курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Оглавление
рынок труд занятость
Введение
Глава 1. Рынок труда в России
1.1 Характеристика
1.2 Особенности рынка труда в России
Глава 2. Спрос и предложение рабочей силы в России.
2.1Общая характеристика
2.2 Занятость и безработица в России
2.2.1 Занятость
2.2.2 Безработица
2.2.3 Прогнозы
2.3 Структуры занятости
2.3.1 Регионально-территориальная структура занятости
2.3.2 Отраслевая структура занятости
2.3.3 Профессионально-квалификационная структура занятости
2.3.4 Половозрастная структура занятости
2.3.5 Национальная структура занятости
2.3.6 Семейная структура занятости
Глава 3. Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда
3.1 Государственное регулирование рынка труда в России
3.2 Роль профсоюзов
Заключение
Список литературы
Введение
Важность формирования в стране новой институциональной среды, соответствующей рыночным принципам ведения народного хозяйства, справедливо отмечается многими исследователями. В качестве примера новой институциональной категории, характерной для рыночных условий, можно назвать именно понятие рынка труда, включающее в себя различные общественные отношения, связанные с занятостью населения и безработицей. Это особый общественный институт, регулирующий отношения между тремя субъектами социально-экономической системы — работником, работодателем и государством.
Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. Уровень его развития является важным показателем развития экономики страны в целом, а его успешное функционирование – неотъемлемое условие экономического роста.
На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, мобильность рабочей силы, безработица, проявляются основные тенденции в динамике занятости, ее структурах. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики и очень актуальная тема для исследования. Особенно сложно формировать и регулировать рынок труда в условиях кризиса, который в нашей стране был обусловлен переходом от плановой экономики к рыночной в начале 90-х. В связи с этим, формирование рынка труда в России имеет свои особенности, свои недостатки и свои тенденции. Рассмотрению всех этих моментов и посвящена данная работа. Основными пунктами исследования являются: структура рынка труда в России, его особенности, спрос и предложение рабочей силы, ситуация на сегодняшний день на рынке труда, проблемы и недостатки, тенденции, перспективы. Это позволит сделать вывод, на какой же стадии развития находится российский рынок труда, что ждет его в будущем и какие меры следует предпринять для нормализации его функционирования и развития.
Глава 1. Рынок труда в России
1.1 Характеристика
Рынок труда — явление сложное и многообразное. Различают уровни, типы, формы, разновидности, а также сегменты рынка труда. По уровням действия существуют национальный (общегосударственный) рынок труда, региональные и локальные рынки труда.
Общегосударственным в России является федеральный рынок труда как важная часть системы рыночных отношений, обеспечивающая формирование такого фактора общественного производства, как труд в общегосударственном масштабе.
Эффективное функционирование общенационального рынка труда зависит от степени мобильности людей, их готовности и возможности к переселению в трудодефицитные районы. В настоящее время такая мобильность в России носит деформированный характер. Свободное перемещение людей затрудняется, во-первых, значительной протяженностью территории страны; во-вторых, большими различиями природно-климатических условий в регионах; в-третьих, существенной дифференциацией уровней их экономического развития, что ведет к однонаправленному оттоку населения из менее благоустроенных районов Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока в центральные экономически более развитые районы и особенно в крупные города; в-четвертых, общим низким уровнем оплаты труда и обнищанием населения вследствие ошибок, допущенных при разгосударствлении и приватизации «общенародной» собственности. Еще одним фактором являются особенности менталитета российского народа, проявляющиеся в привязанности к привычному месту проживания и привычной работе.
Региональные рынки труда в России — это рынки труда субъектов Российской Федерации (республиканские, областные, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Территориальные, или муниципальные, рынки труда — рынки труда городов и районов. Специфика региональных и муниципальных рынков труда определяется особенностями социально-экономического развития тех или иных территориально-административных образований, их отраслевой структуры. Трудовая мобильность внутри региона более развита нежели мобильность по территории всей страны. Чем меньше административная единица, тем больше возможностей для перелива людей с одного места работы в другое.
Локальные рынки труда образуются внутри региональных и муниципальных рынков, они тяготеют к крупным производственным промышленным, строительным или аграрным комплексам. На таких рынках подвижность людей в поисках подходящей работы наибольшая.
Существуют такие типы рынка труда, как внешний и внутренний.
Внешний — профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он в значительной степени реализуется через текучесть кадров. На внешнем рынке действуют отраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей и профсоюзы, объединяющие работников по профессиям. Внешний рынок труда обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие, но он же порождает безработицу.
Внутренний (внутрифирменный) рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности на другую в пределах одного предприятия, учреждения, организации. Предприятие обычно заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства, поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров. Профсоюзы объединяют работников предприятия независимо от их профессий, поэтому занятость здесь гарантируется в большей степени, чем на внешнем рынке труда.
В России внешний и внутренний рынки труда сосуществуют примерно в равных пропорциях.
Формы рынка труда. Одним из проявлений рыночных отношений в сфере труда является появление и развитие наряду с традиционной формой рынка труда гибких его форм. Гибкие формы занятости достигаются введением режимов неполного рабочего времени, надомного труда, работы по вызовам, а также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости.
Это позволяет целесообразно использовать возможности разных категорий работников (например, пожилых людей, иммигрантов и др). В России гибкие формы занятости стали консервацией неэффективных форм использования человеческих ресурсов. Предпринимателям выгоднее придерживать на предприятии в течение нескольких месяцев излишнюю численность работников, переводя их в режим неполного рабочего времени или отправляя в принудительные отпуска, нежели нести издержки по сокращению численности персонала. Невыплаты заработной платы позволяют предприятиям оставаться на плаву и в то же время за счет этих средств они не могут обеспечить необходимую реструктуризацию производства, консервируя неэффективные производственные структуры и формы занятости.
Причинами согласия работников на подобные меры являются страх стать безработным, ожидание улучшения производственной ситуации, трудность нахождения работы по специальности, предпенсионный возраст и др.
К разновидностям рынка труда относятся открытый и скрытый рынки.
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда.
Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность оказаться без работы (например, работники, лишь формально числящиеся на предприятиях, а также работающие не по своей воле неполное рабочее время). Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, выводу предприятий из кризисного состояния.
Существуют также легальный рынок труда и нелегальный. Последний состоит из тех лиц и организаций, которые решают проблемы трудоустройства в формах, не охваченных законодательством, а также запрещенных законом. В последнем случае такой рынок труда будет криминальным [1, С.67-72].
Неформальный сектор в России достаточно велик и разнороден. Это может быть индивидуальная занятость в сфере услуг, занятость в официально зарегистрированных и незарегистрированных структурах без официального оформления, а следовательно, и уплаты налогов, оформления трудового стажа.
Наличие неформального сектора позволяет сохранять рабочие места с невысокой оплатой труда в формальном секторе. Отсутствие каких-либо данных по неформальному рынку труда затрудняет прогнозирование движения рабочей силы на формальном рынке.
Более часто сочетание формальной и неформальной занятости встречается в негосударственном секторе, который в настоящее время развивается в России наиболее активно. Особенно это характерно для малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности. Численность работников малых предприятий в начале 2002 г. составляла 8,6% всего занятого населения, а с учетом 5 млн человек, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — около 17%.
Однако если учесть, что, по оценкам, доля теневого сектора в малом бизнесе составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, то и численность занятых в нем гораздо выше [2, С.67].
Таким образом, рынок труда представляет собой сложную структуру, в которой наблюдаются тесные взаимосвязи между ее составными элементами, по многим принципам своего функционирования он представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.
1.2 Особенности рынка труда в России
Особенности рынка труда в России в первую очередь обусловлены кризисом 90-х годов, когда состоялся переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.
Пропорции распределения занятых изменились в пользу отраслей торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.
На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд. Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда [3, С.76-95].
Увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. На протяжении 1994-2000 гг. она стабильно увеличивалась. Так, в январе 1994 г. уровень безработицы в РФ составил 6,4%, а в январе 2000 г. - уже 11,9%. Небольшое падение данной величины наблюдалось лишь в мае-июне 1998 г., однако в дальнейшем она продолжала расти большими темпами. В феврале 1999 г. доля безработных составила 14,2% [4, С.97]. Снижение темпов безработицы в последние годы сопровождается неуклонным ростом ее средней продолжительности, что свидетельствует о переходе некоторой части данного явления из циклической в застойную форму [5, С.92-95].
В кризисной и депрессивной экономике рабочая сила в целом количественно сокращается и качественно ухудшается. При этом резко падает уровень жизни большинства населения, происходит расслоение общества на горстку богатых и огромную массу бедных. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1992 году составляла 33,5% от общей численности населения, сейчас этот показатель постепенно снижается. (см. Приложение 1)
Практика показала, что единственной возможностью выживания для большинства предприятий стал переход к более отсталым технологическим укладам хозяйствования и разрушение своего технологического потенциала, овеществленного как в средствах производства, так и в рабочей силе высокой квалификации, которая в первую очередь попадает под сокращение штатов.
Именно невостребованность квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда, а не чрезмерная открытость, является истинной причиной утечки умов, охватившей страны с переходной экономикой, в частности Россию, обладавшую весомым научно-техническим и кадровым потенциалом.
Составляющие деинтеллектуализации нашей страны: эмиграция ученых (так, в 1995 г. доля внешней эмиграции составляла 10% общего оттока научных кадров), внутренняя эмиграция, заключающаяся в том, что значительная часть инженеров, ученых и высококвалифицированных рабочих вынуждена была менять специальность с потерей квалификации.
В 1992 г. в России 44% ученых имели дополнительный источник заработка, в 1994 г. - 77%. Основная часть этого заработка приходилась на сферы, не связанные с информационным производством. Специалисты, ушедшие из науки подобным образом, за редким исключением в нее уже не возвращались [5, С.92-95].
В настоящее время наиболее высокими темпами сокращается численность научных кадров в возрасте 30-49 лет, т. е. пропасть между молодыми, приходящими в науку специалистами и старшими поколениями растет. Так, в Сибирском отделении РАН треть докторов наук - люди старше 65 лет. Что касается молодежи, то только 8% закончивших аспирантуру защищают диссертации (при среднем показателе по стране, равном 20%) [7, С.318].
Таким образом, можно констатировать, что утечка умов представляет собой не внешнеэкономическую, а внутреннюю структурную проблему.
Еще одной важной для нас проблемой является территориальное расслоение, неуклонно углубляющаяся дифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Аналогичные тенденции наблюдаются не только во взаимоотношениях между регионами, но и внутри отдельных субъектов Российской Федерации. Фрагментация экономического пространства является фактором дестабилизации экономической ситуации и тем самым наносит урон национальной безопасности.
Практика последних лет показала, что во всех странах с переходной экономикой общей закономерностью выступает деградация интеллектуального уровня трудовых процессов и связанный с нею подрыв воспроизводства человеческого капитала. Весьма ощутимо это ударило по российской экономике, интеллектуальный потенциал которой стал объектом целенаправленного разрушения со стороны наших основных конкурентов на мировых рынках интеллектуального труда.
Именно деградация потребностей производственной сферы послужила одной из решающих причин заметного снижения требований к качеству образования.
Государственные органы руководства высшей школой должны уделять больше внимания разработке обоснованных стандартов качества знаний и проведению их в жизнь при подготовке квалифицированных специалистов во всех областях современного научного знания. Необходимо разработать концепцию опережающего образования, которая предполагала бы, что подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать потребности хозяйственной практики [5, 92-95].
Еще одной важной проблемой является сложившаяся в России социально-демографическая ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, ростом смертности, сокращением естественного прироста вплоть до депопуляции, ухудшение здоровья населения. Все это связано с трудностями, вызванными перестроечными явлениями в экономике [8, С.105].
Негативный опыт рыночных преобразований в России, недемократичных по своей природе, лишенных нацеленности на создание высокоразвитой социально ориентированной экономики, привел к формированию рынка труда, далекого от современных требований. В нынешнем виде он представляет скорее совокупность серьезных отклонений от существующих в рыночном хозяйстве норм.
Глава 2. Спрос и предложение рабочей силы в России
2.1 Общая характеристика
Спрос и предложение являются основными категориями рынка труда, определяют его функциональное назначение и экономическую суть связанных с ним отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Без спроса предложение рабочей силы не может быть реализовано. В свою очередь, без предложения рабочей силы спрос на нее остается также нереализованным ни количественно, ни качественно.
Спрос на труд определяется как количество труда, которое работодатели желают использовать в данный период времени за определенную ставку заработной платы.
Спрос на рабочую силу строго дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов труда.
В условиях интенсивного развития научно-технического прогресса преобладает спрос на квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу, а при низком технико-технологическом уровне производства преобладает спрос на рабочую силу невысокой квалификации.
Если проанализировать изменение структуры занятости по образованию в РФ (Приложение 2), то можно отметить тенденцию увеличения доли работников с высшим образованием, причем доля только этой категории работников с каждым годом возрастает. Думаю, что это следствие усовершенствования производства, благодаря развитию науки и техники. Конкуренция в условиях рыночной экономики заставляет производителей внедрять различные нововведения для снижения себестоимости продукции. В этих условиях, больше начинают цениться именно высококвалифицированные кадры.
К числу факторов, непосредственно определяющих объем, структуру и динамику спроса на труд на микроуровне, относятся спрос на производимую предприятием (фирмой) продукцию, ее прибыльная реализация, эффективность функционирования в конкурентной среде, измеряемая нормой и массой получаемой прибыли. Если спрос на продукт повышается, растет и спрос на труд, и наоборот.
Чем выше цена на производимую предприятием продукцию, тем больше возможности предприятия для найма дополнительных работников [2, С.65].
Если рассмотреть динамику изменения спроса на труд по России в целом (Приложение 3), то можно отметить резкое увеличение спроса в 2003 году. Думаю, что это, помимо всего прочего, свидетельствует о расширении производств, увеличении числа предприятий, о все большем вовлечении страны в мировое производство, интеграции в мировое хозяйство, в котором теперь уже участвуют не только государственные, но и частные компании. Наглядным подтверждением является ежегодное увеличение экспорта российской продукции (Приложение 4).
