курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации
на тему:
«Социальные проблемы теневой экономики в РБ»
Выполнил:
студент ФЭУ
гр. З-11
Журавель А.С.
Проверила:
асс. Лопатова А.П.
Гомель 2005
Содержание
Характеристика сути проблемной ситуации
Цели и задачи социологического исследования
Объект и предмет исследования
Эмпирическая интерпретация понятий
Характеристика выдвинутых гипотез
Актуальность темы
Данная тема является весьма актуальной в наше время. Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в РБ велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
В своем социологическом исследовании хотелось бы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние белорусской экономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальной криминализации социально-экономических отношений.
«Теневая» экономика это прямые потери государства, из них значительную часть составляют потери от коррупции. Речь идет о продаже чиновниками своих услуг и использовании служебного положения в личных целях. Любого гражданина может обидеть чиновник, заставить пройти круги ада, чтобы получить элементарную справку. Можно догадаться, что под теневой экономикой иногда понимают такого рода преступления, которые, по официальной методологии, классифицируются как коррупция. В 2003 г. их было совершено 4815, за 8 месяцев этого года — 2847.
В стремлении понять природу теневой экономики Генпрокуратура Беларуси не одинока. Этим давно занимаются эксперты Всемирного банка, Transparency International и других авторитетных структур. Их оценки разительно отличаются от белорусских данных. В докладе Doing Business — 2005 объем "серой" экономики Беларуси в 2003 г. оценен в 48,1% валового национального дохода, или $7,6 млрд. Из переходных стран только на Украине доля теневого сектора к официальной экономике больше, чем в Беларуси. В странах с развитыми институтами демократии доля "серой" экономики гораздо меньше, чем в развивающихся.
Исследование Фредерика Шнайдера из университета Кеплера в Линце "Размер и измерение неформальной экономики в 110 странах мира" подтверждает этот вывод: в странах ОЭСР сектор составляет в среднем 18% ВНП, в развивающихся — 41%. Корни теневой экономики — высокие налоги, в т.ч. на зарплату, зарегулированная деловая среда и наделение чиновников полномочиями распоряжаться большой частью национальной экономики.
Существует два основных способа оценки масштабов теневой экономики. Первый — спросить людей, уклоняются ли они от уплаты налогов при получении дохода, дают ли взятки. Но кто вам ответит на такие вопросы? Второй — определение размера "тени" косвенными методами. Можно сравнить данные о проведении денежных операций или потребления электричества с официальными цифрами выпуска продукции. Если потребление электричества и объем денежных транзакций растет гораздо быстрее, чем официальная экономика, то очевиден вывод о динамичном развитии теневого сектора.
Оставаясь в "серой" экономике, бизнес экономит на налогах, откупаясь взятками от чиновников. При этом он резко теряет в производительности труда и блокирует инновационную деятельность. По оценкам экспертов, вывод экономической активности переходной страны из тени может привести к ежегодному увеличению роста ВВП на 1-1,5% ВВП.
Около половины экономической активности нашей страны совершается в "тени", и никакой закон "О коррупции" эту ситуацию не изменит. А вот снижение налогов, либерализация и дебюрократизация экономики, как наглядно показывает мировой опыт, это прямой путь из грязи "тени" в официально признанные князи.
Характеристика сути проблемной ситуации
Оценочные расчеты, проведенные на основании обобщения данных статистики и социологических исследований, позволяют утверждать, что в нашей стране к числу богатых можно отнести примерно 1-1,5% населения. А бедных в Беларуси (если квалифицировать бедность как доход ниже бюджета прожиточного минимума) многократно больше. По материалам выборочных обследований домашних хозяйств, к началу 2003 года доходы ниже бюджета прожиточного минимума имели 2,9 млн. человек, т.е. 28,9% населения страны.
Степень падения доходов населения за период с 1990 по 2004 год определить достаточно сложно, поскольку существуют различные подходы к его исчислению.
Существенно иную картину динамики доходов дает обобщение социологических исследований. В их процессе различные группы населения, представленные репрезентативно выбранными респондентами, оценивают изменение своих доходов значительно пессимистичнее, считая, что за период с 1990 по 2002 год они уменьшились в 3-4 раза.
По расчетам, произведенным НИИ статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь, покупательная способность среднемесячного дохода относительно приобретения таких товаров первой необходимости, как хлеб и хлебобулочные изделия, в конце 90-х годов ХХ в. по сравнению с их началом снизилась более чем вдвое; относительно сахара и колбас - более чем втрое; относительно картофеля, овощей, яиц, макаронных изделий, муки - вчетверо; относительно рыбы - более чем в 12 раз.
