курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.
Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услуга предоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции, Норвегии.
Служба раннего вмешательств минимизирует потенциальные задержки развития у детей и ослабляет влияние условий, приводящих к нарушениям развития. Профилактика и коррекция нарушений уменьшает общие затраты на образовательные услуги, помогает удовлетворять потребности детей, снижает вероятность институционализации, подготавливает детей к их дальнейшей независимой жизни в обществе.
Современные позитивные изменения в мировом образовательном пространстве предопределили новое законодательно-правовое и научно-методическое обеспечение ранней социальной интеграции детей с первых лет жизни. Интенсивно развиваются новые области педагогических знаний (педагогика индивидуальности, раннего вмешательства, раннего включения).
Система образования в Республике Беларусь нуждается в таком концептуальном оснащении, которое, во-первых, позволило бы в полной мере удовлетворить современные социальные требования общества к качеству воспитания и обучения подрастающего поколения в условиях рыночной экономики, во-вторых, отражало бы важнейшие достижения мировой цивилизации XXI века в области защиты прав человека, обусловленные изменением парадигмы воспитания с "культуры полезности" на "культуру достоинства" (А.В. Асмолов).
Международные стандарты по обеспечению прав детей с первых дней жизни наиболее активно стали разрабатываться после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, в которой оговорено, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь" (ст.25). Большую работу проводит Всемирная организация здравоохранения, разрабатывающая документы по охране здоровья и прав лиц с ограниченными возможностями (по данным ВОЗ на Земле более 500 млн. инвалидов, т.е.10% населения).
Согласно данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 года на учете находилось 118 914 детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальных образовательных услугах, что составляет 5,68% от общего количества детей, проживающих в Беларуси. По статистическим данным почти каждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическом развитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.
Создание единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей, своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обусловлено целым рядом факторов. Помимо социально-экономических (безработица, расслоение населения по имущественному признаку, кризис института брака и др.), в ряду объективных и субъективных факторов можно выделить следующие:
увеличение числа детей-инвалидов и с проблемами в развитии;
ухудшение здоровья населения, проявление "синдрома 90-х" (В.П. Казначеев), т.е. снижение качества наследственного материал распространенный отказ женщин детородного возраста от рождения детей и др.;
ухудшение экологической ситуации в "атомном веке", появление "детей Чернобыля".
Не последнюю роль в увеличении количества детей "группы высокого риска" (Н.В. Вострокнутов) сыграли достижения в области медицины, позволившие снизить детскую смертность и обеспечить выживаемость ребенка при массе тела 500 г, создание технологии искусственного оплодотворения, а также совершенствование методов комплексной ранней дифференциальной диагностики патологических отклонений развития; интенсивное развитие психологической и педагогической помощи, правовой и социальной защиты детей во всем мире...
Ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможности своевременной социализации, включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже в дошкольном возрасте (в республике функционирует 150 интегрированных групп и их число быстро растет).
В Беларуси имеются условия для создания республиканской системы ранней помощи детям-инвалидам и детям "группы высокого риска". Создана определенная нормативно-правовая база: ратифицированы Конвенции ООН; приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития" (специальном образовании)"; успешно реализуются Концепция специального образования, Концепция дошкольного образования; осуществляется интегрированное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с утвержденным Положением об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями развития; реализуется Положение об обучении детей с особенностями развития на дому и др.
Обобщен и накоплен позитивный практический опыт оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с "фактором риска" в развитии и детей-инвалидов с первых дней жизни. Созданы и успешно работают службы ранней помощи при некоторых центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в медицинских центрах, при поликлиниках. Однако они разобщены. Недостаточно эффективна межведомственная координация их деятельности. Ограниченное количество таких служб, недостаточное научно-методическое обеспечение не могут удовлетворить спрос населения на такого рода услуги. Дефицит информации, методической литературы снижает эффективность и качество проводимой работы. Отсутствие государственной системы ранней помощи детям и их семьям препятствует осуществлению эффективного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Снижается результативность предупреждения и профилактики инвалидизации детства. Увеличиваются затраты государства на систему специального образования.
Необходимость создания государственной системы ранней помощи детям подчеркивается специалистами здравоохранения и социальной защиты. Признаны приоритет разработки проблем ранней помощи и ее социально-экономическая значимость, неоспорима перспективность ожидаемых результатов.
Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи в Центре специального образования по заказу Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская работа начата в Национальном институте образования в 2003 году.
Цель концепции - научное обоснование проектирования системы ранней диагностики нарушений, комплексной помощи детям "группы высокого риска" и их родителям с учетом самоценности дошкольного периода детства и равных прав каждого ребенка на получение необходимой комплексной помощи внутриутробно и с первых дней жизни.
Разработка стратегии создания государственной концепции ранней комплексной помощи в системе образования позволит определить этапы ее становления и последовательность решения тактических задач. Педагогическое проектирование осуществляется на нескольких уровнях: теоретическом, моделирующем, содержательном, процессуальном.
Используя термин "концепция", мы имеем в виду замысел преобразований, оформленный с применением модифицируемой системы подходов, ценностных ориентации, понятий и принципов (Н.А. Масюкова, А.Я. Наин, Б.В. Пальчевский, В.И. Слободчиков и др.). В Концепции определяются теоретические основания создания модели раннего выявления детей с "фактором риска" психолого-педагогической диагностик имеющихся отклонений, помощи детям и их семьям, а также функции стратегия, цели и задачи развития со ответствующей службы до 2010 года.
Теоретическое обоснование необходимости реструктуризации системы специального дошкольного образования в Республике Беларусь и введения новой службы ранней комплексной помощи детям "группы высокого риска"
Теоретический уровень разработки проекта предполагает решение следующих задач:
научное обоснование концептуальной модели и определение методологических принципов ранней социализации детей, оказания им необходимых коррекционно-образовательных услуг с первых дней жизни;
определение стратегии построения базовой модели (республиканского уровня) и на ее основе - возможных региональных вариантов ранней диагностики отклонений развития и комплексной помощи семье и ребенку;
экспериментальная апробация проекта с целью проверки его эффективности;
совершенствование базовой модели на основе результатов апробации в системе образования;
разработка программы, обеспечивающей реализацию концепции ранней помощи в системе образования до 2010 года.
Разрабатывая проект концепции ранней комплексной помощи, мы опирались на зарубежный и отечественный опыт, накопленный в классической и современной психолого-педагогической науке. Это педагогическое наследие Я.А. Коменского, Э. Сегена, М. Монтессори, содержательные и эффективные методики дошкольного образования XX века, обогатившие специальную педагогику: педагогический опыт Отто Шпека, Мюнхенская диагностика (Германия), методика Н. и П. Ботта (Франция), Карла Грюневальда (Швеция), кондуктивная педагогика А. Пето (Будапешт), методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса, опережающее обучение Г. Домана, также программы раннего выявления и ранней комплексной помощи ребенку (Россия).
Актуальные проблемы ранней коррекционно-образовательной помощи детям решаются на современном этапе с учетом теоретических положений, основанных на признании:
ведущей роли деятельности и ее изменения на протяжении дошкольного периода развития (А.Н. Леонтьев и др.);
значимости и необходимости общения в своевременной социализации личности, установления контактов, обратной связи с окружающими людьми с первых дней жизни (Л.И. Божович, 1968; М.И. Лисина, 1974 и др.);
руководящей роли взрослых как г основного условия амплификации развития ребенка в разных видах деятельности (А.В. Запорожец, 1998 и др.);
интенсивного социального развития ребенка в дошкольном возрасте как наиболее сенситивного к усвоению опыта (Л.С. Выготский)
Современные научные исследования доказывают, что первые три года жизни являются определяющими для развития ребенка, а сензитивность дошкольного детства к овладению способами усвоения общественного опыта определяется ростом и развитием мозга, завершающимся в 7-8 лет. В гуманистической психологии отмечается, что сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства жизни не мешают этому (А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Хьелл). Ранее существовавшая в дефектологии парадигма "приспособления", "упражнения и тренировки" оказалась недостаточно эффективной и заменена на направленность психолого-педагогической коррекции на активное формирование того, что может быть достигнуто ребенком в перспективе и в соответствии с его возможностями, с учетом социально-психологических нормативов общества. В рамках такого подхода в современных исследованиях предложены новые принципы коррекционно-компенсаторного сопровождения (Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович, М.М. Семаго и др.).
Принцип замещающего онтогенеза радикально изменяет понимание причин и характера психического и физического развития детей.
Исходя из уникальности конкретного возрастного периода (дошкольного, школьного и т.д.), определяется другой принцип - "нормативности", раскрывающий эталонное содержание развития на данном возрастном этапе и механизмы взаимосвязи сегодняшнего и завтрашнего дня в развитии ребенка, определения исходной позиции для коррекционно-развивающего сопровождения с использованием условно-нормативных показателей типичного онтогенеза (Л.А. Зайцева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
Реализация принципа системности развития предполагает учет в коррекционно-развивающей работе структуры и иерархии конкретного варианта атипичного психического развития, понимания пути этого развития, причин наблюдаемой патологии, определения той возрастной точки, после которой началось уклонение от условно-нормативного варианта развития. Это дает возможность построить индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка, "с нужного места" (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Новый дидактический принцип единой образовательной среды (А.А. Леонтьев) в системе ранней комплексной помощи предполагает, по нашему мнению, создание коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды (без "барьеров") и развивающей социальной среды (доступность для каждого ребенка в соответствии с его правами и потребностями необходимого комплекса социально-психологических, медицинских и образовательных услуг).
Принцип индивидуализации в полной мере отражает современную парадигму специального дошкольного образования. Он закрепляет необходимость опираться в коррекционно-развивающей работе на образовательные потребности личности, ее индивидуальные особенности, а не на внешние признаки поведения и деятельности детей. Реализация этого ключевого принципа коррекционной педагогики и психологии обеспечивает наиболее полную обратную связь с ребенком, понимание его трудностей, своевременное фиксирование его достижений и их стимулирование. Имеющиеся у детей дошкольного возраста с "фактором риска" сложные психосенсомоторные нарушения обусловливают необходимость установления постоянной обратной связи с ребенком, начального, текущего и итогового контроля за динамикой его развития в дошкольном учреждении и семье.
Принцип динамичности и гибкости предполагает индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов ранней коррекционно-педагогической помощи. В ее основе видится социально-адаптационная направленность, вариативность содержания и дифференциация коррекционно-развивающей поддержки, а не приоритет нормативных образовательных стандартов. Актуальным, особенно в условиях интегрированного воспитания, является создание новых и адаптация типовых учебных программ к нуждам конкретного ребенка (А.Н. Коноплева, 2002; Е.М. Калинина, 2003; Т.Л. Лещинская, 1997; Л.И. Солнцева, 1997; Т.И. Шамова, 1996; Н.Д. Шматко, 1997 и др.).
Учет принципа мотивированности деятельности необходим для планирования, отбора средств и условий активизации мотивационно-потребностной сферы детей дошкольного возраста с психофизическими нарушениями, в частности с ранней социальной и психоэмоциональной депривацией. Это один из самых значимых и сложных аспектов коррекционно-образовательной работы. У детей, особенно дошкольного возраста, отмечается выраженная незрелость рассматриваемой сферы. Важно, чтобы воспринимаемая ребенком в процессе обучения информация, отражаемый в сознании опыт приобретали субъективный, личностный смысл, "присваивались" ребенком. Здесь срабатывает универсальное правило в коррекционной работе: "если интересно, значит, хочу узнать, понять, рассмотреть... ", ребенка привлекает "учение с увлечением" (Ш. Амонашвили). Активизация внимания, познавательных мотивов ребенка с проблемами развития - неотъемлемое условие успешности в усвоении значимого для него опыта.
