курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Стратегические экономические интересы украины и российской федерации в бассейне азовского моря
Выводы
Литература
После распада СССР для стран СНГ исключительной актуальностью характеризуется проблема экономической безопасности в рамках новых парадигм обеспечения национальной безопасности, формированием которых в последние годы активно занимаются как в Украине, так и в Российской Федерации (РФ).
Экономическая безопасность неразрывно связана с экологической и социальной безопасностью. Для двух государств, в частности для Украины и России, использующих трансграничные ресурсы (природные и пространственные), например ресурсы Азовского моря, по нашему мнению, целесообразно использовать новые парадигмы реагирования на геополитические вызовы, "общую безопасность" субъектов хозяйственной деятельности и др.
Вопрос обеспечения общей безопасности становится особенно актуальным в процессе активизации морской деятельности государства в акваториях полузакрытых Азовского и Черного морей. Российская Федерация, которая в последнее десятилетие значительно активизировала свою морскую деятельность, может служить примером для Украины, стремящейся стать крупным морским государством. Этот опыт особенно важен для укрепления экономической безопасности, а также поиска путей и направлений повышения устойчивости социально-экономического развития.
В работе обсуждены экономические и ресурсно-экологические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря, которые имеют стратегическое значение для обеих стран. Рассмотрен вопрос поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в этом регионе.
В системе формирования новой национальной морской политики в контексте повышения конкурентоспособности морского хозяйства как в Украине, так и в России весьма важное место занимает Азовское море. Здесь сосредоточены уникальные природные ресурсы, которые имеют большое значение для развития экономики украинского и российского Приазовья и смежных регионов, объективно заинтересованных в эффективном освоении этого потенциала. Системное представление украинских и российских интересов в Азовском регионе приведено на рисунке.
Государственные интересы двух стран в бассейне Азовского моря и их приоритетность обусловлены конкретными ситуациями, которые возникают в этом и Черноморско-Каспийском регионах, а также далеко за их пределами. Приоритетными национальными интересами Украины в бассейне Азовского моря являются:
утверждение и защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопустимость вмешательства во внутренние дела обеих стран;
рациональное использование богатейших природных ресурсов Азовского моря и Прикерченского района Черного моря, сохранение окружающей природной среды;
интеграция региона в европейские системы, развитие экономического, экологического, правового пространства и системы обеспечения безопасности.
Интересы Украины и России в решении эколого-экономических проблем Азовского моря сводятся к следующему:
снижение уровня загрязнения моря и антропогенного воздействия на его экосистему;
уменьшение риска для здоровья людей, связанного с загрязнением морских вод и береговой зоны;
сохранение и воспроизводство биологического разнообразия природных ландшафтов береговой зоны и мест обитания биологических видов;
экологически и экономически эффективное использование, воспроизводство морских рыбных ресурсов и развитие аквакультурных видов деятельности;
предотвращение разрушения морских берегов и охрана земель в прибрежной полосе моря;
создание системы интегрированного управления природопользованием в бассейне Азовского моря.
Инструментами реализации указанных интересов двух стран являются:
разработка совместной украинско-российской программы охраны и возрождения Азовского моря;
создание действенной системы мониторинга для оценки влияния природных и антропогенных факторов на окружающую природную среду;
привлечение общественности к реализации природоохранных мероприятий, повышение уровня экологического образования и просвещения населения.
Для Украины и России одним из важных стратегических интересов, безусловно, является обеспечение стабильности и сохранности региональной безопасности в Азовском, а в более широком понимании - в Азово-Черноморско-Каспийском регионах. В условиях расширяющихся тенденций экономического освоения Азово-Черноморского региона и обострения международных ресурсных проблем он может стать ареной крупных экономических и экологических противоречий,
Следует особо подчеркнуть, что эффективное решение экономико-экологических проблем Азовского моря, связанных с использованием природных ресурсов и обеспечением экотехногенной безопасности в Приазовье, возможно при достижении определенного уровня устойчивого стратегического партнерства (УСП) между Украиной и Россией. Без создания соответствующего институционального базиса УСП и политической воли со стороны руководства обоих государств решить экономико-экологические проблемы Азовского моря невозможно. В связи с этим особую актуальность для эффективного решения экономических, ресурсно-экологических и политических проблем в бассейне приобретает фактор укрепления стратегического партнерства и добрососедских отношений. Такая постановка вопроса просто необходима в условиях действия ряда новых внешних факторов: влияния на регион социально-экономических и социально-политических конфликтов в Крыму и на Северном Кавказе; резкой активизации политической, экономической и иной деятельности третьих стран, а также военно-политических и экономических группировок в Черноморско-Каспийском регионе, которая в отдельных случаях противоречит долгосрочным трансграничным интересам обеих стран в Азово-Черноморском бассейне.
