База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Структура и виды цен. Расчет основных экономических показателей — Экономика

1. Структура и виды цен

 

Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке. Она является средством взаимодействия производителя и покупателя товара на рынке.

Цена образуется при наличии спроса на товар и его предложения производителями. На процесс ценообразования влияет наличие конкуренции и проявления государственного влияния.

В основе оценки спроса рассматривают полезность товара (в широком понимании этого термина). На бытовом уровне представление о полезности товара составляется с учетом поведенческих особенностей покупателей, их платежеспособности. На предпринимательском - выгодность приобретения определенного количества товара по данной цене.

Структура цены - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

Оценка предложения осуществляется в некотором интервале цены на товар с нижним ее значением на уровне валовых расходов при изготовлении товара и верхним значением - с учетом оценки спроса и принятой производителем ценовой стратегии.

Теория ценообразования создавалась с развитием 2-х подходов: "затратного" и "полезного". С развитием идей монетаризма теория ценообразования была дополнена современными представлениями о роли государственного регулирования цен. Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость.

Основные функции цены:

• учет и изменение расходов общественного труда на производство продукта. Это макроэкономическая функция, она положена в основу государственного регулирования и ряда программ дотаций производства;

• связь между производством и потреблением, спросом и предложением, функция и макро-и микроэкономические;

• стимулирование производства в зависимости от движения платежеспособного спроса населения;

• перераспределение национального дохода (регулируемые государством цены. Данная функция является логическим продолжением первой функции, носит макроэкономический характер.

Виды цен. Определяют по ряду признаков.

1. В зависимости от проявления государственного влияния различают: фиксированные, регулируемые, свободные и договорные цены. В странах с рыночной экономикой доля установленных государством фиксированных цен незначительна. В большинстве случаев государственное регулирование сводится к установлению верхнего предельно допустимого уровня цен или предельного уровня рентабельности. В промышленных развитых странах доля регулируемых государством цен составляет 25-40%. Свободные цены образуются под воздействием спроса и предложения на свободном рынке.

2. На ценообразование влияет тип рыночной среды, где в зависимости от наличия конкуренции различают: конкурентные и монопольные цены. Конкурентные цены значительно ниже монопольных за счет стремления большого количества производителей продать свои товары, сохраняя безубыточность производства.

3. По характеру оборота, обслуживаемого выделяют оптовые, закупочные, розничные, сметные цены, а также цены и тарифы на платные услуги населению, транспортные тарифы.

4. По абсолютному значению выделяют следующие виды цен:

- Для захвата массового рынка используется цена проникновения или демпинговая - низкая цена на значительном рынка при сильной конкуренции. Она ориентирована на высокое или низкое качество товара при высокой чувствительности рынка к цене;

- Для захвата рыночного сегмента, мало чувствительного к цене и озабоченного качеством, или уникальностью, статус товара, используется престижная (высокая) цена.

5. По способу включения расходов.

- Для длительного периода времени возможно применение стандартных цен. Это неизменные, но не гарантирующие неизменность содержания товара цены. Вместо их изменения фирма может изменить упаковку, состав товара или услуги. Используется в коммунальных услугах, ресторанах (вес порции в столовой, замена картонной упаковки на пластиковую и др.);

- Изменчивые цены учитывают изменение затрат, качество для ориентации на различные сегменты рынка.

6. По способу воздействия на покупателя:

- Единые цены - цены, устанавливаемые предприятием для всех потребителей на одном уровне для аналогичных товаров. Отклонение от цен не допускается.

- В отличие от них, гибкие цены ориентируются на покупательную способность клиентов. Например, цена на продуктовых и промышленных рынках у того самого продавца для разных покупателей;

- Неокругленные цены - цены, психологически действуют на покупателя. Нововведения, которые учитывают психологию покупателя (получение им сдачи). Эта разновидность цен привлекательна при использовании в массовом порядке системы электронных платежей, кредитных карточек и незначительного оборота наличности.

7. По признаку государственно-территориального ограничения различают: внутренние и внешние (экспортные) цены.

8. По времени действия цены подразделяются на твердые, текущие, сезонные, текучие и т.д.

В состав цены могут включаться расходы на транспортировку товарной продукции, ее перегрузку, страхование, хранение и т.п. Распределение этих расходов в цене, то есть между производителем и потребителем, называется франкированием.

При внутренней торговле различают:

франко-склад поставщика - в цену включают все транспортные расходы с момента отгрузки со склада предприятия-изготовителя;

франко-станция назначения - расходы от станции назначения и т.д.

При межгосударственной торговли различают цены:

DAF - потребитель несет все затраты, начиная от своей границы;

KAF - производитель несет все расходы по доставке груза в порт отгрузки;

FOB - производитель несет все затраты, включая нагрузку на борт судна;

CIF - все расходы по перевозке груза до станции (порта) назначения, уплаты таможенных пошлин и страхование груза несет производитель и т.д.

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену, необходимо стремиться к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересов сторон соглашения.

 


 

Задание 1

Определить среднегодовую стоимость ОПФ; величину фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности основных фондов; показатели обновления и выбытия ОПФ.

Исходные данные:

Показатели Вариант
15
Стоимость оборудования, млн.грн 22000
Введено в эксплуатацию, млн.грн 22,5
Дата ввода 1.06
Выбыло оборудование стоимостью, млн.грн 15,6
Дата выбытия 1.08
Себестоимость выпускаемой продукции грн/т 667
Цена за 1т, грн 825
Производственная мощность тыс.т 1003,0
Численность персонала, чел 360

 

Решение:

Годовой выпуск продукции: 1003000 * 825 = 827,475 млн. грн.

Общая стоимость выпущенной продукции: 1003000 * 667 = 669,1 млн. грн.

1. Среднегодовая стоимость основных фондов:

=

2. Фондоотдача:


грн./грн

- Фондоемкость:

 грн./грн.

- Фондовооружение:

млн.грн./чел.

- Рентабельность:

3. Коэффициент обновления:

 = 22000 +22,5 - 15,6 = 22006,9 млн.грн

- Коэффициент выбытия:


Задание 2

На основании исходных данных определить коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота и изменение ОБС за счет проведенных изменений.

Показатели Вариант
15
Объем реализованной продукции, тыс.грн 65873
Объем оборотных средств, тыс.грн 15560
Изменение коэффициента оборачиваемости
Изменение длительности оборота +4

 

Решение:

1. Коэффициент оборачиваемости:

об

2. Длительность одного оборота:

дней

Длительность одного оборота за счет изменений: Т2 = 85,1 + 4 = 89,4 дней.

Тогда :

3. Изменение коэффициента оборачиваемости:

об


Задание 3

По приведенным в таблице показателям за базовый и отчетный период определить:

1.Перерасход (экономию) скорректированного фонда зарплаты. Фонд зарплаты изменяется на 0,6 % на каждый 1 % изменения объема производства.

2.Изменение фонда зарплаты за счет изменения численности и среднего заработка.

3.Выполнение условия ΔЗ ≤ ΔПт.

4.Изменение объемов производства за счет производительности труда и численности.

Показатели Вариант
15
Базовый период
Объем, т 1000
Численность, чел 50
Годовой фонд з/п, тыс.грн 5120
Отчетный период
Объем , т 1500
Численность, чел 55
Годовой фонд з/п, тыс.грн 5115

Решение:

1. Расчет дополнительных показателей:

Таблица 2. Расчет дополнительных показателей:

Показатели Значение Изменение показателей
базовый период отчетный период абсолютное в %
Объем производства (Q), т. 1000 1500

500

(Q1-Q0)

50

(Q1/Q0-1)*100

Численность (N), чел 50 55

5

(N1-N0)

10

(N1/N0-1)*100

Годовой фонд заработной платы, тыс. грн (Ф) 5120 5115 -5

-0,098

(Ф1/Ф0-1)*100

Средняя заработная плата (З), тыс. грн./чел

102,4

(Ф0/N0)

93 -9,4

-9,18

(З1/З0-1)*100

Производительность труда (Пт), т./чол

20

(Q0/N0)

27,27 7,27

36,35

(Пт1/Пт0-1)*100

2. Расчет скорректированного фонда заработной платы Фкор, тыс. грн:

Где: Ф0 - фонд заработной платы в базовом периоде, тыс. грн.

∆Q – изменение объема производства продукции отчетного периода в сравнении с базовым, % ("+" «увеличение», “-“ «снижение»);

К – Корректирующий коэффициент (находится в пределах от 0,4% до 0,6%)

тыс. грн.

3. Сравнение скорректированного фонда заработной платы с плановым:

Ф1 - Фкор = 5115 - 6656 = -1541 тыс. грн.

Экономия фонда заработной платы составила 1541 тыс. грн.

4. Влияние изменения численности и среднего заработка на изменение фонда заработной платы:

а) изменение фонда заработной платы за счет изменения численности

тыс. грн.

б) изменение фонда заработной платы за счет изменения среднего заработка:

тыс. грн.

N1 – численность отчетного периода;

тыс. грн

5. Проверка выполнения условия -

-9,18 < 36,5 – условие выполняется.

6. Влияние изменения производительности труда и численности на объем производства:

а) изменение объема производства за счет изменения численности:

т.

б) изменение объема производства за счет изменения производительности труда:

т.

т.


 

Задание 4

Новой технологией предусмотрено:

-  увеличение удельного расхода электроэнергии на 18% с удорожанием ее стоимости на 15 % и удельным весом статье энергозатрат 50%;

-  удорожание стоимости оборудования на 2%;

-  сокращение численности основных рабочих на 6%;

-  снижение удельного расхода сырья на 20% и удельным весом в статье затрат "Сырье и материалы" - 42%;

-  увеличение годовой производственной мощности на 23%.

Удельные затраты в себестоимости продукции (С=8800 грн./т) до внедрения мероприятий составляли: сырье - 50%; вспомогательные материалы - 5%; энергозатраты - 8%; зарплата основных рабочих с отчислениями в соцстрах - 2%; содержание и эксплуатация оборудования - 15%; цеховые расходы - 10%; общезаводские и внепроизводственные расходы - 5%.

Определить эффективность от внедрения мероприятий от снижения себестоимости при годовом объеме действующего производства - 250000 т.

Решение:

1.Индексы изменения удельных затрат и цены, годовых затрат по статье, годового объема производства:

 

1.  Определение изменения себестоимости по статьям затрат:


Статьи затрат С0 ∆С

С1= =С0+∆С,

грн./т.

грн./т Уд. вес % грн./т
1. Сырье и материалы 4400 0,50

100▪(0,8▪1-1) ▪ 0,50 ▪ 0,42 =

= -4,2

-369,6 4030,4
2.Вспомогательные материалы 440 0,05 0 0 440
3.Энергозатраты 704 0,08 100▪(1,15▪1,18-1) ▪ 0,08 ▪ 0,5 =1,428 125,664 829,664
4. Зарплата основних работников 176 0,02

-41,36 134,64
5. РСЭО 1320 0,15 100▪(1,02/1,23-1)▪0,15= -2,56 -225,28 1094,72
6. Обще-производственные затраты 1320 0,15 100▪(1/1,23-1)▪0,15= -2,8 -246,4 1073,6
7. Прочие затраты 440 0,05 100▪(1/1,23-1)▪0,05= -0,93 -81,84 358,16
Полная себестоимость 8800 1 -9,53 -838,816 7961,184

Где: Iц – индекс цены на ресурс

Iр – индекс удельного расхода ресурсов

dст – доля статьи затрат в себестоимости

di – доля i-того ресурса в статье затрат

I=

1.  Сырье и материалы:

2.  Вспомогательные материалы:

3.  Энергозатраты:

4.  Зарплата основных работников:

Тогда:


5.  Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО):

Где: Iобор- индекс стоимости оборудования

dам – доля амортизации в статье затрат РСЭО

6.  Общепроизводственные затраты:

7. 

Где: IQ -индекс изменения объема производства

Iст – индекс изменения статьи затрат

8.  Прочие расходы:


В результате внедрения новых технологий себестоимость продукции снизилась на 9,53% или на 838,816 грн/тонну.

Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии за счет снижения себестоимости рассчитывается по формуле:

грн./год

т.

Годовой экономический эффект составляет 257935920 грн.

1. Структура и виды цен Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке. Она является средством взаимодействия производителя и покупателя товара на рынке. Цена образуется при наличии спроса на товар и его предложения производителями

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Структура цены. Акцизы, их сущность и порядок исчисления
Структуризация промышленности
Статистический анализ технологических процессов
Структурная группировка собственных оборотных средств
Статистический расчет показателей фондовооруженности
Статистический расчет производственных показателей
Статистичне дослідження прямих іноземних інвестиций в Україну
Технико-экономическое проектирование пищевых предприятий
Факторы производства
Факторы размещения производительных сил

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru