распространяется порядок предоставления вычетов, установленный п. 3 ст. 172 НК РФ . Поэтому начисление налога по такой реализации с использованием ставок 10% или 18% автоматически дает налогоплательщику право на получение вычета «входного» НДС в общеустановленном порядке.
1. Поставщик товара не уплатил НДС в бюджет.
Из статей 164, 165, 171, 176 НК РФ не следует, что возникновение у налогоплательщика – экспортера права на возмещение суммы НДС связано с перечислением соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товаров. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо от других налогоплательщиков пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.
Правомерность сделанного нами вывода подтверждает Письмо УМНС России по г. Москве от 07.04.04 № 11-11н/23795 , в котором указано, что налоговым законодательством право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от уплаты данного налога в бюджет его поставщиками.
2. Отсутствие поставщика по юридическому адресу.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в своем постановлении от 15.10.03 № А35-5855/02-С3 отметил, что налоговое законодательство не содержит требования о подтверждении экспортером местонахождения лица, у которого приобретен товар, и не содержит требования о подтверждении добросовестности поставщика как налогоплательщика. Верность вывода о том, что неустановление местонахождения поставщиков не влияет на порядок возмещения сумм НДС, подтверждают постановления ФАС ЦО от 02.06.04 № А14-10735-03/360/28, ФАС ВСО от 11.05.04 № А74-3249/03-К2-Ф02-1539/04-С1 и др.
В Постановлении ФАС ЦО от 16.04.04 № А09-13294/03-3 записано, что факт непредставления поставщикам заявителя налоговой отчетности не может служить законным основанием к отказу в возмещении НДС.
3. Отсутствие квитанции о приеме груза в случае наличия только железнодорожной накладной.
В Постановлении ФАС МО от 24.08.04 № КА-А40/7032-04 указано: « Требования налогового органа о представлении квитанций о приеме груза не основано на требованиях статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации . Отсутствие квитанции о приеме груза также не влияет на существо налогового правоотношения, поскольку в качестве товарно-транспортного документа представлена копия железнодорожной накладной » .
4. Отсутствие ответа таможенного органа на запрос налогового органа о подтверждении факта вывоза товара за пределы таможенной территории РФ .
Экспортером в составе документов, подтверждающих право на применение ставки 0%, в налоговый орган были представлены:
– грузовая таможенная декларация с отметками таможенных органов;
– грузовая накладная, в которой отметки таможенного органа отсутствовали.
В соответствии с Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ организация-экспортер имеет право обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о подтверждении фактического вывоза товаров. К заявлению необходимо приложить копии таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подписанные руководителем и заверенные печатью организации. В заявлении указывается способ направления документов с отметками таможенных органов. По просьбе организации- экспортера таможенный орган одновременно с ответом может направить информацию о выданном подтверждении фактического вывоза в налоговый орган; для этого к заявлению нужно приложить почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа. В соответствии с п. 12 Инструкции подтверждение может быть получено в течение 20 дней.
Отметим, что отсутствие ответа из таможенных органов о фактическом вывозе груза за пределы таможенной территории РФ, в случае представления экспортером в составе пакета документов ГТД и грузовой накладной с отметками таможенных органов, подтверждающих фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ, не может обосновывать отказ в возмещении экспортного НДС.
5. Валютная выручка поступила от третьего лица.
Этой проблеме посвящено Письмо Департамента налоговой политики МФ РФ от 12.05.04 № 04-03-08/28. В нем подчеркнуто, что налоговый орган вправе принять решение об отказе в возмещении НДС в случае представления российским налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (ее копии), подтверждающей поступление выручки на его счет не от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара, а от третьего лица, при отсутствии в контракте условия о порядке расчетов с участием третьих лиц. Возможным решением данной проблемы может стать представление в налоговый орган составленного и подписанного дополнительного соглашения к контракту, предусматривающего проведение расчетов по экспортной сделке с участием третьего лица.
6. Счета-фактуры, на основании которых предоставляются налоговые вычеты, оформлены с нарушениями.
Счета-фактуры, на основании которых предоставляются налоговые вычеты, должны иметь все реквизиты, указанные в п. 5 ст. 169 НК РФ . Арбитражные суды неоднократно вставали на сторону экспортеров и признавали правомерность вычета НДС в случае подачи исправленных счетов-фактур. Ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, не содержат положения о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена.
