курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
«Технологии социальной работы с молодежью»
Содержание
Введение
Глава I «Проблемы и потребности молодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью
Заключение
Список литературы
Введение
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.
Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Объект - проблемы молодежи.
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
I. «Проблемы и потребности молодежи»
1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:
- труд и занятость;
- образование;
- здравоохранение. [14;47]
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.
Объекты государственной молодежной политики:
- граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;
- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;
- молодежные объединения.
Субъекты государственной молодежной политики:
- государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);
- молодежные объединения и ассоциации;
- молодые граждане.
Принципы государственной молодежной политики:
- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;
- привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;
- обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;
- предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;
- приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Направления:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере занятости;
- содействие предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантии предоставления социальных услуг;
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
- содействие международным молодежным обменам.
Меры реализации:
- принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;
- внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;
- разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;
- создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
- выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;
- создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.
В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]
В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]
Задачи, поставленные этой программой.
1. создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;
2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;
3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;
6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45]
Социальные проблемы и потребности молодежи
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим. [12;34]
II. «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).
4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).
5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи; [20;17]
Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
- центр социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
- социальная гостиница;
- социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
- центр психолого-педагогической помощи;
- центр экстренной психологической помощи по телефону;
- реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями
(в том числе для детей и подростков);
- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
- общежития для лиц с ограниченными возможностями.
При организации социальных служб для молодежи очень важно Четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. [12;27]
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.
Так, например, основной задачей московского объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
Социальная терапия – это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных оринетаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.
К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:
Консультирование – установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
Арттерапия – «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
Музыкотерапия – социализация индивида путем, обращения к какой – либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;
Библиотерапия – воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
Творческие технологии – вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;
Логотерапия – (от греч. logos – слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях. [18;68]
2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью.
В 1996 г. был создан Комитет по делам молодежи Краснодарского края, в 2007г. переименованный в Департамент молодежной политики Краснодарского края. В состав Департамента входят следующие Краевые центры работы с молодежью:
1. Государственное учреждение "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи";
2. Государственное учреждение Краснодарского края "Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи";
3. Государственное учреждение Краснодарского края "Центр труда и занятости детей и молодежи";
4. Государственное учреждение Краснодарского края "Краевая крейсерско-парусная школа»
Основными направлениями работы центров и Департамента молодежной политики является:
- организация военно-патриотической работы в молодежной среде;
- содействие во временном и постоянном трудоустройстве молодежи, профессиональной ориентации;
- содействие ресоциализации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация досуга подростков и молодежи в клубах по месту жительства и на дворовых спортивно-игровых площадках;
- оказание материальной поддержки в рамках краевых и федеральных программ: «Одаренные дети», «Молодой семье доступное жилье»;
- организация отдыха и оздоровления подростков и молодежи в летний период;
- организация и курирование интеллектуальных движений на Кубани в рамках работы клубов «Что? Где? Когда?», «КВН». [15]
Государственное учреждение "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи".
Деятельность "Центра" осуществляется по трем основным направлениям:
- поисковая работа;
- военно-патриотическая работа;
- допризывная подготовка молодежи.
ГУ КК "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи" координирует деятельность военно-патриотических, поисковых общественных организаций и военно-спортивных клубов по реализации указанных направлений работы; участвует в разработке краевых программ, на основе которых ведется работа по утверждению у молодежи патриотических взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Кубани и России; организует и проводит военно-спортивные соревнования, игры, походы, экскурсии, показательные выступления, войсковые стажировки; работу военно-спортивных и оздоровительных лагерей для детей и молодежи Краснодарского края. Конечной целью всей работы, проводимой ГУ "Краснодарский краевой центр военно-патриотической, поисковой работы и допризывной подготовки молодежи", является духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, а также увековечение памяти воинов, павших при защите Отечества. [24;13]
Государственное учреждение Краснодарского края "Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи"
В рамках государственной молодежной политики Центр осуществляет профилактическую деятельность среди молодежи, обеспечивает комплексное решение проблем социальной адаптации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Центр имеет четыре филиала и состоит из двух отделов: отдела реализации социальных программ и отдела реализации, молодежных досуговых программ. Деятельность специалистов отдела реализации социальных программ направлена на профилактику подростковой безнадзорности, противоправных действий и асоциальных проявлений в подростково-молодежной среде.
Важная часть работы учреждения - работа по месту жительства подростков, которая включает в себя:
- организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства через создание единой краевой системы социоклубного пространства (дворовая площадка – клуб по месту жительства – молодежный центр);
- проведение ежегодного краевого конкурса "Лучший подростково-молодежный клуб по месту жительства", краевого фестиваля клубов по месту жительства, краевых слетов клубов по месту жительства;
- организацию досуговой занятости подростков и молодежи на дворовых молодежных площадках в летний период. Проведение Смотра-конкурса дворовых игровых и спортивных площадок по месту жительства. [15]
Государственное учреждение Краснодарского края
"Центр труда и занятости детей и молодежи"
Специалистами государственного учреждения Краснодарского края "Центр труда и занятости детей и молодежи" накоплен огромный опыт в трудоустройстве молодежи в возрасте 14-30 лет. За восемь лет работы учреждение проводило всесторонний анализ состояния рынка труда в Краснодарском крае, а также возможностей работодателей в обеспечении занятости молодых специалистов (выпускников). Также накоплен большой опыт в оказании консультационной помощи для молодежи при выборе профессии и трудоустройстве. Основным направлением работы учреждения является трудоустройство молодежи на постоянную и временную (сезонную) занятость. По результатам анализа, за 2004 – 2006 годы в филиалы государственного учреждения Краснодарского края "Центр труда и занятости детей и молодежи" с целью трудоустройства на постоянную и временную работу обратилось 41 710 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Содействие в трудоустройстве было оказано 28 148 молодым людям, т.е. 67,5 % обратившихся были трудоустроены. Из них 4 930 человек трудоустроены на постоянную работу, 23 218 – на временную работу (в 2004 году на постоянную и временную работу были трудоустроены 13870 человек, в 2005 году - 13350 человек из числа безработной молодежи).
Временная работа в период учебы дает молодым не только дополнительный заработок, но и производственный опыт, знание законов рынка труда, умение общаться с работодателем и вести себя в рабочем коллективе. Приобретенные навыки в дальнейшем значительно облегчают молодому человеку поиск постоянного места работы и ускоряют его адаптацию на рынке труда в современной экономической ситуации. Необходимо упомянуть, что возможность легального заработка в период учебы положительно влияет на криминогенную обстановку в молодежной и подростковой среде и приводит к снижению уровня преступности.
Потребность во временной рабочей силе была всегда и есть в настоящий момент: это различные работы, ограниченные по времени и объему, краткосрочные проекты, крупные массовые мероприятия, сезонные рабочие места (как правило, летние). Во время учебы молодые люди трудоустраиваются на работу со свободным графиком по следующим специальностям: промоутеры, торговые агенты, рекламные агенты, разнорабочие, охранники и т.д. В период летних каникул студентам предлагается работа на Азово-Черноморском побережье в должности: официантов, матросов – спасателей, аниматоров, горничных, администраторов, экскурсоводов, разнорабочих, культ организаторов и т.д.
В числе партнеров - работодателей ГУ КК "Центр труда и занятости детей и молодежи" находятся предприятия санаторно-курортного комплекса Азово-черноморского побережья, предприятия агропромышленного комплекса Краснодарского края, предприятия в сфере торговли, общественного питания, сервисного обслуживания, легкой и перерабатывающей промышленности. [24;8]
Студенческие трудовые отряды.
Возрождение студотрядов на Кубани началось с 2001 года. Именно тогда на сельскохозяйственные работы было направлено 1500 студентов. В 2002 году появились новые профили деятельности, численность 47 студенческих трудовых отрядов возросла до 4323 человек. В 2003 году численность уже 121 студенческого трудового отряда составила 9034 человека. Ребятами хорошо были освоены работы по следующим профилям:
- педагогический
- сельскохозяйственный
- строительный
- сервисный
В 2002 году по инициативе комитета по делам молодежи, при поддержке ГУ КК "Краевая молодежная биржа труда" была создана Краснодарская краевая молодежная общественная организация "Штаб студенческих отрядов". Сформировавшийся актив Штаба занимался поиском объемов работ для студенческих трудовых отрядов, создавал студенческие отряды на базе ведущих учебных заведений Краснодарского края.
Резкий подъем численности студенческих отрядов стал возможен благодаря государственной поддержке, направления которой утверждены постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 года N°263 "О государственной поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов в Краснодарском крае". [21;11]
В 2004 году продолжился рост численности студенческих трудовых отрядов, возросло желание студентов испытать себя, пройти экзамен на жизненную стойкость, раньше повзрослеть. Появилось 14 профилей деятельности студенческих трудовых отрядов, численность 241 отряда составила 11420 человек.
В 2005 году в составе 211 студенческих трудовых отрядов различных профилей деятельности отработало 13520 человек. В 2006 году, по состоянию на 15 июля сформировано 106 отрядов общей численностью 4922 человека.
Начиная с 2004 года ежегодно формируется единый реестр студенческих трудовых отрядов учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, а так же реестр объемов работ, организация льготных медицинских осмотров студентов поставлена на должный уровень, обеспечивается повсеместный и постоянный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении участников студотрядов. В средствах массовой информации проходит широкомасштабное освещение деятельности студенческих трудовых отрядов. Органами местного самоуправления муниципальных образований края были разработаны территориальные программы по поддержке деятельности СТО на 2004-2007гг. Студенческие трудовые отряды начали привлекать к выполнению работ, финансируемых из местных бюджетов, а организации, принявшие на работу студенческий трудовой отряд - получать поддержку органов местного самоуправления.
Именно в 2004 году, впервые после длительного перерыва, лидеры студотрядовского движения на Кубани вошли в состав Всероссийских студенческих строительных отрядов "БАМ - 2004" и "Соловки - 2004".
Больше месяца, как рассказывали ребята, им пришлось заниматься тяжелой мужской работой: рыть траншеи, прокладывать кабель, вручную замешивать бетон. Но ребята не только не роптали, а наоборот, они были рады, во-первых, попасть в такое живописное место, как Соловки, где все пропитано древней русской историей и духом православия, во-вторых, приобрести новых друзей, которые, все как один отлично трудились и отдыхали. По окончанию работы участники ВССО были награждены дипломами и памятными призами.[25;14]
Государственное учреждение Краснодарского края "Краевая крейсерско-парусная школа"
Государственное учреждение Краснодарского края "Краевая крейсерско-парусная школа" было создано постановлением главы администрации Краснодарского края N° 521 от 14.07.2000 г. в целях совершенствования в Краснодарском крае структуры организации летнего отдыха детей и молодежи в рамках реализации молодежной политики. Целями создания Государственного учреждения Краснодарского края "Краевая крейсерско-парусная школа" являются:
- организация летнего отдыха детей и молодежи;
- воспитание духа патриотизма, коллективизма и партнерства;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- воспитание активной жизненной позиции у детей и молодежи.
Направлениями деятельности Государственного учреждения Краснодарского края "Краевая крейсерско-парусная школа" являются:
- организация и развитие водных и других видов молодежного туризма на
территории Краснодарского края: яхтинг, дайвинг, рафтинг, фишинг, подводная
охота, яхтенные круизы,
конный туризм;
- организация туров, экскурсий, походов по территории Краснодарского края и Адыгеи.
В конце 2003 года учреждение вышло на международный уровень сотрудничества. Комитет по делам молодежи Краснодарского края подписал с французской парусной ассоциацией «ЛЕ ГЛЕНАН» договор о сотрудничестве на три года. Исполнителем по договору от КДМ выступает Краевая крейсерско-парусная школа. В основу формы организации и деятельности лагерей положены принципы работы международных европейских молодежных парусных школ, имеющих полувековой опыт обучения молодежи хождению под парусами на акваториях Средиземного и Балтийского морей, на побережье Атлантического океана.
В 2001-2006 годах образованы три филиала в городах: Темрюк, Тамань, Славянск-на-Кубани. Каждый филиал имеет свои специфику и направленность работы, что позволяет расширить взаимодействие с молодежными общественными организациями, клубами по месту жительства, находящимися на территориях различных районов Краснодарского края. Постоянный контакт идет с 28 районами края. Также ведется постоянная работа с федерациями парусного спорта, рафтинга, дайвинга, фишинга всех уровней - от городских до всероссийских.
Парусный центр г. Геленджика является базовой площадкой по проведению различных программ. На территории г. Геленджика работают пять клубов по месту жительства, входящих в состав Парусного центра, которые ведут круглогодичные бесплатные занятия с молодежью. Все клубы задействованы в проведении программ летнего отдыха молодежи Кубани. Территория Краснодарского края, благодаря уникальному сочетанию природно-климатических и геополитических условий, является самым перспективным местом на побережье России для организации и развития парусного дела. Мягкий средиземноморский климат позволяет проводить занятия на воде с апреля по ноябрь, среднее количество солнечных дней в году-270.
Побережье Азовского моря является очень удобным для первичной подготовки стажеров, так как море не глубокое, мягкое, берег песчаный. Здесь находится летняя спортивно-туристическая база Темрюкского филиала. На Таманском полуострове находится спортивно-туристическая база "Маяк". Это уникальное место со всех сторон окружено различными водоемами: лиманы, озера, пруды и, конечно же, Черное море, украшенное полосой золотого песка. Небольшая глубина лиманов и, как следствие, отсутствие волнения позволяют даже новичкам быстро обучиться навыкам хождения на швертботах, яхтах и парусных катамаранах.
В каждом регионе существуют символы, объединяющие его жителей в единую формацию, дающие право называться единым именем и гордиться им. Для Краснодарского края таким символом стала главная водная артерия нашего края - река Кубань. Город Славянск-на-Кубани находится как раз на реке Кубани, где и расположена база летнего спортивно-туристического отдыха. Уникальность летнего отдыха заключается в том, что ребята проходят туристические маршруты по реке Кубани, реке Протоке (рафтинг) и выходят на Азовское море (ходьба под парусом). [15]
Заключение.
В процессе написания курсовой работы на тему: «Технологии социальной работы с молодежью» автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Российской Федерации и Краснодарского края, роль социальных служб в решении молодежных проблем, технологии работы с молодежью, а так же опыт работы Комитета по делам молодежи (Департамента молодежной политики) Краснодарского края.
Практика работы Департамента молодежной политики указывает на достаточно профессиональную разностороннюю постановку работы с молодежью в Краснодарском крае, однако требуется организация еще более системной, более регулярной работы с подростками и молодежью.
В каждом районе Краснодарского края работают специалисты Департамента молодежной политики по реализации различных направлений молодежной политики на территории муниципального образования. Однако, их усилий как правило не достаточно для охвата всей молодежи в муниципальном образовании. Отсюда следует необходимость введения ставки специалиста по работе с молодежью в при администрации каждого городского и сельского поселения, а так же развитие большего количества молодежных центров и клубов по месту жительства.
Список литературы
1. Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 г. и на последующий период. Резолюция принята Генеральной Ассамблеей ООН // Культура мира и демократии. Москва,1997г.
2. Указ Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867
3. Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»
4. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004г. № 122// Российская газета 31.08.2004г.
5. Закон Краснодарского края о профилактике безнадзорности и Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» 1998г.
6. Федеральная программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» 2001г.
7. Федеральная программа «Молодежь России» 1994год
8. Федеральная программа «Молодежь России (2006-2010 годы)» 2006г.
9. правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае
10. Приказ № 635 от 28.02.2002г. «Об утверждении Плана дополнительных неотложных мер министерства образования Российской Федерации по решению проблем детской безнадзорности»
11. Решение расширенного заседания Совета безопасности при главе администрации Краснодарского края от 25.05.2004г. № 17 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
12. Алещенок С.В. «К проблеме новой концептуализации молодежи» («Методические проблемы исследования») П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин , 1998г.
13. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2006г.
14. Алещенок С.В., Луков В.А., Полдыева Д.Р. «Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики», 1991г.
15. Официальный сайт Департамента молодежной политики Краснодарского края www.molod-info.com
16. Государственная молодежная политика – 98: региональный опыт реализации. Москва 1998г.
17. Международные документы о молодежной политике. Москва, 1993г.
18. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. «Социология для социальной работы» Москва, 2002г.
19. Григорьев С.И., Демина Л.Д. «Психолого-социальные основы социальной педагогики» г. Барнаул, 1996г.
20. «Формы и технологии социальной работы» научно-методическое пособие под ред. Гусляковой, Т.В. Крохонен, Барнаул, 2005г.
21. Фонарев А.В., Дикалова Л.С., Курилко А.П., Григорова В.П. «Информационный сборник. Выпуск № 16» ГУ «Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи» Краснодар, июль, 2003г.
22. Н. И. Коваленко, В.П. Хить, под ред. Л. В. Спириновой «Индивидуальная профилактическая работа по программе «Постскриптум». Краснодар, 2004г.
23. Павлюкова Н.В., Хить В.П., Фалькова Н.Г. «Информационно-ме тодические материалы и рекомендации по организации работы по месту жительства. Вестник программы «Дети улиц» информационный сборник №13, 2005г.
24. Н.В. Котельникова, В.П. Хить под ред. Л.В. «Мониторинг и анализ реализации социальных программ: от теории к практике» Краснодар, 2004г.
25. Дикалова Л.С., Бондарь Т.В., Гитман А.В. «Методические рекомендации по организации работы с подростками группы риска» Краснодар, 2004г.
«Технологии социальной работы с молодежью» Содержание Введение Глава I «Проблемы и потребности молодежи» 1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
Технологии социальной реабилитации
Технология социального обеспечения
Технология социальной работы
Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы
Технология социальной работы по защите прав мигрантов
Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми
Трудова поведінка як форма реалізації особистих здібностей особистості
Управление как социальная технология
Уровень и качество благосостояния населения
Факторы инвалидизации населения в России
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.