курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
Россия – федеративное государство с самой большой территорией в мире, с национально-территориальным делением, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти – явление уникальное. Именно она призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти. В современной литературе верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. [1]
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.[2] Прокуратура – самостоятельный орган государства, не принадлежащий ни к одной из трех ветвей государственной власти. Прокуратура как орган государства не осуществляет властных функций. Власть исходит лишь от прокурора. Именно посягательство на охраняемые законом интересы общества и государства служит основанием применения прокурорской власти. В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.[3]
До нынешнего времени является дискуссионным вопрос, к органам какой ветви государственной власти следует относить прокуратуру. Одним из базовых пунктов современной правовой реформы является вопрос о роли прокуратуры в структуре государственной власти. Активное обсуждение вариантов реформы прокурорского надзора началось в начале 90-х годов и продолжается в настоящее время. Основным видом высшего надзора за исполнением законов является прокурорский надзор. Вследствие этого В. Ломовский утверждает, что «прокуратура как орган надзора за исполнением законов должна находиться при законодательной власти России»[4].
Функция прокуратуры по руководству и непосредственному участию в расследовании уголовных дел не может осуществляться ни законодательными органами, ни судебными, а исключительно исполнительными, поэтому однозначное разделение прокурорского надзора и исполнительной власти возможно лишь после передачи функций уголовного преследования специальным следственным органам, относящимся к исполнительной вертикали.
Прокуратура имеет общие с судебной властью цели, деятельность ее носит правоохранительный характер. Но нахождение статьи 129 в главе 7 Конституции РФ отнюдь не означает, что прокуратура входит в судебную систему. Анализируя приведенную выше точку зрения, нельзя не отметить, что сложившиеся традиции прокурорского надзора будут препятствием в поглощении данного института судом, поскольку его непосредственные задачи не удастся сузить до судебного присутствия. Прокуратура не может стать частью судебной системы, так как не отправляет правосудия по уголовным, гражданским, административным делам и не осуществляет надзора за законностью судебных актов от имени верховных судебных органов.
Прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Очевидно, что его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями власти, так как они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений.
1. Система и структура органов прокуратуры РФ
Систему органов прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ; приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят научные и образовательные учреждения, которые в марте 2007 г. объединены в Академию Генеральной прокуратуры РФ путем реорганизации в форме слияния.
В республиках – субъектах РФ – органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления.
В основной части субъектов РФ созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ руководит всей системой прокуратуры страны. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ. В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ действуют Главные управления, подразделяемые на управления и отделы, и управления с входящими в них отделами. В их числе: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью; Главное управление международно-правового сотрудничества; Главное организационно-инспекторское управление; Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры; а также Главное управление в Южном федеральном округе. В других федеральных округах действуют управления с дислокацией на территории соответствующих округов.
В составе Генеральной прокуратуры РФ также действуют: управление по надзору за расследованием особо важных дел, управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управление по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Имеются управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, управление по надзору за исполнением уголовных наказаний, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью, управлением кадров.
Указом Президента РФ от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» созданы семь федеральных округов на территории РФ. В связи с этим в составе Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 №98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» образованы управления в соответствующих федеральных округах. Действует только Главное управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе (с дислокацией в г. Ессентуки Ставропольского края). Главное управление и его отделы являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.
На Главное управление и управления в федеральных округах возложены:
· обеспечение соблюдения на территории федерального округа положений Конституции и других федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма;
· надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе;
· координация деятельности по борьбе с преступностью федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие;
· руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма.
В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, и выработки необходимых рекомендаций.
Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур, иных нижестоящих органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Территориальные органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов, и иных административно-территориальных единиц (территориальных округов и областей), входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.
Организация и деятельность специализированных прокуратур с современных условиях предопределяется необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. В настоящее время функционируют следующие специализированные прокуратуры, организованные не по традиционному (административно-территориальному), а по специальному принципу: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений и на территориях.
Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских образованиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта РФ, на территории которого дислоцирован.
Специализированные природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы состоят в составе прокуратур субъектов РФ. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются в регионах для оптимизации выполнения возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют они на правах областных. В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы.
Военные, транспортные и природоохранные прокуратуры осуществляют свои функции в специфических сферах правовых отношений, не связанных с территориальным делением страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, формирование и функционирование которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением страны. Принцип организации таких прокуратур можно назвать «производственным». В сфере действия этих прокуратур хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и функционируют преимущественно на иных организационных принципах («линейный» принцип организации управления железными дорогами; принцип «порта приписки» на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы (виды и рода войск, округа и др.) формирования Вооруженных Сил РФ). Экологические правонарушения и их последствия также возникают и развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических, и природных закономерностей.
Специализированные прокуратуры являются элементами единой системы органов прокуратуры. На них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратур.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ; Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, федеральные органы государственной охраны, Службу внешней разведки, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также воинские формирования других Министерств и ведомств.
5 июня 2007 года в Закон о прокуратуре внесены изменения, согласно которым при прокуратуре РФ создан Следственный комитет. [5]
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.
Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ – Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Систему Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам.
В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.
2. Функции, выполняемые прокуратурой РФ
Федеральный закон о прокуратуре указывает основную функцию прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Но при этом прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В п. 2 ст. 1 Закона содержится перечень основных функций прокуратуры.
Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура, а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и направленная на это функция надзора. Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и иные органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности – явление уникальное; в такой трактовке данная обязанность возложена только на один орган – прокуратуру РФ. Отмена этих надзорных полномочий прокуратуры возможна лишь с приданием их какому-либо иному властному органу, например, омбудсмену (уполномоченному по правам человека), и т.д. При ликвидации же надзора за исполнением законов неизбежно наступят анархия и правовой беспредел. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами.[6]
Надзор за исполнением законов - сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно-правовой характер. Когда прокурор опротестовывает незаконный правовой акт органа управления, он лишь требует от этого органа принять решение по существу установленных им правонарушений и обстоятельств, им способствовавших. Однако решение по протесту или по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает либо орган управления, либо суд. (Так, например, прокурором установлено, что преступление, совершенное гражданкой С. в отношении гражданина Н., предусмотренное ч. 1 ст. 107 УК РФ – убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего – стало возможным ввиду отсутствия должного контроля со стороны участкового уполномоченного милиции, обслуживающего административный участок его проживания. На основании этого прокурором Тяжинского района внесено представление начальнику ОВД по Тяжинскому району).
В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения (за исключениями, определенными законом). (Так, например, прокурор прокуратуры Тяжинского района направил в орган предварительного следствия - руководителю Тяжинского межрайонного следственного отдела - требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия – требований ч. 5 ст. 208 УПК РФ).
Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. (Например, прокурором Тяжинского района главе Тяжинского района внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Устава Тяжинского района в связи с несоблюдением порядка лицензирования образовательных учреждений района).
Статьей 27 Федерального закона о прокуратуре установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ[7] уполномочивает прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно отстаивать в суде нарушенные интересы. (Например, в целях защиты законных интересов несовершеннолетнего К., оставшегося без попечения родителей, прокурор Тяжинского района обратился в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства умершего гражданина Е. в отношении данного несовершеннолетнего К.).
Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных функций имеют во многом общие по форме правовые средства (или акты): требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают конкретную форму и содержание. Прокурор осуществляет надзор за исполнением вступивших в установленном порядке в силу международных договоров РФ. (Например, прокурор Тяжинского района осуществляет надзор за соблюдением органом опеки и попечительства в лице Управления образования Администрации Тяжинского района п. 1 статьи 19 Конвенции о правах ребенка).[8]
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция разделяется на подфункции:
· надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) (например, Совет народных депутатов Тяжинского района), и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления (например, Администрацией Тяжинского района), органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (в частности, такой контроль в прокуратуре Тяжинского района за органом предварительного следствия - Тяжинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области осуществляет заместитель прокурора);
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представление на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.
Самостоятельная функция прокуратуры – осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве – поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.[9] Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. С принятием 5 июля 2007 года Федерального закона №87-ФЗ в связи с созданием Следственного комитета полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов, сокращены властно-распорядительные полномочия прокурора. Надзор и следствие разделили – количество претензий к следствию со стороны прокуроров возросло. Правда заключается в том, что прокуроры перестали закрывать глаза на те нарушения, которые, безусловно, и раньше имели место. И это – положительный эффект от изменения законодательства[10].
Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных структур, наделенных специальными полномочиями в сфере противодействия преступности (дознание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочивание, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.
Одна из функций прокуратуры – участие в правотворческой деятельности.
Конституция РФ не предусмотрела Генерального прокурора РФ в числе субъектов права законодательной инициативы. Статья 9 Закона о прокуратуре отчасти компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Уставами ряда субъектов прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. (Например, п. 1 статьи 12 Устава Кемеровской области предусматривает право законодательной инициативы прокурора Кемеровской области).[11]
Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам и иным правовым нормам, реализуют ее путем внесения предложений о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.
Статья 9.1 Федерального закона о прокуратуре возлагает на прокурора обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов.
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
(Например, прокуратурой Кемеровской области приказом от 04.02.2010 №2 определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. (Приложение 1).
3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
Согласно статьи 3 Федерального закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации.
На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.[12]
4. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ определяются статьей 129 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 статьи 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или (и) в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации, наделен едиными полномочиями. Принцип единства проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Принцип централизации системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и их всех – Генеральному прокурору РФ. Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Воспрепятствование деятельности прокурора или следователя может проявляться в недопущении их на территории и в помещения органов и учреждений, организаций; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредоставлении материалов и документов по запросам; отказе или умышленном затягивании проведения по поручению проверок, ревизий и т.д. Для преодоления воспрепятствования деятельности прокуратуры используются совокупность правовых средств – принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, возбуждение производства об административном правонарушении.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.
Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации (Например, статьи о деятельности и уголовных делах, расследуемых Тяжинским межрайонным следственным отделом, еженедельно публикуются в Тяжинской районной газете «Призыв»).
В целях обеспечения принципа гласности в со ставе Генеральной прокуратуры РФ создано структурное подразделение – Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах. Ограничение принципа гласности определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» устанавливает специальные требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 статьи 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями любых общественных объединений. Конкретизацией принципа независимости прокуратуры является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность.
Принцип законности – главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.
Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»). (Например, в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области имеются зональные прокуроры-криминалисты, за которыми закреплены разные районы области).
Предметный принцип означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования. Имеются в виду законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие определенные группы правовых отношений, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. (Например, должностные обязанности распределены между оперативными работниками прокуратуры Тяжинского района, Тяжинского межрайонного следственного отдела (Приложение 2).
5. Основные направления деятельности прокуратуры РФ
Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления- с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом.
К числу постоянных приоритетов относятся:
· соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;
· надзор за исполнением законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов;
· соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; особенно соблюдение прав и свобод несовершеннолетних граждан.
В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.
