курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
гоу впо
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Ярославский филиал
Контрольная работа № 1
по экономической теории
на тему
«Структурная политика»
Выполнил:
Факультет: М и М
Специальность: МО
Курс:2
Форма обучения:
День
Зачетная книжка:
Проверил:
преподаватель
Ярославль 2007
Содержание
Введение
1. Структура национального хозяйства
1.1. Понятие структурной политики
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1. Основные цели, задачи и направления структурной политики
3.2. Механизмы реализации структурной политики
Практикум
Заключение
Литература
Введение
Структурная политика - проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта.[1]
В ближайшей и среднесрочной перспективе на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического развития Россия сталкивается с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Эти проблемы с "утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности. Негативные структурные сдвиги в российской экономике, проявляющиеся в усилении её сырьевой направленности, деградации высокотехнологичных секторов повышают необходимость изучения инструментария структурной политики для преломления подобной тенденции.[2]
В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения прогрессивных структурных сдвигов является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
1.Структура национального хозяйства
1.1 Понятие структурной политики
Под структурной политикой понимается система мер, направленных на планомерную перестройку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей.[3]
Цель данного направления политики — стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности национальной экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации этой политики проявляются в селективной поддержке государством определенных отраслей и видов производства.
Структурную политику можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае подразумевается воздействие на всю совокупность структурных элементов в экономике. Речь идет о влиянии на отраслевые, территориальные и организационно-институциональные пропорции. Ко второму случаю относятся действия государства по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной пропорции между их размерами. Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся в широком смысле к понятию «структурная политика».
При более узкой трактовке данного термина принято понимать воздействие лишь на изменения отраслевых и производственных пропорций. Региональные аспекты деятельности государства получают самостоятельное лексическое обозначение «региональная политика». Меры по отношению к организационно-институциональным пропорциям не получили в литературе специального термина.
Смысл структурной политики государства состоит, естественно, не в том, чтобы заменить или продублировать роль частной экономики. Основная побуждающая сила структурных сдвигов — рынок. Однако государство помогает ему, поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (например, под влиянием внешней конкуренции) или обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.
1.2. Национальное хозяйство. Его структура
Национальная экономика – совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.
Структура национального хозяйства представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые сложились в данной момент и включает экономическую структуру и структуру обрамления; является результатом развития общего разделения труда в производстве.
Экономическая структура характеризует отношения домашних хозяйств, фирм, сфер, отраслей, а также соотношение национального и мирового хозяйства.
Структура обрамления характеризует окружающую среду экономической деятельности, прежде всего социальную, политическую, демографическую структуру.
Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей - определенных областей экономической деятельности.
В воспроизводственном аспекте структура национальной экономики делится на сферы, т.е. группы однородных, отраслей, В национальной экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные сферы:
1. Материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, связанные с производством материальных благ.
2. Нематериальное производство: наука и научное обслуживание, искусство и культура, образование, здравоохранение и другие отрасли, связанные с производством, духовных благ и услуг; нематериальное производство создает продукт — накопленные научные знания, информация, произведения литературы и искусства, все виды услуг, оказываемых населению и др.
Это производство имеет свои особенности: 1) удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности; 2) он непосредственно не участвует в материальном производстве, но составляет его необходимое условие. Продукт нематериального производства также обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Первая заключается в возможности удовлетворения потребностей в этом продукте, вторая — измеряется количеством затраченного труда на его производство.
3. Непроизводственная сфера: оборона, религиозные, юридические и другие общественные организации.[4]
Социально-экономическая структура характеризует деление национальной экономики на секторы, т.е. совокупности социально-экономических единиц, объединенные определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. Важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.
Территориальная структура означает деление национальной экономики на экономические районы.[5]
В структуре производственной деятельности выделяют 3 сферы национальной экономики:
1. Первичный сектор- добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и т. д.
2. Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность
3. Сфера услуг.
Все перечисленные структурные звенья образуют систему - целостную совокупность сфер, подразделений и отраслей, которые внутренне и неразрывно связаны между собой и образуют целостное единство. Для нормального существования национальной экономики требуется полная взаимоувязка и сбалансированность всех отраслей и видов производства.
Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.
По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:
1. нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);
2. финансовые учреждения и корпорации;
3. государственные предприятия и учреждения;
4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства;
6. остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.[6]
Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач.
Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов и методов экономического развития данного общества.
Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.
2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП
Качественное изменение положения человека в производстве, составляющее содержание современной научно-технической революции, ускорение процесса производства и удешевление его результатов вызывают глубокое качественное изменение механизма регулирования общественных экономических пропорций ,качественные и количественные преобразования структуры всего общественного производства, развивая рядa созидательных тенденций.[7]
Первая тенденция: благодаря НТР появились принципиально новые отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью. На начальном этапе НТР возникли такие необычные виды производств, как атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно новые поколения ЭВМ, роботокомплексы и полностью автоматизированные производства, композиционные материалы и т.д. Эти виды производства серьезно преобразовали структуру подразделений и резко опередили по темпам роста все традиционные отрасли хозяйства.
Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Прежде всего, современный научно-технический переворот породил целые объединения новейших отраслей, выпускающих самые наукоемкие продукты и технологии. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разных отраслей промышленности.
Современный научно-технический прогресс способствовал появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому расширилась и существенно изменилась структура многих традиционных отраслей. Они преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где сочетаются, взаимодополняются и взаимопроникают старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы. Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное воздействие на отраслевую структуру производства и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.
Третья тенденция: НТР отодвинула на второй план некоторые традиционные отрасли хозяйства, создающих изделия из натурального сырья. Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких отраслей. К ним относятся, скажем, торфяная, угольная промышленность, черная металлургия и ряд других. Своего рода "вымирание" явно устаревших отраслей ведет к определенной несбалансированности производства и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т.п.).
Четвертая тенденция: НТР расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие - подрывает нормальное взаимодействие человека и биосферы. Многие отрасли производства стали наносить огромный экологический ущерб, который не восполняется должным образом. Такой ущерб связан с добычей угля, нефти, металлических руд, с развитием черной и цветной металлургии, нефтехимии, производством пестицидов, ядохимикатов и др.[8]
Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме. Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций, остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев, состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.[9]
Если обратиться к передовому зарубежному опыту, то ясно, что основу современной научно-технической политики составляет система ее приоритетных научных и технологических направлений, а главным инструментом являются государственные научно-технические программы. В самом общем виде они представляют собой совокупность государственных научно-технических проектов, объединенных единой стратегией развития науки и единым механизмом государственного экономико-правового регулирования на основе продуманных приоритетов науки и технологии.
Особенностью государственных научно-технических программ на современном этапе является то, что они базируются, главным образом, на технологических приоритетах и целях, а не на продуктовых, как было раньше. Это обусловлено тем, что технологические нововведения кардинально преобразуют весь производственный аппарат на качественно новой основе. Такой характер целеполагания связан также и с изменениями общей концепции единой научно-технической политики о роли и месте государства в финансировании НИОКР.
Смена ориентиров и приоритетных направлений единой научно-технической политики, связана с обострением конкуренции в ведущих, прежде всего, высокотехнологичных направлениях науки и технологии (компьютерные технологии, телекоммуникации, связь, и пр.), ее усиливающейся глобализацией. Стало очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса.
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
3.1 Основные цели, задачи и направления структурной политики
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.[10]
В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1)Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2)Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3)Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4)Создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.
5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1)Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;
2)Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;
3)Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.[11]
Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. [12]
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.[13]
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию. После 2008-2009 годов можно ожидать значительного повышения роли автомобилестроения и высокотехнологичных производств на основе роста отечественных и иностранных инвестиций и развития международной кооперации.
Таким образом, добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
3.2 Механизмы реализации структурной политики
Определяющим критерием государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.
Селективность структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне определенных целей.
Составным элементом реализации селективной государственной структурной политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России). Поэтому, наряду с реализацией программ коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.
Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.[14]
Проведение целостной государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
- топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
- отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
- отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.[15]
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Таким образом, основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
Практикум
Сравните отраслевую структуру промышленности советской экономики в 1989 году и российской экономики в 2003 году, приведенную в таблице.
ОТРАСЛИ | Удельный вес отраслей в промышленности в 1989 году (%) | Удельный вес отраслей в промышленности в 2003 году (%) |
Электроэнергетика и топливная промышленность | 10,5 | 31,3 |
Черная и цветная промышленность | 9,2 | 16,7 |
Химическая и лесная промышленность | 11,2 | 10,4 |
Машиностроение | 29,3 | 20,2 |
Промышленность стройматериалов | 3,8 | 3,1 |
Легкая промышленность | 13,9 | 1,4 |
Пищевая промышленность | 14,7 | 13,6 |
Другие отрасли | 7,4 | 3,3 |
Вся промышленность | 100 | 100 |
Рассчитайте долю тяжелой и легкой, а также долю обрабатывающей и добывающей промышленности в общем промышленном производстве в эти годы. Чем вы объясните произошедшие за эти годы изменения? Отраслевая структура 1989 или 2003 года наиболее соответствует современным структурным сдвигам?
Ответ
Доля тяжелой промышленности в 2003 году увеличилась по отношению к 1989 году в 1,81 раза или на 81%. В легкой промышленности объем производства сократился в 10 раз. В обрабатывающей промышленности объем производства сократился на 31%. Доля добывающей промышленности возросла в 1,92 раза, или по отношению к 1989 году на 92%.
В период с 1989 года отраслевая структура промышленности страны приобрела значительные изменения. На первый план взамен обрабатывающей промышленности вышел топливно-энергетический комплекс. Но столь высокий рост вовсе не значит, что национальное хозяйство стало потреблять энергоресурсов больше, это означает, что увеличился объем экспорта.
В обрабатывающей промышленности показатели остались примерно на одном уровне, но изменилось структурное соотношение. Объем производства в машиностроении сократился, т.к. конечная продукция пользуется спросом в основном внутри страны, и не выдерживает конкуренции на международном рынке. Продукция черной и цветной промышленности (металлургии) ориентирована на экспорт, отсюда и значительный рост в этой отрасли.
Доля легкой промышленности в общем объеме производства практически растворилась. Такого стремительного сокращения объемов не наблюдается ни в какой другой отрасли. С 90-х годов, когда в страну хлынул поток импортных товаров, продукция легкой промышленности осталась невостребованной. До 90-х годов она выживала только из-за отсутствия импорта аналогичной продукции.
В отраслевой структуре промышленности произошел структурный сдвиг в сторону добывающих (сырьевых) отраслей, в основном, топливно-энергетического комплекса. Мы продолжаем продавать нефть, газ, лес, электроэнергию. И каждый год увеличиваем объем этих продаж. А часть полученных денег тратим на покупку продукции зарубежного машиностроения и продукции легкой промышленности.
Современные положительные структурные сдвиги ориентированы на увеличение в отраслевой структуре промышленности долей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичного машиностроения, конкурентоспособной легкой промышленности, поэтому современным структурным сдвигам не вполне соответствуют обе эти структуры.
Заключение
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные адаптации, вызванные конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.
В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации. Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.
И все же, структурная политика должна в первую очередь способствовать сохранению существующего экономического потенциала как основы будущих структурных преобразований экономики России.
В настоящее время, политика Правительства Российской Федерации направлена не просто на экономический рост, а на новое качество развития. На данный момент практически завершен первый этап формирования новой структурной политики, основной задачей которого является создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.
Новая структурная политика России во многом отличается от политики, проводимой на протяжении предыдущего периода. Основным отличием является то, что государство будет постепенно отходить от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, что позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его эффективность.
Стратегией Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата для всей экономики. Продолжается разработка и реализация мер, обеспечивающих конкуренцию как основной двигатель прогресса, развитие финансовой инфраструктуры, условий для бизнеса в России с учетом мнения деловых кругов и российских граждан.
На сегодня же есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований в России и темпов роста, которые запланированы в среднесрочной программе Правительства, Российская Федерация в ближайшее время станет динамично и устойчиво развивающейся страной.
Страной, которая будет привлекательна для инвестиций, где будут защищаться права собственника, гарантировано право любого инвестора на защиту результатов его труда и получение той нормы прибыли, которую может гарантировать только устойчиво развивающаяся экономика. Добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской экономики станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.
Литература
Официальные документы
1. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 годы. Официальный сайт Правительства РФ http://www.government.ru/
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Официальный сайт Правительства РФ http://www.government.ru/
Учебники, монографии, сборники научных трудов
3. Большой экономический словарь. - М.: Правовая культура, 1998.
4. Ермолаев С. А.Структурная политика государства в механизме экономического роста: учебное пособие/С.А.Ермолаев, С. Г. Капканщиков.-Ульяновск:УлГТУ,2005.
5. Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999.
6. Мостовая Е.Б.Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
7. Муталимов М. Г.Основы экономической теории: Учеб -метод.пособие.Мн.:Интерсервис,Экоперспектива,2004.
8. Основы экономической теории /Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн., 1995.
9. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М. ЮНИТИ 2002.
10. Экономическая теория. Учебник./Под ред. И. П. Николаевой.-М.: «Проспект»,2000.
Статьи из журналов и газет
11. Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. – 2003. – № 7.
12. Нешитой А. Необходима смена приоритетов// Экономист.2006. №2.
13. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.2006. №9.
14. Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист.2006. №2.
15. Ясин.Е. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. 2004г. №8.
Интернет сайты
16. http://www.government.ru/ - Официальный сайт Правительства РФ
17. http://www.economy.gov.ru/ - Сайт министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
18. http://www.rbc.ru/ - Сайт РИА «РосбизнесКонсалтинг»
19. http://www.cir.ru/ - Университетская информационная система
20. http://www.economist.com.ru/ - Сайт ежемесячного научно- практического журнала «Экономист»
[1] Большой экономический словарь. - М.: Правовая культура, 1998 г
[2] Ермолаев С. А.Структурная политика государства в механизме экономического роста: учебное пособие/С.А.Ермолаев, С. Г. Капканщиков.-Ульяновск:УлГТУ,2005.-С.4
[3] Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999. –C.451
1Муталимов М. Г.Основы экономической теории: Учеб -метод. пособие.-Мн.:Интерсервис,Экоперспектива,2004.-С.259
[5] Основы экономической теории /Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн., 1995.- С. 84
[6] См. Экономическая теория. Учебник./Под ред. И. П. Николаевой.-М.: «Проспект»,2000.-С. 186-189
[7] Мостовая Е.Б.Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – С.-256.
[8] См. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество "Знание" России,1996. – С.-318-319
[9] Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. – 2003. – № 7. – С. 139-152.
[10] Кураков Л. П.Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ГелиосАРВ, 1999. –С.452-453
[11] http://www.government.ru/ Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 годы
[12] http://www.government.ru/ Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2008 года
[13] Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты// Экономист.2006. №9-С.7.
[14] Сухарев О.Национальное богатство и структурная политика // Экономист.2006. №2-С.33.
[15] Е. Ясин. Структурный маневр и экономический рост. / Вопросы экономики. 2004г. №8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ гоу впо ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Ярославский филиал Контрольная работа № 1 по экономической теории на тему «Структурная политика»
Структурная политика
Статистический анализ фондового рынка региона
Структурная политика
Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
Статистическое изучение внешнеэкономической деятельности РФ. Экспорт и импорт товаров
Статистическое изучение заработной платы
Статистическое изучение заработной платы
Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг
Статистическое изучение и анализ производственных затрат и себестоимости молока
Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.