База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века — Литература и русский язык

Известно, что акцентации стиля и смысла всегда несут значительный драматический заряд, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для прочтения. Этому же ряду (например, в пьесе «Лес») принадлежат звучные, насыщенные смыслом имена и фамилии героев. В драматических произведениях второй половины XIX века ремарки широко применялись для описания деталей была, нюансов психологии и усиления динамизма сюжета. Особенно это заметно в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова. Так в пьесе А.Н.Островского «Лес» ремарки весьма развернуты по изложению и, можно сказать, наполнены символикой.

В пьесе «Лес» ремарками даются портретные характеристики героев. Например, второе явление второго действия начинается описанием внешности Несчастливцева и Счастливцева. Их описание не остается чисто внешним: «Несчастливцев – лет тридцати пяти, брюнет с большими усами», описание также содержит важную для пьесы характеристику героя: «следы беспокойства и невоздержанной жизни». Столь же насыщенно описание Счастливцева: «глаза быстрые, выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время». Ремарки, воспринимаемые при беглом прочтении только как передающие интонацию, при более внимательном чтении оказываются весьма символичными. Такими, по моему мнению, являются ремарки к разговору Несчастливцева и Счастливцева: Несчастливцев говорит «мрачно», «грозно», «густым басом». В контраст ему разговаривает Счастливцев «полузаискивающим, полунасмешливым тоном», «робко». Эти ремарки указывают на основу характеров героев: Несчастливцев имеет сильный характер, а Счастливцев – сла! бый.

Читая ремарки в «Лесе», невольно поднимаешься до обобщения – какова же цена счастья, какие люди могут быть счастливыми, точнее, находиться в состоянии счастья, что с одной точки зрения почти одно и то же (как у Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им»), а с другой точки зрения совершенно противоположно («Счастливы могут быть только…» далее могут следовать не вполне лестные расшифровки). Лично меня увлекает исследование ремарок. Мне интересна символика, отраженная ремарками. Так можно заметить, что Счастливцев постоянно как бы уклоняется от Несчастливцева, он разговаривает «отодвигаясь». Это оказывается естественным, т.к. вскоре Несчастливцев «с силой опускает руку на плечо Счастливцева», как бы показывая, что он хозяин положения. Счастливцев же, подчиняясь ему, просто падает на колени. В связи с этим приобретает значимость ремарка, указывающая на последующее действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит, что еще больше указывает на подчиненн! ость одного другому.

В пьесе «Лес» Островский регулярно обращается к природе. На несколько мрачные размышления наводит ремарка к четвертому действию: «озеро» и «лунная ночь» указывают на ожидаемую драматичность событий. В усадьбе имеется старый «густой сад» и «мелкий кустарник», что придает происходящим действиям сказочный оттенок.

Согласно ремаркам, Несчастливцев, Аксюша и Петр проявляют склонность к набожности. Так Несчастливцев регулярно скрещивает руки и поднимает к небу глаза. Аксюша даже видит в нем Спасителя и дважды «становится на колени», а Несчастливцев «простирает над ней руки», словно благославляя ее.

Часто в ремарках указывается на передачу денег от одного персонажа к другому. Эти деньги передаются как бы по кругу и в конце концов возвращаются к Восьмибратову, «великану о восьми головах» – немного тугодуму – он всегда сначала подумает, прежде чем говорить. Восьмибратов испугался Несчастливцева. Когда разговор дошел до денег, он поставил между собой и Несчастливцевым сына Петра, словно апостола. Когда в конце концов наступает развязка, Спаситель передает деньги, и они возвращаются купцу, а потом он обличает всех, и в авторской ремарке поясняется происхождение обвинения.

Таким образом можно сделать вывод о том, что ремарка не только поясняет действие пьесы, но и несет смысловую нагрузку, своеобразно дополняя речь персонажей. Роль ремарки может подниматься до значительных, ключевых высот. Она дает материал для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, а также для передачи читателям пьесы психологизма ситуации. Ремарка прорисовывает авторскую позицию. Можно согласиться со словами известного литературного критика: «В ремарках Островского на единицу смысла – мало слов, а на одно слово бездна разных смыслов».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Известно, что акцентации стиля и смысла всегда несут значительный драматический заряд, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для прочтения. Этому же ряду (например, в пьесе «Лес») принадлежат зву

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва».
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы
Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века
Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века
Тема совести в одном из произведений русской литературы
Нравственная проблематика современной прозы
Серебряный век русской поэзии
Мастерство в построении диалога

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru