курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Алексей Симонов
Впервые Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382 годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское. Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасий – это никто иной, как любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти, теперь уже несуществующие, деревни назывались – Игнатьева, Пирутина и две деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***». Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения: Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская дорога.
В той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на самого Савву, только себе самому – великому князю и митрополиту оставлял право производить «исправу».
… Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей? Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских слуг.
Независимость пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого Симонова монастыря.
Известно, что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь. Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно, имел право приобретать имения для монастыря.
В 1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие, Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В 1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях.
Дальнейшие сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам, господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине, твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера, и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в пользу Симонова монастыря.
Границы бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селения – Хомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино.
Схема расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века.
В начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584) ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с деревнями…»
В 1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего озера, принадлежит Чудову монастырю.
По сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское кладбище.
1. А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях. С-Пб., 1852, с.282.
2. Акты, относящиеся до юри-дического быта древней России. С-Пб., 1857, № 52, т.1, стлб.161-169.
3. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1877, с.258.
4. Московские церковные ведо-мости. 1896, № 21, с.273-274.
5. Священник Н.Скворцов. Уничто-женные в Московском уезде церкви. МЦВ. 1903, № 40, с.499.
6. Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV-начала XVI веков. М., 1958, т.2, с.338-339.
7. С.Б.Веселовский. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1962, с.26.
8. Л.И.Ивина. Акты феодального землевладения и хозяйства. Л., 1983, с.88.
9. Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992, с.80-83.
10. П.Паламарчук. Сорок Сороков. М., 1992, т.1, с.280, М., 1995, т.2, с. 111.
11. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995, т.3, с.87.
12. И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1997, с.384-385.
13. А.В.Бугров. Медвежьи озера. Район «Поселок Восточный». М., 1999, с.168-174.
14. Альманах «Богородский край». Ногинск, 2000, № 2, с.51-55.
* Симонов монастырь – основан в 1370 г. учеником преподобного Сергия Радонежского святым Феодором, позднее архиепископом Ростовским, на месте, которое еще в XII веке именовалось Симоновым и являлось одним из сел боярина Кучки. Тогда же – в 1370 г., был построен здесь первый деревянный храм Рождества Богородицы, в котором позднее были похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1509-1510 годах взамен ветхой деревянной была возведена церковь каменная. Сам монастырь в 1379 г. был перенесен на полверсты к северу на новое место, которое было подарено монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, здесь монастырь и располагался вплоть до закрытия в 1923 г. Место первого Симонова монастыря всегда называлось Старое Симоново.
** Борть – по-славянски значит дупло, отсюда бортное пчеловодство.
*** За отсутствием других орудий, кроме лука, птиц ловили обыкновенными силками, сделанными из конского волоса, или перевесами – сетями, которые развешивали на деревьях в местах пролета птиц. Отсюда и сами места ловли птиц сетями назывались перевесами.
**** Сместный суд – суд, который назначался, когда монастырские люди имели дело с людьми не монастырскими, а городскими или волостными. Этот суд производили вместе судьи монастырский и гражданский, а исполнение приговора над каждым из соперников предоставлялось только тому из судей, кому был подчинен тот или другой.
***** Феодор – святой, архиепископ Ростовский, родной племянник преподобного Сергия Радонежского, сын его брата Стефана, в миру Иоанн. Приведенный в 13 лет в пустыню Сергиеву, тогда же был пострижен в монашество. Достигнув совершенства, Феодор основал новый общежительный монастырь близ реки Москвы, известный под именем Симонова монастыря. Являлся духовником великого князя Дмитрия Донского, который часто поручал ему церковные дела. Скончался в 1394 году.
Архитектурный памятник как исторический источник
Музеи Подмосковья
Об истории Николаевской церкви села Макарова: создание, закрытие и разорение, возрождение
Увековечение памяти защитников Москвы на Звенигородском направлении. Ноябрь-декабрь 1941 г.
Города в деталях
Никольский храм в Зарайске
Храм Егория на Хотче
«Вифания, приют родимый…». Исследовательский проект
Усадьба Марьино: вековые традиции и современная функция
Некоторые черты религиозного быта Челябинска в XVIII — начале XIX века
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.