курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство образования Украины
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Кафедра автомобилей
Курсовая работа
Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ -21083
Выполнил:студент гр.А-33
Бесчастнов П.С.
Проверил: Писарев В.П.
Харьков 2003
Введение
Различные виды подвижного состава автомобильного транспорта – одиночные автомобили, седельные и прицепные автопоезда объединяются понятием “автотранспортные средства”/АТС/. Общим для них служат колесные движители и опорные оси в различных комбинациях. В связи с этим взаимодействие АТС с дорогой и окружающей средой базируется на тех же основных закономерностях, что и для одиночного автомобиля.
Эффективность использования АТС в различных условиях эксплуатации определяется комплексом их потенциальных эксплуатационных свойств – тягово-скоростных, тормозных, проходимости, топливной экономичности, устойчивости и управляемости, комфортабельности плавности хода. На эти эксплуатационные свойства влияют основные параметры автомобиля и его узлов, прежде всего двигателя, трансмиссии и колес, а также характеристики дороги и условий движения.
При выполнении курсовой работы оценивалась взаимосвязь и взаимозависимость совместного влияния конструктивных параметров автомобиля и условий движения на эксплуатационные свойства. При анализе тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ – 21083 выполняются необходимые расчеты на основании конкретных технических данных, строятся графики и по ним анализируются тягово-скоростные свойства.
Исходные данные для расчета
Вид автомобиля |
легковой |
Полная масса м, кг |
1370 |
Марка и тип двигателя |
ВАЗ-21083, карбюраторный |
Максимальная мощность Nemax, кВт |
52,6 |
Частота вращения двигателя при максимальной мощности nN, об/мин |
5600 |
Наличие ограничителя частоты вращения коленчатого вала |
нет |
Передаточные числа |
|
Uk1 |
3,636 |
Uk2 |
1,95 |
Uk3 |
1,357 |
Uk4 |
0,941 |
Uk5 |
0,784 |
раздаточной коробки или делителя |
нет |
главной передачи Ud |
3,7 |
Шины |
175/70R13 |
Статистический радиус колес rст |
0,269 |
Габаритные размеры: |
|
ширина Br, м |
1,62 |
высота Hr, м |
1,402 |
КПД трансмиссии η |
0,9 |
Коеффициент сопротивления воздуха К, Η*c2/м4 |
0,25 |
σ/ Реальные значения основных параметров автомобиля для сравнения их с полученными расчетами |
|
Максимальный крутящий момент двигателя Memax, Η*м |
106,4 |
Частота вращения двигателя при максимальном крутящем моменте nм, об/мин |
3400 |
Максимальная скорость Vmax, км/ч |
156 |
Время разгона до 100 км/ч tp, с |
13 |
где Ne, кВт – текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя n, об/мин; Nemax , кВт – максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания при частоте вращения nN , об/мин; A1,A2 – эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя внутреннего сгорания.
Значения эмпирических коэффициентов A1,A2 принимают для карбюраторных двигателей A1= A2 = 1,0.
Так как у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничителя частоты вращения, максимальная частота вращения коленчатого вала nmax при движении автомобиля с максимальной скоростью может на 10-20% превышать частоту nN , для него берут еще одно значение n после nN c тем же интервалом Dn.
Минимальную частоту вращения коленчатого вала nmin выбирают в пределах 800 об/мин.
Результаты расчетов сводят в табл.1 и строят внешнюю скоростную характеристику двигателя Ne=f(n) и Me=f(n).
Таблица 1
Результаты расчетов внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
Значение параметров |
|||||||
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
A1*n/nN |
0,1429 |
0,2857 |
0,4286 |
0,5714 |
0,7143 |
0,8571 |
1 |
1,1429 |
A2(n/nN)^2 |
0,0204 |
0,0816 |
0,1837 |
0,3265 |
0,5102 |
0,7347 |
1 |
1,3061 |
(n/nN)^3 |
0,0029 |
0,0233 |
0,0787 |
0,1866 |
0,3644 |
0,6297 |
1 |
1,4927 |
A1*n/nN+A2(n/nN)^2-(n/nN)^3 |
0,1604 |
0,344 |
0,5336 |
0,7113 |
0,8601 |
0,9621 |
1 |
0,9563 |
Ne,кВт |
8,437 |
18,0944 |
28,0674 |
37,4144 |
45,2413 |
50,6065 |
52,6 |
50,301 |
Ме,Hм |
100,717 |
108,001 |
111,685 |
111,659 |
108,014 |
100,686 |
89,702 |
75,059 |
где rд - динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимаем равным rст, м. Вторую составляющую силового баланса - силу суммарного дорожного сопротивления определяют по формуле, Н:
В расчетах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению, в связи c чем полагают Y=const.
