курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
по социологии
Вариант № 6
Содержание:
1. Социализация личности.
2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
Литература
Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.
Если понаблюдать за поведением родившегося ребенка, не трудно заметить его зависимость от взрослых. Люди не обладают врожденными образцами поведения, и у них отсутствует изначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваивать навыки необходимые для выживания. Если у животных подобные навыки запрограммированы в генах, то человек приобретает их в процессе социализации.
В результате социализации человек становиться личностью, у него возникает самосознание и образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас» – писал американский социолог Чарльз Хортон Кули.
Он полагал, что осознание человеком своего «Я», складывается из трех компонентов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»);
2) того, как они реагируют на то, что видят («они видят мою одежду, и она им нравится»);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).
Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей – происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.
В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, т.е. превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. В связи с этим не возможна не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида, подобного Маугли или Робинзону Крузо. «Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только их повадки, и даже вернувшись в общество, они не становятся личностями. Их называют феральными людьми – не ставшие полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (семьей, близкими, социальной группой).
Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и заканчивается смертью. Человек на протяжении всей жизни выполняет значительное число ролей, освоение которых вызвано конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.
В теории ролей социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия. Американский психолог Джордж Герберт Мид считал: формирование собственного «Я» происходит не только в результате реагирования человека на какой-то стимул, но и по причине его принадлежности к какой-либо социальной группе, что делает его носителем определенных прав и обязанностей. Социализация, как процесс формирования личности, по Дж. Миду, включает три стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей. Первая стадия – имитация. Дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Выражается в том, что с помощью игрушек они совершают те же действия, что и родители («варят суп» на игрушечной плите и т.д.). Вторая стадия – игровая. Дети понимают поведение, как исполнение определенных ролей: врача, папы, мамы и т.д. в процессе игры они приписывают своим персонажам определенный характер, интонации, смысл. На этой стадии формируется человеческое «Я» благодаря реакции на воздействие со стороны значимых для себя людей: родственников, близких. Третья стадия – коллективная игра. Дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы. На этой стадии формируется чувство социальной идентичности, т.е. принадлежности к группе, обществу.
Некоторые авторы рассматривают социализацию как ответ на кризис. В основе социализации лежит преодоление кризисов, которые выступают основой развития личности в течение всей жизни. Американский психолог Эрик Эриксон, родившийся в Германии и испытавший влияние З. Фрейда, выделяет 8 стадий, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса. Пять первых стадий приходится на детство, а три последующие соответствуют этапам жизни взрослого человека: 6) одиночество – когда взрослый человек стремится к искренним и доверительным отношениям с постоянным партнером, и если это не удается, то люди расстаются; 7) застой (средний возраст) – осуществление родительских функций и особый интерес к карьере; 8) отчаяние (старость) – люди подводят итоги своей жизни: либо они испытывают чувство горечи, либо спокойно встречают старость.
Обобщая исследования различных ученых, можно выделить этапы социализации, которые соответствуют жизненным циклам человеческой биографии, т.е. наиболее важные периоды в становлении личности: детство, юность, студенчество, служба в армии, выбор профессии, семейная жизнь, выход на пенсию. Все эти жизненные циклы можно объединить в два больших этапа: 1) ранняя социализация (до 15-18 лет); 2) поздняя социализация (т.е. вступление во взрослую жизнь). Самый главный этап – первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.
В разных культурных средах, в различных обществах границы этих этапов могли смещаться. Например, в Древнем Риме можно выделить три этапа социализации:
1) до 6 лет – малолетние, лишенные каких-либо прав и зависящие от родителей (опекунов);
2) от 6 до 12 (девушки) и до 14 (юноши) – частично дееспособные, т.е. они уже имели права, могли заключать сделки и выходить замуж (жениться);
3) с 25 лет – полностью дееспособны.
Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:
- отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (учитель, родители)
- учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (школа, ВУЗ)
По характеру воздействия агентов социализации выделяют первичную и вторичную. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, учителя и т.д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида. Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, ВУЗа, предприятия, институты государства: армия, милиция, суд, а также церковь, СМИ, политические партии и т.д.
На различных этапах социализации роль агентов не одинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретает отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. На следующей стадии на ряду с основными агентами появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, т.е. формируют конкретные качества (учителя, воспитатели, врачи и т.д.). Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.
На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.
Иногда мы можем наблюдать мальчика играющего в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу, человека покинувшего мирскую жизнь и ушедшего в монастырь. Все это случаи не удавшейся социализации, вызванные нарушением в ее процессе.
Одной из причин таких нарушений является депривация, т.е. отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психологическое здоровье и познавательные способности ребенка. Последствиями нарушений могут выступать психические отклонения, различные виды беспокойств, деградация личности, преступность. Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях.
Социальная стратификация – это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.
Социальное расслоение – процесс образования слоев среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса – социально однородное общество, т. е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии, – дифференциация и стратификация.
Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, Поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество: закрытым или открытым.
Теория стратификации Питирима Сорокина.
П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат – ось X и ось У. Кроме них П. Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа – неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация – разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчиненных.
Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:
1) обогащение и обеднение группы либо общества;
2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды.
Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы – 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные - 40-60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества – постоянного улучшения экономического положения.
Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой, тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории, то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений – бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.
В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.
Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Человечество должно усвоить простую истину, считает Сорокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.
Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивается, это означает, что появляется чрезмерное социальное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа – революционно-уравнительная лихорадка. Возможны два исхода: либо общество сразу возвращается к нормальной форме стратификации, либо идет к ней через «большую катастрофу». Первый путь ближе к реформам, второй – к революции.
Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер – начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.
Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:
* доход;
* власть;
* образование;
* престиж.
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем одного месяца или года.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как это субъективный показатель.
Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю – представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх. К такой системе относят классовый строй. Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословным устройством, следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются.
Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми «белыми воротничками»: инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное.
Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Эти виды и типы, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй – к кратковременным процессам.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность и нисходящая мобильность. Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – пример нисходящей.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положений в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.
Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это графическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияет пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Молодым свойственна профессиональная, людям среднего возраста - экономическая, пожилым - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимое для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.
Профессионалы и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.
Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.
Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:
• индивидуальную мобильность, при которой перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других;
• групповую мобильность, при которой перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому.
Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой – приписываемый статус.
Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы в Индии стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.
Переход от наследственной аристократии к плутократии имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.
Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством, с согласия самих людей, или без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, например общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.
От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50–70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.
Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: «Книга сервис», 2003
Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: «Проспект», 2004
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по социологии Вариант № 6 Содержание:
Социальная защита населения в РФ
Социальная мобильность и политический процесс
Социальная мобильность и стратификация
Социальная мобильность и циркуляция
Социальная мобильность общества
Социальная политика
Социальная политика
Социальная политика в отношении иждивенчества
Социальная политика государства и здравоохранение
Социальная политика как системная социальная технология
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.