6. Проблемы развития прокуратуры РФ
Сегодня прокуратура – это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие от идеальных, материально-технические и иные условия для своей деятельности. Что же вызывает неудовлетворенность? От каких пороков следует избавиться, чтобы идти дальше?.. Прокуратура все больше возвращается к тому, чтобы «влезать во все и заниматься всеми». Часть специалистов и практиков считают, что прокуратура в настоящих условиях должна обладать максимальными функциями и полномочиями и предлагают расширить их круг. Но, по мнению многих авторов, этого делать не следует. Сейчас прокуратура во многих сферах не в силах добиться заметных изменений в обеспечении требований законов, но нередко вынуждена отвечать за нерешенные обществом и государством проблемы укрепления правопорядка. Сегодня найти регион или сферу правовых отношений, где бы после мер прокурорского реагирования прочно утвердилась законность, весьма затруднительно. Далеко не все зависит только от прокуратуры. Низкий для России уровень правовых традиций, правовой культуры и правовой нигилизм сохраняют и, видимо, еще долго будут сохранять подчиненную и весьма зависимую роль права. По мнению А. Мыцыкова,[13] надо отказаться от широкозахватного надзора за исполнением законов, а взамен сосредоточить усилия на направлениях, делающих заметным общественно полезный результат прокурорских акаций – это противодействие правонарушениям, посягающим на базисные сектора социально-экономической жизни: государственная собственность, природные ресурсы, налоги, внешняя торговля, землепользование, банковская деятельность. Главное, чтобы эти сферы стали стратегией прокурорского надзора. В надзоре за законностью дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельностью тоже устраивает далеко не все, так как прокуратуре приходится самой нести ответственность за раскрываемость и розыскные действия. Такое широкое поле деятельности лишает возможности сосредоточиться на актуальных делах и сформировало в общественном сознании устойчивое мнение о том, что прокуратура ответственна за результаты расследования едва ли не всех уголовных дел. Негативную лепту вносит и то, что во многом предписания приказов Генерального прокурора оказываются оторванными от надзорной практики, специфики региона, не обусловлены состоянием законности или даже наличием объектов надзора. Все это лишает прокурора субъекта Федерации возможности сосредоточить усилия на действительно актуальных для своего региона проблемах и вынуждает подходить к организации работы с позиции вынужденной «срочности» [14]. Остро стоит проблема кадрового обеспечения прокуратуры. И причина вовсе не в том, что нет высококвалифицированных и морально устойчивых специалистов, а в недостатках практики их подбора.[15]
Я могу отметить ряд проблем, касающихся Следственного комитета при прокуратуре РФ и его подразделений, одной из них является проблема стабильности кадрового состава. А. Мыцыков[16] считает, что нужна программа закрепления следственных кадров, суть которой может быть сформулирована так: если тот или иной молодой специалист показал себя «божией милостью» следователем, он им и должен остаться. Но его необходимо выделять классными чинами, налоговыми, социальными льготами – тем, что будет работать на закрепление следователей, развивать стремление повышать профессионализм, а в конечном итоге создать стабильный следственный аппарат, создать специализацию следователей. Нужны существенные изменения в критериях оценок деятельности прокуроров. Престиж прокуратуры, ее социальная полезность наряду с другими факторами определяются конкретными результатами прокурорской деятельности в сфере упорядочения законности и защиты прав граждан.
7. Нравственные основы прокурорской деятельности
Определение моральных, нравственных норм – один из способов регулирования поведения людей в обществе, причем во всех сферах общественной жизни. ХХ век обозначил новые нравственные требования. Необходимость соблюдения нравственных норм непосредственно относится и к деятельности российских прокуроров. Властные полномочия, предоставленные им законом, многократно повышают их ответственность перед обществом за достойное выполнение своих обязанностей. Прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми, психологическими качествами, поскольку личностные изъяны могут привести к опасным последствиям.
Закон о прокуратуре содержит конкретные нормы, определяющие нравственные требования к поведению прокуроров. В частности, п.1 статьи 40 установлено, что прокурором может быть лицо, которое, наряду с наличием российского гражданства и высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, должно обладать также необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способное по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Последний абзац текста Присяги прокурора совершенно определенно указывает на то, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Требования к этике прокурора разработаны и утверждены на международном уровне – в соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятыми 23 апреля 1999 года Международной ассоциацией прокуроров. Таким образом, на первый взгляд кажется, что требования соблюдения нравственных норм в деятельности прокуроров надлежащим образом облечены в правовые нормы.
Однако это не совсем так. Действующее законодательство не конкретизирует и не дает толкования тому, что же понимать под «необходимыми моральными качествами», (п. 1 ст. 40 Закона о прокуратуре), «соблюдением объективности и справедливости при решении судеб людей», «моральной чистотой», «внутренним убеждением» и «совестью» (на основании которых судьи, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель оценивают доказательства – ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Для разрешения данной проблемы вполне возможной представляется разработка и принятие корпоративного Кодекса прокурорской этики, приказа Генерального прокурора РФ, в котором возможно закрепить конкретные требования к поведению прокурорского работника.[17]
В связи с тем, что я работаю в органах прокуратуры не первый год, считаю, что именно нравственность в поведении прокурорского работника играет важную роль в правовом воспитании детей, повышает доверие граждан к органам прокуратуры. Если этой компоненты нет – неизбежно появляется правовой нигилизм со всеми вытекающими из этого последствиями. Прокурорскому работнику необходимо понимать, что за каждым обращением гражданина скрывается личность с ее проблемами, и игнорирование их может привести порой к непоправимым для человека последствиям. Это я могу утверждать на собственном опыте.
Заключение
Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина
Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.
Cписок литературы
10.1 Список нормативно-правовых актов
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1 в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ;
3. Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ;
4.Федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. №223-ФЗ;
5. Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. №63-ФЗ;
6. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ;
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.06.2007 №87-ФЗ;
8. Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
9. Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997
10.2 Учебники
1. Правоохранительные органы России. Учебник/ под ред.В.П. Божьева. – М., 2009.
2. Прокурорский надзор. Учебник/ под ред. О.А. Галустьяна, О.В. Ендольцевой, Н.Х. Сафиуллина. – М., 2009.
10.3 Научные статьи
1. Говорков, Н. Хотели сделать лучше… /Законность.- 2008. - №7.- С.31-33.
2. Джатиев, В. Зачем России прокуратура?/ Законность. – 2008. - №8. – С.30-32.
3. Казаков, С. Нельзя объять необъятное/ Законность. – 2000. - №4. – С.25-27.
4. Карпов, Н. Нравственные основы прокурорской деятельности/Законность. - 2008 .- №12. - С. 12-15.
5. Ломовский, В. Какой власти принадлежит прокуратура? /Российская юстиция. – 2001. - №9. – С.21-23.
6. Мельников, Н.В. Прокурорская власть / Государство и право. – 2002. - №2. – С.14-20.
7. Мыцыков, А. Прокуратура. Проблемы развития/Законность. – 2000. - №3. – С.4-7.
Задания для выполнения контрольных работ по курсу
«Правоохранительные органы» для студентов ОЗО и второго высшего образования
Вариант 3 (У-Я)
Задача 1. На сессии Государственного Собрания (Эл- Курултай) Республики Алтай был принят Закон Республики Алтай «О регулировании трудовых отношений на территории Республики Алтай», который содержал нормы, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации. Участвовавший в работе сессии заместитель прокурора республики обращал внимание депутатов на противоречия федеральному законодательству, но депутаты приняли закон в предложенном варианте, сославшись на то, что он в большей степени, чем федеральный закон, соответствует местным условиям.
Каковы полномочия прокурора в данном случае? О каком направлении деятельности прокуратуры идет речь в данной задаче?
Ответ: Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (в ред. от 28.11.2009) прокурор или его заместитель должен принести протест на противоречащий закону правовой акт в представительный (законодательный) орган - Государственное Собрание (Эл- Курултай) Республики Алтай, или должен обратиться в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Государственного Собрания (Эл- Курултай) Республики Алтай, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. О дне заседания Государственного Собрания (Эл-Курултай) Республики Алтай сообщается прокурору, принесшему протест. Направление деятельности прокуратуры – прокурорский надзор, а именно надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Источник: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (в ред. от 28.11.2009), ст. 23, п.2 ст. 1.
