База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Социальные институты — Социология

План работы:

 

Введение

Социальные институты: характеристика и общая проблема

Экономические проблемы

Проблемы власти и государства

Проблемы семьи

Проблемы образования

Проблемы религии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

Это одна из основных категорий социологии. В ней отражаются организационные формы социальных действий и процессов, роли социальных общностей и групп. Возникновение социальных институтов – прямое следствие образования коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, производством продуктов и услуг, защитой граждан, размещением их по социальным позициям, поддержанием порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества, они являются важной формой социальных связей, и вместе с тем – инструментом их формирования.


Социальные институты: характеристика и общая проблема

Социальный институт – нормативно регулируемая совокупность. Общество поддерживает его деятельность путем капиталовложений и подготовкой кадров, и социальный институт всегда объективирован, структурирован, функционален. Успех его деятельности зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, и от признания престижа.

Отсюда, институционализация представляет процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1.         возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2.         формирование общих целей;

3.         появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.         появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5.         институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение;

6.         установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.         создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Функции социальных институтов. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Ради этого он и существует, однако для её осуществления каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это, прежде всего:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. 

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Предназначение социальных институтов — удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:

—        потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);

—        потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства);

—        потребности в добывании средств к существованию (экономический институт)

—        потребность в социализации (образовательный институт);

—        потребности в определении смысла жизни и решении проблем человеческого существования (религия).

Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не обойдутся без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности. Внутри государства мы можем обнаружить институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая же черта тех и других — выполняемые функции.

Социальный институт имеет вид высоко интегрированной, освящённой признанием общества хорошо отлаженной системы, защищённой отлаженностью функций и непререкаемостью заведённого порядка.

Эта непробиваемость вызывает чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне, но обладает и обратной стороной: социальным институтам присущи большая инерция и консерватизм. В любом социальном институте тяга к устойчивости превалирует над способностью к изменениям, а современная жизнь выдвигает всё новые и новые требования. Это и есть главная их проблема. Как общая, так и затрагивающая каждый по отдельности.

Экономические проблемы

 

Экологическая проблема стала обостряться с индустриализацией планеты. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающей катастрофы. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд. тонн плодородного слоя. Каждые два года прибавляется 12 млн. га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара. И если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то для полного выведения из производства земли не понадобиться и 50 лет. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

Продовольственная проблема. Она перестала быть актуальной лишь для десятка индустриальных стран, и хотя потребление продовольствия в целом возрастает, оно неравномерно распределено по континентам и отдельным государствам. К тому же рост производства почти уравновешивается соответствующим ростом населения. Так, за последние 30 лет сбор зерновых возрос в 2 раза, а население Земли – в 1,8 раза.

Война, как способ решения международных проблем, несёт с собой громадный экономический урон и гибель экономически активного населения. Сейчас практически не существует регионов, не охваченных военными конфликтами. Молох войны становился все более и более прожорливым. Множатся материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха мировых войн, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту Второй мировой было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.

Но война даже в меньшем масштабе несет за собой экономические проблемы, в одних случаях локальные, в других – глобальные. Так военные действия находят свое отражение в проблемах экологии, продовольственной проблеме, проблеме культурных и нравственных ценностей, проблеме преступности, здоровья населения и т.д.

Проблема «Север-Юг» Так нередко обозначается тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав.

Крушение колониальной системы породило оптимистические прогнозы экономического возрождения стран, завоевавших независимость. Однако в 80-е годы оно резко замедлилось, падение доли освободившихся стран в мировой торговле выдвинуло их обратиться к внешним займам.

Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с демографической ситуацией. В 1987 году на Земле зарегистрирован пятимиллиардный житель. При этом, наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее развитых странах, что резко обостряет там проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и продовольствия.

Проблема миграции. Мировой рынок труда формируется в результате двух связных процессов – миграция рабочей силы между национальными хозяйствами и международная миграция капитала. В первом случае рабочая сила движется к капиталу, во втором – навстречу движется капитал. Как правило, потоки рабочей силы устремляются из стран с низким уровнем жизни к более высокому (из Мексики в США, из Восточной Европы в Западную, из азиатских стран в Японию).

Индустриальные страны испытывают острую потребность в иммигрантах высокой квалификации. Благодаря ей экономятся средства на подготовку специалистов, и этот процесс получил название «утечка мозгов». Например, она наблюдалась в России 90-х, а основными направлениями были США и Израиль.


Проблемы власти и государства

 

Наиболее важным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, так как выражается она в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи системы средств государственно-правового воздействия. Независимо, нравится это или нет массе людей; отсюда и главная проблема данного социального института. Проблема взаимоотношений власти и человека.

1. Сущностным признаком политической власти является опора на государство, что позволяет легально использовать силу в пределах его территории. Как к любому индивидууму, так и в отношении целого социального института. Для достижения своих целей она включает практически все известные ресурсы: и материальное принуждение, и идеологическое манипулирование, и прочие методы ущемления интересов человека.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние корпораций, СМИ либо других учреждений. А то и вовсе ликвидировать их, мало считаясь с мнением отдельных людей.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что навязывая волю большинства, политическая власть с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам.

Кроме проблем равновесия человек – власть, существуют они и внутри самого социального института.

Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где всё имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии – прямого политического правления небольшой группы толстосумов.

Также при определенных условиях доминирующее влияние может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

Во взаимодействии различных властей имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, возможности информационного влияния; последнее же повышает вероятность занятий лидирующих политических позиций.

 

Проблемы семьи

 

Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие функции. Биологическое воспроизводство (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, формирование социальной структуры через статус членов семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Семья имеет две особенности. Первое: это саморегулирующаяся система. Микрокультура общения вырабатывается самими её членами, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий. Разрешаются они путем взаимного соглашения и уступок, обеспечиваемых внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И второе: семья существует, как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна лишь при взаимодействии с остальными социальными институтами.

В данное время множеством социологов разделяется точка зрения, согласно которой последняя четверть ХХ века отмечена кризисом семьи. Сущность его выражается тем, что семья в значительной степени утратила традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один существенный показатель кризиса семьи – резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

Кризис семьи – это смена ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье.

Во-вторых, он есть следствие «кризиса современного человека». Стремление к самореализации в профессиональной деятельности, выставление на первый план карьерного роста, свободы от привязанностей, доступность сексуального общения не могут не привести к второстепенной роли семьи.

И наконец, кризис семьи можно рассматривать, как ее освобождение от наиболее институциализированной формы, какой является узаконенный брак. То, что раньше порицалось, называясь сожительством, сейчас приобрело правовую форму «гражданского брака». В глазах законодателя он фактически приравнен к официальному, следовательно необходимость в таковом отпала.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются во внешних (экономических, политических, идеологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению его причин можно назвать социологическим и адаптивным: семья рассматривается здесь, как неизменная данность, существующая в изменяющихся условиях. А кризис – результат действия неблагоприятных внешних влияний и его преодоление видится в создании оптимальных условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долго был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития данного социального института в начале ХХI века.

Проблемы образования

 

В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.

Низкая активность учащихся в процессе обучения. Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.

Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

Объяснительно-иллюстративный характер обучения. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.

Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.

Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.

Низкая управляемость процесса и результата обучения. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.

В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

Неизбежность ориентировки на середняка. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:

-          физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;

-          включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;

-          разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;

-          необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;

-          проблемы преподавательских кадров;

-          психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;

Проблемы религии

На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни. Она выполняет ряд важных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, при которой вырабатывается целостная картина норм, ценностей, идеалов и других компонентов, выступающих в качестве регуляторов поведения.

Реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура. И здесь возникает одна из главных проблем религии – их соотношение.

Религия оказывает на культуру двойственное влияние. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил.

Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер.

Проблема «религии и культуры», их единства и сбалансированности велика также для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога становится единственной альтернативой культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. В условиях тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, она имеет большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивает на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов. Начиная с пребывания в образовательных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты. Когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением данного вывода может служить Русская история на протяжении более чем тысячелетнего существования, в том числе и последних десятилетий XX века.


Заключение

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности и превращаются в институты. Драки – в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в семью. Но не все роли могут быть институциональными. «Мамина помощница» — не институциональная роль, дочь — да, так как является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

Да, социальные институты подчас отстают от требований окружающей реальности. Да у них полно проблем, но состоят они из людей, наделённых таким средством коммуникации, как язык. И решить их по силам только нам. В противном случае всё решится за нас, под лозунгом: «Нет человека – нет проблем».


Список использованной литературы

1.         Кравченко А. И. Социология; Учебник для вузов/ А. И. Кравченко. – 2-е изд. – М: Академический Проект, 2003. – 508 с.

2.         Общая социология; Учебное пособие для вузов/ А.Г. Эфендиев, Е.И. Кравченко, Г.В. Пушкарёва и др.; Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 654 с.

План работы: Введение Социальные институты: характеристика и общая проблема Экономические проблемы Проблемы власти и государства Проблемы семьи Проблемы образования Проблемы религии Заключение Список использованной ли

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru