курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
1.1 Группы семей с точки зрения способности решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы
1.2 Объекты социальной поддержки
1.3 Особенности программ социальной поддержки
2 СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ
2.1 Особенности социальной помощи молодым семьям в наше время
2.2 Предложения относительно предоставления молодым семьям разных видов помощи
2.3 Основные причины, по которым молодая супружеская пара отодвигает рождение первого ребёнка на будущее
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Семейная политика имеет своей целью укрепление семьи как социального института. Эта цель носит фундаментальный, долговременный характер.
Однако возродить и укрепить семью как социальный институт возможно, лишь помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, оказывая им поддержку в их усилиях справиться с неизбежно возникающими в их жизни проблемными ситуациями. В этой главе речь как раз и пойдет о том, как общество, государство могут помочь семьям преодолеть те или иные трудности, с которыми они могут встретиться на своем жизненном пути. Эта сторона деятельности общества, государства описывается понятиями "социальная поддержка семей", "социальная роботи с семьями".
Социальная поддержка молодых семей — это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.
Социальная же работа с молодыми семьями — это деятельность, которая реализует эту социальную поддержку.
На всем протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с самыми разнообразными проблемами, может оказаться и неизбежно оказывается в тех или иных ситуациях, порождающих напряжения, стрессы и оказывающих то или иное, положительное или отрицательное воздействие на семью и на ее судьбу.
Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и происхождение.
Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое "нормальное", "естественное" событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменения в семье или ее структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.
Для характеристики таких проблемных ситуаций, порождаемых саморазвитием семьи, переходом с одной стадии ее жизненного цикла на другую, американская исследовательница Рона Рапопорт в 1963 г. ввела понятие "нормативного стресса", или "нормального кризиса". Она отмечала, что в нормальном развитии семьи существуют некие моменты, названные ею "точками необратимости" ("Points-of-no-return"), которые являются границами между стадиями жизненного цикла и которые имеют критическое значение для развития семьи в том смысле, что они ведут или к разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему разрушению семьи. По мнению Р. Рапопорт, "способ, которым разрешается и купируется этот нормальный кризис, определяет и его результаты, идет ли речь о душевном здоровье индивидов, или о сплоченности семьи и семейных взаимоотношениях".
Необходимо подчеркнуть, что эти нормативные кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры — как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой (родственниками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и т.д.). В эти моменты семья как бы утрачивает адекватность и оказывается перед необходимостью новой самоидентификации себя как целостности, смены старой модели семейной организации на новую. Причем "новое равновесие должно установиться в семье в пределах ее возможностей".
Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье, порождаются не ее собственным развитием, а или случайными по отношению к нему семейными событиями типа болезни, преждевременной смерти, длительной разлуки, развода, потери работы, тюремного заключения, которые могут произойти в семье, или "внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать"4 (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, безработица, военные действия и т.д. и т.п.).
С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы все семьи могут быть разделены на три группы:
— семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
— семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.);
— семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.
Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное содержание ее, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к каждому из указанных типов. Как указывает Джилл Г. Барнз, семьи первого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных (хотя и не вытекающих из внутреннего саморазвития семьи) ситуаций, таких, как "несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами". Более того, внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступать даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.
Семьи второго типа, может быть, в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их "закрытости" для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, как бы "взрывающих" границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.д.
Семьи третьего типа, имеющие хаотическую структуру внутреннего и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.
В целом можно утверждать, что объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все и не любые семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними лишь с большим и чрезмерным напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах.
Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую "среднюю семью", относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределенные предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определенной стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы. Следовательно, социальная поддержка — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности.
В общем плане очевидно, что все проблемы, с которыми сталкивается или может столкнуться семья, могут быть условно разделены на вполне обозримый и ограниченный набор групп. Все семьи на любых стадиях своего жизненного цикла сталкиваются, например, с экономическими проблемами, с проблемами социальными, медицинскими, психологическими, юридическими, образовательными и т.д.
Скажем, для молодой семьи чаще всего типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения и разрешения конфликтных ситуаций. Для молодой семьи характерным является и наличие специфических медицинских проблем (незапланированная беременность, подбор подходящей контрацепции, пониженная плодовитость, болезни детей и т.п.). Супруги в таких семьях могут испытывать трудности с продолжением образования, профессиональным ростом и пр.
Аналогичный набор проблем и стрессовых ситуаций различного характера можно составить для любой стадии жизненного цикла семьи. И это только нормативные кризисы. Проблемы же и стрессы, порождаемые внесемейными факторами, еще более разнообразны.
Социальная поддержка семей должна реализовываться в программах, имеющих соответствующую направленность. Кроме того, программы социальной поддержки должны учитывать специфические потребности некоторых специальных групп семей. Надо также иметь в виду необходимость различать программы, ориентированные на собственно социальную поддержку семей, и программы, преследующие совсем иные цели, особенно когда и там, и там применяются одни и те же по форме методы и средства. Например, такие программы, как пособия на детей или программы планирования семьи, которые, по существу, направлены на манипулирование показателями рождаемости.
Соответственно сказанному социальная поддержка семей реализуется через экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы, а также через программы, ориентированные на семьи со специфическими нуждами.
Нормальное функционирование молодой семьи в системе социальной структуры нашего общества настолько усложнилось, что современная семья не в состоянии выполнить важнейшие свои функции – рождение, материальное содержание и родительское воспитание детей.
В современных дестабилизированных условиях жизни первоочередного значения приобретают те средства социальной защиты, которые касаются материальных условий жизни семей. Именно поэтому обеспечение необходимого прожиточного уровня молодёжи, молодых семей, улучшения их жилых условий принадлежит к приоритетным направлениям молодежной и всей социальной политики общества.
Существующая система социальной защиты молодой семьи, материнства и детства "не успевает" за инфляционными процессами и не решает проблем обнищания молодых семей, в особенности тех, в которых воспитываются дети. Поскольку минимальная заработная плата остается заниженной, размеры материальной помощи молодым и многодетным семьям плачевно маленькие, символические и часто даже не покрывают общественно-полезного времени, израсходованного на собирание справок для получения такой помощи. Спешной является потребность просмотра Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части о материальной помощи, обеспечение выплат в соответствие только к минимальному прожиточному уровню, а не других, довольно символических выплат.
Требование повышения материального уровня жизнь молодых семей абсолютно не является потребительской позицией, поскольку молодежь во многих случаях не способна конкурировать с более старшими и опытными поколениями населения.
К сожалению, одно из наиболее действенных мероприятий социальной защиты молодых семей – кредитирование, которые декларировано Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (статья 10), к сегодня не работает.
Таблица 2.1
Мысль молодых супружеских пар относительно видов социальной помощи молодым семьям, в %
Виды помощи | Общий массив | Ранг | Женщины | Мужчины |
1 Увеличение размеров помощи на детей для малообеспеченных семей | 51,5 | 4 | 53,3 | 49,8 |
2. Предоставление молодым семьям дополнительных льгот, кредитов для улучшения жилищных условий | 84,5 | 1 | 84,0 | 85,0 |
3. Расширение и улучшение работы сети дошкольных организаций (детских садов, ясель) | 28,5 | 7 | 28,7 | 28,3 |
4. Сокращение рабочего дня или рабочей недели для родителей | 32,6 | 5 | 37,2 | 28,0 |
5. Предоставление кредитов на обзаведение домашним хозяйством (предметы долгосрочного пользования) | 59,3 | 2 | 58,9 | 59,8 |
6. Разовая материальная помощь малообеспеченным семьям | 18,9 | 8 | 19,2 | 18,6 |
7. Предоставление земельных участков и кредитов для ведения собственного хозяйства | 31,3 | 6 | 29,7 | 32,9 |
8. Иметь возможность оздоравливать себя и членов своей семьи | 58,7 | 3 | 60,6 | 56,9 |
Подавляющее большинство респондентов считает, что наиболее эффективные те мероприятия поддержки молодой семьи, которые предусматривает статья 10 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развития молодежи в Украине". Ответы респондентов не имеют сильного различия в зависимости от пола. Мужчины и жены одинаково относятся к предложенным вариантам помощи молодой семье.
В особенности важно подчеркнуть, что значительная корреляция ответов молодых супружеских пар обусловленная маленьким опытом супружеской жизни, а также высоким эмоциональным состоянием опрошенных, поскольку свадебный марш Мендельсона для многих только что проиграл.
Необходимо подчеркнуть, что, по результатам опроса, молодые семьи, во всяком случае недавно созданные, не считают необходимой и не рассчитывают в значительной степени на государственные материальные дотации, которые не надо возвращать. Даже такое популярное в недалеком прошлом предложение, как сокращение рабочего дня и рабочей недели молодым родителям, нашло поддержку только в 18,9% опрошенных. Очевидно, понимание того, что распространение льгот относительно занятости молодых матерей приведет к еще большему ухудшению их положения на рынке работы, приобретает более широкое распространение.
Таким образом, надежды на государственную помощь у молодых семей в последнее время значительно уменьшились, и, соответственно, выросшая ориентация на собственные силы и родительскую помощь в обеспечении будущего своей семьи.
Вместе с тем, в ответах на вопрос относительно видов помощи молодым семьям четко прослеживается материальная направленность. К сожалению, ни один из респондентов не обозначил никаких других видов помощи: ни информационной, ни психологической, ни медицинской и т.п.
Таким образом, потребности молодых семей в разных видах медико-социальной помощи в этом исследовании оказались скрытыми.
В сентябре 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Украины была принята Национальная программа планирования семьи. Однако предусмотренные программой мероприятия не являются достаточными для решения проблем обеспечения каждой семьи желательного количества здоровых детей.
Как и в предыдущие времена, усилия медицинских, социальных, молодежных, юридических и других работников остаются разграниченными. Не существует в Украине государственного учреждения, которое бы объединяло и координировала усилие этих специалистов в решении проблем планирования семьи.
Молодое супружество не имеет информации и помощи со стороны специалистов относительно решения комплекса "нематериальных" семейных проблем. Низкий уровень семейной культуры, в широком понимании, даже не приводит молодоженов к пониманию необходимости посторонней "внесемейной" медико-социальной помощи. Во многом молодёжь ищут совета у друзей, родителей, но не у специалистов.
Такая ситуация во многом возникает "благодаря" значительной формализации и безэмоциональности работы отделов регистрации гражданских состояний, где молодожены впервые легализируют свои семейные намерения и впервые должны быть восприняты как будущая молодая семья.
Формальной является работа органов юстиции относительно разрыва брака. Они имеют чрезвычайно ограниченный диапазон средств решения семейных проблем – лишь предлагают супружеству "время на обдумывание". Фактически это есть ни чем другим, как фальсификацией требований Кодекса Украины о браке и семье. Ведь конфликтные семьи в это слишком трудное для них время не получают никакой специализированной помощи. Даже тогда, когда рассматривается в судебной инстанции заявление о разводе, разрыве брака происходит без выводов психологов и других специалистов.
Юридические инстанции все же приводят статистику примирения супружеских пар, когда на каком-то этапе "обдумывания" супружества забирает заявление на развод. К сожалению, они не имеют информации относительно количества тех супружеских паров, которые, забрав заявления о разводе, спустя некоторое время подают их снова, но уже при условии более глубокого семейного конфликта.
В подобных медико-социальных услугах испытывают потребность не только те семьи, которые находятся на границе развода, но и те, что ощущают напряжение в супружеских отношениях и не знают путей выхода с затруднительного психологического состояния.
К сожалению, кроме осознания существующих проблем, перемен к лучшему не происходит.
Некоторые предложения относительно предоставления молодым семьям разных видов помощи:
· необходимо срочно внести изменения в Закон Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части про помощи:
· по беременности и родам;
· при рождении ребенка;
· по уходу за ребенком;
· просмотреть действие статьи 57 Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части: "Если во время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком рождается следующий ребенок, государственную помощь по уходу за детьми увеличивать с момента рождения следующего ребенка кратно количества детей в возрасте до трех лет";
· внести изменения в Кодекс Украины о браке и семье относительно согласования статьи об алиментных обязательствах с экономическими реалиями;
· вышеупомянутые Законы необходимо привести в соотношение с уровнем минимального прожиточного уровня;
· социальные и финансовые льготы молодым семьям, которые предусмотренные Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", находят поддержку основной массы опрошенных в разных областях и являются социально-необходимыми.
Таким образом, номинальное украинское законодательство предусматривает целый ряд социально-необходимых льгот для молодой семьи. Введения их в реальную практику даст существенные положительные последствия относительно улучшения демографической ситуации в стране и уменьшит количество разводов, а затем, и неполных семей.
В современных затруднительных экономических условиях практически каждая вторая супружеская пара отодвигает рождение первого ребенка на будущее, более благоприятное с экономической точки зрения времени. Сегодняшние исследования свидетельствуют о том, что четкой зависимости в возрасте по этому поводу нет, и тенденция отодвижения рождения первого ребенка распространился даже на более "взрослых" молодоженов - 25-28 лет, несмотря на то, что за медицинскими советами наиболее благоприятное время для рождения первенца 20-25 лет.
Наиболее влиятельными причинами, из-за который молодожены отодвигают рождение ребенка, является желание пожить для себя, отсутствие денег, плохие жилищные условия, то есть в основном социально-экономические проблемы.
Среди причин, которые играют решающее и значительное влияние на будущее молодой семьи, молодожены определили: рост цен, угрозу безработицы, экологическую ситуацию.
Отсутствие комплексного подхода к решению проблем планирования семьи привело к такой ситуации в стране, когда искусственное прерывание беременности стало основным методом регулирования рождаемости. В Украине, по данным Министерства здравоохранения каждый год регистрируется почти 900 тысяч абортов, которые уже много лет в 1,5-2 разы превышает количество родов.
За материалами исследования, за время, которое прошло после регистрации брака, 3,2% опрошенных женщин прибегали к искусственному прерыванию беременности уже после брака, 6,1% отказались отвечать на этот вопрос, 87,5% не делали аборты.
Основными причинами распространения "нежелательной" беременности является преобладание традиционных малоэффективных средств контрацепции и крайне недостаточный их ассортимент, отсутствие системы полового воспитания и сексуального образования население.
Существующая в Украине система социальной защиты молодой семьи, материнства и детства "не успевает" за инфляционными процессами и не решает проблем обнищания молодых семей, в особенности тех, в которых воспитываются дети. Поскольку минимальная заработная плата остается заниженной, размеры материальной помощи молодым и многодетным семьям являются плачевно маленькими, символическими и часто даже не покрывают общественно-полезного времени, израсходованного на собирание справок для получения такой помощи. Спешной есть потребность просмотра Закона Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части приведения выплат в соответствие к минимальному прожиточному уровню.
Выполнять свои социальные функции молодая семья часто просто не может. Низкий уровень жизни, острые проблемы с жильем, невозможность заработать деньги для существования обескровливают семьи.
Для полноценного выполнения семьей ее воспитательных функций необходимо изменить положение женщины-матери в украинском обществе, создать необходимые условия для выполнения женщиной нескольких социальных ролей. Широкое применение для женщины-матери неполного рабочего дня, гибких графиков не должно сопровождаться сокращением заработной платы.
Во-вторых, это создание таких механизмов социальной политики государства и общества, которые действительно оказывали содействие бы экономическому, социальному и психологическому положению молодой семьи, сдерживали бы ухудшения демографической ситуации, оптимизировали систему социальных служб защиты семьи.
Сегодня в Украине молодая семья с детьми социально не защищенная. А обеспечить нормальное воспроизведение населения может только молодая семья. Если ее положение не изменится на лучше, то следует ожидать резкого постарения населения страны, диспропорций на брачном рынке, уменьшения количества и качества трудовых ресурсов и, даже, депопуляции нации.
В-третьих, для молодой семьи важными есть: формирования ее статусных и ролевых признаков, стабилизация семейного общения, определения современной иерархии ценностей и жизненных потребностей молодых семей.
В-четвертых, отдельный круг вопросов составляют проблемы юридической защиты интересов семьи в Украине, обеспечения гражданских прав членов семьи и в особенности детей.
Необходимо активизировать работу над такими законодательными актами, которые оказывали бы содействие созданию условий для укрепления семьи как социального института, повышению ее престижа, расширению прав семьи в организации разнообразной хозяйственной и социальной деятельности.
В-пятых, это комплекс медико-генетических, биологических и психологических проблем, социального и физического здоровья семьи. Среди приоритетных здесь надо выделить круг вопросов относительно планирования семьи и профилактики нарушений ее репродуктивной функции, охраны сексуального здоровья семьи, профилактики невротических разладов у детей и взрослых.
В конце концов, в-шестых, проблемы молодой семьи, как и семьи вообще, должны рассматриваться сквозь призму духовности: возрождения традиций и культурных ценностей семьи, сохранение этических норм и стандартов как в семейной, так и в общественной коммуникации. Семья в современных условиях остается почти единой структурой, способной выполнять функции "психологического хранилища", этико-психологической поддержки человека. Следует признать, что важнейшая функция семьи в условиях борьбы за выживание – это сохранение родственных ценностей и формирование исторического сознания человека. Именно социально-исторические традиции и наследование культурного опыта цементируют семейные связи, а создание духовного климата в семье может продвинуть ее к состоянию внутренней гармонии и согласия.
Таким образом, семья как общественный институт украинского общества требует неотложной юридической и практической помощи.
Министерству образования Украины следовало бы предусмотреть внедрение в границах концепции гуманитаризации образования самостоятельные курсы из социологии семьи. Ведь студенческие года для молодежи – это не только время избрания профессии и получения образования. Знания в области этики и психологии семейной жизни молодым людям не менее нужны, чем специальные, а иногда и больше. Учитывая это, следовало бы просмотреть рабочие программы гуманитарных циклов и ввести в них изучения социологии семьи.
1. Молодая семья Украины. – К., 1996 г.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996 г.
3. Холстова Е.И. Теория социальной работы. – М., 1999 г.
4. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. – М., 1994 г.
5. Волков А.Г. Семья – объект демографии. – М., 1986 г.
СОДЕРЖАНИЕ 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 1.1 Группы семей с точки зрения способности решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы 1.2 Объекты социальной поддержки 1.3 Особенности программ социальной подде
Социальная работа с неполными семьями
Социальная работа с пожилыми
Обґрунтування ролі соціального капіталу у формуванні засад концепції людського розвитку на прикладі Полтавської області
Управление социальной сферой
Охрана здоровья и медицинское обеспечение населения – обязанность государства
Система ГиМУ
Социальное сиротство
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат
Современная семья
Социальные общности и социальные различия
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.