Задача 2. К прокурору района 5 июля 2002 года явился следователь следственного отдела РУВД с материалом проверки поступившего в дежурную часть РУВД сообщения о совершенном разбое. Во время работы по поступившему сообщению экипажем патрульно-постовой службы был доставлен в дежурную часть гражданин Акентьев, на которого очевидцы указали как на лицо, совершившее разбой. При досмотре у Акентьева был обнаружен самодельный пистолет. Следователь представил прокурору вынесенное постановление о возбуждении уголовного дела и предложил решить вопрос о заключении Акентьева под стражу. Каковы должны быть действия прокурора?
Ответ: На основании ст. 4 Уголовно-процессуального кодекса РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения. Условиями задачи задана дата 05.07.2002 года. На тот момент действовал Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» от 18.12.2001 №174-ФЗ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ.
На основании п. 3 ст. 108 УПК РФ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор должен дать на это согласие. На основании п.4 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с обязательным участием прокурора. Участие прокурора обязательно в судебном заседании, он дает свое заключение по обоснованности ходатайства.
В настоящее время данная редакция УПК не действует.
Источник: Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ.
На основании п. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 162 Уголовного кодекса РФ, производится следователями органов внутренних дел РФ. На основании п. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Гражданин Акентьев был задержан на основании того, что очевидцы указали на него как на лицо, совершившее преступление, при нем был обнаружен самодельный пистолет. На основании п. 1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. П. 1 ст. 162 Уголовного кодекса РФ предусматривает лишение свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
На основании п. 3 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, копия рапорта, копия паспорта или формы №1, копия сообщения о задержании подозреваемого, сведения о судимости из ИЦ ГУВД, справки психиатра и нарколога, характеристики участкового уполномоченного ОВД, копии приговоров суда (если есть), копия протокола задержания подозреваемого, копия постановления о назначении защитника, копия ордера адвоката, копия протокола допроса подозреваемого, копия протокола явки с повинной). Копия ходатайства и прилагаемых к нему материалов направляются прокурору. На основании п.4 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с обязательным участием прокурора. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его.
Источники: Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. №63-ФЗ, Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ.
1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 21.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Ст. 50, 51.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с планом изучения курса правоохранительные органы студенты должны выполнить контрольную работу по одной из предлагаемых ниже тем. Написание контрольной работы позволит глубже уяснить одну из предлагаемых проблем в рамках указанного курса.
Написание контрольной работы – это процесс, включающий в себя несколько этапов:
Ø сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
Ø выработка студентом собственных суждений по рассматриваемому вопросу, что предполагает формирование критического отношения к существующим научным позициям и юридической практике, формулировку выводов и рекомендаций по их улучшению;
Ø решение практического либо теоретического задания с использованием нормативной и доктринальной аргументации.
Для успешного написания контрольной работы необходимо использовать рекомендованную литературу, самостоятельно просмотреть новейшие исследования в данной области, использовать нормативные источники и учебно-методические материалы, указанные в программе курса «Правоохранительные органы»
Кроме того, желательно использовать материалы центральной и местной печати, научные и публицистические статьи в журналах: «Российская юстиция», «Законность», «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Государство и право», «Правоведение» и др.
Фактический материал и примеры могут быть приведены как на момент написания работы, так и с использованием архивных данных и исторического материала. Без конкретных примеров по теме работа не может получить положительной оценки.
Подбор информационных материалов для написания контрольной работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей профессиональной деятельности юриста процесса накопления информации.
Сбор, анализ и обобщение материалов по теме - один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством монографических и соавторских работ.
Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды. Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов.
В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме контрольной работы. Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки на полях.
Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом, материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по существу темы контрольной работы.
Контрольная работа должна:
Ø носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
Ø отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
Ø отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
Ø быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).
Цель контрольной работы: систематизация, закрепление и расширение исторических, теоретических и практических знаний студента в области правоохранительных органов, применение этих знаний в будущей работе.
Тема контрольной работы выбирается не произвольно, а по первым двум буквам Вашей фамилии. Объем работы не должен превышать 30 страниц. Работу следует сдавать в напечатанном виде (в крайнем случае - писать разборчиво), отмечая сноски и список использованной литературы. Контрольные работы, не соответствующие данным требованиям, возвращаются студентам без рецензирования.
Кроме приведенного списка литературы и нормативного материала к работе, Вы можете обратиться к Программе курса, где приводится перечень основных учебников и сборников документов.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа является одной их форм учебного процесса, научной работы и предусматривается учебным планом по отдельным темам дисциплины.
При написании контрольной работы преследуются следующие цели:
1. Углубленное усвоение студентом лекционного курса, отдельных институтов, актуальных вопросов административного права;
2. Приобретение навыков творческого подхода к самостоятельному изучению, поиску специальной и нормативной литературы по конкретной теме, а также практики применения действующего законодательства судебными, административными органами, организациями;
3. Развитие способностей увязывать вопросы теории административного права с практикой применения административно-правовых норм, делать обобщения, выводы, предложения по совершенствованию теории и практики действующего законодательства.
Студенту предоставляется право выбора контрольной работы в соответствии с утвержденной примерной тематикой. Студент может предложить свою тему с мотивировкой целесообразности ее написания. Однако для охвата всей тематики контрольных работ, написание контрольной работы по одной теме ограничивается числом студентов (на одну тему – не более 5 студентов).
Написание контрольной работы осуществляется под руководством преподавателя - научного руководителя. Студент с участием руководителя уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, определяет ее структуру, сроки выполнения, необходимую специальную и нормативную литературу и другие материалы (практики применения законодательства, результаты экспериментов и др.).
Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию избранной темы.
Структурными элементами контрольной работы являются:
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основная часть (состоит из вопросов и задач (заданий);
5. Заключение;
6. Список использованной литературы;
Общий объем контрольной работы должен быть в пределах 10-13 страниц машинописного текста. В тексте контрольной работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Допускается рукописное написание контрольной работы разборчивым почерком
Все структурные элементы контрольной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Контрольная работа подписывается студентом и руководителем на титульном листе с указанием даты.
Преподаватель – научный руководитель проверяет выполненную студентом контрольную работу в срок до 10 дней и дает по ней письменное заключение – рецензию, где делается вывод, допускается ли работа к защите и выставляет оценку: «зачтено» / «незачтено»
Контрольная работа должна быть защищена до сдачи экзамена.
Контрольная работа должна быть правильно оформлена: на писчей бумаге стандартного формата на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются.
Отдельные темы контрольных работ и их варианты приведены ниже. Примерная тематика дана также в рабочей программе по дисциплине.
[1] Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. – 2002. - №2. – С.15.
[2] Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в ред. от 28.11.2009 №303-ФЗ.
[3] Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 по состоянию на 01.04.2007.
[4] Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. - 2001. - № 9. - С. 21.
[5] Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.06.2007 №87-ФЗ.
[6] Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. – 2002. - №2. – С.16.
[7] Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ.
[8] Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
[9] Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ.
[10] Н. Говорков. Хотели сделать лучше… //Законность. – 2008. - №7. – С.31.
[11] Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997.
[12] Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в ред. от 28.11.2009 №303-ФЗ.
[13] Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития//Законность. – 2000. - №3. – С.5.
[14] Казаков С. Нельзя объять необъятное//Законность. – 2000. - №4. – С.25.
[15] Джатиев В. Зачем России прокуратура?// Законность. – 2008. - №8. – С.32.
[16] Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития//Законность. – 2000. - №3. – С.6.
[17] Карпов Н. Нравственные основы прокурорской деятельности// Законность. - 2008 .- №12. - С. 12-15.
Введение В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «p
Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой статус монарха
Системное рассмотрение проблем, возникающих при банкротстве юридического лица
Стадии административного процесса. Полномочия Президента РБ
Финансово-правовые нормы
Юридическое лицо как правовая категория
Экологизация права
Электронное правительство и электронный документооборот в органах государственного управления
Уголовный процесс
Форми вини за кримінальним правом Німеччини
Антропометрическая идентификация
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.