База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Технологический аспект социальной работы с семьей имеющей детей-инвалидов — Социология

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов

1.1 Понятие семьи и ее основные функции

1.2 Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений

Глава 2. Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе

2.1 Понятие «группа». Классификация групп

2.2 Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие

2.3 Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи

2.4 Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, таят в себе либо вызов, либо риск нарушения жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые утраты.

Именно к таким критическим жизненным событиям относится появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рождение «особого ребенка», «не такого как у всех» (по родительскому выражению) не только нарушает устоявшиеся семейные отношения и ценности, но и ведет к краху надежд и планов, связанных с будущим. Со временем травматические переживания у родителей не уменьшаются и могут даже усиливаться [6]. При появлении больного ребенка все мысли и дела родителей направлены на него, круг их интересов резко сужается, идет постепенное отстранение от родственников, друзей знакомых[3].

Особенно тяжело приходится матери, так как вся тяжесть ухода за больным ребенком ложится на нее.

Наибольшее число детей-инвалидов приходится на наиболее репродуктивный возраст матерей, то есть до 30 лет. Это период, когда происходит становление человека как личности и активного члена общества. Если ребенок-инвалид родился у мамы в возрасте до 30 лет, то к 40 годам (при неблагополучном течении болезни ребенка) у нее наблюдается стойкое депрессивное состояние.

В современной России проблема инвалидности стоит очень остро, а проблемы родителей, имеющих детей-инвалидов часто остаются без должного внимания специалистов. Именно по этой причине существует актуальность создания групп самопомощи и взаимопомощи как способа смягчения негативных явлений и поддержки таких родителей, но нет методического обоснования технологии этого процесса.

Главной целью курсовой работы является определение технологических аспектов организации групп самопомощи и взаимопомощи.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов;

2.  Дать определения понятий групп самопомощи и взаимопомощи, показать их связи и отличия;

3.  Разработать технологию организации групп самопомощи и взаимопомощи с семьями, имеющими детей.

Объект работы: социальная работа с семьей имеющей детей-инвалидов.

Предметом курсовой работы является самопомощь, взаимопомощь семей с детьми-инвалидами

Гипотеза: группы самопомощи и взаимопомощи позволят родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, а также может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.


Глава 1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов

1.1  Понятие семьи и ее основные функции

В литературе о социальных понятиях по разделу «семья» около семидесяти терминов, с которыми встречаются социальные работники, а также философы, социологи и психологи.

Семья – это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И. Ожегова).

Согласно, выработанному экспертами ООН определению, «семья – это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и, определенным образом, связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)».

Семь – это маленькая ячейка демократии в центре общества – это ячейка, реализующая гуманистические потребности в психологической поддержке, взаимопомощи, взаимной ответственности, в идентификации, общении, формировании личностных качеств[14].

И наконец, семья – это основанная на браке или родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственностью. Одновременно – социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др. Кроме того, семья – это сильнейший источник эмоциональных реакций в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, приятие, рекреацию.

Семья – своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействия семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Семья для ребенка выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода( репродуктивная), хозяйственная, восстановительная( организация досуга, рекреативная), воспитательная [8].

Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в том процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей. Можно сказать, что семья представляет самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относятся, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и, прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повешенной смертности, отклоняющемуся поведению.

Между функциями существует тесная связь взаимозависимости, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. С учетом образа жизни, состава и функций семьи определяются вопросы демографической политики государства, проблемы развития производства и потребления произведенных товаров, строительство промышленных предприятий и архитектурного планирования жилых кварталов и домов, развитие системы образования и учреждений социально-культурного значения. Естественно, без учета семейного фактора нельзя решать и многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма [7].

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная с древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.[9]

1.2 Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений

 

Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения [1].

Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей не одинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

1.  Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2.  Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3.  Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающим ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4.  Скрытое отречение, отвержение ребенка. дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

Открытое отречение, отвержение ребенка. ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ребенку инвалиду [1].

Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Многие родители не могут смириться с тем, что ребенок у них родился с дефектом и, нередко зная, что изменить ситуацию невозможно, прилагают неимоверные усилия, не считаясь ни со временем, ни со средствами, странствуют по врачам и экстрасенсам, надеясь на «чудо» [1].

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Пройдет время, они отойдут от первоначального шока и начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимать опыт других семей, накапливать свой опыт, причем, в большей степени на основе проб и ошибок.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во – первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во – вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития [1].

У родителей больного ребенка нередко возникает необходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также может представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, собрать документы для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, а также познакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи и др.

Так же родителям необходимо иметь информацию о тех организациях, где они могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:

-  территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк;

-  реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям;

-  городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;

-  специальные образовательные учреждения – детские сады, школы, интернаты;

ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др. [1]


Глава 2. Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе

2.1 Понятие «группа». Классификация групп

 

Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».

Группа – это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.

Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы, развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.

Главное условие функционирования и развития группы – совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.

Группы делят по следующим критериям:

-  по непосредственности взаимосвязей: на реальные (контактные) и условные группы.

Реальная группа – ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа – объединенная по определенному признаку: полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге.

-  По размеру: на большие, малые и микрогруппы.

Большие группы – количественно не ограничиваемая общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т.д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого человека.

Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.

Микрогруппа может функционировать в виде диады, триады.

-  По общественному статусу: на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы.

Формальная группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная группа – реальная социальная общность не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенное на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.

-  По уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят: диффузную группу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группам высокого уровня развития – коллективы.

-  По направленности активности:

1.  На группы просоциальные: просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;

2.  Группы асоциальные: асоциальная ассоциация, корпорация.

-  По значимости: на группы референтные и группы членства.

Референтная группа выполняет, в основном, две функции: нормативную и сравнительную.

Выделяются также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К положительным относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хочет стать. К отрицательным относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.

Группа членства – группа, с членами которой индивид постоянно контактирует.

-  По признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные, самопомощи и др.

Группы общения или группы по интересам – группы, в которых люди проводят свободное время, общаются, выполняют различную деятельность. Названные группы могут быть формальными и неформальными.

Группы учебные – это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном учреждении.

Группы психокоррекционные – это небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного взаимодействия, личностного научения, роста и самораскрытия (например, облегчение выражения эмоций; порождение ощущения принадлежности к группе; обязательность самораскрытия; опробывание новых видов поведения и др.). по функции руководителя и эмоциональной стимуляции выделяют следующие виды психокоррекционных групп: аффективные; рациональные; группы центрированные на руководителя; группы тренинга умений; группы встреч; гештальтгруппы; группы телесной терапии; психодрама; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством и др.[1]

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.

Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

-  Обеспечение принятия групповой принадлежности;

-  Обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;

-  Обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;

-  Обеспечение возможности брать ответственность в группе;

-  Обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (инвалиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов) [18].

-  по возрастной принадлежности. На основании возрастной периодизации выделяются следующие виды групп: группы дошкольников, младших школьников, подростков, студентов, молодежи, группы среднего возраста, зрелого возраста и др.

Таким образом, в соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека.

2.2 Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи. Их связь и отличие

 

Для описания групп самопомощи используются разные термины: «самостоятельная групповая работа», «самостоятельность», «группа самозащиты», «социальные сети поддержки», «способность самостоятельно контролировать свою жизнь», «добровольная сеть», «добровольческая организация», «группа единомышленников».

Отечественные специалисты выделяют определение Р. Баркера. Он определяет взаимопомощь как «усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу». Социальные работники обычно побуждают к такой деятельности и способствуют ей, побуждают к вхождению в группы взаимопомощи.

Группа взаимопомощи определяется Бекером как формальное или неформальное объединение людей, имеющих общие проблемы и встречающиеся регулярно для оказания друг другу помощи, эмоциональной поддержки, обмена информации и т.д., а группа самопомощи – добровольное объединение непрофессионалов, имеющих общие потребности и проблемы и встречающихся время от времени с целью оказания поддержки и обмена информацией о действиях и ресурсах, которые могут быть полезными для решения проблем.

Главное отличие групп самопомощи от взаимопомощи, по Барнеру, в том, что во вторых, могут быть профессиональные лидеры.

На тесную связь самопомощи и взаимопомощи обращает внимание Ф.Р.Сильверман. Он пишет, что взаимная помощь становится реальностью, когда люди, перед которыми стоят общие проблемы или задачи, объединяются для взаимной поддержки и конструктивных действий в решении этих проблем. Подобная помощь обычно основывается на собственном опыте членов таких групп в решении конкретных проблем. Эти группы называются группами самопомощи. Но термин «группы взаимопомощи» представляется более точным, подчеркивает Сильверман, поскольку подобная помощь является обоюдной, поскольку подобная помощь является обоюдной, а не односторонней. Самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек существо социальное. В качестве изолированного существа его можно рассматривать лишь в физиологическом смысле. В поисках же смысла жизни, выхода из трудной жизненной ситуации, удовлетворения своих желаний он активно вступает во взаимодействие с другими людьми, социальными группами, становясь их членом или организуя их. С другой стороны, помогая другому, оказавшемуся в знакомой ситуации с пониманием выслушивая его, выказывая внимание, человек испытывает этот момент бескорыстное и облагораживающее чувство великодушия, щедрости, даже превосходства. Его самоуважение растет в этот момент, что дает терапевтический эффект [23].

В зависимости от того, какая проблема заставила людей собраться в месте, группы самопомощи и взаимопомощи можно примерно подразделить на следующие категории:

-  группы по преодолению кризиса или переходного периода;

-  группы по борьбе с зависимостями;

-  группы родных и близких;

-  группы, страдающие хроническими заболеваниями.

Группы самопомощи очень разнообразны по своим структурным формам и по видам деятельности и почти не поддаются классификации. Тем не менее, существует несколько ключевых элементов, которые являются общими для всех видов групп:

-  люди с общим жизненным опытом (ситуацией, проблемой) собираются вместе, чтобы что-то изменить;

-  право принятия решений о деятельности группы принадлежит тем, кто в нее входит;

-  люди с общим опытом и ситуацией являются прямыми или косвенными получателями пользы от осуществляемой деятельности;

-  деятельность часто вызвана, необходимостью противостоять изоляции, дискриминации и иного негативного отношения общества к данной группе [12].

Итак, группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самими участниками и существуют для их блага.

Некоторые группы расширяют сферы своей деятельности. Кроме внутренних вопросов и путей их решения, они могут, к примеру, предоставить информацию и помощь другим людям, столкнувшимся с той же проблемой или жизненной ситуацией, или организовать общественные кампании, чтобы добиваться необходимых перемен. Иногда в работе группы взаимопомощи принимают участие специалисты – врачи, юристы, психологи, социальные работники и др. некоторые группы имеют оплачиваемых работников, другие существуют целиком на добровольческой основе.

Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствие ограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличия проблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют по принципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственный опыт; отсутствие иерархической структуры.

2.3 Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи

Создание и развитие групп может происходить различными путями. В большинстве случаев инициаторами создания группы являются либо сами люди, затронутые проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники, социальные работники), которые видят необходимость в дополнительной морально-психологической поддержке своих клиентов или их близких. Многие группы организуются профессионалами, которые затем передают руководство членам группы. Такое сотрудничество может протекать в четырех направлениях:

1.  специалисты могут находить лиц, нуждающихся в помощи группы;

2.  могут работать в консультативных советах;

3.  могут оказывать разовые консультации группам, которые обращаются за помощью в связи с конкретными проблемами;

4.  профессионалы часто выступают инициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблем определенной группы клиентов.

Со временем неформальная группа может превратиться в организацию с собственным юридическим статусом или стать структурной частью существующего общественного объединения. Другие намеренно сохраняют свою неформальность. Некоторые группы создаются на определенный период времени, а затем закрываются, например, когда желаемые перемены достигнуты. Состав группы со временем может частично или полностью поменяться. Некоторые группы действуют на местном уровне – города, района, микрорайона. Другие создают национальные сети и координируют свою деятельность с аналогичными группами в масштабах всей страны [12].

В центре внимания многих групп стоит психотерапевтический процесс – стремление помочь участникам преодолеть кризисную ситуацию или дать им моральные силы для борьбы за свое здоровье и благополучие. Такие группы работают над повышением самосознания участников, их самооценки, уверенности в себе, а так же над развитием путей самовыражения и самореализации.

Важной задачей групп может быть осознание и защита участниками своих прав и интересов, привлечение внимания общества и государственных структур к своей проблеме и борьба за перемены в общественном мышлении или политике государства.

В деятельности групп самопомощи и взаимопомощи соблюдаются следующие принципы:

1.  Группы помогают людям, переживающим серьезную проблему, избавиться от чувства изоляции, одиночества и непонимания окружающих.

2.  Группы дают людям возможность более объективно оценить свою ситуацию. Проблема, кажущаяся кому-то из участников непреодолимой, возможно, была с успехом решена другими членами группы, которые готовы поделиться своим опытом. Это создает стимул бороться за свою жизнь, человеческие права, достоинство и т.д.

3.  Помогая другим, помогаешь себе. Как правило, вначале группы помощи привлекают людей тем, что они рассчитывают найти в ней ответы на волнующие их вопросы. Со временем они понимают, что их собственный опыт так же очень цене и может сыграть большую роль в жизни другого человека, столкнувшегося с такой же проблемой. Возможность помогать другим становиться для многих участников группы не менее важным, чем получение помощи для себя.

4.  Практическая помощь и эмоциональная поддержка. Взаимодействие членов группы в большинстве случаев не ограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они могут звонит друг другу в трудные минуты, навещать, помогать по дому, присматривать за детьми.

Оптимизм. Группы само- и взаимопомощи – не место для критики и конфликтов. На встречах группы каждого участника принимают, уважают и ценят. Здесь отдают должное всем личным победам и достижениям, какими бы незначительными они не казались посторонним [12]

Большинство групп выбирают следующие виды деятельности:

-  Регулярные встречи для оказания взаимной помощи;

-  Телефонная связь между членами группы;

-  Предоставление информации;

-  Различные мероприятия, учебные, оздоровительные и другие занятия членов группы;

-  Оказание помощи тем, кто не может участвовать в работе группы;

-  Борьба за перемены в государственных (муниципальных ) службах для данной группы;

-  Приглашение на встречи группы специалистов и лекторов;

Как правило группы начинают с одного – двух видов деятельности, прибавляя к ним все новые по мере своего роста и развития, а также изменения окружающей обстановки [12].

Благодаря своей деятельности группы самопомощи и взаимопомощи приносят пользу не только своим участникам. Их положительный эффект распространяется на более широкие общественные слои и имеет как социальные, так и экономические последствия.

Польза для участников группы:

-  Преодоление чувства изоляции;

-  Взаимная поддержка;

-  Информация и консультирование, дополняющее государственные и общественные службы;

-  Возвращение в общество;

-  Практическая помощь;

-  Повышение знаний об опыте (ситуации);

-  Формирование полезных навыков и уверенности в себе;

-  Конкретные результаты (трудоустройство; стабилизация материального положения).

Польза для специалистов:

-  Вклад в планирование и организацию служб;

-  Обучение;

-  Информация;

-  Лучшее понимание ситуации и проблем;

-  Источник поддержки для пациентов и клиентов;

-  Обратная связь;

Позитивные перемены в службах на основе изучения существующих потребностей [12].

Итак, по сути дела любая группа самопомощи и взаимопомощи – это школа демократического движения , опирающаяся на его основные принципы: активное участие каждого в поиске эффективных решений своей проблемы, коллективное отстаивание своих интересов, организация и проведение акций и кампаний, взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосфера доверия и поддержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы и уверенность, необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и для борьбы за свои права. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного отношения, либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания.

Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощи способно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служить заменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, как государственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией, проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельности взаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнять существующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшему жизнь многих людей.

2.4 Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи

 

Прежде чем приступить к описанию технологии само- и взаимопомощи необходимо разобраться, что такое социальная технология.

В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne – искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки… Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики» [17].

Довольно большая группа ученых, дала определение социальной технологии, но при этом каждый из них использовал разные подходы к определению сущности данного социального феномена.

Например, Н. Стефанов определяет ее как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности». В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления…» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей»[17].

М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…». А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели». В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы , получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления»[17].

По мнению Щукиной Н.П. социальная технология – это вид социологической деятельности и может быть представлена как научно-практическая деятельность по изысканию оптимальных организационных форм и эффективных человеческих рациональных способов ее развития, как особая форма научно-практического знания об эффективных методах преобразования каких-либо объектов и, прежде всего, самой деятельности, ее технологии для достижения определенных целей управления[24].

Технология самовзаимопомощи – это инструментальная система, создаваемая для решения задач в проблемной области: самоорганизация в контексте социальной политики. Ее суть в применении знаний на практике с целью изменения, совершенствования и контролирования условий и качества жизни людей посредством их активизации. Это сфера «практической социологии», включающая в себя способы воздействия на субъекты – участников процесса – с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, удовлетворения имеющихся проблем, развития ответственности за свою ситуацию в контексте социальной политики [17].

Субъектом рассматриваемой технологии может стать социальная служба, а также специалист этой службы.

Объект – семьи, имеющие детей инвалидов.

В процессе становления и развития группы взаимопомощи выделим три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий. На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть 2-3 родителя-активиста и один специалист из реабилитационного центра, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и прочее. Однако прежде, чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов [24].

Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего? Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи? Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях.

Если сравнение потенциальных проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ее организации. Распространение информации о само- и взаимопомощи, их роли в социальной политике, организация мероприятий для родителей, имеющих детей-инвалидов, контакты с общественными объединениями, специалистами способствуют выявлению потенциальных участников взаимопомощи.

При наборе добровольцев важно руководствоваться рядом принципов: быть уверенным в необходимости и значимости создаваемой группы, ее целях и ценностях взаимопомощи; использовать непосредственное общение «лицом к лицу», ибо большинство людей становятся добровольцами, потому что их кто-то об этом попросил; быть готовым к предоставлению необходимой информации потенциальным участникам группы о возможностях, которые у них могут появиться в связи с вхождением в группу; просить не извиняясь, используя приемы типа:«Я столько слышал о Вашем опыте…», «У меня есть уникальная возможность…»; демонстрировать интерес к потенциальным добровольцам; даже если человек вначале не ответил на призыв стать добровольцем, имеет смысл рассказать интересную историю про существующие группы взаимопомощи. Другой прием - задавать вопрос ответившему «нет»: «Не могли бы Вы посоветовать, к кому можно обратиться с предложением о вхождении в формируемую группу?» Как можно быстрее связывать «новобранцев» с конкретными делами и людьми; делать все возможное, чтобы вовлечь их в социальную деятельность, пока интерес и энтузиазм высоки; не обещать то, что нельзя обеспечить: невыполнение обещания может серьезно повлиять на репутацию [24].

Даже если у специалиста появился один единомышленник этого на первое время достаточно, если двое –трое – еще лучше. Важно дать понять добровольцам, что группы как таковой еще нет, но есть люди, готовые быть вместе, создать такую группу. Продолжая поиск добровольцев, можно воспользоваться следующей таблицей (см. табл.1)

Таблица 1 Где найти добровольцев?

Кто может помочь найти единомышленников? Где разместить объявление?
Семья В СМИ
Друзья В поликлинике, больнице
Соседи В социальной службе
Участковый врач, медсестра В реабилитационных центрах
Другой специалист
Работники общественных организаций

Размещать объявления важно там, где бывают потенциальные участники формируемого объединения. Способы размещения этих объявлений, как и типы набора добровольцев, - разные [24].

При организации рекламы создаваемой группы возможно использование разных ее видов, форм и методов. Цель – убедить людей в необходимости определенного поведения: с одной стороны, присоединиться к создаваемой группе, с другой – способствовать утверждению позитивного имиджа социальных служб как посредников процессе самоорганизации семей, имеющих детей-инвалидов.

К видам рекламы отнесем пригласительные билеты на организационные собрания групп, бланки писем, вывески на здании социальной службы, газетную рекламу, рекламу-открытку, сувенир-рекламу, рекламную листовку. При составлении рекламы важно иметь в виду, что типовые ее разделы следующие: графическая часть, слоган (рекламный девиз, зачин), информационный блок, диапазон возможных действий и взаимодействий участников группы; побуждение потенциального участника взаимопомощи к действию – вхождение в группу, адрес и связь. При этом на одном из собраний группы можно проанализировать используемые в практике тексты.

При работе над графической частью рекламы нередко используется прием постановки средствами графики потенциального участника группы в новую социальную позицию. Конкретные приемы – изображение активного деятеля, которому хочется подражать, быть рядом, «присоединиться».

После нахождения графического решения проблемы необходимо обратиться к слогану, назначение которого – побуждение к действию.

Собеседование – тщательно подготовленный процесс. Продумывается место (доступность, дружеская атмосфера, конфиденциальность), время и даже тон голоса.

Собеседование с потенциальным участником группы как технологический процесс включает в себя ряд этапов. Для начального характерно использование следующих приемов: поприветствовать потенциального участника взаимопомощи, поблагодарить за встречу; познакомиться, объяснить, что ожидается от собеседника и как он может помочь; дать понять, что решение можно принять во время собеседования; настроить собеседника на деловой тон; дать информацию об уже существующих объединениях само- и взаимопомощи, их деятельности.

Собеседование с потенциальным участником группы включает в себя, в том числе план, перечень вопросов и возможных направлений деятельности как группы в целом, так и ее участников в частности, информационные материалы.

Прежде чем начать собеседование с потенциальным участником группы взаимопомощи, специалист призван определиться с целями собеседования. Они могут быть следующие: определить, подходит ли данный человек на роль участника группы взаимопомощи; осуществить набор этих участников.

Определяясь с вопросом, подходит ли собеседник на роль участника формируемой группы, можно воспользоваться, например серией вопросов (приложение 1,2), апробированных в рамках программы российско-британского партнерства в некоммерческом секторе (2000-2001гг., руководитель проекта В.И.Катаева).

По окончании собеседования в зависимости от результатов специалист рекомендует будущему участнику группы определенный участник работы или вежливо объясняет, что сейчас для него работы нет. Отобранные в группу люди информируются о предстоящих встречах с другими активистами, где будут обсуждаться цели, направления, философия совместной деятельности и что ожидается от потенциальных участников группы.

Организация само- взаимопомощи зависит и от особенностей помещения, в котором проходят собрания. Занимаясь поиском помещения, необходимо помнить, что оно должно быть доступным для участников группы (территория, этаж, освещенность, мебель и т.п.), обеспечивающим конфиденциальность общения. Заметим, что первые встречи организаторов группы, предваряющие практическую работу, могут проходить дома у одного из будущих участников группы или в помещении социальной службы.

Для начального этапа становления и развития группы характерен также ряд особенностей. Во-первых, имеет смысл поинтересоваться у пришедших на встречу и заявивших о желании войти в группу само- взаимопомощи их ожиданиями о будущей совместной деятельности, используя технику: «Как дела?» Подобные техники вмешательства позволяют каждому участнику собрания, рассказать несколько слов о событиях, произошедших в его жизни за последнее время, в том числе побудивших прийти на данное собрание.

В целях обеспечения встречи специалист предлагает участникам группы сесть в круг, чтобы все были включены в разговор; договориться о том, чтобы кто-то один был председателем (ведущим, фасилитатором) встречи, подчеркнув, что лучше председательствовать по очереди; обеспечить возможность каждому желающему высказаться; напомнить участникам собрания о конфиденциальности общения: все произнесенное в группе останется между ее участниками, а также о других ритуалах и правилах совместной работы; спокойно отнестись к возникающему порой неловкому молчанию; договориться о необходимости обсуждения не только проблем и трудностей, но и положительного опыта, который есть у каждого; договориться об окончании встречи; оставить некоторое время после окончания встречи для неформального общения, чтобы участники собрания могли расслабиться и просто «поболтать»; предложить собравшимся чай, прохладительные напитки; предусмотреть (возможно, посредством обсуждения данного вопроса в группе), что может помешать становлению и развитию группы, чтобы быть в состоянии предупредить или преодолеть данные помехи [24].

В целях продолжения знакомства и движения к определению целей совместной деятельности участникам группы может быть предложен ряд упражнений, например: «Завершите, пожалуйста, следующее предложение: «Семья – это…»

Анализ полученных результатов позволяет изучить социальные ожидания, социальные идентификации семей, имеющих детей-инвалидов, роль этих идентификациях общественных объединений, а также определиться с фундаментом – теоретической базой деятельности группы.

Определение теоретической базы группы связано с вопросом о целях группы: «Чего она хочет достичь?», «К чему стремиться?». Обсуждение целей, как правило, обнаруживает наличие разных представителей у разных людей. Окончательная формулировка цели группы дается на начальном этапе, ибо формирование группы не завершено. На начальном этапе желательно поставить перед собой простые, легко достижимые задачи, с которыми согласны все.

Очень важно, чтобы каждый участник группы высказал свои мысли. Для этого возможно использование различных техник. Например, участникам группы предлагается несколько карточек, на которых выписаны цели уже существующих объединений само- и взаимопомощи.

Обсуждение целей уже существующих объединений и определение в этой связи своей цели возможно с использованием метода номинальных групп (приложение 3). Заметим, данный метод как один из видов групповой работы относится к базовым в технологии взаимопомощи. По достижении согласия группы относительно цели ее деятельности рекомендуется записать эту цель в протокол встречи.

Четко сформулированная цель группы – дополнительный фактор привлечения в нее новых участников, установления продуктивного взаимодействия со специалистами как социальных служб, так и медицинских учреждений, возможно, кинотеатров, аптек, СМИ. Группа не обязана приглашать на свои встречи гостей. Их присутствие может даже помешать. Но время от времени на открытие собрания группы это можно делать.

При определении цели группы, места и роли в ней специалиста социальной службы возможно использование метода метафоры, суть которого – в постижении одной области вещей с помощью понятий, описывающих другую. Метафора достаточно проста, эффективна, позволяет передать функцию лидера членам группы. Участникам группы в рассматриваемом случае предлагается изобразить современную группу взаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов на ватмане, используя разноцветные маркеры. Возможен и другой вариант: составление картины группы взаимопомощи из иллюстраций газет, журналов посредством наклеивания этих иллюстраций на ватман. В таком случае на контекстуальном уровне привлекается внимание родителей к текстам специализированных журналов, которые могли бы стать предметом для обсуждения на следующих собраниях объединения. При этом, если численный состав группы позволяет, она делится ведущим на подгруппы (с количеством участников 3-5 человек).каждая из них получает собственные задания. Затем полученные рисунки вывешиваются на одной из стен комнаты (оформление комнаты, в которой проходит собрание группы продолжается). Обсуждение рисунка идет по определенной в соответствии с целями собрания, схеме. Автор, работа которого получила самую высокую оценку, поощряется в контексте теории социального обмена.

Не менее важным является и вопрос о принципах и направлениях работы группы. Одновременно можно обсудить вопрос об отличии группы самовзаимопомощи от социальной службы, прочих социальных организаций.

Наконец, существует и проблема финансирования, которая также должна быть обсуждена на начальном этапе функционирования группы. Необходимо решить, для чего группе нужны деньги. Расходы большинства групп невелики, включают иногда покупку канцелярских принадлежностей, стоимость ксерокопирования печатных материалов (листовок, объявлений). Данный вопрос обсуждается в группе. Это может быть сделано посредством обращения к опыту других групп, например, прошедших через организационное оформление. Задача специалиста – рассказать о возможностях социальной службы на сей счет.

Резюмируя сказанное относительно начального этапа становления и развития объединения самовзаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, подчеркнем, что задача специалиста – помочь группе в построении продуктивного взаимодействия. Значимую роль в этом призван сыграть Кодекс общения, который обсуждается, принимается группой и вывешивается на одной из стен комнаты, где проходят собрания группы.

Одно из основных условий взаимопомощи: ни одному участнику группы нельзя предлагать в одиночку брат на себя какую-либо зону ответственности. Группа должна решить, какие поручения необходимо на себя взять ее участникам.

Таким образом, начальный этап – это группообразование. Именно здесь закладываются основы само- и взаимопомощи семей, имеющих детей-инвалидов, намечаются формы и способы координации и интеграции усилий. Это процесс, в ходе которого определяется, смогут ли отдельные участники стать коллективным субъектом деятельности, возникает ли синергетический эффект. Задача специалиста – в том, чтобы завоевать доверие, помочь участникам ближе узнать друг друга, подбодрить тех, кто отмалчивается, сдержать слишком активных. Специалист выступает как человек, знающий первичные нормы общения и способы взаимодействия, восполняющий недостающие позиции. Его задача – сформировать первичный консенсус, отдавая себе отчет, что согласие носит во многом «ложный», предварительный, поверхностный характер [24].

Иногда в группе оказываются люди, превосходящие специалиста ив искусстве общения с семьями, имеющими детей-инвалидов. Специалисту рекомендуется вступить с ними в союз. Сложнее ситуация, когда в группе есть люди, владеющие специальными методами вмешательства в трудную жизненную ситуацию. С ними целесообразно согласовывать заранее свои действия.

Начальный этап – это первичный, поверхностный консенсус, и «полоса штормов», когда идет определение ролей участников группы, отвечающих их склонностям и способностям.

Обычно члены группы сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку». Что спрятано за ней, проявляется не сразу, с опасениями. И в этой связи задача специалиста – постоянно подпитывать «особый» вклад каждого участника. Специалист призван помочь в преодолении конфликтов, самоидентификации родителей, ориентируясь на взаимоподдержку, обеспечиваемую целью, принципами деятельности, Кодексом общения, упомянутым выше.

Этап совершения действий – это период нормальной работы, когда потребность в специалисте ослабевает. Ему необходимо отойти в «тень», передоверив свои организаторские и методические функции другим участникам объединения. Иногда специалист сливается с группой, «растворяется» в ней, работая наравне с остальными. В случае претензии специалиста на прежнюю доминирующую роль возможен процесс отторжения или уход из объединения наиболее активных участников, распад этого объединения или его превращение в «приводной ремень» социальной службы, используемый для отчетов, проведения мероприятий.

Уход специалиста от активной позиции происходит тогда, когда содержательная работа налажена и группа выходит на первые эффективные решения. Критерием успешного выхода специалиста из объединения является приглашение его на праздничные и другие собрания этого объединения.

После «выхода» из группы задача специалиста – время от времени интересоваться у нее, как идут дела, что удалось сделать за последнее время группе б кто был рядом, помогал. Тем самым происходит позитивное подкрепление вхождения родителей в объединение, признается факт, что рядом всегда много людей, готовых помочь, а не только нуждающихся в помощи. Развитие объединения – это и есть накопление потенциала самостоятельного решения своих проблем, насколько это возможно [24].

Таким образом, способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».

социальная инвалид взаимопомощь


Заключение

 

Появление психически или физически неполноценного ребенка в семье всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Это может приводить к дисгармонии семейных отношений, разводам.

Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка.

В соответствии с принятой классификацией существует огромное количество видов групп возникающих в результате взаимодействия людей друг с другом и представляющих определенную ценность для каждого конкретного человека. К ним можно отнести группы самопомощи и взаимопомощи.

Группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В эти группы могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие, родные, друзья. Участники группы делятся своими чувствами и накопленным опытом, и это позволяет собрать воедино имеющуюся практическую информацию и способы преодоления трудностей. Такие группы управляются самими участниками и существуют для их блага.

Группы самопомощи – это поиск новых членов; отсутствие ограничений во временном плане; они появляются только с признанием наличия проблемы; ответственность лежит только на участниках группы; действуют по принципу давать и получать, коллективизм, взаимность, опора на собственный опыт; отсутствие иерархической структуры.

По сути дела любая группа самопомощи и взаимопомощи – это школа демократического движения, опирающаяся на его основные принципы: активное участие каждого в поиске эффективных решений своей проблемы, коллективное отстаивание своих интересов, организация и проведение акций и кампаний, взаимопомощь и обмен опытом на равноправной основе. Атмосфера доверия и поддержки складывающаяся в группе, помогает ощутить в себе силы и уверенность, необходимые для преодоления внутренних и внешних трудностей и для борьбы за свои права. Это особенно важно для людей, которые страдают от дискриминации и враждебного отношения, либо от нежелания государства и общества признать их проблему достойной внимания.

Разумеется, движение групп самопомощи и взаимопомощи способно решить лишь ограниченный круг задач. Во-первых, он не может служить заменой эффективной сети социальных, медико-психологических и других служб, как государственных, так и общественных. Во-вторых, люди с общим опытом (ситуацией, проблемой), могут не иметь возможностей или желания участвовать в деятельности взаимопомощи. Тем не менее они доказали, что могут эффективно дополнять существующие государственные и общественные системы поддержки и изменять к лучшему жизнь многих людей.

Способствуя созданию и развитию взаимопомощи, специалист осуществляет возложенную на него миссию, ибо, согласно этическим стандартам, провозглашенным Международной Федерацией социальных работников, последние «все свои знания и навыки обязаны направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии».

Подводя итог вышесказанному относительно технологии само- и взаимопомощи, подчеркнем, что она оперативное средство социальной политики, позволяющее одновременно с исследованием социальной действительности в целом оказывать содействие семьям, имеющим детей в их самореализации, самопомощи и саморазвитии, создании общественных объединений, в том числе на альтернативных социальным службам началах.

 


Список литературы

 

1.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

2.  Бакулина Е. работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. //Социальная работа. 2002. №3. С.37-39

3.  Гуслова М. Семейные клубы и реабилитация семьи. //Социальное обеспечение. 2000. №1. С.26-29

4.  Егорова Т.В., Родькина Е.В. Социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. №3. С.64-70

5.  Кривцова Л. Вырос, не значит выздоровел. //Социальная защита.2004. №4. С.27-32

6.  Куфтяк Е. Кризис родителей. //Социальная защита (социономия). 2005. №2. С.29-35

7.  Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Глазуновой, Л.В.Малдахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, ст.128

8.  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику

9.  Основы социальной работы: Учебник / от вред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998

10.  Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебн. пособие – 2-е изд. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004

11.  Рыбакова Н.А. О гуманистическом общении как условии реализации самопомощи в социальной работе. // Российский журнал социальной работы. 1997. 1/5. С.29-34

12.  Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА», «Рубикон», 1998

13.  Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студ. семинар «Школы профессионального мастерства» / Составитель-редактор С.В. Волков. – М.: Социально-технологический институт ГАБСУ, 1998.

14.  Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000

15.  теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Жукова В.И., Зайнышев И.Г., Холостова Е.И. – М.: Издат-во «Союз», 1994

16.  Тетерский СВ. Общественная организация как психотерапевтическая группа //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С.23-27

17.  Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

18.  Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

19.  Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – М.: Издат-ко-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002

20.  Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000

21.  Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М.: .: Социально-технологический институт,1999

22.  Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. – М: .: Социально-технологический институт МГУС, 2000

23.  Щукина Н.П. Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей. – М.: Социально-технологический институт МГУС, 1999

24.  Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. Диссертация…доктора социологических наук, 2005

25.  Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб: Питер, 2004.


Приложения

Приложение 1

 

Четыре типа набора (привлечения) добровольцев
Типы Содержание
Набор «тепленьких»

Распространение брошюр или плакатов-листовок организации;

Использование газет, радио, ТВ, Интернета;

Контакты с общественными организациями, другими объединениями

Целенаправленный набор

Какова работа, которую надо выполнить;

Кого надо найти, чтобы выполнить эту работу;

Где их найти;

Как передать информацию о создаваемой группе;

Мотивационные потребности этих людей;

Что им сказать (потребность, выполняемая работа, возможные опасения, поощрения);

Кто осуществляет набор группы

Набор по принципу концентрических колец Привлечение добровольцев из уже существующих групп, которые связаны социальной службой, родителями активистами, задействованными в процессе формирования группы; постепенно расширять сферу привлечения
Привлечение из ближайшего окружения

Эффективен при «закрытых» системах общения;

Разработка философии привлечения;

Обучение ценностям группы взаимопомощи;

Использование философии привлечения


Приложение 2

 

План собеседования
Виды вопросов для собеседования Содержание вопросов
Установление контакта

Что бы вы хотели знать для начала разговора?

Что еще я мог(ла) бы рассказать Вам о создаваемой группе

Выяснение мотиваций

Что побудило Вас согласиться на нашу встречу?

Что Вас наиболее заинтересовало?

Чем бы Вы хотели заниматься в группе?

Что Вам дает возможность почувствовать, что вы работаете успешно?

Как Вы считаете, что наиболее важно для участников групп взаимопомощи?

Какую помощь Вы оказывали людям раньше? Что Вам нравилось в таком взаимодействии с другими людьми?

Определение навыков

Какими навыками оказания помощи Вы владеете?

Что Вам нравится делать?

Каких видов работ Вы избегаете?

Какой опыт взаимопомощи Вы имеете?

Расскажите, пожалуйста, о вашем первом опыте взаимопомощи с другими родителями.

Как Вы справляетесь с непредвиденными обстоятельствами?

Определение пригодности

Что Вам наиболее нравится и не нравится во взаимопомощи?

Опишите, пожалуйста, идеального участника группы взаимопомощи.

Какие типы участников группы Вам нравятся наиболее и наименее?

Какова, на Ваш взгляд, роль специалиста по социальной работе в группе взаимопомощи?

Получение дополнительной информации о потенциальном участнике группы

Приведите, пожалуйста, пример…

Расскажите, пожалуйста, еще о…

Что Вы думаете по этому поводу?


Приложение 3

 

МЕТОД НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП

Краткое описание метода

Метод номинальных групп (далее МНГ) – один из многих разработанных структурированных групповых процессов. Этот социальный метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем, чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может.

Результаты применения метода:

1.  приверженность.

2.  Удовлетворенность.

3.  Контроль.

4.  Желание участвовать.

5.  Подготовка работников.

План игры МНГ

Во вступительном слове необходимо ознакомить участников с процессом и предложить им чувствовать себя совершенно непринужденно.

Вводная часть (5-10 мин.):

1.  Вопросы освещения.

-  Цель заседания группы;

-  Этапы проведения МНГ;

-  Как будут использованы результаты и последующие шаги.

2.  Затем зачитывается тщательно сформулированная постановка задачи.

Если не понимается постановка задачи, то необходимо предложить нескольким участникам группы дат прямой ответ на поставленную задачу. Если ответы совпадают с целью и остальные участники, как представляется, поняли задачу, координатор переходит к первому этапу.

I.  Молчаливое генерирование идей (5-10 мин.). членам группы предлагают дать ответы на поставленную задачу. Необходимо поддерживать тишину!!!

II.  Этап неупорядоченного перечисления идей (40-45 мин.). координатор прерывает процесс, но подчеркивает, что прерывать процесс генерирования нет необходимости

Предлагается по очереди называть идеи:

1.  За одно обращение называется только одна идея.

2.  Участник может пропустить свою очередь и подключиться к перечислению на следующем туре.

3.  Разговор допускается только между участником, формулирующим ответ, и координатором. Обсуждение ограничивается только попыткой кратко изложить ответ для удобства его регистрации.

4.  Не допускается оценка ответов.

III.  этап уяснения идей (50-60 мин.):

1.  координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны.

2.  Любой участник может предложить уяснение и толкование идеи, а также их комбинирования.

Идею можно:

А) отклонить;

Б) уточнить;

В) агрегировать.

Каждый участник имеет право «вето» на любую идею. Процесс должен быть направлен на уяснение идей, а не на их оценку.

IV.  голосование и ранжирование (5-7 мин.). Каждому участнику предлагается набрать 8 наиболее важных пунктов из перечня. Для этого используются карточки с записанными идеями, которые необходимо проранжировать и придать им вес.

Порядок ранжирования:

1.  из восьми карт выберите самый важный пункт, напишите цифру 8 в нижнем правом углу, обведите в кружок, а карточку отложите.

ИЛИ

Какой из 8 пунктов Вы бы использовали в качестве руководства для будущих действий в данной области, если можно было бы выбрать один пункт?

2.  Из оставшихся 7 карт выберите наименее важный пункт, запишите цифру 1 в правом углу, обведите в кружок, а карточку отложите.

ИЛИ

Если бы Вы могли использовать только 6 из 7 пунктов, то каким бы Вы пожертвовали?

Процесс ранжирования продолжается.

Подсчет голосов во время перерыва (10 мин.).

Заключительная часть (5-10 мин.)

1.  Обсуждаются итоги голосования, причем координатор подчеркивает те моменты, по которым существует высокая степень согласия.

2.  Можно предложить группе при желании исключить пункты, которые не получили голосов. Обычно существует резкая грань между идеями в районе 6-8 пунктов.

3.  Поинтересоваться мнением группы относительно будущих действий и поговорить о последующих шагах.

Оформление результатов.

Группа:

Количество участников:

Дата:

Координатор:

Помощник:

Число и день для ранжирования:

Постановка задачи (например):

1.  Определите те цели, к которым мы должны стремиться в ближайшие 2-5 лет.

2.  Определите конкретные цели и программы действий, для которых необходимо выделить ресурсы в ближайшие 6 месяцев, с тем, чтобы достичь Ваших долгосрочных целей

№ п/п Содержание идеи Полученные голоса Итого голосов Сумма рангов Интегрированный ранг Сумма Место
Содержание Введение Глава 1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов 1.1 Понятие семьи и ее основные функции 1.2 Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений Глава 2. Груп

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Технология реабилитационной работы с людьми, страдающими алкоголизмом
Дискуссии о предмете социологии в современной отечественной литературе
Основные подходы к образованию
Особенности культурной идентичности грузин, проживающих в городе Екатеринбурге
Сравнительный анализ работ Э. Дюркгейма и П.А. Сорокина на тему самоубийства
Теория среднего класса
Проблема наркомании в современном обществе
Депопуляция России
Историческое формирование социокультурного процесса
Інтерактивний підхід в теорії соціальної роботи

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru