База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Разница в выражении эмоций мужчин и женщин — Психология

Содержание                                                                              стр.

Введение………………………………………………………..2

1. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели…………3

2. Эмоции в воспитании детей………………………………3

3.   Психофизиологические особенности мужчин и

женщин……………………………………………………..6

4.   Взгляды на эмоциональность как особенность

     человека с позиции психологии…………………………9

5.   Психофизиологические особенности мужчин и

женщин…………………………………………………….13

 

Заключение…………………………………………………..26

Литература…………………………………………………..27


Введение

 

Эмоции - довольно кривое зеркало, отражающее не столько свойства объективного мира как он есть, сколько пристрастность отношения к миру для меня. В этой пристрастности реализуется функция регуляции, побуждения и смыслообразования, происходит презентация эмоциями мотивов и потребностей Человека. Подобная связь позволяет сформировать репертуар способов овладения, ведь если эмоциями невозможно управлять прямо, то это можно делать опосредствованно - через объект, потребность, знак и пр. Первично субъект неотделим от переживаемого аффекта (Я-чувство), однако в ходе онтогенетической социализации происходит последовательная транспозиция аффективной составляющей: сначала "обособление", "отчуждение" самой эмоциональности посредством ее выделения в качестве объекта (Я испытываю чувство), затем, через формирование орудий управления эмоцией, - в качестве субъекта переживания (Я владею чувствами) и, наконец, на этапе постпроизвольности - новое слияние с чувством, но уже на уровне автоматизированной регуляции (Я чувствую). Расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира "Я испытываю страх, удовольствие...", а не "Мир страшен, приятен...") - начальный момент управления этим чувством.

1. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели

Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница настолько существенна, что в отличие от любых других особенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов - национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, видна невооруженным глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщин и мужчин смысл и цель жизни сводятся к простым, но не всегда достижимым понятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, - то, что обычно называется нормальной (счастливой) жизнью. Возможно, что когда-то мужчины и женщины шли к достижению этой цели одним путем, но вот уже несколько тысячелетий пути эти - разные.

Трудно определить, как и когда их дороги разошлись, почему половина человечества, определившая себя “сильной”, избирала и продолжает избирать в ряде случаев путь экспансии, направленной на “слабую” половину. Этому также способствовал расцвет новых религий, в которых женщинам отводится подчиненное место. 
 

2. Эмоции в воспитании детей.

 поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, школьными нагрузками, и они не замечают главной сложности твоего возраста - а ты тем временем взрослеешь и незаметно уходишь из-под маминого крыла.Иногда мамы так говорят про детей этого возраста: "Он был таким милым, открытым, нежным... А теперь все делает как большой - просто так не приласкается, ждет, что за это ему будет, какая реакция у мамы".

Конечно, сын или дочь не стали меньше любить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющая психики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальных ролей - за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, что есть он сам по себе - настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и в разных условиях вести себя можно (и нужно!) по-разному. Еще - что мир не черно-белый и не постоянный, он все время меняется: люди все разные, у них меняется настроение, они могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависит от его поведения, а иногда - нет. В общем, прежде стабильный мир распадается, отношения усложняются. Для ребенка это источник стресса. Важно, чтобы мама понимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, но от родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностям школьной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?

Уже начиная с 5-6 лет мы часто наблюдаем у детей регресс к эмоциональности и поведению маленького ребенка (а мамы воспринимает это как капризы, упрямство), попытки вранья и притворства (ничего удивительного: ребенок учится адаптироваться, примеряет на себя новые умения и роли). Он естественно становится менее непосредственным, бывает, что у него назойливость перемежается с замкнутостью. Трудно общаться с таким "непонятным" малышом, и мама часто просто "оставляет ребенка в покое" - положа руку на сердце, ее устраивает, что он требует меньше внимания, способен сам занять себя. Но как следствие - малыш еще больше отдаляется от родителей.

В этом возрасте у мамы еще есть шанс "разговорить" ребенка - самой проговаривать все переживания, проблемы и ситуации и его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничивается вопросами: "Как дела, что было в саду?", что ребенок может ей ответить? Для него - все было. Да для него один день - как для нас год. Он говорит: "Все нормально" (или что-то в том же духе). И мама вполне удовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит по телефону).

В результате такого поведения родителей дети теряют ключ к своей эмоциональности - они не могут ни выразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеют использовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужны лишь для манипулирования другими людьми - дай, принеси, отстань.

Дети, не умеющие выражать свои переживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни, и капризы становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. А проходит несколько лет, и к психологу приходит мама подростка: "Он со мной не разговаривает, на все отвечает "нормально". Я не знаю, что его тревожит, о чем он думает".

Когда ребенок выходит во внешний мир (конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализация делается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные "якоря", которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такими опорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственной ценности было довольно чувствовать, что "меня любят и мне комфортно".

Теперь опорой, якорем для ребенка постепенно становятся любовь и дружба. Ему важно разделять свои тревоги, страхи, неуверенность, надежды с другими людьми, а ощущение собственной ценности складывается теперь из следующего: "Я кое-что значу в этом мире: я могу быть среди людей и сохранять свое Я".

В подростковый период происходят изменения в самых различных сферах психики ребенка. Выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович отмечают, что одним из главных новообразований данного возраста является развитие самосознания ребенка. В подростковом возрасте учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Поиски ответа на вопрос "Кто я?" приводят подростка к ведению дневника, сочинению стихов, появлению новых, более широких интересов и личных увлечений, а также к возникновению трудностей в общении со взрослыми. Как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, а уже потом оно подкрепляется физическими изменениями. Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии ребенка появляется стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру, к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, в конечном итоге приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает сою самостоятельную жизнь". Данное положение перекликается с мыслью Ж.Пиаже о том, что в подростковом возрасте происходит бурное формирование личности ребенка, строится программа жизни. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие самосознания как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды, где живет ребенок. Таким образом, стремление к самопознанию, определению своих жизненных позиций - одна из самых характерных черт подросткового возраста.

3.   Психофизиологические особенности мужчин и женщин

 

Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что мужская и женская поведенческие модели существенно отличаются друг от друга. Мужчинам присущи активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность. Половые различия возникают и в развитии Суперэго. З.Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим из отождествления с отцом. Организация Суперэго женщины ниже, чем у мужчины, из-за различной связи между комплексом кастрации, "Эдиповым комплексом" у мальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают в редких случаях. Карен Хорни считает, что "Эдипов комплекс" у женщин вызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываются от матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрации мужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки не только отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли как таковой.
К.Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей ролью проявляется у многих женщин. Это приводит к формированию "комплекса маскулинности", который помогает им справляться с чувством вины и тревоги. В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствие преимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социального окружения.
Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса, согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряют женственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежать разлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женских идеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К.Хорни, возникает у мужчины вследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своей относительно малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированном виде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [4]. Но его зависть к женщине - одна из основных движущих сил в формировании культурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любой области, по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением им относительной незначительности собственной роли в сотворении живого существа.
В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальную стадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужская ориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская (гиноцентрическая концепция).
Сторонники "новой психологии" вслед за С.Бем утверждают, что человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетание мужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теории социальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим (хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и полом психологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влиянием поло-ролевых и социальных ожиданий.
Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов исходит из принципа обусловливания, т.е. подражания ребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующего поведения. Теория когнитивного развития (Л.Колберг) главным в половой социализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности.
Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин.
Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю.
Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание мужской и женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

4. Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии.

 

Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909) выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.
   Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности: "эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям" (1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг (2000). Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявить наиболее "сензитивные" к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
   В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
   Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками. Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде добавилась печаль. В работе "Психология. Словарь" (1990) А.Е. Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире, как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию).

Как показывает предыдущий обзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической характеристики.

Другой отличительной чертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то, что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональность влияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие виды практической деятельности. Например, О. П. Санникова (1982) показала, что широкий круг общения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений - для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук (2000) выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.
   В последние годы интерес к проблеме эмоциональности в отечественной психологии после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П. Ильиным и его учениками ведутся исследования в области половозрастных особенностей эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе и т. д. И несомненно, что дальнейшее изучение эмоциональности как важной характеристики человека на сегодняшний день актуально как в нашей стране, так и за рубежом

5. Психология "женщина+мужчина".

 

 Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д.

Чтобы обосновать и конкретизировать утверждение, вынесенное в заголовок, приведем сравнительные данные многочисленных исследований, касающихся различий мужчины и женщины. Это будут особенности восприятия, логики и интуиции, темперамента, нервной системы, наблюдательности, приспособляемости, взаимоотношения с окружающими, интересов, оценок, физических параметров, организации мышления, активности, энергетики работы и предпринимательства и многого другого, в чем мужчины и женщины существенно различаются.

Сразу оговоримся, что речь пойдет о неких "средних" "типичных" мужчине и женщине. Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими "женскими" качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду в дальнейшем под словом "мужчина" или "женщина" мы будем понимать некоего "типичного" представителя своего пола.

       Более развиты:

У мужчин У женщин
логика интуиция
обобщение анализ
восприятие в целом внимание к деталям
склонность к абстракциям конкретика
романтизм практицизм
ориентация в пространстве и времени ловкость и чуткость рук
техническая направленность гуманитарная направленность
мотив достижения успеха мотив отношения с окружающими
стремление к лидерству умение подчиняться
склонность к новаторству следование правилам
желание быть первым у женщины желание быть единственной и неповторимой
По сравнению с женщиной мужчина более По сравнению с мужчиной женщина более
рационален чувствительна
тверд гибка
сдержан эмоциональна
суров отзывчива
решителен, склонен к риску осторожна
уверен в себе тревожна
агрессивен сострадательна
предприимчив исполнительна
активен старательна
индивидуалист коллективистка
замкнут общительна
молчалив разговорчива


Еще раз подчеркнем, что речь идет о "средних" мужчине и женщине.

   В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что "мужчина любит глазами, а женщина - ушами".

    По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.

   Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах.

    Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор - купить или нет.

    В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент "я чувствую, что это так" - из женского арсенала.

    Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит "я чувствую, что у него кто-то есть" (имея в виду соперницу) - в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство этого прискорбного обстоятельства. Еще Р. Киименг отмечал: "Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность ".

    Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного.

    Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий "в яблочко" не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях - очевиден.

Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность.

    У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.

    Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою "половину", хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина помалкивает, ибо боится обострения отношений.

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматривать в качестве "мужского темперамента".

    Женской природе больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна.

    Мужская решительность и склонность к риску хорошо дополняются женской осторожностью, мужская резкость - женской мягкостью, мужское пренебрежение к деталям быта - повышенными эстетическими требованиями женщины.

    Мужчины любят, когда им удается проявить волю, выносливость, силу и другие "силовые качества" или же чисто интеллектуальные способности, тогда как женщины тяготеют к гуманитарной сфере, к тому, что касается человека и его внутреннего мира.

   Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны. "Любящая женщина - ангел на земле" - говорит одна из пословиц, "Перед злой женой сатана - младенец непорочный! " - гласит другая.

    Женщины острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет.

    У женщин более личное отношение к событиям.

    В силу всего этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, в результате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчина только за голову возьмется, услышав очередной домысел.

    Зато женские фантазии очень помогают им в рекламном деле, где наличие фантазии помогает находить оригинальные решения.

    Женщины чаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различных чувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два: отвращение и равнодушие. У женщин особую подвижность проявляют складки в углах губ.

       Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому.

    Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины.

    Совокупность всех указанных особенностей приводит в итоге к тому, что женщины лучше приспособляются к изменяющимся обстоятельствам.

    И женщины и мужчины любят друг в друге себя: она - потому, что он ее любит, он - потому, что она дает ему наслаждение в сексе.

    Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь.

    И все это потому, что для женщины цель - любовь, а секс - это средство. Для мужчины наоборот: цель - секс, а любовь - средство.

    Женщина хочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин.

    Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться.

    "Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят" (В. О. Клочевский).

       Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи, чувствительности осязания, в координации движений. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве.

    Женщины болеют примерно в два раза меньше мужчин, хотя беспокоятся о здоровье и жалуются на него значительно больше. Продолжительность жизни женщин на 7-15 лет больше, чем у мужчин (о причинах этого подробно рассказывается в последней главе книги).

    У женщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4 раза меньше, чем мужчин, сведших счеты с жизнью.

    Женщины лучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтересную деятельность.

    У мужчин обычно лучше развит вестибулярный аппарат. В силу этого женщины обычно не любят ехать в общественном транспорте спиной вперед и потому стараются занять место лицом по ходу движения.

    Одно из наиболее широких исследований половых различий в чертах личности было проведено в Америке Терменом и Майлсом. Это исследование состояло из семи частей: ассоциативный эксперимент, чернильные пятна (по Роршаху), осведомленность, эмоциональные и этические установки, интересы, мнения и интровертные реакции.

    По данным этого исследования, которое проводилось над людьми разного возраста и разного служебного положения, получились ярко выраженные различия между мужчинами и женщинами. Так, мужчины более интересуются подвигами и приключениями, занятиями, связанными с физической нагрузкой, техникой, точными науками, изобретательством. Женщины более интересуются домашними делами, эстетикой, профессиями, в которых надо помогать слабым (детям, больным). Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы, более резки в манерах, речи и чувствах. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны.

    Добавим к этому, что политикой больше интересуются мужчины.

Внимание к окружающим - одна из привлекательнейших черт истинной женственности. Мужчина может не заметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита или необычной молчаливости. От женщины это не укроется.

Женщины намного лучше "читают" лица, тонко улавливают настроение собеседника, намного более чувствительны.

 Мужчины более агрессивны, женщины более конфликтны. Ввиду большой важности для женщины взаимоотношения с окружающими, речь ее более законченна и усложнена по сравнению с мужской. Вообще женщины более сильны в грамматике и языках. Причина - более развитое левое полушарие мозга, которое, в частности, "заведует" речью.

Самооценки у женщин чаще занижены, у мужчин - завышены. Мужчины чаще бывают довольны собой.

Женщины более объективны к мужчинам, чем к женщинам. "Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже" (Шамфор). "Женщины не любят друг друга и причина этой нелюбви - мужчина" (Ж. Лабрюйер).

Многие мужчины оценивают деловые качества женщин ниже, чем те ожидают. Женщины, как правило, ниже, чем думают мужчины, оценивают их физическую привлекательность. К счастью, женщины терпимее относятся к внешности мужчины. Популярно даже такое женское изречение, что "мужик может быть лишь немного красивее обезьяны". Различие мужчины и женщины касается и того, насколько строго они судят о недостатках друг друга. По мнению Канта, мужчины судят снисходительно, иногда шутя, как об этом писал Козьма Прутков, но в любом случае всегда с осознанием собственного приоритета.

Именно это, нам кажется, является основой их снисходительности. Ибо только сильный (либо полагающий себя таковым) может позволить себе снисходительность в отношении слабого. Это представляет элемент мужского достоинства. Женщина же судит строго, иногда - очень строго. Более того, она не только судит, она осуждает. И в этом элемент ее природного предназначения - судить, осудить, присудить, чтобы получить приоритет в конкурсе с подругами-соперницами. А в случае нужды - одернуть представителя сильного пола.

Мужчина прощает и забывает, женщина прощает, но не забывает. Это качество роднит женщин с кошками.

Многие хозяева знают, что кошки с трудом переносят мужчин, лучше они относятся к женщинам. И дело здесь не столько в том, что женский голос имеет более высокую тональность и по звучанию гораздо ближе к кошачьему, чем мужской.

Главная причина - кошка никогда не забывает о причиненной боли. Достаточно пацану дернуть ее за хвост или ветеринару сделать укол (а почти все ветеринары - мужчины), как вся сильная половина человечества становится ее кровными врагами. Поэтому часто кошки бросаются наутек, едва заслышав мужские шаги.

 И еще один любопытный момент. Хищники из отряда кошачьих - тигры, ягуары, пумы и особенно львы - нападают на мужчин значительно чаще (12 : 1), чем на женщин. Это объясняется особенностями их генетической памяти. Так что укрощать тигров женщинам легче, чем мужчинам.

 "Женщины участливы, добросердечны, сострадательны" - писал Кант. Действительно, женщины более сострадательны, чем мужчины. Было проведено несколько наблюдений в различных странах. На дороге было инсценировано происшествие с тяжелыми последствиями. Из 100 проезжающих мужчин 40 проехали мимо, почти не снижая скорости, около 40 проехали мимо, значительно снизив скорость, и затем быстро набрав ее, около 20 остановились ради любопытства, из них 4 сообщили на ближайший милицейский пост и в " Скорую помощь ", а из 5 проехавших в это время женщин остановились 4. Трудно представить, чтобы женщина, которая может помочь, проехала мимо.

    Людей можно условно разделить на чувствующих и действующих. Для первых важны прежде всего его отношения с окружающими людьми. Внутренние переживания, эмоции - вот что главное для них в общении, в том числе и в супружеских отношениях. То, что происходит в душе, в своей душе и душе близкого человека, для них гораздо важнее, чем практические дела.

    "Чувствующие" часто бывают мнительными, тревожными, они склонны к сомнениям. Неудачи они воспринимают тяжело, могут даже заболеть из-за огорчений.

    Из-за этой склонности к игре, умения радоваться, эмоциональности "люди действия" часто считают их невзрослыми. Сами же "действующие" заняты преимущественно внешней, практической жизнью. Они живут в мире поступков, в мире ответственности, мало считаясь с переживаниями - своими или чужими. Им не хватает гибкости.

    Многие женщины ожидают от мужчин большей, чем у них самих энергии и деловитости, и если этого нет, пытаются "воспитать" их в этом духе. Это нередко служит источником конфликтов.

    Оба полушария головного мозга у мужчин и женщин развиваются по-разному. У женщин, как правило, в решении всех задач принимают участие обе половины, у мужчин - чаще одна. Поэтому женщины в среднем говорят быстрее мужчин и правильнее выговаривают слова, искуснее работают пальцами и хорошо считают в уме. Мужчины лучше строят абстрактные математические модели и ориентируются в чужом городе.

    У многих народов левое ассоциировалось с нежным женским началом, правое - с сильным мужским. В античные времена вообще верили, что девочки рождаются от левого яйца, мальчики - от правого. Как бы то ни было, а в католическом храме до сих пор женщины преклоняют левое колено, мужчины - правое.

   "Моя твоя не понимай..."

    Разное устройство мозга мужчины и женщины приводит к тому, что от одних и тех же посылок он и она нередко приходят к разным выводам, поэтому плохо понимают друг друга. Это нашло проявление во многих высказываниях знаменитых мужчин, прославившихся своей проницательностью и острым умом:

    - Женщины всегда были живописным протестом здравого смысла. Они заметили его опасность с самого начала (О. Уайльд).

    - Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств (Ф. Ларошфуко).

    - Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает. То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков (М.Ю. Лермонтов).

    А на десерт - и вовсе мрачное утверждение:

    - Если он и она сошлись, наконец-то, во взглядах, значит, они решили разойтись.

    - Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным. Мужской ум нуждается в общении с женским (А. Моруа).

 Последние исследования дают новые подтверждения заметной разнице в духовной и умственной организации мужчин и женщин. Ученые из Чикагского университета Аарри Хеджес и Эми Ноувелл, анализируя шесть широкомасштабных опросов юношей и девушек в США, подтвердили тенденцию, которую наблюдали ранее.

    Суть ее состоит в том, что девочки оказываются способнее мальчиков в чтении и письме, в способности к языкам, эстетике, в то время как мальчики больше успевают в точных науках и математике, что оказывает серьезное влияние на всю их последующую жизнь.

Еще одно важное различие состоит в том, что девушки при тестировании показывают меньший разброс в результатах, нежели юноши. Мужской пол превосходил женский на самой вершине оценок. Однако в низшей группе мужчин было также больше, нежели женщин. Сводя это к упрощенной формуле, можно сказать, что очень одаренных ребят больше, нежели очень одаренных девочек. Однако тупых девочек явно меньше, чем тупых мальчиков.

Неспособность овладеть навыками чтения поражает мужчин в три раза чаще, заикание - втрое, умственная отсталость - в полтора раза.

Женскому Мышлению больше свойственны красота и стройность, тонкость анализа, глубокая интуиция и непосредственность. В то же время мужское мышление более абстрактно, часто парадоксально и дерзко, оно отличается большим полетом фантазии.

 Примерно в семь раз больше юношей, нежели девушек, получили отличные оценки в точных науках, и вдвое больше мальчиков, нежели девочек, вошли в высшие 5 процентов по математике. Еще разительнее это проявилось во всем, что связано с информатикой, компьютерами, механикой, электроникой, автомобилями. С другой стороны, мальчики явно отставали, когда дело касалось чтения, памяти, скорости восприятия. Юноши слабее во всем, что касается лингвистических способностей и навыков.

 Девочки раньше мальчиков и точнее их различают цвета, оттенки, и запахи; прочнее овладевают навыками трудовых действий, учатся более ровно.

 Мужская энергия точечна. Точки в пространстве не мешают существовать друг другу. В мужчинах заложена независимость и она не мешает сосуществовать.

Женская энергия - это пространство. При взаимодействии женщин им приходится уступать часть пространства. При этом они интуитивно боятся потерять себя, раствориться во взаимодействии.

Когда "щебечут" две подруги, они не боятся потерять себя, так как разговор их поверхностен, не отнимает пространства руг у друга. Такой "энергетический" подход объясняет, почему мужчине с мужчиной проще находить общий язык: точки не мешают друг другу.

 Японцы доказали, что у мужчин имеется врожденная потребность бить, колотить, забивать (гвозди), стрелять. То есть энергия взрывная. Поэтому мужчины (в отличие от женщин) плохо переносят длительную, монотонную, однообразную работу.

Женщина по природе гораздо более устойчива и консервативна, нежели мужчина, ибо она хранительница и продолжательница рода человеческого. Поэтому она более "текуча", пространственна. (Женская энергетика - это образ воды.) Поэтому она легче адаптируется к изменившейся ситуации. Результат - женщина более живуча, о чем мы уже говорили.

Энергетика мужчин предопределяет и их большую активность по сравнению с женщинами.

 Речь женщины обычно речи мужчины, это проявляется в большем употреблении аффектированной и эмоционально окрашенной лексики, междометий, метафор, сравнений, эпитетов. Женщины употребляют больше слов, описывающих чувства, эмоции, психофизиологические состояния. В то же время женщина в своей речи старается избегать элементов "панибратского" обращения: кличек, прозвищ, унизительных обращений.

Заключение

Эмоции, рассматривавшиеся старой психологией как наиболее сущностное человеческое проявление, за последние годы относительно редко становятся темой психологических исследований. Это еще более очевидно в контексте осмысления патологического материала: аффективные расстройства анализируются, как правило, лишь в рамках объективистски ориентированных нейрофизиологических концепций.

Возможно, подобная ситуация отражает своеобразное разочарование по поводу создания единой методологически обоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случае современная психопатология явно предпочитает синдромологический подход. Отказ от теоретического и феноменологического осмысления проблемы эмоций сопровождается скрытым допущением практической однородности феномена эмоциональности. Современная психология и психопатология пытаются не замечать, что, несмотря на кажущуюся самоочевидность и внешнюю простоту, эмоции относятся к наиболее сложным психическим явлениям.

"Эмоция в каждый момент возвращается в объект и там насыщается".

Литература

 

1.    Депенчук М. В. Ролевой анализ некоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации // Ананьевские чтения - 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.

2.   Крейг Г. Психология развития. Спб., 2000.

3.   Небылицин В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

4.   Санникова О. П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии, 1982. N2. С. 109-115.

5.   Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975. С. 111-195.

6.   Heymans G., Wiersma E. D. Beitrage zur speziellen Psychology auf Grund einer Messenuntersuchungung // Zeitschrift fur Psychology, 1908. 49. S. 414-439; 1909. 51. S. 1-72.

7.   Malapert P. Les elements du caractere et de leur combinaison. Paris, Alcan, 1897.

8.   Reber A. The Penguin Dictionary of Psychology. Second edition. 1995.

 

Содержание                                                                              стр. Введение………………………………………………………..2 1. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели…………3 2. Эмоции в воспитании детей………………………………3 3. Психофизиологи

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Разработка авторской коррекционной программы для снижения предэкзаменационной тревожности
Разработка тренингов повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации
Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе как компетенция классного руководителя
Рекламное воздействие
Релігія у контексті психоаналізу
Рефлексивные особенности самореализации. Жизненные цели
Рефлексивные процессы в управлении
Рефлексия и способы ее развития
Речевая манипуляция в переговорах
Речь в межличностных и общественных отношениях

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru