курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов
Темпы роста социально-экономического развития города позволяют в наращиваемых объемах вести жилищное и культурно-бытовое строительство. Правительством Москвы разработаны и утверждены крупномасштабные программы во всех отраслях экономики: Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма, Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения. В соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра, строительство Третьего транспортного кольца, реконструкции пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения и другие.
Для определения основных макроэкономических показателей разработаны Предпосылки социально-экономического развития столицы. Они включают в себя индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — среднюю арифметическую индексов (индекаторов) условий образования, доходов (валовой региональный продукт) и продолжительности жизни. Этот показатель, повысившийся в результате роста валового регионального продукта, соответствует ИРЧП в зарубежных государствах со средним уровнем экономического развития. Генпланом на перспективу намечено довести его до уровня стран с высокими показателями.
В 2020 году предполагается: достижение валового регионального продукта на душу населения, сложившегося в развитых странах (25 тыс. долл./чел.); стабилизация численности постоянного населения Москвы на уровне 8,6 — 9,0 млн.чел. (сейчас — 8,5 млн. чел.); увеличение средней продолжительности жизни населения с 68 до 70—78 лет; снижение уровня смертности (в том числе младенческой) с 14,7% (13 — на 1000 родившихся) до западноевропейских стандартов — 8—11% (младенческой до 6—7%); повышение рождаемости с 7,8 до 9,0%, регулирование миграционного прироста населения (50—60 тыс. чел. в год) и временного населения (2,6 —3,2 млн. чел.).
Результаты социально-экономического развития Москвы с момента разработки Генплана подтвердили точность расчета основных макроэкономических показателей, дающих возможность ожидать рост годового значения ВРП за 2000—2020 годы почти в 4 раза. Однако последствия финансового кризиса сильно скорректировали прогнозные оценки в сторону уменьшения душевого ВРП (реально эта цифра к 2020 году при численности 8,2 млн. чел. составит всего 7,0 тыс.долл. на человека в год, что в 3,5 раза ниже душевого потребления в США в настоящее время).
Чем большая доля ВРП в виде капитальных вложений будет направлена на выполнение Городского заказа по поддержанию и развитию инфраструктуры Москвы (социальной, инженерной, транспортной, инвестиционно-строительной и институциональной), тем выше эффективность экономики города. Общие годовые объемы капитальных вложений к 2020 году возрастут более чем в 3 раза и достигнут 430 млрд.руб. (в ценах 2000 года).Еще одна составляющая ИРЧП — индекс образования в настоящее время в Москве значительно выше, чем в среднем по стране, и на уровне большинства столиц экономически развитых государств. Это не снимает задачи повышения качества образования в городе, но в большей степени рост ИРЧП в перспективе находится в зависимости от роста ВРП (повышение доходов населения, развитие социальной инфраструктуры, в конечном счете — увеличение продолжительности жизни).
Максимально возможное раскрытие совокупного потенциала (человеческого, научно-технического, экономического, финансового, инвестиционного) в производстве ВРП определено как важнейшая задача реализации Генплана Москвы. ВРП является результатом функционирования трех взаимосвязанных сфер экономики (социальной, производственной, коммерческо-деловой). Раскрытие совокупного потенциала зависит не только от величины капиталовложений, но и от многих мер, принимаемых в области управления, законотворчества, хозяйственной инициативы и дисциплины. Необходимо определять «узкие места», проводить целенаправленное, адресное и первоочередное инвестирование отраслей и сегментов хозяйственной деятельности, стимулирующих увеличение совокупного спроса.
Факторами роста ВРП являются важнейшие макроэкономические показатели: формирование и использование трудовых ресурсов, денежных доходов населения; развитие реального сектора экономики, социальной сферы; необходимые объемы и структура финансовых средств и инвестиций. В процессе реализации социально-экономических предпосылок они детализируются и конкретизируются по отраслям и сферам городского хозяйства. Причем важны не столько количественные параметры роста, сколько качественные структурные преобразования. Так, на первый план в инвестиционной сфере вместо традиционного наращивания централизованных капиталовложений выдвигаются поддержание жизнеобеспеченности города на уровне гарантированной безопасности, ликвидация отставания в развитии сфер жизнедеятельности и приоритетное развитие коммерчески выгодных отраслей и сфер экономики. В социальной сфере — существенное увеличение в структуре ВРП потребления отечественных товаров и услуг, значительный рост доходов и заработной платы.
В Генеральном плане были разработаны предложения по развитию социальной и коммерческо-деловой сферы. К 2020 году намечено увеличить объем социальной сферы в 1,6 раза и коммерческо-деловой в 7 раз; обосновано достижение нормативного местного уровня обслуживания населения по районам города при увеличении его объема в 1,4 раза. Анализ реализации предложений Генплана за прошедший период показывает, что социально-экономическое развитие столицы не всегда совпадает с намеченным градостроительным сценарием.
Несмотря на ввод детских дошкольных учреждений в новых районах города, в целом по городу происходит сокращение их количества и численности детей в них (2001 г. — 2241 детских дошкольных учреждений на 300,8 тыс. мест, детей в них — 228,8 тыс, в 1997 г. — 350 тыс.мест с учетом ведомственной сети). Эта тенденция идет вразрез с намеченным по Генплану ростом числа детских дошкольных учреждений и их общей площади на 30—40%. За 1990-е годы обеспеченность детей дошкольными учреждениями увеличилась более чем на треть, особенно с 1998 года (на 1000 детей в возрасте 1 — 6 лет мест в детских дошкольных учреждениях в начале 1993 г. — 596, в 1998 г. — 628, 2000 г. — 791), охват детей этого возраста постоянными дошкольными учреждениями составил 60% от общей численности.
Количество государственных общеобразовательных школ — 1547 (в 1997 г. — 1505), негосударственных — 119. Наблюдается тенденция сокращения общего числа учащихся (в 1997 г. — 1058 тыс., 2001 г. — 997,5 тыс.), особенно в государственных школах. В негосударственных гимназиях, лицеях, колледжах число учащихся растет. Для обеспечения качественного уровня образования к расчетному сроку требуется до нормативной потребности довести строительство школ как в новых, так и в реконструируемых районах города, а также увеличить общую площадь зданий, разуплотнить классы.
Амбулаторно-поликлинических учреждений в 1997 году было 728, в 2001-м — 739 (мощность сети — 308,7 тыс. посещений в смену), но остается проблема модернизации этого фонда, его разуплотнения для снижения мощности сети на 10—20%. Обеспеченность москвичей амбулаторно-клиническими учреждениями за 1990-е годы увеличилась почти на 10%. Что и намечается в Генплане за счет нового строительства и реконструкции амбулаторно-поликлинических, компенсационного строительства и модернизации больничных учреждений. Генплан предполагает увеличение сети объектов здравоохранения на 20%.Нужно ликвидировать и значительное отставание в развитии объектов культуры и спорта, в формировании местной сети обслуживания в жилых районах. Намечено увеличение капвложений в городские программы строительства аквапарков, горнолыжных склонов, спортзалов, крупных плавательных бассейнов, спортивно-физкультурных оздоровительных центров.
В отличие от комплекса объектов социальной сферы строительство объектов коммерческо-деловой сферы проводится интенсивно и высокими темпами. Увеличивается обеспеченность населения магазинами и предприятиями общественного питания, торговая площадь возросла с 2,3 млн.м2 (1997 г.) до 3,06 млн.м2 (2001 г.). Свыше 17% розничного товарооборота торгующих организаций приходится на предприятия частной и других негосударственных форм собственности. За 1990-е годы в Москве увеличились почти на четверть число предприятий гостиничного типа, на 50% — их общая (полезная) площадь и почти на пятую часть — их единовременная вместимость. Проведение модернизации и реконструкции сети гостиниц определяет небольшое увеличение их общей площади при некотором сокращении вместимости (за счет улучшения комфорта). Однако достижение планируемых к 2020 году показателей требует привлечения значительных инвестиций в эту сферу.
В соответствии с отраслевыми схемами и градостроительными планами развития территориальных округов разработаны планы строительства крупных торговых объектов, стационаров здравоохранения, общеобразовательных школ, объектов физкультуры и спорта, развивается гостинично-туристский комплекс, формируются туристско-рекреационные зоны (к примеру, зона «Золотое кольцо Москвы», включающая Кремль, Китай-город и созвездие центральных исторических ансамблей вокруг них).
Качественно новые задачи теперь стоят и перед производственной сферой. Основное направление — создание наукоемких экологически чистых производств. Уже начата реструктуризация производства, выпуск конкурентоспособной продукции, формирование системы рабочих мест, ориентированных на эффективное использование квалифицированных кадров, обеспечивающих реальную занятость населения с высоким уровнем оплаты труда. После относительно длительного периода падения объемов промышленного производства наметилось оживление промышленной продукции (в % к предыдущему году: 1992 г. — 77, 1997 г. — 99, 1998 г. — 102, 1999 г. — 114). Год от года растет коэффициент обновления основных фондов (ввод в действие за 1992 г. — 3,2, 1997 г. — 2,8, 1999 г. — 6,0), так как велик их моральный и физический износ (47,4% к 2000 г.). За 1990-е годы резко сократилась занятость в промышленности (в % от общей численности занятых в экономике в каждом конкретном году: 1992 г. — 22, 1997 г. — 15, 1999 г. — 14), а также в науке и научном обслуживании (1992 г. — 17, 1997 г. — 11, 1999 г. — 8), в образовании, культуре, искусстве. Во всех других отраслях занятость увеличилась, особенно сильно — в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовках (1992 г. — 10, 1997 г. — 15, 1999 г. — 19) и общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка (1992 г. — 1, 1999 г. — 5).
Численность трудовых ресурсов Москвы по наиболее вероятным вариантам прогноза составит к 2020 году 5,8—6,2 млн. человек, основные источники их формирования — население в трудоспособном возрасте и трудовые маятниковые мигранты из Московской области (роль последней составляющей будет постепенно, по мере развития социально-экономического потенциала региона, снижаться). Продолжится перестройка отраслевой структуры занятости (в сфере материального производства сократится на 7—10%, в непроизводственных отраслях увеличится на 28—30%). Общее количество рабочих мест к 2020 году вырастет до 4,9—5,4 млн., в основном в социальной и коммерческо-деловой сфере и науке, а сократится — в промышленности и строительстве.
Основные направления развития науки — активизация ее роли в решении важнейших социальных и экономических задач, сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала. В государственном заказе необходимо предусматривать целевые бюджетные ассигнования на реструктуризацию научных организаций, развитие рыночной инфраструктуры науки, сохранение уникальных научных установок. Непременным условием возрождения научной сферы должна стать ее тесная связь с промышленным комплексом.
Основными критериями развития высшей школы является сохранение и упрочение ее приоритета, создание материально-технической базы, соответствующей мировым стандартам (обеспеченность учебными площадями, общежитиями, спортивными сооружениями, объектами соцкультбыта). Намечается увеличение численности студентов дневного отделения вузов и аспирантов на 2—3%.
В основе предложений по взаимосвязанному градостроительному развитию города Москвы и Московской области лежат положения, зафиксированные в федеральном законе «О статусе столицы Российской Федерации» (15.04.1993 г.), Уставе города Москвы и Уставе Московской области. Устав города Москвы в статье 90 закрепляет отношения органов власти города с органами власти области, которые строятся «с учетом общности интересов жителей Москвы и Московской области, осуществляющих свою жизнедеятельность в едином регионе». Устав дополняет совместно осуществляемые функции определением порядка использования лесопаркового защитного пояса города Москвы и водоохранных зон и обеспечением жителей Москвы садовыми участками и дачами, развитием коллективного садоводства и огородничества.
Реализация совместных интересов развития Москвы и Московской области обеспечивается путем договоров и соглашений между Правительством города и администрацией области по следующим направлениям: социальная политика, экономическая сфера, охрана окружающей среды и землепользование, сохранение историко-культурного наследия, вопросы связи и информационного обмена, вопросы общественной безопасности, управления. Она направлена на достижение благоприятных условий для населения всего региона.
Памятники транспорта Москвы
Реконструкция исторического центра
Новая жизнь старой дороги
Осуществление Москвой столичных функций
Московское градостроительство.XXI век
«Зеленый клин» Юго-Запада
Проблемы средового подхода к современной московской архитектуре
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра
Тематическая радоновая карта Москвы
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.