курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации
1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды
1.2. Понятие и пути становления социальных технологий
1.3. Пенсия по случаю потери кормильца. Технология начисления, назначения и размер
Выводы по первой главе
2. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно.
Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Особенно остро сейчас стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму продолжает снижаться.
Принятые меры по «осовремениванию» прошлых заработков и индексации пенсии привели к развитию уравнительных тенденций в пенсионном обеспечении и необходимости незамедлительного проведения пенсионной реформы.
Суть ее в том, чтобы уйти от жесткой системы прямого пенсионного обеспечения, сделать систему более гибкой.
Первый шаг по изменению системы пенсионного обеспечения уже сделан. С 1 февраля 1998 года на территории Российской Федерации действует Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», предусматривающей исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, что позволяет определить размер пенсии индивидуально для каждого пенсионера.
Основным базовым законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 1992 года. На протяжении действия этого Закона в него вносились многочисленные изменения и дополнения, принимались сопутствующие нормативные правовые акты, а также альтернативные правовые нормы, выводящие те или иные группы населения из под действия норм Данного Закона. О динамичности пенсионного законодательства говорит уже тот факт, что за период действия основного пенсионного закона минимальный размер пенсии изменялся 23 раза.
Цель нашей работы: выявить и изучить особенности технологий пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по потере кормильца. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить понятие и виды пенсионного обеспечения;
2. изучить понятие и пути становления социальных технологий;
3. раскрыть сущность пенсии по случаю потери кормильца, технологию ее начисления, назначения и размер;
4. отразить особенности технологии назначения пенсий по потере кормильца.
Объектом исследования являются граждане по потере кормильца.
Предметом исследования является технология пенсионного обеспечения граждан РФ по потере кормильца.
Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной литературы; количественный и качественный анализ документов.
Нами выдвинута следующая гипотеза:
Если гражданин имеет все причины на получение пенсии по потере кормильца, то возможно ли ее получение и на каких условиях.
1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды
В области пенсионного обеспечения установлены основания для получения пенсии, порядок исчисления трудового стажа, определены виды пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная), порядок назначения и выплаты, исчисления и размеров пенсий, надбавок к ним, условия перерасчета, ответственность предприятия (организации) и граждан, порядок разрешения споров по пенсионным вопросам, определены источники финансирования пенсионного обеспечения граждан.
15 декабря 2001г. принят Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», периодически устанавливался минимальный размер пенсии по старости и порядок повышения других пенсий, а также порядок идентификации суммы заработка при назначении или при перерасчете пенсии, произведен перерасчет назначенных ранее пенсий, установлены надбавка к пенсиям, введена периодическая идентификация пенсий в связи с ростом инфляции и повышением стоимости жизни [14, 69].
Определен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, установлен размер пенсий, доклад к ним, порядок установления размеров денежного довольствия для исчисления пенсий, увеличение минимальных размеров пенсий, применения районных коэффициентов и пересмотра пенсий [11, 52].
Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношение по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачивается пенсии, и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм – пенсионное право – занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалитов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования – пенсионные отношения – и наиболее обширный массив правовых предписаний.
Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком [22,34].
Общие вопросы установления, назначения и выплаты пенсий в настоящее время регулируются следующими базовыми нормативными актами:
· Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[2].
· Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ»[3].
· Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [4].
· Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [5].
В соответствии с указанными законами пенсии подразделяются в зависимости от основания возникновения на них права на:
- трудовые пенсии – ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, в связи со смертью тих лиц. Данному виду пенсий посвящен Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ»[3].
- пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячные денежные выплаты, право на получение, которых определяется в соответствии с условиями и нормативными, установленными Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [4], и которые предоставляются гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленным законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленным законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [14,82].
Таким образом, общим признаком трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению является предоставление их гражданам в целях компенсации им заработной платы или иного дохода при наличии у них определенного стажа.
Кроме того, трудовые пенсии делятся на следующие виды в зависимости от обстоятельств, наступление которых дает право на пенсию (достижение соответствующего возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца либо определенная длительность профессиональной деятельности):
- трудовые пенсии по старости (по возрасту);
- трудовые пенсии по инвалидности;
- трудовые пенсии по случаю потери кормильца.
В свою очередь пенсии по государственному пенсионному обеспечению по тому же основанию подразделяются на:
- пенсии за выслугу лет;
- пенсии по старости;
- пенсии по инвалидности;
- социальные пенсии [24,27].
Из всего вышесказанного следует, что пенсионное обеспечение – регулируемая законом совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями.
Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком.
1.2 Понятие и пути становления социальных технологий
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста c высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин [17,49].
Технология (от греч. technе — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта [20, 48]. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. B современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.
Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывaли никаких сомнений co стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-x годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы [26,14].
Длительное время дискуссионным оставалось предметное пространство социальной технологии и в России, хотя стоит отметить, что приоритет в разработке вопросов социальной инженерии и технологии принадлежит российским ученым, а именно коллективу Центрального института труда (ЦИТ), созданного при ВЦСПС в 1920 г. А.K. Гастевым. Социальная инженерия, «трудовая технология» понималась литовцами как техническая деятельность по совершенствованию и сопряжению организации производства и социальных факторов в целях повышения производительности труда, облегчения с улучшения его условий.
Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.
Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [8,17].
Среди ученых, занимающихся проблемами социaльных технoлогий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления.
Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
- объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.
Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.
Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.
Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию социальной работы характеризуют:
- динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
- дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения [15,26].
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
1.3 Пенсия по случаю потери кормильца. Технология начисления, назначения и размер
Пенсия по случаю потери кормильца – это денежная ежемесячная выплата, осуществляемая из Пенсионного фонда РФ, и назначается в случае смерти (безвозмездного отсутствия) кормильца нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на его иждивении [22,36].
Под потерей кормильца законодатель понимает его смерть или безвестное отсутствие, которые удостоверяются свидетельством о смерти, выданным органом Загс-А, а также решением суда об объявлении лица, являющегося кормильцем, умершим либо о признании его безвестного отсутствующим.
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеет значения продолжительность страхового стажа кормильца, а также причина и время наступления его смерти.
Исключение составляют случаи, когда у умершего кормильца страховой стаж полностью отсутствует, а также если его смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. В этих случаях назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца [23,53].
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, предъявляемые к членам семьи кормильца, заключаются в следующем:
- нетрудоспособность – определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности [19,42].
- нахождение на иждивении, т.е. нахождение на полном содержании кормильца или получение от него постоянным и основным источником средств к существованию. При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
- дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца старше этого возраста , если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограниченные способности к трудовой деятельности. При этом дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигших 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчине и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчине и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.
Кроме перечисленных лиц, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют:
- усыновители и усыновленные дети. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении;
- нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на иждивении, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию;
- супруг при вступлении в брак;
- отчим и мачеха при условии, что Нои воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет;
- пасынок и падчерица, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи.
Одному из родителей, супругу или другим членам семьи (дедушке, бабушке умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брату, сестре либо ребенку умершего кормильца, достигшим возраста 18 лет), указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают [7,24].
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ+СЧ,
где П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ – базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Гражданин, проживающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физических затрат размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит увеличению путем применения районных коэффициентов.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ =ПК / (Т*К) / КН,
где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;
К –отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
В случае если трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:
СЧ = СЧn / КН,
где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧn – размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кормильцу по состоянию на день его смерти;
КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца [24,36].
Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца – это денежная ежемесячная выплата в случае смерти (безвозмездного отсутствия) кормильца, т.е. лицо, которое содержало этих лиц и предоставляло им средства к существованию.
Назначение пенсий производится по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления в администрацию предприятия либо в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по мету жительства (по своему месту пребывания либо по месту своего фактического проживания).
Пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях назначается в размере 30 % заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимальной пенсии по старости (ст. 62 Закона №340-1).
При неполном общем трудовом стаже у лица, умершего от общего заболевания, пенсия исчисляется пропорционально имеющемуся стажу. Но в любом случае размер пенсии не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Исчисление пенсии по случаю потери кормильца, умершего от общего заболевания, с применением индивидуального коэффициента производится в таком же порядке как и пенсии по инвалидности от общего заболевания 3-й группы.
Рассмотрим конкретный пример. Пенсия назначается ребенку за отца, умершего от общего заболевания. Стаж отца составляет 9 лет 7 месяцев и 15 дней (или 116 месяцев). Отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране с учетом установленного законом временного ограничения не может превышать 0,7. Заработок за квартал, предшествующий кварталу, в котором потупило обращение за пенсией, 1000 руб. (деноминированных). ИКП = = 0,3(30%)хО,7 = 0,21. П1 = 1000x0,21 =210 руб. Но размер пенсии не может быть больше пенсии по старости при имеющемся стаже 116 месяцев. ИКП = 0,55 (55 %) х 0,7 = 0,385; П2 = 1000 х 0,385 = = 385руб.
Определяем размер пенсии при неполном стаже: ПЗ = 385 : 300 мес.(25 лет) х 116 мес.= 148,876 руб. Таким образом, размер пенсии по случаю потери кормильца в данном случае не может превышать 148 руб. 867 коп. в месяц.
Максимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимальной пенсии по старости на каждого члена семьи, за исключением пенсий на детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери. В максимальном размере назначается пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы.
К пенсии выплачиваются надбавки: на уход за пенсионером; детям-инвалидам и инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, потерявшим обоих родителей, или умершей одинокой матери.
Семье предоставляется одна пенсия независимо от числа детей и количества лиц, фактически осуществляющих уход. По требованию любого члена семьи его доля может быть выделена и выплачиваться отдельно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором поступило заявление о разделе пенсии.
Семьям умерших пенсионеров пенсия предоставляется на общих основаниях, независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. К семьям умерших пенсионеров относятся семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты.
Выплата пенсии производится в течение всего периода, пока член семьи умершего считается нетрудоспособным. При изменении состава семьи размер пенсии пересматривается в соответствии с количеством членов семьи. В новом размере пенсия предоставляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили указанные обстоятельства. Это же правило применяется и при прекращении выплаты пенсии.
Вдовам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, Федеральным Законом от 28.11.95 № 186-ФЗ с первого января 1996 г. предоставлено право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения другого вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальной), если они не вступили в новый брак. В этом случае пенсии могут назначаться различными органами: Минобороны РФ, МВД РФ или ФСБ РФ - пенсия по случаю потери кормильца, а органами социальной защиты - пенсия по старости.
Круглые сироты и дети умершей одинокой матери, находящиеся на полном государственном обеспечении, получают 50 % пенсии, остальные - 25 %. За несовершеннолетними право на пенсию сохраняется при усыновлении.
Супруг умершего продолжает получать пенсию и при вступлении в новый брак.
В более высоких размерах назначаются пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих по Закону № 4468-1. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Семьям офицеров, прапорщиков, мичманов, а также солдат, матросов, сержантов и старшин, служивших по контракту, в случае их смерти вследствие военной травмы или заболевания, полученного в связи с пребыванием на фронте, пенсия назначается в размере 40 % суммы денежного довольствия кормильца. В таком же размере пенсия предоставляется семьям инвалидов вследствие военной травмы и детям - круглым сиротам. Для данных семей минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца не может быть ниже 150 % минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством РФ [25,23].
Семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пенсия исчисляется в размере 30 % суммы денежного содержания кормильца. В этом случае минимальный размер пенсии равен минимальному размеру пенсии по старости.
Инвалидам 1-й группы, престарелым в возрасте 80 лет и старше, а также другим членам семьи, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, к пенсии по случаю потери кормильца назначается надбавка в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
По Закону № 4468-1 пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), - пожизненно.
Также может производиться перерасчет трудовой пенсии по потере кормильца:
· В соответствии с п.2 ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится соответствующий перерасчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
· Со следующего года социальные пенсии по случаю потери кормильца будут получать студенты до 23 лет;
· С 1 января 2008 года получатели социальных пенсий по случаю потери кормильца (СПК), обучающиеся по очной форме в ВУЗе или ином учебном заведении приобретут право на «продление» пенсии вплоть до окончания учебы, но не более чем до 23 лет;
· Трудовые пенсии по СПК устанавливаются на основе Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсия в РФ», их размер зависит от стажа и заработка умершего кормильца; платятся они до 18 лет, а в случае, если ребенок учится по очной форме – до завершения обучения, но не более, чем до 23 лет (детям чернобыльцев – до 25).
· Социальные пенсии по СПК получают дети, умершие родители которых не имеют ни дня официального трудового стажа или погибли при совершении уголовного деяния. Такая пенсия устанавливается по Закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в твердом размере и платится до 18-летия получателя [18,13].
Внесенная поправка касается именно части возрастных ограничений, продлевая срок выплаты пенсий до 23 лет при условии обучения.
Выводы по первой главе
· Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком
· Технология (от греч. technе — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта
· Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
· В юридическом составе, влекущем возникновение правоотношений в связи с назначением пенсии по случаю потери кормильца, необходимо выделять факты, относящиеся как к самому кормильцу, так и к членам его семьи.
· Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие.
· Факт смерти подтверждается свидетельством, выданным органом ЗАГС, или устанавливается судом.
· В соответствии со ст. 45 части 1 ГК РФ 1994 г. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
· Днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда или день предполагаемой гибели, указанный в решении суда.
· По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 Часть 1 ГК РФ).
· Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности.
· Установление степени родства осуществляется в соответствии с правилами семейного законодательства. Юридическое значение придается только браку, зарегистрированному органами ЗАГСа.
· Брак, заключенный по религиозному обряду, во внимание не принимается. В случае расторжения брака до смерти супруга право на пенсию не возникает.
· Детям в случае смерти отца пенсия назначается как при рождении в браке, так и при рождении вне брака, если в отношении их установлено отцовство в добровольном или судебном порядке. На равных основаниях с родными детьми право на пенсию имеют усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы.
· Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.
2. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации
2.1.Технология назначения пенсий по потере кормильца
В рамках эмпирического исследования нами были рассмотрены частные случаи назначения пенсий по потере кормильца.
Вопрос: «В 2001 году у гражданки N родилась дочь. Поскольку в зарегистрированном браке с отцом ребенка она не состояла, зарегистрировала его на свою фамилию. В 2006 году отец ребенка умер. Можно ли оформить ребенку пенсию по случаю потери кормильца?»
Ответ: в соответствии со ст. 39 Конституции РФ [20] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[3] предусмотрено право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно п. 1 данной статьи трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Основанием для данного вида пенсионного обеспечения является наступление страхового случая – потеря (смерть) кормильца.
Перечень членов семьи умершего кормильца, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ включает в себя лиц, личные и имущественные отношения которых неразрывно связаны с состоянием в браке или родстве: супругов (мужа и жену), родителей (отца и мать), детей (сына, дочь), братьев, сестер, внуков и лиц, не находящихся в родстве, но приравненных в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению: усыновленных и усыновителей, а также соответствующие права и обязанности между которыми возникают при условии воспитания и содержания одних другими: отчима и мачеху, пасынка и падчерицу [9].
Документами, подтверждающими родственные отношения с умершим кормильцем, являются:
· свидетельство о рождении;
· свидетельство об усыновлении;
· свидетельство о браке;
· свидетельство о расторжении брака;
· копия записи акта гражданского состояния;
· справки жилищных органов или органов местного самоуправления;
· справки паспортно-визовых подразделений МВД России;
· иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного факта.
В соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ[6] основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей является происхождение ребенка от данных родителей.
Происхождение ребенка должно быть подтверждено в установленном законом порядке.
Согласно ст. 49 СК РФ в случае рождения ребенка у родителей, не состоявших в браке между собой и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (п. 4 ст. 48 СК РФ), происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
Ст. 50 СК РФ предусматривает также возможность фиксировать в судебном решении юридический факт – признание отцовства, имевшее место при жизни отца, но устанавливаемое после его смерти [12,24].
Факт признания отцовства может быть установлен судом по правилам особого производства. Заявление об установлении факта признания отцовства подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 53 СК РФ при установлении отцовства в добровольном и судебном порядке дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоявших в браке между собой.
Следовательно, трудовая пенсия по случаю потери кормильца-отца может быть назначена как детям, родившимся от лиц, состоявших в браке, так и детям, рожденным вне брака, если в отношении таких детей установлено отцовство кормильца [26,64].
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ независимо от каких-либо обстоятельств (учебы, работы, дееспособности и т.д.) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца считаются нетрудоспособными до достижения ими возраста 18 лет.
Вопрос: старший брат
вместе с женой погиб в автокатастрофе. Уходом за его малолетними детьми занята
17-летняя неработающая сестра, родители которой трудоспособны, но находятся в
заключении не могут ее содержать. Ответ: пенсия ей может быть назначена лишь по
достижении 18 лет, так как Комментируемым Законом восполнен пробел в
законодательстве, касающийся распространенных ситуаций, когда сын или дочь
умершего, достигшие 18 лет, не имели права на пенсию по уходу за своими
малолетними братьями и сестрами, поскольку не были включены в число членов
семьи, которым могла быть назначена пенсия по данному основанию. Теперь они
включены в круг лиц, имеющих право на такую пенсию.
В то же время введена новелла, по сути, создавшая новый пробел: братья и сестры
умершего кормильца имеют право на пенсию по уходу за его малолетними детьми (и
малолетними братьями, сестрами, внуками) лишь по достижении 18 лет (ранее
возраст не указывался). Таким образом, братья и сестры умершего, не достигшие
18 лет и ухаживающие за его детьми, с одной стороны, лишены права на пенсию по
уходу, а с другой - далеко не всегда имеют возможность получить пенсию по
случаю потери кормильца. Для этого необходимо важное условие - отсутствие
трудоспособных родителей.
Подпункт 2 п. 2 комментируемой статьи содержит еще одну новеллу ограничительного свойства. Пенсия может быть назначена, если уход осуществляется за теми членами семьи, которые сами имеют право на пенсию по случаю потери кормильца согласно подпункту 1 п. 2 ст. 9. Это правило касается братьев, сестер и внуков. Они признаются нетрудоспособными членами семьи кормильца при условии, что не имеют трудоспособных родителей. Соответственно и пенсия лицу, осуществляющему за ними уход, может быть назначена при том же условии. Необходимо подтвердить, что данные малолетние члены семьи не имеют трудоспособных родителей.
Вопрос: ребенок одинокой матери, местонахождение которой неизвестно, находился под опекой и на иждивении бабушки. После смерти бабушки уход за этим ребенком осуществляет его неработающая тетя (дочь бабушки).
Ответ: в данном случае пенсия ребенку за бабушку не может быть назначена из-за невозможности доказать, что у него отсутствует трудоспособная мать. Его тете пенсия за собственную мать как занятой уходом за малолетним внуком умершей, не может быть назначена по той же причине.
Пункт 10 ст. 9 устанавливает независимость права на пенсию и от времени наступления смерти кормильца. При этом законодатель не уточняет, о каком времени идет речь. Эта норма дает основание для вывода, что не имеет значения, наступила ли смерть до или после вступления в силу комментируемого Закона. Неважно также, какой период времени прошел от смерти кормильца до признания членов его семьи нетрудоспособными. Не имеет значения, родился ли ребенок до или после смерти лица, за которого назначается пенсия.
Независимость права на
пенсию от времени наступления смерти кормильца, на наш взгляд, дает основание
назначать пенсию, не обращая внимания на наличие и продолжительность перерыва
между тем временем (периодом), когда кормилец был застрахован, и временем
(датой) его смерти.
Пример: отец детей состоял в трудовых отношениях в 1980 - 1982 гг. Сведения об
иных периодах работы отсутствуют. В последние 10 лет он отбывал наказание в
местах лишения свободы, где никакой работы не выполнял. В связи с его смертью
детям может быть назначена пенсия независимо от того, что страховой стаж был
приобретен 20 лет назад.
Выводы по второй главе
Таким образом, для того чтобы была своевременно назначена пенсия по потере кормильца, необходимо предоставить следующие документы:
· Паспорт (или заменяющий его документ);
· Свидетельство государственного пенсионного страхования;
· Документ, подтверждающий полномочия представителя (Усыновителя, опекун или родитель);
· Свидетельство о смерти кормильца.
Предоставлять данные документы (ксерокопии и оригиналы) необходимо предоставить в Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФРФ).
В том случае:
· если все необходимые документы предоставлены в полном объеме и своевременно, то в течение 10 дней с момента подачи заявления, но не ранее возникновения права на пенсию, будет установлена пенсия;
· когда к заявлению о назначении пенсии приложены все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, есть право не позднее 3-х месяцев со дня подачи заявления предоставить недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения.
Только с согласия заявителя может быть принято решение об установлении пенсии по имеющимся сведениям.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен вопрос о технологии пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации по потере кормильца. Поставленная нами гипотеза подтвердилась: для получения пенсии: необходимо предоставить следующие документы: паспорт (или заменяющий его документ); свидетельство государственного пенсионного страхования; документ, подтверждающий полномочия представителя (Усыновителя, опекун или родитель); свидетельство о смерти кормильца. Предоставлять данные документы (ксерокопии и оригиналы) необходимо предоставить в Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФРФ).
Только с согласия заявителя может быть принято решение об установлении пенсии по имеющимся сведениям.
Мы изучили понятие и виды пенсионного обеспечения, изучили понятие и пути становления социальных технологий, раскрыли сущность пенсии по случаю потери кормильца, технологию ее начисления, назначения и размер, отразили особенности технологии назначения пенсий по потере кормильца.
Современное пенсионное законодательство достаточно объемно и сложно для восприятия. Данная технология разработана для того, чтобы помочь разобраться в сложных хитросплетениях пенсионного законодательства, самостоятельно определить наиболее выгодные исчисления пенсии. Также в нашей работе подробно изложены правила обращения за назначением пенсии, предоставление необходимых документов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.- 64с.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
6. Семейный кодекс Российской Федерации.- Москва: Омега-Л, 2006.- 64с.
7. Консультант Плюс: Высшая школа – учебное пособие. Выпуск 7. Специальная подборка правовых документов и учебных материалов
8. Агапов Е.П. Социальная работа как феномен культуры.- Ростов-на-Дону, 1999г.
9. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-176с.
10. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2005.- 640с.
11. Как жить в России без проблем. Справочник для всех.- СПб.: ИД «Весь», 2003.-224с.
12. Николаева С.А. Ваша максимальная пенсия. Серия «Справочник» Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-256с.
13. Павленок П.Д. Введение в профессию «СОц. работа»: Курс лекций.-М.,-1998
14. Право социального обеспечения. Учеб. пособие для вузов/ Е.А. Исайчева.- Издательство «Экзамен», 2005-320с.
15. Теория и практика соц. работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1 Москва; Тула, 1991г.
16. Технология соц. работы: Учеб. пособие для студентов Т38 высш. учеб. заведений/ Под редакцией И.Г.Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240с.
17. Технологии соц. работы/Под общ.ред. Е.И. Холостовой-М.-2001г.
18. Соловьев А.А. Оформление пенсий-М»Издательство Приор», 2000.-144с.
19. Социальная работа. Учеб. пособие – 3-е изд. переработанное и дополненное под ред. Курбатова В.И.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003-480с.
20. Социальные технологии. Полный словарь/ Отв. ред В.Н. Иванов.М. Белгород, 1994г.
21. Социология: Словарь-справочник. Т 1 Соц. структура и соц. процессы.-М.,1990-387с.
22. Справочное пособие по Социальной работе.- М.1997, 256с.
23. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980
24. Сулейменов. Право социального обеспечения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003-480с.
25. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.,2000г.
26. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы.-М.2000
Содержание Введение 1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации 1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды 1.2. Понятие и пути становления социальных технологий
Технология создание предприятия в РФ
Типология государства
Типы (формы)государственного устройства
Тлумачення норм права
Тлумаченя норм права, та їх культурна цінність
Товарищества собственников жилья в городе Улан-Удэ
Товарищество собственников жилья
Товарный знак
Товарный знак "Бельвита" для продукции ООО "Инфотекс"
Толкование конституции
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.