курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Получение высшего образования, обучение в университете - процесс, растянутый во времени. И главное, чтобы обучение в конечном итоге привело к заветной цели - трудоустройству по специальности с перспективой карьерного роста.
Получение высшего образования за рубежом, как и в России, - серьезный шаг, которому должна предшествовать соответствующая подготовка.
Само по себе получение качественного высшего образования очень перспективно. Даже независимо от того, получено оно в России или за рубежом. У нас в стране сейчас тоже очень сильна база подготовки специалистов. Хотя существенное отличие обучения "здесь" и "там" все же есть. Уже одни отличия в менталитете и квалификации наших выпускников и выпускников других стран заставляет задуматься, каковы фундаментальные отличия систем образования в России и за рубежом. И какие особенности нам следовало бы перенять, а какие обойти стороной. Поэтому объектом данного исследования является ряд систем высшего образования некоторых зарубежных стран (европейских, а также США и Японии). Предмет изучения – специфика, отличительные черты этих систем. Мы рассмотрим эти системы с целью выявить их особенности, сложившиеся исторически и географически. Для этого необходимо решить ряд задач:
- выбрать ряд стран с различными системами высшего образования;
- наметить основные линии особенностей этих систем;
- сделать выводы об особенностях и положительных чертах этих систем;
- сравнить их с некоторыми особенностями системы образования в России.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последние годы ситуация в мире существенно изменилась: на всех ступенях образования, в том числе и в высшем образовании происходит интеграция и глобализация. В связи с этим в систему высшего образования в России приходят новые принципы, методы, приемы и системы обучения. Например, введение тестирования как способы контроля усвоения знаний практически по всем предметам. По этому вопросу ведутся горячие дискуссии: стоит ли привносить в систему российского вузовского образования нововведения из других стран, насколько они приживутся и будут полезны. Эта работа – попытка частично ответить на поставленные вопросы и определить место системы российского высшего образования среди образовательных систем мира.
Практическое значение. Эта работа может использоваться преподавателями при чтении курсов педагогики высшей школы, а также может рекомендоваться как основа для более детального изучения и сравнительной характеристики систем высшего образования в России и за рубежом.
Часть I. Системы высшего образования в англоязычных странах
1. Великобритания
Все образование в Англии и все высшее образование в Великобритании контролируется министерством образования. Северная Ирландия и Шотландия имеют отдельные департаменты образования. Местным властям оказывается финансовая помощь; существует общенациональная шкала зарплат для учителей.
В университет можно поступить после успешного завершения курса A-level в одной из британских частных школ. Вариант второй: Tutorial Colleges, Six-form Colleges, международные колледжи, готовящие детей к поступлению в университеты как по программе A-level, так и по специальным программам (University Foundation Programme, International Baccalaureate Programme). В отличие от обычных частных школ-пансионов в расписании этих колледжей нет ни репетиций хоров и оркестров, ни театральных спектаклей, ни обязательных уроков физкультуры. Вместо этого все усилия направлены на одну цель: подготовить человека к сдаче экзаменов с максимальным результатом. Поэтому лекции, семинары, лабораторные работы, сменяя друг друга до позднего вечера, проходят здесь в маленьких, не больше 6 человек, группах. При необходимости со студентом занимаются индивидуально. Фактически Tutorial Colleges занимают в образовательной системе Великобритании ту нишу, которую в российской системе занимают репетиторы. Гибкость учебных программ - это еще одно преимущество колледжей.
Университеты. В Соединенном Королевстве более сорока университетов, среди них ведущие – Оксфорд и Кембридж – также и самые старые учебные заведения, основанные соответственно в 12 и 13 вв.
Крупнейшим высшим учебным заведением является Лондонский университет. Выделяются также университеты Уэльса, Эдинбурга, Лидса, Глазго, Бирмингема, Ливерпуля и Бристоля. Все они содержатся на средства, получаемые от частных пожертвований; с 1919 часть средств поступает от парламента. Правительство финансирует Открытый университет, предлагающий заочное обучение и курсы по радио и телевидению. Большинство студентов получают стипендии или иную финансовую помощь от университетов или местных и общенациональных правительственных фондов.
Поступить на международный бакалавриат (Intenational Baccalaureate), готовящий абитуриентов к поступлению в лучшие западные университеты, может любой гражданин мира в возрасте от 15 лет, прошедший собеседование на английском языке.
Двухлетний курс IВ, например в оксфордском St Clare's College, предполагает изучение шести предметов: 1) родной язык 2) иностранный язык 3) математика, 4) гуманитарные науки (необходимо выбрать какой-то предмет типа истории культуры, общей истории, литературоведения и т.п.), 5) естественнонаучный предмет (по выбору - физика, химия или биология), 6) предмет по выбору. В зависимости от выбора будущей специальности студент выбирает себе дополнительный предмет для профильной подготовки на факультет. В дополнение к указанным шести предметам бакалавр проходит курс CAS (Creativity, Activity, Service): один творческий предмет (на выбор музыка, театр, изобразительное искусство), один вид спорта (на выбор - от верховой езды до катания на горных лыжах) и социальная деятельность (помощь пожилым людям, беженцам, уборка территории и т.п.). Целью обучения в IB педагоги считают создание развитой личности, именно поэтому большинство университетов предпочитают выпускников IB школьникам с отличным аттестатом.
Сначала решают, по какой специальности получать высшее образование. Выбрав специальность, обращаются к рейтингам, причем не к общим рейтингам, а именно к рейтингам по специальностям. В общих обычно лидируют Кембридж и Оксфорд, за ним следуют Лондонская школа экономики, Империал-колледж - это самые престижные университеты. Выбирают обычно из первой десятки или, может быть, двадцатки университетов - их дипломы высоко котируются у работодателей.
Ирландский Central Applications Office опубликовал статистику по первому выбору специальностей абитуриентами 2004 года. Из 54263 поданных заявлений 43305 пришлось на образовательные программы, заканчивающиеся получением профессионального диплома и сертификата. Среди выбранных специальностей 25% заявлений (13565) пришлись на дисциплины, связанные с гуманитарными и социальными науками, за которыми следуют управление и бизнес – 17% (9302).
На третьем месте находятся инженерные и технологические дисциплины – 13,7% заявлений (7428), а четвертое место занимает медицина (2098 заявлений).
2. США
Американские студенты, как считается, лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в выбранной профессии, а определенную специализацию на весь период учебы - от школы до университета - получают с достаточно раннего возраста. Российские школы не дают ученикам возможности делить предметы на преподаваемые в большем или меньшем объеме, напротив, американская система с девятого класса предоставляет свободу в выборе предметов, по которым нужно набрать наибольшее количество кредитов для поступления в вуз. Также в американской школе можно выбрать несколько вариантов одного и того же предмета, например, Algebra I и Algebra II. Отличаются эти два курса количеством занятий и сложностью материала.
Местные колледжи, технические и колледжи начального образования предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете и могут вести к получению степени по результатам четырехгодичного обучения в колледже. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор возможностей при сравнительно низкой стоимости обучения.
Выпускники местных колледжей и колледжей начального образования получают дипломы об успешном окончании двухлетней программы обучения, а также удостоверения по окончании более краткосрочных программ технического обучения или диплом о начальном высшем образовании.
В Соединенных Штатах местные, технические колледжи и колледжи начального обучения (как государственные, так и частные) предлагают обучение техническим профессиям. Двухгодичные колледжи предлагают широкий выбор программ, которые рассчитаны обычно на год или более с отрывом от производства.
Местные колледжи, колледжи начального образования и технические колледжи также предлагают краткосрочные технические программы повышения квалификации, рассчитанные на обучение в течение нескольких недель или месяцев. Частные учебные заведения, которые обычно специализируются на работе в одной области и могут присваивать или не присваивать степень, являются альтернативным вариантом получения технического образования.
В последние годы в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшая школа находит новые пути получения образования, постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Это, например, сочетание заочной, вечерней и очной форм обучения, которые в основном охватывают работающую молодежь, стремящуюся получить образование без отрыва или с частичным отрывом от производства. Так, большинство "нетрадиционных" студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе " неполного дня", но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень, они испытывают практическую потребность в приобретении и расширении какой-то определенной области знаний.
На этом уровне происходит обучение в колледже или университете в качестве студента. Курс для студентов является четырехгодичным, и выпускники колледжей и университетов получают степень Bachelor of Arts (BA) или Bachelor of Sciences (BS), которая соответствует отечественному диплому о высшем образовании.
Выпускник американской аспирантуры получает степень Master of Arts (MA), Master of Sciences (MS) или Doctor of Philosophy (PhD). В системе высшего образования в Америке PhD - самая высокая научная степень. PhD обычно присваивается после трехлетних программ обучения и защиты диссертации оригинального исследования. Степень PhD cчитается необходимой для тех, кто хочет стать ученым и заниматься наукой.
После завершения аспирантской программы за два года можно получить степень MA или MS. Обычно считается, что степень MA/MS для тех, кто не собирается заниматься наукой, но хочет подготовить себя к практической работе, например, в сфере бизнеса (Master's of Business Administration - MBA).
Кто может поступить в аспирантуру? Студенты, имеющие диплом о высшем образовании или обучающиеся в аспирантуре, могут поступать в аспирантуру в Америке. Люди, имеющие степень кандидата наук, также могут поступать в аспирантуру, но им следует себя спросить, стоит ли повторять аспирантскую программу (2-3 года).
Те, кто имеет степень кандидата наук, могут обратиться в американские университеты и исследовательские центры, чтобы поехать на стажировку для исследовательской работы или чтения лекций.
Американская система академических степеней насчитывает три основные градации: бакалавр (B.Sc., B.A. - Bachelor of Science, Bachelor of Arts), магистр (или мастер, M.Sc., M.A. - то же самое со словом Master) и доктор (Ph.D. - philosophy doctor. Вспомним, что философия по-гречески - это любовь к мудрости :). Степень бакалавра заслуживается после четырех лет учебы (студенты соответствующих курсов называются freshmen, sophomore, junior и senior), которая называются undegraduate studies. После этого (т.е. при наличии B.A.) человек уже считается взрослым и продвинутым, и дальнейшая учеба называется graduate studies.
Иногда магистерская программа предлагается университетом (точнее, конкретным департментом (англ. department)) отдельно (например, MBA - Master of Business Administration, предлагаемая в бизнес-школах), но чаще всего предлагается получать степень Ph.D. (в тех же бизнес-школах - по финансам, точнее, по финансовой математике, которая с деловым администрированием, как иногда переводится MBA, не имеет приблизительно ничего общего), и тогда магистерская степень возникает как побочный продукт - скажем, после двух лет учебы можно получить магистра. Ph.D. предполагает как минимум четыре года учебы: два года курсов и два года самостоятельного научного исследования (research), хотя можно встретить и людей, делающих мастера по пять лет, или Ph.D. по восемь лет.
Обычно есть набор определенных требований, которые нужно удовлетворить для получения Ph.D.:
- набрать столько-то курсов, из них столько-то базовых (обязательных) - обычно первый год идут обязательные курсы, второй год - курсы по выбору, иногда - полуобязательные (например, из восьми заданных надо набрать пять).
- сдать квалификационные экзамены - это уже как наши кандидатские (о соответствии степеней - см. ниже). Это - сводные экзамены по обязательным предметам, которые сдаются в конце первого года учебы. Иногда этих экзаменов достаточно для того, чтобы получить магистерскую степень. Народ иногда сдает такие экзамены, получает мастера и сваливает.
- написать диссертацию.
Некие промежуточные вехи - в течение второго года найти руководителя диссертации.
3. Австралия
По окончании средней школы в Австралии имеется возможность получить университетское или профессиональное образование, которое за последние 15 лет претерпело значительные изменения. Имеется 35 государственных университетов (из них некоторые были преобразованы в университеты только в конце 1980-х годов) и три частных университета (тоже относительно новых). Государственные университеты финансируются федеральным правительством в соответствии с признанным научным профилем.
Государственные университеты подразделяют на три группы. К одной из них относят университеты, которые были основаны давно и имеют четко выраженную научную ориентацию: Сиднейский (основан в 1850), Мельбурнский (1853), Аделаидский (1874), Тасманийский (1890) в Хобарте, Квинслендский (1909) в Брисбене и Западно-Австралийский (1911) в Перте.
Ко второй группе относятся университеты, созданные в послевоенный период, которые, помимо мощной научной базы, уделяют большое внимание подготовке преподавателей. Это Австралийский национальный университет в Канберре (основан в 1946, с автономным Институтом научных исследований); университет Нового Южного Уэльса в Сиднее (1949), университет Новой Англии в Армидейле (1954), университет Маккуори в Сиднее (1964), университеты Монаш (1961) и Ла-Троб (1967) в Мельбурне, университет в Ньюкасле (1965), университет Флиндерса в Аделаиде (1966), университет Джеймса Кука в Таунсвилле (1970), университет Гриффита в Брисбене (1975), университет Мердока в Перте (1975), университет в Вуллонгонге (1975) и университет Дикина в Джилонге (1974).
Третья группа охватывает университеты, организованные в самые последние годы, некоторые из них были преобразованы из учительских колледжей, технологических институтов и т.д. В данную группу входят в Новом Южном Уэльсе – Сиднейский технологический университет (получил университетский статус в 1988), Западно-Сиднейский университет (1989), университет Южного Креста (1994) и университет Чарльза Стёрта (1989); в Виктории – университет при Королевском Мельбурнском институте технологий (1992), Балларатский университет (1994), Технологический университет штата Виктория (1990) и Суинбернский технологический университет (1992); в Квинсленде – Квинслендский технологический университет (1989), Западно-Квинслендский университет (1991) и Центрально-Квинслендский университет (1994); в Западной Австралии – университет Эдит Кауан (1985) и технологический университет Кертин (1986); в Австралийской столичной территории – Канберрский университет (1990) и в Северной территории – университет Северной территории (1989). Имеются также три частных университета: университет Бонд (1987) в Голд-Косте (Квинсленд); Австралийский католический университет (1991), рассредоточенный в семи кампусах в Восточной Австралии, и университет Нотр-Дам (1989) в Западной Австралии.
С 1984 по 1988 студенты австралийских университетов не вносили плату за обучение. С 1989 была введена система платного высшего образования, по которой студенты вносили плату за весь курс обучения (которая на самом деле покрывала лишь часть фактических расходов). Эту сумму можно было внести сразу или по окончании университета выплачивать частями из заработной платы, когда она превысит 21 334 австрал. долл. в год. По состоянию на 1999, размер этой платы составлял 3409 австрал. долл. в год за курсы гуманитарных, общественных и педагогических наук, 4855 австрал. долл. в год за курсы технических наук, компьютерной технологии и предпринимательства и 5482 австрал. долл. в год за курсы юриспруденции, медицины, стоматологии и ветеринарии.
В 1996 в университетах Австралии обучалось 630 тыс. человек, из них 72% (458 тыс.) с целью получения диплома бакалавра. Продолжительность обучения колеблется от трех лет для получения степени бакалавра наук или искусств до шести лет для получения диплома врача или хирурга. Университеты Мельбурнский, Квинслендский и Новой Англии предоставляют заочное образование по некоторым специальностям. Рост стоимости обучения привел к рационализации отбора абитуриентов и высоким конкурсам при поступлении в такие престижные университеты, как Сиднейский, Мельбурнский и Австралийский национальный.
Помимо университетов, в Австралии существует разветвленная система профессионального образования. В штатах и территориях функционируют институты, предоставляющие техническое и другое образование. Они финансируются федеральным правительством и частными лицами. В 1996 в этой системе обучалось 1,35 млн. студентов.
По состоянию на май 1996, 42% австралийцев в возрасте от 15 до 64 лет (ок. 5 млн. человек) имели образование выше среднего, в т.ч. 1,5 млн. – по степень бакалавра и более высокие степени.
В Австралии 37 государственных и два частных университета. Самый старый, основанный в 1851 году, - Сиднейский университет. Многие вузы далеки от принятой европейской модели высшего учебного заведения: они имеют право присваивать только степень бакалавра и включают лишь факультеты самых востребованных специальностей - бизнес, бухгалтерский учет, информационные технологии, право, инженерные науки. Зато в каждом университете Австралии есть одно-два направления, преподаваемых на самом высоком уровне. Большое внимание уделяется развитию дистанционных программ обучения. Университеты обычно имеют несколько кампусов, иногда на значительном расстоянии друг от друга.
Система высшего образования слегка варьируется от университета к университету. Поэтому приводим описание нескольких самых крупных.
Австралийский национальный университет был основан в 1946 году в качестве главного научно-исследовательского центра страны. Пять лет назад университет занял в рейтинге журнала Asiaweek первое место в категории "Результаты научных исследований" и третье в категории "Академическая репутация".
Обучение в университете ведется на шести факультетах: гуманитарных наук, востоковедения, экономики, инженерных наук и информационных технологий, права, естественных наук. Кроме того, в 1992 году к университету был присоединен Институт искусств, где можно изучать изобразительные искусства и музыку. В состав ANU также входит Институт углубленных исследований (Institute of Advanced Studies), состоящий из семи научных школ и нескольких исследовательских центров.
Выбор бакалаврских, магистерских и докторских программ университета в самом деле огромен. Популярностью пользуются бакалаврские программы, которые ведут к присвоению двойной степени (joint degree) и в рамках каждой из которых изучаются две отдельные дисциплины.
По обеспеченности студентов компьютерами университет занимает одно из первых мест в Австралии. Библиотека Australian National University одна из старейших в стране.
Учебные программы этого университета отличаются новизной и гибкостью. Здесь можно получить подготовку в области естественных наук, современной азиатской культуры и экономики, проблем семьи и детства, медико-биологических наук, СМИ и даже... искусства австралийских аборигенов.
Всего предлагается 180 учебных программ, ведущих к присвоению степени. Среди уникальных предложений - бакалаврские программы в сфере популярной музыки и в области авиации (последняя создана в сотрудничестве с корпорацией British Aerospace).
Отличительная черта Университета Гриффита - междисциплинарный характер предлагаемых программ. Например, предложений по получению двойной степени здесь уже два десятка.
В состав Griffith University входят Квинслендская консерватория - крупнейшая австралийская музыкальная школа - и старейший в Австралии Квинслендский художественный колледж.
Сиднейский университет - старейший университет Австралии и до сих пор самый престижный вуз страны. При этом один из самых крупных: на 17 его факультетах и в академических колледжах на 100 кафедрах учится более 35 тыс. студентов.
Главный корпус университета является копией здания оксфордского Крайстчерч-колледжа, что свидетельствует о приверженности британским академическим традициям. Здесь учится будущая интеллектуальная и творческая элита Австралии: среди выпускников, например, многие премьер-министры страны.
В Сиднейском университете можно получать знания на архитектурном, искусствоведческом, гуманитарном, фармацевтическом, стоматологическом, ветеринарном, инженерном, естественнонаучном и других факультетах. Естественно, предлагаются и программы двойных степеней. University оf Sydney еще и самый большой в Австралии научно-исследовательский институт.
4. Канада
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, включая университет Оттавы, – на двух языках. Во всех канадских университетах обучение совместное для лиц обоего пола. Чтобы получить степень бакалавра, обычно требуется три или четыре года занятий (в зависимости от того, претендует ли студент на обычный диплом, диплом с отличием или специализацию по какому-либо предмету).
Университеты в Канаде представляют собой независимые институты, управляемые особыми советами. В прошлом большинство университетов существовало на средства частных лиц или организаций; начиная с 1960-х годов высшее образование в стране в значительной степени стало государственным (на федеральном или провинциальном уровне), чему способствовало открытие новых университетов под эгидой провинциальных правительств, а также увеличение федеральных субсидий уже существующим высшим учебным заведениям. В 1990-х годах система высшего образования более 75% необходимых средств получала из государственного бюджета. Некоторые колледжи сохраняют религиозную принадлежность, но каждый из них связан с тем или иным университетом (чтобы иметь возможность присуждать дипломы и ученые степени). Такие «присоединенные» колледжи могут находиться на территории университетского городка, но часто они расположены в другом городе и даже в другой провинции. В ряде университетов плата за обучение зависит от того, является ли студент жителем провинции, в которой находится данный университет. Около половины учащихся университетов и колледжей берут ссуды, чтобы оплатить учебу.
Начало высшему образованию во Французской Канаде было положено в 1635 основанием в г.Квебек Колледжа иезуитов. На основе квебекской семинарии, основанной в 1663 и позднее включившей в свою программу курсы по гуманитарным наукам, ранее изучавшимся в Колледже иезуитов, был создан университет Лаваля. Каждый из франкоканадских университетов по традиции входит в федерацию католических «классических колледжей»; в этих учебных заведениях, программа которых рассчитана на 8 лет и охватывает курс средней школы и первых курсов университета, преподают в основном духовные лица. В 1960-е годы большинство классических колледжей было реорганизовано и включено в систему светского общего и специального образования; эта система заменила также многие учительские колледжи, медицинские училища и технические институты. В колледжах учащиеся оканчивают трехгодичный курс, дающий среднее специальное образование, а затем учатся по двухлетней программе, включающей предметы, необходимые для поступления в университет. Программа франкоканадских университетов также подверглась пересмотру; если ранее упор делался на классическое и религиозное образование, то теперь она максимально приближена к курсам англо-канадских университетов.
Первым англоязычным колледжем в Канаде был Королевский колледж в Уинсоре (Новая Шотландия), основанный в 1789. В него принимались только лица англиканского вероисповедания; в середине 19 в. свои колледжи стали основывать другие религиозные группы. Открывались также и светские учебные заведения, такие как Макгилский университет в Монреале. Позднее в каждой из четырех западных провинций было открыто по одному университету. Некоторые из англо-канадских и двуязычных университетов (например, университет Торонто) организованы по образцу британских Оксфорда и Кембриджа и объединяют несколько самостоятельных колледжей.
В 1960-е годы некоторые англоязычные провинции стали развивать у себя систему муниципальных колледжей. Некоторые из них дают общее образование, подобно франкоканадским колледжам, другие ограничиваются профессионально-техническим обучением. Многие канадцы учатся заочно – посещают различные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Готовиться к поступлению в канадский университет нужно начинать заранее, желательно за несколько лет до окончания школы. Только в этом случае у абитуриента будет возможность не терять времени - ведь с одним российским аттестатом туда не попасть. Так, в городе Гамильтоне, в 45 минутах езды от центра Торонто располагается международная школа Columbia International College. Это школа-пансион, где учится более 500 ребят со всего мира, причем каждый год 95% выпускников поступает в престижные университеты Канады и США. Учиться в колледже по школьной программе можно от 10 месяцев до нескольких лет.
В разных регионах Канады свои требования к образованию. Чтобы получить аттестат зрелости в провинции Онтарио, где находится, например, Dominion College, необходимо набрать 30 зачетов, или кредитов. Но для поступления в университет без экзаменов этого мало: требуется, чтобы шесть из них были не простыми, а "академическими" - Ontario Academic Credits (ОАС), выставляемыми Министерством образования Онтарио. В общем и целом, эта система соответствует британским А- и AS-Levels.
В выборе университета ученикам содействует советник по поступлению, который также пишет рекомендательные письма, организует собеседования с приемной комиссией и помогает собрать необходимую документацию. В "Доминион - колледже" преподают программу предуниверситетской подготовки (Pre-U). Выбравших для учебы провинцию Британская Колумбия ждет ванкуверский Bodwell College.
Поступить в университет можно окончив профессиональный колледж. Там предоставляется выбор: продолжать работать по специальности или учиться дальше. Университеты Waterloo (Ватерлоо), McMaster (Гамильтон), York (Торонто), McGill (Монреаль) и многие другие принимают выпускников профессиональных колледжей.
Университеты этой страны богаты историческими и академическими традициями. Некоторые их них были основаны еще в позапрошлом веке первой волной переселенцев из Великобритании. А совсем молодые уже успели завоевать симпатии студентов.
Всего в стране восемь университетов. Все они государственные, поэтому государство наряду с финансированием обеспечивает контроль качества обучения.
Университет Виктории считается одним из самых старых университетов Новой Зеландии, наследником богатых традиций классического академического образования.
В университете ведется обучение на четырех факультетах - гуманитарных и социальных наук, прикладных дисциплин, бизнеса и администрирования, права, а также в самостоятельной Школе архитектуры. В состав университета входит также институт английского языка.
Перечень предлагаемых специальностей очень широк. Это архитектура и изобразительное искусство, строительство и инженерное дело, дизайн и педагогика, международные отношения, туризм и гостиничное дело, информационные технологии.
В структуру университета входят: Высшая школа бизнеса и государственного управления, Центр исследований Земли, Институт статистических исследований, Институт политики и политических исследований, Центр изучения общества, истории и культуры Новой Зеландии, Центр антарктических исследований и ряд других.
В отличие от других университетов Новой Зеландии, учебный год в Университете Виктории состоит из триместров, которые начинаются в конце февраля, середине июля и середине ноября.
За более чем столетнюю историю Оклендский университет, крупнейший в Новой Зеландии, превратился в настоящий международный центр образования и подготовки студентов.
Университет состоит из девяти факультетов: архитектуры, хозяйствования, землеустройства, изобразительных искусств, бизнеса и экономики, инженерного, юридического, медицинского и прикладных наук. Здесь предлагается 86 программ, ведущих к получению различных степеней, и около 40 дипломов. Кроме того, предлагается большой выбор сдвоенных программ.
Большая часть преподавательского состава имеет докторскую степень и активно участвует в мировых исследовательских работах. В результате Оклендский университет ежегодно публикует самое большое среди вузов страны число научных работ.
Одна из достопримечательностей университета - огромная библиотека, крупнейшая в Новой Зеландии, насчитывающая более миллиона шестисот тысяч томов, а также аудиовидеоматериалов.
Основанный в 1964 году, Университет Вайкато сейчас является самым молодым и современным университетом Новой Зеландии. Объявив себя университетом XXI века, Вайкато поставил перед собой цель довести количество обучающихся иностранцев до 10% от общего числа студентов. Пока же в университете около 800 иностранцев из 80 стран мира.
Отличительная черта университета - наибольшее количество студентов-маори (коренного населения Новой Зеландии).
В университете семь факультетов: факультет искусств и социальных наук, школа менеджмента Вайкато, считающаяся в Новой Зеландии лучшей бизнес- школой, педагогическая школа, школа прикладных наук и технологий, компьютерная и математическая школа, школа юриспруденции. На территории кампуса находится также Школа культур маори и других коренных жителей Тихоокеанского региона, являющаяся общепризнанным мировым лидером в этой области.
Академический год длится с марта по ноябрь и разделен на два семестра четырехнедельными каникулами в июне-июле. По большинству программ предусмотрен набор два раза в год.
Часть II. Высшее образование в странах немецкого языка
1. Германия
Университеты и высшие технические школы. Высшее образование в ГДР финансировалось государством. Критериями для приема абитуриента в вуз были вступительные отметки и персональные рекомендации, содержавшие в том числе и оценку его политической лояльности режиму, поведения и общественной активности. Вскоре после образования ГДР были учреждены специальные «рабоче-крестьянские» учебные программы, призванные покончить с традициями привилегированного высшего образования и подготовить из больших групп студентов пролетарского происхождения кадры дипломированных специалистов. Обучение в вузах было бесплатным, и большинство студентов получали государственную стипендию, а некоторые студенты – и разного рода именные, повышенные стипендии за особые заслуги. Кроме того, студенты в ГДР пользовались различными льготами на проезд, обеспечивались общежитиями, получали государственные субсидии по уходу за детьми.
В Западной Германии была сохранена (с некоторыми изменениями) традиционная немецкая университетская система, при которой профессорско-преподавательский состав и студенты пользовались большой свободой. Эта система после объединения Германии была распространена на всю страну. Профессоры вели те лекционные курсы, какие они считали нужными, а студенты имели право слушать те курсы, какие представляли для них интерес, и могли учиться столь долго, сколько они хотели. В систему высшего образования входят университеты, технические вузы и университеты, художественные и музыкальные, педагогические, специализированные (экономические, медицинские, ветеринарные, спортивные) вузы, теологические и церковные высшие школы. Контингент студентов удвоился в период с начала 1960-х до начала 1970-х годов из-за выросшего спроса на дипломированных специалистов с высшим образованием; университетская сеть расширилась, к 1972 в Западной Германии имелись 61 университет (включая теологические семинарии) и 225 высших технических школ; все они финансировались государством. В университетах были осуществлены важные внутренние реформы, в том числе и как ответ на подъем студенческого движения конца 1960-х годов: студенты и служащие получили право голоса в решении университетских дел, появились кафедры, объединившие профессоров и преподавателей, которые ранее читали курсы по индивидуальной системе, каждая кафедра стала разрабатывать свой учебный план. Для многих специальностей были сняты ограничения на количество обучающихся студентов.
В период между серединой 1970-х годов и 1990 контингент студентов в западногерманских вузах снова удвоился, в то время как численность работающих сотрудников и профессорско-преподавательского состава осталась практически неизменной. В 1997–1998 в 320 немецких вузах обучались 1,8 млн. студентов. Крупнейшие университеты расположены в Кёльне (60 тыс. студентов), Мюнхене (60 тыс.), Мюнстере (46 тыс.), Хагене (44 тыс.), Берлине (Свободный университет, 42 тыс.), Гамбурге (42 тыс.), Бонне (37 тыс.) и т.д. В 1995 четверть немцев в возрасте 45–54 лет имели дипломы высшей школы; по этому показателю Германию уступала в рамках ЕС только Швеции. К 1995 штатный профессорско-преподавательский состав в немецких вузах вырос до 152 тыс., что понизило соотношение числа студентов к числу преподавателей до уровня 12 : 1.
Первостепенной задачей для большинства студентов является сдача экзамена по избранной специальности. Студентам приходится готовиться к нему как минимум на протяжении 8 семестров, но большая часть студентов учится в университетах 10–12 семестров, а некоторые значительно дольше, что, в частности, объясняется высоким уровнем безработицы в ФРГ и сложностью трудоустройства специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Аспирантам, готовящим докторские диссертации, требуется еще несколько лет для их написания. Желающие и далее продолжать академическую карьеру должны в течение еще нескольких лет преподавать в университете, прежде чем получают возможность защитить вторую диссертацию, необходимую для занятия должности профессора. Обучение в основном бесплатное, отдельные взносы невелики, студентам выделяются ссуды от государства.
Гумбольдтский университет в Берлине
Не так давно журнал "Штерн" провел независимое исследование германского образования. Опрашивались студенты и преподаватели всех высших учебных заведений ФРГ. Опрос выявил, что по огромному количеству параметров (качество получаемого образования, удобство инфраструктуры, библиотечные фонды, возможность участвовать во внеучебной деятельности и получать дополнительное образование параллельно с основным и т.д.) Humboldt-Universitaеt попадает в первую десятку вузов Германии.
Скоро исполнится два столетия, как университет высоко держит свою образовательную планку. С самого основания университета здесь появилась целая плеяда выдающихся немецких ученых. И заложенная ими интеллектуальная база оказалась столь мощной, что слаженную и четко работающую систему преподавания и научных исследований не смогли поколебать ни две мировые войны, ни послевоенная разруха. В Берлинском университете преподавал знаменитый немецкий философ Ф.В. Шеллинг, чьими идеями увлекалось не одно поколение европейцев, в том числе и в России. Его учениками называли себя мыслитель Петр Чаадаев, поэт Аполлон Григорьев. Особенную любовь и почитание у российского юношества Шеллинг вызывал своей "русской идеей": он писал о "великом предназначении" России, о том, что ему было "весьма по сердцу войти с Россией в умственный союз". Фихте, Гегель, Фейербах - все эти люди читали лекции в стенах Берлинского университета.
Нынешние студенты "Гумбольдта" (как запросто называют студенты свою alma mater) могут гордиться тем, что учатся там же, где в свое время учились М. Планк, А. Эйнштейн, Р. Кох и Р. Вихров. Гумбольдтовский университет дал миру 29 ученых - нобелевских лауреатов. И кто знает, какие еще гении начали свой путь к новым открытиям в этих стенах?
Берлинский университет открылся в октябре 1810 года. Он состоял из четырех традиционных факультетов: юридического, медицинского, философского и теологического. Одновременно объединили многие из имеющихся в Германии собраний книг: отныне они должны были служить просвещению и образованию студентов.
Наиболее значительные естественнонаучные коллекции перевели в здание на Унтер-ден-Линден, и до сих о пор они являются основными фондами вуза. Также университету была передана королевская библиотека вместе со зданием, и с 1831 года она стала его главным книжным хранилищем.
До объединения Германии в 1990 году университет был высшим учебным заведением городского (берлинского) значения. В сентябре же 1990 года вузу присвоили статус земельного, что, конечно, повысило его образовательные и финансовые возможности, а также престиж в глазах будущих студентов и преподавателей-лекторов. В 1992 году руководство вуза решило отказаться от ректората, и теперь Университет им. Гумбольдта возглавляет президент.
В настоящее время студентам Гумбольдтовского университета предлагается более трех сотен учебных курсов по самым различным дисциплинам. Сюда поступают те, кто желает получить медицинское, агротехническое, историческое, страноведческое, экономическое, юридическое, богословское, естественнонаучное, педагогическое языковое образование. И этот список направлений далеко не полон.
Степени присваиваются разные. Это может быть научная степень - диплом бакалавра или магистра той или иной науки, а может быть педагогический диплом в той же области, дающий право вести и преподавательскую деятельность в данной сфере.
Профессию переводчика - одну из самых востребованных ныне в Европе - можно получить по 20 языкам, из которых восемь - восточно-европейские.
высший образование система
2. Австрия
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге и др. Построенные по немецкому образцу, эти университеты не дают инженерно-технического и финансово-экономического образования. Потребность в этих профессиях удовлетворяют специальные высшие учебные заведения в Леобене, Линце, Вене и Граце и др. Специальное образование в области музыки, театрального искусства и других видов искусств дают шесть академий. В 1997 в высших учебных заведениях обучалось более 220 тыс. студентов. Кроме того, имелось 1050 школ профессионального обучения с 310 тыс. учащихся.
В Австрии ведется активная работа в сфере образования взрослых. Ежегодно более чем 25 центров образования посещают более 100 тыс. человек. Эта программа косвенно обслуживается общенациональной системой народных библиотек (их около 2600). Австрийское высшее образование оказалось особенно популярным среди иностранцев; в 1993 в стране обучались ок. 18 тыс. иностранных студентов, в основном из Европы. Существуют также специальные летние институты, среди них наиболее известны Семинар американских исследований в Зальцбурге и Европейский форум в Альпба
Часть III Системы высшего образования в некоторых других странах
1. Нидерланды
Высшее образование в Нидерландах можно получить в колледже (hogescholen), университете или Открытом университете (вечернее или заочное обучение). В стране действуют 13 университетов (самый старый университет Нидерландов – Лейденский, основанный еще в 1575) и Открытый университет для взрослых. Высшее образование обычно рассчитано на шестилетний курс обучения, причем изучение предметов по избранной специальности начинается с первого курса. До середины 1990-х годов государство оказывало студентам финансовую поддержку в течение 6 лет, но затем, несмотря на протесты студентов, стало сокращать этот срок. Внесение изменений в программы обучения и специализации затруднено, часто для этого требуется предварительно пройти соответствующий среднеобразовательный курс. С 1960-х годов специализированный и элитарный характер системы высшего образования в стране подвергался резкой критике. Отмечалось, что эта система устарела, не соответствует времени и ограничивает возможности получения высшего образования для девушек и юношей из низших социальных слоев.
Государственные университеты находятся в Лейдене, Утрехте, Гронингене, Амстердаме, Роттердаме, Лимбурге и Твенте. Три частных университета связаны с церковью: католические университеты в Неймегене и Тилбурге и протестантский Свободный университет в Амстердаме. Среди других высших учебных заведений – три технических университета, Открытый университет, Сельскохозяйственный университет, Школа бизнеса и Институт социальных исследований.
Университеты Лейдена, Утрехта и Амстердама располагают замечательными библиотеками с коллекциями редких рукописей. Королевская библиотека в Гааге славится собранием классической литературы.
2. Франция
В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако образование не является монополией государства. Наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, контролируемыми государством, имеются частные заведения, взимающие плату за обучение и обычно находящиеся в ведении частных или религиозных организаций. Для обеспечения стандартов обучения Министерство образования определяет содержание учебных курсов для всех студентов, желающих получить официальные дипломы независимо от того, где они проходят обучение. Наличие университетского диплома имеет значение для карьеры почти во всех профессиях. Даже работникам физического труда для получения работы желательно иметь документ о полном или незаконченном профессиональном образовании.
Система образования Франции, заложенная реформами Наполеона I в 1806 и 1808, возглавляется министром народного образования. Ему оказывают помощь директора управлений начального и среднего образования и несколько комитетов, состоящих из преподавателей и чиновников. Территория Франции поделена на 27 академий – учебных округов, каждый из которых обслуживает несколько департаментов. Во главе академий стоят ректоры, подчиняющиеся министру образования. Ректору подчинены инспекторы академий – высшие чиновники школьного ведомства в каждом департаменте, которые руководят на местах всеми делами начального и среднего образования.
Под влиянием студенческих волнений 1968, когда выдвигалось требование большей децентрализации системы высшего образования, было создано Министерство по делам университетов. Университеты претерпели радикальную реорганизацию: вместо прежнего объединения факультетов появились автономные многоотраслевые центры, состоящие из департаментов. Они управляются администрацией и представителями преподавателей и студентов, которые совместно определяют учебные и исследовательские направления и избирают деканов и президентов университетов. Большинство таких университетов было разделено на два-три самостоятельных университета. Крупнейший из них – Парижский университет – состоит из 13 университетов; три университета из их числа были образованы на базе Сорбонны.
В 1998 во Франции функционировали 77 государственных и 5 частных университетов. В 1966 при традиционных университетах было создано несколько специализированных технических институтов. В 1998 общее число государственных и частных высших учебных заведений, включая университеты, превысило 450. Особо выделяются специальные вузы (grandes écoles), готовящие высшие административные кадры и специалистов высокой квалификации для промышленности, торговли, здравоохранения, армии, бизнеса, сельского хозяйства. Созданы коллежи университетского профиля (antennes universitaires), дающие специальное образование, в таких городах, как Блуа, Труа, Тарб, Бове и Байонна. В настоящее время примерно половина студентов происходит из низших и средних сословий и рабочей среды. Около 12% студентов – иностранцы из развивающихся стран. В 1991 правительство одобрило «План развития университетов до 2000» – программу, ориентированную на дальнейшее расширение сети университетов.
Напротив, число студентов высших учебных заведений быстро растет, поскольку молодые люди ищут лучшие места для трудоустройства. В 1998 в начальных школах обучалось 3,9 млн. человек, в средних – 6 млн. и в высших учебных заведениях – 2,1 млн. Кроме того, сетью дошкольных учреждений, т.н. материнских школ, охвачено 2,4 млн. детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Уникальное положение занимает Коллеж де Франс, основанный в 1530 королем Франциском I. В нем читают лекции выдающиеся французские и зарубежные ученые. Особо выделяется Французская Академия, учрежденная в 1635 Людовиком XIII. В ее состав входят 40 наиболее выдающихся ученых, т.н. «бессмертные». Основные задачи Академии – выработка норм французского языка, издание стандартной грамматики и словаря французского языка.
Высшее образование во Франции представлено большим разнообразием школ и университетов и предоставляет возможность выбора специализации.
Университеты.
Университеты предлагают большой выбор предметов для изучения. В каждом университете есть отделения (UFR), занимающиеся обучением и исследованиями по каждой дисциплине. Отделениями руководит совет, возглавляемый директором, который избирается сроком на 5 лет. В зависимости от университетов находятся также:
- Профессионализированные институты (IUP), предлагающие курс обучения техническим наукам;
- Технологические институты (IUT), предлагающие курсы обучения в сфере обслуживания;
- Институты политики (IEP);
- Институты подготовки преподавателей (IUFM);
- Высшие школы, при поступлении в которые обязательно прохождение вступительного теста.
Университеты могут быть частными или государственными. После двухгодичных подготовительных курсов при самих школах (classes preparatoires aux grandes ecoles- CPGE) сдается вступительный тест. Эти школы предлагают курсы подготовки инженеров и курсы для студентов, закончивших Высшие Коммерческие Школы.
Высшие школы.
Они специализируются в таких областях, как подготовка преподавателей, и находятся под контролем различных министерств, готовящих специалистов в области журналистики, искусства, юриспруденции и медицины.
Технические отделения Высших Школ.
Они предлагают последипломные курсы студентам, желающим как можно быстрее начать работать. Направленность курсов- промышленность и сфера обслуживания. Срок обучения- 2 года, после чего выдается диплом "Brevet de technicien superieur"- BTS (техника высшей квалификации).
Курсы.
Университетскиекурсы.
Университетское образование во Франции состоит из нескольких циклов. Первый цикл обучения длится 2 года, по окончании которого выдается диплом об общем университетском образовании (Diploma d'etudes universitaire generales- DEUG). Если студенты намерены изучать медицину, фармакологию или анатомию, то выбор нужно сделать в конце первого года обучения. Число кандидатов, которым разрешат продолжить обучение в следующем году, определяется министрами образования и здравоохранения.
Второй цикл рассчитан на 2 или 3 года более основательного изучения научно-технических дисциплин. Здесь можно выделить несколько типов обучения: фундаментальное, профессиональное и специализированное обучение, по окончании которого студенты получают степень "License" (лиценциат) (DEUG+1), которая является эквивалентом российскому термину "неполное высшее образование", и "Maitrise" (магистр), соответствующее законченному высшеему образованию (License+1); индивидуальное обучение (2 года), по его окончании выдается "Maitrise" в области науки и техники (DEUG+2), в управлении и информационных методах управления.
Третий цикл предлагает курс очень высокой специализации и подготовки к исследовательской деятельности (его можно сравнить с российской аспирантурой). Здесь проходит отбор студентов, имеющих степень "Maitrise" (магистра) или диплом инженера, а также приравниваемый к нему. Существует 2 типа обучения: годичный профессиональный курс, включающий обязательную практику на предприятии (по окончании- диплом DESS), и обучение в области исследований (после первого года- DEA, далее (через 3 или 4 года) PhD).
Другие курсы.
В Высших Школах Инженеров можно получить квалификацию инженера (срок обучения- 5 лет).
Процедура поступления различна в зависимости от типа учебного заведения и курса. Чтобы быть зачисленным в Специализированные Высшие школы, технические отделения Высших школ, технологические институты, на 2 или 3 уровни университета, необходимо сдать экзамены. Чтобы быть зачисленным на первый курс университета, необходимо иметь аттестат о среднем образовании и заявление.
Для продолжения высшего образования во Франции, студентам необходимо подать прошение в соответствующий университет, учитывая уже имеющиеся знания и дипломы.
3. Япония
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущее благополучие и социальная значимость человека в большой мере определяется успехами на вступительных экзаменах в школу второй ступени, колледж и университет, и предварительно подросток должен преодолеть «ад вступительных экзаменов» («дзюкэн дзигоку»). Существуют частные средние школы, в которых обучение платное и нет конкурсного отбора учащихся. Некоторые частные университеты, например Нихон Дайгаку, располагают собственными начальными и средними школами.
В настоящее время в Японии действуют более 400 университетов. Древнейший из них – Токийский (основан в 1877), в прошлом Первый Императорский университет, является самым авторитетным высшим учебным заведением Японии. За ним следуют университеты в Киото (открыт в 1895), Сэндае (1907), Саппоро (1918).
В 1996 из 1,555 млн. выпускников средней школы второй ступени 460 тыс. поступили в колледжи (95% из них – частные) и 579 тыс. – в университеты с четырехлетним курсом обучения. Из них 20% были приняты в государственные университеты, остальные – в частные. Более 90% студентов двухлетних младших и пятилетних технических колледжей – девушки, а в университетах 75% студентов – юноши. Абитуриенты, не принятые в вуз, обычно готовятся (самостоятельно либо с репетитором) к повторным вступительным экзаменам в то же учебное заведение.
Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:
· университеты полного цикла (4 года);
· университеты ускоренного цикла (2 года);
· профессиональные колледжи;
· технические институты.
В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах o 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах o 2 года. Докторантура предполагает 5 пет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" -кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:
· студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;
· студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.
Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки.
Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.
В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё" стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.
Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-'краткосрочники" могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студект-краткосрочник, выезжая на стажировку е Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России.
Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности.
Часть IV. Высшее образование в скандинавских странах
1. Дания
Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сдачи экзамена поступали в гимназии (средние школы) с трехлетним сроком обучения. Однако, по закону об образовании 1976, доступ в гимназии был открыт всем учащимся. Этот закон позволил также родителям и местным властям в большей степени влиять на выбор подростком жизненного пути. Закон 1994 предоставляет еще бóльшие возможности для получения образования. Поступление выпускников гимназий в университеты зависит от итогов конкурсных экзаменов. Чтобы получить высшее образование, лицам, не имеющим аттестата об окончании гимназии, необходимо пройти двухлетний курс обучения и сдать специальный экзамен. Вся система образования, включая частные платные школы, субсидируется государством.
Хорошо известны датские народные школы для взрослых, в которых учатся лица старше 18 лет. Они живут при школах и проходят курс обучения продолжительностью до 40 недель. По окончании этих школ не проводятся экзамены и не выдаются аттестаты. Такие народные школы стали создавать в середине 19 в. в сельских районах в основном для молодых фермеров. Однако в 20 в. многие школы были открыты в городах.
В систему профессионального образования Дании входят высшие школы экономики, управления и иностранных языков; фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская Академия изящных искусств и Консерватория в Копенгагене. Имеются университеты в Копенгагене, Ольборге, Орхусе, Оденсе и Роскилле, Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет, Датская высшая техническая школа и Датская инженерная академия. В высших учебных заведениях страны в 1995 обучались свыше 155,7 тыс. студентов (примерно 45% лиц студенческого возраста), т. е. на 25% больше, чем в 1985. Расходы государства на народное образование составляют 8,3% ВВП.
"Престиж - ничто, выгода и благосостояние - все", - это фраза, как никакая другая, отражает принцип датского высшего образования. Датским университетам важно дать студентам практическое, востребованное на рынке образование, которое будет способствовать личному и общественному процветанию. Такого понятия, как широкое и разностороннее университетское образование, в Дании просто не существует. Государство, в свою очередь, тоже негласно поддерживает развитие более перспективных для страны специальностей: на них тратиться больше денег. На сегодняшний день это фармакология, компьютеры, торговля, управление и право.
Самый известный датский университет - Копенгагенский, а самые популярные его факультеты - журналистики, юридический и психологический. Россияне же "облюбовали" другой факультет Копенгагенского университета - Институт теоретической физики им. Нильса Бора. Правда, обосновались они там не в качестве студентов, а как преподаватели и исследователи.
В Копенгагенском университете, как и несколько веков назад, по-прежнему всего шесть классических факультетов: естественных, общественных, гуманитарных наук, юридический, медицинский и теологический. А все новые направления и специальности развиваются внутри них в виде автономных институтов и факультетов.
Кроме Копенгагенского, есть еще университеты в Ольборге, Орхусе, Оденсе и Роскилле, а также Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет, Датская высшая техническая школа, Датская инженерная академия, Копенгагенская бизнес-школа и два IT-института (все эти 11 учебных заведений имеют университетский статус). Попадание сельскохозяйственной, бизнес- и IT-школ в число университетов неслучайно: это как раз те отрасли, наряду с перечисленными ранее, которые идут во главе датской экономики. И этому в Дании учат действительно отменно. Кстати, многочисленные учебные центры ведущих мировых корпораций в области информационных и компьютерных технологий работают по всей стране.
Быть выпускником Королевского сельскохозяйственного университета или Копенгагенской бизнес-школы (по-датски "интститута торговли") - все равно что быть адвокатом после Гарварда или экономистом после London School of Economics. Благодаря первому Дания экспортирует сельскохозяйственной продукции в восемь раз больше, чем потребляет сама. А благодаря второму страна имеет огромный доход от торговли и транспортных перевозок.
В систему высшего профессионального образования Дании входят школы экономики, управления, иностранных языков, фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская академия изящных искусств и Копенгагенская Консерватория. Профессиональные институты, колледжи и школы предлагают разные по продолжительности программы, полный же курс обучения, приравненный к высшему образованию, длится 4-5 лет и заканчивается выдачей диплома Kandidaat.
2. Швеция
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – по 30 тыс. Первоначально Стокгольмский университет был частным, но в 1960 перешел в ведение государства. Гётеборгский университет, основанный как частный в 19 в., насчитывает 22 тыс. студентов, а Королевский университет в Умео на севере Швеции – 13 тыс. В 1976 были организованы университеты в Эребру, Векшё и Карлстаде. Университет в Линчёпинге стал государственным в 1970, в нем обучается 11 тыс. студентов. В университете в Лулео, основанном в 1971, учится 5,6 тыс. студентов. В стране имеются медицинские и политехнические институты, а также высшие профессиональные училища. Высшее образование в стране бесплатное.
В Швеции широко распространено обучение взрослого населения. Специальные курсы созданы при университетах, Ассоциацией по обучению рабочих, а также народным кооперативным движением и обществами трезвости. Около сотни скандинавских народных высших школ, поддерживаемых советами ленов и добровольными организациями, предназначены для обучения молодых людей по неформальным программам.
Говоря о Швеции и Скандинавии в целом, конечно, надо иметь в виду, что большинство совместных проектов, в том числе и образовательных, рассчитаны в первую очередь на российский Северо-Запад. Жителям этого региона выделяются специальные стипендии и гранты, там действуют обменные программы студентами, преподавателями и учеными.
Однако не все иностранцы, поступающие ежегодно в вузы Швеции, приезжают исключительно из соседних регионов. Иностранных абитуриентов в числе прочего привлекает характерная для шведских учебных заведений свобода в выборе учебных программ и курсов: свою программу студент формирует практически самостоятельно, отбирая только те предметы, которые ему интересны и необходимы в дальнейшей работе.
Славятся шведские университеты и преподаванием отдельных дисциплин. Например, Стокгольмский университет занимает одно из ведущих мест в Европе по специальности "право", SSE - по направлению "экономика и бизнес", Лундский университет - по преподаванию гуманитарных наук, а Королевская высшая техническая школа - по техническим специальностям.
Первый шведский университет был основан в 1477 году в Упсале. В XVII веке открылось еще три университета - в Тарту (1632), Турку (1640) и Лунде (1688), однако на территории Швеции остался лишь последний. Сегодня в Швеции около 60 высших учебных заведений, из них 7 университетов (в Гетеборге, Линчепинге, Лунде, Стокгольме, Умео, Упсале и Лулео). Некоторые специализированные вузы, например Каролинский мединститут, Шведский университет сельского хозяйства, Стокгольмская школа экономики также широко известны в Европе.
В Швеции, как и во всей Северной Европе, высшее образование трехступенчатое: два года - диплом об окончании вуза, три года - степень бакалавра, 4 года - степень магистра (на фармацевтическом и юридическом факультетах срок получения степени увеличивается на год, а на медицинском - на 2-2,5 года). Причем, диплом или степень присваиваются только, если студент набирает определенное количество баллов (кредитов). Баллы начисляются не за предметы, а за успешное прохождение недельной программы (из каких предметов она состоит - неважно, одна неделя - один балл). Таким образом, за учебный год надо набрать 40 баллов, за два - 80, для получения степени бакалавра - 120, а степени магистра - 160.
Иностранцу, чтобы поступить в шведский университет, надо до 1 декабря подать заявление или в само учебное заведение, или в представительство Шведского института (Svenska Institutet) в своей стране. К заявлению прилагаются документы об образовании, переведенные на шведский или английский язык, и результаты тестов по английскому (TOEFL, IELTS, Cambridge Exams) и шведскому языку (TISUS, SLTAP). Эквивалентность и достаточность вашего образования для учебы в Швеции определяется Национальным центром NARIC (National Academic Recognition and Information Center) при Министерстве образования, однако вуз сам вправе решать, брать вас или нет.
Хоть образование в Швеции и бесплатное, на нормальное существование студенту требуется не менее 6,5 тысяч шведских крон в месяц. Можно попробовать получить стипендию. Программы финансовой поддержки иностранных студентов есть у Шведского института. Больше шансов - у изучающих шведский язык, а также у аспирантов и докторантов.
В целом преимущество зарубежных учебных заведений перед российскими - отношение к студенту как к равноправному партнеру, которому нужно помочь обнаружить, осознать и реализовать все потенциальные способности и возможности, а не как к подчиненному и зависимому существу, которое следует заставить получать знания. То есть обучение в зарубежных университетах в первую очередь перспективно с точки зрения самоопределения и развития заложенных задатков.
Кроме того, на Западе тяготеют к подготовке практиков, а не теоретиков. Поэтому выпускники имеют не только знания, но и точно знают как, когда и где их можно использовать. Специализации, как правило, отличаются от российских большей конкретностью. Например, не "менеджер широкого профиля", а "менеджер по реализации товара" или "специалист по работе со СМИ". Так уже в процессе обучения студентов готовят для работы в определенной области, что, несомненно, помогает в поиске работы по специальности.
Научные базы и лаборатории, библиотеки и фонотеки открывают отличные возможности не только для профессионального самосовершенствования, но и для ведения научной работы. Исследовательские изыскания в западных вузах перспективны для российских студентов: под это подведена материальная и техническая база, развитие науки за границей, в отличие от нашей страны, всячески поощряется.
Кроме того, практическая направленность обучения в зарубежных вузах способствует уверенности выпускников в том, что, обладая запасом ценных знаний, они могут сделать очень многое. После обучения в западном вузе, большая часть выпускников старается использовать приобретенные умения, чтобы изменить в лучшую сторону окружающую жизнь и ситуацию в стране. В этом также убеждает и опыт российских студентов, получивших образование за рубежом. Например, от бизнесменов, получивших диплом за рубежом и приехавших потом в Россию, часто приходится слышать, что только Россия дает неограниченные возможности самореализации и крайне нуждается в квалифицированном персонале.
Получается, что независимо от дальнейшего местопребывания, высшее образование, полученное за рубежом, пожалуй, самый перспективный вид обучения. Во-первых, потому что это серьезный и осознанный шаг, а во-вторых, потому что открывающиеся возможности, действительно, безграничны.
Западный университет дает больше возможностей найти высокооплачиваемую работу и сделать карьеру как в России, так и за рубежом. Во-первых, у нас до сих пор существуют отрасли, в которых российские университеты отстают от западных. Сейчас Россия только начинает нарабатывать свой опыт в рекламе, маркетинге, экономике. На Западе же это разветвленная, базирующаяся на большом количестве эмпирического материала наука. Существенным плюсом является поддержка и помощь Alumni Association - клуба выпускников университета.
Поступление в магистратуру или бизнес-школу - это путь для взрослых, состоявшихся людей или тех, кто сейчас уже учится в университете. Эти учебные программы дают шанс получить знания, недостающие для работы и продвижения по карьерной лестнице, занять руководящую должность и, следственно, увеличить свой доход. Наши выпускники вузов зачастую не до конца осознают, зачем им нужна аспирантура и часто руководствуются причинами далекими от желания профессионально совершенствоваться.
Выпускники зарубежных вузов и профессиональных колледжей выходят из стен учебного заведения вооруженные передовыми знаниями, а главное, умением работать с первого дня своей трудовой жизни. Перед ними открываются более широкие, по сравнению с выпускниками российских вузов, возможности. Их охотнее берут на работу, они уже могут открывать свое собственное дело. Им легче устроиться на работу в зарубежные компании, так как существует правило: уже с первых курсов зарубежного университета работодатели присматривают себе будущих сотрудников.
Естественно, что для более престижных специальностей существуют более жесткие требования при отборе на работу, в том числе и законодательные. Каждая развитая страна защищает именно своих граждан на внутреннем рынке труда.
В широком плане, исторически, к странам, имеющим органы государственного управления высшей школой, относятся европейские страны (Германия, Франция, а также страны СНГ, воспринявшие европейские традиции высшего образования). А к странам, где преобладает процесс саморегуляции высшего образования, относятся, в первую очередь, США, а также те страны, которые стали следовать американским образцам высшей школы (Филиппины, Тайвань).
Основное отличие европейских систем высшего образования от американской заключается в полномочиях правительства, в формулировке целей оценки, в определении наиболее важных аспектов, в способах принятия решений и, наконец, в самой организации образовательного процесса. В странах с централизованной системой образования функции оценки, аккредитации осуществляют соответствующие государственные ведомства.
В Германии, например, где Министерство просвещения, регулирующее деятельность высших учебных заведений, существует с ХIХ века, весьма сильны традиции государственного контроля за высшей школой, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими.
Во Франции за образовательную политику отвечает Министерство народного образования, научных исследований и технологий. Однако деятельность высших учебных заведений оценивается Национальным экспертным комитетом, который создан по закону о высшем образовании и существует с 1984 года. Главная задача данного комитета заключается в оценке деятельности высших учебных заведений. Этот национальный орган контроля и оценки высшего образования, подчиняется только Президенту и не зависит ни от каких управленческих структур. Экспертный Комитет регулярно собирает информацию о деятельности высших учебных заведений и ежегодно направляет Президенту отчет о своей работе и о положении дел в сфере высшей школы. Важно то, что во Франции результаты университетских проверок и оценок широко публикуются и дают возможность не только государству, но и обществу судить об академическом уровне того или иного высшего учебного заведения. Данный механизм отражает исторически сложившуюся централизованную систему французского высшего образования.
В скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Финляндия) системы оценки высшей школы также изначально определялись правительством. В этих странах существует большое разнообразие в способах внешней оценки. В Швеции, например, основной упор делается на помощь учебным заведениям в разработке соответствующих инфраструктур. В Норвегии основное внимание уделяется оценке самого образовательного процесса и учебных программ. Причем процесс оценки проводится организациями, финансово поддерживаемыми правительством уже после того, как произведена самооценка учебного заведения. В Финляндии также сочетается сторонняя оценка и самооценка учебных заведений. Применяются и выборочные проверки отдельных структур со стороны внешних наблюдателей. В Дании проверка проводится внешними организациями, финансируемыми правительством. При этом самооценка высших учебных заведений основывается также на информации, получаемой не самим учебным заведением, а внешними экспертами. В Англии процесс оценки высшего образования постепенно сдвигается от организаций финансируемых правительством в сторону того, что можно назвать самооценкой. Однако, это еще не процесс, специально проводимый учебным заведением в целях улучшения работы; самооценка в этом контексте является подготовкой к подтверждению получения официальной оценки для убеждения сторонних наблюдателей и привлечения дополнительного финансирования.
Итак, в европейских странах преобладает государственная система оценки высшего образования. Можно привести немало свидетельств эффективности такой государственной системы. Во Франции, например, следует отметить существование, так называемого государственного знака качества, которым обладают те высшие школы, которые признает государство. Высшие школы, в которых Министерство народного образования осуществляет контроль обучения, могут выдавать дипломы "завизированные" министерством, что свидетельствует, по европейским понятиям, о качестве высшего образования. Этот "знак качества" особенно важен, поскольку только дипломы, имеющие такую государственную отметку, признаются во всех европейских странах. Государственный контроль качества высшего образования позволяет ряду французских высших школ выдавать двойные дипломы (французский и иностранный).
В этом плане наиболее продвинутая среди европейских стран система оценки вузов существует в Великобритании и Голландии. Так, в Великобритании за последние годы произошли определенные изменения в системе контроля за университетами. Деятельность Агентства по контролю за качеством вызывала замечания и поэтому сегодня для определения качества, уровня и рейтинга английские университеты, в первую очередь, обращаются в различные общественные советы экспертов, которые осуществляют независимый аудит. Как правило, аккредитируются те вузы, которые уже сделали не менее трех выпусков. При этом в Великобритании также возросло значение самооценки университетов, проводимой внутренними университетскими структурами, специально организованными для таких целей.
Однако в мире имеются и другие тенденции в развитии оценки и контроля высшего образования. По мнению некоторых экспертов, в мире в 90-е годы, а значит и сегодня, в начале нового века, имеет место тенденция к большему развитию и распространению процессов самооценки. И это касается не только стран, заимствующих американский опыт, но в результате эволюции традиционных систем оценки высшего образования. /Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. М., 1999. С. 23-24./ Так, в той же Франции сегодня имеет место тенденция перехода от оценки, первоначально построенной на принципах централизации, к процессу самооценки, тесно связанному с самим учебным заведением. В скандинавских странах где, как было указано, оценка всегда являлась требованием правительства, процесс развития оценки высшего образования также идет в сторону самооценки и вовлечения в процесс оценки самого высшего учебного заведения. В Финляндии процесс оценки высшего образования все больше сдвигается в сторону полной ответственности учебных заведений за регуляцию собственной деятельности, при которой правительство играет вспомогательную роль. В Испании на основе экспериментов, проводившихся в течение нескольких лет, в 90-е годы начато применение системы оценки, базирующейся на самооценке, где особое внимание уделяется анализу образовательного процесса, организации управления на уровне университета.
Однако наибольшее развитие система самооценки университетов получила в США. Это связано с тем, что источники власти и контроля в американских университетах иные, нежели в европейских странах. В США, огромное многообразие послесредних (высших) учебных заведений сочетается со значительной слабостью государственного контроля качества их работы. В отличие от стран, где есть Министерство образования, или аналогичные структуры, американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями. Департамент образования в США никогда не имел такого значения как, например, Министерство просвещения в Германии. Реальная административная и финансовая власть в американских университетах принадлежит Попечительским советам (в государственных университетах финансы предоставляет штат). Именно этим Попечительским советам администрацией штата (где находится университет) поручается осуществлять контроль работы университета. И хотя в 90-е годы наметилось усиление контроля над университетами со стороны администрации многих американских штатов, особенно в отношении лицензирования частных учебных заведений и образовательных программ, основой оценки и контроля высшего образования в Америке по-прежнему остается саморегуляция.
Основанием американской системы саморегуляции является желание улучшить систему образования путем оценки, проводимой на уровне всего учебного заведения. Существуют несколько способов такой оценки.
Во-первых, оценка через аккредитацию учебного заведения по регионам (которых в США шесть) специальными организациями, обладающими четко сформулированными стандартами и требованиями к периодичной самооценке и оценке со стороны внешних наблюдателей. Во-вторых, оценка через специализированную, построенную на оценке профессионального уровня аккредитацию образовательных программ, которая функционирует также как и соответствующая оценка этих программ внутри учебного заведения, однако организуется профессиональным союзом. В-третьих, оценка образовательных программ полностью организованная самим университетом и нацеленная на улучшение его деятельности, на возможность перераспределения ресурсов и образовательных приоритетов. По мнению Г.Р.Келса, системы оценки, организованные самими университетами - это наиболее прогрессивные формы саморегуляции, а поэтому, в целом, - наиболее надежной и зрелой системой саморегуляции высшего образования является система, принятая в Америке. /Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. М., 1999. С. 22./.
Следует отметить, что важную роль в США в процессе аккредитации программ и специальностей высших учебных заведений играют профессиональные общественные ассоциации (ассоциации медиков, юристов, инженеров и т.п.). Считая одной из своих главных задач поддержание высокого престижа своей профессии и компетенции ее представителей, эти ассоциации очень строго оценивают и сравнивают результаты деятельности высших учебных заведений. /Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. С.114-115/.
Такая аккредитация по американским правилам, на основании внутри университетской самооценки, способствует повышению качественного уровня деятельности учебных заведений. Она стимулирует проведение разнообразных мероприятий по модернизации содержания образовательных программ, активизации образовательного процесса, широкому использованию новейших технических средств обучения.
В Российской Федерации изначально сложилась система нескольких раздельных типов оценки, где процедура лицензирования отделена от процедуры аттестации. Однако, приказом Министерства образования РФ от 12 ноября 1999 года (№ 864), в целях совершенствования процедур оценивания деятельности вузов, утвержден новый порядок "комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, основанный на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации". Данное решение является принципиальным и вносит упорядочение в сферу оценки, которая до последнего времени в РФ была раздроблена.
Таким образом, сравнительный обзор систем оценки высшего образования по ряду стран показывает, что имеются различные подходы к тому, каким образом и на каких основаниях вести оценку деятельности высших учебных заведений.
В целом обзор систем высшего образования западных и некоторых других стран показал, что в каждой из них сложилась своя специфическая система, являющаяся уникальной для каждой страны. Тем не менее, как ни уникальна каждая система, из каждой можно выделить несколько таких положительных черт, которые могут быть переняты Российскими вузами и органами управления для дальнейшего совершенствования высшего образования в стране и повышения квалификации выпускников российских вузов.
1. Андерссон И. История Швеции. М., 1951
2. Бусыгин А.В. Побеждающие море. О Голландии и голландцах. М., 1990
3. Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997
4. Витвер И.А., Слука А.Е., Черников Г.П. Современная Франция. М., 1969
5. Волков А.М. Страны Северной Европы. М., 1986
6. В стране Гефион. Слово о Дании. М., 1990
7. Германия ХХ век. Краткая историческая энциклопедия, т.1. М., 2001
8. Герчикова И. Н. Экономика Швеции. М., 1963
9. Дебабов С.А. Япония. М., 1973
10. Демин А.А., Лавров С.Б. ФРГ: География, население, экономика. М., 1982
11. Жибицкая Э.Д. Швеция. М., 1954 История Швеции. М., 1974
12. История Дании с древнейших времен до начала 20 в. М., 1996 История Дании. ХХ век. М., 1998
13. Источник Internet: Soros Education
14. Кан А.С. Новейшая история Швеции. М., 1964
15. Кист А. Австралия и острова Тихого океана. М., 1980
16. Кристенсен С.К. Датская литература 1918-1952. М., 1963
17. Кузнецов Ю.Г. Сладок ли кленовый сок. Современная Канада и ее люди. М., 1988
18. Магидович И.П. Японские острова. М., 1948
19. Малаховский В.К. Австралия. Время перемен? М., 1988
20. Малолин С. Государственный строй Швеции. М., 1958
21. Мартынов В.Д. Аграрные отношения и сельскохозяйственная кооперация в Швеции. М., 1967
22. Маслова-Лашанская С.С. Шведский язык. Л., 1953
23. Мелин Ян, Юханссон Альф В., Хеденборг Сюзанна. История Швеции. Пер. со швед. М., 2002
24. Немецкий плюс вся Австрия Журнал "Обучение за рубежом", N3 (62) '2004
25. Образование в Японии (материал предоставлен московским филиалом японского Института Иностранных Языков г. Окаяма)
26. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки. М., 1996
27. Путь к канадскому диплому Обучение за рубежом №4, 2003 г.
28. Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии: История, система, институты. М., 1994
29. Серебрянный Л.Р. Нидерланды: традиции и современность. М., 1990
30. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. М., 1979
31. Таити Сакаия. Что такое Япония. М., 1992
32. Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М., 1982
33. Треварта Г. Япония. Физическая и экономическая география. М., 1949
34. Япония. Справочник. М., 1992
35. Япония: Ежегодник 1997–1998. М., 1998
Введение Получение высшего образования, обучение в университете - процесс, растянутый во времени. И главное, чтобы обучение в конечном итоге привело к заветной цели - трудоустройству по специальности с перспективой карьерного роста. По
Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме и с интеллектуальными нарушениями
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии
Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности
Аудирование, как ведущий метод обучения учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методиках
Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству
Гуманизация детско-родительских отношений в социально-неблагополучных семьях на основе взаимодействия с ДОУ
Исследовательское обучение школьников
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.