курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
на тему «Социальная политика
государства в рыночной экономике»
Кемерово, 2009
Введение
Глава 1. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике
1.1 Концепция справедливого распределения доходов
1.2 Задачи социальной политики
1.3 Направления социальной политики
Глава 2. Модели социальной политики стран Западной Европы
2.1 Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы
2.2 Социальная политика в Германии
2.3 Социальная политика в Швеции
Глава 3. Использование опыта Западных стран в экономике России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.
Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения и о правах личности в частности.
Наряду с необходимостью решения традиционных социальных проблем, таких как безработица, обеспечение самых бедных семей, образование и т.п., на передний план выдвигаются так же проблемы, связанные с инновациями - проблемы социальной безопасности, социальной экологии, нейтрализации негативных последствий глобализации. Можно констатировать факт изменения наполнения социальной политики. Ее задача - не только поддержка наиболее социально ущемленных групп общества, но и предоставление возможности для каждого реализоваться, внести свой вклад в создание общественного богатства, имея гарантии обеспечения своих интересов.
Модели социальной политики стран Западной Европы - объект пристального внимания, тщательного анализа, порой критики. Основные принципы, на которые они опираются: социальная справедливость, социальная безопасность, социальное сплочение, конкурентоспособная экономика. Следует признать, что пока нет единой, четко сформулированной концепции европейской социальной политики, а социальная интеграция в Европейском Союзе отстает от интеграции экономической. Принципы социальных моделей Западной Европы позволяют на их основе строить систему организации общества, где были бы обозначены задачи каждого из социальных партнеров.
Реализация данных моделей предполагает совершенствование структуры общества и управления им. Важную роль здесь играют совместные усилия, как институтов государственной власти, так и политических партий, профсоюзов, неправительственных организаций.
Модели социальной политики – это не есть нечто застывшее, сформулированное раз и навсегда. Это скорее идеал, к которому стремится общество, в который вносятся изменения, соответствующие вызовам времени. Не случайно, что социальные модели стран Западной Европы вызывают такой интерес и за пределами континента. Ведь они простроены в соответствии с непреходящими человеческими и цивилизованными ценностями.
Наша страна вступила в широкую полосу демократических реформ и не только в социальной сфере. Далеко не всегда и не все сразу получается, так же, как и не все идеи моделей социальной политики, могут быть у нас использованы. Говорить просто об экспорте социальных моделей каких-либо стран не приходится.
В частности, когда речь идет о социальном государстве и его роли в социальной политике, решающую роль играют особенности страны и ее традиции. Если последние европейские реформы в социальной сфере направлены на сокращение ответственности государства и привлечение иных источников финансирования социальных услуг, то перед Россией встал вопрос: нужна ли либеральная политика в социальной сфере? В течение многих десятилетий государство в России выступало практически монополистом в области социальной политики. Преждевременное увлечение либерализмом привело ко многим трудностям и провалам при реформировании социальной сферы. Региональные дисбалансы и ослабление централизованного подхода привели к серьезным негативным последствиям при реализации национальных социальных проектов.
При этом изучение опыта стран Западной Европы, его реальные достижения в области социально-экономического развития могут послужить серьезным поводом для размышлений и стать возможностью извлечь реальную пользу для разработки концепции социального государства в России и ее стратегии в области социально-экономического развития.
Глава 1. Проблема справедливого распределения
1.1 Концепция справедливого распределения доходов
Наличие неравенства между людьми является непременной чертой человеческого общества на любой стадии его развития. На всем протяжении истории человечества не существовало единой социальной структуры, только отличались критерии социального деления в разные эпохи. Социальное расслоение – это процесс образования слоев и его результат.
Для рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения. В свободной рыночной экономике богатство достается только собственникам экономических факторов – труда, капитала и земли. Те же многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие работать по найму, инвалиды, дети), а так же лица, имеющие рабочую силу, но не способные найти ей применение в какой-либо период (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни), не имеют возможностей для обеспечения своего достойного уровня жизни.
В условиях становления рыночной экономии в России существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности - до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. Низкая оплата труда значительной части работников явилась важнейшей причиной падения в России престижа профессиональной компетенции, квалификации и качества работы. В сложившихся условиях уровень дохода работников фактически не зависит непосредственно от личных способностей, квалификации и самоотдачи. Больше сказывается в каком секторе экономики трудится человек и какова его степень близости к тому или иному каналу привилегированного распределения.
Низкий средний уровень доходов свидетельствует о почти полном отсутствии в России так называемого «среднего класса». С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации (Таблица №1).
Сложившаяся на сегодняшний день в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество, на одном полюсе которого находится небольшой по численности слой предпринимателей, сосредоточивший в своих руках значительную часть собственности и дохода, а на другом – большая часть населения страны, живущая в бедности.
Таблица №1
Распределение общего объема денежных доходов населения РФ
1992 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Денежные доходы всего: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: первые 20% (с наименьшими доходами) вторые 20% третьи 20% четвертые 20% пятые 20% (с наибольшими доходами) |
6,0 11,6 17,6 26,5 38,3 |
6,1 10,8 15,2 21,6 46,3 |
5,9 10,4 15,1 21,9 46,7 |
5,5 10,3 15,3 22,7 46,2 |
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 |
5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 |
5,2 9,9 15,0 22,6 47,3 |
5,1 9,7 14,8 22,5 47,9 |
5,1 9,7 14,8 22,5 47,9 |
Произошедшие изменения в доходах населения и углубление его имущественного расслоения породили следующие негативные социальные процессы:
-создаются значительные слои населения, находящиеся за «чертой бедности» (прежде всего пенсионеры старших возрастов, многодетные семьи, инвалиды);
-происходит отток квалифицированных кадров из обрабатывающей промышленности, социальной сферы и науки в сферы приложения труда, не требующих соответствующих знаний (мелкая торговля, ремонтные работы и т.п.);
-ухудшается состояние здоровья населения, выраженное в первую очередь в снижении продолжительности его жизни и т.д.
Данные изменения, большое неравенство и реакция людей на такие изменения могут стать барьером на пути дальнейшего социально – экономического развития страны. Именно поэтому одной из важнейших функций государства является проведение социальной политики, обеспечение необходимого уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные структуры не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является не справедливым. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщей доступности.
Главный ориентир социальной политики на современном этапе – всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.
Социальная политика – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Таким образом, можно так представить концепцию социально ориентированного государства – государство несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни его граждан.
Эффективность реализации социальной политики во многом зависит от экономики, финансовых ресурсов государства. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, социальной защиты населения и других механизмов жизнеобеспечения граждан. С одной стороны проведение социальной политики в условиях становления рыночной экономики, в последние годы ослабленной мировым финансовым кризисом, ложиться большим налоговым бременем на реальный рыночный сектор. С другой стороны, без эффективной занятости, систем образования, здравоохранения и т.д. невозможно на современном уровне развивать производство, внедрять новейшие инновационные разработки, тем самым понижая конкурентную способность отечественной продукции на мировом рынке. В этой связи, важным рычагом перераспределения доходов населения является налоговая система государства. В социально ориентированной экономике значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных.
1.2 Задачи социальной политики
Социальная политика направлена на социальное выравнивание, уменьшение социальных разрывов в доходах и доступности социальных благ. Основное содержание социальной деятельности государства заключается в целенаправленном перераспределении доходов, главным образом через налогообложение и систему социальных трансфертов, и обеспечении социальных услуг. Социальная защита, гарантированная государством, характеризуется всеобщностью и вседоступностью. Принцип универсальности предполагает право всех граждан на пользование благами общенациональной системы социальных услуг и социальной защиты.
Основными задачами социальной политики являются:
1.Увеличение оплаты труда занятых в государственном секторе (социальной сфере, управлении, армии и т.д.);
2.Увеличение на основе стимулировании деловой активности отечественных товаропроизводителей заработной платы, особенно сельского хозяйства;
3.Постепенная легализация деятельности теневой экономики и перераспределение части доходов занятых в ней лиц в пользу широких слоев населения страны.
4.Улучшение условий жизни пенсионеров, прежде всего за счет повышения минимальных пенсий;
5.Увеличения льгот лицам, имеющим детей до трудоспособного возраста, особенного многодетным семьям;
6.Реформа налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени с низкодоходных на высокодоходные группы;
7.Сохранение бесплатного или льготного обслуживания широких слоев населения учреждениями социально-бытового назначения.
Выполнение поставленных задач позволит создать в России систему распределительных отношений, соответствующих требованиям социально-ориентированной экономики. Государству необходимо создать условия для достаточного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. В первую очередь, это содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. В социально ориентированной экономике государство должно с помощью налогов перераспределять личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению государство дает средства к существованию тем, кого рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.).
Так же в социально ориентированной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс – 10 – 15% , б) средний класс – 70 – 80% и в) бедный класс – 15 – 20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Следует согласиться с утверждением, что «средний класс играет в обществе особую роль. Образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие и устойчивость. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество не стабильно». В странах с развитой экономикой достаточно весомую часть среднего класса составляют работники таких сфер как образование, наука, медицина, юриспруденция и т.п. В России уровень дохода и потребления этой группы населения не соответствует представлениям о достойном существовании и социальной справедливости. Именно поэтому, одной из главных задач ставиться повышение заработной платы работников, занятых в вышеперечисленных отраслях.
1.3 Направления социальной политики
Социальная политика государства в социально ориентированной рыночной экономике призвана частично смягчать социальную напряженность, неизбежную при радикальных хозяйственных переменах, тем самым способствовать проведению либеральных реформ экономических и политических структур.
Деятельность государства по обеспечению относительной социальной справедливости проводится в следующих направлениях:
- помощь обездоленным, беднейшим и неспособным материально себя обеспечивать людям и борьба с бедностью как с острейшей социальной проблемой.
- материальная поддержка временно безработных граждан и оказание им содействия в устройстве на работу, в повышении их профессионального уровня и переквалификации, обеспечение по возможности полной занятости трудоспособного населения.
- выплата пособий на детей, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов.
- создание целостной системы социальной защиты всех граждан на основе более справедливого распределения национального дохода.
-организация медицинского страхования граждан и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения.
- содержание системы бесплатного начального и среднего образования и предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования.
- создание государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью частных пенсионных фондов.
- решение социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере.
- гарантирование государством сбережений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях.
При реализации тех или иных направлений социальной политики государство сталкивается со многими проблемами. При становлении рыночной экономики в нашей стране преодолеваются серьезные противоречия, связанные с бесплатностью распределения некоторых благ и услуг из общественных фондов потребления. Наряду с бесспорными достижениями такое распределение дает и отрицательные побочные последствия. Унифицированный набор бесплатных благ в определенной степени лишает человека свободного выбора, а все общество – многообразия. Уровень потребления благ не зависит от индивидуальных и коллективных результатов труда. Человек лишен возможности влиять на качество обслуживания в медицинских и других учреждениях.
В этой связи, формирование качественно новой модели социальной политики государства представляется одной из ключевых задач экономической и политической стабилизации. Социальная политика призвана минимизировать социальные издержки глубоких экономических реформ, облегчить адаптацию населения к рыночным условиям, обеспечить ему возможности для нормального существования и развития.
В России отставание в развитии социальной сферы, недооценка всего комплекса социальных проблем, низкая эффективность социальной политики негативно сказались как на материальном положении населения, политической стабильности, так и на процессе экономических преобразований. В ходе выполнения задачи по созданию качественно новой модели социальной политики нужно обратить внимание на уже имеющийся мировой опыт в решении социальных проблем в странах с различным состоянием рыночной экономики и различным уровнем жизни населения. Необходимо проанализировать успехи и проблемы при реализации тех или иных задач социальной политики в государствах с развитой рыночной экономикой.
Глава 2. Модели социальной политики стран Западной Европы
2.1 Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы
В экономически развитых государствах общественный строй состоит из трех структурообразующих компонентов: политической демократии, регулируемой рыночной экономики и государственной системы социальной защиты населения, сводящейся по существу к обеспечению минимального уровня доходов и социальных услуг.
В Западной Европе сформировался Европейский союз, в который одними из первых вошли высокоразвитые страны. Одной из отличительных черт Евросоюза является единая социальная политика, разрабатываемая на межнациональном уровне. Единая европейская социальная политика концентрируется, в основном, на решении вопросов, связанных с системой здравоохранения, обеспечении равенства мужчин и женщин на рынке труда и нетрудоспособностью. Одним из первых основополагающих документов была Социальная хартия ЕЭС, принятая в 1961 году в Турине, в которой закреплены основные права человека в экономической и социальной областях: право на труд, право на справедливые условия труда, право на достойный заработок и др.
Те или иные аспекты европейской социальной политики разрабатывались на протяжении всего существования Европейского экономического союза и закреплялись в основополагающих документах.
На сегодняшний день социальная политика Евросоюза включает в себя множество направлений и существует в рамках обновленной Лиссабонской стратегии на 2005 – 2010 годы. Одно из ее направлений – занятость. На первое место ставятся конкретные меры, которые следует предпринять национальным правительствам, для того чтобы стимулировать занятость. Следующее направление – это социальная опека. Системы социального обеспечения в странах–членах Евросоюза достигли высокого уровня развития. Формирование системы социального обеспечения находится в ведении национальных правительств. Роль Евросоюза заключается в том, чтобы гарантировать европейцам при нахождении на территории любой из стран Евросоюза возможность получать не меньшую социальную поддержку, чем на родине.
Важным аспектом социальной политики в Евросоюзе является опека людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности. Европейской комиссией был разработан План действий в отношении инвалидности на 2003 – 2010 годы, направленный на обеспечение равных общественных и экономических возможностей для людей, лишенных либо частично лишенных трудоспособности.
Еще одно из направлений – это равенство и борьба с разными видами дискриминаций. Оно является одним из приоритетных направлений социальной политики Евросоюза и включает в себя:
- борьба с дискриминацией по половому признаку. На законодательном уровне закреплено право женщин на не меньший заработок, чем у мужчин;
- борьба с дискриминацией по возрастному признаку. Обеспечение людям пожилого возраста достойного дохода, совершенствование систем здравоохранения и ухода за престарелыми людьми, а так же стимулирование занятости среди людей пожилого возраста;
- борьба с дискриминацией по уровню доходов. Евросоюз оказывает консультативную и материальную поддержку в вопросах борьбы с бедностью, поддержки детей, бездомных и др.
В целом, в рамках единой европейской социальной политики определяется лишь основные направления развития национальных социальных систем. Но аспекты национальной социальной политики, а так же определение конкретных мер и размеров поддержки находится в ведении национальных правительств. Поэтому можно утверждать, что в рамках Евросоюза сформировался и продолжает совершенствоваться механизм проведения социальной политики, опирающийся на отдельные и самодостаточные социальные модели.
Государственная система социальной защиты населения получила условное название государства благосостояния или социального государства.
Согласно классификации социальной политики шведского исследователя Г. Терборна по двум критериям – уровня социальных обязательств государства и степени их ориентации на рынок труда и «полную» занятость выделяются четыре категории социальной политики в Западной Европе:
Первая - «сильное» (по степени прямого государственного регулирования социальной сферы) интервенционистское. Социальной политикой охватываются в той или иной степени все слои населения при сильной приверженности «полной занятости». Её содержание не только компенсаторное, но и конструктивное. По мнению Г.Терборна, такая политика проводилась в Швеции, Норвегии, Австрии.
Вторая – «мягкое» государство благосостояния. Преимущественно компенсаторное содержание социальной политики. Социальные обязательства государства, особенно в отношении материальной поддержки малоимущим, при низкой приверженности «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика проводилась в Бельгии, Дании, Нидерландах.
Третья – небольшие по масштабам расходы государства благосостояния, ориентированные на поддержание «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика характерна для Швейцарии.
Четвертая - социальная политика, по содержанию ориентированная на рынок. Ограниченная роль системы государства благосостояния и сравнительно узкие пределы социальных прав граждан. Низкая приверженность «полной» занятости. По мнению Терборна, такая политика распространена в Великобритании и Ирландии.
В классификации социальной политики стран Европы существует несколько методов. Так же можно особо выделить такое разделение на две модели - Континентальная или Рейнская модель и Англо-американская (Англо-саксонская) модель социальной политики.
Англо-американская модель отличается либеральным подходам к проблемам бедности и неравенства, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, действующей на пользу всего общества, а бедность - как проблема не столько государства, сколько морали и милосердия и относится к сфере благотворительности. Помощь от государства предоставляется лишь в крайних случаях, при этом денежные выплаты направлены в первую очередь на поддержку людей трудоспособного возраста. Система социальной помощи направлена на поощрение активности безработного в поисках работы. Рынок труда характеризуется слабостью профсоюзов, довольно сильной дифференциацией зарплаты и значительной долей работников, получающих низкую зарплату. По мнению исследователей, такая модель социальной политики характерна для Великобритании и Ирландии.
В Континентальной модели - государство перераспределяет большую часть ВВП, его вмешательство направлено на обеспечение равных условий конкуренции и на выполнение социальных задач. Уровень социальной защиты высок, налоговая система обеспечивает относительное выравнивание доходов, признана обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
Особое внимание уделяется построению социальной защиты на профессионально-корпоративной основе. Логика системы социального страхования «по Бисмарку» заключается в том, что размер получаемых выплат напрямую зависит от величины уплачиваемых взносов работающего. Лица, не имеющие социальной страховки, могут рассчитывать только на предоставление пособий социальной помощи (при проверке нуждаемости), которые финансируются из госбюджета. Несмотря на падение численности профсоюзов в странах, представляющих континентальную модель, их роль в коллективно-договорной политике остается весьма значимой.
Черты данной модели социальной политики в большем или меньшем объеме просматриваются во многих странах Европы. Основные направления этой социальной модели можно просмотреть на примере таких стран, как Германия и Швеция.
2.2 Социальная политика в Германии
«Социальное рыночное хозяйство» является официальной экономической доктриной в Германии. Суть данного хозяйственного порядка определяется как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в этой модели стоит именно свободный рынок и только на втором – социальная справедливость или социальное выравнивание. Государством гарантированна возможность осуществления личной свободы с помощью государственно-правового регулирования, перераспределения и контроля над общественным богатством и социальным влиянием имущих.
Концептуальная основа «социального рыночного хозяйства»- ордолиберальные теории, разработанные учеными Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бемом, а так же неолиберальные теории Вильгельма Рёпке, Александра Рюстова и Альфреда Мюллер-Армака.
Основные черты этой модели определены следующим образом: правовое государство обеспечивает экономическую свободу предприятий, потребителей и трудящихся, поддерживает условия для конкуренции, выполняет экономические функции в рамках конъюнктурной, структурной и социальной политики.
В Германии государство активно воздействует на формирование предпринимательской среды и тем самым оказывает влияние на предпринимательскую структуру, использует сочетание методов финансового и антимонопольного регулирования, оказывает содействие малому и среднему бизнесу. В тоже время, можно отметить такой недостаток - социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, характерное для модели социального рыночного хозяйства, снижают склонность с самостоятельности. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела. Тем не менее, в Германской хозяйственной системе количественно явно преобладают мелкие и средние предприятия (с числом занятых до 500 человек и с оборотом до 50млн. евро). Обширный и устойчивый малый и средний бизнес является главным условием конкуренции, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.
На сегодняшний день система социального обеспечения включает в себя много направлений и мер: поддержка семьи, поддержка безработных и стимулирование занятости, забота о пожилых людях, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и др.
Политика стимулирования занятости в Германии осуществляется через Федеральное агентство по труду. В качестве основных мер для достижения поставленных целей Агентство использует различные консультации, координацию работодателей и кандидатов, психологическую помощь, подбор вакансий и различные тренинги, курсы повышения квалификации и переквалификации.
При выплате компенсации за потерю дохода для безработных в Германии действует несколько правил. Право на пособие по безработице имеют лишь те, кто за предшествующие два года имели работу и выплачивали взносы на страхование на случай безработицы – 3,5% от заработка до уплаты налогов. На протяжении всего периода выплаты пособия Агентство по труду оплачивает за безработного взносы на медицинское и пенсионное страхование. Период выплаты пособия по безработице составляет от 6 до 32 месяцев.
Основное отличие социальной помощи по безработице от пособия по безработице заключается в том, что пособия выплачиваются из средств страховых фондов, в то время как помощь финансируется из государственного бюджета.
Особое внимание следует уделить поддержке семьи в Германии. Политика по поддержке семьи проводится по нескольким направлениям. В первую очередь, это выплата так называемых «детских денег». На сегодняшний день право на пособие имеет один из родителей в течение 25 лет жизни ребенка. Размер пособия составляет до 7680 евро в год. Это пособие вычитается из налогооблагаемого дохода родителей. Семьям с детьми выплачивается «детская надбавка» на покупку недвижимости – 700 евро в год вплоть до наступления у ребенка восьмилетнего возраста. Одинокие родители имеют право на получение пособий на воспитание, а так же право на получение материальной компенсации для обеспечения ребенку достойного содержания. Родители так же имеют право на возмещение доходов утраченных в периоде рождения ребенка и уходе за ним. Так называемые «родительские деньги» покрывают 67% прежних доходов человека. Так же дополнительно предоставляются пособия по рождению ребенка.
Еще одно из направлений социальной политики – это система здравоохранения. Существующая на сегодняшний день в Германии, она считается одной из самых лучших в мире по качеству медицинского обслуживания и лекарственных препаратов. В основе немецкого здравоохранения лежат страховые фонды, в первую очередь, государственные. Взносы в государственные больничные кассы выплачиваются работающими гражданами либо Агентством по труду за безработных ежемесячно. Государственное медицинское страхование предусматривает широкий спектр медицинских услуг, такие, как диагностика и профилактика заболеваний, амбулаторное и стационарное лечение, а так же обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами. Взносы застрахованного обеспечивают так же страхование неработающих членов его семьи, при этом размер выплат не зависит от количества детей в семье застрахованного.
Так же четко развитой, выполняющей свою главную цель – обеспечение достойного уровня жизни людей старшего возраста, можно назвать систему пенсионного обеспечения в Германии. Данная система включает в себя четыре компонента:
1) обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих;
2) пенсии по старости от предприятий;
3) частное пенсионное страхование на добровольной основе;
4) институт социальных пенсий и пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.
Исходя из вышеперечисленных направлений и механизмов реализации социальных программ, можно сделать вывод о больших размерах государственных расходов в Германии, и соответственно большой налоговой нагрузки на предприятия и на граждан (Приложение. Таблица №2 ). Естественно это не может не сказаться на общем состоянии экономики, и даже вызвать такие негативные последствия, как снижение деловой активности, сокращение производства и др. Так в 2003 году канцлер ФРГ выступил с новым планом реформирования социальной системы государства – Программой 2010. В качестве целей ставится модернизация социального рыночного хозяйства, создание благотворных условий для экономического роста и процветания.
2.2 Социальная политика в Германии
Термин «шведская модель» возник в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной безконфликтности в обществе.
Шведская модель определяется через особенности экономической политики в стране, в которой выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор, занимающийся накоплением и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, рассматриваемые как результаты этой политики.
В шведской модели - государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Максимальный рост производства в частном секторе и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор обеспечивали повышение уровня жизни населения, но без воздействия на основы производства.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин и мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Политика на рынке труда является характерной чертой шведской модели. Под политикой на рынке труда понимается комплекс мероприятий, осуществляемый сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а так же меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Кроме этих активных мер помощи, существует так же выплата пособий безработным.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям доходах. Доходы и жизненный уровень в шведском обществе выравниваются двумя путями. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное страхование – основной элемент шведской политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастным случаем и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработице (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально – экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.
На сегодняшний день в условиях европейской интеграции и мировой глобализации, волны мирового финансового кризиса, Швеция не могла остаться в стороне от происходящих процессов. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства, требует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать условиям рынка.
Глава 3. Использование опыта Западных стран в экономике России
В условиях становления социально – ориентированной рыночной экономики в России необходимо выявить наиболее приемлемые схемы развития социальной политики. Мы оказались перед лицом множества реформ: экономических, административных, социальных. Перед страной стоит задача выполнения национальных проектов, самым тесным образом связанных с социальной сферой, которая признана приоритетной. В этой связи для российского общества особо должен быть полезен европейский опыт и изучение европейских социальных моделей. Принципы, на которых они основаны, объективно неоспоримы. Они на деле доказали свою жизнеспособность и притягательность. Однако они исторически закладывались и развивались в условиях, которых в России нет.
При использовании хозяйственного опыта других стран в стратегии построения развитой рыночной экономики в России, абсолютное копирование чужого опыта хозяйствования не приемлемо, т.к. в каждой стране своя специфическая социально-экономическая модель. Поэтому возможно и целесообразно использование в российской социальной политике лишь определенных сторон и элементов других моделей. Учитывая остроту современных проблем в экономике, в российской модели масштабы и значение государственного регулирования воспроизводственных процессов могут быть более значительными, чем в большинстве известных моделей.
В то же время появилась возможность использовать преимущества ХХI века. Так новые информационные технологии, доступ к Интернету позволяют наглядно увидеть преимущества и недостатки социальных моделей других стран, а так же выявить сложные моменты, просчеты и ошибки, допущенные европейцами при решении жизненно важных социальных проблем, оценить их и проанализировать.
Опыт Европы свидетельствует о том, что социальная стабильность в обществе нарушается, когда встает вопрос о доверии к государственной политике. Непонимание и, как следствие, протест населения против планов правительства, хотя бы и объективно необходимых, может привести к самым серьезным последствиям. Россия имеет возможность извлекать уроки из европейского опыта. Достижение социального контракта между государством, бизнес-сообществом и гражданским обществом – задача, зафиксированная в социальной модели Европейских стран, актуальна и для России. Только через взаимодействие и договоренность между социальными партнерами может быть обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие общества. Инструменты политики социального партнерства, апробированные в рамках Европейской социальной модели, могут и должны сыграть существенную роль в этом плане.
Особенно важен для России вопрос о роли современного социального государства. Ведь в нашей стране государство традиционно играло особую роль, многие десятилетия, являясь фактическим монополистом в области социальной политики.
Как подчеркнул в Послании президента РФ Д.А. Медведев, «Государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной и безусловной ответственности Правительства России. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация – это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты».
Для развития социального партнерства в его современных формах, определения доли социальной ответственности, лежащей на государстве, бизнесе и гражданском обществе, для достижения социального контракта, на основе которого успешнее реализуется любая политика, европейский опыт может быть использован весьма плодотворно.
Конечно, каждая страна имеет свои особенности развития, традиции, свои национальные интересы. Но все живут по объективным историческим законам и оказываются перед необходимостью решать сходные проблемы. Поэтому полезно изучать, критически осмысливать, оценивать и по возможности использовать опыт друг друга.
В свете вышеизложенного европейского опыта создания социальной модели представляется возможным сделать следующие предложения, которые могли бы быть использованы при проведении социальных реформ в России.
Опыт Европейских стран убедительно свидетельствует о необходимости выработки стратегии социальной политики для поступательного развития общества. Россия нуждается в такой стратегии, ей следует переходить от практики «латания дыр» в социальной сфере или принятия «пожарных решений» для предотвращения социальных конфликтов к продуманной, комплексной и долговременной социальной стратегии развития общества. Выработка такой стратегии невозможна как без опоры на науку, так и без её тесной связи с практикой.
Пример Европы говорит о том, что успешное проведение реформ в социальной области возможно только при активном участии в них гражданского общества – организаций трудящихся, предпринимателей, экспертного и научного сообщества. В силу неразвитости в России социального партнёрства, представляется, что налаживание диалога представителей гражданского общества с различными уровнями государственной власти является приоритетной задачей.
Разработка социальной стратегии России и её реализация невозможны без возрастания роли науки, её тесной связи с практикой. Социальные модели Европейских стран на современном этапе наиболее адекватны современным представлениям мирового сообщества об устойчивом развитии, гармонично сочетающем его экономические и социальные параметры.
Центральное место в социальной политике государства должна занять не компенсаторная, но конструктивная концепция благосостояния. Где прямое обеспечение материальной поддержки в случае нужды сохраняется, но первостепенное значение приобретают инвестиции в человеческий капитал, т.е. от экономической помощи человеку к созданию условий для его развития, обеспечению доступа к труду, обеспечение «равных возможностей» для представителей всех слоев населения. В результате меняется содержание социального государства – это уже не столько государство благосостояния, сколько государство национальных инвестиций.
«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированны равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду» - из Послания президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию.
Опыт активной политики на рынке труда – важнейшей части Шведской политики, может быть использован и в России: лучше проводить переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем тратить огромные средства на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы. Значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращаются государству в виде налогов и взносов на социальное страхование.
Инвестиции в рабочую силу предполагают финансирование образования и профессиональной подготовки, поддержку сферы социальных услуг и многое другое, что связано с модернизацией и структурной перестройкой производства. Социальные инвестиции начинают рассматриваться не как дополнительные расходы и социальные издержки, но как вклад в будущее.
На сегодняшний день в России вводятся такие новые направления деятельности на рынке труда для безработных, вставших на учет в Службе занятости населения:
- различные курсы по переквалификации, финансируемые за счет средств государственной службы занятости населения;
- проведение так называемой «Ярмарки вакансий», специальных акций для молодых специалистов - выпускников техникумов и ВУЗов с привлечением потенциальных работодателей;
- широкое применение СМИ в целях оповещения об имеющихся вакансиях и соискателях, проводимых акциях;
- применяется практика оплаты за счет средств фонда первых трех месяцев после приема на работу заработной платы нанятого, так же предоставляется и финансируется оплата занятых на общественных работах (уборка территории от листьев, снега, покраска объектов общего пользования и т.п.) граждан, зарегистрированных в Службе занятости населения.
Так же отдельно можно отметить активную государственную поддержку при создании малых предприятий. Ее сущность заключается в консультации граждан по вопросам создания собственного бизнеса, организационно-правовой помощи, разработке бизнес-плана. При Службе занятости населения проводятся семинары для безработных, желающих начать собственное дело. Реализация проекта «Малый бизнес» поможет создать дополнительные рабочие места и увеличить долю налоговых поступлений.
Несмотря на проводимые меры в области занятости населения, в период мирового финансового кризиса в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа безработных (Приложение. Таблица№5).
Особое внимание при рассмотрении моделей социальной политики европейских стран следует обратить на социальную инфраструктуру. В западных странах в составе социальной инфраструктуры сложились и функционируют, как правило, три системы государственного обеспечения: социальное страхование, государственное вспомоществование и система «универсального обеспечения». Они создаются главным образом за счет различного рода налогов и выплат из заработной платы (сами работники через налоги уплачивают, например, до 50% сумм страховых фондов). В России же на сегодняшний день из заработной платы трудящихся удерживается лишь подоходный налог в размере 13%. Основное бремя налогов (Единый социальный налог) и страховых взносов от несчастных случаев на производстве ложится на предприятия в размере 26-30% от фонда оплаты труда. Реформа налоговой системы Российской федерации позволила бы более справедливое перераспределение доходов.
В Европе наиболее распространена система социального страхования, по которой страховые взносы обязательно удерживаются из заработной платы работников, а право на пенсию или пособие (при наличии необходимого страхового стажа, возраста) предоставляются независимо от материального положения семьи застрахованного. Главным видом социального страхования являются пенсии по старости и, как правило, составляют 25-40% заработка. В России пенсионная система так же требует к себе особо пристального внимания. Необходимо предоставить достойные пенсии для людей старшего возраста – ведь для них это практически единственная форма дохода. Для трудящихся на сегодняшний день так же необходимо поднять ставки по страхованию. Если сегодня предприятие платит за сотрудника 2% в накопительную часть и 12% в страховую часть пенсионного фонда, то говорить в будущем о размере пенсии 25-40% от заработка не приходится.
Пенсионный фонд РФ ввел новую программу для трудящихся граждан: при добровольном внесении на накопительную часть денежных средств застрахованным, государство вдвое удваивает эту сумму. Данная программа призвана привлечь дополнительные средства в Пенсионный фонд РФ, а так же повысить интерес трудоспособного населения к будущим пенсионным начислениям. Как недостаток, можно отметить, недостаток информации в СМИ о проводимой программе.
В этой связи можно выделить и такую проблему, связанную с пенсионным обеспечением, - как недоверие населения к пенсионным фондам. Реформы начала 90-х годов прошлого столетия, обесценивание накоплений старшего поколения отложили негативный отпечаток в сознании большинства людей. Трудящиеся опасаются, что уплаченные страховые взносы сегодня в будущем будут иметь ту же денежную ценность. Отсюда и возникает проблема «зарплаты в конвертах» - считается лучше получить зарплату без учета налогов и вложить в какую-либо собственность. Государству необходимо провести ряд реформ в пенсионной системе, которые гарантируют в будущем сохранность сбережений, проводить агитационные мероприятия, социальную рекламу с разъяснением необходимости легализации доходов.
Важной проблемой в России является рост неравенства полов. Один из самых драматичных знаков растущей дискриминации женщин – их выход из общественной жизни и процесса принятия политических и экономических решений (Таблица №3). На сегодняшний день сложилась такая тенденция, что в вакансиях на руководящие посты (директора, управленцы) требуются именно мужчины.
Таблица №3
Численность занятых по полу и занятиям в 2008 г.
(на конец ноября, тыс.чел.)
Всего | В том числе | ||
Мужчины | Женщины | ||
Занятые в экономике – всего | 70603 | 35869 | 34734 |
в том числе: | |||
Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций | 4964 | 3127 | 1837 |
Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности | 4537 | 1428 | 3110 |
Одиноким женщинам и матерям-одиночкам трудно или вообще невозможно получить кредиты на приобретение жилья, так как ставиться под сомнение платежеспособность женщины на случай родов или болезни ребенка. Так же можно отметить неравенство между заработной платой у мужчин и женщин за одну и ту же работу. В связи с этим существует насущная необходимость в обширной информации для выявления степени неравенства в социальной, экономической и политической сферах. Используя эту информацию, государство должно играть активную роль в обеспечении для всех граждан, независимо от пола, этнического происхождения, религии и других признаков, равных возможностей для развития. Использование опыта европейских стран в решении вопросов, связанных с различного вида дискриминациями, позволит принять специальные меры, направленные на поддержку женщин.
Особый интерес вызывает такая мало развитая в России практика как поддержка семьи. Обеспечение государством выражается только в предоставлении пособий по беременности и родам, налоговым льготам (вычетам) по подоходному налогу, а так же предоставление помощи многодетным семьям и семьям с приемными детьми. На примере Германии видно, какая многосторонняя поддержка может оказываться семьям. Конечно, в России, с ее огромной территорией и большим различием уровня жизни населения, делением регионов на так называемые «бедные» и «богатые», трудно разработать точные и одинаковые для всех размеры денежных субсидий, необходимых для поддержания достойного уровня жизни детей и семьи в целом, независимо от состава семьи и количества детей в ней. Например, в сельской местности этот показатель будет меньше, чем в мегаполисе. Поэтому планомерное улучшение социальной политики по поддержке семьи необходимо начать с самых социально незащищенных семей или малообеспеченных (неполные семьи, семьи студентов и т.п.). Такая помощь может быть выражена как в денежном выражении, так и в конкретно-целевом назначении (приобретение техники, товаров длительного потребления) и носить не единовременный характер.
В России с 1 января 2007 вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго и последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала. В 2009 году размер материнского капитала составил 299 731 рубль.
Данная мера государственной поддержки уже благотворно отразилась на повышении рождаемости в стране (Приложение. Таблица №4). Таким образом, если государство и дальше будет проводить и совершенствовать систему поддержки семьи, это положительно скажется на общем социальном настроении и развитии общества.
Европейский опыт свидетельствует о том, что могут быть созданы эффективные механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых не может определяться рыночными отношениями.
В этой связи, отдельно можно выделить проведение в России национальных проектов, направленных на развитие многих социальных отраслей. На сегодняшний день реализуются такие как, национальный проект «Здоровье», национальный проект «Образование». Открытие новых медицинских и учебных заведений, приобретение или переоснащение новейшим оборудованием, повышение заработной платы работников данных отраслей – главные задачи, которые призваны решать проекты.
Заключение
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие заключения: регулирование социальной дифференциации – одна из сложнейших проблем социального управления в современном обществе. Конечно, нет ничего плохого в опережающем росте доходов отдельных слоев общества, но экономические преобразования должны стать выгодны всем социальным субъектам, содержать в себе реализацию общих интересов. Наличие хорошо продуманной социальной политики государства позволяет избежать многих социальных проблем, вызванных экономическими реформами в стране.
Поэтому можно так обозначить главную задачу социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны. Каждый гражданин должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу с его стороны должны ощущать не только бедные, но и вполне благополучные группы населения – так называемый «средний класс», тем более что роль последних в экономическом развитии страны определяющая.
Только имея поддержку и доверие общества, государство может успешно реализовывать свою политику, как экономическую, так и социальную, и иметь право называться социальным государством. Социальное государство стоит как бы на трех китах: социальная справедливость, социальная ответственность и социальное партнерство. Внедрение этих идей и их реализация во многом зависят от наличия гражданского общества в стране и уровня его развития. Социальная ответственность государства – это выработка и реализация социального законодательства, обеспечивающего надежную социальную защиту граждан.
Реализация программ по основным направлениям социальной политики – развитие образования, охрана здоровья, проведение активной политики на рынке труда, обеспечение достойного уровня жизни малообеспеченных слоев общества и т.д. – приоритетное направление в социально ориентированном государстве.
Именно новая социальная модель, спроектированная с учетом опыта самых развитых стран и учитывающая специфику России, способна обеспечить поступательный экономический рост и постоянное улучшение условий граждан жизни и труда. Это предполагает полную занятость, создание качественных рабочих мест, равенство шансов, социальную защиту для каждого, участие граждан в принятии всех решений, которые их касаются. Социальный диалог, коллективные переговоры и защиты трудящихся являются решающими факторами для продвижения инноваций, повышения производительности труда и повышения конкурентоспособности экономики.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. Политика эффективной занятости является более рациональной и социально направленной. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должна играть государственная служба занятости. Она должна прогнозировать процессы, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы подготовки и переподготовки рабочих кадров, с целью создания более квалифицированной и мобильной рабочей силы.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации. Европейский опыт подтверждает, что система социального страхования – один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. Он призван обеспечить материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и т.п. Размер выплат по социальному страхованию зависит от объема индивидуальных взносов, т.е. от предварительного вклада застрахованного. Тем самым принцип страхования в западных странах в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности.
В России на сегодняшний день продолжаются поиски путей совершенствования механизмов рыночного хозяйствования и социального регулирования, проводятся налоговые реформы. Становление рыночной экономики – очень сложный и длительный процесс. В этой связи особо важно глубоко анализировать имеющийся мировой опыт, изучать уже полученные в России результаты реформирования социальной сферы, корректировать слабые или наращивать позитивные сдвиги.
Список использованной литературы
I. Сборники научных трудов
Сурнин, В.С. Основные проблемы социально – экономического развития региона: теория и практика (на примере Кемеровской области) [Текст]/ В.С. Сурнин, В.Б. Скирневская, В.Г. Коняхин, Е.О. Тарасов. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2008. – 198 с.
II. Книжные издания
Дынкин, А.А. Мировая экономика: прогноз до 2020 года [Текст] / под ред. акад. А.А. Дынкина // ИМЭМО РАН.- М.: Магистр, 2007. – 429 с.
Каргалова, М.В. Опыт становления Европейской социальной модели в контексте повышения эффективности социальной политики в России [Текст]/
Каргалова М.В., Канунников А.А., Федоров С.М., Чалова И.Д.- М.: Институт Европы РАН, 2007. – 81 с.
Микульский, К.И. Социально-экономические модели (из мирового опыта) [Текст] / Междунар.ассоциация акад.наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 911 с.
Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики [Текст] / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004.- 216 с.
III Учебные издания
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Юрайт-М, 2000. – 384 с.
Видяпин, В.И. Экономическая теория (политэкономия) [Текст]: Учебник/ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.
Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах [Текст]: учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп./ Ермасова Н.Б. – М.: Высшее образование, 2008. – 516 с.
Панкова, Л.Н. Система государственного и муниципального управления [Текст]: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
IV. Статьи
Колодко, Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах [Текст] / Колодко Г. // Вопросы экономики. – 1999.- №1. – С.63-69.
Люблинский, В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран [Текст] / В.В. Люблинский // Полис. –2008. - №6. – С.130-146.
Лыгина, Н. Социально-экономическая политика и интересы социальных страт. Социальные страты и реализация их экономических интересов [Текст] / Н.И. Лыгина, О.В. Рудакова // Управление персоналом. – 2009. - №3. С.7-12.
Макинтайр, Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов [Текст] /Р.Макинтайр// Проблемы прогнозирования. – 2002. - №2.
Петросян, Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты [Текст] / Д.Петросян // Вопросы экономики. – 2008.- №2. – С.59-67
Юнгблюд, Д. Социальные системы стран Западной Европы [Текст] / Д. Юнгблюд // Общество и экономика.- 2008. - №9. – С.125-146.
V. Интернет-ресурсы
Медведев, Д. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию от 05.11.2008г. [электронный ресурс] / Д.А.Медведев // http: // www.kreml.org /
Госкомстат РФ [электронный ресурс] / http://www.gks.ru
Приложение 1
Таблица №2
Структура доходов и расходов государственного бюджета Германии в 2005-2007 гг., в млрд. евро
Доходы и расходы государства | 2005 | 2006 | 2007 |
Доходы, всего | 976,18 | 1016,37 | 1065,93 |
Налоги | 493,16 | 530,54 | 576,30 |
Взносы на социальное страхование | 396,46 | 399,85 | 399,87 |
Прочие доходы | 86,56 | 85,98 | 89,76 |
Расходы, всего | 1050,23 | 1051,99 | 1069,88 |
Социальная помощь (в денежном выражении) | 429,61 | 426,17 | 418,37 |
Социальная помощь (в неденежном выражении) | 167,54 | 171,75 | 178,31 |
Вознаграждение гос.служащих | 168,68 | 167,45 | 167,95 |
Расходы на здравоохранение и оборону | 95,31 | 97,94 | 101,92 |
Дотации | 27,33 | 26,71 | 27,09 |
Прочие расходы | 161,76 | 161,97 | 176,24 |
Сальдо | - 74,05 | - 35,62 | -3,95 |
ВВП | 2243,2 | 2321,5 | 2422,9 |
Дефицит бюджета в % от ВВП | - 3,30% | - 1,53% | - 0,16% |
Таблица №4
Общие коэффициенты естественного движения населения
Годы | На 1000 человек населения | ||
родившихся | умерших | Естественный прирост, убыль(-) | |
2006 | 10,4 | 15,2 | -4,8 |
2007 | 11,3 | 14,6 | -3,3 |
2008 | 12,1 | 14,7 | -2,6 |
Таблица №5
Динамика основных социально-экономических показателей (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
1995 | 2000 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Среднегодовая численность занятых в экономике | 97,4 | 100,6 | 100,6 | 100,9 | 100,6 |
Численность безработных, зарегистрированных в гос. учреждениях службы занятости (на конец) | 142,2 | 82,1 | 95,2 | 89,2 | 98,0 |
Численность пенсионеров (на конец) | 101,3 | 100,1 | 100 | 100,4 | 100,3 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий | 80,5 | 128 | 113,3 | 117,2 | 110,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 85,0 | 112,0 | 113,5 | 112,1 | 102,9 |
ВВП | 95,9 | 110,0 | 107,7 | 108,1 | 105,6 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике | в 2,6 | 170,1 | 175,7 | 111,8 | 69,2 |
Социальная политика и её основные направления
Средние величины и показатели вариации
Статистика оборотных средств
Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры
Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг
Суспільне виробництво
Сущность и методы статистического наблюдения
Технико-экономические показатели работы предприятия
Технико-экономические факторы производства
Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.