курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
Подростковая беспризорность – социально-психологическое явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство) подчинение неформальным законам [1,с.56].
Объект исследования: подростковая беспризорность
Предмет исследования: психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
1) провести теоретический анализ литературы по теме исследования: дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста;
2) на основе анализа литературы выявить факторы, оказывающие влияние на явление подростковой беспризорности в России;
3) описать результаты исследования;
4) проверить гипотезу исследования, дать обобщение и интерпретацию полученных результатов;
5) сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования: анализ, синтез, обобщение.
Научная новизна. Доказано, что причиной возникновения подростковой беспризорности являются деструктивные семьи.
Теоретическая значимость. Заключается в изучении подростков предрасположенных к беспризорности и особенностей развития подростков. Изучение и знание данной темы может использоваться в процессе воспитательной и коррекционной работы, направленной на успешную социализацию подростков.
Практическая значимость. Данное исследование может быть использовано при работе практического психолога для проведения коррекционной работы с подростками из неблагополучных семей.
База исследования. Исследование причин подростковой беспризорности проводилось на базе МОУ СОШ №5 п. Октябрьского Краснодарского края. Выборка составила 45 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, главы I (теоретическая часть), главы II (практическая часть), заключения, списка используемой литературы и приложения.
подростковый беспризорность социальный россия
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-
психологические аспекты
1.1 Понятие беспризорности
Милосердие к детям и забота о них, особенно беспризорных, совпадает с распространением и укреплением христианского мировоззрения. С точки зрения обычного древнерусского человека, оказывающего помощь беззащитному, он тем самым спасал свою душу.
История развития детского призрения в России началась со времен Великого князя Владимира (Святого), положившего начало христианизации Руси. Он поручил призрение, попечение и надзор над сиротами духовенству. Его преемник, Великий князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где дал кров и обучил на свои средства более 300 юношей. Призрение бедных и страждущих было одной из главных забот Владимира Мономаха, который завещал своим детям: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту»[4,c.76].
В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя (как наиболее богатого и могущественного человека), либо возлагалось на церковь, которая уже по одному своему учению и наличию у нее значительных материальных ресурсов должна была заниматься этим, а благотворительность в отношении беспризорных детей рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.
Прямое попечение о беспризорных детях с помощью специальных учреждений появилось в начале XVIII века, когда Новгородский митрополит Иов построил по собственной инициативе за счет церкви в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре «сиропитальницу» для «зазорных» младенцев. Помимо того приюта, в то же время было открыто еще 10 подобных заведений.
Угрожающие размеры беспризорность приняла после революции 1917 года. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. Ни одна страна в мире не знала в XX веке таких социальных потрясений, как Россия.
В феврале 1917 года было образовано Министерство социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того же года его функции перешли к Наркомату государственного призрения, на который в числе прочих были возложены обязанности материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в апреле 1918 года переименован в Наркомат социального обеспечения).
В 1925-1926 годах обстановка с беспризорностью в стране несколько улучшилась за счет сокращения числа беспризорных детей. В то же время социологические исследования того периода, опубликованные в журнале «Друг детей» (№ 7 за 1926 г.), показывают, что беспризорники уже перестали быть «наследием гражданской войны» и даже голода в Поволжье, хотя влияние этих событий и продолжало сказываться. Приток новых беспризорных в 1925-1926 годах происходил в основном из городских семей (до этого из деревни) и, более того, из семей рабочих. Дети покидали свои дома вследствие сиротства, неблагоприятных отношений с родителями, тяжелого материального положения семей, связанного с безработицей [5,c.67].
Тем временем руководство страны продолжало принимать многочисленные решения и постановления, посвященные борьбе с детской беспризорностью. 8 марта 1926 года было принято специальное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утрате положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью. 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили трехлетний план действий по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач:
- полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений;
- ускорение выпуска детей из существующих действий при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, возможность легко начать самостоятельную жизнь;
- развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность
(организация столовых для малообеспеченных семей).
Новый рост беспризорности пришелся на военные и послевоенные годы. Он связывался не только с военными потерями. Данные 1945 года РСФСР свидетельствуют, что среди детей, поступивших в дома ребенка, доля тех, чьи родители погибли на фронте или в оккупации, составило около 20%. В числе других причин беспризорности были: голод 1946 года, тяжелые материальные условия жизни большинства населения, новая волна репрессий, последовавшая за указами об усилении уголовной ответственности за мелкие хищения.
Общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны составляла примерно 3 миллиона человек. Так численность детей до 17 лет, потерявших связь с родителями, составляла примерно 2,5 миллиона человек.
Рост детской беспризорности потребовал структурных изменений в системе социальной защиты детей – сирот. В 1942-1943 годах были приняты постановления СНК СССР « Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и « Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью». В них предусматривалось создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, при местных советах, и организация отделов по борьбе в составе НКВД как центров для координации всей работы в этом направлении [6,c.43].
Таким образом, вопросы устройства и воспитания детей, оставшихся без родителей, находились в ведении местных советов, а также министерства просвещения, здравоохранения, трудовых резервов, внутренних дел. В первые послевоенные годы ведущим и координирующим органом был отдел по борьбе с детской преступностью и безнадзорностью НКВД/МВД СССР.
Роль общественных организаций в социальной защите детей – сирот и борьбе с детской беспризорностью сводилась к помощи государственным органам. Этой работой занимались профсоюзы, которые организовывали шефство над детскими домами, собирали вещи и средства для их воспитанников, направляли своих представителей для участия в работе детских комиссий при исполкомах.
Понятия «безнадзорность» и «беспризорность» часто путают «безнадзорный — лишенный надзора»; «беспризорный — 1) лишенный присмотра; 2) бездомный, живущий на улице» [1, с. 36, 40].
Судя по материалам педагогических энциклопедий, в 60-х годах беспризорность трактовалась как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и других причин. Позже понятие «беспризорные дети» практически исчезло со страниц отечественных изданий, не говоря уже об официальных документах. Считалось, что имелись лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, в поисках приключений.
Между тем детские приемники, действовавшие в системе Министерства внутренних дел РФ, не пустовали. Они собирали под своей крышей не только потерявшихся детей и подростков-«путешественников», но и тех, кто забыл о собственном доме, жил, где придется, добывал средства к существованию нищенством, проституцией, кражами. Другими словами, в те годы беспризорность, уменьшившаяся в размерах, как бы ушла в тень, а потому этой проблемой серьезно не занимались [2,c.38].
Спустя 40 лет беспризорность видится как отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.
Термин «безнадзорность» (а не «беспризорность») стал фигурировать повсюду, когда речь шла о детской преступности и ее причинах. Словосочетание «безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних» становилось все более привычным. Тем более, что оно получило признание в правовых актах, юридической и некоторой другой официальной литературе.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и места пребывания.
Осмысление приведенных определений позволяет заметить, что налицо не просто размывание, смешение понятий, но и обозначение одного его признака через другой. Очевидно, что между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.
Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это-характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время препровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.
В федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997), а затем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно, всего 14 категорий.
К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.
Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания[4,c.127].
1.2 Проблема беспризорности в России
Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних волнует многих современных авторов. По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с беспризорностью и сопутствующими ей наркоманией, проституцией, преступностью пока слабо осознается обществом как катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч, примерно 10% из них погибают.
До распада СССР проблема детской беспризорности казалась настолько забытой для России, что большинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким упоминанием об этом факте. В 90-х годах XX века проблема беспризорности оказалась актуальной как для России, так и для других «новых независимых государств», возникших в бывших республиках СССР. По России покатилась четвертая за этот век волна беспризорности.
Если сравнить современных беспризорников с детьми Великой Отечественной войны, то оказывается, что такого «беспредела», который творится в отношении детей сегодня, в блокадном Ленинграде не было. Как отмечает В. Шкварко, по улицам не бродили брошенные на произвол судьбы, просящие милостыню, дети. В городе царила обстановка доброты, взаимовыручки, самоотверженной заботы о спасении детей. Дети Победы, пройдя суровую школу жизни военных лет, были в большинстве своем жизнедеятельны и трудолюбивы, отличались усердием и дисциплинированностью, инициативностью и раскованностью. Эти качества широко распахнули перед многими из них двери в творческую деятельность, науку, технику, культуру и искусство. Российским детям на рубеже двух тысячелетий выпала столь тяжкая доля, что их впору назвать «детьми Беды».
Многие дети становятся объектом насилия и торговли, вовлечены в наркотический кругооборот, становясь нередко жертвами губительного зелья. Большое число несовершеннолетних российских граждан брошены родителями и обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем попрошайничества, мелких преступлений и проституции [6,c.75].
К проблеме беспризорности обращается и Е.Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По некоторым данным в Москве насчитывается около 60 тысяч беспризорных детей. По разным источникам, число беспризорных детей в России, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других – от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.
Большинство из тех, кто по долгу службы работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.
Исследователи среди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока их пребывания в уличной среде выделяют три уровня.
К первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь — попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.
К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению [7,c.49].
Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Анализ проблемы беспризорности и безнадзорности привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие.
Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения [8,c.140].
