курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии
2. Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр
2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью
2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия
2.3 Метод Гештальт терапии
2.4 Гипносуггестивная психотерапия
3. Технология реабилитации и лечения людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов
4. Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета
Заключение
библиография
Но иногда за безобидным желанием развлечься, может скрываться зависимость от азартных игр. Такой игрок уже не владеет своей жизнью. Вся его жизнь превращается в игру, и вот это уже является патологией личности.
Игромания может развиваться очень быстро. Человек в течение одного дня может "заболеть игрой", за неделю разориться, чуть позже покончить собой.
В самостоятельное заболевание зависимость от игры (гэмблинг, лудомания, игромания) была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и к другим зависимостям - алкоголизму, наркомании.
По оценкам специалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных игроков.
Крупными в казино называют тех, кто ставит не меньше $10 тыс. за время игры. По оценкам специалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных, тактически эти люди уже находятся во власти патологической зависимости, и лишь весьма призрачная грань не позволяет считать их клиентами психиатров. Однако перейти эту границу проще простого, тем более что врачи утверждают: зависимость от игры очень часто сопровождается еще и алкоголизмом или наркоманией.
Алкоголизм, наркомания и игровая зависимость схожи еще и тем, что, каждый думает, будто его эта напасть не коснется. Впервые сыграв (попробовав наркотик или алкоголь), человек испытывает сильнейшее чувство удовлетворения, которое ему впредь хочется испытывать снова и снова.
Другое дело, что человека с игровой зависимостью довольно трудно выявить: он может хорошо выглядеть и довольно долго (или пока не возникнут неизбежные финансовые проблемы) не давать никаких поводов семье или коллегам считать его серьезно больным - в то время как у алкоголика или наркомана все написано на лице.
Но если в лечении наркомании и алкоголизма имеется много наработок и способов коррекции, то игромания еще не успела обзавестись таким солидным арсеналом.
Говоря об игровой зависимости, невозможно не упомянуть о еще одной форме аддиктивного поведения в современных условиях - компьютерной зависимости.
Она проявляется в следующих формах:
1. Чрезмерная увлеченность работой в интернете - собственно поиск информации.
2. Из-за неограниченного доступа к информации и "информационного вампиризма" пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.
3. Болезненная зависимость от видеоигр. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности.
4. Поглащенность общением он-лайн с друзьями по сети. Это дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем.
Основная проблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому, даже при активном желании излечиться, закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.
Самостоятельные попытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больной возвращается к привычному занятию - алкоголю, наркотикам, игре. Все остальное в жизни блекнет, теряет свой смысл. Распространенность игромании в развитых странах составляет 2-3%, чаще заболевают мужчины.
Характерной чертой этой болезненной зависимости является неоправданный оптимизм в ожидании выигрыша.
Игроки каждый раз искренне надеются на выигрыш, не учатся на своем опыте, рассчитывают на легкие деньги. Для настоящих игроков деньги второстепенны: главным является эйфорическое ощущение в промежутке между ставкой и исходом игры. Они продолжают игру вне зависимости от размера выигрыша или проигрыша. Остановится самостоятельно не могут, испытывают сильную агрессию к любому, кто пытается их оторвать от игры.
Вовлеченность в азартные игры повышается в периоды стресса, напряженной работы, эмоционального дискомфорта. Типичным исходом игромании являются долги, кражи, криминальные действия, самоубийства.
За всю историю человечества из-за своей зависимости от игры тысячи и тысячи мужчин и женщин претерпели неисчислимые страдания и унижения. Тем не менее, ситуацию можно изменить, так же, как можно изменить свою жизнь, сделать ее лучше, светлее, комфортнее. Сделать это нелегко. Ведь для этого надо изменить себя.
Важнейшим шагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличия проблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.
Целью исследования является изучение понятия, стадий, технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность игровой зависимости, остановившись подробно на понятии и стадиях игровой зависимости;
- дать характеристику технологии реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр;
- изучить технологию и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов;
- описать технологию реабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета.
В качестве предмета исследования выступила игровая зависимость.
Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:
– материалистические;
– исторические;
– метод сравнительного анализа;
– формально-юридический метод;
– эмпирические;
– источниковедческие.
Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.
– В первой главе рассматриваются понятие и стадии игровой зависимости.
– Во второй главе дается характеристика технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр.
– В третьей главе изучаются технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов.
– В четвертой главе описывается технология реабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета.
При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.
Любая патологическая зависимость, будь то к алкоголю, наркотикам или азартным играм, формируется не на пустом месте. Эмоциональный внутренний дискомфорт и постоянное желание выйти из этого состояния при помощи созданных модуляторов здесь и сразу, не активизируя работу сознания, а лишь убегая от действительности, - вот фундамент развития лудомании и других аддиктивных форм поведения. Кирпичи же на этот фундамент специалисты пытаются наложить уже не первый век. Фрейд оценивал основную идею одержимости игрой бессознательным желанием проиграть и почувствовать себя жертвой несправедливости фортуны. Он считал, что в основе такой мотивации лежат нарушения взаимоотношений ребенка с родителями, а игра может быть способом вернуть материнскую любовь или средством самонаказания за постыдные чувства к матери. Гипотезу инфантильного всемогущества выдвинул Шандор Ференци - венгерский психоаналитик. Согласно этой гипотезе, игрок впадает в иллюзию сопричастности к высшим силам мироздания, к избранникам судьбы и абсолютному успеху. В таком аффективном состоянии лудомана опьяняет уверенность, что он точно знает, какие числа должны выпасть - сама фортуна шепчет их на ухо, тем самым выделяя его среди остальных. Генетики уже много лет ищут ген, отвечающий за предрасположенность к азарту вообще и к азартным играм в частности - ген риска. Пока безуспешно. Зато обнаружен некий ген синдрома дефицита удовлетворенности - постоянный фоновый дискомфорт. Человек с генетической склонностью к этому синдрому будет непременно искать способы, позволяющие ему испытать это чувство, - алкоголь, наркотики и азартные игры.
Так или иначе, но врачи отмечают, что среди игроков, страдающих патологической зависимостью от азартных игр (ПЗоАИ), большой процент людей имеет проблемы в межличностных отношениях и открытом эмоциональном контакте с окружающими. Игры компенсируют неполноценное общение. Практически у каждого игрока есть свой любимый игровой автомат или стол в казино, с которым у него устанавливаются особые отношения. Лудоман поглаживает его, нашептывает просьбы о выигрыше, дает уменьшительно-ласкательные прозвища. Формируется стойкая зависимость "человек-машина". Человек изливает на игровой автомат свою привязанность, идентифицирует с ним минуты радости и удачи, видит в нем проводника фортуны, понимающего и всегда ждущего друга. При этом игроки не запоминают отрицательных эмоций, доставленных этим милым автоматом. Аддикты азартных игр до копейки помнят все свои выигрыши, но никогда не помнят, сколько они уже проиграли.
На данный момент в мире настолько развита индустрия азартных игр, что она поглощает все больше и больше людей. Игра в азартные игры однозначно может вызвать зависимость.
Игромания приобрела широкое распространение в России в связи с доступностью заведений, в которых любому обывателю предлагается большой выбор азартных игр. Кроме азартных игр, к игромании (игровой зависимости) могут привести и компьютерные игры, которые доступны в огромном количестве людям всех возрастов, в том числе и детям. Возрастных ограничений для того чтобы появилась зависимость игромания (игровая зависимость) нет, так как игровой зависимости может быть подвержен любой человек, в зависимости от предпосылок к возникновению игровой зависимости.
Выявлено несколько основных причин появления игромании (игровой зависимости).
· Чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.
· Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.
· Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.
· Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания (игровая зависимость) является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотики, алкоголь.
· Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания (игровая зависимость).
Следует помнить, что игромания - это достаточно серьезная проблема. И если вы обнаружили признаки игромании у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно применять меры. Иначе игромания может привести к непоправимым последствиям.
Решение проблемы игромании предполагает выявление причин зависимости и их своевременное устранение. В действительности игровая зависимость это решаемая проблема. Для ее решения требуется реабилитация человека испытывающего игровую зависимость.
Признаки сопутствующие игромании (игровой зависимости) очень схожи с признаками наркомании и алкоголизма:
· Повышенная возбудимость;
· Чрезмерная нервозность;
· Раздражительность;
· Необоснованный гнев;
· Апатия к окружающим людям и вещам;
· Неспособность самоконтроля (в том числе и неспособность прекратить игру, как после выигрыша, так и после непрерывных проигрышей);
· Сниженная заинтересованность жизнью вне игры;
· Постоянно нарастающее количество времени, проводимое за игрой;
· Так называемая "ломка", когда нет возможности играть;
· Непреодолимое желание возвращаться к игре вновь и вновь;
· Стремительное снижение способности сопротивляться соблазну начать игру вновь;
· Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру);
· Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки;
· Испытывает затруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;
· Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;
· Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);
· Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
· Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
· Совершает такие незаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;
· Рискует из-за страсти к игре, вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования;
· Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.
Игровая зависимость - игромания стала серьезной проблемой общества, как с личностной стороны, так и с социальной. Игромания может привести к самым разным последствиям - от полного разорения до расстройства личности и даже до самоубийства. Чтобы справиться с игровой зависимостью необходима реабилитация. Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и более эффективно справиться с этим недугом. И в то же время, каждому человеку следует помнить, что все хорошо в меру. Чрезмерная увлеченность азартными играми и состоянием во время игры может незаметно вовлечь каждого человека в зависимость, называемую игромания. Реабилитация при этой зависимости может принести свои плоды, но важно не запускать эту проблему, а еще лучше - совсем не допускать ее возникновения.
Игромания - одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием.
Из-за игромании жизнь превращается в мучительное существование. Рушится все: взаимоотношения в семье, работа, отношения с любимыми, друзьями. Практически невозможно находиться наедине с самим собой, вся жизнь со стремительной скоростью летит под откос. Сердце наполняется горечью, отчаянием и негодование.
Психиатры отмечают три стадии развития игровой аддиктивности - стадия выигрыша, стадия проигрыша и стадия отчаяния. Первая стадия - вовлечение в процесс азартных игр. Когда посещение залов игровых автоматов (казино, виртуальных казино, покупка лотерейных билетов, игра на тотализаторе) приобретает более или менее регулярный характер. На первой стадии лудоман вполне способен контролировать себя, а именно прекратить сеанс игры волевым усилием. Для второй стадии характерна замена мотивации - для игрока важнее результатов становится сам процесс этой игры. Прекратить сеанс игры на данной стадии становится уже проблематичным - процесс игры способны остановить либо форс-мажорные обстоятельства извне, либо полное отсутствие денег и возможности их немедленно достать. В третьей стадии лудомании у игрока уже полностью сформирован букет социальных и психических отклонений. Если человек предрасположен к каким-либо психическим заболеваниям, то данная ситуация - превосходная почва для их развития. Кроме того, у лудомана уже практически потеряна способность к нормальной социализации: семья находится на грани развала, а игрок-сотрудник на грани увольнения с работы или отчисления из вуза. Многие проходят эту грань еще в азартном опьянении. Грань между второй и третьей стадиями аддиктивной зависимости от игры заключается в том, что игрок оправдывает свое пагубное пристрастие возможностью отыграться и раздать долги кредиторам.
Желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни. Крупье одного крупного казино вспоминал случай, когда от стресса и психоэмоционального истощения игрок умирал прямо в казино.
Последние несколько лет за психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающих игровой зависимостью и их близких.
В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно - чуть более 10 лет назад. В 1996 году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, по словам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологам обращаются отчаявшиеся родственники: "Дочь взяла кредит в 15 тысяч долларов и все проиграла, помогите!", "Сыну 45 лет, он проиграл 200 тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемы осознает, но не может удержаться, срывается и снова играет".
Эта тема считается мало разработанной. Ведутся споры о том, является ли лудомания заболеванием и к какой из отраслей медицины она принадлежит, большой психиатрии (сверхценные и бредовые идеи) или наркологии (аддиктивное расстройство).
В связи с этим возникает множество разных мнений на тему лечения, реабилитации и профилактики данной проблемы. Как известно любое мнение имеет право на жизнь. А некоторые методики доказали свою эффективность на практике. Мы же, постарались взять, все самое лучшее из имеющегося опыта, и попытались объединить это в одной программе. Именно этим обуславливается наличие в программе разнообразия терапевтических подходов и методик, а именно: гештальт- подход, когнитивно-поведенческие вмешательства, психоаналитическое видение ситуации, тренинговые составляющие, личный опыт зависимости и выздоровления сотрудников программы - психологов-консультантов, опыт и идеология 12-шаговых программ анонимных сообществ.
В СМИ появляется все больше статей и передач, посвященных этой проблеме. Большинство из них посвящены описанию ситуации, признакам компульсивной игры, классификации игроков.
Как правило, игроки приходят на консультацию под давлением тех последствий, к которым привела их игра. Крайне редко человек решает обратиться за помощью или хотя бы получить информацию, если нет долгов или не стоит угроза потери семьи. В подавляющем большинстве случаев дела игрока пришедшего на консультацию обстоят весьма печально, это долги (кредиты в банках, частные займы и т.д.), разрушенные семьи, потерянные отношения с друзьями и близкими и пр.
Складывается впечатление, что причин вызывающих игровую зависимость так же много, как и в случае с любой другой зависимостью (алкоголизм, наркомания).
Безусловно, на формирование зависимости влияют множество факторов социального, биологического, психологического и т.д. характера. С научной точки зрения понимание механизма возникновения зависимости, конечно, представляет собой весьма интересный вопрос и может играть ведущую роль в профилактической работе. Увы, для азартного игрока, оказавшегося среди "обломков своей жизни" этот вопрос имеет не много пользы. Поскольку даже если удастся найти и достоверно перечислить все причины, сыгравшие роль в формировании зависимости вообще или у конкретного человека, то, к сожалению, это знание не освобождает от проблемы и актуальность вопроса, что же с этим делать дальше? не становится меньше.
Поскольку основной задачей нашей работы является помочь игроку научиться не играть, то для нас представляются важными другие вопросы.
Например:
· Зачем человек играет?
· Какие из своих потребностей игрок пытается удовлетворить в игре?
· Кто на его взгляд руководит его жизнью?
· Как случилось, что в реальной жизни не осталось ничего кроме игры?
· Каким образом ему удается выстроить свою жизнь, так что единственным комфортным местом представляется игровое заведение?
· Зачем и каким образом человеку удается сделать себя несчастным?
В связи с этим одной из главных задач является возможность увидеть и исследовать, привычные паттерны поведения игрока с целью их изменения.
Одна из основных особенностей отличающих игроков от остальных зависимых это "жизнь в фантазийном мире".
С точки зрения стороннего наблюдателя поражает, как человеку удается поверить в чудо, при чем это происходит молниеносно и игрок только что намеревавшийся (возможно вполне искренне) погасить часть кредита (взятого на игру) уже идет в игровое заведение в полной уверенности, что именно сегодня ему повезет, и он не только погасит все долги, но и купит новую машину (квартиру, домик в курортном городке и т.д.). И так продолжается из раза в раз, а тем временем проблемы в реальной жизни нарастают лавинообразно и чем больше проблем, тем больше игрок убежден, что игра это "единственный способ решить их". Он надеется выиграть решить финансовые проблемы, купить близким все то, в чем те давно нуждаются и т.д. В конце концов, к тому времени, когда выигрыш все же случается, его не может хватить на все то что "запланировал" игрок и он продолжает игру. Рано или поздно даже игрок вынужден признать, что играет он не ради денег, а ради игры. Порой он может делать попытки бросить, но потом снова удивительным образом убедив себя, что именно сегодня… и круг повторяется.
Итак, одна из особенностей азартных игроков это жизнь в вымышленном фантазийном мире, который, безусловно, гораздо прекрасней этой "ужасной реальности".
Еще одной особенностью азартных игроков является изобретательность, с которой они находят деньги на игру, при чем суммы сильно превышают размеры долгов в случае любой другой зависимости.
Вне зависимости от внешних факторов, которые провоцируют это столкновение, невозможность справиться с внутренними проблемами, вызывает дискомфорт и человек начинает уходить от него в состояние азарта и мир фантазий. Игра становится для него своеобразной "анестезией от себя самого". Многие игроки отмечают ощущение "другого мира" за дверью игрового заведения, в котором есть ощущение безопасности и принятия. Фантазии и постоянная активность хороший способ не видеть и не чувствовать, ни собственных горестных переживаний, ни разрушения жизни как своей, так и близких. Кроме того, это способ очень быстро изменить свое состояние и от апатии перейти к возбуждению, от мыслей о проблемах в мир фантазий и т.д. Таким образом, можно назвать пристрастие к азартным играм своеобразным "творческим приспособлением", как к внутренней, так и к внешней реальности. Длительность периода, когда такой способ адаптации "помогает", зависит от особенностей личности игрока и часто от поведения близких. Рано, или поздно - объем неразрешенных проблем становится, настолько велик, что его невозможно не замечать и тогда человек либо ищет помощи, либо погибает.
К существенным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разных играх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно на деньги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом в лечении игровой зависимости выступает психотерапия. Акопов А. Ю. разработал психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС). Он основан на признании неоспоримыми некоторых психологических закономерностей.
1. Если человек в течение длительного периода (годы) многократно повторяет по собственной воле некие действия, значит это ему нравится, они доставляют ему удовольствие, комфортное состояние и даже эйфорию, азарт, кураж.
2. Игрок со сформированной зависимостью все богатство мира, различные источники жизненных, реальных радостей подменяет одним - азартной игрой.
3. При выходе из зависимости необходим переход от Подмены к Замене (наркотических удовольствий на другие, естественные радости). В этом стержень метода КАС.
Основные причины игры - желание играть, игровой азарт и высокая позитивная значимость игры, рождающая пристрастное отношение к игре. Основными направлениями при психотерапии игровой зависимости являются:
1. Подавление желания играть на осознанном и подсознательном уровнях.
2. Контроль поведения вне игры и в частности, недопущение нарастания азарта и других гедонистических внутренних состояний психофизического напряжения.
3. Изменение субъективного отношения к игре с пристрастно крайне желанного сначала на негативное, а потом и нейтрально-безразличное.
4. Коррекция всех ошибок логического мышления игрока, а именно:
o Ошибок желания. Они возникают из-за выраженного желания играть, субъективно-пристрастного отношения к игре и крайней значимости результата (выигрыша). Из-за этого происходит аберрация восприятия игры с возникновением неопределенных надежд (иллюзий игрока), которые нуждаются в жестком и полном развенчании.
o Ошибок познания, познавательной деятельности - когнитивных ошибок (типичная ошибка игрока, тактики подлавливания крупного выигрыша; иллюзия выбора).
o Ошибок веры - иррациональных убеждений (например, безусловной веры в свои способности, успехи, фарт, везение, удачу, счастливый случай).
5. Формирование твердого, четкого понимания невозможности конечного выигрыша для игрока с зависимостью.
6. Подавление навязчивого - компульсивного (неудержимого) характера игры с изменением поведения.
7. Осознание неэффективности всей игровой деятельности по всем критериям выбора принятия решения и по результату.
8. Выявление абсурдности, нелепости, бессмысленности азартной игры на деньги как целостной практической деятельности с переключением на другие виды деятельности, приносящие ранее зависимому человеку не меньше удовольствия, чем прежний игровой наркотик.
Это достигается путем:
1. Информирования, просвещения игрока.
2. Мощным эмоционально-энергетическим воздействием психотерапевта.
3. Психологического проигрывания ситуации из его игровой практики.
4. Изменением поведения игрока.
5. Экранированием, дистанцированием и исключением действия всех провоцирующих игру внешних и внутренних факторов.
6. Изменения когниции (познавательного мышления, направленности познания, познавательной активности).
7. Изменения мотивации игрока (необходимо лишить игру побудительно-энергетической подпитки) с формированием новых установок, потребностей, ценностей и целей.
8. Медикаментозной терапии.
9. Семейной и производственной психотерапии и реабилитации.
10. Подключения не психотерапевтических методов (аурикулярного микрочипового программирования интракраниальной транслокации, другой игровой деятельности, в частности использования коллективных спортивных игр).
Выше было упомянуто о фактах, провоцирующих игру. Вот они:
1. Внешняя провокация (реклама автоматов казино; сами автоматы, казино, встречающиеся на пути; внешне обусловленные ассоциации).
2. Конфликты, ссоры, неблагоприятная семейная и производственная ситуация.
3. Алкогольные эксцессы, алкоголизм.
4. Прием наркотиков.
5. Депрессия и другие патологические психофизиологические состояния.
6. Экзистенциальный (жизненный) вакуум как симптом абстиненции.
7. Усталость, большие нагрузки.
8. Память, в том числе ассоциальная (об игре, игровых эпизодах, выигрышах, выигрышных комбинациях, удовольствий от игры, своих внутренних состояниях азарта, куража, наслаждения).
9. Наличие свободного времени.
10. Минимальная начальная сумма денег, необходимая для того чтобы данный игрок зашел в зал казино.
Последние два фактора - ведущие.
Итак, в основе игровой деятельности лежит желание играть, присоединяющиеся по ходу игры азарт (увлеченность игрой) и меняющееся отношение к игре (повышение субъективной значимости ее). Это три причины игры. Контрапунктом игровой зависимости и ее лечения выступает контроль (своего игрового поведения, дозы игрового наркотика, времени игры, игровой ситуации и т.д.) и, прежде всего, контроль игрового импульса.
Здесь важны такие факторы:
1. Необходимость включения контроля до принятия решения об игре.
2. Учет постоянного желания играть на осознанном и бессознательном уровнях.
3. Понимание невозможности контроля над своим поведением после принятия решения об игре.
4. Устранение причин игры (осознанного желания играть; надвигающегося азарта; изменения субъективного отношения к игре).
5. Обнуление мотивов игры, т.е. побудительно-энергетических факторов ее (познавательного интереса; стремления к выигрышу; влияние проигрыша на отыгрыш; наличия долга; всех иллюзий игрока; внутренних гедонических состояний куража, азарта; влияния самого процесса игры на ее продолжение; памяти об игре; идеальных игровых эпизодах; компульсивно-навязчивого характера игры).
6. Устранение (по возможности) и блокирование внешних.
7. И внутренних провоцирующих игру факторов.
8. Контроль за принятием решения.
9. Фиксация признаков надвигающегося срыва: нарастания психоэмоционального напряжения, усиления фантазирования об игре, прекращения борьбы мотивов играть - не играть в пользу игры.
По нашему мнению, одним и наиболее удачных общих вариантов замены патологической игры являются коллективные спортивные игры, в частности, питербаскет.
Питербаскет и его разновидность - новая игра с мячом. Это и настольная игра, а также варианты игры для дошкольного возраста. Кроме того: ватерпитербаскет, айспитербаскет, питербаскетвалид, питербаскетпопули. Таким образом, имеем возможность реализовать идею всепродолжающейся игры с мячом от детского возраста до совершенства лет. От игры детской до олимпийской.
Питербаскет - спортивная игра с мячом, презентация которой состоялась в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта "Юбилейный" на 9-м международном турнире "Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова". Впервые правила питербаскета опубликованы в 2002 году. Играют на площадке, выполненной в виде круга диаметром 18 метров с тремя концентрическими окружностями, ограничивающими зоны 3 секунд (R-3м), двухочковых (R-6м) и трехочковых бросков (R-9м). В центре игровой площадки установлена стойка с закрепленными на ней щитами с корзинами в виде равностороннего треугольника. Участвуют по три игрока от каждой команды, играют три 15- минутных периода с 5-минутными перерывами. Каждая из команд имеет право забрасывать мяч в любую корзину.
Игра зрелищна, эмоциональна, что увеличивает ее привлекательность и вызывает азарт не только у игроков, но и у болельщиков. Первые соревнования по питербаскету состоялись в 2003 году в программе Всероссийской универсиады по летним видам спорта, среди студентов, обучающихся по специальности "Адаптивная физическая культура" (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая и инвалидов). Финал с участием 20 женских и 20 мужских команд - студентов различных регионов России - состоялся в Санкт-Петербурге с 26 по 28 ноября 2003 года на Большой спортивной арене Дворца спорта "Юбилейный". Отныне универсиада стала ежегодной. Питербаскет включен в ее программу.
В период проведения выставки INTER Спорт Ленэкспо 26-29.02.04 г. был проведен юношеский турнир по питербаскету на кубок "Наследие В.П. Кондрашина".
Питербаскет посвящен предстоящему 100-летию отечественного баскетбола (Петербург, 1906 г.), 30-летию победы на XX олимпийских играх (Мюнхен, 1972 г.) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.).
Новая игра с мячом и ее разновидности (питербаскет-валид, ватер-питербаскет, айс-питербаскет) взяты под опеку и патронаж Российской академии естественных наук (РАЕН), придавшей ей статус академической с правом проведения соревнований под флагом РАЕН. Игра и ее авторы награждены почетными медалями академии "За практический вклад в укрепление здоровья нации" (2003 г.). Питербаскет включен в программу участия РАЕН в ЭКСПО-2005 (Япония, г. Анчи). Питербаскет - лауреат "Золотой книги Отечества" (2004 г.). Федерация питербаскета Санкт-Петербурга участвует в организации турнира по питербаскету на кубок академика Несмеянова, посвященного памяти тренера по баскетболу Александра Константиновича Сухоносова (г. Нальчик, КБР, апрель 2004 г.). Федерация питербаскета принимает участие в подготовке к турниру по питербаскету, посвященному 70-летию кафедры спортивных игр Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург, май 2004 г.).
Простота правил игры, зрелищность, возможность многочисленно атаковать и добиваться желанных попаданий в ту или иную корзину превращают новую игру питербаскет в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки классической, претендующей на олимпийскую оптимальную коллективную спортивную игру.
Федерация питербаскета предлагает свои услуги по изготовлению площадок, по поставке оборудования и инвентаря, проведению мастер-классов и организации соревнований.
А в коллективных спортивных играх (в частности питербаскет) заложены большие возможности:
1. Создают ситуацию управляемого азарта (чего нет у зависимых).
2. Создают условия (это смысл спортивных игр) для коллективного взаимодействия (и, конечно, общения).
3. Позволяют диаметрально противоположным образом менять направленность, вектор поля сознания (всех устремлений, усилий, планов, целей, программ деятельности) с направления на себя (эгоцентризм, присущий многим старикам, больным, точнее, любой болезни, и азартным игрокам с зависимостью) на ориентацию, на коллективные действия, что и приводит к вынесению вектора своего поля сознания вовне, на других (людей, объекты, любую внешнюю деятельность) как противоположность прежней эгоцентрической направленности личности.
4. Коллективный характер спортивной игры создает эффекты группового психотерапевтического взаимодействия, аналогичные таковым при групповой психотерапии психотерапевтической группы. Это дает, в частности, возможность проследить динамку команды как психотерапевтической группы в процессе обучения (тренировок). То есть, при таком использовании игры команда выступает как психотерапевтическая группа, где корректируется индивидуальные негативные особенности каждого, а тренер - судья берет на себя функции психотерапевта.
5. Особенностью вовлечения в спортивные игры и инвалидов, и игроков с зависимостью от азартных игр на деньги является то, что замена и болезни и азартной игры на спортивную коллективную игру осуществляется в основном не путем информирования (то есть вербально), а через деятельность, т.е. это более глубокое, неформальное по сути, доходчивое, невербальное воздействие на психологию человека.
6. Спортивная игра формирует умение планировать свои действия, контролировать ход событий и динамическую ситуацию ("читать игру") и предвосхищать результат деятельности и своей, и команды в целом, что совершенствует процессы антиципации и прогнозирования.
7. Она формирует чувство ответственности за себя и всю команду через принятие важных, ответственных решений (например, в ситуации, когда игрок берет игру на себя).
8. Она дает уверенность в достижении успеха, и эта уверенность в успехе реальна, как и сама победа, в отличие от бесконечных иллюзий игрока в азартные игры на деньги. Особенности психологии отмеченные в трех предыдущих пунктах, являются слабыми местами, психологическими качествами у азартных игроков.
9. В спортивной игре тренируются механизмы принятия индивидуальных и коллективных решений (а именно совершенствуется их качество, быстрота и эффективность), а также - самоконтроля (контроля своего игрового поведения и коррекции неудачных решений), т.е. замыкания обратной связи результата и последующего витка поведения в единое рефлекторное кольцо совершенного, гармоничного действия.
10. Создаются навыки частной, коллективной игры с подавлением во многом своих мелких личных интересов (борьба с эгоизмом и индивидуализмом), то есть происходит вовлечение в процесс социализации через коммуникативную деятельность.
11. Коллективные спортивные игры (в частности обсуждаемых в частности питербаскета и его разновидностей) выступают не только методом, способом в структуре комплексного лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью, но и являют собою прямо противоположную модель и психологии, и принятия решения, и поведения таковым у азартного игрока.
Коллективная спортивная игра (в данном обсуждении - питербаскет и его разновидности) является не только эффективным методом (способом) лечения и реабилитации при игровой зависимости (по существу, деятельностным вариантом психотерапии в отличие от большинства ее вербальных методов), но и полным антиподом ее, идеальной моделью любого позитивного социального поведения вообще (алкоголизм, наркомания др.).
Метод когнитивно-поведенческой терапии - это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.
Чисто поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е., неуместного, не помогающего в данной ситуации, поведения. Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и как следствие угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему. Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.
Конгитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному. Например, увольнение с работы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел, потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого - это трагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать на этом месте. Когнитивные терапевты, считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.
Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления позволяет увеличить эффективность терапии.
В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать с огромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.
Главным условием, впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, - это желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом.
Метод созданный американским психотерапевтом Ф. С. Перлcом. В отличие от традиционных подходов, где все усилия направлены на поиск причин болезненного состояния в прошлом пациента, гештальт терапевт обращает внимание на настоящее (непосредственные переживания, выражающиеся в мыслях, чувствах и реакциях тела "движения"). Такое отражение объективной реальности дает возможность клиенту получать наиболее полную информацию о себе на данный момент и восстановить активное внимание к своим душевным переживаниям - что в гештальт терапии называется осознанностью. Осознанность помогает человеку увидеть препятствие на пути к равновесию с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения этой гармонии нужно уметь прислушиваться к своим потребностям и не мешать их реализации - это путь гармоничной и здоровой личности.
Больным согласно данному подходу является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающейся от реализации своего "Я", направляющий все усилия на реализацию ложной концепции, создаваемой для него другими людьми (чаще всего близкими).
Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
Различают следующие механизмы нарушения процесса саморегуляции:
1. Интроекция - человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образы поведения других людей, которые, вступая в противоречия с собственным опытом, не присваиваются его личности. Этот не присвоенный опыт - интроекции - является чужим для человека частью его личности. Наиболее ранними интроентами являются родительские подчинения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления.
2. Проекция - прямая противоположность интроекции, при которой человек не видит присущих ему качеств, поскольку они не соответствуют его представлению о себе.
3. Ретрофлексия - "поворот на себя"- наблюдаются в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены. Тогда энергия, предназначенная для их удовлетворения, направляется на себя. Как правило, такое часто случается с агрессивными чувствами.
4. Дефлексия - уклонение от реального контакта с другими людьми проблемами и ситуациями. Выражается в форме сплетен, болтливости, шутовства, тенденции к сглаживанию конфликтной ситуации.
5. Конфлюенция или слияние выражается в стирание границ между "Я" клиента и окружающими людьми, такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Характерно употребление местоимения "МЫ" вместо "Я".
Описанные выше варианты нарушений представляют собой защиту, при которой человек отказывается от своего подлинного "Я", в результате личность перестает быть, целостной разделяется на фрагменты, отдельные части.
Гештальтпсихотерапия способствует раскрытию своей истинной индивидуальности своего подлинного "Я".
Сам феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения рук священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу. Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.
Термин "hypnos" был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает "сон". Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.
Впервые феномен гипноза был описан Францем Антоном Мейсмером, которые объяснял явления, происходящие в гипнозе - "животным магнетизмом", который он считал аналогом физического магнетизма. И хотя в последующем его взгляды были опровергнуты и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.
Внушение, или суггестия, - это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
Сам по себе гипноз не является терапией. Он представляет собой вспомогательную технику, которая должна применяться в рамках существующей терапии там, где это благоприятно. Так, врачи различных специальностей могут прибегать к гипнозу для контроля над болью, для облегчения депрессии, тревоги и других психологических расстройств.
Производство игровых автоматов имеет невысокую стоимость и была быстро освоена многочисленными фирмами отечественных производителей в огромном количестве. Владельцы игровых автоматов имеют сверхприбыли и при этом совершенно не заботятся о судьбе жертв своего бизнеса, бизнеса на здоровье своих соотечественников. Не последнюю роль играет влияние западного образа жизни, где имеет место поклонение золотому тельцу.
Конечно, человеку свойственно желание иметь всё и сразу и не является патологией, но лишь до определённого предела, пока желание под контролем. Много умных людей со здравым образом мышления попадают в зависимость от игровых автоматов. К этому подталкивает и отсутствие моральных ценностей, низкий уровень духовности в современной России, где можно видеть огромные рекламные щиты призывающие брать от жизни всё. Никому и в голову не приходит дать ей, хотя бы что-то. То есть осознанно или нет, но формируется потребительское мышление. А это уже эгоизм, последствия которого могут быть печальными.
Игровые автоматы многими воспринимаются как невинное развлечение, один из способов развлечься и отдохнуть, но до определенного уровня. Ведь апофеозом игры являются деньги, вернее "легкие" деньги. Люди, имеющие предрасположенность к азартным играм, как правило, молодые, могут попасть в зависимость от игровых автоматов, а на самом деле от денег.
При этом они могу плавно проходить по этапам зависимости от игровых автоматов. В начале человек изредка посещает игровые автоматы, делает небольшие ставки, а выигрывая, спокойно уходит, осознавая минимальную вероятность повторного выигрыша.
Проигрыш отталкивает от частых посещений. Большинство людей останавливаются на этом этапе. Но природа не терпит однообразия. Некоторые идут дальше и начинают играть чаще и дольше, но желание еще не перешло в привычку и прекращение игры не представляет трудности. То есть человек еще управляет лошадьми.
Но постепенно человек замечает, что ему иногда трудно остановиться, он начинает заводиться, нервничать при проигрыше, а при выигрыше забрасывает всю сумму обратно в автомат. С каждым проигрышем растет иллюзия близкой удачи, появляется свои системы комбинации чисел, суеверия и ритуалы. Трепетное ожидание желанного выигрыша и есть первый звонок к болезни. Если желания становятся заметными и их трудно преодолевать, то возможно лечение игровой зависимости стало актуальным.
Известный писатель С.Н. Лазарев в популярной серии книг Диагностика кармы описывает свой опыт по избавлению от игровой зависимости. Будучи в Лас-Вегасе и посещая казино, стал чувствовать сильнейшую привязанность к игре, вплоть до её окончания. Придя в зал на следующий день, решил поступить следующим образом, как бы ни складывалась игра, в заранее выбранное время (скажем, через сорок минут) встать и выйти из зала. Вначале сделать это писателю было весьма трудно, однако с каждым разом все легче вплоть до полного безразличия.
Как объясняет автор играть на деньги можно, но при этом от них не зависеть. Причиной бед являются не деньги (они лишь бумага), а отношением к ним человека. Если попал к ним в зависимость, то, сколько бы их у тебя не было, будешь у них рабом. Далее автор пишет, как один из тамошних крупьё пооткровенничал с ним и сказал, что самыми "опасными" в его работе являются состоятельные пенсионеры. Они совершенно не заинтересованы в выигрыше, для них это просто приятное времяпрепровождение, но при этом они чаще других выигрывают.
На следующем этапе сила игровой зависимости столь велика, что как говориться, лошади пошли вразнос. Желание постоянно играть заслоняет жизнь. Тот случай, где уже нет места здравому смыслу. Такой человек, если и не играет, то мысленно он обдумывает варианты игры и, при этом фантазируя о выигрыше. Он живет игрой, не замечая своей личностной деградации, роста денежного долга, семейных проблем и потери друзей. При такой зависимости от игровых автоматов можно говорить и о потере социального статуса данного человека.
Основной причиной распространения зависимости от игровых автоматов является не желание и невозможность общества противостоять засилью "одноруких бандитов". Хотя предпринимались неоднократные действия в городах России, направленные на выведение данных автоматов из помещений кафе и магазинов и выделение им отдельных помещений, эти полумеры не принесли пользы.
В результате количество автоматов и отведенных под них площадей заметно возросло, проблему спрятали в тень специальных игровых залов, оборудованных с учетом изоляции игрока от окружающей среды. А ведь проблема не новая, и за рубежом уже давно известны многие способы ее решения.
Достаточно вспомнить истории с возникновением таких центров развлечения, как Лас-Вегас и Монте-Карло, вынесенных подальше от плотно заселенных районов. Однако игровой бизнес далек от морали, ведь доход только от одного игрового автомата может составлять сотни тысяч рублей в сутки.
Пока приходится констатировать, что в России эта социальная проблема решается отдельными частными клиниками с конкретными пострадавшими за немалый счет самих пострадавших или их родителей. К месту вспомнить пословицу: спасение утопающих дело рук самих утопающих. А ведь причина зависимости от игровых автоматов, равно как и аналогичных, лежит в несовершенстве общественного механизма.
Лечение игровой зависимости должно исходить из специфики заболевания. Поскольку причиной заболевания является слабая психика, искаженное мировоззрение, то и лечение нужно осуществлять психологическое.
В наиболее тяжелых случаях происходят изменения в коре головного мозга вследствие выработки организмом гормонов и эндорфинов (наркотических веществ), которые способствуют быстрому истощению всей нервной системы. В силу этого проводится параллель между игровой зависимостью и наркоманией. Поскольку не следует забывать, что человек является и духовным и физическим одновременно и направленность лечения должна быть соответствующей.
В лечении и реабилитации зависимости от игровых автоматов можно выделить три уровня. На первом необходимо торможение и подавление очагов игровой зависимости с помощью соответствующих фармакологических средств. Второй уровень проводится психотерапевтом с целью убедить пациента в пагубности его болезни, вреде для него самого как личности и окружающих.
