курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Конституционное (Государственное) право России
Тема: Референдум Российской Федерации
2009
Содержание
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.
После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. [1.7.Ст.49].
Рассматривая становление современной российской государственности наблюдается крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов. Актуальность обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая).
В современных условиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры Российского общества, наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении референдумов.
В Отечественной истории, в том числе недавней, можно найти примеры, когда референдум и волеизъявление народа становились орудием для достижения политических целей и способом манипуляции законодательством.
Целью исследования является определение роли референдума в современном Российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.
Задачи исследования:
· определить понятие и проанализировать характер развития института референдума в Российской Федерации и зарубежных странах;
· показать процесс правового регулирования института референдума в России;
· рассмотреть порядок реализации референдума в субъектах Российской Федерации.
В качестве основных источников в данной работе были использованы Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти документы наиболее полно определяют круг основных понятий, раскрывают процесс проведения референдума и четко регламентируют все необходимые условия для его реализации.
Глубокий и всесторонний анализ различных аспектов проведения и реализации референдума содержится в трудах таких авторов, как Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Чиркин В.Е., Баглай М.В., Ковешников Е.М., Бондарь Н.С., Авсеенко В.И. и Бочаров С.Н., Постовой Н.В. Особо следует выделить постановления Конституционного суда Российской Федерации, которые показывают процесс урегулирования спорных вопросов и проведения совершенствования нормативной базы, что наиболее актуально в настоящее время. Так как сейчас нормативно-правовая основа современной России продолжает активно видоизменяться в поиске оптимальной модели, а современное общества нашего государства учится жить «по закону».
Работа состоит из трёх глав. В первой главе определено понятие и проведён анализ характера развития института референдума в Российской Федерации и зарубежных странах, представлен пример судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант». Во второй главе показан процесс правового регулирования института референдума в России. В третьей главе рассмотрен порядок реализации института референдума в субъектах Российской Федерации и приведён пример судебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант», с участием представителя субъекта Российской Федерации.
Понятиями, близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.
Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом) [2.14.С.179].
Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность Президента) [2.16.С.235].
Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу.
Референдум (плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей.
Нужно отметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, его проведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.
Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики:
11 июня 2003 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».
Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемого Федерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.
Исходя из рассмотренных материалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в части, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» по порядку его принятия Государственной Думой, поскольку в данной части запрос не отвечает критерию допустимости, установленному Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации [3.27].
Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других – Президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или Президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» или отрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии) [2.16.С.241]. В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.
Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется «формулой референдума». Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее [2.15.С.163]. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.
Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе) [2.16.С.243].
Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки – верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административные суды.
Вывод. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенародным опросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.
Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.
Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 г. [1.7.Ст.49] и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г. [1.9.Ст.33].
Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос, нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.
Конституция СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум) [1.8.Ст.5]. Аналогичное положение содержалось и в Конституции РСФСР 1978 г. [1.10.Ст. 5]. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме [1.13].
Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по важнейшим вопросов государственной жизни. О сохранении на территории нашей страны Союза ССР, как обновленной федерации суверенных республик. И о реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Таким образом, 17 марта 1991 г. россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского Президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.
Однако если пост Президента был введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины, Белоруссии.
Это не единственный пример в истории России, когда лидеры государства или другие представители государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне боле мелких территориально-административных образований принимают решения и предпринимают шаги, мягко говоря, не вполне совпадающие с волеизъявлением народа. Это хорошо видно на примере противостояния, происходившего в верхних кругах власти в 1992-1993 гг. Рассмотрим эти события более подробно.
Постановлением от 29 марта 1993 г. «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г., порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» IX Съезд народных депутатов РФ назначил референдум, однако существенно скорректировал вопросы: первый - о доверии Президенту, второй - об одобрении социально-экономической политики, осуществляемой Президентом и Правительством с 1992 г., третий и четвертый - о возможности проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ [2.23].
За доверие Президенту тогда проголосовало 58,7% от принявших участие в референдуме граждан, за одобрение социально-экономической политики - 53%. Не прошло и предложение о досрочных выборах Президента и депутатов - оно получило 31,7% голосов [2.24].
Результаты проведенного референдума Президент истолковал как такое доверие народа, на основании которого он может действовать самостоятельно и более независимо от Съезда. В сентябре - октябре 1993 г. в своей борьбе со Съездом и Верховным Советом Президент пошел на радикальные шаги, а затем и на силовые методы. Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» было приостановлено осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента РФ - Федерального Собрания. При этом утверждалось, что «такие выборы не являются досрочными выборами... и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 г.». В резолютивной части Указа устанавливалось, что Конституция, законодательство РФ и субъектов РФ «продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу» (в один миг вся правовая пирамида оказалась опрокинутой) [2.21].
12 декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.» состоялся всероссийский референдум. Указом было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции [2.22].
Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.
Вывод. Институт проведения референдума в России эффективно развивается и адаптируется в современных условиях. Но, не смотря на положительные тенденции развития данного института, его сопровождают некоторые проблемы. Они наносят непоправимый вред при реализации народом права на прямое осуществление власти в стране. А искажение воли народа, представителями государственного аппарата, является преступлением.
В настоящее время Президентом Медведевым Д.А. определены основные направления деятельности. Одним из таких направлений является борьба с коррупцией. В рамках этой работы и будут приниматься меры по недопущению различных форм злоупотребления властью на всех уровнях, где приоритетней всего представляется недопущение подмены истиной воли народа. Ибо в Конституции РФ указано, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1.1.Ст.3].
Одним из преимуществ Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России. Логическое развитие это положение главы «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, определяющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в управлении делами государства [2.17.С.317].
Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.
Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом [1.8.Ст.108].
Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.
Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. В соответствии с Конституцией РФ, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом [1.1.Ст.84]. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей.
Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме.
Конституция РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения [1.1.Ст.130].
Вывод. Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» [1.11]. В последствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г. Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» [1.2]. Так как нормативно-правовая база России продолжает активно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпел изменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 [3.28]. Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулирует проведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:
инициатива проведения референдума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных (международных наблюдателей), представителей средств массовой информации; округ референдума, образование участков референдума; списки участников референдума; финансовое обеспечение референдума, фонды референдума; информационное обеспечение референдума; голосование; подсчёт голосов участников референдума, установление итогов голосования и результатов референдума; опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силу решения, принятого на референдуме; хранение документов референдума; рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме, осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме; ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.
Основополагающие начала для проведения выборов и референдума в России установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1.3], который был подписан Президентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовал одноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г. [1.12], действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего. Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» [1.6] и постановлением Конституционного Суда РФ [3.27]. Этот Федеральный закон включает в себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:
гарантии права граждан РФ на назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума; избирательные комиссии, комиссии референдума; гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума; гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов, референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Рассмотрим действие норм указанных законов на примере некоторых из них. Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
1) изменения статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти [1.2.Ст.6].
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.
В законе приведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведение референдума.
1) Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2) Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.
3) Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.
4) Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается [1.3.Ст.13].
Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].
Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.
Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.
В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы демократии:
· непосредственная или прямая демократия, когда сам гражданин принимает участие в решении того или иного вопроса;
· представительная демократия, в ее основе лежит передача населением части принадлежащей ему власти избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.
К формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:
· местные референдумы;
· муниципальные выборы;
· голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;
· собрания (сходы) граждан в малых муниципальных образованиях;
· народную правотворческую инициативу.
А к формам представительной демократии – саму деятельность этих выборных органов. Территориальное общественное самоуправление нельзя отнести к формам непосредственной демократии, а следует считать специфичной формой осуществления местного самоуправления.
Впервые в нашей стране термин «местный референдум», как элемент системы местного самоуправления, получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепление в ст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» [2.18.С.367].
Немаловажным является вопрос о видах местного референдума. Он позволяет не только уточнить юридическое значение и механизм реализации решений, принимаемых на местном референдуме, но и раскрывает различные возможности населения муниципальных образований в организации и проведении референдумов.
1. В зависимости от способа назначения местного референдума необходимо различать референдум, назначенный представительным органом местного самоуправления, и референдум, назначаемый главой местного самоуправления, а также по инициативе выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом.
2. По основаниям, положенным в основу проведения референдума, можно выделить обязательный и факультативный. Обязательный местный референдум имеет место в тех случаях, когда законодательство для решения определенного в прямой форме требует назначения референдума, а иная форма выявления мнения населения не допускается. Факультативный референдум может проводиться по всем вопросам местного значения, за исключением тех, которые не могут быть предметом референдума.
3. С точки зрения характера и юридической значимости решений, принимаемых на местном референдуме, он может быть императивным и консультативным. Императивный референдум означает непосредственное решение населением вопросов местного значения, которое является обязательным для исполнения всеми государственными и муниципальными организациями и должностными лицами, негосударственными структурами и гражданами. Консультативный референдум проводится для выявления мнения населения по определенному поводу, имеющему местное значение. Результаты голосования в этом случае имеют рекомендательное значение и могут учитываться в решениях, принимаемых органами местного самоуправления [2.19.С.143].
Вывод. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, выражают свою волю посредством местного референдума. Следует заметить, что разным является объем полномочий референдумов. Так, на всенародном референдуме в 1993 г. многонациональный народ России принял Конституцию страны. Эту задачу вправе решать только народ всей страны. Что же касается местных референдумов, то они имеют локальный характер и ограничены решением задач местного значения.
В субъектах Российской Федерации законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, закрепляется в Уставах областей, краев и т.д., а также в отдельных законах.
В муниципальных образованиях регулирование местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования. Например, в Уставе города Новокузнецк от 08.07.2005 г. говорится: в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум [2.25].
Порядок назначения и проведения местного референдума, по его результатом принятия и изменений решений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.
Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органа государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например, о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например, изменения границ данного муниципального образования) [2.20].
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чётко определил круг вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум по аналогии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», закрепляющим похожий круг вопросов государственного уровня [1.3.Ст.12].
Но прежде чем закон определил и сформулировал данные вопросы в таком виде, споры на эту тему носили бурный характер. В таких спорах наряду с представителями органов власти федерального значения принимали активное участие и представители органов власти субъектов РФ. Это хорошо видно на примере судебной практики:
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, Н.В.Селезнева, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей сторон, направивших запросы в Конституционный Суд Российской Федерации, - члена Совета Федерации И.П.Александрова и Председателя Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Н.В.Коцюбы, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Совета Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Заслушав сообщение судьи-докладчика Б.С.Эбзеева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
2. Признать соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта «а» пункта 3 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении их досрочных выборов.
3. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 72, 73 и 76 (части 2 и 5), положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
7. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», официальных изданиях органов государственной власти Республики Карелия. Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации [3.26].
Местный референдум назначается только на календарный выходной день, но не на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в нем осуществляют муниципальные и участковые комиссии референдума. В качестве муниципальной комиссии референдума в соответствии с уставом муниципального образования либо по решению представительного органа местного самоуправления может действовать муниципальная избирательная комиссия.
Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 45 дней до его проведения, решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на одном участке (территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков).
Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Проведению голосования по вопросам референдума предшествует агитация, условия которой в целом сходны с предвыборной агитацией. Голосование является тайным. Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или наблюдателем. Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования.
После окончания голосования участковая комиссия проводит подсчет голосов «за» и «против», обсуждает итоги голосования и вносит их результаты в протокол голосования. Комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий определяет итоги референдума. Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о местном референдуме, повлиявших на результаты голосования.
Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.
Во многих регионах Российской Федерации после принятия Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1.4] были изменены границы муниципальных образований. По этому поводу были проведены местные референдумы в некоторых муниципальных образованиях.
Так, например, в Тульской области прошел местный референдум по поводу отделения Новомосковска от Новомосковского района, который состоялся 20 февраля 2005 г. в муниципальном образовании.
Явка избирателей составила около 56 % в среднем по городу и району. Новомосковцы подавляющим большинством голосов (около 90 %) высказались за отделение города от района. Значительная часть селян, напротив, проголосовала против обособления районного центра - около 70 % [2.25]. Поскольку мнение жителей города и села в таких случаях рассматривается отдельно, возражения жителей поселков, сел и деревень Новомосковского района относительно отделения города дают основания депутатам Тульской областной Думы отказать горожанам в их претензиях преобразовать Новомосковск в городской округ.
Вывод. Референдум на уровне субъектов Российской Федерации, так же как и на Федеральном уровне является высшей формой народовластия. Его проведение на местном уровне имеет решающее значение при разрешении вопросов местного характера. При этом местное законодательство должно полностью соответствовать законодательной базе Российской Федерации.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности.
В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.
Но при этом нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передаче парламентариями. Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь – возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даёт возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.
1. Законодательные, нормативные акты.
1.1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Москва ИНФРА-М, 2008.
1.2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.5. Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2005).
1.7. «Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.8. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.9. «Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.10. «Конституция (основной закон) Российской Федерации - России» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.11. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.12. Федеральный закон от 19 сентября 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.13. Закон СССР от 27.12.1990 № 1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Консультант Плюс: Высшая школа.
2. Литература.
2.14. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2006.
2.15. Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.
2.16. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.
2.17. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.
2.18. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. Учебник. // Ковешников Е.М. – М., «Норма». 2001.
2.19. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов. // Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
2.20. Муниципальное право России. Учебник. // Постовой Н.В. (2-е изд. испр. и доп.) – М.: Юриспруденция, 2004.
2.21. «Введение института президентства и расширение его компетенции нормативно-правовыми актами съезда народных депутатов и верховного совета РСФСР» Зуйков А.В. // Конституционное и муниципальное право, 2008, №3.
2.22. Собрание Актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1009.
2.23. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 14 // http://rfn.ru/rnews.htmlid=1019.
2.24. Российская газета. 1993. 6 мая. // http: //inosmi.ru.
2.25. http://e-riadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=3175
3. Юридическая практика.
3.26. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
3.27. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
3.28. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Конституционное (Государственное) право России Тема: Референдум Российской Федерации2009 Содержание Введение Глава 1. Развитие института референдума 1.1 Понятие и значение референдума и
Правовые системы современности
Система органов судебной власти
Сущность, функции, основные черты и особенности Конституции РФ
Статус адвоката
Правовое государство и его характеристика
Роль толкования права в правоприменении и правотворчестве
Субъективная сторона преступления
Авторский договор как основание правомерного использования произведения
Административно-правовой статус высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
Алиментные обязательства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.