Специалисты отмечают: беспризорный — это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующихся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, при отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность.
Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию ряда социально-биологических качеств. Специалисты выделяют следующие качества беспризорных детей: хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность. Беспризорного нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение резко отличается от поведения сверстников, получивших нормальное воспитание. У беспризорных детей искажено нравственное сознание, в частности, понятия о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.
Для беспризорных подростков характерна низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам, которые считаются в обществе нравственными, а по законам стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностью обычных подростков. Друга ищет только беспризорник-новичок, но вскоре и он начинает понимать, что в уличном мире нет дружбы, есть соседство, и если один из соседей исчезает, никто не удивляется и не пытается его искать. Здесь ценят физическую силу, изворотливость, власть над другими, умение найти выход из любого положения, приспособиться к любым условиям, держать язык за зубами. Замечено, что беспризорники со стажем не проявляют жалости к новичкам, случайно или по собственной воле оказавшимся на улице [10,c.48].
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.
К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни.
Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.
Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.
Социально-психологические причины безнадзорности (они часто выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.
Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством.
Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей — 32, убегают из дома—237. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих [12,c.89].
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.
Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:
1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3) социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира) [13,c.54].
Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.
Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина — отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.
Научным коллективом Московского государственного социального университета в 1995 году проводилось социологическое исследование проблем детской беспризорности. Исследование проводилось в Москве и Московской области, объектом исследования стали дети в детских домах и приемнике-распределителе в возрасте от 7 до 15 лет.
Основная масса обследованных бездомных детей (82,5%) находятся в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (около 80%). В возрасте 16-18 лет— 12,5%. Наименьшее число детей — в возрасте до 10 лет.
Из бездомных детей, попавших в обследование 67,3% проживали в полных семьях. Дети из неполных семей составили 23,7%, причем в основном это семьи с матерью. С отцом проживает каждый 5-й ребенок из неполных семей.
У достаточно большой части детей (почти 25%) родители или один из родителей — безработные; 80% девочек, попавших в обследование, оказались из неполных семей или семей безработных.
Таким образом, большинство беспризорных детей проживало в бедности и нищете. Плюс к этому плохие отношения с родителями, жестокое обращение. Все это побудило их бежать. Большинство детей убегало из дома несколько раз. Наиболее часто бегут дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74% [13,c.143].
Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами ряска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев.
Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы
педагогические
коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом,
школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка,
способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось
количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам
учреждения общего и профессионального образования и не начавших
трудиться.
Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.
Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность
попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью. По данным Государственной Думы, 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находятся в зоне социального риска; 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях.
Сотрудники МВД считают подростков наиболее криминально активной частью населения. По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое преступление в России совершается подростком; 85 % преступных группировок и банд включают в себя детей. В России каждый четвертый беспризорный подросток уже совершил уголовно наказуемое преступление. На 100 тысяч детей приходится 2300 преступлений. Милицейская статистика свидетельствует: ежегодно детьми и подростками совершается 300 тысяч преступлений.
Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%[14,c.91].
В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, которых остается все меньше. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая была в России в 20-е годы.
Фактически беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
В настоящее время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Разрушение государственной системы общественного воспитания и организации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние института семьи — усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи, приводят к формированию девиантного поведения детей. Соответственно, одними из первоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Психологические причины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушением внешних условий социализации, нередко — с психическим неблагополучием ребенка. Так, Д.И. Фельдштейн, приводя данные изучения жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканской спецшколе Душанбе, делает вывод, что в основе «нравственной деформации их личности» лежали именно недостатки их семейного и школьного воспитания.
Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы влияния — социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние — возможное психиатрическое неблагополучие ребенка, искажающее регуляцию его поведения. При этом роль семейного неблагополучия определяется более значимой в причинности отклоняющегося поведения.
Своевременное выявление психологического неблагополучия, которое
приводит к социальной дезадаптации и отклонениям в поведении ребенка, — важная и насущная задача сегодня. Еще в 1968 г. А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и А.А. Смирновым была опубликована статья, актуальность которой сохраняется по сей день. В статье указывалась задача преодоления как количественного тестового подхода к диагностике, так и упрощенного, с интуитивно-эмпирической трактовкой результатов, в ней также были сформулированы методологические принципы психологической диагностики. Поиск решения этих задач продолжается и в настоящее время[15,c.76].
1.3 Особенности подросткового возраста и подростковой
беспризорности
Подростковый возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни человек принимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; если принятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное с этим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.
В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё не завершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.
Всем подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтому путем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость» [16,c.74].
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в воспитательно-профилактической деятельности.
Формирование смысла жизни подростков является одним из эффективных направлений социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция - благоприятные предпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразный характер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию на человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [17, с. 85]. Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подросток часто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальной направленности.
Позитивные для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:
- формирование чувства социальной идентичности;
-наличие потребности в проявлении собственной индивидуальности;
-формирование сознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя, появление рефлексии;
- наличие потребности в освоении социального пространства, стремление к включению в различные виды деятельности, к познанию нового и ранее неизвестного;
- появление абстрактного мышления;
-предпосылки к формированию постконвенциального уровня морального развития;
- выработка жизненной философии, системы ценностей, осознание
сложных философских проблем, в том числе и проблемы смысла жизни;
- стремление к независимости и самостоятельности;
- постановка задач будущего.
В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействие подростка с социумом. К ним относятся:
-некоторые физиологические особенности: повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме;
- завышенные притязания, переходящие в дерзость;
-размытость границ реального и возможного, частая переоценка своих возможностей;
- недостаточная самостоятельность и неготовность к реализации своих жизненных планов;
-зависимость от мнения группы сверстников;
- неадекватность представлений о достоинствах и недостатках.
Одной из основных причин, выгоняющих детей на улицу является, прежде всего, неблагополучная семья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенных формах: конфликтности и асоциальном образе жизни. Конфликтные семьи характеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и родителями и детьми. Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот, затяжное отсутствие контактов, что не менее тяжело для детей. Конфликтность семьи порождается многими причинами: невротизацией родителей, передающейся детям; кризисом супружеских отношений; нищетой; педагогической несостоятельностью родителей, вызывающей у детей такие специфические подростковые поведенческие реакции, как эмансипация и оппозиция. Конфликтная семья отчуждает ребенка, и он нередко ищет спасение в бегстве из дома. В асоциальной семье дети - сироты при живых родителях. Именно они являются контингентом специализированных учреждений. Их родители, как правило, страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни, довольствуются случайными заработками, проживают детские пособия, занимаются воровством, пренебрегают нуждами и потребностями детей. Сексуальная распущенность, эмоциональная тупость, грубый эгоцентризм и жестокость родителей, антисанитария и безалаберность в быту, низкий нравственный, культурный и экономический уровень таких семей свидетельствуют об их несостоятельности как института воспитания и социализации детей. Асоциальная семья не только не спасает детей от внешних угроз, но и сама становится источником повышенной опасности. Многие воспитанники социально-реабилитационных учреждений испытали побои, издевательства, голод и сексуальное насилие. У детей, испытавших, жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости многообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самоуважение, криминальное, сексуальное поведение. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества, дети попадают в разряд «созависимых»[18,c.356].
Повседневные испытания, которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей, ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоже нередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому что такая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегство из дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной уличной среде. Он утрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеет постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправие усугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестоких взрослых, которые используют их в воровских делах, вовлекают в половые связи, приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другим статусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.
Выдавливание ребенка, живущего в неблагополучной семье, из школьного воспитательного пространства приводит ребенка на улицу с совершенно иным статусным набором, который направлен на совершенно другие цели и «ценности». Любой социальный статус ребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусных позиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, так как семья и школа - самые значимые институты социализации детей. Если ребенок (подросток) утратил попечение со стороны безответственных родителей и потерял связь со школой, то это чревато не только отставанием в психическом развитии и деградацией, происходит также деформация, а затем и утрата его позитивного социального статуса. Нарушение социального статуса приводит к прямой дискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию в большинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения, предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженных большинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействие созданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улиц непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и ресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимых прививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладеть навыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств для поддержания личной гигиены.
В целом большинство членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными типами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки и отношения.
Все они представляются гражданам потенциальными преступниками. Отсюда и столь негативное отношение, которое не позволяет обществу понять необходимость оказания помощи этим детям [23,c.118].
Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери смысла.
Для того, чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.
Отрочество, подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.
В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.
Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышления и старается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом самовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относится к семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направлено отчуждение.
Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.
В подростковом возрасте могут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через всё». При этом подросток в большей части начинает свой подход с табуированных или невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот период происходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичности самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – основное содержание отроческих переживаний.
Неудовлетворённость может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжёлые чувства подростка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии.
В этом возрасте частота противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.
Специалисты в области детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях [24,c.71].
Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.
Есть ещё одно объяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.
Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления. Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.
В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».
Подобной точкой зрения придерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
- обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;
- повсеместное ослабление семейных устоев;
- утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;
- пьянство и алкоголизм, наркомания;
- распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.
Так, по мнению начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета Федерации Т.А. Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье, посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причиной возникновения роста безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются её нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности [20,c. 234].
Как отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров.
Следует отметить, что к причинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи в области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.
Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические причины.
К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологические причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе, среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.
Интересное исследование структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.
В первую группу были отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентов от общей массы беспризорных детей.
Вторая группа беспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9 процентов от всех беспризорных.
Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов.
Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.
Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276].
Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:
- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.
Другая категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.
В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.
Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:
- экономические (экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чье большинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии);
- социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшим поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых);
- психологические (ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефекты воспитания, социопатии);
- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);
- политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);
- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизм
профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
- рост криминализации общества (распространённость новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).
Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России.
Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в
России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
Этапы исследования
Практическая работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 п.Октябрьского. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.
На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.
На втором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирического исследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:
1 Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.
На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Опросник состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.
2. Опросник Т.А. Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».
3. В следующем задании нужно было выявить факторы подростковой беспризорности.
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурко.
Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением данных методик.
В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1
Таблица 1.
Шкалы | Показатель |
Конфликтные отношения подростков с родителями | 35% |
Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка | 25 % |
Нет взаимопонимания подростка с родителями | 40% |
Принятие ребенка младше реального возраста | 23 % |
Нет контроля над поведением подростка | 27% |
Из таблицы 1 видно, что у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы ребенка и меньшее время проводит с ним.
25 % респондентов не заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.
40% испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым, не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенку свободу.
23 % испытуемых видят своего ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенок родители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным.
27% респондентов не контролируют поведение ребенка.
Показатели взаимоотношений:
Рисунок 1. Взаимоотношения родителей к детям.
Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают всерьез чем занимается ребенок.
2. В результате проведения (Тест-Опросника Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.
Анализ результатов исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и рассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим выявленные факторы подростковой беспризорности. Данные представлены в таблице 2.
Факторы подростковой беспризорности
№ | Деструктивные семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) | Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) | Психолого-педагогическая несостоятельность родителей(эмоцио-нально физическое насилие со стороны родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень) | Социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) | Конфликт-ные взаимоотно-шения подростков с родителями |
1 | + | _ | + | _ | + |
2 | + | + | + | + | + |
3 | + | + | _ | + | + |
4 | + | _ | _ | + | + |
5 | _ | + | + | _ | + |
6 | _ | _ | _ | + | _ |
7 | + | _ | _ | + | + |
8 | + | _ | + | _ | + |
9 | + | _ | + | + | + |
10 | + | + | _ | _ | + |
Из таблицы 2 мы видим следующие факторы семейного неблагополучия , ведущие к беспризорности подростков: деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторами подростковой беспризорности являются: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения, безответственность, которые являются основой возникновения социальной дезадаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
Одна из задач нашего исследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).
У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.
Основным результатом анализа эмпирического материала является фактор, подтверждающий гипотезу, что деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой беспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Все результаты наших исследований позволяют сделать вывод, что рост подростковой беспризорности в нашей стране стал следствием целого ряда негативных социальных явлений. Среди них:
-падение экономического уровня значительного числа семей, рост безработицы. Это привело к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях;
- исчезновение из педагогического процесса общеобразовательной школы воспитательной составляющей, возведение барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей. Действие этого фактора привело к равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, «выдавливанию» их из стен школы;
-не адекватные проблеме качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе социозащитных служб современного типа;
-отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций. Действие этого фактора приводит к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской беспризорности.
Список использованной литературы
1. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.
3. Аналитический вестник №14 (207) Государственная политика в сфере профилактики и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.
4. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.
5. Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3
6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7
7. В России – «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005
8. Говоров К. «Беспризорность в России: как после Гражданской войны», 2010 г. Источник news.km
9. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5
10. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24
11. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.
12. Криминология /Под ред. Гуляева В.П. – М.: Юридическая литература, 1997.
13. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6
14. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2
15. Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
16. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.
17. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3.
18. Уголовный кодекс РФ.
19. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты 1.1 Понятие подростковой беспризорности 1.2 Проблема подростковой беспризорности в России 1.3 Особенности подросткового возраст
Соціальний захист населення як складова соціальної політики держави
Анализ представлений студентов о приоритетных компетентностях выпускников вуза
Создание дворового сообщества как социальная технология
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
Роль родительской общественной организации в реабилитации семей, имеющих детей с особенностями в развитии на примере анализа КРОО "Открытые сердца"
Яппи
Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы
Гендерні аспекти епідемії ВІЛ/СНІД
Социальный контроль проституции в современном российском обществе
Cоциальные и психологические особенности безработных
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.