Принцип целостности воспитательного процесса близок к принципу комплексного подхода в коррекционно-образовательной работе, целостности и системности в организации и определении ранней медико-психолого-педагогической помощи детям, выражается в разностороннем и целостном осмыслении потребностей и возможностей ребенка, характера взаимодействия специалистов и семьи.
Принцип развивающего воспитания отражает психологическую основу коррекционно-воспитательной работы: учет "зоны актуального" и "зоны ближайшего" развития ребенка с дезонтогенезом. Продуманная помощь со стороны взрослого предопределяет успешность психического и физического развития малыша с первых дней жизни. Недостаточность квалифицированной психолого-педагогической помощи с рождения приводит не только к возникновению у дошкольника госпитализма, но и к социальной депривации в дальнейшем.
Принцип социальной активности предполагает раннюю социализацию ребенка с нарушениями психофизического развития, обеспечение его индивидуальной формы существования, снижение зависимости от посторонней помощи - "все, что могу, делаю сам". Акцент необходимо делать не на пассивное усвоение, а на овладение значимым опытом в процессе предметно-практических и социальных действий, обеспечивающих своевременность социальной интеграции. В этой связи особое место отводится различным вариантам интегрированного воспитания дошкольников.
Принцип нормализации жизни, окружающей среды так же, как и принцип социальной активности, подчеркивает необходимость расширения социальной интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития, устранение или ослабление негативных воздействий на ребенка, сегрегации в воспитании и обучении, в социальных контактах с первых месяцев жизни. Каждый новый для малыша коллектив (семья, детский сад, школа) является для него важным, значимым этапом успешной социальной адаптации.
Принцип опоры на ведущую деятельность - один из доминирующих в системе ранней комплексной помощи, так как овладение ребенком социальным опытом осуществляется преимущественно в игровой деятельности, ведущей для этого периода. А.Н. Леонтьев отмечал, что ребенок развивается поступательно в общении и в деятельности. Игра не только побуждает малышей к двигательной активности, но и является важным средством разностороннего развития, коррекции психофизических нарушений. В этой связи особенно важно разрабатывать к каждому разделу программы игротеки, отражающие основное содержание программы, способствующие реализации поставленных коррекционно-образовательных задач.
Поставив перед собой задачу обеспечения ранней социализации ребенка с отклонениями в развитии, специалисты и родители должны быть ориентированы на реализацию принципа педагогического оптимизма с учетом необходимости и достаточности содержательного и операционального компонентов индивидуальной коррекционно-развивающей поддержки. Акцент необходимо сделать на трансформацию целеполагания в процессе воспитания и диагностичность психолого-педагогического анализа достижений и трудностей ребенка. Весь педагогический процесс целесообразно строить с учетом ближайших и перспективных целей, достижений и трудностей ребенка.
Ближайшие цели реализуются на основе практико-ориентированного воспитания (А.Н. Коноплева, 2002; Т.Л. Лещинская, 2000; П.И. Третьяков, 1997) и социальной направленности содержания (формирование знаний и умений, жизненно необходимых в повседневной практике). Перспективные цели ориентированы на развитие способностей личности (в том числе и компенсаторных) и необходимых данному возрасту личностных качеств, определенного уровня предметно-практической и игровой деятельности.
Очевидно, что ближайшие цели необходимо соотносить с "уровнем актуального развития" ребенка, а перспективные - с "уровнем ближайшего развития". Названные уровни определяются в процессе исходного, текущего и итогового психолого-педагогического обследования. В процессе психолого-педагогического обследования ребенка (с обязательным учетом данных его клинико-физиологического, нейропсихологического исследования) важно получить ответы на следующие вопросы (Л.С. Цветкова, 1997):
почему нарушен тот или иной психический процесс (речь, мышление, восприятие, память, чтение, письмо и др.);
каковы причины и механизмы возникновения отклонений психического и социального развития от естественного онтогенеза;
что лежит в основе нарушения
существует ли взаимосвязь выявленного недоразвития определенных высших психических функций с нарушениями других психических функций, а также с негативными изменениями личности, эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка;
какова структура патологического психофизического состояния (на каком уровне психической и психофизиологической организации функции произошло нарушение и в каком его звене);
с патологией какой зоны мозга связано наблюдаемое нарушение.
С учетом полученных результатов в дальнейшем можно добиваться пересмотра диагноза и осуществлять планирование индивидуальной работы, поиск оптимального содержания совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
Указанные исходные положения обеспечивают непрерывность и преемственность в оказании помощи ребенку, планирование индивидуальной работы, поиск оптимального содержания совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками.
Указанные исходные положения обеспечивают непрерывность и преемственность в оказании помощи ребенку и родителям различными государственными структурами, на начальной и последующих ступенях образования (семья, детский сад и т.д.).
Неоспоримо, что ранняя коррекция способствует предупреждению вторичных отклонений развития и реабилитации детей с особенностями развития, открывает возможности для их ранней социализации и интеграции в общество нормально развивающихся сверстников. Тем самым отпадает необходимость в дорогостоящем специальном образовании для такой категории детей.
В республиканских нормативных документах специальное дошкольное образование определяется как "процесс воспитания, обучения и разностороннего развития детей с психофизическими нарушениями, осуществляемый в семье и различных образовательных учреждениях, с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции" (Концепция дошкольного образования, 2002). Нельзя допустить изолированности системы ранней комплексной помощи детям от национальной системы образования. Принципиальным является следование современной тенденции создания в Республике Беларусь единого образовательного пространства, преемственности всех ступеней, на которых оказываются психолого-педагогические и социально-медицинские услуги детям и родителям.
Ранняя комплексная помощь рассматривается нами как система мер, единого образовательного пространства, преемственности всех ступеней, на которых оказываются психолого-педагогические и социально-медицинские услуги детям и родителям.
Ранняя комплексная помощь рассматривается нами как система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и/или психических нарушений развития ребенка в возрасте до трех лет, его индивидуализированное обучение с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты.
Обучение на дому - квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение на дому развития ребенка раннего возраста, который по состоянию здоровья временно или постоянно не посещает учреждения образования.
Приоритетами функционирования службы ранней комплексной помощи мы определили следующее:
при сохранении единого образовательного пространства приведение параметров системы дошкольного образования и специального образования в соответствие с новыми задачами, потребностями семей, структурой современных коррекционно-образовательных услуг, численностью детей с особенностями развития и инвалидов;
своевременное выявление патологических отклонений психофизического развития и "нормализация" (Б. Нирье, 1969) жизнедеятельности ребенка с первых дней жизни;
обеспечение равных возможностей для всех детей и их родителей в получении своевременной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи.
Наряду с основными функциями национального дошкольного образования служба ранней комплексной помощи, в том числе и коррекционно-педагогической, призвана выполнять дополнительные функции:
оздоровительную (охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, удовлетворение потребности семьи в оздоровительных услугах, профилактика соматических отклонений здоровья, предупреждение возникновения вторичных нарушений на фоне основной патологии с целью ослабления инвалидизации ребенка);
диагностическую (раннее выявление нарушений развития у детей в процессе медико-психолого-педагогического обследования);
коррекционно-компенсаторную (обеспечение своевременной адекватной коррекционно-развивающей помощи, своевременное исправление имеющихся психофизических нарушений, возмещение нарушенных функций);
информационно-консультационную (психолого-педагогическое содействие укреплению семьи, ранней социализации и развитию детей, обеспечение родителям выбора адаптивных образовательных программ, реализации прав ребенка и родителей в получении адекватных потребностям коррекционно-образовательных услуг).
Моделирующий уровень
Ранняя комплексная помощь может оказываться детям в возрасте до трех лет с "факторами риска" в развитии в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты и в семье. Она организуется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Ранняя комплексная помощь включает мероприятия, направленные на выявление психических и/или физических нарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям.
Ребенку раннего возраста, находящемуся в учреждении здравоохранения, социальной защиты, создаются условия для получения психолого-педагогической помощи в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается ребенку с учетом индивидуальных особенностей и соответствующих программно-методических материалов, с использованием вспомогательных коррекционных средств.
Материально-техническая база служб ранней комплексной, в том числе и коррекционно-педагогической помощи формируется в зависимости от потребностей населения в такой услуге и включает помещения, сооружения, оборудование, индивидуальные технические или иные средства, необходимые для эффективной комплексной помощи детям раннего возраста как в условиях семьи, так и в учреждениях образования и здравоохранения.
Реализация разработанной модели обеспечит, на наш взгляд, целостный характер функционирования и развития рассматриваемой системы в республике и регионах. Она позволит устранить ведомственную сегрегацию в управлении, установить действенную" взаимосвязь между институтами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты различных уровней, а также удовлетворить потребность образовательной сферы в кадрах для работы с детьми раннего возраста, обеспечить население необходимыми психолого-педагогическими и социально-медицинскими услугами.
В Республике Беларусь образовалась гибкая многофункциональная система учреждений, предлагающих образовательные услуги детям дошкольного возраста и их родителям (Концепция дошкольного образования, 2000). Реструктуризация указанной системы учреждений, связанная с открытием в их составе служб ранней диагностики и комплексной помощи, позволит повысить эффективность" психолого-педагогических и социально-медицинских услуг детям раннего дошкольного возраста.
Структура системы ранней комплексной помощи включает несколько составных частей: службы, обеспечивающие ее функционирование и развитие; учреждения дошкольного образования, здравоохранения и социальной защиты, обеспечивающие получение населением специальных образовательных услуг.
Службы, обеспечивающие функционирование и развитие системы ранней диагностики и комплексной помощи: психологическая служба; педагогическая служба; социальная служба; медицинская служба; система управления; научная и методическая службы.
Структура службы ранней комплексной помощи (СРКП)
Специалистами отдела (службы) значатся лица, имеющие высшее среднее специальное образование
Штат сотрудников включает:
1) руководитель отдела
2) врач-педиатр;
3) педагог - психолог;
4) социальный педагог;
5) учитель-дефектолог;
6) врач-психиатр;
7) инструктор ЛФК;
8) массажист.
Основные направления организации модели ранней диагностики и комплексной помощи детям
1. Законодательно-правовое обеспечение системы ранней помощи на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов и родителей.
2. Обеспечение механизма контроля регуляции качества деятельности служб ранней диагностики и комплекса помощи детям и их родителям, экспертизы содержания и результативности осуществления функций указанных структур.
3. Создание обязательного набор диагностических методик для тотального психолого-педагогического (в комплексе с медицинским) обследования выявления детей "группы высокой риска" в первые месяцы жизни.
4 Обеспечение многоуровневого социально-ориентированного содержания дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей раннего возраста, обусловленных нарушениями психофизического развития (в том числе тяжелой и атипической патологией, требующей дополнительных медико-психолого-педагогических услуг).
5. Совершенствование коррекционно-образовательных технологий воспитания и обучения дошкольников раннего возраста, обобщение и пропаганда отечественного и зарубежного передового педагогического опыта ранней помощи в условиях общественного и сем е иного воспитания.
6. Достижение непрерывности и преемственности коррекционно-образовательной работы с детьми в семье и на последующих этапах образования (детский сад, школа и др.).