Необходимо отметить, что Азовское море целиком находится в границах Украины и России. Здесь формируются достаточно крупные морехозяйственные системы, базу которых составляют морские транспортные коммуникации, освоение биологических ресурсов, развитие марикультуры, рекреационные хозяйства, припортовая металлургия, наличие полезных ископаемых (газа и газоконденсата) и др. Азовское море - регион возрастающих украинско-российских устремлений и противоречий. Оптимизация взаимовыгодных интересов возможна только через стратегическое партнерство на основе диверсификации форм трансграничного сотрудничества. Одно из главных направлений такого сотрудничества - установление правового статуса и правового режима Азовского моря и Керченского пролива, с учетом долгосрочных интересов Украины и России, государственных границ как фактора предотвращения территориальных споров и повышения компетенции и ответственности каждого из государств в Азовском бассейне.
При благоприятных условиях, скоординированном и целеустремленном украинско-российском партнерстве Азовский регион экономического сотрудничества мог бы стать "локомотивом роста". Таковым его можно будет считать, если он будет удовлетворять следующим условиям:
будет сформирована устойчивая тенденция развития транспортного комплекса, в том числе пассажиро- и грузопотоков;
будет создан научно-образовательный центр мирового или государственного значения;
будет реализован высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
будет сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны (в данном случае для двух стран - Украины и России);
будет задействовано стратегическое партнерство власти (в данном случае Украины и России), гражданского общества и бизнеса;
будет осуществляться (и это уже происходит) весомый вклад в прирост ВВП двух стран и каждой из них в отдельности;
в ближайшие 10-12 лет данный регион может стать ориентиром для соседних территорий.
По нашему мнению, эффективная реализация экономических, экологических и других интересов двух стран в бассейне Азовского моря возможна на основе:
1) формирования институционального базиса согласования хозяйственной и иной деятельности на этой территории;
2) организации действенной системы трансграничного сотрудничества, направленного на восстановление и углубление экономических, экологических, социальных, научно-технических, культурных и других отношений между приграничными территориями (районами);
3) создания интегрированной системы управления использованием природных ресурсов Азовского моря и обеспечением экологической безопасности Приазовья в контексте долгосрочных интересов двух государств.
Проблема формирования институционального базиса согласованной хозяйственной деятельности Украины и РФ в бассейне Азовского моря связывается, прежде всего, с обоснованием нового правового статуса Азовского моря путем всеобъемлющей проработки следующих вариантов:
1) море с международно-правовым статусом в классическом варианте (выделяются внутренние морские воды, территориальное море, исключительные экономические зоны Украины и РФ);
2) море со смешанным статусом - международно-правовым и статусом внутренних вод одного из приазовских государств;
3) море с международно-правовым статусом - Украина и РФ устанавливают внутренние воды и территориальное море, остальное пространство передается в общее совместное использование;
4) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ, находящиеся в совместном использовании;
5) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ.
По последнему направлению реализации интересов Украины и России необходимо отметить следующее. Обе страны объективно заинтересованы в организации эффективной системы трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря, которое охватывало бы разнообразные по форме и содержанию взаимосвязи между их территориями. Расширение трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря является одновременно инструментом социально-экономического развития приграничных территорий, реализации евроинтеграционных принципов сотрудничества, повышения конкурентоспособности и конвергенции приграничных территорий (районов).
Активность Украины в плане развития трансграничного сотрудничества на российском направлении крайне недостаточна в сравнении с западным направлением (протяженность общей границы Украины и России составляет около 2300 км, а Украины и стран Европейского Союза - 1390 км). Из 15 проектов трансграничного сотрудничества, реализуемых в настоящее время согласно Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении программы развития трансграничного сотрудничества на 2007-2010 годы" от 27 декабря 2006 г., которым предоставляется государственная финансовая поддержка, на российском направлении выполняется только один, и тот чисто символически (на 2008 г. было выделено 190 тыс. грн., то есть менее 38 тыс. дол., что составляет около 5% от общего объема финансирования).
Особого внимания заслуживает расширение сфер поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в бассейне моря. Согласно принятому Закону Украины "О трансграничном сотрудничестве" такое взаимодействие может осуществляться путем:
установления и развития взаимовыгодных контактов между субъектами трансграничного сотрудничества - территориальными общинами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти, взаимодействующими с территориальными общественными организациями и соответствующими органами власти другого государства;
заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве в отдельных сферах;
создания и реализации проектов (программ) трансграничного сотрудничества и специальных совместных проектов (программ), направленных на решение конкретных общих задач и удовлетворение интересов территориальных общин.
Долгосрочной основой эффективного украинско-российского сотрудничества в бассейне Азовского моря может быть организация еврорегиона "Азов", который может стать достаточно крупным центром региональной международной экономики, формируемой на контактах природоцелостного образования - физико-географического района Азовского моря.
В рамках расширения и углубления украинско-российского научного сотрудничества в экономико-экологической сфере, связанной с эффективным использованием природно-ресурсного потенциала Азовского моря, существуют проблемы, требующие немедленного решения. Для этого необходимо:
подготовить научно обоснованные рекомендации по ликвидации экономико-экологических последствий аварий судов в Керченском проливе (11 ноября 2007 г), в результате которых в водную среду попало более 6 тыс. т серы и 1 - 2 тыс. т мазута8;
провести комплексную экономико-экологическую оценку последствий возможного сооружения и функционирования гравитационной гидротехнической дамбы в районе косы Тузла;
разработать научно обоснованные предложения по оптимизации режима функционирования Керченского пролива с учетом решения проблемы безопасности судоходства в Керчь-Еникальском канале;
предоставить рекомендации по экономико-экологическому обоснованию и разработке механизмов согласования осуществляемых и планируемых проектов строительства и расширения (или строительства новых) перевалочных мощностей в районе Керченского пролива и других районах, затрагивающих экономические, экологические и иные интересы сторон;
подготовить проект межгосударственного соглашения о совместном использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов Азовского моря;
согласовать украинскую "Общегосударственную программу охраны и воспроизводства природной среды Азовского и Черного морей" с соответствующими программами Российской Федерации;
согласовать украинские и российские нормативно-правовые системы регулирования экономической и природоохранной деятельности в Азовском море;
разработать скоординированную систему мероприятий по уменьшению антропогенного воздействия на экосистему Азовского моря;
разработать специальную программу по обеспечению ресурсно-экологической безопасности хозяйственной деятельности в бассейне Азовского моря;
разработать экономико-экологический механизм предотвращения (уменьшения) вспышек биомассы медуз в Азовском море и выработать рекомендации по максимальному сокращению ущерба, наносимого ресурсно-экологическому потенциалу моря и экономике обоих государств;
разработать и внедрить интегрированную бассейновую систему управления природными ресурсами Азовского моря на основе современных ГИС-технологий.
Особо важным вопросом украинско-российского сотрудничества в Азовском море является обеспечение безопасности хозяйственной деятельности, в том числе в части инженерно-экологической проблематики, контроля и защиты береговой зоны от опасных экзогенных процессов, сохранения биологического разнообразия морских сообществ, предотвращения разливов нефти и ликвидации их последствий. В этом плане актуален вопрос разработки совместного плана ликвидации аварийных разливов нефти в акватории Азовского моря и Керченского пролива.
Украина и Россия стоят перед необходимостью формирования, закрепления и расширения адекватных представлений о стратегических интересах обеих стран в бассейне Азовского моря; всемерного расширения сотрудничества и выхода на новый уровень понимания и доверия как ключевого фактора совместного разрешения сложных экономических, ресурсно-экологических и стратегических проблем. В стратегическом компоненте украинско-российских отношений в бассейне Азовского моря ведущую роль следует отвести долгосрочным экономическим интересам, например: выгодной для обеих сторон реализации амбициозных проектов транспортного коридора Крым - Кавказ (через Керченский пролив) и канала "Евразия" (Каспийское море - Черное море); совместному использованию и воспроизводству рыбопромыслового потенциала Азовского моря (в прошлые годы добыча достигала здесь 400 тыс. т в год); освоению месторождений газа и газоконденсата, с учетом обеспечения экологической безопасности; развитию индустрии туризма и др.
Акцентируя в данной работе внимание на проблеме эффективного освоения ресурсно-экологического и экономического потенциалов Азовского моря и возможностей разрешения экономико-экологических конфликтов в Приазовье, а также учитывая интересы Украины и России, считаем необходимым обратить внимание на некоторые перманентные факторы, которые можно рассматривать и как ресурс для развития украинско-российского сотрудничества в азовском регионе:
а) благоприятные и достаточно мощные предпосылки и условия для существенного улучшения и развития на новой равноправной и взаимовыгодной партнерской основе экономического, экологического и другого сотрудничества, что обусловливается общей историей, глубокими традициями экономических, гуманитарных, научно-технических и иных связей, единством природной среды и желанием ее сохранить для настоящих и будущих поколений;
б) особые интеграционные интересы, связанные с выгодным для двух стран использованием морского пространства, рыбных ресурсов, полезных ископаемых морского дна, курортно-рекреационного потенциала и транспортных коммуникаций (такой интерес диктуется пониманием того факта, что ни Украина, ни Россия без содействия другой стороны не сможет решить существующие здесь ресурсно-экологические и экономические проблемы).
1. Долгосрочные интересы Украины и России в бассейне Азовского моря, связанные с освоением его богатейшего ресурсного потенциала (транспортные, рекреационные, живые, минеральные и энергетические ресурсы) и обеспечением экономико-экологической безопасности в Приазовье, могут быть эффективно реализованы только на основе организации устойчивого стратегического партнерства, в котором должны доминировать уважение суверенитета и равноправие соседних суверенных государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимовыгодность, постоянное углубление равноправных партнерских отношений в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в частности Устава ООН, укрепление мира и безопасности в Азово-Черноморском бассейне.
2. Методологической основой и инструментом взаимовыгодной реализации тактических и стратегических интересов Украины и России в бассейне Азовского моря являются применение принципов теории интегрированного управления, создание интегрированной системы управления использованием ресурсов Азовского моря и обеспечением экономико-экологической безопасности Приазовья в геоэкономических интересах обеих стран, а также формирование адекватного институционального базиса для устойчивого стратегического партнерства.
3. Особое внимание следует уделить крупномасштабным проектам, в частности строительству транспортного перехода через Керченский пролив "Крым - Кавказ" и канала "Евразия". Строительство канала "Евразия", который должен соединить Каспий и Черное море, создаст новый водный путь между Каспием и Азовом, что существенно повысит геоэкономическое значение Азовского региона и позволит Украине и России получить дополнительный ресурс для развития и усиления их геополитических позиций в Азово-Черноморско-Каспийском регионе.
4. Пути повышения эффективности трансграничного межрегионального сотрудничества в бассейне Азовского моря и достижение целей ускорения социально-экономического развития украинского и российского Приазовья следует рассматривать в контексте перспектив формирования Азовского еврорегиона. Основой для этого может послужить создаваемый в настоящее время Черноморский еврорегион.
5. Украинский вектор российских интересов и российский вектор украинских интересов, при всех своих возможных расхождениях, в сумме должны определить вектор развития Азовского региона в интересах двух стран, если оба они будут построены в единой системе координат с единой точкой отсчета.
1. Концепція економічної безпеки України (керівник проекту Л.М. Геєць). К., "Лотос", 1999.56 с;
2. Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (утвержден 19 июня 2003 г. №964-IV). "Голос Украины" № 134, 2003, с. 20-21;
3. Дергачев В.А., Кухарская Н. А., Тараканов II.Л. Геоэкономические основы национальной безопасности. Одесса, ИПРЭЭИ НАН Украины, 2005, 154 с;
4. Экономическая безопасность государства и интеграционные формы ее обеспечения. (Под ред. В.К. Вороновского и И.В. Недина). К., "Знання України", 2007, 392 с.
5. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., ИСПИРАН, 2001,260 с.
6. Кудряченко АЛ. Геополітичні виклики сучасної України. "Стратегічні пріоритет" № 1, 2006, с.167-174.
7. Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта. "Вопросы экономики" № 1, 2008, с.149-154.
8. Волович О. Політика Росії, Туреччини, США і ЄС в Чорноморсько-Каспійському регіоні: взаємодія і суперництво. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.11-14
9. Xількевіч В., Лосев Є. Основні тенденції розвитку ситуації в Чорноморському регіоні: Загрози і виклики України. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.26-32
10. Буркинский Б.В., Степанов В. ІЇ. Черноморский регион: экономико-экологические конфликты и поиски путей их разрешения. "Экономические инновации". Вып.29. Украинское Причерноморье как субъект экономического, социального и экологического пространства. Одесса, ИПРЭЭИ ПАН Украины, 2007, с.9-17.
11. "Голос Украины" № 134, 2004, с.7.
12. Матишов Г.Г., Бердников С.В., Савицкий Р.М. Экосистемный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Аварии судов в ноябре 2007 г. Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН, 2008, 79 с.
Содержание Введение 1. Стратегические экономические интересы украины и российской федерации в бассейне азовского моря Выводы Литература Введение После распада СССР для стран СНГ исключительной актуальностью характери
Свободные экономические зоны
Организация внешнеторговых операций
Стратегії міжнародної торгівлі
Структура мирового хозяйства
Свободные экономические зоны, специфика их развития в Республике Беларусь. Внешнеторговый контракт на экспорт товара
Свободные экономические зоны, специфика их развития в Республике Беларусь. Внешнеторговый контракт на экспорт товара
Организация продвижения товаров на мировом рынке
Организация расчетных отношений в международном экономическом обороте
Суть та причини прямих зарубіжних інвестицій
Сучасна дипломатія як засіб регулювання міжнародних відносин
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.