курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет им Г.Р.Державина»
Институт психологии
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке
Битюкова Мария Владимировна
Научный руководитель:
профессор, к.пс.н.,
В.Н. Косырев
Тамбов 2009
План
Введение
Глава 1. Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке
1.1 Психология семьи и брака
1.2 Мотивы заключения брака
1.3 Ролевая структура брака
1.4 Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
1.5 Факторы, неблагоприятно воздействующие на брак
1.6 Место ожиданий и притязаний в различных сферах
1.6.1 Интимно – сексуальная сфера
1.6.2 Личностно – идентификационная сфера
1.6.3 Хозяйственно – бытовая сфера
1.6.4 Родительско – воспитательная сфера
1.6.5 Социальная активность
1.6.6 Эмоционально – терапевтическая сфера
1.6.7 Значение внешней привлекательности
Глава 2. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установках супружеских пар
2.1 Описание проведенного исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Для молодых браков характерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождение в роли мужа и жены, процесс приобретения жизненного опыта, взросление. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов могут быть обусловлены, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье и способностей организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности.
В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявления как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому изучение представлений об иерархии семейных ценностей и согласованности ожиданий и притязаний в жизни супругов сегодня является достаточно актуальным.
В данной работе, тема которой «Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке», была поставлена цель: выявить роль ожиданий и притязаний в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим была обозначена гипотеза: для молодоженов характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Объектом исследования выступил уровень развития уже имеющихся представлениях о семейных ценностях., а предметом исследования – ролевые ожидания и ролевые притязания в браке.
Чтобы выполнить поставленную цель был разработан целый ряд задач для более конкретного рассмотрения темы. Первая задача – выявить и уточнить сущность ролевых ожиданий и притязаний, т.е. было дано определение этих понятий и их место в семейных отношениях. Вторая задача - выделить главные и второстепенные мотивы вступления в брачные отношения. Третья задача – охарактеризовать ролевую структуру семьи, т.е. прежде чем вступить в брак оценивается общность интересов, серьезность намерений, уровень развития и глубина уважения и любви друг к другу. Четвертая задача - определить и выявить факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на брак и влияющие на прочность и удовлетворенность браком. Сюда же включено место ожиданий и притязаний в таких сферах как интимно–сексуальная, личностно–идентификационная, хозяйственно–бытовая, родительско-воспитательная, эмоционально – терапевтическая, а так же социальная активность и внешняя привлекательность. Пятая задача – экспериментально проверить, насколько согласованы (или напротив рассогласованы) ожидания и притязания супругов в браке. В ходе проведения исследования была использована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)», разработанная А.Н. Волковой. Полученные результаты позволяют делать выводы о том, каковы представления супругов о желаемом распределении ролей.
Таким образом, представления супругов о значимости в семейной жизни интимно-сексуальной, личностной общности мужа и жены, родительских обязательств, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовое обслуживание, моральная и эмоциональная поддержка и внешняя привлекательность партнеров отражают основную функцию семьи и составляют в совокупности шкалу семейных ценностей.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Также работа иллюстрирована таблицами.
Методами исследования является методика, разработанная А.Н. Волковой, которая направлена на выявление соответствия ролевых ожиданий и притязаний в браке.
Глава 1. Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке
1.1 Психология семьи и брака
Брак и семью с давних пор считают общественными формами, целью которых является регулирование отношений между людьми. Несмотря на близость понятий семьи и брака, следует отметить, что они не являются тождественными.
Брак относится к числу таких явлений интерес, к которым был всегда устойчивым и массовым, также он представляет собой начало и «ядро семьи». Являясь особым социальным институтом, брак это социально-регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной. При этом устанавливаются права и обязанности (как мужа, так и жены) по отношению друг к другу, к детям и быту. [8; 32]
Семья, как малая социальная группа и важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связях (в данном случае наблюдаются брачные отношения между мужем и женой, т.е. супругами).
Понимание семьи, как малой социальной группы подразумевает под собой её функционирование: общение между членами семьи, распределение власти, лидерства, полномочий, разрешение конфликтов и многое другое. Семья – это коллектив, где на одном полюсе – отношения любви/ принятия/ привязанности/ ожидания, а на другом – отношение ненависти/ отвержения/ зависимости и притязаний.
На протяжении последних десятилетий в итоге сложился супружеский тип семьи. Это прогрессивный тип семьи, где на первом плане выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей! при их наличии) как автономной личности в системе межличностных, эмоциональных, материальных, духовных и интимных отношений. Цель воспитания детей уже не доминирует, это место заменяют ценности личностного роста и самореализации всех членов семьи, симметричность прав и обязанностей, уважение права выбора партнера. [3; 94]
Цель брака – организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных и сексуальных потребностей супругов, предполагающая объединение материальных, физических, духовных и сексуальных возможностей брачных партнеров. Для этого требуется сложнейшее согласование этих потребностей и интересов, которые ранее они удовлетворяли отдельно друг от друга. В браке проявляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинаются процессы не только взаимного приспособления, взаимных уступок, но и многого другого.
1.2 Мотивы заключения брака
Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутвердиться и самореализоваться.
Заключение брака побуждается системой мотивов, образовавших определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах – побудителях. [1; 152] Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть с любимым человеком (мотив, направленный на достижение) и таким образом избежать одиночества. Сюда же можно отнести мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя, сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения.
Мотивация вступления в брак у каждого своя. То, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено многими исследованиями.
В числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпрепровождение. Правда, дальнейший порядок мотивов оказался различным, в зависимости от пола опрошенных. У женщин на третьем месте оказались ориентация на брак, а далее – стремление к получению удовольствия и желание эмоционального контакта, у мужчин же - стремление к получению удовольствия, желание эмоционального контакта и лишь затем - ориентация на брак.
Интересные данные были получены при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основные мотивы создания семьи соответствуют четырем видам адаптационных отношений: психологические - привычка, нравственные - долг, духовные - общность, сексуальные. Причем благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника жизни. Следует полагать, что мотивация вступления в брак включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. [24; 224]
Рассмотрим один из мотивов - прагматичный мотив (или материальный расчет): улучшение жилищных условий и материального положения за счет партнера. Брак по расчету, основанный на материальных и прагматических мотивах в наше время пользуется большой популярностью. По данным социологического опроса 33% опрошенных осуждают брак по расчету; 50% относятся к нему с пониманием; 17% заявили, что они хотели бы иметь такую «возможность».
При выборе будущего супруга/супруги обычно действует принцип дополнения противоположностей и сходств потребностей. Для будущего развития супружеских отношений оказывается крайне важной степень совпадения мотивов каждого из партнеров, которая определяет меру совпадения желаний в отношении брака. Таким образом, брак по расчету может удовлетворить обоих супругов, при совпадении у них прагматичных мотиваций. [9;76]
Большую роль может играть фактор «вынужденности» заключения брака; здесь проскакивает мотивация и личностный смысл каждого из партнеров. Специального внимания заслуживает ситуация ожидания ребенка: развитие семьи носит неоднозначный характер, т.к. может выступать как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращает продолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени период взаимной адаптации и формирование взаимной системы.
Процесс выбора партера может определятся многими факторами: физическая привлекательность партнера, особенность и манера поведения, профессия, социальный статус и предполагаемые перспективы. Важное значение имеет оценка достоинств друзьями, родителями и другими окружающими людьми.
Период поиска брачного партнера и ухаживания (вплоть до принятия решения о регистрации брака) имеет особое значение для последующего развития семьи и её функционирования. История семьи начинается с момента знакомства будущих супругов. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания является, то как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства), характер первых впечатлений друг о друге (положительные или отрицательные эмоции). Первые впечатления формируются на основе самопредъявления партнеров, т.е. происходит как бы самоподача, это плавно перетекает в неосознанное преувеличение собственных качеств и достоинств. У каждого из партнеров существует своя «стратегия» (иными словами линия поведения); целью такого поведения является вызов симпатии/положительных эмоций, нахождение общих интересов и прочих вещей, которые впоследствии могут сблизить обоих партнеров. [6;44]
Даже после регистрации брака не прекращается исследование совместимости ролей и интересов. Общение и установка межличностных отношений супругов помогают подчеркнуть сходство своих потребностей и характеров, как возможность взаимодействия друг с другом.
Любовь, как один из мотивов брака.
Любовь может рассматриваться по-разному: как эмоциональный процесс, имеющий свой объект или как предметное чувство, имеющее свою динамику развития. В отношениях между молодой парой супругов любовь представляет собой высшую форму близости. Межличностные отношения, как до брака, так и во время брака строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости и интимности, которые формируются в процессе совместной жизни. Возможно, на первых ступенях любви формируется способность отдавать и принимать.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, как пишет С.В. Ковалев: «В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с его объектом – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «я» не всегда приводит к проявлению одного «мы». Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги не любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции. [25; 392]
Любовь к человеку другого пола представляет собой феномен внутреннего мира личности и реализуемые в процессе общения в любовной диаде. Любовь выявляется через отношение к другому человеку. Отмечается потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Любовь – это отчасти восхищение от образа и радость от общения с любимым человеком.
Впрочем, любовь это не только влечение к другому человеку, и кроме чувств – наслаждений (чувств для себя) в ней и чувства – понимание (чувство для другого). Недаром говорят: любить значит понимать, быть любимым значит быть понятым. Любовь как бы рождает в людях сверинтуицию, способность чувствовать другого человека, ощущать его ощущения. [12; 380]
Что касается, специфики любви в ранней юности определяется ее романтичным характером, в силу разобщенности романтических и эротических компонентов. В ранней юности проявляется ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности, активное эмоциональное отношение к вопросам общения юношей и девушек. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный характер, выражая желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости с предметом любви. [7;168]
Период юности особенная пора, когда раскрывается сущность отношения к любви. Так в другом человеке зачастую что-то привлекает наше внимание, заставляет остановиться и почувствовать восхищение. Как следствие может наблюдаться преувеличение достоинств, происходит оборачивание недостатков в достоинства, в итоге можно наблюдать картину идеализации образа.
Идеализации образа – это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому человеку и в первые годы брака может сыграть негативную роль. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распаду отношений.
1.3 Ролевая структура семьи
Семья определяется характером главенствования и распределения ролей в соответствии с решаемыми задачами. Главенство, как таковое определяет организацию семьи, ее функционирование, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельности. В основном управлением и принятием решений занимается один из членов семьи. Изначально в молодой семье может обговариваться равноправие между обоими супругами. По мере обеспечения безопасности семьи, материального обеспечения, планирования семейного бюджета выявляется доминирование одного из партнеров. Как правило, обеспечением безопасности и материальным обеспечением занимается мужчина (супруг), а с планированием семейного бюджета и распределением доходов лучше справляется женщина (супруга).
Принятие семейных ролей определяется влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферами членов семьи, а также их личностными особенностями. Репертуар, усвоенных ролей в детстве или подростковом возрасте межличностных ролей и опыт их исполнения переносится молодоженами в свою семейную жизнь, таким образом, определяется характер межличностного общения. [10;112]
Как правило, в счастливых семьях мнение супругов о главенстве в семье совпадает, так же совпадают ролевые ожидания, ролевые соответствия уровень понимания ролевых ожиданий каждого из супругов. Структура семьи так же включает число и состав ее членов, совокупность взаимоотношений между ними. Можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточена в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором – о демократической.
Роль может рассматриваться как нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируется нормами и принятыми правилами. Роли соотносятся в соответствии с занимаемым статусом: так женщина играет роль матери, а мужчина роль отца и ситуация наоборот (когда женщина играет роль отца, а мужчина роль матери) невозможна. Выделяется роль «кормилец семьи», хозяин/хозяйка дома, воспитатель детей. Что касается биологически обусловленных ролей, то кормление грудью исключительно выполняется матерью.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены) на активное выполнение партнером семейных обязанностей и ролевых притязаний (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). [2; 73]
В основном, супружеские роли подразделяются на три основных вида: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Первая особенность адаптации заключается в том, что супруги выбрали один и тот же тип роли, а вторая – чтобы каждый из крупных компонентов, необходимого для этой роли внутри - и внесемейного поведения соответствовал у мужа и жены.
Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости, обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа, поддержание полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, а так же обеспечение разнообразия жизни и устранение скуки. От роли мужа требуется восхищение женой и рыцарского отношения к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для приобретения нарядов и других вещей, развлечений, поддержания социальных контактов, проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от жены и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с заработком, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. Но помимо этого общего от мужа необходимо еще и принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений, а от жены – готовность к отказу от рыцарства, равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.
Для стабильности молодой семьи важна согласованность мнений о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой семейным обязанностям. От его решения зависти стиль отношений в семье – традиционный или современный. [30; 167]
1.4 Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком. Удовлетворенность браком чаще рассматривается как характеристика «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». Семья при этом рассматривается как малая группа. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др. [13;141]
Понятия прочности и удовлетворенности хоть и не являются тождественными, но тесно связаны друг с другом, ведь именно от степени удовлетворенности и согласованности отношений зависит прочность и продолжительность брака.
Конкретно на прочность браком может повлиять продолжительность периода ухаживания до заключения брака. Здесь трудно говорить об оптимальном времени продолжительности этого периода, поскольку решающее значение имеет не продолжительность, а качество отношений, их интенсивность содержание, насыщенность жизненно важными событиями предбрачного периода, т.е. психологическое время знакомства. Статистические расчеты показывают, что как правило, оптимальный период ухаживания составляет 1-1.5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит к снижению устойчивости брачного союза. Как правило, вступая в брак, человек стремится обогатить и наполнить свою жизнь новым смыслом, надеясь на то, что после того как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надежды лежат в основе предполагаемой семьи. В итоге надежды начинают рушиться, и проявляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить, ответят, что женились по любви. [17;459]
Еще одним важным фактором, влияющим на прочность брака, является инициирование брачного союза. Традиционная точка зрения прерогативу отдает мужчине. В патриархальном обществе ситуация складывается именно таким образом; на сегодняшний день женщина все больше утверждает свое равноправие с мужчиной, в частности и в семейно-брачных отношениях. Реальным инициатором брачного союза в равной мере может быть как мужчина, так и женщина. В роли «озвучивающего» брачное предложение в нашей культуре выступает мужчина.
После того, как официальное согласие на брак уже дано его заключение в данном случае не может быть отложено, несмотря на незавершенность образования, отсутствия статусной зрелости, или другие сдерживающие факторы.
Успешность брака также подтверждает уровень совпадения оценок супругов относительно выполнения семейных ролей, т.е. стабильность брака зависит в большей степени от показателей уровня сходных ориентаций супругов в различных сферах семейной жизни.
В более общих чертах на успешность и прочность брака положительно влияет: высокий уровень образования, низкий уровень невротизма, более зрелый возраст при вступлении в брак, эмоциональное здоровье, высокий уровень развития навыков межличностного общения, адекватная самооценка, достаточно длительное знакомство супругов перед вступлением в брак, положительная оценка собственного детства, хорошие отношения с родителями, благополучие в родительской семье. Следует отметить отсутствие добрачной беременности, наличие адекватной мотивации вступления в брак, соответствие поведения респондента в области интимных отношений его собственным представлениям о допустимом поведении. [11;285]
Огромную роль в стабильности супружеских отношений играют хорошее социально-экономическое положение семьи: высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи, положительное отношение мужа/жены к работе жены/мужа, удовлетворенность жены/мужа работой; включенность супругов в более широкую сеть социальных взаимоотношений – наличие у супругов общих друзей, участие пары в работе общественных организаций.
Не следует забывать о личностных факторах: легкость общения, сексуальная, физическая, интеллектуальная привлекательность партнера, совпадение ценностных ориентаций, выражение любви друг к другу, уважение, взаимная помощь личностному росту каждого из супругов, равноправие в отношениях, выполнение предписываемой социально-эмоциональной роли, наличие удовлетворенности в сфере интимных отношений, соответствие образа супруга образу идеального мужа/жены, ощущение супругами себя единым целым.
Отдельную группу факторов образовывают параметры общения между супругами: глубина самораскрытия партнеров, точность невербальной коммуникации, наличие общих символов, общность ожиданий, частота общения в паре, сходство восприятия супружеских ролей, взаимопонимание и эмпатия в общении.
Интеллект стал ценностью современного общества. Об этом свидетельствует ряд фактов: за последнее время значительно увеличился конкурс в Вузы, при приеме на работу приоритетное право имеют кандидаты с высшим образованием и ученой степенью. Это лишь одна часть жизни современного общества, по другую сторону медали – взаимоотношения в семье. Мы рассмотрим интеллект как фактор, влияющий на удовлетворенность браком. [27; 248]
В современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, осталась за кадром проблема влияния интеллекта супругов на удовлетворенность браком. Фактор интеллекта не изучался с точки зрения его возможного влияния на удовлетворенность браком. На уровне общественного сознания существуют различные представления о том, как влияет интеллект супругов на качество семейного союза. Одни полагают, что интеллект помогает супругам налаживать эффективное воздействие и в этом плане именно наличие высокого уровня интеллекта у супругов обеспечивает успешность семейного союза. Другие же, наоборот, проявляют интерес к интеллекту как к средству повышения личностной эффективности в браке с точки зрения возможной манипуляции другим супругом. Исходя из этого, они полагают, что высокой уровень интеллекта должен сочетаться с не удовлетворенностью хотя бы одного из супругов в браке, поскольку манипулирование другим супругом всегда приводит к супружескому неблагополучию. Есть так же третьи, которые полагают, что интеллект вообще не имеет отношения к качеству семейных взаимоотношений и удовлетворенности браком. [5;61]
1.5 Факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на брак
Зачастую, молодые люди вступают в брак, будучи не полностью зрелой личностью. Так у одного из супругов может возникать преувеличение потребности в эмоциональной привязанности. Любовь такой личности не разборчива, не насыщаема и навязчива; человеку постоянно требуются подтверждения своей значимости и исключительности для партнера, доказательство любви словом или действием. Чтобы вызвать к себе внимание партнера, личность может прибегнуть к провокации, скандалу, в ход идут угрозы, шантаж, вызывание жалости.
В молодой семье неизбежно распределение обязанностей, поэтому также неизбежны разногласия в бытовой сфере. Конфликты могут возникать из-за перегруженности одного из супругов в силу отсутствия физических ресурсов. Например, у супруги может не хватить времени на приготовление полноценного ужина, из-за того, что много времени и сил отдается работе.
Помимо распределения обязанностей в семье неизбежны трудности в общении. Факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на прочность молодой семьи может являться: ранний возраст, вступающих в брак; отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовы преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы семейной жизни.
Супруги неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам, а это значит, что при решении проблемы могут возникнуть разногласия из-за того, что супруги плохо понимают чувства друг друга; говорят слова, совершают поступки, которые раздражают другого; чувствуют себя нелюбимыми, т.к. партнер стыдится выразить свои чувства; чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии; редко делают друг другу комплименты и т.д.. [4; 137]
В психологической науке существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:
- неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушается чувство собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, критика или оскорбления;
- неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях из-за отчужденности супругов или эмоциональной холодности;
- финансовые разногласия супругов по поводу бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в материальное обеспечение (взависимости оттого, какое место в иерархии ценностей занимает материальное обеспечение и насколько сходными являются ожидания супругов в этом плане);
- неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;
- разные мнения по поводу проведения отдыха и досуга;
- разные взгляды на воспитание детей;
Помимо всего выше перечисленного причинами конфликтов могут являться:
- разная профессиональная и социальная принадлежность супругов;
- ранний возраст вступления в брак (до 21 года);
- неуспешность брака родителей.
Вступая в брак, человек ожидает, что семья повысит его уровень потребления, организует его быт и досуг в более комфортабельных, интересных и престижных формах. Такие ожидания делают заключение брака в большей степени корыстным шагом. При столкновении с трудностями и лишениями (которые наряду с удовольствиями приносит с собой семья), эти не бескорыстные, малосознаваемые расчеты на лучшую жизнь с неизбежностью обнаруживают себя в форме претензий к партнеру, к его родителям, к ребенку, к удачливым коллегам и т.д.
Особое внимание следует уделить общению между супругами. Наиболее проблематичным для общения является современный ритм жизни, нехватка времени, отсутствие между супругами духовной близости, эмоционального контакта, общности взглядов и жизненных ценностей. Главной функцией общения является обеспечение взаимопонимания для прочного основания семьи. Но часто приходится сталкиваться с явлением, характерным для многих семей. Речь идет о том, что в силу определенных обстоятельств, члены семьи могул либо вообще не общаться, либо общаться крайне мало. [22; 301]
В таких семьях необходимы эмоциональная насыщенность контактов, особая значимость понимания жестов, пауз, сдержанности или интенсивности речи. Особая роль отводится необходимости постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки, искусства, психологии, техники и т.п. Если все выше перечисленное не будет осуществляться, то в семье неизбежны постоянные конфликты, разлады и недопонимания.
1.6 Место ожиданий и притязаний в различных сферах
1.6.1 Интимно-сексуальная сфера
Зачастую молодожены принижают значение данной сферы. Сексуальная дисгармония, утрата интимных чувств – вещь действительно неприятная и чревата различными последствиями: от разочарования до номинального распада брака. Прежде всего, потому, что сами по себе интимные отношения – неотъемлемая принадлежность жизни любого человека. Сам по себе сексуальный контакт утратил для человека свое прямое физиологическое значение и стал букетом разнообразных личностных смыслов. Даже при условии, когда супруги стараются не обращать внимание на столь печальный факт, что в своих отношениях, она незаметно по закону круговой причинности будет подтачивать все остальные их области.
Легкая доступность, чрезмерная близость и однообразие сексуальных отношений могут приводить к пресыщению, снижению взаимной привлекательности и падению активности сексуальных потребностей. Нередко это интерпретируется с точки зрения присущих партнеру недостатков в плане возможных измен.
С другой стороны, гармония сексуальных отношений далеко не главное условие счастливого супружества. Достаточно большое количество женщин, никогда не получавших сексуальное удовлетворение в браке, тем не менее, признали его счастливым.
Семейное счастье одинаково покоиться на умственном, душевном и половом приспособлении людей. Сила физических радостей часто зависит от силы душевных радостей. Чем больше симпатия, привязанность или психологическое влечение, тем ярче бывают телесные радости. Когда над физическим влечением нет увеличивающей линзы психологических тяготений, телесные радости как бы проходят сквозь фильтры эмоционального безразличия – тускнеют и теряют яркость. [20; 73]
1.6.2 Личностно – идентификационная сфера
Первичное влечение часто основано на трех стадиях: первая - интерес (а так же симпатия, или влечение), поэтому мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения. Вторая – страсть, влюбленность (а так же восхищение и восторженность) создают определенный накал, выбивают из ритма. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно, от этого, страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Третья стадия – уважение, преданность и любовь. Любовь, прошедшая через все три фазы развития и есть чувство на всю жизнь. [30; 261]
Но это достаточно обобщенная картина, если рассматривать данную тему подробнее, то можно заметить, что завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга. В итоге, пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.
Предбрачный период отражает процесс взаимодействия брачных партнеров до вступления в брак, включая приобретение молодыми людьми опыта общения с противоположным полом, а так же эмоциональное, деловое взаимодействие и выбор брачного партнера. Желания, стремления, ведущие потребности и личные предпочтения выступают как основа формирования новой брачной пары.
Самостоятельность современных молодых людей способствует ранней психологической и моральной зрелости, от которой зависит личностное взаимодействие в браке. Ухаживание и добрачная социализация – период, когда отношения становятся особой сферой и ценностью в жизни людей.
В развитии отношений особое значение приобретает предбрачное знакомство и ухаживание. 2/3 знакомств происходят во время проведения досуга, в транспорте, магазинах и т.п. Сама ситуация знакомства влияет на информативность и продолжительность предбрачного ухаживания. Информативность зависит от процесса узнавания партнерами друг друга, что важно для возникновения близких отношений и благополучия в супружеской паре. Длительность предбрачного ухаживания может быть связана с психологическим смыслом данного периода – накоплением совместных переживаний и впечатлений. [11; 270]
1.6.3 Хозяйственно-бытовая сфера
Хозяйственно-экономические отношения служили, и будут служить материальной основой бытия семьи. Весьма заземленные материально-бытовые отношения при удачной их организации служат чрезвычайно весомым фактором, препятствующим духовной общности супругов. Может быть горько слышать: «Любовная лодка разбилась о быт», но эта поэтическая метафора превращается в констатацию факта. Материально- бытовые отношения – зеркало семьи, в котором отражается все то, что составляет основу семейного счастья.
Равное участие в домашних делах предполагает не столько одинаковость дел и ролей мужа и жены в домашних делах, сколько соразмерность равного участия в них. В случаях, когда преимущественно домашние обязанности выполняет жена, брак оказывается неудачным в 40% и счастливым только в 21%. Если муж и жена несут одинаковую ответственность – 5% браков оказываются неудачными и 60% удачными. Преимущества равного участия супругов в выполнении домашних обязанностей видны здесь с полной определенностью. Остается только порекомендовать супругам поровну распределять домашние хлопоты. К сожалению, еще существуют семьи, в которых муж считает, что его обязанности полностью исчерпываются забиванием гвоздей в стенку, а жена твердо уверена, что вершиной кулинарного искусства является приготовление яичницы. [21;240]
Среди домашних трудов есть такие, которые ближе мужчинам: ремонт, починки, и те, которые ближе женщинам: приготовление еды, стирка. Деление таких работ на женские и мужские абсолютно нормально: оно никого не ущемляет и отвечает естественным особенностям мужской и женской психологии, и поэтому помогает в семейной жизни.
Досемейная любовь часто кажется праздником: она отделена от быта, соединяет людей в часы свиданий, когда они лучше, чем обычно, когда они друг для друга пылкие источники страстей. Взрослая любовь – будни; сначала праздничные, потом все менее праздничные. Входя в повседневность, любовь заражает ее своей праздничностью, но и сама заражается от нее своей будничностью и чем дальше, тем больше. Взрослая любовь – радостное богатство для человека, но она несет с собой неизбежные утраты. В ней нет юношеской романтики, юношеской неустроенности. Здесь любовь потеснили материальные и бытовые заботы.
Молодые девушки, вступая в брак, не всегда осознают реальность: отныне добывать счастье им придется ежедневной и монотонной тратой времени и сил на обыденный, домашний труд. Обычно не хватает правильной установки на бытовой труд: супругам необходимо научиться рассматривать его не как нудную и тяжкую обязанность, а как процесс сотрудничества и творчества.
1.6.4 Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развивается у девочек/мальчиков в многодетных семьях. В браке освоение роли матери/отца начинается с осознания смысла жизни в воспитании своих детей.
В воспитании главной задачей молодых родителей является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, формирование / закрепление необходимых качеств, умений и способностей, подготовка к переходу на новую статусную позицию – взрослого человека. [28; 181]
Семья активно воздействует на развитие духовной культуры ребенка, является для него микромоделью общества, вырабатывает систему социальных установок и формирует жизненные планы. Именно в браке осознаются общественные правила и культурные ценности общества. В семье вручается эстафета опыта поколений и закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка. Если молодая семья не готова к родительству при наличии ребенка (например, при незапланированной беременности), то это может послужить рядом серьезных проблем, и явиться причиной распада брака.
Рождение ребенка ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями – отца и матери. Если раньше муж и жена проводили досуг вместе, то с появлением ребенка это часто приходиться делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком (особенно если нет родственников, способных на время их подменить).
С рождением ребенка семья переходит в новое состояние: уход за ребенком ограничивает личную жизнь, уменьшает время совместного пребывания, возникают проблемы в области коммуникаций и секса, появляется чувство ущемленности у мужа. Мать вынуждена оставить работу, а отцу приходиться больше работать, чтобы обеспечить семью.
Переход к материнству приводит к изменению взглядов на семейно-бытовые обязанности. Большинство опрошенных женщин хотели бы совместно с мужем выполнять функции, касающиеся общения с детьми и взаимодействия с внешним миром по поводу детей (посещение поликлиник, детского сада).
В семейных представлениях мужчин и женщин наблюдается тенденция к совместному выполнению родительских обязанностей, но не смотря на это доминирует установка на то, воспитание детей – удел исключительно женщин.
1.6.5 Социальная активность
Социальной активности предшествует социальная зрелость, которая является самым важным новообразованием молодости - это обусловлено возрастным периодом. Вступая в контакт с обществом, главной задачей молодых людей становится решение социальных задач: приобретение профессии, определение социального статуса и в создание семьи. По мере изменения отношения к жизни, происходит понимание и осознование того, что человек сам строит свою жизнь. В итоге социальная зрелость перетекает в социальную активность конкретного человека (индивида).
Под социальной активностью чаще всего предполагается установка супругов на внешнюю активность (досуг, и его различные формы проведения), а так же ориентация на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы и по возможности играть активную общественную роль.
Для стабильности молодой семьи важна согласованность мнений о том, в какой степени жена и муж должны посвящать себя профессиональной деятельности. Как правило, считается, что профессиональная деятельность, карьерный рост прерогатива мужчин. Но в современном обществе женщина на равных с мужчиной может прилагать усилия для собственного карьерного роста и профессионализма. Данная ситуация обычно может не соответствовать ожиданиям супруга о женщине, как о хранительнице семейного очага.
Очень тяжело бывает найти компромиссный вариант между мнениями супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны организацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и установкой мужа на «закрытую форму» досуга. [23;16]
Досуг как таковой поддается личностному контролю и большинство видов деятельности, которые доставляют людям удовольствие, являются формами досуга. Разнообразные формы проведения досуга вызывают положительные эмоции, усиливают хорошее психическое и физическое здоровье. Даже обычное пребывание в кругу друзей и любимых людей может поднять настроение. Удовольствие от общения с окружающими людьми одна из главных причин радости.
1.6.6 Эмоционально – психотерапевтическая функция
Понятие эмоционально – психотерапевтической функции перекликается с понятием психологического климата семьи. Семейный климат складывается на базе нравственных и эмоциональных контактов, а так же психологической и духовной совместимости супругов. Эмоциональный контакт – двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из супругов должен чувствовать себя объектом заинтересованности. Характер эмоциональных связей определяет удовлетворение или не удовлетворение семейной жизнью. [19; 122]
В любой семье неизбежны ссоры, конфликты и кризисы, причинами которых могут являться как разность жизненных интересов, конкуренция и борьба за власть, недостаток взаимопонимания и теплоты, психологическая и сексуальная несовместимость и многое другое. Но сохранность семьи зависит именно от того будет ли разрешаться конфликт и какими способами он будет разрешаться.
Предполагается, что семейным психотерапевтом в семье является женщина. Но как показывает практика, женщина разрешает конфликт в 61% случаев. Если не удается найти компромиссный вариант, на помощь призываются родственники или друзья с просьбой адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Все-таки с психологической точки зрения правильнее разрешать конфликты самим супругам, т.к. самостоятельное решение проблемы может сплотить супругов. [29; 288]
1.6.7 Значение внешней привлекательности
Влечение к объекту своей страсти, как правило, основано на внешних особенностях: красивое телосложение, фигура, приятные черты лица, особенность и манера поведения и многое другое. Обычно внешней привлекательности противопоставляется духовная культура, так каждый человек сам выбирает насколько какая сфера для него значимей. Было замечено, что в ранней молодости внешняя привлекательность партнера является способом самоутверждения среди друзей, родных и в обществе в котором появляется, впоследствии, по мере взросления предпочтение отдается духовным качествам партнера. [26;434]
ожидание притязание семья брак
Глава 2. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых
установках супружеских пар
2.1 Описание проведенного исследования
Для подтверждения поставленной в данной работе гипотезы о согласованности представлений семейных ценностей у молодых юношей и девушек было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:
1. Измерение исходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей у молодых юношей и девушек.
2. Контрольное сравнение представлений об уровне ролевых ожиданий и притязаний юношей и девушек, на основе которого произведется вывод и будут даны соответствующие рекомендации.
Для определения представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, и внешней привлекательности партнеров была использована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)». Помимо всего перечисленного эта методика направлена на выявление у супругов желаемого распределения ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
При проведении исследовательской работы были опрошены 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18 до 22 лет. Выше опрошенные испытуемые учатся в высших учебных заведениях и являются студентами, что полностью соответствует требованию исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке.
1 этап исследования. Измерение исходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей у молодых юношей и девушек.
Молодым девушкам и юношам предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т.е. материал данной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье, отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствует требованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке.
Данные утверждения делятся на 7 шкал:
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве – отражает отношения супругов к сексуальной гармонии и иллюстрирует зависимость отношения к супругу (супруге) от оценки его (ее) как сексуального партнера;
2. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на личностную идентификацию с брачным партнером – иллюстрирует общность интересов, потребностей и ценностных ориентиров;
3. Шкала, измеряющая установку супруга (супруги) на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи – отражает степень активного выполнения бытовых вопросов, участие в организации быта и характеризует отношение к хозяйственно-бытовым навыкам партнера;
4. Шкала, позволяющая судить об супруга (супруги) к родительским обязанностям – позволяет показать выраженность установки на активную родительскую позицию и ориентацию каждого из супругов на выполнение обязанностей по воспитанию детей;
5. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений – измеряет степень ориентации супругов на то, что партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль и отражает значимость внесемейных интересов;
6. Шкала отражает установку супруга (супруги) на значимость эмоциональной терапевтической функции брака - измеряет степень ориентации жены (мужа) на принятие одним из супругов роли эмоционального лидера в вопросах коррекции психологического климата и показывает значимость взаимной моральной и эмоциональной поддержки всех членов семьи.
7. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды – иллюстрирует желание супруга (супруги) иметь внешне привлекательного партнера и отражает собственную ориентацию на современные образцы внешнего облика.
В результате были получены показатели, которые указывают на сформированный уровень ожиданий и притязаний у опрошенных. Данные показатели представлены в сводной таблице результатов.
Сводная таблица результатов по исследованию уровня ожиданий и притязаний у девушек
Шкалы Ф.И. |
ИС | ЛИ | ХБ | РВ | СА | ЭТП | ВП |
1. Алексанян Стелла | 6 | 6 | 6 | 8.5 | 7 | 8 | 8 |
2. Амелина Марина | 2 | 8 | 5 | 4.5 | 6 | 7 | 8 |
3. Белова Аня | 3 | 9 | 5.5 | 7.5 | 8 | 8.5 | 6.5 |
4. Бредихина Лена | 4 | 6 | 6 | 6.5 | 6.5 | 7.5 | 7 |
5. Гункина Таня | 5 | 7 | 7 | 7 | 7.5 | 7 | 8.5 |
6. Даняева Катя | 5 | 7 | 6.5 | 6.5 | 7.5 | 9 | 8 |
7. Ермошина Марина | 7 | 8 | 7 | 6.5 | 4.5 | 6.5 | 7.5 |
8. Костикова Маша | 5 | 6 | 5 | 6 | 8 | 6.5 | 6 |
9. Ознобкина Лена | 4 | 6 | 5 | 4.5 | 3.5 | 6.5 | 4.5 |
10. Сосова Света | 3 | 7 | 5.5 | 6.5 | 8.5 | 8.5 | 7 |
11. Сарычева Маша | 3 | 7 | 8 | 5.5 | 5 | 7 | 7.5 |
12. Сычева Света | 5 | 6 | 6.5 | 5.5 | 8 | 5 | 5 |
13. Томилина Лиза | 5 | 4 | 4.5 | 3.5 | 7.5 | 7 | 8 |
14. Уварова Неля | 1 | 5 | 4 | 5 | 7 | 7.5 | 8 |
15. Чучмаева Валя | 3 | 3 | 7.5 | 7 | 7 | 8 | 6 |
Средний балл: | 4 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 |
Сводная таблица результатов по исследованию уровня ожиданий и притязаний у юношей
Шкалы Ф.И. |
ИС | ЛИ | ХБ | РВ | СА | ЭТП | ВП |
1. Агафонов Саша | 5 | 8 | 5 | 8 | 8.5 | 7 | 6.5 |
2. Барсуков Сергей | 3 | 7 | 7.5 | 8 | 6 | 7 | 7 |
3. Бондарь Дима | 2 | 3 | 6 | 7.5 | 5 | 5.5 | 6.5 |
4. Королев Леша | 5 | 6 | 5.5 | 6 | 6 | 7 | 8.5 |
5. Корпусов Максим | 4 | 6 | 5.5 | 4.5 | 5 | 5.5 | 5 |
6. Костин Андрей | 3 | 7 | 7.5 | 8.5 | 7 | 8 | 6.5 |
7. Нагайцев Витя | 4 | 5 | 6.5 | 7 | 6 | 6 | 6.5 |
8. Неунылов Леша | 4 | 7 | 7 | 8 | 6 | 5.5 | 8 |
9. Мочалин Антон | 1 | 1 | 5 | 7 | 5.5 | 6 | 6.5 |
10. Савельев Андрей | 5 | 9 | 6.5 | 7.5 | 7 | 6 | 3 |
11. Соколов Саша | 2 | 7 | 5.5 | 8 | 5.5 | 7 | 6.5 |
12. Сластунов Дима | 3 | 7 | 4 | 5 | 4.5 | 6 | 7 |
13. Попов Ваня | 4 | 8 | 4.5 | 6 | 6.5 | 7 | 5 |
14. Попов Денис | 3 | 5 | 5.5 | 7 | 6 | 5.5 | 6 |
15. Шаров Сергей | 4 | 6 | 6.5 | 7 | 5 | 5.5 | 6.5 |
Средний балл: | 3 | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 |
2 этап исследования. Контрольное сравнение представлений об уровне ролевых ожиданий и притязаний юношей и девушек.
После измерения уровня ролевых ожиданий и притязаний в браке у юношей и девушек было проделано контрольное сравнение об уровне ожиданий и притязаний. Сравнивались показания полученные в ходе опроса. Результаты представлены в приведенной ниже сводной таблице результатов.
Сводная таблица по согласованности семейных ценностей
СЦ | ИС | ЛИ | ХБ | РВ | СА | ЭТП | ВП |
ШСЦю | 3 | 3 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 |
ШСЦд | 3 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 |
ССЦ | 1 | 4 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 |
СЦ – семейные ценности;
ШСЦю – шкала семейных ценностей юношей;
ШСЦм- шкала семейных ценностей девушек;
ССЦ –
ИС – интимно-сексуальная сфера;
ЛИ – личностно-идентификационная сфера;
ХБ – хозяйственно-бытовая сфера;
РВ – родительско-воспитательная сфера;
СА – социальная активность;
ЭТП – эмоционально-психотерапевтическая сфера;
ВП – внешняя привлекательность.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей юношей и девушек. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи.
В данном случае индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующее заключение: для данных юношей и девушек характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях, что полностью удовлетворяет и подтверждает содержание гипотезы. Несмотря на согласованность, существуют небольшие различия в установках на важнейшие сферы жизнедеятельности, при этом допустимая норма не превышается. Чтобы иметь полную картину о согласованности / несогласованности представлений имеет место рассмотреть каждую шкалу значимости отдельно.
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Было замечено, что значимость сферы интимно-сексуальных отношений сильно занижена испытуемыми, это достаточно характерно для молодых юношей и девушек, так как понимание ценности интимных отношений формируется в процессе совместной жизни, по мере достижения психосексуальной совместимости.
2. Шкала, отражающая установку на личностную идентификацию с брачным партнером. Молодые люди обоюдно считают, что наиболее значимой в семейной жизни является общность интересов, потребностей, представлений и жизненных ценностей. Можно предположить, что молодые люди ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.
3. Шкала, измеряющая установку супруга (супруги) на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. У молодых юношей и девушек в хозяйственно-бытовой сфере полностью совпадают ожидания и притязания. Это говорит о том, что партнеры не только ожидают друг от друга активного выполнения бытовых вопросов, но и сами готовы участвовать в организации семейного быта, используя при этом собственные умения и хозяйственно-бытовые навыки партнера.
4. Шкала, позволяющая судить об отношении к родительским обязанностям. В данной сфере у молодых людей выражены установки не только на активную позицию брачного партнера, но и на собственную активность и самостоятельность. Больший показатель значимости родительских функций наблюдается у молодых девушек, т.к. они считают родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
5. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Большая значимость в данной сфере отводится девушкам, они иллюстрируют выраженность собственных профессиональных потребностей, но также существует ориентация на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы пи играть активную, общественную роль. На основе сравнения можно смело сказать, что по сравнению с другими шкалами данная шкала имеет не такую большую значимость.
6. Шкала отражает установку супруга (супруги) на значимость эмоциональной терапевтической функции брака. В ходе проведенного исследования можно сделать выводы, что молодые девушки ориентируются на то, что их брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах коррекции психологического климата, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создаст «психотерапевтическую атмосферу» в отношениях. При этом отрицается самостоятельное выполнение роли «семейного психотерапевта».
7. Шкала, отражающая установку жены (мужа) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Для молодых юношей привлекательный внешний облик менее значим, чем для девушек. Как правило, это объясняется тем, что молодые люди относятся к своему внешнему виду и тенденциям моды менее фанатично, нежели девушки. У девушек в большей степени выражена установка на собственную привлекательность и модную, красивую одежду и аксессуары.
Анализируя общую специфику представлений молодых людей о значимости семейных ценностей можно вывести общую картину: с супружеской жизни важны личностная идентификация, родительские обязанности и внешняя привлекательность (собственная и своего партнера), отмечается стремление реализовать профессиональные интересы и готовность решать бытовые проблемы семьи.
Степень ролевой активности в различных сферах жизнедеятельности неодинакова. Соответствие ролевых ожиданий наблюдаются в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супруги выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модно одетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая активность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферы в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги. Супруга стремится специалистом своего дела, однако супруг считает, что реализация профессиональной деятельности жены возможна лишь в незначительной степени, т.к. он готов взять на себя основные обязанности по обеспечению семьи. Помимо всего, молодые девушки не хотят брать на себя функцию «психологического диспетчера» в семье, не соответствует ролевым ожиданиям супруга.
Заключение
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон личностного и социального развития. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Семья, брак, отношения между супругами - довольно сложные организации, поэтому каждый из супругов имеет собственные представления о цели брачного союза, и о том, ради чего его заключили.
В брачном союзе большое значение имеет совпадение общих представлений о ролевых ожиданиях и притязаниях. В психологическом плане непременно должна быть совместная общность, несмотря на то, что познание другого и себя, в том числе, задачи трудные. Овладение навыками психологической культуры способствует развитию личности и сохранению психического здоровья.
В данной работе была показана значимость и актуальность исследования ролевых ожиданий и притязаний, т.к. вся современная семья строится на произвольном распределении обязанностей и очень важно оптимально распределить их между супругами в соответствии с желаниями, возможностями каждого из супругов, чтобы выполнение их не стало тягчайшей каторгой. Экспериментально была доказана эффективность распределения и выполнения супругами определенных ролей в конкретных жизненных сферах.
Отсюда возникает вывод о том, роль – поведение, которого ожидают и то, насколько правильно будет выполняться эта роль, будет зависеть успех во взаимодействии между супругами.
В заключение следует отметить, что счастливая семейная жизнь целиком зависит не только от правильного построения взаимоотношений между супругами, но и от умения распределять обязанности, решать конфликты и многого другого, без чего существование семьи не возможно.
В итоге вырисовывается общая картина супружеской жизни: для обоих супругов важны личностная идентификация, родительские обязанности. Практически полное соответствие ролевых ожиданий наблюдается в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супруги выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модно одетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая активность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферы в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги.
Добиться согласия в супружеской жизни не просто: психологическая культура взаимных отношений должна строится с учетом знаний о себе и о своем партнере, на основе развития способности чувствовать не только свое состояние, но и состояние, переживания своей второй половинки. Особенность сочетания темпераментов, характеров, жизненных установок и ценностных ориентаций задает специфическое взаимодействие между супругами.
Сноски
[1.] Кроник А.А., Кроник Е.А. «В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений». - М.: Мысль, 1989. – 204с.
[2.] Дружинин В.Н. «Психология семьи». – Изд. 3-е. – Питер, 2008. - 176с.
[3.] Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008. – 320с.
[4.] Абрамова Г.С. «Возрастная психология»: Учеб. Пособие для ВУЗов – 6-е изд. – М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2006. – 701с.
[5.] «Вопросы психологии личности и деятельности студентов/ Иркутский гос. пед. институт;/ Отв. ред. Асеев В.Г./. Иркутск, 1978 – 105с.
[6.] «Психологические и психофизические особенности студентов»./ Науч. ред. Пейсахов Н.М./. Казань, из-во Казанского ун-та, 1977.- 296с.
[7.]Хухлаева О.В. «Психология развития: молодость, зрелость, старость»: учеб. пособ. для студ. вузов.- 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 204с.
[8.] «Хрестоматия по психологии семейной жизни»: учеб. пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Просвещение, 1986. – 271с.
[9.] «Проблемы супружеского благополучия»: Пер. с чешского/Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. – 138с.
[10.] Ковалев С.В. «Психология семейных отношений». – М.: Педагогика, 1987. – 156 с.
[11.] «Психология семьи и семейной дезадаптивности»: учеб. пособие /Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Тамб. гос. ин-т им. Г.Р. Державина, - Тамбов, Изд-во ТГУ, 2007. – 350с.
[12.] Норвуд Р. «Надо ли быть рабой любви?»//Пер. с англ. К. Савельева/. _ М,: МИРТ, 1994. - 444с.
[13.] «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 192с. – (Высшее профессиональное образование).
[14.] Соловей П.С. «Ты, я и все, все, все…» - М.: Политиздат, 1990. – 142с.
[15.] «Философия любви»: /В2ч.//Под общ. ред. Д.П. Горского; Сост. А.А Ивин/. – М.: Политиздат, 1990.
[16.] Шмелев А.Г. «острые углы семейного круга: психология обыденной жизни»/. – М.: Знание, 1986. – 93, /3/с. – Нар. ун-т. Пед. фак.; №-6/.
[17.] Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии»: Учеб. пособие, Рос. акад. образования; Моск. психолого-социальный ин-т. – 2-е изд., стер. – М.; Воронеж 2005. – 927с.
[18.] «Совет да любовь!»: Сборник/сост.: М.А. Иванов. – 2-е изд., доп. – М.: Московский Рабочий, 1984. – 240с.
[19.] Психология: Словарь. – М.: 1990. – 127с.
[20.] Холл С. «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте». – Петроград, 1920. – 89с.
[21.] Рыбалко Е.Ф. «Возрастная и дифференциальная психология»: Учеб. пособие / ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 252с.
[22.] Сборник рефератов и курсовых работ по психологии / сост. А.В. Гурьянов. - М.: Проспект, 2004. – 451с.
[23.] Обозов Н.Н. «Психологическая культура взаимных отношений». – М.: Знание, 1986. – 47с.
[24.] Андреев Ю.А. «Мужчина и женщина: путь человеческий – путь звездный»; оформ. обл. худож. Черненко О.Л. – СПб.: Респекс, 1994. – 357с.
[25.] Афанасьев А.Ю. «Синтаксис любви: типология личности и прогноз парных отношений»; Предисловие Ю. Рюрикова. – М.: Остожье, 2000. – 493с.
[26.] Волков Б.С. «Психология юности и молодости»: учеб. пособие для вузов / Моск. гос. обл. ун-т. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 255с.
[27.] Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины», - СПб.: Питер, 2007. – 544с.
[28.] Аргайл Майкл «Психология счастья» [Текст]: [пер. с англ.] – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 270с.
[29.] Прохорова О.Г. «Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок» [Текст]. СПб.: КАРО, 20087. – 334с.
[30.] Слепкова В.И. «Психологическая диагностика семейных отношений» [Текст]. – Мозырь: Содействие. 2006. – 195с.
Список используемой литературы
1. Фромм Э. «Искусство любви: исследование природы любви» / Эрих Фромм; Пер. с англ. Л.А. Чернышевой – Минск: Творч. – производст. Центр «Полифак», 1991. – 77с.
2. Еникеева Д. «Тернистый путь любви» [Текст] / Диля Еникеева. – М.: АСТ, 2007. – 829с.
3. Карабанова О.А, «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М.: Гардарики, 2007. – 319с.
4. «Психология семьи» [Текст]: хрестоматия: [учеб. пособие для факультетов психологии, социологии и журналистики / ред. – сост. Д.Я. Райгородский]. – Самара: БАХРАМ – М, 2007. – 749с.
5. Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер, - Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 735с.
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им Г.Р.Державина» Институт психологии Кафедра общей психологии
Взаимопонимание в межличностном общении
Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте
Воображение и креативная функция мышления
Социально-психологическое содержание коммуникативных установок в межличностном общении
Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений
Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей
Игра как средство развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения
Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения
Конфликты в педагогическом коллективе
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.