курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация?
Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.
С. Михалков
Строчки из детского стихотворения не зря взяты эпиграфом к данной работе. Именно они заставляют задуматься о том, чем же является наша милиция в сознании современного человека? Как выглядит милиционер в глазах общества? Как Дядя Стёпа из детских стихов или же преступник, наделённый властью? Я считаю, что без чёткого понимания, чем должна быть или хотя бы стать российская милиция, начинать какие-либо серьёзные преобразования не то, что нельзя, но даже губительно для социального спокойствия страны. Прежде всего, необходим конкретный план действий, по которому будут идти все изменения в структурах министерства и его ведомств. Необходимо определить механизмы проведения реформ, реальные источники их финансирования, состав ответственных лиц и компетентных специалистов, которые потенциально могут провести необходимые действия по реформированию и не относящихся непосредственно к министерству внутренних дел и самое главное разъяснить населению цель всех мероприятий планируемых в этом аспекте. В чем же заключаются реформы, задуманные нашим правительством в лице президента Д.А. Медведева? Основная их идея изложена в указе под № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел». Я хочу разобрать все пункты этого приказа, чтобы понять, что выполнятся и должно выполняться, а что нет и не будут выполняться в принципе, по причине не логичности или отсутствия возможности к реализации.
Преамбула
Итак, чем же вызваны реформы, по мнению президента: «Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации…». В принципе здесь всё понятно: реформа проводится в качестве реакции на различного рода нарушения закона сотрудниками милиции. Выходит, что только сейчас наше правительство заметило злоупотребления и многочисленные правонарушения, и только сейчас решило предпринять жёсткие и действенные меры. Так же как причина начала преобразований указывается негативная реакция общества и как следствие её умаление авторитета власти. Как ни странно, но в нашей стране власть давно не пользуется авторитетом, её просто боятся. Это я могу сказать даже исходя из собственных наблюдений. Обычный человек, замечая патруль милиции, весь напрягается, и успокаивается только тогда, когда патруль его миновал. Что ж совесть не чиста? Или же он просто не знает чего ожидать? Именно этим объясняется тот факт, что «по данным статистики, только 40 процентов пострадавших обращается за помощью к милиции, 60 процентов опрошенных не сообщают о противоправных действиях в отношении них, потому что не верят, что будут защищены». Я думаю, здесь срабатывает принцип: «От греха по дальше!», то есть лучше милиционеров не беспокоить, чтобы ты же не оказался во всём виноват. Именно с отсутствием авторитета связано низкое политическое участие населения в жизни страны: люди не верят в то, что они способны, что-либо изменить в существующем строе. Это наталкивает на мысль: отчего же вдруг власть вспомнили об общественном мнении? Возможно, власть боится «оранжевых революций», а может власть, наконец-то, осознала, для чего она существует.
Далее следуют 8 пунктов указа. Первый самый объёмный, в нём множество подпунктов, которые просто необходимо разобрать. Итак: «а) подготовить до 31 марта 2010 г. предложения, предусматривающие, что с 1 января 2012 г.:
финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
состав и численность сотрудников милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации». Исходя из первого подпункта, мы видим, что согласно реформе все расходы министерства внутренних дел становятся заботой федерального бюджета. То есть «переход к 2012 году на одноканальное финансирование, когда милиция будет существовать исключительно за счет федерального бюджета. Сейчас регионы тратят на софинансирование МОБ 204 миллиарда в год. Следовательно, эти деньги придется с боями перераспределять». Значит, теперь милиция будет ориентирована, прежде всего, на «голос Москвы», а не на реальные потребности региона. «С помощью, которую губернаторы оказывают милиции, получится и того сложнее. В Москве и области, допустим, сотрудники ежемесячно получают региональные добавки. Во многих областях милиционерам выделяют жилье и транспорт, ремонтируют и строят здания. Когда губернаторов окончательно отсекут от милицейских дел, они просто перекроют эти живительные краники. Какой смысл помогать тем, за кого ты не отвечаешь»? И я полностью с этим согласен, зачем тратить деньги на то, за что ты не несёшь никакой ответственности, а в условиях кризиса любые освободившиеся средства будут как нельзя кстати и региональные правительства быстро найдут им должное применение, но сейчас не об этом.
