курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Игум. Георгий (Шестун)
По Божественному определению устройство мира иерархично. Младшие находятся в послушании у старшего, перенимая у него науку богоугодной жизни – науку почитания и поклонения, науку предстояния Высшему. Старший хранит и возделывает младших, освобождая их от плевел, чтобы они принесли достойный плод. И в таком взаимоотношении проявляется премудрость Божия и красота сотворенного Им мира.
"Поклонение" и "возделывание" – два слова, определяющие иерархические отношения в человеческом обществе, предстоящем перед Богом. В латинском языке "поклонение", "почитание" и "возделывание", "обрабатывание" обозначено одним словом "cultus", что звучит по-русски как "культ". От него и произошло слово "культура".
Культура как предстояние перед Высшим, как почитание и поклонение раскрывает себя в духовной жизни человека и народа и находит выражение в литературе, живописи, архитектуре, науке, технике, бытовом и семейном устроении и т.д. В этом смысле культура есть результат прославления человеком Творца и Создателя мира, устроения общества на основах богоугодной жизни, на выполнении духовно-нравственных законов, данных в Божественном Откровении. Имея религиозное происхождение, культура по-разному выражается в границах влияния основных мировых религий, что порождает различные типы мировой культуры. Мировая культура имеет наднациональную природу.
Христианство, разделившееся на восточное (византийско-православное) и западное (римско-католическое и протестантское), явилось основанием культуры стран, исповедовавших эту религию. Славянский мир, приняв византийско-православную культуру, создал русскую православную культуру, которая стала частью мировой православной культуры. К мировым относятся также культура мусульманского мира и буддийская культура, имеющие основанием одну из трех мировых религий.
Каждый народ является носителем особой национальной культуры. Для национальных культур более подходит русский перевод корня "культ" в значении "обработка", "возделывание".
Известно, что национальные культуры могут развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и изолированно от них. В первом случае национальная культура обретает мировое значение. Но чтобы это произошло, национальная культура должна сохранять Божественное начало – предстояние перед Всевышним, должна очиститься от обычаев и проявлений имеющих сатанинское происхождение (кровавые жертвоприношения, законы кровной мести, война против иноверцев, колдовские и оккультные ритуалы, растлевающие и развратные действия, кровосмешения, примитивное идолопоклонство и др.).
Общению национальных культур, сосуществующих в рамках мировой, служит основной язык мировой культуры. В восточно-православной культуре такими языками были греческий и церковнославянский, а в последствии русский. Для мусульманского мира таким языком стал арабский. Для западной культуры – латинский, а впоследствии английский. Именно через основной язык происходит знакомство с национальными культурами. Посредством общего языка национальные культуры могут заявить о себе и занять достойное место в общемировой культуре. На территории нашего государства, (как бывшего, так и настоящего) народы, относящиеся в культурном плане к мусульманскому или западному миру, входили в мировую культуру именно в лоне русской культуры. Это объясняется тем, что не все мировые культуры одинаково отзывчивы к национальным культурам. По количеству сохранившихся национальностей и языков можно судить о более бережном отношении русской византийско-православной культуры к национальным культурам, чем это наблюдается в Европе и Америке, где происходит исчезновение не только многих национальных культур, но и их носителей – самостоятельных народов.
Вне мировых культур, национальная культура проявляет себя в горделивом возвеличивании; отвергая установленную Господом иерархичность, она отстаивает свое право жить не столько по Божественным, сколько по сатанинским законам. Культурное самовыражение народа заменяется его самоутверждением. Самовыражение идет по пути культурного развития народа через поиск объединяющих начал с мировой культурой, через приобщение к почитанию и поклонению Высшему, Божественному. Самоутверждение народа требует поиска различий, культивирования и законодательного закрепления моментов противостояния мировой культуры. Этот путь порождает движение страстей и волнения, которые и следует назвать националистическими.
Отпадение от мировой культуры ведет к самоизоляции и к возвеличиванию национальной самобытности, которая чаще всего определяется именно темными сторонами жизни народа, ведет к культурной деградации и в конечном итоге к вымиранию или ассимиляции народа.
Проследить, как разрушалось пространство мировой культуры, можно на примере нашего государства Схема разрушения такова: происходит изгнание русского языка – языка межнационального культурного общения – из национальной среды различных народов, наблюдается принижение роли русской византийско-православной культуры через приравнивание ее к национальной культуре славянского народа и законодательное отделение всех форм жизни государства от Православия, под видом отделения Церкви от государства.
Инициатива принижения русской византийско-православной культуры и сведения ее к культуре славянского народа наблюдается не только в национальных республиках, но часто исходит от русских, которые объявляют себя сторонниками равноправия всех культур и не дают себе отчета в том, что русская византийско-православная культура не является культурой только славянского народа, а является мировой культурой.
История славянской культуры, которая до Крещения Руси была языческой, показывает, как Православие одухотворило ее, помогло проявить богоугодные свойства русского народа. Отказ от религиозности привел к появлению в среде славян внеправославных национальных движений, в основе которых лежит язычество и оккультизм. Вызывает удивление особое отношение со стороны государства к национальным проявлениям в среде славянского народа. Эти проявления принципиально не отличаются от национальных движений в Татарстане, Башкирии, Казахстане, Прибалтике и т.д. Причина их возникновения одна – разрушение и принижение роли общей для всех народов русской византийско-православной культуры, удерживающей народную стихию от зла, и поддерживающую только богоугодные свойства.
Зависимость культуры от веры имеет всеобщий характер, что подтверждается примерами распространения фашизма в Германии и Испании в 30-40-х годах, занявших позиции, враждебные христианству и, вследствие этого, выпавших из мировой западной культуры.
Завершаю свои размышления о культуре и национализме следующими выводами:
1. Попытка свести русскую православную культуру к национальной или конфессиональной приводит к расцвету национализма в худших его проявлениях во всех без исключения народах, населяющих Россию. Власти предержащие, заявляя что "у нас все культуры и все конфессии равны", ратуют за национализм, а, в конечном счете, и за фашизм.
2. Изгнание русского языка из национальной среды народов, населяющих Россию и страны так называемого ближнего зарубежья, следует рассматривать как искусственную стимуляцию национализма и фашизма, отрыв народа от мировой культуры, его раскультуривание, что является преступлением против собственного народа.
3. Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет, и этот процесс уже происходит, к возникновению неоязыческих националистических движений, В стране, где разрушается Божественный порядок, выражающийся в признании иерархичности и основанных на этом порядке терпимости и любви, неизбежны проявления национализма как реакции на безрелигиозность государства.
К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о "славянской цивилизации"
Русский ответ на национальный вопрос
Константин Леонтьев как орудие русской всеотзывчивости
Православное воспитание и окружающий мир
Три служения Константина Леонтьева
Прикладная этика
Экзистенциализм
Аналитическая этика и метаэтика
Новые споры вокруг старых нормативных программ
Феноменология
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.