курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
психолого-педагогический факультет
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Севастополь 2007
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.
Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного в общей психологии
Объект: Сознание и бессознательное в рамках общей психологии
Предмет: Соотношение сознания и бессознательного в психологической науке
Задачи:
1. Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются [15].
В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию [5].
Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.
З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания [15].
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.
Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание [2].
Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].
Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.
Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот [16].
Фрейд указывал, что примером перехода сознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи [7].
Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а
сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].
К. Юнг в своих работах о соотношение сознательного и бессознательного ввёл такое понятие как «психическая субстанция».
Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Человеческое «Я» принимает участие в обеих областях.
На рисунке 1.2. «я» расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.
Рисунок 1.2. Соотношение сознания и бессознательного по Г. Юнгу
Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение «Я» в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.
Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. На рисунке 2.2. черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру. Под «Я», Юнг понимал целый комплекс представлений.
Рисунок 2.2. Структура психики по Г.Юнгу
1- Я
2 - сфера сознания
3 - сфера личностного бессознательного
4 - сфера коллективного бессознательного
Юнг называет «Я» так же «субъектом сознания» Он определяет сознание как «функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с “Я”» Любое переживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим „Я” как таковые, не становятся достоянием нашего сознания».
Следующий круг — область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательной сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременно удерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратиться на уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики, которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам нам неприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится и ощущается лишь подпороговым образом». Юнг называет эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного [19].
«Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново». Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь „подпороговым образом"» содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал [18].
Г. Юнг указывал, что одно из самых существенных свойств бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом [17].
Таким образом, в своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное.
Юнг считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным переживаниям. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» — в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдельные сущности, но личность не осознает различия между ними сколько-нибудь отчетливо.
Состояние нечёткого осознания окружающей действительности Ясперс называл состоянием «без сознания» — понимая под сознанием любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когда переживание ограничивается всего лишь неосознанным чувством, не направленным на какой-либо определенный объект. Но психическая жизнь не может быть полноценно понята только как сознание; она также не может быть понята средствами одного только сознания. Реальный опыт душевных переживаний необходимо дополнить теоретическим фундаментом, выходящим за пределы сознания.
Ясперс считал, что для объяснения психической жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию — с происходящими в сфере бессознательного событиями, которые, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий.
Само существование событий бессознательной психической жизни часто подвергалось сомнению. Ясперс утверждал, что в этой связи необходимо различать события, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события, происходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первые могут быть замечены при определенных благоприятных условиях и таким образом доказать свою реальность. Вторые же никогда не могут быть замечены по определению [21].
К. Ясперс считал, что перед психологией стоит важная задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни и тем самым сделать их доступными сознанию. Стремление к истине и саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности.
События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Но эти же события могут трактоваться как причины и следствия того, что происходит в сознании; соответственно, с их помощью можно объяснять феноменологию сознательной психической жизни. Бессознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм — таких, как привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.
К.Ясперс пытался разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.
а) Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:
· автоматическим поведением (т. е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);
· забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);
· воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.
б) Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:
· будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
· хотя и выявляется, но не преднамеренно;
· ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержанием сознания, забывается.
· никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.
в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:
1) творческое, жизненное начало;
2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Наши страстные устремления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни — приходит к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.
г) Бессознательное мыслится как «бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность — укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.
Существует множество проявлений сознания у человека, которые остаются незамеченными, но, взятые как целое, создают определенную атмосферу и способствуют формированию общего состояния сознания, общего настроения, смысла и потенциала ситуации. Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до той темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным. Высокоразвитая способность к самонаблюдению делает возможным исследование «уровня сознания».
В рамках общего состояния нашего сознания, в нашей психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный момент может присутствовать множество различных степеней сознания, начиная от абсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения — до полной утраты сознания [20].
В своих работах основной акцент К.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.
Исходя из анализа взглядов зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных в первой главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Согласно Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры. Оно составляет основу индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческим началом.
2. К. Юнг же, отбросив механическое разделение Фрейдом на сознание и бессознательное, считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
3. К. Ясперс критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности. Однако при этом Ясперс не отрицал роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, но не признавал за ними статуса первичности.
Однако в теориях достаточно много как сходств, так и различий, что можно в основном объяснить определением автором роли, которую играет бессознательное в жизни человека.
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное [4].
Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.
Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [3].
Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.
Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.
Он в основном говорил о существовании и развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из них осознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее.
Есть вещи, находящиеся почти на самой границе сознания и постоянно входящие и выходящие за его поле. Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление не становится более или менее психичным, от того, что оно становится менее сознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательные психические явления.
Сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [4].
В своей концепции Л.С. Выготский в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие [14].
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом [13].
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной [12].
Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке[11].
Таким образом, согласно взглядам Д.Н. Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].
Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:
— отображение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
— различения субъекта и объекта (то есть того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию и самооценке своей деятельности и себя в целом.
— обеспечивает целое образовывающей деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью она активно влияет на окружающий мир;
— наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой себе. Эта характеристика сознания оказывается более выразительным в таких моральных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.
Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем оно отличается от других людей, которая живут рядом, как оно воспринимает окружающую среду и в то же время осознает его, почему много с того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него [8].
Сознание — это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый хранит свою специфику. Например, сознание хранит то, что является объектом внимания; напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятия.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Мясоед П.А. схематично рассматривал соотношение сознания и бессознательного, располагая сознание в центре и предлагая при этом следующую схему:
Рисунок 3.3. Соотношение сознания и бессознательных процессов
I – Неосознаваемые механизмы сознательных действий
II – Неосознаваемые побудители сознательных действий
III – Процессы «надсознания»
Благодаря сознанию человек приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что нуждается в определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.
Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей. Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других таких качеств не видится. Потому можно говорить о разном уровне самосознания не только у разных людей, но и у одной, лица, что зависит от глубины и выразительности того отображения объективной действительности, которое направляется деятельностью.
О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, в которых он действует, и свое отношение к ним. Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь отдаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует организует и регулирует свои действия. Чем сложнее и более ответственное задание, тем более высоким должен быть уровень сознания.
Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.
Однако эта автоматизация относительна. Сознание в любой момент может взять под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях бессознательное становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.
Не осознаются также так называемые субцептивные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения.
Существуют множество объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активному бодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собой единство сознательного и бессознательного [7].
В работах украинских психологов синтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.
Основной акцент украинские учёные делают на том, что сознание человека проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
При рассмотрение взглядов отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных во второй главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Л.С. Выготский акцентировал своё внимание на том, что сознание и бессознательное в основном проявляется в активности и в деятельности человека.
А сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение.
2. Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский, в противовес большинству зарубежных учёных, отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
3. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе литературы по данной теме, мы в соответствие с поставленными задачами:
1. Рассмотрели взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
2. Рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
Несмотря на многообразие точек зрения на рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.
Многие зарубежные и отечественные учёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание на том, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание – лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
К.Ясперс рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степени сознания – от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.
Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
Современные украинские учёные, такие как О.В. Скрипниченко, Мясоед П.А. и др. Рассматривали эту проблему, указывая на то, что различные бессознательные явления по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы.
Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но далеко не все без исключения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бескова И.А. Эволюция и сознание. – М.: Ренессанс, 2001. – 275с.
2. Бойко В.В. Взгляд на себя и на других. – М.: Смысл, 1996. – 426 с.
3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – М.: Питер, 1996. – 502 с
4. Выготский Л.С. Теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 1982. – 488с.
5. Гинецинский В.И. Человеческое сознание. – СПб.: Питер, 1997. – 346с.
6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Просвещение, 1999. – 294с.
7. Мясоед П.А. Вопросы общей психологи. – К.: Либідь, 2004. – 457с.
8. Скрипниченко О.В. Общая психология. – К.: Либідь, 2005. – 464 с.
9. Тараненко Н.В. Аллегории сознания // Практическая психология и социальная работа. – 1999. – № 7. – С.15–17.
10. Узнадзе Д.Н. Виды установок. – М.: Смысл, 1987. – 243с.
11. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб.: Смысл, 1989. – 478с.
12. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 413с.
13. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – Минск: Питер, 2001. – 416с.
14. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: АПН Грузия, 1961. – 382с.
15. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М.: Смысл, 1991. – 253с.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Ренесанс, 2005. – 253с.
17. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 317с.
18. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Просвещение, 1991. – 325с.
19. Юнг человек и его символы. – М.: Смысл, 2002. – 326с.
20. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 427с.
21. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания. – СПб.: 2001. – 341с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ психолого-педагогический факультет КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ СООТНОШЕНИЕ
Сопоставление индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека
Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося
Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе
Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха
Социальная геронтология - старение
Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье
Социальная и этническая идентичности
Социальная психология
Социальная психология - прошлое, настоящее и будущее
Социальная психология в коллективе
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.