База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Система методов работы социальных педагогов — Социология

Введение

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В конце XX века в России в условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность — социальные науки.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро­сов социальной работы — вопрос о принципах и фор­мах работы специалистов в области социальной работы.

Данное исследование посвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.

Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов  в Российской Федерации.

Объект исследования: особенности работы социального  педагога.

Предмет исследования: экономико – правовая система процесса работы  социального педагога в России.

Задачи исследования:

- обобщить научную литературу по теме социальной работе

- выявить систему ;

 -обосновать пути решения проблемы успешной работы  социальных педагогов.

В данной работе мы применили следующие методы  исследования: изучение, анализ и обобщение источников по данной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.


Глава 1. Система подготовки социальных работников в России

1.1.Социальная работа как учебная дисциплина 

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го­сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и  профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстренной психологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционных центров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].

В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировой прак­тике.

Правовой основой деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект кото­рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации «социальный работник»[12,69].

Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировой и отечествен­ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли­ны, непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы; практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альной работы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социология семьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка), правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право; жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное право и криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема; основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний[4,12].

На период утверждения учебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довых коллективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями и детьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научного коллектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.

С сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере­подготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ива­новском, Северо-Осетинском, Удмуртском государственных уни­верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ­те, Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].

Решен принципиально важный вопрос о переходе на подго­товку по социальной работе на трех уровнях высшего профессио­нального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания «Требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки бакалавра по направлению 521100 — "социальная работа"»[4,7].

Современное видение социальной работы как профессиональ­ной деятельности потребовало внесения в учебный план сущест­венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы­рем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культуро­логия, политология и др.), общие математические и естественно­научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель­ная техника, концепции современного естествознания и др.), об­щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Рос­сии, социальная работа за рубежом, психология, практическая пси­хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль­ная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло­гия, социальное право, этика социальной работы, экономика со­циальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студен­тов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

В вузах России издавна сложилась традиция проведения прак­тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно про­исходит подготовка студентов к специальности, тем самым изна­чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак­тических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных ус­ловиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах Рос­сии предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб­ных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практи­ков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной ра­боты читаются специалистами из Министерства социальной за­щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских за­нятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и прак­тические социальные работники. Такой подход способствует при­ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо­собствует аккумуляции накопленного опыта.

Систематизация практики предпринимается с 1 курса обуче­ния студентов. После 12-часовой программы «Введение в специ­альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст­вует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Имен­но здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].

Для проведения ознакомительной практики формируются груп­пы практикантов, назначается руководитель практики. Опреде­ляются ее цели и задачи, основным содержанием которых яв­ляются повышение информационно-коммуникативного уров­ня студента, формирование начальных знаний о социальных про­блемах и попытках государства по их решению, обучение элемен­там наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретные по­ручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвеча­ют на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.

После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоре­тико-методологические основы социальной работы»[6,9].

На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продол­жается чтение теоретического курса социальной работы, ее орга­низационных основ. Одновременно к основному курсу предлага­ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики — обучение навыкам общения с объектом социаль­ной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практически­ми работниками.

В ходе проведения учебно-практических занятий преподавате­ли ставят своей целью формирование нравственно-целостных ори­ентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со­циальной работе в России.

После завершения курса «Теория и методика социальной ра­боты» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа­ние постоянного контакта с практическими социальными работ­никами. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи на­селению.

Им присваивается квалификация «специалист по социальной ра­боте с семьями и детьми группы риска».

«Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инва­лидам в условиях стационарных учреждений социального обслужи­вания»: место работы специалистов — в домах-интернатах систе­мы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ­алист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;

«Социальная реабилитация лиц без определенного места жи­тельства и занятий»: осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социаль­ной реабилитации лиц без определенного места жительства и заня­тий»;

«Социальная работа с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специ­альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи­кация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас­та»[4,18].

Специализациями, введение которых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работа в учрежде­ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреж­дениях», «Социальная работа на производстве», «Социальная рабо­та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи­кации: специалист по социальной работе в учреждениях здраво­охранения, учебных заведениях и т.д[14,81].

В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи­ях социальной работы, систематизируют теоретико-методологи­ческие знания в применении к практике.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привле­кая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, осо­бое внимание уделяется формированию у них усиленной мотива­ции к самостоятельной работе в различных управленческих струк­турах социальной сферы.

Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и при­емов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателя­ми и руководителями территориальных центров социальных ус­луг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консульта­ции, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Тех­нологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управле­нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода­тельстве, организационных структурах социальной сферы.

Продолжается систематизация практической подготовки, на­правленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работ­ника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин­дивида, группы и общества.

На этом этапе отрабатываются навыки в области консультиро­вания клиентов, в совершенствовании методик коммуникативно­го общения, управленческо-организационной деятельности. Сту­денты проходят практику на базе стационарных социальных уч­реждений и общественных благотворительных организаций. Од­ним из ее направлений является изучение психологических аспек­тов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики от­клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга­низаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специ­альностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Органи­зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определен­ных по второму признаку.

Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методи­ческую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип­лин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры соци­ального обслуживания населения и т. д.

В организации этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по об­разованию в области социальной работы, созданного Госкомвузом России на базе Московского государственного социального уни­верситета и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.

В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отно­шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко­номике социальные институты и явления. Среди них — социаль­ная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россию по пути постро­ения социального и правового государства, гражданского общест­ва, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на госу­дарственную поддержку и заботу.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управле­ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.

В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпуск­ника института. Руководитель преддипломной практики разраба­тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон­сультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интерес­ные выдержки из проектов публикуются в научно-исследователь­ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практичес­кая подготовка к социальной работе. В целом она составляет око­ло 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По срав­нению с зарубежным опытом — значительно меньше (в ряде евро­пейских стран на практику отводится до 40% учебного времени)[5,8].

Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.

Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:

проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;

проблемы обучения по организации практики преподава­тельского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выра­ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].

Не менее важной является и проблема формирования потреб­ностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

В то же время в процессе подготовки студентов к профессио­нальной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.

По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждать­ся в выборе профессии, способствует пониманию того, что про­фессия социального работника — это работа истинных энтузиас­тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.

Приведем высказывание студентки: «...Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданной социальной помощи было бы очень тяжко... Для таких социальный работник — «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].

Итак, профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

 

1.2. Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. optatio — желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» — формирование профес­сиональной направленности и системы профессиональных зна­ний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; «профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное само­определение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

«профессионализация» —формирование профессиональ­ной позиции, интеграция личностных и профессионально важ­ных качеств и умений в относительно устойчивые профессио­нально значимые образования, квалифицированное выполне­ние профессиональной деятельности;

—        «профессиональное мастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований[9,71].

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социаль­ной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интере­сов социального работника. Развитию этих качеств и образова­ний, вхождению в реальную модель профессиональной деятель­ности способствует решение следующих задач:

развитие личностного интереса к выбранной профессии;

формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

—формирование профессионально-личностной «Я-концепции»[7,79].

Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального са­моопределения и профессиональной адаптации. Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:

чего он хочет в своей профессии;

что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации « личностно ориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На соци­ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей само­стоятельно решать свои проблемы, социальный работник под­нимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общ­ности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и про­фессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач[2,56].

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, со­относить свои индивидуальные особенности, статусные и воз­растные возможности, собственные притязания с требования­ми общества и окружающих. Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэто­му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человека столь важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле — функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных работников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях[7,90]    Подготовка таких специалистов, по мнению Фирсова М.В., должна отвечать следующим специфическим требованиям:

создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­ колюбия;

усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

создание условий для поощрения уникальности и непо­ вторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации[25,252].

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про­исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво­бодными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональ­ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессионального образования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания труда как ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работки жизненной стратегии личности на основе ценностно - смыслового самоопределения; реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта. Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель­ности. Это определяет личностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

профессиональное становление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­пает как средство, обеспечивающее это единство;

главной проблемой обучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гической ниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

задача возрождения России, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новых подходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

учебный процесс должен строиться на основе согласован­ ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

—        практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия»[10,189].

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование ;

распространение собственного опыта и знаний.

2.Принцип самопознания:

ориентация на рефлексивное мышление;

осознание своих сильных и слабых качеств;

опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними;

использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

анализ причины своих успехов и неудач.

3.Принцип приоритета практики:

признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

практическая реализация своих идей;

изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

4.Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности;

—        решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

5.Принцип историзма:

изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;

анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время[20,254].

Профессиональные особенности социальной работы[5,25] (Н.С.Данакин).

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как про­фессии проявляется в ее посредническом характере, что явля­ется следствием ее на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

между клиентом и различными социальными институтами;

между клиентом и другими специалистами;

между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об­служивания. Классификация и типология ролей. Проблемы ро­левого репертуара профессиональной деятельности социально­го работника в свете требований государственных стандартов подготовки социального работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким профессиональным ролям должен быть прежде всего подготовлен специалист? Каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, интересов, способно­стей будущего социального работника? Какие функции вклю­чает каждая профессиональная роль специалиста социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение уме­ний и навыков, необходимых специалисту, с каждой функци­ей и с каждой профессиональной ролью. При этом специализа­ция может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на бу­дущей работе.

Рассмотрение профессиональной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупно­стью осуществляемых им функций, дает возможность обоз­начить уровни профессиональной деятельности социального ра­ботника [7,54](И.А.Зимняя). К ним относятся: практическая соци­альная работа с клиентом; организация и координация этой ра­боты с клиентом; управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет при­оритетную ценность формируемых в процессе подготовки уме­ний (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессио­нальная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит в функционал практического социального работника).

Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

Прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом [7,146]. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

понимание социальным работником проблем клиента;

способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

делегирование клиентом социальному работнику предста­вительных полномочий;

делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом .

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [7,257]:

—        Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подверг­нутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии рис­ка). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо­жет быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий
людей в существующие службы, которые могут быть им полез­
ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­
циальных служб и связать эти службы.

Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп,
сообществ; помогает принять решение для действия.

Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

—Учитель (Teacher) — социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

Корректор поведения (Bavior Charger) — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в
поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Консультант (Consultant) — социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблем клиента.

Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­ обществ.

Менеджер информации (Data manager) — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

— Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [9,82].

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической ра­боты — с детьми, подростками, пенсионерами, безработны­ми, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социально­го работника.


Литература

1.   Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.

2.   Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

3.   Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социаль­ной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.

4.   Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ по высшему образованию, 1995

5.   Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной рабо­
ты // Российский журнал социальной работы. — 1999. — № 1. — С. 25—32.

6.   Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работни­
ка. — М., 1994.

7.   Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (об­
щие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной рабо­
ты. — 1995. — № 1. — С. 79—82.

8.   Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа.— 1992.— № 5.- С.15

9.   Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная
профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной ра­
боты. — 2001. — № 1. — С. 82—87.

10.             ЛаврененкоИ.М. Личность и профессиональная деятельность социального ра­ботника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 2. — С. 110—119.

11.             Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Практическое обучение со­циального педагога в вузе.— Березники: "Типография купца Тарасова", 1999.

12.             Образование в области социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школы социальных и эконо­мических наук, 1996.

13.             Обучение социальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.

14.             Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

15.             Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.

16.             Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСО­ПиР, 1997.

17.             Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законода­тельству Российской Федерации об образовании.— М.: МИРОС, 1995.

18.             Программы высших учебных заведений для специально­сти № 03.11.00 "социальная педагогика": В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.

19.             Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель про­
фессионального становления социального работника // Российский журнал соци­
альной работы. — 1996. — № 1. —С. 117—122.

20.             Социальная работа и подготовка социальных работников в Вели­
кобритании, Канаде, США. — М., 1992.

21.             Социальная работа. — М., 1997.

22.             Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации // Социальная рабо­та.— Вып.2.— М.,1992.

23.             Фирсов М.В.Теория социальной работы. – М.,1999- 431с.

24.             Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональ­
ной этики социального работника. — М., 1993.

25.             Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный порт­
рет социального работника. — М.,1993.

26.             Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального
работника в системе подготовки и переподготовки кадров. — Ульяновск,
1994.

Введение Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблем

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Система социального обслуживания
Система социальной защиты на муниципальном уровне
Система социальной защиты населения
Служебный этикет юриста
Смертность населения Российской Федерации за период 1997–1999 гг
Совершенствование системы подготовки специалистов по социальной работе в России
Современная система добровольческого движения в России
Современная социально-экономическая система в теории информационного общества как общества социальных сетей
Современная социология
Современное состояние французской социологии

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru