Спрос и предложение
1.
Спрос – желание и возможность потребителя
приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный
период времени.
2.
Предложение – готовность производства продать
определенное количество товара по определенной цене в определенное время.
3.
Закон спроса - экономический закон наличия обратной зависимости между
ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода.
Причина обратной зависимости состоит в том, что по мере потребления каждой
последующей дополнительной единицы товара или услуги ее дополнительная
полезность для потребителя будет снижаться.
4.
Закон предложения - экономический закон наличия прямой зависимости между ценой
и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
5.
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
Рыночное равновесие: - устанавливается в результате взаимодействия решений
домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и -
выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом
на рынке. Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и
долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе
увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
Равновесная цена -
цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые
желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг,
которые производители желают предложить. При равновесной цене: - цена, при
которой спрос и предложение равны; - цена, при которой нет ни дефицита, ни
избытка товаров и услуг; - цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или
снижению. На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой
пересечения кривых спроса и предложения.
6.
Избыток – превышение предложения над спросом.
7.
Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит
свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии
уравновешивающей цены. Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении,
вызванном низкой ценой.
8.
Себестоимость продукции - совокупность прямых издержек, связанных с производством
изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации
определенного вида продукции.
Себестоимость включает в себя: - затраты на материалы; -
прямые затраты на рабочую силу; - переменные издержки: материальные затраты,
амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного
персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и
реализацией.
Различают производственную и полную себестоимости.
Факторы спроса
- Вкусы потребителей;
- Количество потребителей;
- Денежные доходы потребителей
(нормальное качество, низкое качество);
- Цены на взаимозаменяемые товары (взаимозаменяемые,
взаимодополняемые);
- Потребительские ожидания относительно
будущих цен и доходов
Изменение
одного или нескольких факторов ведет к изменению кривой. И она сдвигается
вправо, если спрос увеличивается, и сдвигается вниз, если спрос падает.
- «Изменение величины спроса» - речь
идет о передвижении от одной точки к другой на кривую спроса.
- «изменение спроса» - речь идет о
смещении кривой, т.е. об изменении объема спроса в одну или другую сторону.
Фактор предложения
- цена на ресурсы
- технология производства
- налоги и дотации
- цены на другие товары
- количество производителей на рынке
Снижение предложения
вызовет смещение кривой предложения вверх, а увеличение предложения вызовет
смещение кривой вниз.
«величина предложения» -
количество данного товара (услуги), которое продавец предлагает к продаже при
определенной цене.
«предложение» - все количество
товара (и его стоимость), находящееся на рынке или которое желают реализовать
производители при данном уровне цены.
Эластичность спроса
1.
Эластичность - степень изменения зависимой переменной в ответ на
изменение другой, независимой переменной.
2.
Эластичность
спроса по цене –
процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1%.
Коэффициент эластичности спроса по
цене.
эластичность спроса по доходам.
3. На товар с неэластичным спросом имеет смысл повышать цену, т.к. доход
повышается тоже.
4. - товары первой необходимости;
- трудно найти заменители;
- товары с относительно не высокой стоимостью
- безвыходные ситуации.
5. Эластичность спроса по доходу - степень изменения
количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов
потребителей. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного
изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние
изменений в доходах на расходы потребителей.
6.Законы Энгеля - эмпирические закономерности
изменения структуры расходов домохозяйств в зависимости от возрастания размера
полученного ими дохода.
По мере роста дохода общее потребление будет возрастать, но в
разных пропорциях.
По мере роста дохода, расходы на продукты питания будут расти
с одновременным переходом от некачественного питания к качественному.
В общем объеме расходов доля продуктов питания будет
сокращаться при росте расходов на недвижимость, отдых, путешествия, сбережения.
По мере роста дохода каждое домохозяйство будет тратить на
потребление меньшие суммы и больше будет сберегать.
Законы Энгеля послужили основой для построения модели
Д.М.Кейнса "доходы-расходы".
7.Перекрестная
эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены
на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим
потребительским качествам) товар.
Положительное значение перекрестной эластичности означает,
что товары являются взаимозаменяемыми.
Отрицательное значение перекрестной эластичности означает,
что товары являются взаимодополняющими.
8.Эластичность предложения - степень изменения в
количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс
возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах
раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного
равновесия.
9.Неэластичный спрос - спрос, при котором: - либо
процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве
спрашиваемого товара, что общий доход, получаемый всеми продавцами на рынке
сокращается; - либо процентное увеличение в цене вызывает такое сокращение в
количестве спрашиваемого товара, что общий доход продавцов возрастает.
Спрос и предложение
1.
Спрос – желание и возможность потребителя
приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный
период времени.
2.
Предложение – готовность производства продать
определенное коли