курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Скальды — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народных» (см. «Эдда»). Время и место возникновения поэзии С. нам неизвестны. Древнейший памятник ее — «Рагнарсдрапа» Браги Старого (Brage den Gomle, ок. 830) — не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С.; кельтское происхождение их не может быть доказано за неимением точных эквивалентов. Первые скальды — норвежцы, но со времени колонизации Исландии это искусство почти целиком перешло к исландцам.
С. не являлись профессионалами-литераторами: в эпоху викингов они — купцы, воины и земледельцы, в XII—XIII вв. — очень часто клерики. Были среди С. и женщины (как королева Гунхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры, X в.). Порой С. становился дружинником короля, сражался и умирал вместе с ним (как Тормод Кольбрунарскальд); некоторые С. занимали при дворе высокие должности (Сигхват Тордарсон, XI в.); другие лишь на время покидали исландское поместье, чтобы разъезжать по разным дворам и воспевать конунгов и ярлов. Многие норвежские короли (Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Олаф Святой, Харальд Суровый и др.) сами были поэтами. В награду за панегирик С. получал богатую одежду, деньги, роскошный щит или даже целую ладью груженую товаром. Поэмы С. говорились (а не пелись) без всякого аккомпанемента.
Основной жанр поэзии С. — панегирик. Кролю знатных лиц или их родов предметом панегирика могут быть и вещи: щит, расписанный мифологическими картинами, богатый дом. Большей частью восхваляются живые люди, но иногда и покойники (эрфидрапа); особенно выделяется по лирической силе песнь но умершем сыне Эгиля Скалаграмсона. Есть у С. и религиозный панегирик, сперва языческий (напр. «Торсдрапа» Эйлифа Гудрунарсона), а после христианский; последний обильно представлен в XII, XIII и XIV вв. Сохранились также стихотворения любовные (мансанг) и сатирические (флим), хотя и те и другие строго преследовались законом.
Основные формы поэзии С.: а) драпа — равнострофическое стихотворение (классическая структура: вступление, панегирик, снабженный припевом, и заключение); б) флокк — бесприпевная драпа; в) висы — отдельные импровизированные куплеты.
От поэзии Эдды произведения С. резко отличаются по стилю и метрике. Характерна перегруженность текста сложными метафорическими выражениями (так наз. кеннинги): «гуси битвы» — стрелы, «шум гусей битвы» — бой, «огонь реки» — золото, «сосна огня реки» — женщина и т. п. Злоупотребление вставными предложениями и инверсией сильно затрудняет понимание текста. Причудливый порядок слов появляется несомненно в результате строгих требований метрики, которая, разделяя с стихосложением Эдды и тонический принцип (счет ударений) и аллитерацию, вводит еще счет слогов и внутренние созвучия (так. наз. хендинг), а также строго регулирует место аллитерации. Основным размером является так наз. «дружинный» (дротквет): трехударные шестисложные стихи, содержащие внутреннее созвучие, скрепленные по двое аллитерацией и соединенные в восьмистишные строфы. Но имеется еще много других размеров. С XII в. появляются особые наставления для С. (так наз. «младшая» Эдда Снорри Стурлусона).
Поэзия С. переживала расцвет в эпоху викингов (приблизительно до смерти Харальда Сурового, 1066). С усилением церковного влияния начался упадок С. (конец XI в.). Затем Скандинавия все больше и больше входит в сферу общеевропейской культуры развитого феодализма; рыцарская и религиозная литература обильно притекает с континента, чему немало способствует участие скандинавов в Крестовых походах. Правда, с середины XII в. начинается некоторое возрождение поэзии С. под пером исландских ученых, которое продолжается в течение XIII в. (эпоха Стурлунгов) и захватывает начало XIV в.; но это — ученая, архаизирующая поэзия, не всегда умело копирующая старые формы. Поэзия С. незаметно переходит в религиозно-дидактическое стихотворство. В середине XIV в. она сменяется новой поэзией латинского происхождения, так наз. «римами» (rimur).
Список литературы
Thorlaksson Gr., Idsigt over de norsk-islandske skjalde, Kjöbnv., 1882
Mogk E., Geschichte der norwegisch-isländischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904
Meissner R., Skaldenpoesie, Halle, 1904
Jonsson F., Den islandske litteraturs historie tilligemed den oldnorske, Kjöbnhv., 1907
Kock A., Notationes Norroenae, Lund. u. Lpz., 1923 u. ff.
Reichardt C., Studien zu den Skalden des 9 und 10 Jahrhunderts, Lpz., 1928
Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, перев. К. Бальмонта, М., 1894.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
Скальды — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народ
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.