Эти данные позволяют утверждать, что в 1999 г. по сравнению с 1990 г. зафиксировано относительное снижение величины доходов, используемых на приобретение продовольственных товаров первой необходимости, в 3-4 раза. Таким образом, происходит сближение оценок, полученных на основе социологических опросов населения, и данных о покупательной способности населения. Эти данные, выражаемые трехкратным падением уровня доходов, представляются гораздо более соответствующими реальности, чем официальные статистические данные.
Поскольку все три варианта оценки размеров доходов и степени их падения несовершенны, возникает необходимость поиска компромиссной оценки. В качестве такой компромиссной величины, скорее всего, подойдет оценка "покупательной способности дохода", которая отражает сущность категории "реальный доход". Речь идет о доходе за определенный период, сопоставимом по величине с некоторой массой товаров и услуг потребительского спроса. В качестве основных индикаторов динамики доходов в таком случае используются сравнительные данные о количестве товаров в их соотнесенности с величиной среднемесячного дохода в расчете на душу населения. По расчетам, произведенным НИИ статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь, покупательная способность среднемесячного дохода относительно приобретения таких товаров первой необходимости, как хлеб и хлебобулочные изделия, в конце 90-х годов ХХ в. по сравнению с их началом снизилась более чем вдвое; относительно сахара и колбас - более чем втрое; относительно картофеля, овощей, яиц, макаронных изделий, муки - вчетверо; относительно рыбы - более чем в 12 раз.
Таким образом, происходит сближение оценок, полученных на основе социологических опросов населения, и данных о покупательной способности населения. Эти данные, выражаемые трехкратным падением уровня доходов, представляются гораздо более соответствующими реальности, чем официальные статистические данные.
Дифференциация населения Беларуси по уровню доходов имеет четко выраженные социально-стратификационные и территориально-поселенческие признаки. Так, в сентябре 2001 г., по данным социологических исследований, средний доход свыше 175 тыс. рублей имели 22,2% владельцев частных предприятий, в среде же рабочих такой доход имели только 4,2%, а служащих - и вовсе 2%.
При анализе динамики доходов необходимо учитывать, что более и Существенно иную картину динамики доходов дает обобщение социологических исследований. В их процессе различные группы населения, представленные репрезентативно выбранными респондентами, оценивают изменение своих доходов значительно пессимистичнее, считая, что за период с 1990 по 2002 год они уменьшились в 3-4 раза.
Расчеты, произведенные в Научно-исследовательском институте статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь, показывают, что если в конце 80-х годов теневые доходы составляли примерно 20% от их общей суммы, то к 2004 году доля теневых денег возросла до 50-60%. Изменилось и целевое назначение теневых доходов. Для части населения (5-6%) - это средства для приобретения предметов роскоши, для большинства же - средства, необходимые для поддержания потребления на минимально допустимом уровне или уровне, лишь приближающемся к традиционному.
Хотя доля доходов, получаемых за счет оплаты труда рабочих, крестьян, служащих, в общей структуре доходов на протяжении последнего десятилетия существенно снизилась, заработная плата и продолжает оставаться основным источником поддержания жизнедеятельности большинства трудоспособного населения.
В последнее время в Беларуси популярным стал один вопрос: откуда на минских улицах так много дорогих иномарок? И действительно, народ в своей массе не шикует, тратя заработанную копейку на еду и коммунальные услуги. Но машин стоимостью в несколько тысяч, а то и десятков тысяч баксов все больше и больше. Цены на жилье в белорусской столице подскочили за последний год в 1,5 раза, а покупателей хоть отбавляй... Как здесь не вспомнить классиков советской литературы, писавших, что если по стране бродят дензнаки, значит, у кого-то их должно быть много.
Большинство же владельцев дорогих иномарок смотрят на бедных людей как на чудаков, получая свои доллары в конвертах. Ежегодно социологические центры проводят исследования домашних хозяйств, прося респондентов определить уровень своих доходов. Более 1% белорусов отвечают, что в разумных пределах практически ни в чем себе не отказывают. Т.е. обеспеченных гораздо больше тех 11 тысяч честных богачей. Разница между двумя цифрами - это как раз и есть масштабы белорусской теневой экономики.
Почему эти люди не хотят "заплатить налоги и спать спокойно"? Возможно, среди них есть определенный процент анархистов, не признающих государственного устройства общества и принципиально отказывающихся финансировать его через налоговую систему. Но ведь остальные не рождены преступниками! Просто они считают, что действующая в Беларуси система налогообложения граждан, мягко говоря, не совсем справедлива. Потому что рассчитана только на бедных и абсолютно не стимулирует людей зарабатывать больше и не стесняться своих доходов.
Профильная комиссия парламента предлагала уйти от действующей сегодня в Беларуси прогрессивной шкалы налогообложения доходов (9, 15, 20, 25 и 30%) в пользу 2-уровневой: 10 - для получающих маленькие зарплаты и 15 для всех остальных. Тогда у нормально зарабатывающих людей появился бы стимул "выйти из тени". Но инициатор пересмотра закона Минфин эти предложения "зарубил" под тем предлогом, что при принятии минимальной 10-процентной ставки пострадает большинство белорусских налогоплательщиков, которые из-за своих низких зарплат реально платят подоходный в размере чуть более 9%.
Скажем, мировая практика подразумевает наличие минимума доходов, который не облагается налогом и с помощью которого защищаются самые бедные. В Беларуси этот минимум - ниже некуда: одна базовая величина (БВ). Почему не минимальная зарплата, которая, в отличие от абстрактной БВ, имеет к доходам непосредственное отношение и которая почти в 4 раза больше? Или, например, почему шкала налогообложения становится прогрессивной при заработке всего в 240 тех же базовых величин? Это примерно 175 долларов в месяц - сумма, на которую средняя белорусская зарплата должны выйти уже к концу этого года. Представьте, что зарплата действительно поднялась до этой границы, а базовую величину правительство поднять "забыло". Большинство автоматически начинает платить подоходный уже по 15%, и, заметьте, большинство это - отнюдь не самые обеспеченные люди... Так что вопрос существующей ныне прогрессивной шкалы затрагивает не только "богатых".
Пока же через первое чтение в парламенте были проведены косметические поправки к налогообложению белорусских граждан. Например, если до сих пор человек, подрабатывающий на нескольких работах, чтобы не идти отчитываться в налоговую инспекцию, должен был написать заявление с просьбой удерживать с него подоходный по ставке 20%, то после окончательного принятия закона заявление надо будет писать наоборот - тем, кто хочет платить по минимуму; предлагается ввести принцип налогового резидентства: подоходный в белорусскую казну будут платить все, кто проводит в республике больше полугода.
Из приятных "мелочей" два нововведения: доходы, полученные за границей, будут декларироваться только в конце календарного года, а не так, как сегодня, - в течение 30 дней после возвращения домой; предлагается освобождать от налогообложения в полном объеме подарки от близких родственников.
Так что же с "богатыми"? "Закон о декларировании доходов и имущества, который предоставляет право налоговым органам после истребования декларации и определения, что расходы превышают доходы, привлекать этих людей к налогообложению", - такие нехитрые административные методы раскрыл замминистра по налогам и сборам Александр Дорошенко. Понятно, на то они и фискальные органы, чтобы любой ценой собирать налоги. Но не проще ли было бы сделать так, чтобы не налоговый инспектор вычислял несознательных налогоплательщиков, а сам обладатель дорогого "мерседеса" без страха зарулил в налоговую?
Цели и задачи социологического исследования
В данной работе необходимо отметить, что в настоящее время система показателей статистики требует основательной доработки, т.к. на страницах журналов ученые ведут полемику о методах исследования статистических данных и их регистрации. Так, например, Ю.Карпухин в своей статье “Совершенствовать статистику преступности” рассматривает проблему полноты и своевременности представления в органы внутренних дел и налоговых органов, сведений о совершаемых в стране экономических преступлениях.
Целью данного социологического исследования является изучение социальных проблем теневой экономики в Республике Беларусь.
К задачам данного исследования можно отнести:
1. Изучить «теневую» сторону экономики РБ.
2. Исследовать сложившуюся ситуацию в РБ по данной проблеме.
3. Выявить факторы, вынуждающие уход бизнеса в «теневую» экономику.
4. Выявить причины сокрытия населением своих доходов.
Объект и предмет исследования
Объектом данного социологического исследования является все население РБ и его отношение к теневой экономике.
Предметом данного социологического исследования выступают проблемы связанные с сокрытием доходов, как организациями, так и всеми слоями населения Республики Беларусь (уходом малого бизнеса в «теневую» экономику).
Эмпирическая интерпретация понятий
Подпольный бизнес – запрещенные законом виды экономической деятельности: торговцы оружием и наркотиками, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры и т.п.;
Неофициальная (теневая) экономика – легальные виды экономической деятельности, но производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п.;
Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
Преступник - человек, который в той или иной степени нарушает закон, преследуя свои личные цели (с выгодой для себя).
Преступление - действия нарушающее закон и подлежащие уголовной ответственности.
Деятельность - специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям.
Статистика - наука о количественных изменениях в развитии общества и народного хозяйства; количественный учет всякого рода массовых случаев, явлений; научный метод количественных исследований в некоторых областях знаний.
Характеристика выдвинутых гипотез
· Я предполагаю, что большинство преступлений в нашей стране совершаются из-за материальной нестабильности, т.к. существующая экономическая ситуация предполагает такие негативные явления, как безработица, безденежье, инфляция и др.;
· Я предполагаю, что наличие газет, телевизионных и радиопередач, которые оповещали бы о последствиях совершенных экономических преступлений, наказаниях за содеянное и о моральном ущербе обществу, просто необходимо т.к. эти мероприятия оказывают положительное воздействие (на 15%);
· я думаю, что общество не должно спокойно относится как к экономическим преступлениям, так и к скрываемой от его информации, а выдвигать свои беспокойства соответствующим государственным органам, т.к. это будет способствовать более тщательной работе по предупреждению и раскрытию негативных явлений в обществе;
· я предлагаю, нужно продолжать дискуссии о проблемах «теневой» экономики, проводить опросы общественного мнения, больше внимания уделять этому вопросу в средствах массовой информации, т.к. это будет способствовать сокращение экономической преступности.
Анкета
по проблеме социальные проблемы теневой экономики в РБ
Уважаемые респонденты!
БТЭУ ПК проводит социологическое исследование по теме социальные проблемы теневой экономики в РБ с целью изучение социальных проблем теневой экономики в Республике Беларусь
Анкетный опрос является анонимный.
Просим Вас как можно искреннее ответить на вопросы анкеты и не утаивать собственные мнения.
Инструкция по заполнению анкеты.
Обведите кружком те вариантов ответов которые соответствует вашему мнению. Если в анкете не содержится ответ , который соответствует вашей точки мнения в свободной строке укажите свой(иной) вариант ответа.
1. Считаете ли вы актуальной проблему «теневой» экономики в нашей стране?
q да, считаю;
q эта проблема меня не интересует;
q затрудняюсь ответить;
q ваш вариант ответа:_____________________________
2. Как вы считаете, достаточно ли мероприятий проводит государство по предотвращению развития преступности?
q достаточно;
q хотелось бы больше;
q их бесполезно проводить;
3. Какие мероприятия вы можете предложить для предотвращения сокрытия доходов в обществе?
q лекции, беседы;
q деловые игры;
q экскурсии;
q все вышеперечисленное;
q вы думаете иначе:_________________________________
4. Как вы думаете, к какому социальному слою общества принадлежат лица, скрывающие свои доходы?
q рабочие;
q студенты, либо учащиеся;
q безработные;
q лица, занимающие высокие должности;
q вы думаете иначе:___________________________________
5. Вы скрывали когда-нибудь, что-то от государства?
q да;
q нет;
5. Если скрывали, то, какие цели вы преследовали?
6. Как вы считаете, взаимосвязана ли преступная экономическая деятельность с экономической нестабильностью в стране и как это отражается на статистике?
___________________________________________________
7. Как вы думаете, какие цели преследует экономический преступник, совершая незаконные действия?
q с целью материального обогащения;
q безвыходность ситуации;
q ради наслаждения;
q все вышеперечисленные ответы;
8. Ваше отношение к налоговым органам и ОБЭП?
q они ничего не делают;
q их деятельность не организованна;
q их деятельности недостаточно для предотвращения экономического преступления;
q они делают все возможное и невозможное;
q ваш ответ:__________________________________
9. Что вы знаете об экономических преступлениях на территории нашей страны?
q я ничего о них не знаю;
q они наиболее распространены;
q меня это не касается;
q другие варианты ответа:________________________
10. Своевременно ли вы подаете в налоговые органы декларацию о доходах?
q да;
q нет;
11. Ваш пол?
q жен
q муж
12. Ваш возраст?
q 16-20
q 21-35
q 36-45
q 46-60
q и старше
13. Ваше образование?
q нет;
q базовое;
q среднее;
q средне специальное;
q среднетехническое;
q высшее;
14. Ваше социальное положение?
q учащийся;
q студент;
q рабочий;
q предприниматель;
q другой ответ:_________________________________
15. Ваше семейное положение?
q женат (замужем);
q не женат (не замужем);
Заключение
Дифференциация населения Беларуси по уровню доходов имеет четко выраженные социально-стратификационные и территориально-поселенческие признаки. Так, в сентябре 2001 г., по данным социологических исследований, средний доход свыше 175 тыс. рублей имели 22,2% владельцев частных предприятий, в среде же рабочих такой доход имели только 4,2%, а служащих - и вовсе 2%.
При анализе динамики доходов необходимо учитывать, что более и Существенно иную картину динамики доходов дает обобщение социологических исследований. В их процессе различные группы населения, представленные репрезентативно выбранными респондентами, оценивают изменение своих доходов значительно пессимистичнее, считая, что за период с 1990 по 2002 год они уменьшились в 3-4 раза.
Расчеты, произведенные в Научно-исследовательском институте статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь, показывают, что если в конце 80-х годов теневые доходы составляли примерно 20% от их общей суммы, то к 2004 году доля теневых денег возросла до 50-60%. Изменилось и целевое назначение теневых доходов. Для части населения (5-6%) - это средства для приобретения предметов роскоши, для большинства же - средства, необходимые для поддержания потребления на минимально допустимом уровне или уровне, лишь приближающемся к традиционному.
Люди у которых много дензнаков, их имена знают в налоговых инспекциях, но это конфиденциальная информация. Для общества проблема в другом: официально хорошо зарабатывающих (по белорусским меркам) граждан у нас очень мало. Около 11 тысяч на всю страну. Это законопослушные налогоплательщики, которые не скрывают перед государством свои доходы (на руки они получают от 500 долларов в месяц в эквиваленте) и платят большой (30%) подоходный налог. А их работодатели платят еще больше: чтобы человек получил один рубль "чистыми", бухгалтерия должна еще 40 копеек перечислить государству в виде социальных налогов.
Большинство же владельцев дорогих иномарок смотрят на них как на чудаков, получая свои доллары в конвертах. И таких людей в Беларуси не так уж и мало. Ежегодно социологические центры проводят исследования домашних хозяйств, прося респондентов определить уровень своих доходов. Более 1% белорусов отвечают, что в разумных пределах практически ни в чем себе не отказывают. Т.е. обеспеченных гораздо больше тех 11 тысяч честных богачей. Разница между двумя цифрами - это как раз и есть масштабы белорусской теневой экономики.
Почему эти люди не хотят "заплатить налоги и спать спокойно"? Возможно, среди них есть определенный процент анархистов, не признающих государственного устройства общества и принципиально отказывающихся финансировать его через налоговую систему. Но ведь остальные не рождены преступниками! Просто они считают, что действующая в Беларуси система налогообложения граждан, мягко говоря, не совсем справедлива. Потому что рассчитана только на бедных и абсолютно не стимулирует людей зарабатывать больше и не стесняться своих доходов. Это в Беларуси 500 долларов в месяц - очень большая зарплата, для остальной Европы - это минимум, при котором человек не то, что не чувствует себя богатым, а просто не ощущает себя очень бедным. Почему тогда белорусские "богачи" должны платить максимальную ставку подоходного налога?
Литература
1.Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Арзилияна-2-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997.-864.
2. Говзич В. К вопросу об Экономической преступности и коррупции // Предпринимательство в Белоруссии.-1999.—4. С.30-31.
3. Лукашов А. Экономическая преступность в зеркале статистики// Бюл.нормат.-правовой информ.-2004.-№8.-с.14-19.
4. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика" /БЭЖ , № 4, 2004.
Белкоопсоюз Учреждение образования Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации Кафедра менеджмента Социологическое исследование на тему: «Социальные проблемы теневой эконо
Экономика России
Экономическая безопасность России
Экономическая оценка регионального потенциала
Эффективность или неэффективность управления предприятий государством
Особливості моделей економічного розвитку країн, що розвиваються
Рональд Коуз: "Фирма, рынок и право"
Национальная экономика РФ
Причины и последствия внешней трудовой миграции
Всегда ли действует закон убывающей предельной полезности?
Економічна оцінка ефективності інвестування в людський капітал
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.