7. Отсутствует отметка «Товар вывезен полностью» на добавочных листах ГТД.
В соответствии с п. 12 Инструкции штамп « Товар вывезен полностью» ставится на оборотной стороне основного листа таможенной декларации (ее копии). Следовательно, такое требование налогового органа является неправомерным . Данная позиция подтверждается решениями арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 25.08.03 № А54-621/03-С3 ).
8. Не подтверждена оплата поставщикам экспортного товара.
Такая ситуация возникает при авансовых платежах, когда экспортер в назначении платежа указывает реквизиты счета на предоплату, а не дату и номер счета-фактуры. В данном случае необходимо приложить к платежным поручениям, подтверждающим оплату сумм налога поставщикам, копии счетов, указанных в основании платежа.
9. Не оплачены товары, использованные при производстве экспортированной продукции.
По мнению Минфина, если входной налог не оплачен, плательщик все равно должен сдать декларацию, подтверждающую нулевую ставку экспортного НДС. Иначе ему начислят налог на добавленную стоимость по ставке 18 (или 10) процентов. А это несправедливо - ведь у плательщика есть все документы, подтверждающие право применить нулевую ставку (п. 9 ст. 165 НК РФ). А вот заявить сразу и вычеты по НДС, входящему в стоимость сырья экспортируемой продукции, нельзя - налог-то не оплачен. Поэтому Минфин рекомендует после оплаты сырья подать еще одну «нулевую» декларацию по НДС. Причем сделать это надо независимо от того, есть ли в текущем периоде операции по реализации на экспорт. Оплаченные суммы надо отразить в такой декларации именно как налоговые вычеты. Сделать это можно в течение трех лет со дня оплаты налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).
10. Если по условиям контракта с иностранным покупателем право собственности на продаваемый товар переходит к нему еще на таможенной территории России
Позиция налоговых органов основывается на том, что право на применение нулевой ставки НДС возникает лишь при экспорте товара, тогда как в случае перехода права собственности на товар к иностранному покупателю еще на таможенной территории России российский продавец уже никак не может осуществить его экспорт, поскольку не является его собственником. Кроме того, передача права собственности покупателю осуществляется еще до помещения товара под таможенный режим экспорта, что означает простую реализацию товара на территории России. Соответственно, и облагаться НДС она должна в общем порядке. ФАС Московского округа не соглашается с таким подходом, поскольку таможенное законодательство (ст. 165 ТК РФ), определяющее понятие «экспорт», связывает его с вывозом товара за пределы таможенной территории РФ без обязательства о его обратном ввозе, но не с переходом права собственности. Налоговый кодекс также не содержит никаких специальных требований на этот счет.
Таким образом, для применения ставки 0% и возмещения налога необходимым является представление стандартного пакета документов, предусмотренного ст. 165 Налогового кодекса РФ. Передача права собственности иностранному покупателю еще в Москве, если она сопровождается передачей и собственно товара, может затруднить получение этих документов (если таможенной очисткой занимается уже сам покупатель или его агент), но никак не влияет на права продавца при их наличии.
11. Контракт с зарубежным партнером заключен по факсу.
Письменной формой контракта можно признать только сообщения по телеграфу или же телетайпу. Об этом сказано в Венской конвенции 1980 года.
Что делать экспортеру. Разберитесь, что написано в вашем контракте по поводу системы права, которая распространяется на ваши договорные отношения. Если это законы России, то претензии инспекторов несостоятельны. Ведь наш Гражданский кодекс допускает факсимильные договоры (п. 2 ст. 434 ГК). Если же вы выбрали право страны контрагента, то поинтересуйтесь, что сказано по поводу факсовых договоров в законах этого государства. Если ничего, то посмотрите, является ли партнер участником Венской конвенции. Если да, то вам не повезло. Формально инспекторы правы.
Однако и в этом случае оспорить их решение шанс есть. Например, некоторым фирмам в суде помог довод, что факсовые сообщения более достоверны, чем телеграфные. Правда, для этого им пришлось предоставить заключение специалистов в области связи (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/685-03, ФАС Центрального округа от 17 мая 2004 г. № А68-АП-180/12-03).
12. Сумма контракта больше стоимости фактически отгруженного на экспорт товара.
Напомните инспекторам, что право на вычет по НДС не зависит от того, исполнен контракт полностью или нет (постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2004 г. № КА-А40/10527-04-П).
13. В выписке не указаны дата и номер контракта и нет наименования самого товара.
Платежный документ не подтверждает оплату за конкретный товар, отгруженный по контракту с иностранным покупателем.
Что делать экспортеру. Обратите внимание инспекторов на то, что сведений о контракте и товаре в стандартной банковской выписке не бывает (см. Положение Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П). А чтобы избежать споров, предоставляйте им другие платежные документы, в которых нужные им данные есть. Например, межбанковские сообщения (свифты). Тогда у инспекции не будет повода придраться (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. № Ф04-5267/2004).
14. В выписке указано, что деньги поступили не со счета межфилиальных расчетов Центробанка.
Мнение инспектора. Невозможно установить, что деньги поступили именно от иностранного покупателя.
Что делать экспортеру. Обратите внимание, что банки, имеющие сеть филиалов, зачисляют деньги на транзитные валютные счета клиентов через обобщающие счета межфилиальных расчетов. Такой порядок предусмотрен в приказе Центробанка от 18 июня 1997 г. № 02-263. Поэтому данные в выписке достоверны. А доказать, что плательщик – это именно иностранный партнер можно, показав инспекторам свифт-сообщения.
15. В дополняющих выписку свифт-сообщениях и в контракте указаны разные реквизиты иностранного покупателя.
Мнение инспектора. Фактическое поступление валютной выручки от покупателя не подтверждено.
Что делать экспортеру. Выясните, из-за чего возникло расхождение в реквизитах. Это может случиться, например, из-за того, что в контрактах указано не местонахождение фирмы-партнера, а адрес, где у контрагента находится почтовый абонентский ящик для переписки. В этом случае придирки инспекторов необоснованны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2004 г. № А56-14272/04).
16. Свифт-сообщения не переведены на русский язык.
Мнение инспектора. Все первичные документы должны быть сопровождены построчным переводом. Этого требует пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).
Что делать экспортеру. Напомните инспекторам, что эти свифт-сообщения являются всего лишь дополнительными документами. Представлять их вы не обязаны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 г. № А56-9069/04).
17. В ГТД не расшифрованы фамилии должностных лиц таможни.
Мнение инспектора. Неправильно заполненные документы не могут подтверждать экспорт.
Что делать экспортеру. Отдельные недостатки в оформлении документов не повод для отказа в возмещении. Они еще не свидетельствуют о том, что экспорта не было (постановление ФАС Московского округа от 17 сентября 2004 г. № КА-А40/8242-04).
Копии транспортных или товаросопроводительных документов
Эти документы дополняют данные грузовой таможенной декларации. Они развеивают все сомнения в том, что отгрузка товара на экспорт состоялась.
18. Копии документов неправильно заверены.
Мнение инспектора. По таким документам НДС не возмещаем.
Что делать экспортеру. Действительно, копии документов должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером фирмы. Об этом сказано в пункте 3 письма МНС от 5 апреля 2002 г. № 03-3-06/ 893/32-Н435.
Но даже если вы нарушили это условие, это еще не является причиной считать ваш экспорт недоказанным (постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2004 г. № КА-А40/10032-04). Обнаружив такие ошибки, инспекторы должны сообщить вам об этом и попросить их исправить (ст. 88 НК).
19. По товаротранспортным документам груз получил не покупатель, а другая фирма.
Мнение инспектора. Экспорт не доказан.
Что делать экспортеру. Если ваш иностранный покупатель поручает получение груза другой фирме, старайтесь предусмотреть это в условиях контракта либо в дополнительном соглашении к нему. Тогда информация в товаросопроводительных документах придет в соответствие (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2005 г. № А56-10176/04).
2.4.Временный регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС
МНС РФ разработали Временный Регламент проведения проверок обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС. Этот документ разработан исключительно для налоговых органов, но может быть полезен и экспортерам. Изучив порядок и методику проведения проверки, организации-экспортеры и их контрагенты смогут избежать некоторых ошибок. Регламентом установлено, что проверка проводится в два этапа. Первый – предварительный этап начинается после регистрации счетов-фактур в налоговой инспекции. В течение трех дней с момента регистрации налоговый орган определяет экспортеров, которые будут подвергнуты проверке. В первую очередь к ним относятся:
– организации, ранее нарушавшие налоговое законодательство;
– фирмы, впервые выходящие на внешний рынок;
– предприятия, имеющие задолженность перед бюджетом;
Задача предварительного этапа – проверка поставщиков экспортного товара (выявление фирм-«однодневок»; является ли товар, вывезенный на экспорт, характерным для поставщика, не завышена ли его стоимость; перечислен ли НДС поставщиком в бюджет и др.). В случае если поставщик экспортного товара не является его производителем, проверяется вся цепочка поставщиков, до выявления реального производителя. Вся полученная на этом этапе проверки информация будет храниться в налоговой инспекции до тех пор, пока экспортер не представит декларацию по НДС по ставке 0% и пакет подтверждающих документов.
На втором этапе проверки обоснованности применения нулевой ставки и вычетов по НДС рассматривается представленная декларация (правильность заполнения, пересчета валюты в рубли и т.д.), полнота подтверждающих факт экспорта документов, бухгалтерских регистров и первичных документов, обосновывающих отражение в учете операций, сопутствующих экспорту.
Особое внимание налоговые органы обратят на расчеты по сделке через счета, открытые в одном банке, и произведенные в течение одного операционного дня; на первичные документы нескольких поставщиков, оформленные в течение одного дня; на несовпадение дат на приходных и отгрузочных документах; на отсутствие денег на расчетном счете в момент совершения операции и т.п. По окончании всех этих мероприятий налоговым органом будет принято решение о возмещении сумм НДС.
К сведению налогоплательщиков: в соответствии с Приказом Генеральной Прокуратуры РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МНС РФ, ГТК РФ № 16/226/219/БГ-3-06/166/370 http://www.audit-it.ru/account5/audar27.php - _ftn4#_ftn4 при проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны выявлять следующие нарушения:
– по одному контракту за различные налоговые периоды в ГТД с различными датами перемещения товаров через пункты пропуска проставлена одна и та же личная номерная печать должностного лица таможенного органа;
– по однородным товарам, отгружаемым по различным контрактам несколькими организациями-экспортерами, отметки о вывозе на ГТД подтверждаются одной и той же личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
В трехдневный срок со дня обнаружения указанных обстоятельств налоговые органы направляют данную информацию в соответствующий таможенный орган, который производил оформление товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, следует признать, что, по сути, все причины возникающих конфликтных ситуаций между экспортерами и налоговыми органами можно сгруппировать в две основные группы: первая – превышение полномочий налоговыми органами и допущение с их стороны расширительного толкования НК РФ; вторая – небрежность налогоплательщиков при сборе и оформлении документов, подтверждающих вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
Как показывает практика, и та, и другая проблема разрешима. Первая обычно решается в арбитражном суде, и рассмотренные выше примеры показывают, что суды в своих постановлениях поддерживают налогоплательщиков и указывают на неправомерность действий налоговых органов.
Вторая проблема чаще всего возникает из-за неаккуратно оформленных и заполненных документов, поэтому налоговые органы и отказывают в возмещении НДС по такому формальному основанию. Причина – отсутствие в штате предприятия специалиста по внешнеэкономической деятельности либо низкая его квалификация.
Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, в 2006 году планируется либерализовать режим возврата НДС экспортера. Основные проблемы связаны с возмещением НДС при экспорте и налогообложении авансовых платежей по продукции, поставляемой на экспорт. Данные проблемы, по мнению министра, требуют «радикального решения». С 2007 года для налогоплательщиков, применяющих ставку НДС 0%, будет введен заявительный порядок возмещения налога. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс поступят на обсуждение депутатов в июне 2005 года. Кроме того, Минфин России предлагает ввести единую форму декларации по НДС.
Проблемы дефицита госбюджета и покрытия государственного долга РФ
Проблемы и перспективы развития денежной системы России
Проблемы налогообложения малого предпринимательства
Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования на примере г.Пенза
Проблемы реализации денежно-кредитной и фискальной политики в Республике Беларусь
Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации
Проблемы современной налоговой системы Российской Федерации. Закрепление налогов за уровнями бюджетов
Проблемы становления и укрепления национальной валюты в республике Казахстан
Проблемы управления инвестиционным процессом в организации
Проблемы финансовой науки
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.