курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и понятие финансов………………………………………………..5
1. 1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов……………5
1. 2. Финансы как экономическая категория……………………………….11
2. Финансы и общественное производство…………………………………….18
2. 1. Общественное производство, его факторы и результаты……………….18
2. 2. Основы использования финансов в общественном производстве. Функции финансов и их роль в общественном производстве……………….28
Введение
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим стоимость будет зависеть процесс производства, а также его расширение. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того, как мы поделим национальный доход.
Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного производства, могут влиять на все стадии производства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении).
2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).
Поскольку финансы - это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
Целью данной работы является изучение финансов и анализ их роли в расширенном производстве.
В процессе проводимого курсового исследования решаются следующие задачи:
- исследовать экономическую природу финансов;
- рассмотреть финансы как экономическую категорию;
- ознакомиться с общественным производством, его факторами и результатами;
- проанализировать основы использования финансов в общественном производстве, функции финансов и их роль в общественном производстве;
- выявить роль финансов в расширенном производстве.
Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их функционирование.
1. Сущность и понятие финансов
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов
Термин finansia возник в XIII-XV вв.[1] В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Выделим основные признаки финансов:[2]
· наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);
· субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений, один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
· в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
· регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:[3]
1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей
Таким образом, в докапиталистических формациях эпохи феодализма большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.
И только в условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в. особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30% до 50%). [4]Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций явился одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволила трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.
Сегодня финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Успех деятельности предприятий, независимо от форм собственности, в современных условиях воспроизводства и обострения конкурентной борьбы во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансового менеджмента (т.е. наиболее эффективного управления средствами предприятий).
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
· экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
· экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.[5]
Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субъектами этих отношений (государством, предприятиями, организациями, гражданами и т.п.).
Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.
Объем национального дохода и его составных частей — фонда потребления и фонда — определяет пропорции развития экономики и ее структуру.
Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.
Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых – увеличение национального дохода. Следует разделять понятия – финансы и финансовые ресурсы, - поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.
Финансы — это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Однако рост социальных расходов связан и с крупными расходами на военные нужды, затратами по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).
Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.
Таким образом, финансы — это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.
Цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего перераспределительного процесса. В условиях гиперинфляции в РФ произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.
Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.
Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.
В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.
1. 2. Финансы как экономическая категория
Финансы появились вместе с возникновением государства, с целью создания материальной основы для выполнения им своих функций в политической, экономической, социальной областях. В докапиталистический период развития общества финансы носили преимущественно натуральный характер (сборы, подати, выполнение повинностей и т.д.). В настоящее время, так как товарно-денежные отношения приобрели глобальный характер, финансы носят денежный характер и связаны с создание денежных фондов.
Первый признак финансовых отношений – денежный характер.
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность четырёх фаз: производство; распределение; обмен; потребление.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей фазах воспроизводственного процесса. Но характер движения денег существенно различается. На второй фазе движение стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо отчуждением, либо их обособлением в рамках денежных фондов различного целевого назначения без смены владельца. В обмене распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товар или услугу, т.е. совершается акт купли-продажи. На второй стадии происходит одностороннее движение денег без встречного эквивалента, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной или в услуговой. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства – это распределение, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.
Второй признак финансовых отношений – это их распределительный характер.
Третий признак финансов – это их неэквивалентный характер.
Некоторый авторы называют в качестве четвертого признака финансов – государственный принудительный характер финансовый отношений. Это не совсем корректно. В отношении финансов предприятий и финансов домашних хозяйств этот признак работает частично.
Признаки финансовых отношений:[6]
• денежный характер;
• распределительный характер;
• неэквивалентный характер;
• частично государственно-принудительный.
Финансы делятся на два уровня: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике финансы частных предприятий и организаций отделены от государства, имеют обособленный характер, но государство через различные рычаги, стимулы, санкции может эффективно влиять на финансы частных предприятий. Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения. Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.
Существует два принципа построения финансовой системы:[7]
1. принцип демократического централизма;
2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.
В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).
Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).
Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.
Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит, на сколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства).
Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных производственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность). В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.
В рамках использования финансов в общественном производстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития:[8]
1. Финансовое обеспечение потребителей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование и повышение эффективности производства.
Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.
Финансовые ресурсы
аккумулируются субъектами хозяйствования и государством. Это основной денежный
источник расширенного воспроизводства. В формировании финансовых ресурсов
участвуют все элементы валютного национально производства ВНП, но основным
источником является национальный доход и главным образом та его часть, которая
представлена ЧД, т.е. без затраты на предприятии ЧД, - это прибыль.
Финансовые ресурсы формируются фактически за счет части национального
богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, переходящих остатков бюджетных
средств, обращенных на покрытие затрат текущего года, резервных фондов охранных
организаций, средства от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки
от реализации имущества (государственного и муниципального), средства от
приватизации и т.д.
Существенным источником финансовых ресурсов являются доходы от
внешнеэкономической деятельности и нашей собственности зарубежом.
Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и
привлеченные средства – это кредиты банков, кредиторская задолженность,
средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т.д.
Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д. Финансовые ресурсы, прежде всего, нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д. Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.
Всю историю командной экономики состояние финансовых ресурсов в стране отличалось крайнем дефицитом. Это явилось следствием незаинтересованности хозяйственных субъектов в их наращивании.
Основной путь решения проблеме дефицита финансовых ресурсов в настоящее время видится на пути перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Переход на эти механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.
Осуществление финансового ресурсного производственного процесса может осуществляться в трех формах:[9]
1. Самофинансирование – оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.
2. Кредитование – этот способ финансового обеспечения, при котором расходы субъектов покрывается за счет кредита в банке или привлекаемых средств с помощью выпуска ценных бумаг.
3. Государственное финансирование – оно производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.
С целью обеспечения непрерывности общественного воспроизводства большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и государством различные уровни бюджетной системы, резервные страховые фонды.
2. Финансы и общественное производство
2. 1. Общественное производство, его факторы и результаты
Производство является материальной основой в жизни общества. Люди должны иметь для потребления пищу, жилище и другие жизненные блага. Природа, за немногими исключениями, не предоставляет людям готовых к потреблению жизненных благ – их нужно производить. Прежде всего, производство выступает как видоизменение и приспособление предметов и сил природы к удовлетворению человеческих потребностей. Т.е. выступает как материальное производство. Материальное производство – вечное естественное условие жизни людей и в этом значении оно есть производство самой человеческой жизни. Материальное производство выступает как процесс труда с точки зрения его осуществления, протекания. Труд – это сознательная, целесообразная деятельность людей по видоизменению и приспособлению предметов и сил природы к удовлетворению своих потребностей. В процессе труда человек регулирует и контролирует непрерывно осуществляемый им обмен веществ с природой. В конце процесса труда, он получает результат, который был сознательно предусмотрен до начала процесса. Человеческий труд представляет собой также процесс функционирования рабочей силы, ее целесообразного производительного потребления. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека к труду. Работник – главная производительная сила общества. Образно выражаясь, рабочая сила – это живой фермент, присоединяемый к сырью, материалам, оборудованию, инструментам как к мертвым элементам образования продуктов.
Предметами труда является все то, на что направлен труд человека и что составляет материальную основу будущего продукта. Их первичным арсеналом является земля, природа. Первичные предметы труда – те, которые берутся непосредственно у природы и предварительно не подвергались воздействию человеческого труда. Те, которые уже подвергались воздействию человеческого труда, являются сырым полуфабрикатом.
Средства труда – это продукты прошлого, ранее состоявшегося человеческого труда. Средства труда - это проводники воздействия человека на предметы труда.[10]
Средства труда: производственные здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты. Они присоединяются к органам труда человека и удлиняют или увеличивают их размеры.
Предметы и средства труда в их совокупности образуют средства производства и представляют собой вещественные факторы производства.
Производство жизненных благ всегда носит общественный характер. В одиночку люди не в состоянии обеспечить себе самые скромные условия жизни, они слишком слабы перед силами природы.
Уже первобытные люди жили и трудились не в одиночку, а группами, обществами. Люди во всей своей истории живут более или менее крупными обществами, образующими, в конечном счете, мировое сообщество с мирохозяйственными экономическими, а также научными, культурными и др. цивилизованными связями. Это потому, что сложение сил в труде дает не только суммарную совокупную рабочую силу, а рождает новую общественно – кооперированную рабочую силу. Эта возросшая общественная производительная сила людей приумножается еще разделением труда, специализацией производства, его научно-техническим совершенствованием. Наука, обеспечивающая научно-техническое совершенствование производства, и государство, создающее организационно- правовые условия его функционирования, является социальными факторами производства. Таковыми являются также экономические интересы, системы оплаты труда, потенциальная прибыль и другие, материальные и социальные результаты производства, стимулирующие его развитие и совершенствование. Все факторы общественного производства, кроме естественно – воспроизводящихся, девственных начал природы, являются одновременно и результатами общественного производства.
Важной неотъемлемой чертой природы общественной производства является то, что его продуктом является не только жизненные блага, но также и сам человек, член общества, непрерывно состоящий в самых разнообразных взаимоотношениях с другими людьми.
Общественное производство выступает как функционирование его производительных сил.
Производительными силами общества является вся совокупность факторов общественного производства, обеспечивающих создание необходимых людям материальных и духовных благ и услуг, путем соответствующего преобразования предметов и сил природы или же непосредственного воздействия на человека.
Производительные силы представляют собой целостный, динамичный комплекс средств производства, его технологии, организации, инфраструктуры и людей, приводящих их в движение. При этом ведущим элементом производительных сил и главной производственной силой является человек – труженик с известным опытом и навыками к труду. Производительные силы непрерывно развиваются. Их развитие выражается в росте производительности труда, увеличении общественного богатства. Уровень развития производительных сил – это важнейший критерий и наиболее общий показатель общественного прогресса.
Производительные силы системноорганизованы. Их конструктивными системообразующими элементами является труд человека, предметы и средства труда во всей их совокупности и непрерывном взаимодействии. В структуру производительных сил входят также технология, организация и производственная и социальная инфраструктуры.
Технология – совокупность способов воздействия человека на предмет труда с использованием соответствующих средств труда, а также различных режимов протекания производительных процессов.[11]
Организация производства – совокупность производственных структур общества, различных отраслей народного хозяйства, а также способов, приемов, форм их взаимодействия, механизма их производственно – хозяйственных связей.
Инфраструктурой производственных сил являются их вспомогательные составные части, обеспечивающие нормальное функционирование всей системы производительных сил. Производственную инфраструктуру образуют транспорт, связь, энергетика, особое место занимает маркетинговая деятельность, научно – техническая, рыночно – коньюктурная и другая производственно-хозяйственная информация. К социальной относится: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и развитие личного фактора производства.
Общественное производство имеет ячеистую структуру. Сырьевые, трудовые ресурсы и потребители естественно рассредоточены по территории страны. Соответственно этому и в связи с общественным разделением труда все общественное производство рассредоточено по многим специализированным предприятиям и фирмам.
В связи с ячеистой структурой общественного производства в его функционировании различается два уровня:
1. производство как технико-технологический процесс труда, протекающий непосредственно в первичных производственных ячейках;
2. производство как общественно-экономический, производственно-хозяйственный процесс данной страны, нации в целом.
На втором или на макроуровне функционирования общественного производства между людьми складываются производственно – хозяйственные или экономические отношения. Здесь люди выступают как хозяева и организаторы производства. На первом же или на микроуровне люди выступают как непосредственные работники, как личный фактор производства, функционирующий в конкретных производственно-технических процессах наряду и во взаимодействии с вещественными факторами производства. На нем между людьми складываются непосредственно трудовые производственно-технологические или собственно производственные отношения. Эти отношения являются той составной частью производительных сил, на которой непосредственно складываются и развиваются производственно-хозяйственные экономические отношения, охватывающие собой и превращающие собой весь народно-хозяйственный организм нации в единое макроэкономическое пространство.
В связи с этим в экономической литературе часто термином «производственные отношения» обозначаются не только собственно производственные отношения, но и базирующиеся на их основе производственно-хозяйственные, экономические отношения. В таких случаях термин «производственные отношения» наделяется широким смыслом.
В узком смысле слова производственные отношения – это отношения между людьми по поводу их совместной трудовой деятельности, по поводу кооперации труда, его профессионального разделения в рамках первичных производственно-хозяйственных ячеек общества, т.е. на уровне микроэкономики.
Эти отношения носят разрозненный характер, они локальны. Они функционируют непосредственно на рабочих местах и только в самих трудовых процессах. Объектами производственных отношений людей являются не производимые продукты, а лишь процессы их создания, вопросы взаимодействия работников в технологических процессах, вопросы психологической совместимости работников и т.д. Тесное единство, взаимодействие и совместное функционирование производственных сил и всей системы экономических отношений образует общественный или социальный способ производства.
Экономическая история человечества содержит в себе первобытно-общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические способы производства. Они различаются уровнями развития производительных сил, производительностями общественного труда, специфическими системами производственно-хозяйственных или экономических отношений.
Единство и взаимодействие производственных сил и организационно-экономических отношений образует технологический способ производства.
Общественное производство вызывается к жизни и функционирует, в конечном счете, для удовлетворения потребностей людей. Общественные потребности весьма многообразны. В зависимости от уровня развития общественных потребностей и широкого набора, соответствующих им жизненных благ и услуг общественное производство подразделяется на: материальное и нематериальное.
Материальное производство образует различные отрасли промышленности, строительства, сельского хозяйства, в которых на основе различных веществ и сил природы создаются материальные блага. К нему также относятся транспорт, торговля, обеспечивающие пространственное перемещение материальных благ, также коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, оказывающие материально-вещевые услуги.
Нематериальное производство образуют здравоохранение, просвещение, наука, культура, искусство, где оказываются непосредственно трудовые нематериальные услуги и создаются духовные ценности. В его составе особое место занимает духовное производство. Это производство духовных качеств людей, их высокого общеобразовательного уровня, широкого культурного и научно-технического кругозора. В ряде случаев духовное производство, как и все нематериальное производство, считается непроизводственной деятельностью, и труд в этих сферах считается непроизводительным. Конечно, ведущая и определяющая роль в составе совокупного общественного производства принадлежит материальному производству. В нем создаются все материальные условия и предпосылки для функционирования нематериального, духовного производства. Однако духовные качества людей неотделимы от личности человека, поэтому они функционируют также в материальном производстве и в других сферах нематериального производства и оказывают на них всевозрастающее облагораживающее воздействие.
В современных условиях в экономически развитых странах широко развиты сферы образования, науки, информатики, услуг. В них занята преобладающая часть самодеятельного населения. Работники материальной сферы все меньше участвуют в производственно – технологических процессах, в основном они выполняют творческие функции по конструированию новой продукции, автоматизации и т.д.
Утверждения о непроизводственном труде непроизводственной сферы принижают значение духовного производства, тормозят его развитие, а вместе с этим и развитие всего, в том числе и материального производства.
Валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП). Годовым результатом производственной деятельности отдельного предприятия является какая-то масса конкретной продукции. Она измеряется в натуральном и стоимостном выражениях, и представляет собой валовую продукцию предприятия.
Результатом совокупного материального производства в стране является ВОП или СОП. Как ВОП – сумма валовой продукции в денежном выражении, так СОП – сумма цен всех материальных благ и услуг, созданных в обществе за определённый промежуток времени (год или квартал). СОП не характеризует конечной результативности функционирования материального производства, т.к. содержит в себе промежуточный продукт. Конечную результативность функционирования материального производства характеризует КОП.
Продукция всех добывающих и части перерабатывающих предприятий с позиции всего общественного производства выступает в качестве сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Эта продукция подлежит дальнейшему производительному потреблению на других предприятиях и образует промежуточный продукт сферы материального производства. Стоимость всех производительно потребляемых элементов промежуточного продукта входит в стоимость полностью законченных производством или конечных продуктов. Поэтому промежуточный продукт повторно, а зачастую и по несколько раз отражается и учитывается в составе СОП. СОП, таким образом, содержит в себе повторный счет не полностью законченного производством промежуточного продукта.
КОП и чистый продукт (ЧП). Полностью законченная производством продукция образует КОП – это вся созданная в данном году масса предметов потребления и средств труда. КОП – это часть СОП, которая остается за исключением из него промежуточного продукта (за исключением всех производимых и употребленных продуктов труда за год). Все элементы КОП выпускаются только той частью перерабатывающих предприятий, которые завершают производственно-технологические циклы по созданию предметов потребления и средств труда. Участвуют в создании каждого КОП все: и добывающие и перерабатывающие предприятия соответствующих технологических цепочек. Каждое из этих предприятий повышает степень готовности будущего такого продукта и соответственно наращивает его стоимость, в результате использования живого труда своих работников и соответственно средств труда. Участие каждого предприятия в создании каждого КОП измеряется его добавленной стоимостью, создаваемой его живым трудом и с потребляемых средств труда. КОП аккумулирует в себе все годовые затраты живого труда (животного труда) и стоимость износа средств труда, в связи с его созданием. Следовательно, известную часть прошлого труда составляет труд, который воплощен ранее в каких-либо материальных благах.
Исключив из КОП затраты осуществленного труда прошлых лет получается ЧП материального производства. Эта часть прошлого труда должна быть возвращена в производство на восстановление износа средств труда. ЧП – результат функционирования только живого труда в данном году. Он представлен всей совокупностью созданных в данном году предметов потребления и материальных услуг и той частью средств труда, которая используется на расширение производства.
ВНП – показатель, характеризующий результативность всего общественного производства. Это также ЧНП или НД.[12]
ВНП определяется суммированием доходов всех предприятий, учреждений, населения, получаемых в материальном и нематериальном производстве, включая доходы от личного, домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, а также доходы из-за границы. За исключением из него доходов из-за границы – это ВНД (ВВП). ВНП и ВВП как сумма всех доходов субъектов экономических отношений не содержит в себе промежуточного продукта и его повторного счета. Это обусловлено тем, что источником доходов производственно-хозяйственных ячеек материального и нематериального производства является лишь добавленная ими стоимость. ВНП и ВВП, как и КОП в материальном производстве и в аналогии с ним содержат стоимость износа средств производства. Ведь ВНП и ВВП – это, по сути, и есть КОП, но не одного материального, а всего общественного производства. Путем исключения из ВНП стоимости износа средств труда в материальном и нематериальном производстве получается ЧНП или НД. В марксистском экономическом учении НД определяется только как ЧП сферы материального производства. В известной мере это может быть объяснено зачаточным состоянием сферы услуг, узости сферы нематериального производства прошлого века. Однако сфера торговли была достаточно развитой, и, тем не менее, труд чисто торговых работников связанных с куплей-продажей считался Марксом непроизводительным. Также считался непроизводственный труд на транспорте и связи, не обслуживающих материальное производство, а только оказывающих услуги населению. Нематериальное производство считалось непроизводственной сферой. Эти положения Маркса ошибочны. Непроизводственный труд – это нонсенс. Такого труда не существует. Труд – это всегда целесообразная и результативная деятельность человека.
Продукты материального и нематериального производства созданные данными и предшествующими поколениями и накопленные в данном времени, а также природные ресурсы страны образуют ее национальное богатство. Главным содержанием национального богатства является интеллектуальное богатство, уровень квалификации работника – развитая производительная сила всех индивидов, а также свободное время, дающий широкий простор для развития личности.
ЧНП (НД) в связи с его экономическим назначением и фактическим использованием делится на: необходимый и прибавочный продукт.
Необходимый продукт – часть ЧНП, которая используется на нормальное воспроизводство рабочей силы людей функционирующих в общественном производстве. Нормальное воспроизводство рабочей силы предполагает поддержание жизнедеятельности и работоспособности активных слоев населения и подготовку новых поколений работников.
Прибавочный продукт – часть ЧНП, созданного сверх необходимого. Он является материальной основой расширения общественного производства, развития сферы нематериального производства, особенно духовного производства. Исторически прибавочный возникает позднее необходимого, когда в первобытной общине на основе роста производственного труда стало возможным создавать большую массу жизненных благ, чем это нужно для существования работника и продолжения его рода. Величина необходимого продукта не является раз и навсегда данной, она возрастает в связи с возвышением потребностей на основе роста производственного труда. Но более высокими темпами возрастает прибавочный продукт, в чем и проявляется экономический прогресс.
2. 2. Основы использования финансов в общественном производстве
Функции финансов и их роль в общественном производстве
В рамках использования финансов в общественном производстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:[13]
1. финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;
2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.
Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне – бюджетная, кредитная система, страхование и т.д., на микроуровне – финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.
В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:[14]
· бюджетные стимулы;
· налоговые льготы и санкции.
Производство – важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса.
Стадии общественного производства:[15]
1. производство;
2. распределение;
3. обмен;
4. потребление.
В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы – инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.
Сущность финансов полнее всего раскрывается через их функции:[16]
· аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов;
· распределение и использование денежных средств. Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. федеральный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями – производственными и непроизводственными и т.д.;
· производственная функция. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают производственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается производство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует производство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все производственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике производство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия;
· контрольная функция. Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность;
· регулирующая функция. Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях.
3. Роль финансов в расширенном производстве
Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Одной из причин сокращения инвестиционной деятельности в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам — кризис неплатежей в народном хозяйстве.
Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.
В недавнем прошлом в рамках административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.
В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. Финансы стали играть следующую роль:[17]
· финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);
· финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;
· финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.
Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.
Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.
Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство.
Финансы выступают важным элементом производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
И прекращение спада производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.
Заключение
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и другое.
Важный элемент производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение – финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение спада производства и экономический рост.
Список используемой литературы
1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. Финансы и статистика. – М., 2006.
4. Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник. – М., 2007.
5. Грязнова А.Г. Финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.
6. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. – М., 2008.
7. Загородников С.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М., 2007.
8. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
9. Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2003.
11. Павлов П.В. Финансовое право: Учебное пособие. – М., 2007.
12. Панской В.Г. Общая теория финансов: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.
13. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
14. Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
15. Сайт департамента финансов города Москвы // www.findep.mos.ru
16. Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу // www.fedsfm.ru
17. Сайт электронных книг по финансам // www.aup.ru/books/i003.htm
18. Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам России // www.fcsm.ru
19. Сайт журнала «Финансы и кредит» // www.fin-izdat.ru
20. Сайт журнала «Финансы» // www.mba.ru
[1] Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
[2] Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. Финансы и статистика. – М., 2006.
[3] Финансы / под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
[4] Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2003.
[5] Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: Учебник. – М., 2007.
[6] Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
[7] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
[8] Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
[9] Панской В.Г. Общая теория финансов: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.
[10] Павлов П.В. Финансовое право: Учебное пособие. – М., 2007.
[11] Сайт электронных книг по финансам // www.aup.ru/books/i003.htm
[12] Сайт журнала «Финансы» // www.mba.ru
[13] Грязнова А.Г. Финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008.
[14] Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. – М.: НТО им. Вавилова, 2009.[15] Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития. – М., 2008.
[16] Белотелова Н.П., Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие. – 6-ое изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. [17] Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. – 9-ое изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. Содержание: Введение…………………………………………………………………………...3 1. Сущность и понятие финансов………………………………………………..5 1. 1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов……………5 1. 2. Финансы как экономическая категория……………………………….11
Роль финансов в реализации национальных проектов
Роль финансов в реализации социальных программ
Роль финансовой математики в финансах государства
Роль фінансів у забезпеченні соціальних гарантій населення
Российская налоговая система
Российский рынок акций
Российский рынок акций: анализ и перспективы развития
Рынок векселей в России
Рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг в РФ
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.