База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Способы выявления лжи в речевой коммуникации — Психология

МГТУ

Кафедра сервиса, туризма и связи с общественностью

ложь поведение грамматический моторный

Способы выявления лжи в речевой коммуникации

Шишкина Е.Г.

Научный руководитель:

Доцент Киржинова С.А.


Проблема выявления лжи или обнаружение неискренности в поведении человека имеет довольно давнюю историю, потому что от качества получаемой нами информации зависит принятое нами решение, поступки и выбор стратегии, поведения или принятия решения в деловой сфере.

Что же можно считать ложью?! Ложь – это состояние определенной эмоциональной напряженности. Ложь можно выявить в процессе речевой коммуникации, ориентируясь на определённые признаки. Рассмотрим некоторые из них.

Особенности выбора слов:

1. Затруднения в оперативном выборе слов для адекватного выражения мыслей. А) Возрастает количество и длительность пауз нерешительности, предшествующих искомому слову. Такие паузы наблюдаются даже перед словами, обладающими большой частотностью и легко актуализируемыми в речи в обычном состоянии в силу их высокой предсказуемости в данном конкретном окружении. Поисковые паузы сопровождаются заполненными паузами – э, кх, гм, мм – количество которых возрастает. Сокращается средняя длина отрезка речи. Возрастает индекс нерешительности – отношение времени пауз ко времени чистой речи. Б) Затруднения в осуществлении выбора языковых единиц материализуются в виде возрастающего количества семантически нерелевантных повторов отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний.

"Я все не знаю … может она, может оно, может оно у меня / эээ со дня рождения может она у меня есть"

В) Затруднения в формулировании мыслей – возрастание количества поисковых слов "это", "такой", растягивание конечного гласного в слове. Г) Слова-паразиты Видите ли, знаете, вот, ну и др. В состоянии эмоциональной напряженности их количество возрастает вдвое (вследствие ослабления контроля говорящего за качеством речи)

2. Снижение словарного разнообразия – говорящий отбирает слова, которые наиболее частотны в его идиалекте, которые как бы лежат на поверхности, т.е. он упрощает стратегию поиска слов.Единство двух тенденций: к прерывистости речи и к увеличению ее слитности.

3. Тенденции к использованию эрзац-обозначений, пустых лексем, появление которых связано с затруднениями в устной речи при выборе адекватных лексических единиц для реализации замысла высказывания.

4. Возникновение парафазий – слов, употребляющихся неуместно в определенном контексте.

5. Выбор слов с четкой позитивной или негативной коннотацией, употребление усилительных частиц "уже, ж"

6. Более частое употребление глаголов по сравнению с прилагательными, что придает речи более динамичный характер.

Для смысловой структуры речи в состоянии эмоциональной напряженности характерны:

1. Снижение плотности пропозиций (пропозиция – любое сочетание слов, представляющее собой предикативную пару или могущее быть трансформированным в нее). А) За счет затруднений, испытываемых говорящим. Б) За счет значительного количества пресерваций иного происхождения, не связанных с затруднениями в выборе слов, а вызванных присущим только речи в состоянии эмоциональной напряженности явлением – "ухудшением торможения раз возникшего стереотипа". В) За счет повторов, обусловленных стремлением говорящего наиболее эффективно внушить свою мысль собеседнику.

2. Интенсивность употребления экспрессивных пропозиций возрастает, этому способствует увеличение количества слов с четкой позитивной или негативной коннотацией.

3. Употребление большего количества слов, выражающих неуверенность.

Специфика грамматического оформления высказывания.

1. Большое количество грамматически и логически незавершенных фраз

А) Тенденция к синкретизму в области строевого синтаксиса

Б)Тенденция к расчлененности в области актуального синтаксиса. В состоянии эмоциональной напряженности говорящий избирает как бы наиболее упрощенный способ грамматической реализации высказывания, не утруждая себя необходимостью "считывать" грамматические "обязательства" в ходе его порождения. С этим связано отсутствие грамматического согласования между отдельными частями высказывания.

2. Незакрепленность места зависимых членов по отношению к их хозяевам, причем чаще зависимые члены располагаются в постпозиции.

3. В речи нередко искажается логическая связь между отдельными словами высказывания, возникает двусмысленность.

4. Нарушение структуры сложного синтаксического целого – говорящий неоднократно отвлекается от изложения основной мысли, сообщая побочные сведения, что затрудняет восприятие речи.

5. Нарушения доминированности имени в рамках сложного синтаксического целого, т.е. случаи замены подразумеваемых говорящими существительных местоимениями.

6. Ошибки согласования, некорректируемые говорящим.

Особенности моторной реализации. В состоянии эмоциональной напряженности, когда говорящий особенно заинтересован в том, чтобы повлиять на поведение слушающего в желаемом для него направлении, он, как правило, придает своей речи аффективную окраску, зная из собственного речевого опыта, что "аффективная речь – лучший способ внушить свою мысль собеседнику".

1. Колебания частоты тона и интенсивности речевого сигнала.

2. Резкие перепады общего темпа речи.

3. Возрастание темпа артикулирования.

4. Изменение длительности латентного периода реакции на реплику собеседника.

5. Возникновение ошибок в артикуляции звуков наряду с подчеркнуто усиленным произношением, временами переходящим в скандирование.

Изменения в характеристиках речи в состоянии эмоциональной напряженности, обусловленные особенностями нейрофизиологических механизмов эмоциональных состояний.

Сложности при передаче содержания

Иногда лгать сложнее, чем говорить правду (например, когда лжецу приходится мгновенно сочинять ответ). Не всем людям это хорошо удается. В результате лживые высказывания могут быть короткими и звучать неубедительно и неправдоподобно. Возможно также, что лжец не будет ссылаться на себя вследствие отсутствия личного опыта.

Попытки контроля

Лжецы нередко усиленно стараются произвести на наблюдателей впечатление честных людей. Они могут полагать, что будут выглядеть подозрительно, если не предоставят другим достаточного количества информации. Поэтому они стремятся сообщить хотя бы некоторую информацию, что трудно сделать, если необходимой для ответа информацией они не владеют. Одним из возможных вариантов является сообщение нерелевантной информации в качестве замены той информации, которую лжец не может предоставить.

Иногда лжец высказывает вещи, ложность которых заранее известна вопрошающему. Подобную ложь легко изобличить, прислушавшись к словам лжеца. Однако не все лжецы лгут очевидным образом.

Даже если ложь не явная, ее часто можно распознать при внимательном отношении к содержанию речи. лжецы иногда рассказывают неправдоподобные истории. Более того, их утверждения зачастую носят непрямой и уклончивый характер, не будучи отмечены личными переживаниями. Помимо этого, люди, говорящие правду, — особенно если они ведут себя эмоционально, — склонны к неструктурированному повествованию, тогда как лжецы описывают события в более хронологически выверенной манере. Наконец, лжецы уснащают свои рассказы меньшим числом подробностей, чем те, кто говорит правду. Эти факты объясняются рядом причин Например, негативные эмоции (гнев, чувство вины) могут вылиться в негативные же утверждения, а удрученность — привести к тому, что лжец примется рассказывать свою историю в неструктурированной манере. Не говоря о том, что умалчивание о многих подробностях может быть следствием недостатка воображения для их выдумывания, недостаточная осведомленность в тех или иных деталях или нежелание о них говорить повышают вероятность противоречий или того, что проверяющие разоблачат обман при проверке сказанного.

Рекомендации по поимке лжеца:

Будьте подозрительны

Ложь часто остается нераспознанной из-за чрезмерной доверчивости наблюдателей — они слишком часто допускают, что люди говорят правду. Тому, кто допытывается до истины, важно быть подозрительным и не верить никаким людским словам. Иногда это трудно. Правила ведения беседы в обыденной жизни не позволяют наблюдателю выказать подозрение. Разговор сделается неловким, если наблюдатель выразит свои сомнения, ибо оратор придет в раздражение, когда дознающий примется то и дело перебивать его и ставить под вопрос все, что бы он ни сказал

Ведите зондирование

Помимо сказанного, слушатели должны постоянно задавать все новые и новые вопросы по теме — едва у них возникает подозрение, что отвечающий лжет. Если дознаватель продолжает задавать вопросы, тому становится все труднее и труднее лгать. На то есть несколько причин. Лжецы должны стараться не противоречить себе; не говорить о том, недостоверность чего уже известна расспрашивающему, и должны помнить об уже сказанном на случай, если дознаватель вновь поинтересуется только что высказанной или уточненной информацией. Более того: лжецам приходится постоянно контролировать свое поведение, чтобы не выдать себя очевидными поведенческими признаками нервозности и когнитивной перегрузки.

Не выдавайте важной информации

Важно не слишком показывать лжецу свою осведомленность в его обстоятельствах. Лжецы не скажут наблюдателям заведомой лжи. Это легко, когда лжец знает, что знает допрашивающий, но становится труднее, когда объем знаний последнего лжецу неизвестен. В подобных обстоятельствах лжецы не знают, что им можно сказать, и всегда рискуют попасться на произнесении вещей, противоречащих знанию наблюдателя. К тому же эта постоянная угроза быть пойманными может заставить их нервничать, что повышает вероятность проявления бихевиоральных признаков в процессе лжи.

Будьте информированы

Дознавателю легче уличить лжеца, если он, дознаватель, хорошо информирован на тему, выступающую предметом лжи. Чем больше деталей известно ему заранее, тем скорее он заметит неправду в словах лжеца.

Предлагайте лгущим повторять уже сказанное

Полезной техникой для разоблачителей лжи является обращение к лгущим с требованием повторить уже сказанное. В этом заключены два преимущества. Во-первых, лжецы иногда производят подозрительное впечатление или даже уличаются лишь потому, что не могут вспомнить, о чем они говорили прежде, и начинают противоречить себе при попытке повторить свои рассказы. Во-вторых, когда лжецы сознают, что наблюдатели пользуются данной техникой, они могут принять решение не слишком отягощать свою ложь измышлениями, ибо чем больше они скажут, тем скорее подвергнутся риску забыть об уже сказанном ранее и вступить с собой в противоречие. Из-за этого бывает, что лживые утверждения качественно обедняются, а точность техник разоблачения, которые нацелены на богатство утверждений.

Следите и слушайте внимательно и избегайте стереотипов

В природе не существует никакого типичного невербального поведения, способного указать на обман, равно как нет и закона, по которому все лжецы говорили бы некие строго определенные вещи или избегали о них говорить. Поэтому не стоит выносить суждения об обмане исходя из стереотипных представлений (например: "лжецы отводят взгляд", "лжецы суетливы", "лжецы запинаются"). Вместо этого наблюдатели должны оценивать каждый случай индивидуально. Отсюда крайне важно внимательно наблюдать за поведением человека и тщательно выслушивать все, что он произносит. Мимолетное выражение эмоции на лице, заторможенность мелких движений, вербальные несоответствия — все эти признаки могут указывать на обман.

Выявить тонкие невербальные признаки обмана нередко бывает легче, если распознающий ложь знаком с естественным поведением потенциального лжеца. В подобном случае проще нащупать (тонкие) изменения в поведении. Таким образом, определители лжи должны постараться лучше познакомиться с последним, поискать отклонения от этого "базисного поведения" и попытаться объяснить эти отклонения (они могут вызываться не теми причинами, по которым человек лжет).

МГТУ Кафедра сервиса, туризма и связи с общественностью ложь поведение грамматический моторный Способы выявления лжи в речевой коммуникации Шишкина Е.Г. Научный руководитель: Доцент Киржинова

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Причины умственной отсталости
Психологические аспекты потребления и сбережения
Проективные методы психодиагностики
Психологическая наука и общественная практика
Психологические тесты
Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Гендерная специфика девиантных форм поведения
Трудотерапия при психопатологии
История и общая характеристика тестов личности
Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru