курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава I. Ролевая игра –форма работы на уроках иностранному языку---5
1.1 История возникновения игры -------------------------------------------------------5
1.2. Характеристика ролевой игры ------------------------------------------------------7
1.3. Структура ролевой игры -----------------------------------------------------------11 1.4. Функции ролевых игр --------------------------------------------------------------12
1.6 Виды ролевой игры на разных возрастных этапах-----------------------------15
Глава II. Комплекс ролевых игр по теме «Книги» ----------------------------18
Заключение--------------------------------------------------------------------------------25
Библиографический список-----------------------------------------------------------27
Введение
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в рациональном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
В связи с этим объектом исследования работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Предметом исследования является содержательный компонент ролевой игры на уроках английского языка. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы. Целью данной работы является разработка системы ролевых игр по теме «Книги» на уроках английского языка для старшей ступени обучения. В задачи работы входит освещение истории возникновения ролевой игры, общая характеристика ролевой игры, выделение функций ролевой игры, знакомство со структурой и видами ролевой игры на разных возрастных этапах, определение основных требований к ролевым играм, подборка ролевых игр по теме «Книги» для использования на уроках английского языка в 9 классе общеобразовательной школы. Основными методами исследования в курсовой работе послужили: анализ методической литературы по теме работы, описательный и сравнительно-сопоставительный метод исследования и метод обобщения. Материалом для теоретического исследования послужили работы методистов, в разное время обращавшихся к изучению ролевых игр (Аникеевой Н.П, Берна Э., Выготского Л. С., Олейника Т.И., Стронина М.Ф. и д.р.). Для реализации практической главы использовались журналы «Иностранные языки в школе».
Глава 1. Ролевая игра- форма работы на уроках иностранного языка
1.1 История возникновения игры
Термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”[4].
Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.
По М.Ф.Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [17].
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Таким образом, М.Ф.Стронин рассматривает игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками -эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия [17].
Д.Б.Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [19]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. На этом этапе развития возникают одновременно два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательных координаций, мелких и точных движений, ловкости и т.п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Второе изменение заключается в появлении символической игрушки. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
1.2 Характеристика ролевой игры
Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителей иностранного языка учить умению общаться на изучаемом языке. Одним из эффективных приемов обучении общению являются ролевые игры. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей ; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
Ролевая
игра обладает большими обучающими возможностями:
1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она
предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В
ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров
переплетается теснейшим образом.
2) Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно - побудительного
плана. В учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность
заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию
таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь,
вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях
иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется
сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в
пользовании ими) часто заслоняют саму цель - общение и от учащихся и от
учителей. На уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно:
"Расскажи о своём друге", "Расскажи о своей семье", так как
учителю хочется проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий
языковой материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит
за пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если учащиеся
вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные "предлагаемые обстоятельства"
создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик,
сужает его до субъективного мотива.
3) Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении
языкового материалы. Например, реплика Did you
do your hometask?,
часто воспринимается учащимися механически, приобретает значимость в ролевой
игре. Ученик, играющий роль отца, обращается к другому ученику, выполняющему
роль сына, с вопросом, который выражает упрек, возмущение и даже угрозу.
Эмоция, сопутствующая теперь этой реплике, придает ей естественную
однозначность, устанавливая прямые связи с ситуацией и создавая благоприятные
условия для запоминания.
4) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и
партнёрства.
5) Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной
форме, знакомятся с технологией театра [5].
Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом,
образовательном и воспитательном отношениях.
Формированию коммуникативной
культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению
эффективности учебного процесса в целом способствуют ролевые игры. Ролевая игра – это форма организации коллективной
учебной деятельности
на уроке
иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков
и умений в
условиях, максимально близких к условиям реального общения
[14].
Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры [10].
Умеренно контролируемая ролевая игра - ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу.
Свободная ролевая игра – это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.
Чаще всего при работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. Базовый для проведения ролевой игры текст изучается под руководством учителя, рассматриваются возможные причины появления этого текста, определяется его «автор» или от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характере персонажа или персонажей, учащиеся делают прогнозы: что последует после этого текста, как будут разворачиваться события. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных изученных ранее текстов учебника, литературы, рекомендованной учителем. В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации.
Для того чтобы интерес к ролевым играм не уменьшался, а подготовка к ним не становилась алгоритмическим упражнением, типы ролевых игр рекомендуется чередовать.
1.3 Структура ролевой игры
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия [19].
Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. Существуют различные способы классификации ролей: статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или приобретены в течение жизни (роль гражданина определенного государства и т. д.); позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими некоторую позицию в обществе (профессиональная, семейная роли и т.д.);ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения (роль гостя, туриста, пешехода и др).
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации:
1) субъект.
2) объект (предмет разговора).
3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевых игр. Таким образом, функциональность ролевой игры повышается при четком осознании ее структуры.
1.4 Функции ролевых игр
В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.
Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам показывает, что игра - явление полифункциональное. С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение иностранному говорению должно начинаться с приведения в действие механизма мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному усвоению материала, активному включению школьников в деятельность. Как подчеркивает И. А. Зимняя, используемые в практике обучения иностранному языку приемы организации речевого общения, игровых ситуаций непосредственно направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному говорению [6]. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть ролевые игры выполняют воспитательную функцию.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует у детей подросткового возраста. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
Говоря о важности использования ролевой игры на уроке иностранного языка, нельзя не остановиться на требованиях к ролевой игре. Так как все указанные выше функции могут быть реализованы только при грамотной организации игры.
1.5 Требования к ролевой игре
Основные требования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом. В своей работе автор утверждает:
1) игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2) Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3) Ролевая игра должна быть принята всей группой.
4) Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5) Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
6) Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
7) Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе [11].
На наш взгляд автор совершенно точно и четко выделил основные требования к ролевой игре. Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель соблюдает указанные выше требования.
1.6 Виды ролевой игры на разных возрастных этапах
Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка [17]. Ролевая игра- одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Проанализировав работы Д.Б. Эльконина, Е.И.Пассова, Н.К. Скляренко можно выделить следующие формы ролевой игры на уроках иностранного языка.
Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
Для
среднего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания,
потому, как эти игры отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг,
труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.
Для старшего школьного возраста - имитационная ролевая игра
познавательного содержания. У старшего школьного возраста повышается значение
игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире,
опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к
их будущей социальной роли. С учетом выявления
профессиональных интересов школьников организовывались имитационные деловые
игры. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в
будущей профессиональной деятельности. Имитационные деловые игры соответствуют
возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации
школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития.
Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.
Глава 2. Комплекс ролевых игр по теме «Книги»
Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искренного желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка. Помимо учебных целей ролевые игры и задания помогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использованием телефона особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор по телефону. Кроме того, посредством ролевых игр и заданий у школьников формируются такие качества, как общительность, коллективизм, появляется чувство ответственности за своих товарищей.
Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
В ходе педагогической практики нами был подобран комплекс ролевых игр по теме «Книги», так как в учебнике данная тема не достаточно развернута, в ней не представлены игры, мало интересных заданий. В наше время подростки мало читают и нужно повышать мотивацию к чтению, также многие учащиеся находят тему «Книги» скучной и однообразной, тем самым игры по данной теме помогут учителю заинтересовать учащихся, разнообразить уроки.
В ходе педагогической практики нами были успешно апробированы две игры.
Ролевая игра « What's the book about?»
Задание первому ученику: Вы вполголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат (сестра) все время спрашивает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы.
Например:
Задание второму ученику: Вы младший брат (сестра). Ваш брат (сестра) читает названия книг, поинтересуйтесь о чем книга.
Ученик (старший брат/сестра): Mark Twain. "The Adventures of Tom Sawyer".
Ученик (младший брат/сестра): What's the book about?
Ученик (старший брат/сестра): The book "The Adventures of Tom Sawyer" by Mark Twain is about adventures.
карточка-опора: дневника для внеклассного чтения.
Author |
Title |
Contents |
М. Twain |
The Adventures of Tom Sawyer |
adventures |
D. Defoe |
Robinson Crusoe |
adventures |
J. E. Cooper |
The Last of the Mohicans |
the life of the Indian |
W. Scott |
Ivanhoe |
historical fiction |
J. Swift |
Gulliver's Travels |
antastic adventures and satire |
Данная игра была использована на основном этапе урока. Использовались позиционные роли. Игра «О чём книга» положительно повлияла на формирование познавательных интересов школьников, способствовала осознанному освоению иностранного языка. Она содействовала развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работали, помогали друг другу, внимательно слушали своих товарищей. Учащиеся познакомились с произведениями писателей, потренировались задавать вопросы и отвечать на вопросы.
Ролевая игра «Booklovers»
Задание первому ученику: Вы- член кружка книголюбов. Скажите, какую книгу (стихотворение, рассказ, пьесу) вы прочитали.
Задание второму ученику: Вы — новый член кружка книголюбов. Выясните, интересна ли книга (пьеса и т.п.), которую прочитал ваш товарищ.
Например:
— I have read "Alice's Adventures in Wonderland" by Lewis Carroll.
— Is it an interesting book?
— Rather!
В игре использовались ситуативные роли, игра была проведена на основном этапа урока. При помощи данной игры учащиеся потренировали умение говорить в любой ситуации на любую тему, применили полученную лексику на практике. Учащиеся рассказывали о своих любимых книгах, что сделало игру боле увлекательной.
В ходе педагогической практике нами был также подобран комплекс игр на тему «Книги», который может быть успешно использован на уроках английского языка в 9 классе.
Ролевая игра «What do you prefer?»
Учитель: Я - библиотекарь. Мне необходимо знать, какие книги любит читатель.
Задание ученику: Вы - читатель, ученик 9 класса. Ответьте на вопрос библиотекаря.
Например:
-What do you prefer, poems or short stories?
-I am fond of poems.
Примеры варьируемых элементов:
1) poems or short stories 2) novels or plays 3) short stories or novels 4) books on adventure or geography 5) books on art or history
Данная ролевая игра может использоваться в начале урока в качестве речевой зарядки. Игра не отнимет много времени и учащиеся легко смогут ответить, так как при ответе на вопрос они будут использовать знакомую лексику. В игре используются позиционные роли. Игра активизирует стремление ребят к контакту с учителем, учащиеся с удовольствием расскажут о своем любимом жанре книг.
Ролевая игра « Who's your favourite writer?»
Задание ученику: Вы- российский школьник. Поинтересуйтесь, книги каких писателей больше всего нравятся гостю из Англии.
Учитель: Я гость из Англии. Я отвечу на ваш вопрос и назову своего любимого писателя.
Например:
-What writers do you like best of all?
-I like Russian writers. My favourite writer is Chekhov.
Ролевую игру «Кто твой писатель» можно использовать на основном этапе урока, играя учащиеся не только закрепляют материал по теме «Книги», но и повторяют тему как правильно задавать вопросы. В игре используются ситуативные роли. Данная игра создает условия равенства в речевом партнерстве, вопрос задает учащийся учителю, тем самым разрушается традиционный барьер между учителем и учеником.
Ролевая игра «At the young pioneer Leader's Meeting »
Задание первому ученику: Вы- старший пионервожатый. На семинаре вожатых вы рассказываете о том, какие книги любят читать дети.
Задание второму ученику: Вы- участник семинара. Согласитесь со старшим пионервожатым или возразите ему.
Например:
Старший пионервожатый: Children like to read books on adventure.
Участник семинара: You are right. Children like to read books on adventure.
Данная игра может быть использована на основном этапе урока. В игре используются ситуативные роли. В игре учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Ролевая игра « A Good Piece of Advice »
Задание первому ученику: Вы — член пионерского отряда. Посоветуйтесь со старшеклассником, что бы он рекомендовал вам почитать.
Задание второму партнеру: Вы — старшеклассник. Уточните, чем увлекается ваш подшефный, и помогите ему выбрать книгу.
Например:
- What would you advise me to read?
- What do you prefer, poems or short stories?
- I am fond of poems.
- Then I advise you to read poems written by A. Pushkin.
Данная игра может быть использована на основном этапе урока, в ней используются ситуативные роли. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем преодолевать барьер неуверенности.
Ролевая игра «After the Holidays»
Задание первому ученику: Вы — старик Хоттабыч. Летом вы не виделись со своим другом Волькой. Поинтересуйтесь, как провел каникулы ваш друг.
Задание второму ученику: Вы — Волька. За время летних каникул вы прочитали много интересных книг. Поделитесь своими впечатлениями со стариком Хоттабычем.
Данная игра очень увлекательна, здесь используются ситуативные роли. Методически грамотно будет использование данной игры на основном этапе урока. Играя в игру «После каникул» учащиеся с удовольствием дают волю своему воображению.
Ролевая игра «The Best Present»
Задание первому ученику: Вы — ученик 9 класса. Посоветуйтесь со своим отцом, что подарить вашему другу.
Задание второму ученику: Помогите сыну. По вашему мнению, лучший подарок - книга.
В данной игре используются позиционные роли. Игра может быть использована на любом этапе урока. В данной игре учащиеся воспроизводят реальную жизненную ситуацию, игра создает условия реального общения.
Ролевая игра «Telephone call»
Задание первому ученику: Через две недели в вашем классе состоится диспут по книге А. С. Пушкина «Анна Каренина». У тебя нет этой книги. В школьной библиотеке разобраны все имеющиеся экземпляры. Нужно ехать в городскую детскую библиотеку. Но прежде чем отправиться туда, позвони своим друзьям и узнай, может быть, у кого-то из них есть эта книга.
Задание второму ученику: Тебе звонит одноклассник, выясни что он хочет.
Например:
О.: Yes?
К.: Good afternoon, Olga.
О.: Good afternoon, Kate. How are you?
K.: I am well, thank you. I hope you are well too.
O.: I am well, thank you.
K.: Olga, do you have the book «Анна Каренина »?
О.: No, I haven't.
K.t Do you know who has?
O.: Ira has.
K.: Thank you. Good-bye.
O.: Good-bye.
В данной игре используются позиционные роли, игра хорошо подходит для основного этапа урока. Данная игра выступает как эффективное средство обучения диалогическому общению. Учащийся должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Ролевая игра «Bookshelf»
Инструкция: Вы учащиеся одного класса и вы договорились брать друг у друга книги, делиться впечатлениями о прочитанном.
Учащимся предлагается использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях.
Например:
-So you've got some new books on your bookshelf.
-Yes, I have. This is a book of poems by Robert Burns.
-Well, he is Scotland's greatest poet.
-Yes, and here is my favourite "My Heart's in the Highlands". Just listen: "The hills of the Highlands forever I love."
-And I remember his revolutionary poems. "The Tree of Liberty" is the best of them.
- You may take this book and read it.
- Oh, thank you! Here is a book for you.
В данной игре используются ситуативные роли, игра может быть использована на основном этапе урока. Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов, развивает самостоятельность, ответственность учащихся.
Таким образом, практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.
Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том. Что язык можно и нужно использовать как средство общения.
Заключение
На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.
В
ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую
деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется
потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно
убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра
активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает
условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между
учителем и учеником.
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и
тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает
роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать
беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним
или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать
уточняющие вопросы и т. д.
Не мало важно является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к
социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто
является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее
четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию,
которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические
средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
Цель курсовой работы была достигнута, был разработан комплекс ролевых игр по
теме «Книги», некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической
практики на уроках английского языка на старшей ступени обучения. Мы убедились,
что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и
способствуют осознанному освоению иностранного языка.
Библиографический список
Евро
Is The World Becoming Characterized More By Peace or By War?
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.