Спрос на труд во многом зависит от цены труда, но с уменьшением цены труда до нуля не наблюдается неограниченный рост спроса на него. Это связано преимущественно с тем, что на практике бесплатная рабочая сила чаще всего существенно уступает по качеству общественно нормальному уровню, и это ограничивает возможности ее использования. При высоких же ценах на труд на самом деле не наблюдается монотонное убывание спроса. На рынках рабочей силы, как правило, имеет место дефицит специалистов высшей квалификации — менеджеров, юристов, актеров, спортсменов, музыкантов. Причем спрос на их труд с ростом его цены нередко увеличивается [5, С.89-90].
Определение цены труда осуществляется в условиях несовершенной конкуренции и испытывает сильное воздействие таких факторов, как монополия спроса на труд, монополия предложения труда, государственное регулирование рынка труда. Ставка заработной платы на уровне фирмы может определяться исходя из расчетного соотношения этой цены и ожидаемой прибыли. Зависимость спроса фирмы на рабочую силу от величины и динамики заработной платы — важнейший элемент рыночных отношений в сфере труда, определяющий в конечном счете уровень и движение занятости и безработицы.
Высокая заработная плата рассматривается как главная причина ограничения спроса фирм на рабочую силу, его падения и, следовательно, снижения уровня занятости населения, роста безработицы. Существует возможность увеличения спроса фирм на рабочую силу при повышающемся уровне заработной платы, связанная с ростом эффективности производства.
Понижение уровня оплаты труда автоматически не влечет за собой расширение спроса на рабочую силу. Спрос на рабочую силу — величина производная, зависимая от спроса на продукцию фирмы, а ее реализация зависит от покупательной способности потребителей, которая, в связи со снижением заработной платы, падает.
Низкая заработная плата разрушает мотивацию к производительному труду, подрывает заинтересованность в труде, порождает равнодушие, ослабляет дисциплину труда, вызывает высокую текучесть рабочей силы, что наносит существенный экономический ущерб хозяйственной деятельности фирм.
Необходимо отметить, что в российской экономике наблюдается ежегодный рост номинальной заработной платы. (Приложение 5) Хотя, при постоянном росте товарных цен, нельзя назвать это большим плюсом. В феврале 2007 года средняя заработная плата в РФ составила 11.659 тыс. руб., что на 26.4% больше показателя аналогичного периода прошлого года[1]. Показатель этот весьма положительный и свидетельствует об улучшении ситуации на рынке труда.
Нужно отметить, что спрос на труд строго дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов труда. (Приложение 6) В России самая большая потребность в работниках наблюдается в промышленности, строительстве и торговле. Спрос на труд зависит также от специальности, квалификации, пола, возраста рабочего и т. д.
Предложение труда — это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателю данного специфического товара — работодателю за определенную плату, на определенный период времени
Предложение труда, в том числе и продолжительность работы, зависит от индивидуальной установки на труд и досуг, от численности населения и его трудоспособной части, от индивидуальных предпочтений, от уровня и структуры заработной платы. Как правило, с ростом уровня заработной платы увеличивается предложение труда.
Демографические процессы воспроизводства населения составляют основу формирования его потребности в рабочих местах. В России за последние годы численность экономически активного населения неуклонно снижается, что вызвано отрицательным естественным приростом населения в предыдущие годы.
Снижение жизненного уровня населения в России привело к тому, что увеличивается предложение труда со стороны женщин-домохозяек, пенсионеров, учащихся и студентов, которые при лучших условиях жизни не стремились бы работать [2, С.89-97].
2.2 Занятость и безработица в России
2.2.1 Занятость
Уровень занятости населения, как правило, определяется состоянием и развитием экономики страны, что в сегодняшних условиях означает зависимость от экономического роста и его темпов. Однако не последнюю роль играют политэкономическое устройство общества, действующий экономический механизм, фазы производственно-экономического цикла, объем и структура национального богатства, внутренняя и внешняя торгово-экономическая и политическая ситуация, численность и демографические характеристики населения, а также экономическая активность, достигнутый уровень жизни и др.
В соответствии с кризисным положением экономики и как следствие кризиса абсолютная численность занятых в экономике с 1992 г. снижалась вплоть до 1998 г., а затем, отражая некоторое экономическое оживление, стала расти. (Приложение 7, 8) В 2003 году уровень занятости составил 71,1%.
Зависимость занятости от темпов роста не является линейной и может определяться или нарушаться и другими обстоятельствами, в частности, технологическими сдвигами в производстве [9, С.130,132].
Ученые также отмечают взаимозависимость занятости и обеспеченности природными ресурсами. По словам А.Сови: "В стране, обладающей обширными природными ресурсами или способной приобретать необходимое сырье, возможности занятости не ограничены"[2].
По данным Госкомстата России, в структуре нашего национального богатства более 87% приходится на природные ресурсы, около 10% — на производственные фонды и около 0,2% — на интеллектуальную собственность [10, С.12]. Это характеризует отраслевую структуру занятости в нашей стране.
Также для нашей страны весьма характерно наличие вторичной занятости [9, С. 132]. Низкая заработная плата на основной работе и хронические задержки ее выплаты стали основными причинами распространения этого явления. Уровень вторичной занятости, по данным специальных исследований, за 1996 г. достиг 16% от всего занятого в народном хозяйстве населения. В ноябре 2001 г. среди занятого населения 2,4 млн человек (3,8%) имели дополнительную работу, 8,7 млн человек (13,55%) ее искали [11, С.68].
Российская экономика активно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на все категории персонала. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. По оценкам специалистов рынок труда в России в 2004 году вырос на 20-45%. В первом полугодии этого года рост запросов на квалифицированный персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 44%. Уже сейчас многие предприятия предпринимают меры «по борьбе за специалистов». Руководство внедряет системы оценки персонала с целью выдвижения наиболее перспективных в «кадровый резерв» [12, С.23].
2.2.2 Безработица
Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России на сегодняшний день сложилась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь идет не только об официально зарегистрированных безработных. (Приложение 9) В настоящее время численность безработных составляет 5,1 млн человек (6,9%).
Эти цифры лучше всего свидетельствуют об экономическом росте страны.
К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек — это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных — меньше на 8,8%.
Таким образом, уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7% [13]. Основной причиной безработицы является то, что возникновение новых рабочих мест в России происходит медленнее, чем сокращение старых. Низкая квалификация, низкое образование, невостребованная отрасль или же регион, в котором развит только один вид промышленности, - вот почва, на которой растет безработица.
Среднестатистический безработный - это гражданин среднего возраста со средним профессиональным образованием. Стоит отметить, что 11% безработных в России имеют высшее образование, а 17% — среднее специальное. В середине 2000 года в России только 3,5% безработных были бывшими руководителями органов власти и управления (мы берем последнее место работы), 11,8% - специалистами, 10,7% - служащими, 39,5% - квалифицированными рабочими, 12,7% - неквалифицированными рабочими [14].
Вместе с экономическим подъемом России требуются умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, тогда как инженеров и специалистов производства российским компаниям не хватает [13].
Образование – это лучшая защита от безработицы в условиях рыночной экономики. Если люди с высшим образованием теряют работу, они, как правило, быстро находят новую. В советское время рост образования практически не приводил к увеличению зарплаты. В рыночных же экономиках другая тенденция: рост образования ведет к росту заработной платы. Конечно, избыток образования уже не дает этого эффекта.
От Советского Союза мы унаследовали очень большие межрегиональные различия в экономическом развитии, а в постсоветское время они стали еще больше. Есть регионы, где безработицы практически нет, как в Москве, а есть регионы, в которых ситуация противоположная.
Если государство не примет мер по исправлению ситуации, то с каждым годом она безработица будет увеличиваться. Чтобы избежать этого, в ближайшее время правительство намерено изменить многие положения трудового законодательства.
2.2.3 Прогнозы
Заметное оживление экономики, имевшее место в 1999—2001 г. дало толчок к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста.
Однако по данным Госкомстата РФ, численность постоянного населения РФ к 2010 г. сократится по сравнению с 2001 г. на 4,1%. В прогнозном периоде ожидается продолжение процесса старения населения, доля лиц старше трудоспособного возраста начнет интенсивно возрастать и к 2016 г. составит 24,8% общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится до 14,9% в 2010 г., численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в 2 раза.
В последние 3—4 года текущего десятилетия число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), напротив, повышаться. Останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Предположительная численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн человек (6,1% к уровню 2001 г.), из них 92,6% — трудоспособного возраста. Увеличение численности занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий. Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе [15, С.142]. Для этого правительству в первую очередь необходимо корректировать трудовое законодательство, чтобы «защитить граждан от безработицы, обеспечить им достойную заработную плату, предотвращать нарушения прав трудящихся, в том числе дискриминацию по тем или иным признакам в предоставлении рабочих мест» [16]. Тогда будет достигнут приемлемый для населения жизненный уровень, который, в свою очередь, является наиболее важным условием экономического подъема.
3.1 Структуры занятости
3.3.1 Регионально-территориальная структура занятости
При советской власти размещение производства в значительной мере было ориентировано на источники природных ресурсов, на слабо населенные территории; население перемещалось или планово направлялось вслед за строительством новых производственных объектов. В итоге сложились современная экономика семи федеральных округов и соответствующая условиям экономики регионов занятость населения.
О региональной структуре занятости федеральных округов РФ свидетельствуют данные Госкомстата. (Приложение 10) По эффективности структуры занятости Северо-Западный федеральный округ опережает все федеральные округа страны: по удельному весу занятого и экономически активного населения в численности населения округа.
Только в четырех федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном — экономически активное население превышает 50% численности всего населения региона, а к занятому населению относится менее половины населения региона. Такое положение никак нельзя назвать удовлетворительным использованием трудового потенциала регионов.
Распад СССР, сопровождавшийся разрушением хозяйственных связей между бывшими республиками, стал причиной сложных миграционных процессов. Перемещение огромных масс людей, не имеющих жилья и необходимых жизненных средств, усиливает и без того сложную обстановку на рынке труда.
В дальнейшем хозяйственное значение богатых природными и трудовыми ресурсами регионов будет по всей вероятности возрастать, использование их трудового потенциала должно улучшаться по мере его адаптации к новый рыночным условиям хозяйствования. [17, С.167-168]
3.3.2 Отраслевая структура занятости
Глубокое воздействие на регресс структуры отраслевой занятости оказывает кризисное состояние экономики, связанное с ее тотальным рыночным реформированием. Самое нежелательное заключается в том, что существенно сокращается занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики страны. Основной структурный сдвиг — снижение занятости в реальном секторе экономики, в значительной части наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных отраслях (Приложение 11).
Вместе с тем выросла занятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование.
Другие источники указывают на глубокие изменения структуры занятости в промышленности в пользу добывающих отраслей (газовой, нефтедобываюшей) и на сокращение занятости в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности, машиностроении, металлообработке, что свидетельствует о сырьевой переориентации российской экономики.
На транспорте занятость сокращается, а связь как отрасль сохраняет занятость и имеет некоторую тенденцию к росту. Очевидно, ослабленная экономика нуждается в усилении информационных структур. [17, C.168-174]
3.3.3 Профессионально-квалификационная структура занятости
Кадровый потенциал занятого в экономике России населения обладает достаточно высокими профессионально-квалификационными характеристиками с устойчивой тенденцией повышения их уровня. Синтетическим показателем профессионально-квалификационной структуры занятости служит распределение численности занятого в экономике страны населения по уровню образования — общего, среднего и высшего специального. (Приложение 12)
Самые высокие профессионально-квалификационные показатели у лиц, занятых в науке и научном обслуживании, затем идут занятые в аппарате органов управления, образования, культуры и искусства, в сфере финансов и страхования; самые низкие показатели — у занятых в сельском хозяйстве и коммунально-бытовом обслуживании населения. В целом же более 50% занятых в экономике — лица со средним и высшим профессиональным образованием, из них 59,2% — женщины и 43,7% — мужчины. (Приложение 13) Идет тенденция увеличения доли лиц с высшим образованием. Но значительная часть выпускников высших и средних специальных учебных заведений идет на работу зачастую не по специальности, в коммерческие структуры, ради более высокого заработка, мигрирует в страны "дальнего" зарубежья. Наша страна несет огромные потери национального "человеческого капитала". [17, C.174]
3.3.4 Половозрастная структура занятости
С половозрастной структурой занятости связаны такие демографические характеристики, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст и т.п.
Большая часть занятого населения в 2000 г. имела возраст 30—49 лет, но доля женщин в возрасте 30—55 лет среди всех занятых женщин выше, чем соответствующий показатель у мужчин. И в составе экономически активного населения доля женщин тоже выше. (Приложение 14) Настораживает постепенная убыль возрастной группы до 20 лет, т.е. фактическое уменьшение вступающих в трудоспособный возраст лиц. Известно также, что наибольшие сложности в трудоустройстве встречают на своем пути мужчины и женщины в возрасте 18—24 лет.
Вместе с этим наблюдается тенденция уменьшения удельного веса возрастной группы 55—59 лет и роста удельного веса группы 50—54 года, что свидетельствует о постарении трудоспособного населения. (Приложение 15) Что касается занятости по отраслям, то мужчин больше, чем женщин, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, связи и т.д.Женщины заняты в большей мере, чем мужчины, в торговле, общественном питании, здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, в сфере культуры и искусства, в науке и научном обслуживании, финансово-кредитной системе и страховании, в аппарате органов управления. (Приложение 14)
Практика показывает, что именно по признакам пола и возраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве. Под различными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве лицам младших возрастных групп, лицам предпенсионного возраста, беременным женщинам и т.п. Хотя, в п.З ст.37 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г. говорится: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации..." [17, C.174-175]
3.3.5 Национальная структура занятости
Россия — страна многонациональная. Конституция предоставляет равные права на труд своим гражданам, независимо от их национальной принадлежности.
Граждане той или иной национальности выбирают, как правило, определенный вид занятости. Это зависит от национальных традиций, привычек и склонностей.
После развала СССР экономическое положение в бывших республиках Союза, ухудшилось, а границы остались "прозрачными". В этом одна из причин потока мигрантов и беженцев в Россию из других стран. Так, по данным Госкомстата РФ, численность граждан стран СНГ, привлеченных на работу в Россию, составляла в 1995 г. - 134,4 тыс. человек; в 1998 г. — 111,1; в 1999 г. - 94,7; в 2000 г. - 110,7; в 2001 г. - 148,5 тыс. человек. Больше всего мигрантов из Украины и Молдовы (в 2001 г. — 62,0 и 8,9%). (Приложение 16) Большинство из них занято торговлей, посредничеством, валютно-финансовыми операциями и т.п. [17, C.175-176]
3.3.6 Семейная структура занятости
Данные за 2001 г. показывают, что среди всего занятого населения страны состояли в браке, т.е. были семейными – 69,3%, холосты и не замужем — 15,9, вдовцы и вдовы — 3,9, разведенные — 10,9%.
В изменении семейной структуры занятости за 1992—2001 гг. обнаруживаются следующие тенденции: снижается удельный вес состоящих в браке, а это один из важных показателей снижения жизненного уровня занятых; растет удельный вес холостых мужчин и незамужних женщин, что говорит прежде всего о материальных затруднениях при решении вопроса о создании семьи, связанных с неустойчивостью экономического положения занятых; имеет место слабая повышательная тенденция количества разведенных.
Картина еще более прояснится, если рассмотреть структуру денежных доходов разных категорий домашних хозяйств в 2001 г по данным Госкомстата РФ (Приложение 17).
Существование большинства семей занятого населения на грани и за чертой бедности значительно ухудшило основные демографические показатели, каковыми являются прежде всего показатели рождаемости и смертности: показатель рождаемости имеет ясно выраженную тенденцию к снижению (на 1 тыс. населения в 1985 г. было 16,6 родившихся, в 2001 г. — только 9,1); показатель смертности имеет ясно выраженную тенденцию к возрастанию (на 1 тыс. населения 11,3 умерших в 1985 г. и 15,6 умерших в 2001 г.).
В итоге за годы реформ снизилась общая численность населения страны, соответственно уменьшилась численность трудоспособных граждан и экономически активного населения, а численность занятого населения оказалась меньше половины населения страны. [17, C.176-177]
Глава 3. Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда
3.1 Государственное регулирование рынка труда в России
Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [18, C.29]
Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.
Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества [2, C.79-80].
К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.
Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [9, C.137,138].
Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.
Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.
Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [18, C.29].
Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.
Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности [17, C.182-183].
В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.
Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой [9, C.137-138].
Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики.
Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.
В течение 2005 года было выпущено два Указа Президента РФ.[3]
По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке [7, C.319-320].
Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации. [5, C.95].
3.2 Роль профсоюзов
В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие - считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.
Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули в качестве главной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними [19, C.33-37].
Реально профсоюзы участвуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий, средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Для профсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.
Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконными актами, договорами, правилами и т.д.
Поскольку законодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступать инициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждении законопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются с участием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает как участвующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение в соответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.
Уточнение нормативной базы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Для этого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждый нормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитывая участников и предмет отношений [20, C.124].
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо [21, C.223]. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений) [22, C.43-50]. Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФ отсутствует.
По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых споров и т.д.
Укрупненно, по содержанию права делятся на права:
· во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений;
· во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства;
· в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.
Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку [23, C. 60-61].
Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.
К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора или смещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е. применение мер юридического воздействия.
Юридические гарантии занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений [24, C.80-91].
Сегодня идет заинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условиях глобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношение социальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности в условиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимость профсоюзов, их социально-защитная функция.
Одним из важнейших факторов стабилизации общества ныне становится социальная сфера, которая предопределяет безопасность общества, мир и спокойствие. Главным субъектом социальной политики, безусловно, выступает государство. Оно определяет ее приоритетные направления и контролирует реализацию. Однако реализация такой политики государством, конечно же, будет более результативной при условии ее эффективного взаимодействия с институтами политической системы, профессиональными союзами, являющимися основной доминантой социальной политики [20, C.114].
Заключение
В ходе работы были выявлены основные характерные для российского рынка труда и весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, в России идет постепенное снижение безработицы и увеличивается число занятых, что свидетельствует о подъеме в экономике. С другой стороны, ухудшается демографическая ситуация: численность экономически активного населения неуклонно снижается, уменьшается численность вступающих в трудоспособный возраст, огромное число семей находятся за общей чертой бедности. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике. Сокращается численность научных кадров, происходит «утечка умов», наблюдается территориальное расслоение, углубляющаяся дифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Процент занятых остается неудовлетворительным, наблюдается также снижение занятости в отраслях, необходимых для экономического роста страны и т.д.
Более того, прогнозные оценки выглядят не совсем благоприятно. Несмотря на ожидаемый рост занятости и снижение безработицы, предполагается дальнейшее усугубление демографической ситуации и структурный дефицит трудовых ресурсов. Можно сделать вывод, что, несмотря на явные успехи в развитии рынка труда по сравнению с 90-ми годами, огромное число проблем остается нерешенными, а значит, необходима активная государственная политика на рынке труда. Необходимо формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование системы социальных гарантий занятости и развитие сектора социальных услуг. Необходимо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, переключать имеющиеся ресурсы в сферу реальной экономики, обеспечивать более тесное сотрудничество с профсоюзами во имя защиты прав трудящихся. Важным является экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие гибких форм занятости, дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы, проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту российского рынка труда и т.д. Как видно, проблем очень много, но все же России удалось улучшить свои показатели относительно предыдущих лет, и это уже большой плюс. Необходимо сохранять курс на развитие устойчивой, стабильной и развивающейся экономики, на совершенствование и развитие рынка труда, являющегося неотъемлемым условием экономического роста и обеспечения благосостояния.
Список литературы
1. Рофе А.И. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2003 г.
2. Шлендер П.Э. «Рынок труда». Учебник для вузов. М, 2004 г.
3. Заславский, И. «К характеристике труда в современной России» // Вопросы экономики №2 1997 г С.76-92
4. Белявский, М.О. «Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы» // Проблемы прогнозирования, 2000 г. №6 С.91-104
5. Нижегородцев, Р. «Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики» // Проблемы теории и практики управления , 2004 г. № 4 С.89-95
6. Российский статистический ежегодник, 2004 г.
7. «Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы». Авторы раздела: Н. Воловик С. Приходько. С.318-320
8. Старовойтова Л.И., Золотарева, Л.Ф. «Занятость населения и ее регулирование» М, 2001 г
9. Жеребин В.М. «Занятость и самозанятость населения: соотношение и перспективы». // Народонаселение, 2003 №3 С 130-138
10. «Государственная политика в сфере оценки и эффективности использования национального богатства Российской Федерации»// Экономист,2001 № 12 С.10-15
11. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб. Госкомстат России. М., 2001. С 68
12. Тюрина С. «Спрос на персонал». // Деловое Прикамье, 7 Декабря 2004 г
13. Сапогова Екатерина «Безработица в России отступает» // Деловая газета «Взгляд», 11 марта 2007
14. Нарышкина А. «Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарю слесарево». // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля
15. «Социальная защита населения» / Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М, 2002.
16. «Россия может столкнуться с дефицитом кадров» // Деловая газета Взгляд, 16 февраля 2007 // http://www.vz.ru/news/2007/2/16/68696.html
17. Павленко В.А. «Рынок труда: занятость и безработица» изд. МГУ, 2004 г
18. Буфетова, А.Н. Веселая, Л.С. «Основы экономики» НГУ, 2005 г
19. Крылов, К.Д. «Профсоюзы и вопросы трудового законодательства» // Государство и право,1996. № 3. С.33-37
20. Шанин И.Г. «Профсоюзы и социальная политика» // Труд и соц. отношения, 2005 №4 С.124
21. Лушников А.М., Лушникова М.В. «Курс трудового права».М, 2003.
22. Сафонов В.А. «Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора» // Журнал российского права. - М, 1997. № 9. с.43-50
23. Бородин И.И., Минаева Л.А. «Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения» // Юрист, 2002. № 10. с.60-61
24. Бердычевский В.Д. «Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде» // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Ростов-на-Дону, 2001 г. № 2. С.80-91
Размещено на http://www.
[1] "AK&M" Online news, 22.03.2007 15:09
[2] Theorie Generale de la population parAlfred' Sauvy. Paris, 1963. M: 1977. T. 1. С 288.
[3] Указ Президента РФ от 3 февраля 2005 г. № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей»
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
Оглавление рынок труд занятость Введение Глава 1. Рынок труда в России 1.1 Характеристика 1.2 Особенности рынка труда в России Глава 2. Спрос и предложение рабочей силы в России. 2.1Общая характеристика 2.2 Занятость и безраб
Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния и перспективы развития
Стан зайнятості соціально незахищених верств населення
Статистика товарооборота
Статистические методы оценки уровня и качества жизни населения
Статистический анализ безработицы в Российской Федерации
Теоретические основы муниципального управления ЖКХ
Формирование внутреннего равновесия между спросом и предложением денег
Эффективность деятельности фирмы в рыночной экономике
Формування витрат виробництва та собівартості продукції
Экономические показатели хозяйственной деятельности
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.