Для ВАЗ-21083 G=9,81*1370=13439,7Н, а при заданном Y=0,019 Р=0,019*1370*9,81=255,35 Н.
где F - лобовая площадь, м2; v - скорость автомобиля, км/ч.
Лобовая площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии - приближенно по выражению:
Сила сопротивления разгону, Н:
При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Pk и суммы сопротивлений движению (PY+Pw).
где rk - радиус качения колеса, м, равный при отсутствии проскальзывания статическому радиусу rст.
Переменные по скорости величины Pk,Pw и D рассчитывают по формулам, сводят данные расчетов в табл.2 и строят по ним графики силового 6aланca и динамической характеристики.
Таблица 2
Результаты расчетов силового баланса и динамической характеристики
Параметры |
Значение параметров |
||||||||
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
|
Ме,Нм |
100,717 |
108,001 |
111,685 |
111,659 |
108,014 |
100,686 |
89,702 |
75,059 |
|
V,км/ч |
6,0081 |
12,0163 |
18,0244 |
24,0326 |
30,0407 |
36,0489 |
42,057 |
48,0652 |
|
Uк1 = |
Pк,Н |
4600,82 |
4933,55 |
5101,84 |
5100,65 |
4934,15 |
4599,4 |
4097,64 |
3428,74 |
3,636 |
Рw,Н |
- |
- |
11,3079 |
20,1031 |
31,411 |
45,232 |
61,5656 |
80,4124 |
Рк-Рw,H |
4600,82 |
4933,55 |
5101,84 |
5100,65 |
4934,15 |
4599,4 |
4097,64 |
3428,74 |
|
D |
0,3423 |
0,3671 |
0,3796 |
0,3795 |
0,3671 |
0,3422 |
0,3049 |
0,2551 |
|
V,км/ч |
11,2029 |
22,4058 |
33,6086 |
44,8115 |
56,0144 |
67,2173 |
78,4202 |
89,6231 |
|
Uк2 = |
Pк,Н |
2467,43 |
2645,88 |
2736,14 |
2735,5 |
2646,2 |
2466,68 |
2197,58 |
1838,85 |
1,95 |
Рw,Н |
- |
17,474 |
39,315 |
69,894 |
109,21 |
157,262 |
214,051 |
279,577 |
Рк-Рw,H |
2467,43 |
2645,88 |
2736,14 |
2735,5 |
2646,2 |
2466,68 |
2197,58 |
1838,85 |
|
D |
0,1836 |
0,1969 |
0,2036 |
0,2035 |
0,1969 |
0,1835 |
0,1635 |
0,1368 |
|
V,км/ч |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,689 |
128,788 |
|
Uк3 = |
Pк,Н |
1717,08 |
1841,26 |
1904,07 |
1903,63 |
1841,49 |
1716,55 |
1529,29 |
1279,65 |
1,357 |
Рw,Н |
9,02 |
36,082 |
81,183 |
144,329 |
225,511 |
324,739 |
442,002 |
577,314 |
Рк-Рw,H |
1717,08 |
1841,26 |
1904,07 |
1903,63 |
1841,49 |
1716,55 |
1529,29 |
1279,65 |
|
D |
0,1278 |
0,137 |
0,1417 |
0,1416 |
0,137 |
0,1277 |
0,1138 |
0,0952 |
|
V,км/ч |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,077 |
139,292 |
162,507 |
- |
|
Uк4 = |
Pк,Н |
1190,7 |
1276,81 |
1320,36 |
1320,05 |
1276,96 |
1190,33 |
1060,47 |
- |
0,941 |
Рw,Н |
18,76 |
75,04 |
168,83 |
300,14 |
468,98 |
675,33 |
919,19 |
- |
Рк-Рw,H |
1171,94 |
1201,77 |
1151,53 |
1019,91 |
807,98 |
515 |
141,28 |
- |
|
D |
0,0872 |
0,0894 |
0,0857 |
0,0759 |
0,0601 |
0,0383 |
0,0105 |
- |
|
V,км/ч |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,457 |
139,322 |
167,186 |
- |
- |
|
Uк5 = |
Pк,Н |
992,04 |
1063,78 |
1100,07 |
1099,81 |
1063,91 |
991,73 |
- |
- |
0,784 |
Рw,Н |
27,02 |
108,1 |
243,22 |
432,39 |
675,62 |
972,88 |
- |
- |
Рк-Рw,H |
965,02 |
955,68 |
856,85 |
667,42 |
388,29 |
18,85 |
- |
- |
|
D |
0,0718 |
0,0711 |
0,0638 |
0,0497 |
0,0289 |
0,0014 |
- |
- |
|
РΨ+РW,H |
282,37 |
363,45 |
498,57 |
687,74 |
930,97 |
1228,23 |
- |
- |
|
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
255,3543 |
- |
- |
Показатели разгона автомобиля представляют собой графики ускорений, времени и пути разгона в функции скорости.
где d =1,04 + 0.04 uki2 предварительно рассчитывается для каждой передачи.
Расчетные данные для построения графика ускорений сводят, в табл.3, где приводятся значения величин, обратных ускорениям 1/j, которые будут использованы при определении времени разгона АТС.
Поскольку при максимальной скорости для автомобиля без ограничителя частоты вращения вала двигателя ускорение j=0, а обратная величина 1/j=¥, построение графика 1/j=f(v) ограничивают последней точкой, примерно соответствующей 0.9vmax. Для ВАЗ - 21083 это ограничение составляет 0,9*156=140 км/ч. Скорости 140 км/ч соответствуют значения j = 0,1761м/с2 и 1/j = 5,6786c2/м.
Таблица 3
Результаты расчетов ускорений и величин обратных ускорениям
n, об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
|
V,км/ч |
6,0081 |
12,016 |
18,024 |
24,033 |
30,041 |
36,049 |
42,057 |
48,0652 |
|
1-я передача |
D |
0,3423 |
0,3671 |
0,3796 |
0,3795 |
0,3671 |
0,3422 |
0,3049 |
0,2551 |
Uк1 = 3,636 |
D - ψ |
0,3233 |
0,3481 |
0,3606 |
0,3605 |
0,3481 |
0,3232 |
0,2859 |
0,2361 |
δ1= 1,56882 |
j,м/с2 |
2,0216 |
2,1767 |
2,2549 |
2,2542 |
2,1767 |
2,021 |
1,7878 |
1,4764 |
1/j |
0,4947 |
0,4594 |
0,4435 |
0,4436 |
0,4594 |
0,4948 |
0,5593 |
0,6773 |
|
V,км/ч |
11,203 |
22,406 |
33,609 |
44,812 |
56,014 |
67,217 |
78,42 |
89,6231 |
|
2-я передача |
D |
0,1836 |
0,1969 |
0,2036 |
0,2035 |
0,1969 |
0,1835 |
0,1635 |
0,1368 |
Uк2 = 1,95 |
D - ψ |
0,1646 |
0,1779 |
0,1846 |
0,1845 |
0,1779 |
0,1645 |
0,1445 |
0,1178 |
δ2 = 1,1921 |
j,м/с2 |
1,3545 |
1,464 |
1,5191 |
1,5183 |
1,464 |
1,3537 |
1,1891 |
0,9694 |
1/j |
0,7383 |
0,6831 |
0,6583 |
0,6586 |
0,6831 |
0,7387 |
0,841 |
1,0316 |
|
V,км/ч |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,69 |
128,788 |
|
3-я передача |
D |
0,1278 |
0,137 |
0,1417 |
0,1416 |
0,137 |
0,1277 |
0,1138 |
0,0952 |
Uк3 = 1,357 |
D - ψ |
0,1088 |
0,118 |
0,1227 |
0,1226 |
0,118 |
0,1087 |
0,0948 |
0,0762 |
δ3 = 1,11366 |
j,м/с2 |
0,9584 |
1,0394 |
1,0808 |
1,08 |
1,0394 |
0,9575 |
0,8351 |
0,6712 |
1/j |
1,0434 |
0,9621 |
0,9252 |
0,9259 |
0,9621 |
1,0444 |
1,1975 |
1,4899 |
|
V,км/ч |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,08 |
139,29 |
162,51 |
- |
|
4-я передача |
D |
0,0872 |
0,0894 |
0,0857 |
0,0759 |
0,0601 |
0,0383 |
0,0105 |
- |
Uк4 = 0,941 |
D - ψ |
0,0682 |
0,0704 |
0,0667 |
0,0569 |
0,0411 |
0,0193 |
-0,008 |
- |
δ4 = 1,075419 |
j,м/с2 |
0,6221 |
0,6422 |
0,6084 |
0,519 |
0,3749 |
0,1761 |
-0,078 |
- |
1/j |
1,6075 |
1,5571 |
1,6437 |
1,9268 |
2,6674 |
5,6786 |
-12,9 |
- |
|
V,км/ч |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,46 |
139,32 |
167,19 |
- |
- |
|
5-я передача |
D |
0,0718 |
0,0711 |
0,0638 |
0,0497 |
0,0289 |
0,0014 |
- |
- |
Uk5=0.784 |
D - ψ |
0,0528 |
0,0521 |
0,0448 |
0,0307 |
0,0099 |
-0,018 |
- |
- |
δ5 =1.06459 |
j,м/с2 |
0,4865 |
0,4801 |
0,4128 |
0,2829 |
0,0912 |
-0,162 |
- |
- |
1/j |
2,0555 |
2,0829 |
2,4225 |
3,5348 |
10,965 |
-6,165 |
- |
- |
графическим интегрированием функции 1/j=f(v), используя график величин, обратных ускорениям. Для этого площадь под кривыми 1/j=f(v) в интервале от vmin до 0.9vmax разбивают на произвольное число участков. Переход с одной передачи на другую выбирают при равных или при наиболее близких значениях j и 1/j.При этом каждый участок будет ограничен частью оси абсцисс, частью кривой зависимости 1/j=f(v) и ординатами точек этой кривой, соответствующих начальной и конечной скоростям выбранного интервала. Площади этих участков представляют собой в определенном масштабе время разгона в соответствующем интервала скоростей на данной дороге.
Подсчитав площади участков и нарастающую сумму площадей, вычисляют время разгона, сводят расчеты в табл.4 и строят график времени разгона.
Параметр |
Значение параметра |
||||||||
V,км/ч |
6 |
26,5 |
47,5 |
68 |
88 |
109 |
128 |
139 |
140 |
Fti,мм2 |
0 |
157,5 |
189 |
241,5 |
304,5 |
378 |
462 |
330 |
138,6 |
ΣFti,мм2 |
0 |
157,5 |
346,5 |
588 |
892,5 |
1270,5 |
1732,5 |
2062,5 |
2201,1 |
Σ t,c |
0 |
2,612 |
5,746 |
9,751 |
14,8 |
21,07 |
28,731 |
34,204 |
36,502 |
Методика расчета и построения аналогична предшествующей. Для этого площадь над кривой t=f(v) в интервале от vmin до 0.9vmax разбивают на произвольное число участков. Каждый участок ограничен частью оси ординат, частью кривой t=f(v) и абсциссами точек этой кривой, соответствующих начальной и конечной скоростям выбранного интервала. Площади этих участков представляют собой в определенном масштабе путь разгона в соответствующем интервале скоростей на данной дороге
Подсчитав площади участков и нарастающую сумму площадей, вычисляют путь разгона, сводят расчеты в табл.5 и строят график пути разгона.
Параметр |
Значение параметра |
|||||
V,км/ч |
6 |
43,5 |
69,3 |
89 |
119,5 |
140 |
Fsi,мм^2 |
0 |
643,5 |
1466,4 |
2057,9 |
5421 |
7785 |
ΣFsi,мм^2 |
0 |
643,5 |
2109,9 |
4167,8 |
9588,8 |
17373,8 |
S,м |
0 |
123,75 |
405,75 |
801,5 |
1844 |
3341,12 |
Уравнения баланса мощности могут быть выражены через мощность двигателя Ne:
где Nr - мощность, теряемая в трансмиссии; NY ,Nw - мощность, расходуемая на преодоление соответственно суммарных дорожных сопротивлений и сопротивления воздуха; Nj - мощность, используемая для разгона.
Вначале вычисляют мощность на ведущих колесах Nk. Эту величину определяют через мощность Ne, развиваемую на коленчатом валу двигателя, с учетом потерь в трансмиссии
Значения мощностей NY и Nw рассчитывают с использованием величин PY и Pw , взятых из табл.2 для высшей передачи с целью обеспечения всего диапазона скоростей движения автомобиля:
Полученные значения величин NY и Nw суммируют.
Из табл.2 берут также значения скоростей движения автомобиля на всех передачах, соответствующие принятым ранее величинам частоты вращения коленчатого вали двигателя. Данные расчетов сводят в табл.6 и по ним строят график мощностного баланса автомобиля.
На графике мощностного баланса строят следующие зависимости . мощностей от скорости движения автомобиля: Ne=f(v) - только для высшей передачи; Nk=f(v) - для всех передач; NY=f(v), NY+Nw=f(v).
Мощности Nr и Nj определяются на графике как разности Nr=Ne-Nk, Nj=Nk-(NY+Nw).
Параметр |
|
|
Значение параметра |
|
|
|
||
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
Ne,кВт |
8,437 |
18,094 |
28,067 |
37,414 |
45,241 |
50,606 |
52,6 |
50,301 |
Nк,кВт |
7,6777 |
16,466 |
25,541 |
34,047 |
41,17 |
46,052 |
47,866 |
45,774 |
V,км/ч Uк1=3,636 |
6,0081 |
12,016 |
18,024 |
24,033 |
30,041 |
36,049 |
42,057 |
48,065 |
Uк2=1,95 |
11,203 |
22,406 |
33,609 |
44,812 |
56,014 |
67,217 |
78,420 |
89,623 |
Uк3=1,357 |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,69 |
128,79 |
Uк4=0,941 |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,08 |
139,29 |
162,51 |
- |
Uk5=0,784 |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,46 |
139,32 |
167,19 |
- |
- |
Nψ,кВт |
1,9764 |
3,953 |
5,9294 |
7,9058 |
9,8824 |
11,859 |
- |
- |
Nw,кВт |
0,2091 |
1,6734 |
5,6476 |
13,387 |
26,147 |
45,181 |
- |
- |
Nψ+Nw,кВт |
2,1856 |
5,6264 |
11,577 |
21,293 |
36,029 |
57,04 |
- |
- |
Из внешней скоростной характеристики двигателя определяют значения максимального крутящего момента Memax , частоту вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте nM и момент при максимальной мощности MN. Полученные значения Memax и nM сравниваются с реальными данными. По значениям Memax и MN можно вычислить коэффициент приспособляемости двигателя
Для ВАЗ - 21083 значение Memax = 89,872Н*м а MN =90,3Н*м. Тогда Kпр=0,995
По графику силового баланса определяют максимально возможную скорость движения автомобиля для заданных дорожных условий. Ее можно определить также по динамической характеристике, графику ускорений и мощностному балансу автомобиля. При правильном построении указанных зависимостей максимальные значения скорости будут для всех графиков одинаковы. По динамической характеристике автомобиля для каждой передачи определяют максимальное дорожное сопротивление Ymax i, которое может преодолеть автомобиль, критическую скорость vкр i и максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги imax i.
Максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги:
Для большей наглядности полученное значение уклона представляют в процентах.
Для автомобиля ВАЗ - 21083 перечисленные параметры составляют:
vmax = 156 км/ч
Ymax1 = Dmax1 =0,3782 vкр1 =20 км/ч
Ymax2 =Dmax2 =0,205 vкр2 = 39 км/ч
Ymax3 =Dmax3 =0,143 vкр3 = 56 км/ч
Ymax4 =Dmax4 =0,089 vкр4 = 46,4 км/ч
Ymax5 =Dmax5 =0,073 vкр5 = 44 км/ч
imax1=0,3782 – 0,10 = 0,2782 = 27,8%;
imax2=0,205 – 0,10 = 0,105 = 12,8%;
imax3 = 0,143 – 0,10 = 0,043 =4,3%
imax4=0,089 – 0,10 =- 0,011 =- 0,1%
imax5 = 0,073 – 0,10 = -0,027 =-2,7%
По графику ускорений определяется максимальное ускорение jmax для каждой передачи и оптимальные скорости перехода vпер с одной передачи на другую на данной дороге.
С помощью графиков времени и пути разгона для принятого дорожного сопротивления определяют соответственно время и путь разгона автомобиля до скорости 100 км/ч.
Для автомобиля ВАЗ - 21083 :
Jmax1 =2,77м/с2 ; Vпер 1-2= 48 км/ч ;
Jmax2 =1,53 м/с2 ; Vпер 2-3= 87 км/ч ;
Jmax3 = 1,08м/с2 ; Vпер 3-4= 112км/ч ;
Jmax4 = 0,64м/с2 ; t100 = 18,3 с ;
Jmax5 = 0,49м/с2 ; S100 = 315 м.
Алекса Н.Н., Алексеенко В.Н., Гредескул А.Б. Теория эксплуатационных свойств автотранспортных средств в примерах и заданиях: Учеб. пособ. –К.:
УМК ВО, 1990. –100 с.
Министерство образования Украины Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет Кафедра автомобилей Курсовая работа Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ -21083 Выполнил:студ
Технология изготовления волоконнооптических световодов для передачи изображения
Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла
Комплексная механизация и автоматизация
Монтаж строительных конструкций
Проект линии по производству кеты чанового охлажденного посола, производительность 3 тонны в смену
Разработка модели повседневного платья
Измерение уровня жидкого металла в кристаллизаторе МНЛЗ
Расчёт и проектирование регулирующего клапана
Технологические измерения и приборы
Основы стандартизации и сертификации
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.