курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
В.Н. Типухин, Омский государственный университет, кафедра философии
Памяти дочери Маргариты
Известно, что одной из проблем логики является проблема начала. Теология утверждает: "В начале был Логос и Логос был у Бога и Логос был Бог" (Ин. 1:1). Проблема начала заключается в том, какая логическая категория является исходной. Гегель заметил: "То, что начинается, уже есть, но в такой же мере также его еще нет. Противоположности бытие и небытие находятся, следовательно, в нем в непосредственном соединении, или, иначе говоря, начало есть их неразличенное единство" [1].
Если это положение истинно, то исходной логической категорией не может быть категория бытия, такой категорией не может быть также и категория небытия. Исходная категория логики должна воплощать собой их неразличенное единство. Таким единством является одна и только одна единственная категория ничто. Негативное или, если употребить теологический термин, апофатическое понимание ничто таково, что о нем ничего нельзя сказать, ни того, что оно есть, ни того, что его нет. Но это лишь одна из противоположностей, в которой оно мыслится разумом. Другой его противоположностью будет все-таки что-то абстрактно определенное и в этом смысле утвердительное. Ничто тождественно чистому бытию в том, что оно есть, следовательно, оно само обладает бытием или, выражаясь более конкретно, ничто существует. В этом смысле оно содержится в бытии. Но ничто вместе с тем отличается от бытия, ибо оно же есть ничто, это значит, что в нем уничтожается, отрицается бытие вообще; оно содержит в себе абсолютное отрицание бытия, это роднит его с небытием. Этот момент различия между ничто и бытием в самом ничто тождественен небытию, следовательно, ничто также содержится как в бытии, так и в небытии. Таким образом, ничто есть единство бытия и небытия, оно представляет собой воплощенное противоречие, поистине cointedentia oppositorum, источник всякого изменения вообще, самое глубокое абсолютное основание такого изменения. Все и всякое развитие имеет свое основание в конечном счете в ничто, именно поэтому оно есть абсолютное начало всего. Отсюда следует, что первая триада логики, по нашему мнению, должна начинаться не категорией чистого бытия, а категорией ничто, и иметь следующий вид: ничто - тезис, чистое бытие - антитезис, становление - синтез.
Такое начало имеет также основание и в истории философии. Ничто, пустота (шунья) является абсолютным началом в восточных системах, главным образом в буддизме. Теологическая и философская мысль Востока логически и исторически является началом. Поистине, с Востока свет. В средние века и в новое время ничто становится фундаментальной категорией также и в западной философии, выражающей непостижимую сущность Бога. Это характерно для системы Эриугены и философии откровения Ф.В.Й. Шеллинга. Неопределяемая предикативно сущность Бога "она есть ничто, потому, что ничто не может принадлежать ей способом, отличным от ее сущности, и все же она выше всякого ничто, потому что сама она есть все" [2].
Особенно значительное место категория ничто занимает в экзистенциализме М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Хайдеггер основным вопросом метафизики называет вопрос, почему существует сущее, а не ничто. Вопреки пониманию ничто в восточной философии, в веданте, где оно наделяется творческой силой, рождающей мир, ничто в экзистенциализме уподобляется по существу космологическому монстру, черной дыре, в которой лишь погибает, уничтожается всякое бытие.
Востоку мы обязаны также и самой идеей триады, выражающей диалектическую сущность развития. Мыслитель Древнего Китая Лао-цзы утверждал, что единица создала двойку, двойка создала тройку, тройка создала мир [3]. Троичность, триединство Бога впервые выражены также в древнеиндийской теологии тримурти (санскр. триада, тройка) божества в брахманизме и индуизме. Брахма - высшее творческое начало, Шива - разрушающее и созидающее и Вишну - охраняющее.
Признание изначального домирового существования абсолютной идеи или Бога, Логоса, царства чистой мысли, а также дух европоцентризма побуждают Гегеля избрать в качестве начала первой триады "Науки логики" чистое бытие (чистое бытие - тезис, ничто - антитезис, становление - синтез). При этом отмечается, что элеаты, преимущественно Парменид, высказали единственную истино простую мысль о чистом бытии как абсолютном. Простое и бессодержательное неопределенное чистое бытие отождествляется с ничто. В своей неопределенности или абстрактности оно действительно тождественно ничто. Взаимопереходы ничто в бытие и бытия в ничто выражают два противоположных полюса или момента в становлении. В качестве историко-философского аргумента здесь приводится глубокомысленный Гераклит, который в противоположность вышеуказанной простой и односторонней абстракции чистого бытия выдвинул более высокое целостное в сущности первое конкретное спекулятивное или умозрительное понятие становления: бытие столь же мало есть, как и небытие, или, иначе выражая эту же мысль, Гераклит сказал: "все течет", все есть становление.
Первая триада выражает не только единство логического и онтологического, она соответствует и теологическому пониманию проблемы начала. В противоположность известному изречению ex nihilo nihil fit (ничто не происходит из ничего) становление вообще и возникновение как один из его моментов или переход ничто в бытие есть не что иное, как сотворение Богом мира из ничего. Противники Гегеля подвергали критике в первой триаде отождествление бытия с ничто. Эдуард Гартман утверждал, что Гегель нарушает правило логики в том, что, отождествляя бытие и ничто, строит вторую фигуру силлогизма, а она, как известно, дает не положительные, а только отрицательные умозаключения. Рассуждение Гегеля таково: "Бытие - простое, бессодержательное, неопределенное; ничто - также нечто простое, бессодержательное, неопределенное; следовательно, бытие тождественно ничто". Некорректность этого заключения Гартман иллюстрирует на следующем примере: гуси имеют две ноги, я имею две ноги, абсурдно умозаключать, что я являюсь гусем, но именно такова, согласно Гартману, логика мысли Гегеля, делающего положительное умозаключение по второй фигуре, где средний термин занимает место сказуемого [4].
Обвинения в некорректности первой триады были сняты советскими философами Д.В. Джохадзе и Н.И. Стяжкиным, исследовавшими развитие идей диалектической логики в античном обществе. Они приходят в выводу, что идеи Гераклита о Логосе содержат в себе в сущности три правила: 1) введение логоса (если А есть сущность В, то В имеет А в качестве своего логоса); 2) удаления логоса (если А есть логос В, то В есть А); 3) транзитивности логоса (если А есть логос В, а В есть логос С, то А есть логос С).
Ход мысли Гегеля в первой триаде таков: пустая абстракция есть логос чистого бытия, ничто есть логос пустой абстракции, следовательно, ничто есть логос чистого бытия; по правилу удаления логоса (2), т.е. чистое бытие есть ничто. Это умозаключение логически корректно, ибо соотвествует правилам (1), (2) и (3) [5].
Особенность диалектического понимания исходных категорий бытия и ничто состоит в том, что диалектика не ограничивается их тождественностью, она требует анализа различия между ними: бытие не только тождественно ничто, но оно также и отличается от ничто. На это последнее обратил внимание Ф.А. Тренделенбург. Критикуя первую триаду Гегеля в "Логических исследованиях", он признает, что Гегель показал тождество категорий чистого бытия и ничто, но у него исчезает различие между ними. Действительно, Гегель не рассматривает различия межцу этими категориями. Итальянский младогегельянец Спавенты, пытаясь спасти первую триаду Гегеля от нападок Тренделенбурга, ввел различие между предметом и мыслью, направленной на этот предмет. Куно Фишер в работе "Логика и метафизика" находит это введение различия удачным: мысль (ничто) тождественна предмету (бытие) и отлична от него. По нашему мнению, такое различие между предметом мысли и мыслью об этом предмете, или различие между онтологическим и гносеологическим аспектами исследуемых категорий не спасает первую триаду от критики Тренделенбурга. Гегель рассматривает тождество категорий чистого бытия и ничто, исходя из единства логического и онтологического. Это значит, что и различие, если оно имеет место, должно выражаться категориально как различие между категориями чистого бытия и ничто вообще. Такое различие действительно существует. Различием или разностью между ничто и бытием является отрицание бытия или небытие. Небытие или относительное отрицание содержится в ничто, отрицании абсолютном, но непосредственно небытия нет в бытии, или говоря точнее, оно снято в категории бытия. Что выражено во фрагменте у Парменида: лишь бытие есть, а небытия вовсе нет, его невозможно помыслить. Небытие в форме количества или отрицательных чисел и действий над ними впервые вводится в математику в Древнем Китае.
Гегель выразил контрарную противоположность в становлении, возникновение и уничтожение, но в его логике категория становления не имеет контрадикторного, противоречащего становлению понятия. Между тем отношение категорий ничто и небытия столь же фундаментально, как и отношение категорий ничто и бытия.
Так появляется новая логическая форма триады, которую можно назвать антитриадой (ничто - тезис, чистое небытие - антитезис и антистановление, превращение ничто в небытие и обратно - синтез).
Таким образом, бытие и небытие возникают, появляются, рождаются из ничто, подобно тому, как в математике положительные и отрицательные числа, согласно генетическому методу, являются производными от нуля, или потомками нуля. Логический процесс возникновения бытия и небытия есть становление и антистановление соответственно, которые равносильны и соотносительны.
Сущностный, субстанциальный характер становления выражается также в диалектике категорий тождества и различия, характеризующих субстанцию в себе. Становление есть переход от тождества к различию, так как различие между ничто и бытием есть небытие, а различие между ничто и небытием есть бытие, поэтому становление бытия есть переход от тождества к различию между ничто и небытием, а антистановление соответственно есть переход от тождества к различию между ничто и бытием.
Становление антиномично, сущность его противоположностей возникновения и уничтожения невыразима в рассудочных определенностях, для своего понимания она требует диалектического мышления. Если триада в целом представляет собой момент утверждения или тезис, то антитриада есть отрицание или антитезис. Единство триады и антитриады является синтезом. Тождество противоположностей бытия и небытия снимает все и всякие различия и погружает их в единое Абсолютное, представляющее собой опосредствованное определение ничто . Различие противоположностей бытия и небытия, их логическая сумма, то есть отношение или бытие или небытие, представляет собой опосредствованное определение универсального бытия, содержащего в себе противоположности положительного и отрицательного бытия в их бесконечности, такое единство есть другая определенность Абсолютного .
Аналогично тому, как в философии ничто существует в бытии и в этом смысле отождествляется с ним, в теологии Бог отждествляется с с субстанцией. "Бог существует как субстанция" [6]. В свою очередь субстанция имеет своей сущностью активную творческую мощь, противоречие в себе с самой собою или Абсолютный субъект, творящий, созидающий и разрушающий, уничтожающий свои творения. Отношение субъекта и субстанции приобретает характер противоречивого единства, субъект - если и только если субстанция, и субстанция - если и только если субъект, иначе говоря, субстанция и субъект логически эквивалентны. Их равносильность проявляется в становлении, в единстве противоположностей возникновения и уничтожения мира, субъект становится субстанцией, из ничто рождается универсум, и обратно субстанция становится субъектом, универсальное бытие превращается в ничто. Формой их сущности и существования, формой их действительности является вечность. Символически это можно выразить в виде равносильности следующих противоположностей:
В заключение приведем некоторые данные космологии и астрофизики, позволяющие судить о физических аналогах затронутых логических категорий.
В 1965 г. американскими астрономами А. Пензиасом и Р. Вильсоном было открыто предсказанное в 1948 г. Георгием Гамовым и его коллегами Ральфом А. Альфером и Робертом Херманом микроволновое, называемое также реликтовым фоновое радиоизлучение, обладающее одинаковой интенсивностью от всех участков неба с температурой около 3 К. Значение этого одного из самых важных научных открытий ХХ в., согласно утверждению Нобелевского лауреата Стивена Вайнберга, состояло в том, что "оно заставило всех нас всерьез отнестись к мысли, что ранняя Вселенная была" [7]. Началом Вселенной, возникшей в результате "Большого взрыва" 10-20 млрд. лет тому назад, является так называемое сингулярное состояние, не поддающееся математическому описанию, самое непостижимое в современной космологии; это состояние характеризуется единством исключающих противоположностей, максимумов и минимумов, бесконечно больших значений плотности и температуры и нулевых параметров пространства и времени. Для своего понимания оно требует логики разума, в которой противоречие является сущностью Абсолютного. Подтверждением этого является также единство постулатов симметричности и асимметричности распределения материи. По признанию Б. Лоувела, сингулярность возникает из постулата однородности, или симметричного распределения материи во Вселенной. Напротив, С. Хокинг и Эллис утверждают, что асимметричное распределение материи также предполагает сингулярность в исходной точке.
Сингулярным состоянием началось расширение Вселенной, образование из излучения вещества, частиц и античастиц, в сущности, становление и антистановление, их противоречивость была первым этапом на этом пути. Согласно теории нуклеосинтеза, на ранних стадиях расширения в равновесии с веществом и излучением находились все виды частиц и античастиц. В дальнейшем это равновесие нарушается так называемой барионной асимметрии Вселенной, наблюдаемым преобладанием частиц вещества над античастицами и антивеществом, экстраполируемым на всю Вселенную в целом. Космология утверждает, что оставшиеся после аннигиляции частицы образовали вещество современной Вселенной [8].
Теоретически существование частиц и античастиц есть прямое следствие принципов квантовой механики и специальной теории относительности. Признание того, что для каждого типа частиц в природе существует соответствующая античастица, является фундаментальным принципом современной физики. При столкновении пары фотонов при достаточном количестве энергии может рождаться пара частица и античастица любого сорта. Связь частицы и античастицы взаимна: позитрон есть античастица для электрона и электрон - для позитрона. Существование антиэлектрона впервые теоретически предсказал в 1930 г. П. Дирак. В 1932 г. он был открыт и назван позитроном. В 1933 г. Дирак в лекции по случаю присуждения ему Нобелевской премии предсказал, что если развиваемая им теория истинна, то аналогично соотношению электрона и позитрона существует античастица и для протона. В 1956 г. антипротон был открыт. Наличие в природе античастиц, антивещества породило представления об антиматерии и антимире вообще. Некоторые ученые идут в этом отношении так далеко, что предполагают существование в антимирах гипотетических антилюдей, которые, согласно обращению пространства, имели бы сердце справа и писали бы левой рукой и которые при встрече с людьми аннигилируют.
Начало Вселенной, понимаемое философски, есть переход от вечности к времени. С. Вайнберг в работе "Первые три минуты", фиксируя время 0,0108 с существования Вселенной, пишет: "Мы начали с первого кадра, когда космическая температура уже уменьшилась до 100 млрд. градусов Кельвина и единственными частицами, имевшимися в большом количестве, были фотоны, электроны, нейтрино и соответствующие им античастицы" [9].
Об интересе к философии веданты, признанию мирового разума, вызываемом трудностями в современной космологии, пониманием, что Вселенная бесконечно сложна, свидетельствует работа К. Болдинга", в которой систематизируются основные космологические теории эволюции Вселенной. В так называемой "инфляционной (от лат. inflatio - вздутие) Вселенной", выдвинутой физиком Аланом Гутом из Массачусетского технологического института, материя возникает квантово-механическим путем в сущности из пустоты. "Инфляционная модель Вселенной дает нам представление о возможном механизме, при помощи которого наблюдаемая Вселенная могла появиться из бесконечно малого участка пространства. Зная это, трудно удержаться от соблазна сделать еще один шаг и прийти к выводу, что Вселенная возникла буквально из ничего" [10]. Таким образом, в этой модели почти постулируется ничто, под которым понимается квантово-механический вакуум, описываемый теорией единого поля, которая требует синтеза уравнений квантовой механики и теории относительности. В настоящее время физика не обладает математическим аппаратом для теоретического описания такого вакуума. П. Дирак, автор теории квантового поля, которая рассматривается в качестве первого этапа на пути к синтезу квантовой механики и общей теории относительности, высказался в том смысле, что "создание математического аппарата этой теории практически невозможно" [11]. Вайнберг больше оптимистичен, но и он считает, что для решения этой проблемы потребуется, может быть, столетие или больше. Более простой тип такого вакуума, представляющий собой множество так называемых "виртуальных частиц", фрагментов атомов, которые "почти существуют", физика в настоящее время способна описать. В процессе так называемой "вакуумной флуктуации" некоторые из этих частиц переходят из вакуума в мир материальной реальности. Зти частицы невозможно наблюдать, но теория их существования имеет экспериментальное подтверждение. Соответственно этой теории частицы и античастицы возникают из вакуума без всякой причины и исчезают в результате аннигиляции. Сторонники инфляционной модели допускают, что вместо такой виртуальной частицы в какой-то момент из вакуума появилась целая Вселенная, просуществовавшая миллиарды лет.
Профессор Стивен Хокинг в лекции "Близится ли закат теоретической физики", прочитанной летом 1997 г. в Кембридже, утверждает, что начальным состоянием была горячая и совершенно однородная плазменная среда, затем происходил "Большой взрыв", и вместо однообразного однородного плазменного океана возникают довольно твердые сгустки будущих галактик, центробежно разлетающихся все дальше и дальше. В этой "пространственно охлаждающейся экспансии", продолжающейся и по сей день, он видит свидетельство того, что человечеству в обозримом будущем не угрожает общепланетарный катаклизм со стороны, ибо если бы Вселенная снова втягивалась в плотный и раскаленный клубок, то это стало бы для нас началом конца.
С. Хокинг выделяет две концепции: "инфляционную теорию", согласно которой расширение Вселенной происходило быстро и вместе с тем плавно, мир разбухал с равной скоростью во всех направлениях", а также и другую модель, названную "дефектной". Согласно ей, "Вселенная масса трещала и расходилась по сторонам лишь время от времени, словно какая-нибудь льдина, ломающаяся накануне половодья". И та, и другая концепции имеют именитейших приверженцев. Самого Хокинга манят к себе "черные дыры" по той причине, что в действительности они не такие уж черные. В 1974 г. он доказал, что "черные дыры" испаряются, испуская частицы, энергия которых пропорциональна массе "черной дыры". Поэтому в них, возможно, скрыта не смысловая пустота, а, наоборот, бесценная информация о первых долях первой секунды после "Большого взрыва", потому хотя бы, что они остаются гораздо более горячими газовоплазменными элементами, нежели остывшие галактики и отдельные планеты и их спутники. Он возлагает определенные надежды на суперкомпьютер "Космос" (Simson graphics origin 2000). Он обошелся в 2 млн фунтов стерлингов: 8 тыс. мегабайтов в общей технической характеристике дополняются 70 тыс. мегабайтами на его твердом диске и 75 тыс. мегабайтами кассетной поддержки, что делает разум и память "Космоса" в тысячу раз более емкими и в сто раз более подвижными по сравнению с показателями последней модели персонального компьютера "Пентиум". Согласно сообщению печати, "Космос", видимо, уступает лишь суперкомпьютеру, созданному в 1998 г. компанией ИБМ по заказу правительства США для контроля за надежностью и безопасностью стратегических вооружений без проведения реальных ядерных испытаний. Новое детище лидера электронного машиностроения, получившее название "Голубой тихий океан", способно осуществлять до 3,9 трлн. операций в секунду, работает в 15 тыс. раз быстрее обычного ПК и обладает в 80 тыс. раз большей памятью. "Космос" может помочь определить со временем, какая из теорий ближе к истине. Хокинг полагает, что если суперкомпьютер "Космос" во взаимодействии с телескопами подскажет, что такая информация в "черных дырах" действительно имеется, то мы сразу поймем очень многое, как, почему и под воздействием каких сил Вселенная возникла и какой она является [12].
Одной из трудностей создания теории с начальным взрывом и рождающейся материей является проблема, "как сформулировать в этом случае законы сохранения - это опять открытый вопрос" [13]. С. Хокинг и Г. Эллис высказывают предостережение своим коллегам, что "законы физики, открытые и изученные в лаборатории, будут иметь место в других точках пространственно-временного континуума, безусловно смелая экстраполяция" [14]. Эта теория также не может объяснить существование галактик; их возникновение, согласно С. Вайнсбергу, является одной из самых трудных проблем астрофизики.
Другую позицию отражают теории "бесконечно пульсирующей Вселенной", опирающиеся на общую теорию относительности. Они снимают вопрос о возникновении Вселенной и утверждают, что Вселенная не возникает, она существует вечно. Одним из видов такой модели является теория "пульсирующей Вселенной с обращением хода времени" английского астрофизика П. Девиса. Вселенная расширяется и сжимается до сингулярности, и в начале очередного цикла время обращается, поворачивает вспять, прошлое становится будущим, а будущее - прошлым, поэтому сама проблема начала лишается смысла, модели с бесконечно пульсирующей Вселенной встречаются с теоретической трудностью, которая в философском смысле сводится к тому, что не существует абсолютно тождественного повторения, каждое тождество содержит в себе и развивается в различие, и повторяющиеся циклы расширения и сжатия должны приводить к прогрессирующим изменениям. Это значит, что с каждым циклом, утверждает С. Вайнберг, "отношение числа фотонов к числу ядерных частиц или, более точно, энтропия на ядерную частицу" должно возрастать. "Сейчас это отношение велико, но не бесконечно, так что трудно увидеть, каким образом могла Вселенная испытать перед этим бесконечное число циклов" [15].
Отдельные проблемы эволюции Вселенной, которые в отличие от всеобщих можно назвать особенными, также имеют методологическую значимость. Сюда относятся: а) теория "белой дыры" Джона Гриббина. В ней рассматриваются открытые в I960 г. "белые дыры" - квазары или квазизвездные внегалактические источники мощного электромагнитного излучения, имеющие на фотографии звездообразный вид. Согласно этой теории, квазары фонтанируют извергающимися галактиками. "Возможно ли, спрашивает Д. Гриббин, чтобы "белые дыры" делились так, чтобы галактики воспроизводили себя, подобно амебам, путем партеногенеза". Возникает методологически естественная мысль о единстве и взаимосвязи противоположностей "белой дыры" и ее антипода,"черной дыры", и переходе каждой из противоположностей в свое другое. Предполагают, что в недрах галактик и квазарах находятся гигантские "черные дыры". "Не исключено, что механизм энерговыделения в квазарах связан с аккрецией (от лат. accretio - приращение, в космологии падение вещества на космический объект.- В.Т.) газа на маcсивную "черную дыру" [16].
b) Теория пространственно-временных туннелей ("космические норы"), выдвинутая патриархом космологии Джоном Уилером [17], приобрела популярность благодаря фильму "Воздушные войны", в котором космические корабли, осуществляя межгалактические перелеты, путешествуют через гиперпространство. В нормальных условиях на это потребовалось бы миллионы лет при движении кораблей со скоростью света. Некоторые версии этой теории позволяют осуществлять переходы, связывающие прошлое и будущее.
с) Наконец, теория "многомерности Вселенной". Если теория относительности вводит понятие четырехмерного континуума Эйнштейна-Минковского, то П. Девис выдвигает теорию одиннадцатимерной Вселенной. В дополнение к трем пространственным и одному временному он вводит еще семь измерений, которые, хотя воспринимаются в повседневной жизни, но, якобы, "до сих пор никем замечены не были" [18].
Одной из моделей конца двадцатого столетия является "космологическая теория точки Омега", согласно которой Вселенная будет расширяться до максимального размера, а потом сжиматься до нового сингулярного состояния, так как она замкнута. Эту теорию можно рассматривать как специфический синтез двух противоположных теорий, инфляционной и пульсирующей Вселенной, синтез конечного и бесконечного, синтез противоположностей бесконечного становления и его определенностей, возникновения и уничтожения, времени и вечности. Ее автором является профессор университета в Новом Орлеане Фрэнк Типлер, по словам Джона Уилера, один из ведущих авторитетов в космологии и астрофизике благодаря введенным им представлениям и важным теоремам в общей теории относительности и гравитационной физике. Ф. Типлер опубликовал ряд фундаментальных работ, в том числе "Антропный принцип в космологии" (с Джоном Бэрроу, 1986 г.), книгу "Физика бессмертия", 1994 г.). Им предсказана масса верхнего кварка 18020 млрд. эВ. Эту частицу открыли на ускорителе в национальной лаборатории Беркли, ее масса оказалась 17417 млрд. эВ. Другим его предсказанием является масса бозона Хиггса 22020 млрд. эВ. По его мнению, эту квантовую частицу откроют в следующем столетии.
Сам он называет себя "натуральным теологом". Типлер утверждает, что на сформулированные Кантом три метафизически неразрешимых вопроса: существует ли Бог, обладаем ли мы свободой воли и существует ли бессмертие души, его ответами будут: да, да, да. Метафизические проблемы он превращает в физические задачи и математически решает их. Исходя из идей Аристотеля и святого Фомы о душе как энтелехии, активном начале, автор определяет душу как информацию, закодированную в организме. "Бессмертная душа - это бессмертная суть человеческого существа". Точка Омега, будущее сингулярное состояние, когда энергия и температура будут бесконечно большими, характеризуется также тем, что вблизи ее мы будем возвращены в бытие и будем жить вечно в качестве мысли и жизни как вечно продолжающейся, стремящейся к бесконечности информации в субъективном бесконечном времени. В этой теории утверждается бессмертие духа, разума. Известный императив: "учись так, будто будешь жить вечно, живи так, будто завтра умрешь",- в свете теории точки Омега Типлера приобретает глубокий смысл. Его теория вызвала ожесточенные нападки потому, что, по его словам, автор нарушил "политический договор" богословов и ученых не вмешиваться в дела друг друга. Его доказательства снимают границу между верой и разумом, теологией и наукой [19].
Методологическая позиция Ф.Типлера близка к позиции философии всеединства Вл. Соловьева, утверждавшего необходимость цельного знания, объединяющего философию, теологию и науку.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики//Соч. М., 1937. Т.,V. С.,58.
Schelling F.W.J. Die Weltalter. Sammtliche Werke. Abt. 1. Bd. 8. St. Augsburg, 1961. S. 235.
Лао-цзы. Дао-дэ-дзин//Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1.
Чернышев Б.С. О логике Гегеля. М., 1941. С. 16.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.П. Развитие идей диалектической логики в античном обществе // Вопр. философии. 1981. N 4. С. 16.
Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1974. С.,79.
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981. С. 124,142.
Долгов А.Д., 3ельдович Я.Б. Барионная асимметрия Вселенной//Физика Космоса: Маленькая энциклопедия. М., 1986. С. 134-135.
Болдинг К. Большие проблемы большого взрыва. Истоки, наука высших измерений. Бхактиведанта. 1990. C. 1.
Guth Alon H., Steinhard Paul J. The inflationary Universe//Scientific American. 1984. May. P. 127.
Dirac P.A.M. The Evolution of the Physicist's Picture of Nature//Scientific American. 1963. May. P. 45-53.
Богомолов П. Цель - раскодировать Вселенную // Правда-5. 1997. 5 июня. С. 3.
Христов Х.Я. Эволюция законов сохранения в физике//Наука стран социализма. М., 1980. С. 57-58.
Hawking S.W., Ellis G.F.R. The Large Scale Structure of Space-Time. P. 1.
Gribbin J. White Holes. P. 107.
Хлопов М.Ю. Квазары//Физика Космоса... С. 295.
Уилер Д. Геометродинамика. М., 1962.
Davies P. The Eleventh Dimension//Science Digest. 1984. Jan. P. 72.
Типлер Ф. Физика бессмертия. Интервью Знтони Ливерсайда с Франком Типлером ("Омни", Нью-Йорк)//За рубежом. 1995. N 20. С. 12-13.
Судьба как экзистенциал и мифологема
Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма
Философия неравенства Н.А. Бердяева
Эта логоемкая диссертация…
Скажите, пожалуйста: (к вопросу об особенностях метода интевьюирования)
Политические праздники в массовом сознании омичей
Социальная этика суфиев
Башкирская ветвь российского древа философов
Антропоцентрическая сущность традиции
Формирование эстетической культуры студенчества: вопросы и противоречия
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.