курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Суть поэта - его душа.
Обязанность поэта - не только вложить свою
душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до читателя
главное.
Конечно, таким образом, от сложности натуры поэта зависит сложность его стихов.
Трудно с первого раза разобраться в Пастернаке или О. Мандельштаме. Но вот
про-ступает и обязанность читателя: разобраться, понять, осмыслить стихи, в
которых не
всегда обычные образы, необычная жизнь, необычны функции света и цвета. Поэтому
свой
анализ я хочу построить с позиции “понять”, а не ”критиковать”.
Говоря просто, стихи- это
мысли и чувства поэта, прошедшие через его
душу, через его особый образный мир. По большому счету ,стихотворение Ахматовой
«Летний
сад» есть набросок Летнего сада в Петербурге, прошедшее такую «обработку».
Только с первого взгляда здесь не видно никакой системы. Но «безыдейность»
стихотворения (в
нем нет философской идеи)- это еще не повод для того для того, чтобы упрекать
его в
отсутствии схемы. Идею, как связующее начало , подменяет здесь тема: Летний сад
и впечатления
поэтессы. Немного преувеличивая, можно сказать, что идей стихотворения и
«Летний сад»
является его тема: Летний сад. Ахматовой позволено все.
Образный ряд стихотворения двоичен , неоднозначен. Я возьму на себя
ответственность
предположить, что в нем Ахматова очень близка к символистам. Игра словами, а
вернее,
значениями слов поразительна. Например, в первом двустишии ключевым является
слово «розы» :
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Конечно, можно предположить,
что в летнем саду растут розы. Но в системе стихотворения
«розы» приобретают иное значение. Если предположить, что ряд «розы» -
«единственный ряд» -
«ограда» - это смысловая градация по убывающей, тогда «розы» понятие шире, чем
«ограда»
(что-то вещественное), выше чем образ «единственный сад» (что-то уже личное и
уже
неопределенное).
В ней слово «розы» без
изменения смысла, каждый писатель для себя может заменить на
«красота», «природа», «прошлое». Ахматова, как символистка, будто призывает нас
дорисовать
всё самим, додумать. И так на протяжении всего стихотворения, в котором нет
об-разов и вообще
существительных, не несущих дополнительную смысловую нагрузку.
Как и «розы», несколько
неуместным для читателя является сочетание «невская вода» в
строках :
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Да, «невская вода» - это тоже
в своём роде логический центр, перепутье двустишья, где
читатель сам выбирает себе дорогу. Конечно, можно доказывать фактами из
биографии поэтессы,
что она непосредственно была в саду при большой Неве. Можно предположить, что
статуи под
«невской водой» - это метаморфическое, от «второго лица» изображение, этюд
воздуха
Санкт-Петербурга, когда его влажность просто мешает дышать и пьянит, когда он
кажется
осязаемым, как вода.
Мне же здесь видится ещё
кое-что. В конспекте четырёх следующих двустиший образ «вода»
приобретает совсем новое значение. Это значение смысловой связки. Ведь
«перепутья» следующих
трёх строф: «мачты», «двойник», «лебедь» - немыслимо связать никакими словами,
кроме как
«вода». И здесь открывается новый горизонт возможностей для фантазии. Мы видим
глазами
Ахматовой в Летнем саду, «мачты», которые …. Уносят нас в океан. «Лебедь» - и
перед нами
гладкое озеро сада. «Двойник», то есть отражение как бы погружает нас в воду. А
эхо
четвёртого ?????????? в этой системе («Врагов и дру-зей, друзей и врагов») есть
не что иное,
как зеркальное отражение слов от водной стихии системы. Оно погружает нас в
словесный,
звуковой океан отражений. Здесь не нужно ис-кать смысла, нужно повторять слова,
закрыв глаза.
Теперь разберёмся, зачем нужна
эта цепочка. По-моему, «водная стихия» должна увлекать
читателя с собой. По уже знакомой на системе градации земного и осязаемого – к
возвышенному и
внутреннему через совокупность этих образов. Повторяем с закрытыми глазами:
«мачта» ( и в
нашем сознании осязаемая мачта, всё вполне реально, море) – «лебедь» (это уже
ассоциативный
образ : «красота», «грация», «озеро») – «двойник»( и в го-лове пробегает:
«тайна», «загадка»,
«отражение») – «враги и друзья» (опять перепутье: вне системы можно
рассматривать облики
людей, но мы закрыли глаза, и у нас получает-ся: черное и белое, свет и тьма,
добро и зло).
Все нужно рассматривать имперически, не наполняя смыслом, так мне кажется.
Оглянитесь,
сколько разных, противоречивых чувств проходит сквозь нас за четыре этих
строфы. Но даже в
этой череде водных отражений проглядывает логика, завязаться узлом на образе
«вода». Эта
логика сложна, потому что описательна, она построена на чувствах, должна
постепенно
подниматься к воображению читателя по ступенькам-образам. Но не нужно искать здесь
логику,
которая работает на идею. Идеи нет, я об этом уже говорил. Есть просто полет
фантазии, есть
картина, она за-шифрована, она волшебна. И чем больше мы вглядываемся в нее,
тем больше
эстетиче-ского удовольствия мы получаем от стихов Анны Ахматовой.
Последние три строфы — это
просто симфония. Ключ и метод те же, но на смену чисто
ассоциативным образам, которые воздействуют на нас через сознание и понимание
(лебедь,
двойник, розы, вода) приходят имперические: звук, свет, цвет, пространство. И получается
необыкновенная картина.
Все зарождается в шестом действии.
А шествию теней не видно конца
От воды гранитной до двери дворца.
Здесь «шествие» – лишь только
намёк на звук.«Тени» - это всего лишь зачатки цвета и света.
Это пространство (кстати, в чистом виде оно появляется впервые) выражено очень
чётко и
обозначенное гранитом вазы и дверью дворца. Таким образом, перед нами картина,
которую можно
дорисовать, она реальна: блики солнца («шествие теней»), может быть, аллея у
входа в летний
дом Петра Первого (вара и дворец), сумерки.
Но в предпоследней строчке пространство размывается: «ваза» и «гранит»
превращаются в
неопределённое «тени». Цвет и свет, как ночь, распространились повсеместно.
Звук де
формируется. Он тоже становится объёмным. «Шествие» переходит в «шёпот». Мы как
будто подняли
голову, уже не видим конкретных предметов, а только необъятные «ночь»,
«высота». Мы
чувствуем: «любовь», «тайна».
Опять интериоризация, опять переход от конкретного предмета к впечатлению.
Эта цепочка завершается первой строкой дистилия:
И всё перламутром и яшмой горит…
Звук переходит в аллитерацию, настойчивое повторение звонкого «р». Свет,
постепенно, от
тёмного к светлому, перерос в перламутровый и яшму. Эта цвета океана, неба –
чего
угодно!
Пространство уже не то чтобы между «вазой» и «дверью», оно выпрыгнуло даже из
неопределённого
«тени». И получилось «всё». «Всё… горит…». А последний глагол в строке
ассоциативно
соединяет в себе пространство, звук, свет, цвет. Картина неопределённа, но завораживающа.
Читатель уже не на земле, он в перламутре и яшме неба, но он не видит: он может
теперь только
чувствовать.
Таким образом, система
описания осталась та же. Разница в том, что в первой части
стихотворения поэтесса пользовалась благодарными красками образом и символов,
чтобы донести
до читателя картину и заставить его, перенося через сознание, её образы,
переживать то, что
когда-то переживала она, глядя на океан Летнего сада. Во вторых части по той же
схеме
(осязаемое, реальное – неопределённое – внутренний мир) она рисует светом,
цветом,
пространством, звуком. Она заставляет переживать, сначала сгущая краски, а
потом размывая
их. Но эта схема работает. Главное доходит до мозга. Без перепадов, без резких
и колких
враз. Остаться должно только чувство, общее впечатление.
Я говорил уже про обязанность
поэта: донести свои чувства до нас, смертных. Искусство
«передать» - одно из самых великих. И нет предела совершенству. А загадку
Летнего сада, точно
так же, как и «анычара», «осени первоначальной», «весенней грозы» и «первого
майского грома»
можно открывать каждый раз по-другому Анна Ахматова уви-дела сад так, как его
описала. Может
быть, Тютчев или Пушкин увидел бы его иначе. Но никто не познал бы истины.
Истина – удел не
человека. Поэтому к последней строке я отношусь глубоко философски:
Но света источник таинственно скрыт.
Анализ стихотворения Анны Ахматовой “Летний сад”. Суть поэта - его душа. Обязанность поэта - не только вложить свою душу,свое видение мира в стихи, но и донести, уметь донести до читателя главное. Конечно, таким образом, от сложности натуры
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.