7. Перестройка системы управления, подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на развитие структуры ранней комплексной коррекционно-развивающей помощи.
Цели и задачи служб ранней диагностики нарушений и комплексной помощи в системе специального образования
Цели:
своевременное тотальное комплексное обследование детей с первых дней жизни и выявление "групп высокого риска" (генетического, медицинского, социального), осуществление ранней социальной адаптации в процессе целенаправленного индивидуализированного развития детей;
обеспечение всем детям раннего дошкольного возраста с особенностями развития и инвалидам оптимальной коррекционно-развивающей социальной и предметно-пространственной в семье, интегрированных группах, других образовательных и медицинских структурах
Осуществление указанных целей не только обеспечит адекватную реакцию и компенсацию нарушений развития с первых месяцев жизни ребенка, ко и поможет снизить его зависимость от внешней помощи, повысить уровень социальной приспособленности к школе.
Основными задачами служб ранней диагностики и комплексной помощи являются:
профилактика (психолого-педагогическая, социально-медицинская) инвалидизации детства в перинатальном и раннем периодах развития ребенка, создание коррекционно-развивающей среды для личностного развития каждого ребенка, обеспечение достойного качества его жизни;
соблюдение приоритета семьи в воспитании и осуществлении ранней психолого-педагогической, медицинской коррекции нарушений развития детей с гарантированным взаимодействием необходимых специалистов (педагогов, психологов, медиков и др.);
создание информационно-аналитического банка данных о детях раннего возраста "группы высокого риска"; информационное обеспечение специалистов и родителей по проблемам диагностики нарушений и раннего коррекционно-развивающего сопровождения, диагностики нарушений и раннего коррекционно-развивающего сопровождения детей;
обеспечение непрерывности и преемственности коррекционно-образовательной помощи ребенку в семье, в дошкольном учреждении, а также при переходе на следующую ступень национальной образовательной системы (в школу);
обеспечение социально-правовой поддержки специалистов служб ранней помощи;
подготовка и переподготовка педагогов, психологов, медиков для работы с детьми раннего возраста в семье, в учреждениях образования, совместного (интегрированного) воспитания детей нормально развивающихся и с особенностями развития, а также в системе здравоохранения и социальной защиты.
Основные направления коррекционной психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста:
активизация психофизического развития младенца;
когнитивное развитие;
социализация (самообслуживание, эмоциональное общение и коммуникативные навыки);
развитие предпосылок игровой деятельности;
развитие речи;
развитие тонкой и общей моторики;
Виды проводимой работы: индивидуальные и групповые занятия, консультирование родителей, домашнее визитирование. Вместе с ребенком на занятиях присутствуют родители или значимые члены семьи.
Отдел (служба) информирует женские консультации, роддома, детские поликлиники и другие лечебно-профилактические учреждения об объеме оказываемых услуг и условиях направления детей в данное отделение.
Материально-техническое обеспечение функционирования отделов ранней комплексной помощи предполагает строительство учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения с учетом размещения в некоторых из них отделов ранней комплексной помощи, по проектам
1. М.Н. Реут Развитие службы ранней помощи проблемным детям // Дефектология, - 2005, - №1, - С.21-24
2. Е.М. Калинина Концептуальная модель ранней коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями в развитии // Дэфекталогія, - 2004, - С.46-48
3. Л.В. Самарина. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2005, - №6, С.3-6.
Тема: "Оказание ранней коррекционной помощи в Республике Беларусь" Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффек
Рівні роботи в розвитку мовлення молодшого школяра
Розробка двох прикладів ділової гри
Роль информации об образовательном учреждении при выборе ВУЗа
Роль класного керівника в організації дитячого колективу
Роль натуры в обучении детей старшей (подготовительной) группы рисованию и лепке
Роль перспективного педагогического опыта в повышении педагогического мастерства учителей
Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности
Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль ролевых игр в развитии ребенка
Роль СМИ и наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.