Дальше говорится о различных преобразованиях в организации самих органов, порядок набора и прочее, что должно определяться Правительством РФ. Данное изменение оценить довольно сложно, не зная результата, к которому это всё приведёт. Однако ясно то, что теперь вся милиция не подчиняется региональным министрам и руководителям, что в принципе может улучшить ситуацию с коррупцией, также все кандидатуры на пост того или иного руководителя МВД будет непосредственно проходить через правительство. Хорошо это или плохо – покажет время.
Следующий подпункт гласит: «б) рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе за счет средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 г. представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов». Первая часть явно говорит об увеличении бюджетных ассигнований на дополнительное стимулирование, т.е. проще говоря, необходимо найти средства для повышения зарплаты сотрудникам, для того, чтобы они лучше выполняли свою работу. Я, конечно, не против повышения заработной платы милиционерам, но они же, когда шли на работу в милицию, отдавали себе отчёт в том какая там оплата труда. Значит, они были полностью согласны с той суммой, которую они получают за свою работу, так почему же, чтобы добросовестно выполнять служебные обязанности им необходимо обязательно доплачивать. Представляю, чтобы было, если бы, например учителя, в связи с низкой зарплатой стали бы вымогать деньги у детей вместо того чтобы ставить двойки. Конечно, можно сказать, что и такое уже существует, но не в таком же массовом порядке как в милиции, иначе бы её не стали бы реформировать. Дальше упоминается о перераспределении средств в связи с сокращением штата. Но тут же возникает вопрос «кто и как оценивал экономическую эффективность от нововведений по сокращению численности сотрудников и реорганизации системы. Кто сказал, что это приведет к сокращению расходов на правопорядок, а не наоборот – к росту затрат на содержание милицейских чиновников?» И действительно кто проверял, что в связи с сокращениями, освободившихся средств хватит, чтобы серьёзно повысит оплату труда не на 1000 рублей, а хотя бы на 50 % от существующей зарплаты. Выходит что никто. Получается как-то непонятно: зачем проводить реформу, результат которой непредсказуем и вообще может привести к противоположному действию. И ещё, успеет ли вообще наше правительство за 1 год? Исходя из той ситуации, что чиновники просто игнорируют президентские постановления и различного рода отписками оправдывают свою нерасторопность, можно поставить под сомнение, что с 1 января 2011 года милиционеры получат «новую» зарплату.
Затем подпункт в) « представить в 2-месячный срок предложения:
о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих оптимизацию структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также освобождение милиции от не свойственных ей функций; о совершенствовании кадрового и тылового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации». В данной части указа больше всего интересует его последняя часть – освобождение милиции. По поводу, отчего же надо освободить «в качестве примера Рашид Нургалиев привел: доставление повесток по поручению военкоматов, поддержку судебных приставов, розыск безнадзорных животных». Существуют и другие помехи, такие как поиск домашних животных, охрана свидетелей, медвытрезвители, проведение техосмотра автомобилей, выдворение незаконных эмигрантов, и многое другое, что в принципе правильно. Главное чтобы все эти функции всё же кто-нибудь выполнял. А для этого опять же необходима правовая основа, для тех организаций, которые примут этот «груз» у многострадальной милиции.
Кадровое и тыловое обеспечение также предлагается изменить. «Департамент тыла МВД России, взаимодействуя с экономикой страны в целом, государственными и коммерческими предприятиями, ежедневно осуществляет всестороннее материально-техническое, медицинское и иные виды обеспечения, занимается капитальным строительством и ремонтом, информационно-телекоммуникационными технологиями, организацией связи в системе МВД России. Департамент также выполняет функции государственного заказчика продукции, работ и услуг для нужд МВД, формирует основные направления государственной политики и меры по ее реализации в установленной области деятельности». Конечно, этот департамент со столь важными функциями также как и всё МВД необходимо реформировать. Главное не перегнуть палку, иначе начнутся банальные перебои со снабжением и милиция просто не в состоянии будет выполнять свои обязанности. Ну как, например, милиция вовремя окажется на месте преступления, если служебный транспорт будет не заправлен?
Подпункт г) провозглашает: «провести реорганизацию государственных образовательных учреждений профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях оптимизации их количества, а также скорректировать планы отбора кандидатов на обучение в указанных образовательных учреждениях». В соответствии с планируемым сокращением количества сотрудников Министерства внутренних дел, сокращение вузов и институтов довольно логичное и правильное решение. Зачем же обучать специалистов, если заранее известно, что рабочих мест для них просто нет. Вопрос только, по каким критериям будут выбираться вузы для реорганизации и что будет с теми преподавателями, которые там работают? И как следствие сокращения числа вузов и студентов, более жесткая конкуренция позволит выбирать, из всех желающих, наиболее достойных. Данный факт повысит профессионализм и престиж милиционера, а также моральные качества и культуру сотрудников МВД.
Далее «д) представить предложения по разработке программы, направленной на обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Ещё в 2007 году Депутат ГД Алексей Розуван и член Совета Федерации Андрей Ищук подготовили и внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», по которому предполагалось выдавать жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Российской Федерации. Но, как показывает время, этот проект успехом не увенчался. К чему приведёт данный проект судить сложно. Хотя, если посмотреть, как выдаются квартиры военным, которые оформляют кучу справок, выстаивают в огромных очередях и, преодолевая многочисленные неясностях в законе в течение очень долгого времени пытаются получить положенное по закону жильё. Можно предположить о результате и этой реформы.
Подпункты е) и ж) говорят о чисто юридических аспектах данной реформы и не интересуют простого обывателя. Однако и здесь кроется множество проблем, если не привести всё постановления и указы к единому стандарту, то начнётся путаница и неразбериха. Хотя наши чиновники и в довольно простых операциях умудряются допускать неточности и ошибки, то что говорить о серьёзных документах.
Пункт № 2: «Сократить до 1 января 2012 г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов». Существует мнение, что вопреки всем надеждам, сокращения коснутся не «многочисленной армии управленцев», а именно рядовых сотрудников и еще есть некое опасение, что «огромное количество хорошо обученных людей, знающих закон и тонкости оперативной работы, умеющих обращаться с оружием, окажутся на улице без денег и работы. Часть из них найдет себе новую работу, а другие, обладая необходимыми знаниями, могут заняться не совсем законными делами. И это может очень быстро вернуть страну в лихие 90-ые годы. Но проблема нашей ситуации в том, что тогда орудовали бандиты, которые не знали всех тонкостей работы системы, здесь же начнут действовать профессиональные оперативники, знающие систему изнутри и умеющие ей грамотно противодействовать. Как эта мера поможет обществу в борьбе с преступностью, как поможет органам МВД модернизироваться и стать лучше?» Что ещё более удивляет, так это то, что наряду с милицией сокращают и военных. Люди, хорошо владеющие оружием, различными видами без контактного боя, информацией о нахождении складов, командных центров и прочего, в принципе окажутся на улице без средств к существованию. И я не исключаю не только вышеуказанный вариант, но и предполагаю возникновение различных подпольных или явных движений, целью которых будет свержение существующего строя, методами которыми они обучены, а именно силой и оружием.
Да и не понятен сам механизм сокращения штата. «В Оргинспекторском департаменте МВД уже подсчитали, что нужно сократить 260 тысяч сотрудников. Правда, как именно проводить чистки, чтобы ушел действительно балласт, а остались профессионалы, никто не представляет».
Пункт № 3: «В целях оптимизации управления органами внутренних дел Российской Федерации сократить количество департаментов в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на две единицы». Однако не совсем ясно какие именно департаменты хотят сократить. Есть мнение, что «могут быть объединены финансово-экономическое и тыловое подразделения МВД. А также под реструктуризацию могут подпасть административный, организационно-инспекторский департаменты и департамент кадрового обеспечения». Но больший резонанс вызвала новость о ликвидации транспортной милиции. Сообщается, «что будут ликвидированы департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах и департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ), а их территориальным подразделениям повысят статус». В связи с чем «бывшие руководители союзных и российских органов внутренних дел на транспорте обратились с письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, в котором выражают несогласие с предполагаемой ликвидацией центрального аппарата транспортной милиции и 20 специализированных межрегиональных УВД. По их мнению, нарушение централизованного управления в этой специфической сфере правоохранительных органов «вредно как в социальном, так и в экономическом плане». И с этим тяжело не согласиться. Всем известно «транспортная милиция - своего рода государство в государстве. Подразделения здесь построены не по территориальному, а по линейному принципу и выведены в параллельную вертикаль. В ее составе 20 межрегиональных управлений, 815 линейных подразделений, 50 тысяч личного состава. В зоне обслуживания — свыше 85 тысяч километров железных дорог, 508 вокзалов, 167 аэропортов, 96 речных и морских портов. Только за прошлый год по железным дорогам проехало в общей сложности 2,5 миллиарда человек.
Подобные службы есть в большинстве стран мира: в Америке, Франции, Англии. Несколько лет назад в Казахстане и на Украине их пытались уже сократить, но через год признали оплошность и вернули на круги своя. Аналогичной неудачей закончился и эксперимент с упразднением транспортных прокуратур; позже их пришлось восстанавливать.
До недавнего времени — транспортная милиция находилась в фаворе. Меньше года назад с помпой был отмечен 90-летний юбилей, по всей стране гремели концерты, вручались награды. Полномочия УВДТ год от года возрастали; после громких терактов и взрывов самолетов она заменила и службу авиационной безопасности». И на фоне всех этих событий известие о ликвидации. Конечно же, нельзя полностью полагаться на опыт других государств, но может всё же стоит взять с них пример, чтобы потом не кусать локти. Следующий департамент, предназначенный для ликвидации это ДРО или спецмилиция. Здесь не ясно, зачем ликвидировать систему ДРО, если в общей сложности служит здесь всего-навсего 17 тысяч человек: примерно 1% от численности МВД. Никто не задумывается, насколько важна специфика спецмилиции, которая обеспечивает правопорядок в закрытых городах. Это, в конце концов, вопрос национальной безопасности. Под контролем ДРО — 42 ЗАТО, 368 особо режимных объектов, 10 АЭС. Все сотрудники в обязательном порядке имеют допуск к государственной тайне и прошли особую проверку». По-моему таких милиционеров нужно увольнять только в самом крайнем случае. Они последний рубеж между террористом и катастрофой.
Пункт № 4: «Установить, что количество заместителей начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне не может превышать три единицы». Сейчас количество заместителей колеблется в районе 5-6 человек. Сокращение их количества до трех поспособствует экономии бюджетных средств, так из зарплаты уволенных начальников получится не плохая добавка к новым зарплатам простым милиционерам. Так же появятся свободные кабинеты, которые можно использовать для других целей, сократиться коррупция, хотя бы из тех соображений, что станет меньше человек способных брать взятки и так далее. Данный аспект реформы поможет сократить всё время разрастающуюся бюрократию.
Пункт № 5 обращён непосредственно к министру внутренних дел и состоит он из трёх подпунктов. Подпункт а): «пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». И давно пора пересмотреть, а лучше изменить вообще порядок отбора. Сейчас для службы в МВД достаточно отслужить в армии и дорога в милицию будет открыта. Но, по-моему «необходимо всех сотрудников тестировать на детекторе лжи, проводить с ними серьезные психологические тесты. Отстранять и даже не рассматривать как кандидатов агрессивных, озлобленных людей, неудачников. Прием таких людей на службу чреват серьезными последствиями, они будут не охранять граждан, а самоутверждаться на рабочем месте. Нужно брать уравновешенных людей, стойких, добрых, отзывчивых, с развитым чувством сострадания». Это конечно в идеале, но к нему все же надо стремиться.
Подпункт б): «представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности». По-моему здесь президент даёт указание министру внутренних дел найти механизмы, по которым будут проводиться вышеупомянутые преобразования. Функции и полномочия не свойственные милиции перераспределят, численность на 20 процентов сократят. А вот как это сделать так, чтобы не пострадала основная функция милиции – противостояние преступности, как раз и должен придумать министр в течение 3 месяцев. Выходит, что реформу задумали одни, а как её проводить должны придумать другие. Это наталкивает на мысль, что реформа не только не точна, порой не логична, но и не имеет механизмов проведения. Так зачем же её тогда проводить?
Подпункт в): « разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев при этом:
введение практики ротации руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
реализацию антикоррупционных образовательных программ профессионального и дополнительного профессионального образования для различных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий». Борьба с коррупцией ведётся в РоссииоРоссии давно и пока не принесла существенных плодов, иначе бы мы не слышали ежедневные сообщения, что арестован очередной начальник при получении взятки. Конечно, эти сообщения так же говорят о том, что борьба всё же идёт и успешно, раз кого-то ловят и судят. Но почему же коррупционеров не становится меньше? Возможно, не достаточно только карательных мер или же эти меры надо сделать гораздо строже. По этому поводу сразу же вспоминается выход наших китайских соседей. У них за коррупцию положена смертная казнь. Но вы скажете, что они всё равно воруют. Однако уровень коррупции у них в несколько раз ниже. Почему же нам не воспользоваться этим методом?
По поводу ротации руководящего состава существует мнение, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, то есть, как не меняй местами не чистых на руку руководителей, они всё равно найдут способ «подзаработать». Возможно, стоит ввести ограничение срока, в течение которого можно занимать ту или иную должность, например 5 лет. По истечении которых, должность передаётся подходящему сотруднику, который до этого был в подчинении. Бывший начальник же становиться на его место. И так по кругу. Также считается необходимым ввести «правовые механизмы проверки не только порядка декларирования сотрудниками МВД России своих доходов и собственности, но и соответствия их реального состояния декларируемому». Но это всё теория на практике всё гораздо сложнее.
Также в этом подпункте предполагается обучение антикоррупционным программам некоторых сотрудников, то есть предлагается ввести возможность дополнительного образования по специальностям связанным с коррупцией. Значит, определённый круг лиц в МВД получит дополнительные знания для борьбы с взяточничеством. То ли для того чтобы на местах эти люди пресекали подобные правонарушения или же переходили из своего департамента в те, что ведут борьбу с этими преступлениями. В принципе это хороший ход: люди имеющие опыт оперативной работы в определённом департаменте легче смогут вывести на чистую воду преступника, чем не опытные юнцы из вузов.
Пункт № 6 говорит об изменениях в указах изданных ранее и противоречащих данному указу. Очень сложно воспринимается большое количество номеров приказа, страниц и прочего, что простому человеку без текста указа не понять. Этот пункт направлен на юридическое основание указа, чтобы ничего не противоречило и не опровергало одно другое. Надо отдать должное нашему президенту, он юрист и все юридические тонкости он с лёгкостью излагает в любых правовых документах. Жаль только что не всё провозглашённое в этих указах исполняется в жизни. Возможно наш народ ещё не понял всю важность законам не зря существует мнение, что жестокость российских законов компенсируется их не обязательностью. И пока закон не начнут уважать как в Европе или Древнем Риме и основным принципом не станет: «Dura lex, sed lex», закон не будет работать как умело его не излагай.
Пункт № 7 говорит о том, что указ президента «установить, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются: б) на межрегиональном уровне - управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах» уже не действителен.
Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация? Ведь недаром сторонится Милицейского поста И милиции боится Тот, чья совесть не чиста. С. Михалков Строчки из детского стихотворения не зря взяты эпи
Роль прецедента в английской правовой системе и его значение в современном правовом мире
Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод
Сопоставительный анализ норм федерального закона "об обществах с ограниченной ответственностью" и федерального закона "об акционерных обществах", относящихся к организации управления в обществе
Судебный прецедент: право на существование в качестве источника уголовного права
Трудовой договор
Феномен "злого гения" в деструктивных сектах
Шикана як особливий вид зловживання правом
Экстремизм
Вибори та види виборчих систем
Види адміністративних порушень митного законодавства
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.