курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Психолого-педагогическая коррекция
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к психолого-педагогической коррекции
1.1 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности
1.2 Метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка
1.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
1.2 Психодинамический подход
1.3 Поведенческое направление
1.4 Гуманистическое направление
Глава 2. Коррекция девиантного поведения
2.1 Описание процедуры исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации для психологов и педагогов
Заключение
Литература
Приложения
Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.
Девиации - это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления в виде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
В данной работе рассматривается агрессивность как один из видов девиантного поведения. Актуальность выбранной проблематики обуславливается тем, что проявления агрессивности в поведении предростков лежит в основе асоциального поведения, различного рода правовых нарушений, дезадаптированности и как следствие трудностей в адаптации к социуму, установлению конструктивных межличностных отношений.
На решение вопросов профилактики агрессивного поведения подростков в современной России работают различные органы государственной власти, однако используемые ими методы воспитания имеют скорее негативный подтекст, приобщающий подростков к миру преступности (исправительные колонии). Профилактическая работа в детских комнатах милиции имеет просветительско-познавательный характер, не решающий причин возникновения и развития агрессии. В дополнение к перечисленным выше способом работы с детской агрессией продуктивно и важно будет использовать накопленный теоретический и эмпирический опыт в области психологии.
Проблема исследования: Агрессивное поведение подростков в виде девиации в условиях современного социума.
Объект исследования: девиация поведения подростка.
Предмет: агрессивность как проявление девиантного поведения подростка.
Цель исследования: Изучить особенности проявления девиантности поведения подростка, выраженное в виде агрессии.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Обзор теоретических исследование, посвященной данной проблематике;
Проведение исследования агрессивности подростков и анализ особенностей их проявления;
Составление рекомендаций и психокоррекционного занятия для профилактики девиантного агрессивного поведения.
Гипотеза: агрессивное поведение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальной несдержанностью, а так же оказывает влияние на межличностные отношения.
Методологическая батарея исследования представлена тестом эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тестом оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида. (2)
Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием "норма", что обозначает основную цель психокоррекции как "возврат" или "подтягивание" клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей. (3)
Этапы психокоррекционной работы включают в себя:
беседу;
психодиагностику;
формулирование прогноза;
составление плана коррекции;
оценка результативности программы.
Методы коррекции зависят от того, к какой школе принадлежит специалист, поэтому их можно достаточно "условно" разделить по существующим направлениям в психологии, которые будут подробно описаны ниже.
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная. (5)
Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.
Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в группах по 2 - человека, как правило, имеющих сходные проблемы в развитии.
Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа. (13)
Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.
Программа психологической коррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничестве психолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями в зависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком.
Другой формой коррекционно-развивающей работы является собственно психологическое воздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу и социально-психологический тренинг. (6)
Разработки и построение психокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.
Принцип "Нормативности" требует учета основных закономерностей психического развития, последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этого принципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развития ребенка.
Принцип коррекции "сверху-вниз", сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения для психологического развития ребенка.
В качестве основного содержания психокоррекционной работы согласно этому принципу выдвигается создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества. (11)
Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, задач, способов и программ психокоррекционной работы. Уникальность каждой личности делает невозможным применение единого шаблона психокоррекции ко всем детям.
Принцип системности, прежде всего, требует учета сложного системного характера психологического развития в онтогенезе, гетерохронности, разновременности созревания различных психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
Принцип деятельности. Опора на ведущую деятельность и варьирование разнообразных видов деятельности: процессуальной, продуктивной, учебной, трудовой, совместной, общения как специфической формы деятельности - делают процесс психокоррекции продуктивным и эффективным, вызывая интерес у ребенка, определяют мотивационный аспект психокоррекционного воздействия. (11)
Методы диагностики психолого-педагогических отклонений ребенка включают в себя: метод наблюдения, экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.
С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.
Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать интересную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов. (13)
Экспериментальное исследование.
Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременный прогноз развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка.
В одних вариантах элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других - имеет место сочетание констатирующего эксперимента (чаще тестового) с обучением, направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальных областях, что позволяет профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест-обучение-тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение.
Понятно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях обследуемого ребенка, тем более содержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка.
Экспериментально-психологические методики.
Среди них особую популярность получили такие методики, как "Кубики Кооса", "Исключение предметов", "Последовательность событий", "Опосредованное запоминание по Леонтьеву", "Пиктограмма" и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями зрения, слуха. (8)
Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, "Пиктограмма" позволяет делать выводы о памяти, абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
Что касается процедуры исследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство "Я", "независимости" от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку - важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в общении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детского церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с гемипаретической формой сенситивны, тормозимы; подростки с нарушениями слуха более активны, стеничны по сравнению со слабовидящими и незрячими. (9)
при предъявлении опросников важно быть уверенным, что подросток понимает значение вопроса полностью, в противном случае время будет потрачено зря, результаты будут недостоверны.
Уровень же понимания текста не всегда можно с легкостью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу "да-нет" все же даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомленность о социальных явлениях. Использование таких опросников, как патохарактерологический опросник Личко (ПДО), опросники Кэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопросы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, предлагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации.
Если этого понимания недостаточно, но интеллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчиво прояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник (или ответить устно, что считается менее желательным, так как в чем-то нарушается конфиденциальность - ведь взрослый в этом случае слышит конкретные ответы на конкретные вопросы, а не просто обрабатывает итоговый список ответов "да-нет", "верно-неверно"; это может смущать подростка и приводить к недостоверным ответам). Делать же пояснения в процессе заполнения опросника нельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовка ситуации другим человеком.
Значительные ограничения существуют и в применении так называемых проективных методик исследования личности и межличностных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального и речевого развития, тем меньше возможность использования такого рода методик, тем беднее их арсенал. (12)
Таким образом, психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.
Предварительное составление программы психологического исследования - неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления. уверенность в их доступности для понимания.
К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевую терапию, активную аналитическую терапию и др.
Основу данного направления составляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления в рассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Понятие динамики применительно к личности предполагает что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознания клиентом собственных интерпсихических конфликтов. Фрейд писал: "Человек заболевает в результате интерпсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им".
Основные положения данного направления:
Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в психодинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта, как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.
Основные процедуры данного направления:
Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение - помещение обнаруженных явлений в "резкий фокус" для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание - повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В динамическом подходе в основном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализ сновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический, для Юнга - метод активного воображения, для Хорни - метод совместного анализа жизненного пути, для Салливана - метод интервью психиатрического. (1) (8)
Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера.
Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия можно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную.
Основные положения когнитивно-поведенческого направления могут быть представлены следующим образом:
Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;
Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";
Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.
Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. (4)
Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача консультанта заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведении.
В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Следующий шаг - выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию, конкретизация цели, выработка конкретного алгоритма поведения. Предполагается, сто поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним.
В рамках данного направления применяются самоконтроль как обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектами тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений, моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение;
Самонаблюдение как ведение дневников, составление контрактов, домашние задания.
Особое внимание специалист должен уделять тому, что бы работа по решению проблемы проходила в системе правил клиента. Основа эффективности психологической помощи - активная позиция клиента. Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления - диагностико-обучающая. (13)
Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром - решение проблемы восстановления аутентичности личности, то есть соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуализм рассматривается как интегративное целое.
В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.
Базисными принципами специалиста в рамках гуманистического направления являются:
Встреча специалиста есть встреча двух равных людей;
Разрешение проблемы у клиента наступает "само по себе" в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
Клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.
Основные понятия гуманистического направления - индивидуация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.
В психологическом смысле индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции человека.
Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.
В индивидуальной психологии А. Адлера индивидуация одной из основных своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. (15)
В гуманистической психологии данное стремление находит частное воплощение в стремлении человека к возможному выявлению и развитию свих личностных возможностей, характеризующихся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином самоактуализация.
В работе "самоактуализация" А. Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя:
Полное живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;
Представление жизни как процесса постоянного выбора;
Наличие "Я", которое может самоактуализироваться;
Быть честным, брать на себя ответственность;
Быть нонконформистом;
Реализовывать свои потенциальные возможности;
Быть открытым высшим переживаниям;
Разоблачать собственную психопатологию.
Объектом воздействия в данном направлении является становление личности. Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача консультанта - помощь в самоосознавании и личностном росте, интеграции целостного "Я" и расширении пространства бытия.
Один из эффективных методов в данном направлении - экзистенциальный анализ, схема которого заключена в исследовании того, что человек знает-чувствует-желает, а основная цель - утверждение свободы человека.
Исследование проводилось на воспитанниках социально-реабилитационного центра, в возрасте 10-14 лет, количество испытуемых - 10 человек.
Для диагностики девиантного поведения использовался тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Данные методики позволяют определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Насколько агрессивен испытуемый и выражается ли его агрессивность в девиации поведения.
Результаты исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования по тесту оценки агрессивности Басса-Дарки
№ исп/шкалы | Ф | К | Р | Н | О | П | С |
1 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 |
2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 |
3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 |
4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 |
5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 |
6 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 5 |
7 | 4 | 2 | 4 | 5 | 4 | 2 | 4 |
8 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 |
9 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 |
10 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 |
Среднее арифметическое | 4,5 | 3,3 | 3,6 | 4,8 | 3,6 | 2,7 | 4,6 |
Шкалы обозначенные буквами обозначают:
1) Физическую агрессию (Ф)
2) Косвенную агрессию (К)
3) Раздражение (Р)
4) Негативизм (Н):
5) Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
6) Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас.
7) Словесная агрессия (С).
Для того, что бы подробнее определить характеристику агрессивности данных испытуемых и влияние агрессивности на отношения, воспользуемся методикой оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера.
Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования по методике оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера
№ испытуемого | Баллы |
1 | 47 |
2 | 45 |
3 | 48 |
4 | 41 |
5 | 38 |
6 | 45 |
7 | 39 |
8 | 39 |
9 | 40 |
10 | 46 |
Анализируя данные, представленные в таблице, следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов). Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее значение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне 4,5-4,8. Данные результаты характеризуют поведение испытуемых как несдержанное, агрессивное, не лишенное возможности использования физической силы для разрешения спорных вопросов, открытой агрессивной речи, не учитывающей ситуацию и нормы общения общества, возможно использования ненормативной лексики, унижающих честь и достоинство человека выражений и несдержанность в споре.
Характерно так же противостояние сложившимся нормам и правилам общества, непринятие и неисполнение их, исходя из юношеского негативизма, имеющего достаточно высокие баллы на уровне 4,8 из 5 возможных.
Обида и раздражительность и косвенная агрессия так же являются выраженными, на уровне 3,3-3,6 баллов, что характеризует эти признаки агрессивного поведения как имеющие влияние на поведение испытуемых.
Единственным показателем меньше значимого уровня 3 явилось "подозрительность", на уровне 2,7. Это означает, что при оценке агрессивных ситуаций и при агрессивном реагировании испытуемые меньше всего ищут тайный умысел в поступках других людей.
Достаточно высокие показатели по шкалам физическая агрессия негативизм и словесная агрессия характеризуют поведение испытуемых как девиантное, т.е. отклоняющееся от общепринятой нормы, такое поведение требует коррекции.
Анализируя получены данные, следует сделать вывод о том, что у 70% испытуемых показатели агрессивности в межличностных отношениях больше уровня 45 баллов, что характеризует их поведение как прямолинейное, агрессивное, не учитывающее интересов других людей, сопровождающееся жестокостью в межличностных отношениях, что характеризует их как девиантное поведение. Всего лишь 30% испытуемых имеют большую умеренную выраженность агрессивности, что характеризует их как уверенных в своей правоте и продуктивных в своих действиях людей.
Однако, использование методики А. Ассингера подтвердило наше предположение о наличии девиации в поведении испытуемых, о необходимости проведения серии психокоррекционных занятий для коррекции и дальнейшей профилактики девиации поведения.
проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки;
проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций;
проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму;
просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапия);
задействование девиантных детей в театральных постановках;
сказкотерапия.
Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.
Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием "норма", что обозначает основную цель психокоррекции как "возврат" или "подтягивание" клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей.
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная.
Разработки и построение психокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.
Принцип "Нормативности" требует учета основных закономерностей психического развития, последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этого принципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развития ребенка.
Принцип коррекции "сверху-вниз", сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения для психологического развития ребенка.
Психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.
Основные положения психодинамического направления:
Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Основные положения когнитивно-поведенческого направления представлены следующим образом:
Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;
Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";
Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.
Базисными принципами специалиста в рамках гуманистического направления являются:
Встреча специалиста есть встреча двух равных людей;
Разрешение проблемы у клиента наступает "само по себе" в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
Клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.
Исследование психологических девиаций в поведении исследовалось с помощью теста эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер). (14)
Результаты исследования показали, что у большинства испытуемых (70%), выражена девиация поведения в виде высокой физической и словесной агрессивности, негативизме, агрессивность оказывала влияние на межличностные отношения подростков, нередко сопровождалась жестокостью.
Исходя из результатов исследования, возникла необходимость формулирования рекомендаций для работы психолога с девиантными подростками, а так же практической разработки одной из возможных тренинговых программ, для коррекции этого психологического отклонения. Пример психокоррекционной программы представлен в приложении.
Гипотеза, о том, что агрессивное поведение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальной несдержанностью, а так же оказывает влияние на межличностные отношения, подтвердилось полностью.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ пер. с нем. - СПб.: Питер, 1998.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы регулирования поведения. - М.: Нова, 1987.
3. Божович Л.И. Психология формирования личности. - М.: Свет, 1995.
4. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М.: Нова, 2002.
5. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
6. Кочунос Р. Основы психологического консультирования. - СПБ.: Питер, 2007.
7. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки - М.: Просвещение, 1983.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М.: Наука, 1999.
9. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог, основы профессиональной деятельности - С.: Бахрах-М, 2004.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
11. Роджерс К. О групповой психотерапии/ Пер. с англ. - М.: Лист, 1993.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М.: ВЛАДОС, 1999.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
14. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий - Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
15. Янг П. Метафоры и модели изменения / Пер. с англ. - М.: Москва, 2003.
Приложение 1. Психокоррекционная программа
Цель: Коррекция девиантного агрессивного поведения подростков.
Программа рассчитана в среднем на 6 занятий, продолжительность занятий от 1 часа, в зависимости от темпа работы группы. Размер группы - от 5 до 15 человек. Занятия формируются из подобранных упражнений с учетом рекомендаций к ним и с учетом общей динамики группы.
Упражнения для занятий:
Упражнение на знакомство.
Мы с вами сейчас познакомимся не совсем обычным способом. У всех у нас есть имена, это знают все. А еще у каждого из нас есть позитивные качества, о которых мы иногда забываем или просто не говорим. Так давайте сейчас при назывании своего имени называть еще и самое важное позитивное качество, которое у нас есть. Упражнение проводится методом "снежного кома" (каждый последующий участник называет сначала имена-качества все предыдущих участников по порядку, а потом уже и свое)
Сказкотерапия.
Рассказать ребятам начало из любой известной сказки, или придуманной самим психологом, дать ребятам возможность самостоятельно ее завершить.
Пример:
Жили были мама-коза и было у нее семеро козлят. Ушла однажды мама-коза и оставила детишек одних, и сказа она6 никому не отворяйте дверь, в лесу ходит злобный серый волк, будьте осторожны! Но не послушались ребята маму, окрыли дверь, выбежали погулять на травку-лужайку, и тут пришел серый волк…
Данное упражнения уместно проводить в первое занятие и в одно из последних - завершающих занятий для прослеживания динамики изменений приверженности агрессивном стратегиям при разрешении ситуаций.
Визуализации на решение проблем.
Горная вершина
Задача приводимой медитации-визуализации - помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение - и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
4. Психологический КВН
Мы предлагаем вам поиграть в КВН, но КВН этот необычный, в нем главное не победа, или поражение, а сплоченность, умение понимать и чувствовать друг друга.
Поиск сходств.
5. Арт-терапия. Рисование проблем
Трудно найти человека, который никогда не испытывал бы никаких психологических проблем, которому не приходилось преодолевать жизненных трудностей. Смею предположить, что существовали или существуют и у вас какие-то трудноразрешимые вопросы. Сегодня мы немного поработаем с этими вопросами. От вас не требуется подробного и всестороннего изложения содержания ваших проблем - может быть, вы хотите сохранить это в тайне. Подумайте о том, как можно изобразить сложную для вас проблему в метафорической форме (даются листы бумаги, акварель либо гуашь, кисти, вода, включается музыка).
Закройте глаза. Мысленно вернитесь в ту ситуацию, когда вы в последний раз испытали трудность, которую считаете для себя труднопреодолимой... Посмотрите на нее как бы со стороны, оставаясь к пен достаточно эмоционально холодными... Какие ассоциации вызывает у вас эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или с кем ассоциируетесь вы сами? Вернитесь немного назад и вспомните другую ситуацию, которую также восприняли как проблемную... Может быть, из памяти всплывают другие ситуации, когда вы сталкивались с трудностями... Та же ли эта проблема? Если нет, попробуйте понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют один корень? С чем ассоциируется у вас этот корень проблемы? Какой образ встает перед внутренним взором, когда вы думаете о корне этой проблемы?... А теперь откройте глаза, молча возьмите кисточку и начинайте рисовать картину, которую можно было бы назвать "Моя проблема". Обязательно нужно, чтобы ваш рисунок содержал метафору вашей проблемы. Время на работу - не более получаса.
А теперь вернитесь, пожалуйста, в наш круг, взяв с собой рисунки. Поставьте их так, чтобы все остальные члены группы могли их хорошо видеть (можно положишь рисунки на пол перед собой). Сейчас каждый из вас посетит вернисаж метафорических проблем. Вы должны увидеть в картинах ваших товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картину, метафора которой покажется вам наиболее близкой к собственному образу проблемы. И все это без слов. Возьмите свой рисунок и положите его рядом с тем рисунком, чья метафора показалась вам наиболее совпадающей с виденьем собственной проблемы.
Следующая ваша задача - перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, что вы обязаны разъяснять суть тревожащей вас проблемы. Создайте словесную метафору проблемы, расскажите ее своим товарищам но группе.
Ведущий предлагает создать живую "скульптуру" или "скульптурную группу", метафорически отражающую общую для участников (сходно воспринимаемую и переживаемую) проблему.
По окончании выработки общей метафоры каждая группа представляет другим метафорический образ своей проблемы. Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместную работу.
6. Упражнение "Письмо обидчику".
Ребятам предлагается вспомнить одну из самых значимых ситуаций, в которой их кто-либо обижал. Обида - это наше эмоциональное состояние, реакция на то, что делает или говорит другой человек. Иногда она оправдана, иногда нет, временами отвечая агрессией на обиду, мы можем потерять самое важное - отношение с человеком. Так как же поступить: жить с собственной обидой или разрушить агрессивным поведением отношения? И тот и другой вариант не будет выигрышным. Давайте попытаемся простроить новый третий способ поведения в данной ситуации - конструктивное отреагирование обиды, для этого пишется письмо обидчику в терминах, приемлемых в культурной разговорной речи, с употреблением "Я-конструкций".
Психолог рассказывает о структуре построения "Я-конструкции" и ее значимости.
7. Тревога и страх
Каждому человеку нужно вспомнить, когда он чего-то боялся или тревожился, и подумать, что помогло справиться со страхом. Результаты группы фиксируются на доске общим списком, который можно переписать себе и обращаться к нему по необходимости.
8. "Освобождение от тревоги".
Ведущим рассказывается легенда о ящике Пандоры, в которое богами был помещены все грехи, пороки человечества. Заранее готовится конверт, оформляется в виде "Ящика Пандоры". Ребятам предлагается написать на маленьких листочках все, что тревожит, беспокоит, не дает оставаться в покое и мешает наступлению душевного равновесия. Затем листочки собираются и помещаются в ящик Пандоры. Участникам группы задается вопрос: вы хотите избавиться от этих тревог?
За тем "Ящик Пандоры" сжигается при группе, тем самым достигается эффект психологического освобождения от того, что было написано на листочках.
9. Упражнение "Поиск способов безопасного выражения чувств"
Использования метода проигровки выбранных ситуаций из жизни или (при отсутствии инициативы или страхе рассказывать свои истории) моделированных ведущим ситуаций.
10. Коллаж. Рекомендуется проводить в последнее занятие.
Тему выбирает сама группа. Важно дать направленность работы: мы с вами проделали большую работу вместе, многое пережили, многое вынесли для себя. Сейчас подумайте над тем, что было важно и значимо для Вас в течение этих занятий, что нового вы для себя поняли, выразите это в виде коллажа всей группой. Помните то, о чем мы с Вами говорили - о важности мнения каждого члена группы.
Приложение 2
Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
Назначение теста
Диагностика различных форм агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).
Тестовый материал
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
Мне не раз приходилось драться.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я требую, чтобы люди уважали мои права.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
Меня легко обидеть.
Многие люди мне завидуют.
Если я злюсь, я могу выругаться.
Если не понимают слов, я применяю силу.
Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
На удар я отвечаю ударом.
В споре я часто повышаю голос.
Я раздражаюсь из-за мелочей.
Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Ключ к тесту
Шкалы Вопросы
Ф1 8 15 22 29
К2 9 16 23 30
Р3 10 17 24 31
Н4 11 18 25 32
О5 12 19 26 33
П6 13 20 27 34
С7 14 21 28 35
За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да" на вопросы, в вышеприведенной таблице.
Интерпретация результатов теста
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:
Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы.
Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера.
Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу.
Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста.
Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить.
Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете.
Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер)
Назначение теста
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Инструкция к тесту
Подчеркните наиболее подходящий ответ.
Тестовый материал
Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
Всегда.
Иногда.
Никогда.
Как Вы ведете себя в критической ситуации?
Внутренне кипите.
Сохраняете полное спокойствие.
Теряете самообладание.
Каким считают Вас коллеги?
Самоуверенным и завистливым.
Дружелюбным.
Спокойным и независтливым.
Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
Примете ее с некоторыми опасениями.
Согласитесь без колебаний.
Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
Выдадите ему “по первое число".
Заставите вернуть.
Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
“Что это тебя так задержало?"
“Где ты торчишь допоздна?"
“Я уже начал (а) волноваться".
Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
Стараетесь ли обогнать машину, которая “показала вам хвост”?
Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.
Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
Сбалансированными.
Легкомысленными.
Крайне жесткими.
Что Вы предпринимаете, если не все удается?
Пытаетесь свалить вину на другого.
Смиряетесь.
Становитесь впредь осторожнее.
Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
“Пора бы уже запретить им такие развлечения".
“Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".
“И чего мы столько с ними возимся?"
Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
“И зачем я только на это нервы тратил?"
“Видно, его физиономия шефу приятнее”.
“Может быть, мне это удастся в другой раз".
Как Вы смотрите страшный фильм?
Боитесь.
Скучаете.
Получаете искреннее удовольствие.
Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
Будете нервничать во время заседания.
Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
Огорчитесь.
Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
Обязательно стараетесь выиграть.
Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
Очень сердитесь, если не везет.
Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
Стерпите, избегая скандала.
Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
Поговорите с учителем.
Устроите скандал родителям “малолетнего преступника”.
Посоветуете ребенку дать сдачи.
Какой, по-вашему, Вы человек?
Средний.
Самоуверенный.
Пробивной.
Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
“Простите, это моя вина".
“Ничего, пустяки".
“А повнимательней Вы быть не можете?! ”
Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
“Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?! ”
“Надо бы ввести телесные наказания".
“Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели! ”
Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
Тигра или леопарда.
Домашнюю кошку.
Медведь.
Обработка и интерпретация результатов теста
За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b - 2 балла, за ответ с - 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов. .
45 и более баллов. Излишняя агрессивность, при том нередко неуравновешенность и жестокость по отношению к другим. В надежде добиться успеха игнорирование интересов окружающих и использование "собственных" методов.
36-44 балла. Агрессивность умеренная, достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее баллов. Чрезмерная миролюбивость, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
Психолого-педагогическая коррекция Содержание Введение Глава 1. Теоретические подходы к психолого-педагогической коррекции 1.1 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности 1.2 Метод наблюдения психолога за деятельно
Психолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью в разные возрастные периоды
Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи
Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте
Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте
Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Психолого-педагогическое изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе
Психометрическая оценка теста средовой аффиляции
Психометрия
Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.