курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Аннушкин В. И.
Иван Ильин, оторванный от России, писал: "И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия…" Представим эту мысль реально: вся Россия – в её языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет. И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами жизни не находим…
Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Для того чтобы понять, что такое язык – речь – слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: "В начале было Слово…" Слово есть Бог. Бог есть Дух. Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в нашем человеческом слове. Слово человеческое подобно Слову Божию (Св.Игнатий Брянчанинов). Словом творится мир. Однако человек греховен, и потому все наши ошибки, общественные и экономические нестроения так или иначе связаны с языком – и напротив: стоит отрегулировать, понять роль и значение Слова, как начнут устраиваться и все области общественного и личного бытия.
"Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем... (И.И.Срезневский). Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придется ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык – речь – слово в их обширном понимании, включающем и охватывающем все стороны жизни современного общества?
Включишь телевизор – там один язык (и, кстати, очень разный: редок серьезный разговор, в основном томящее дух развлечение); войдёшь в храм – и там услышишь современный молитвенный язык (молитвословие); выйдешь в парк – и услышишь, проходя мимо симпатично одетых молодых людей обоего пола, мирно звучащее… сквернословие. И всё это современный нам русский язык. Язык – это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах. Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но обозреть современную словесность – почти непосильная задача, ибо мы живём в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано прежде всего с колоссальными речевыми нагрузками, которые предлагает жизнь в новом информационном обществе. Однако все мы чувствуем, что живём в едином и вполне определённом мире мыслей, настроений, стиле, который формируется прежде всего языком.
Если заострить проблемы, взяв для анализа конкретные области общественно-речевого бытия, то они выглядят так: можно ли построить счастливую личную жизнь (читай: реализовать национальный проект демографии через построение здоровой семьи), если образцов хорошей семейной речи не представляет основной пропагандист современного вкуса – телевидение? Можно ли решить проблему построения эффективной экономики, если не выработан деловой язык документа (гнет вала документов - одна из отметин современного информационного общества), а риторическая этика как основа построения честных деловых, партнерских отношений стыдливо умалчивается? Можно ли создать благополучное существование, если язык большинства СМИ нарочито настроен на пессимистическо-критическое освоение действительности, что и выражается в соответствующем словесном стиле? Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен (и всё это выражается именно в языке и Слове!) не может решить долгосрочные проблемы.
Вот несколько постулатов, которые, на мой взгляд, филологи обязаны внушать и отстаивать в общественном сознании:
1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни. Противоположная позиция, мол, мы только наблюдатели, а не творцы ("язык сам знает, куда ему поворачиваться и не нам диктовать ему свои законы…") приводит к общественной пассивности и застою. Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность – да разве с ней управишься? Такова жизнь… Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли (либо пристойные, либо непристойные). Тогда и жизнь (а она начинается в Духе), создаваемая языком и Словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.
2. Каков язык, таков и человек. В сознании каждого человека – от школьника до крупного предпринимателя – должна присутствовать мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово – и я скажу, кто ты. Классическое определение человека во всех гимназических учебниках словесности: человек – создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н.Ф.Кошанского – главное отличие человека от других одушевленных созданий. Прокламируется ли эта идея в современной школьной филологии? Первоначальные навыки, которым всегда учили (почему и сейчас "русский язык" сохраняет за собой первую строчку в школьном дневнике), дети получали в "словесных науках". Впрочем, что такое "словесные науки", современный ученый представляет плохо – это можно оценить по тому, как воспринимается научный термин "риторика" в широком сознании нашей интеллигенции. Не потому ли и существует возможность манипулирования общественным сознанием, что риторика как "словесное" учение об убедительной и эффективной речи внятно не преподается и остается землёй незнаемой для большинства наших образованных людей?
3. Последнее время только ленивый не говорит о культуре, но культура выражает себя через язык, и хорошая речь может основываться только на культуре. Культура обобщает положительный опыт речевого творчества, указывает способы оптимального пользования речью. Общественное непонимание этого простого постулата лучше всего иллюстрируется отсутствием на телеканале "Культура" какого-либо намёка на передачу о русском языке.
4. Стиль жизни формируется стилем речи. Мы ясно ощущаем, что живём в новом стиле, но либо абсолютно не понимаем, либо это кому-то выгодно, чтобы бессмыслица идей и словесная безвкусица портили многие благие намерения. Для этого достаточно послушать, как говорят в современном радиоэфире, отданном на потребу массовому вкусу. Благое намерение – усовершенствовать стиль жизни, да вот только совершенствуется последний только через стиль речи. Но слушать современные "Русское радио", "Шансон", "Авторадио", "Европу-плюс" и подобное – мука не для меня одного, имеющего несчастье время от времени ездить в маршрутных такси. Деваться некуда – навязчивый сервиз. Приблатнённая печаль в оранжировке дешевеньких оркестров с двухминутными новостями создают этот "опущенный" стиль жизни, и обществу не возродиться, если не отказаться от мысленно-словесного бескультурья.
5. Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в наших скрытых помыслах и страстях, а основания красноречия – страсти… Общество, слушающее безвусные шутки Comedy club и воспитанное на криминальных сериалах, не может реализовать национальные проекты. От плодов уст своих общество вкушает либо добро, либо зло.
Цель филологии – систематизация словесного творчества, классификация родов, видов и жанров современной словесности, отбор среди них лучших образцов и направление усилий общественно-речевого творчества. Попробуем оценить хотя бы на нескольких сторонах российской общественно-языковой реальности.
Язык и быт. Всякое счастье рождается от качества мысли – слова – дела. Общество замыслило решение демографической проблемы, желая своим гражданам прежде всего личного семейного счастья, и продолжает вести … антисемейную пропаганду большинством доступных речевых средств. Из них, конечно, первое – телевидение. Видели вы за последние годы какой-либо фильм, телепередачу, где преследовалась бы элементарная цель – показать просто хорошую современную семью (а таковых вокруг много!), но телевидение, словно осатаневшее, ищет "столкновения страстей", конфликтных ситуаций (это, кстати, реликт художественного воспитания наших молодых теледеятелей, воспитанных соцреализмом), кормит зрителя мифическими сериалами о сытой, довольной жизни, где жизненные проблемы ограничены сексом, вымогательством денег, угонами, захватами, обманами, перестрелками. Но главное, почему этим фильмам не грозит успех – ужасный, банальный, скучный до ломоты в челюстях, примитивный язык.
Язык и дело. Экономические и социальные реформы не действуют вследствие речевой и культурной неустроенности общества. Всякий социальный и экономический труд – труд речевой, предполагающий эффективные коммуникации в деловой сфере. Вне активных речевых действий, полученных вследствие риторического образования, невозможно обеспечить общественный диалог и оптимальное руководство деловым сообществом. Сегодня стоит спросить: стала ли деловая жизнь с ликвидацией прежних структур (например, партийных) более эффективной? Каков результат "капитализации" производственных отношений (и так ли уж они "капитализированы")? Очевидно, что наши экономические реформы не имели ясного обоснования, выраженного вообще в каком-либо тексте, и не стали предметом демократического обсуждения – а потому они и провалились. Когда замысел неясен обществу, когда разъяснению экономических реформ ("связям с общественностью") не уделено внимания, то естественно, что их проведение "сверху" антидемократично, если вкладывать в слово демократия понятия уважения к народу и учета его мнения и, значит, собеседования с ним.
Простой пример "капитализации" сегодняшних речевых отношений в деловом коллективе. Если раньше деятельность руководителя контролировалась и была отчасти подотчетна партийному, государственному и профсоюзному начальству, то нынешняя производственная организация поставила во главе многих коллективов людей, деятельность которых бесконтрольна при пассивном отношении со стороны самих работников. Ослабление речевой "спайки" общества (русской коллективности и соборности), отсутствие честного и продуманного замысла реформаторов, отсутствие связей с общественностью и провалы в экономике – звенья одной цепи.
Всякая интеллектуальная деятельность – деятельность речевая (об этом внятно писал академик РАО Ю.В.Рождественский в статье "Хорош ли русский язык?" в ЛГ 4 октября 1996 г. – осознали мы мысли выдающегося, ныне покойного филолога?). Труд политика, юриста, ученого, педагога, священника, врача, военного, предпринимателя – речевой., и если такой человек не владеет речью, родным языком, его деятельность не может быть продуктивной. Насколько каждый из специалистов получает у нас должную речевую подготовку? В вузах введен предмет "русский язык и культура речи", но его программа ограничивается изучением норм литературного языка (как правильно говорить "звОнит" или "звонИт", какое слово выбрать из ряда синонимов). Обучать следует речевому творчеству, которое необходимо каждому человеку как гражданину общества и профессионалу-специалисту.
Язык и школа. Языковая подготовка пронизывает насквозь весь школьный учебный процесс – в классической школе (например, Царскосельском лицее или Лицее имени Цесаревича Николая) существовало требование владения хорошим русским языком ко всем педагогам-специалистам. И этому есть объяснение: каждый учитель выражает знания и общается только на русском языке, а воспитание возможно только с помощью слова. Какие же могут быть знания, если педагог и учащиеся не владеют языком? В сущности, методика есть педагогическое красноречие, ибо подготовка хорошего преподавателя всегда выражена в том, как он общается со своими учениками. Увы, ни пропаганда хорошего языка, ни обучение педагогической риторики как искусству общения с учениками не находятся в светлой точке нынешнего педагогического сознания.
Язык и политика. Эта сфера будет в ближайший год едва ли не важнейшей вследствие предстоящих президентских выборов. Кто на эту тему что-нибудь внятное произнёс или написал (хотя бы на страницах ЛГ)? Всякий политик – прежде всего ритор, т.е. мастерский оратор и писатель. "Политика есть общение…" (Иван Ильин). Много ли у нас написано исследований о политической риторике как искусстве организации политической жизни общества с помощью Слова (речи, языка)? Между тем, нас ждут в самое ближайшее время "слова, слова, слова…" Но наши политики даже начального риторического образования не имеют, до всего доходя "опытным" путём. Конечно, "ораторами становятся" (как говорили в древности), но не потому ли так несовершенна наша демократия, что не понимает: в основе политических процессов, воспитания политика-профессионала лежит осознание речевых (ныне говорят: "коммуникативных") процессов в обществе, а в основе подготовки политика лежит язык?
Язык и СМИ. Это центр сегодняшней речевой и идеологической жизни общества. СМИ стали "первой" властью вследствие авторитетности по степени влиятельности на умы людей, создание настроения и стиля как материальной, так и духовной жизни. Этому находится ясное филологическое объяснение: речь СМИ - коллективный вид языкового творчества, результаты которого представляются миллионной аудитории, которая, словно завороженная, внимает и доверяет сказанному. В то же время текст СМИ не храним в культуре (не "культурный" текст), поскольку результаты этого труда не хранятся в памяти аудитории: мы легко забываем то, что смотрели по ТВ, едва ли не на следующий день. Коллективность творчества, авторитетность, нехранимость в культуре создают из СМИ (и массовой коммуникации в целом) монстра, спрута, чудовище, совладать с правилами поведения которого не представляется возможным… Наконец-то президент признался на встрече с молодыми писателями, что больше всего ему говорят о том, что пора менять ситуацию в СМИ, да, увы, не ответил Владимир Владимирович на поставленный вопрос –сказал нечто о потребностях рекламы… Скажем правду: ВВП не в силах поменять сетку вещания на ТВ, т.е. на Первом канале или на "России" в воскресенье вечером показать что-либо иное, кроме до тошноты надоевших американских фильмов, "Кривого зеркала" и подобной продукции, от которой стонет стоном всякий здравомыслящий человек.
Обратим внимание: стон стоит от многого в государственных СМИ… "Литературка" сломала много копьев, судя по блестяще написанным статьям в "ТЕлеведении", но воз почти не движется… Такова цена Слова в демократическом сообществе, и это в некотором смысле, качество нашей демократии: говорить можно, но эффекта от сказанного почти никакого. Конечно, капля камень точит, но какое коллективное сообщество должно выразить мнение о том, чтобы в России было позволено по воскресеньям (не дважды в году - на 23 февраля и на 9 мая) видеть на государственных каналах не пошлейше развлекательную программу и не фильм-подарок от дяди Сэма?
Как-то президент (кстати, очевидно, что именно Путин на сегодня главный "ритор" страны, ежедневно-двухминутным появлением на телеэкране руководящий жизнью государства), будучи на Афоне, сказал: "Ведь и святой Георгий Победоносец побеждает не мечом или копьем, а словом". Эта мысль была повторена на встрече с молодыми писателями. Но что есть Слово – во всех областях нашей жизни? Что есть русский язык, проникающий во все области науки, искусства, обстоятельства общественного и личного бытия? На эту тему надо бы серьёзно и не кратковременно (не "год", а вечно) говорить, писать, внушать. Тогда от плодов уст своих, может быть, вкусим добро.
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Опыт систематического анализа
Поэтика сновидений в повестях и рассказах И.С.Тургенева
«Архипелаг ГУЛаг» А.И.Солженицына как художественный текст: некоторые наблюдения
Мир глазами животного («Холстомер» Л.Н.Толстого и «Сны Чанга» И.А.Бунина)
Метаморфозы русской классической традиции в «Родине» и «Элегии» Н. А. Некрасова
Стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»: поэтика и грамматика
Обломовка: сельская идиллия или уродливый мир?
Тема детей в «братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Сон о «дите» Дмитрия Карамазова. (Опыт комментария)
Типология характеров в «Конармии» И. Бабеля
Анализ поэзии А.А. Фета
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.