Задача психотерапевта дать необходимые советы и рекомендации с целью изменить сознание человека попавшего в зависимость от игровых автоматов, переориентировать его мировоззрение в сторону высоких идеалов. Ведь немалая часть их это молодые люди, которым можно подсказать заняться интересным, творческим делом, спортом и таким образом отвлечься от пагубного пристрастия. При этом важно и участливое, доброжелательное отношение членов семьи и друзей. Не секрет, сколько терпения нужно приложить, чтобы помочь любимому чаду, но что в жизни дается легко.
Третий уровень лечения игровой зависимости заключается в желании самого пациента исцелиться. Это самый надежный и эффективный способ изменить себя, свое отношение к жизни. Победа над своими слабостями дается всегда трудно, но и потому ценнее. Очень важно то, что такие люди часто активно помогают попавшим в беду собратьям, принимают активное участие в реабилитационных центрах, клубах по интересам. Объединяясь, таким образом, и способствуя оздоровлению всего общества в целом можно было бы надеяться на банкротство этой непроизводительной сферы бизнеса.
Отдельно можно выделить важность духовного оздоровления человека под влиянием Христианской Православной Церкви. В православных храмах постоянно проводятся службы, конкретно направленные на исцеление и от игровой зависимости в частности. Человек, стремящийся отдавать больше, чем брать и имеющий благородные цели едва ли может оказаться клиентом психотерапевта.
Зависимость от компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и различных научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры. Заодно посмотрели, чем эта зависимость иногда кончается - а кончается она плохо, и потому нуждается как минимум в научном присмотре. Что же такое эта "компьютерная игровая зависимость" и в чем она проявляется?
Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями - ибо они пока еще не "виртуальны". Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением.
Самые популярные игры среди зависимых людей - это ролевые онлайновые игры, в которых за каждым персонажем стоит реальный человек. Вместе они создают особенное игровое сообщество, живущее по своим правилам, имеющее свою культуру и знаменитостей. Становясь частью всего этого, окунувшись в волшебный сказочный мир, в котором возможно практически все, человек - особенно не реализовавшийся до конца в повседневности - больше не хочет жить обычной жизнью, где нет места "великим подвигам и волнующим приключениям". Со временем он теряет связи с реальным миром - контакты с друзьями и близкими сводятся на нет, прежние хобби и увлечения отходят в прошлое, игра становится единственным интересом и темой разговора. Общаться с таким человеком, если вы не играете в ту же самую игру, практически невозможно. Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванными несколькими сутками непрерывной игры.
Существует распространенное мнение, что для избавления от игровой зависимости достаточно отобрать у геймера любимую игру, компьютер или доступ к Интернету, после чего он вылечится и станет нормальным человеком. К сожалению, это не совсем так - или даже часто совсем не так. Психологическая зависимость от компьютерной игры - весьма серьезная проблема и от нее невозможно избавиться, просто "перекрыв доступ" к игрушке. Наоборот, таким образом можно только усугубить ситуацию, довести человека до отчаяния и стресса - ибо фактически мы вырываем человека из его привычной "среды обитания". В ряде случаев такие попытки заканчиваются совсем трагично - например, недавно американский подросток застрелил мать и ранил отца за то, что те спрятали от него диск с любимой игрой.
В ряде стран, особенно азиатских (например, в Китае и Корее), компьютерная зависимость считается серьезнейшим заболеванием, требующим длительного лечения. Эта проблема взята под контроль государства, которое финансирует строительство специальных реабилитационных центров для больных людей.
При тяжелых формах игровой зависимости могут помочь лишь профессиональная работа специалистов различных областей медицины и использование различных лекарственных препаратов. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная работа с пациентом, которую проводят психологи.
Как уже говорилось, основным методом лечения игровой зависимости является психотерапия, поскольку ее целью является устранение психологического конфликта, который почти всегда и есть причина болезни. Самые лучшие результаты лечения достигаются с больными, которые сами хотят избавиться от зависимости (навязанное лечение, которое практикуется в ряде стран по аналогии с "принудлечением" от наркомании, не всегда дает положительный эффект). Целью сеансов является осознание геймером своей патологической привязанности и причин нарушения связей с обществом, после чего их можно пытаться восстановить. В особо тяжелых случаях для лечения используется гипноз.
Проблемой в данном случае является нежелание большинства геймеров лечиться. Многие просто не видят в своем увлечении проблемы или настаивают на своем праве "сходить с ума" как они пожелают. Те же, кто, может, и согласны изменить свой образ жизни, зачастую категорически не хотят связываться со специалистами, чей профиль начинается с приставки "психо". Ибо в современном обществе и в глазах государства общение с такими врачами сразу превращает человека во "второй сорт", которому становится что-то недоступно - в силу косности общества или даже по закону. Россия, к сожалению, также относится к странам, где от слова "психо" стараются держаться подальше - хотя бы из-за опыта "карательной психиатрии".
Однако избавиться от игровой зависимости можно и на ранней стадии без особо крупных усилий, а то и вовсе не допустить ее - это гораздо проще и безопаснее, нежели пользоваться услугами врачей. Если говорить о детях, то сами родители в состоянии оградить своего ребенка от этой болезни. Для этого необходимо уделять малышу как можно больше внимания, приобщать к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Если же ребенок предпочитает отстреливать виртуальных монстров, вместо того чтобы заниматься вязанием или плаваньем, не сердитесь на него и ни в коем случае не запрещайте играть. Запреты здесь действуют не во благо, лишь усугубляя желание ребенка окунуться в "запретный" компьютерный мир. Имеет смысл ограничить доступ к играм с насилием и жестокостью, а вместо этого предложить "компьютерную альтернативу" - поучительные игрушки, расширяющие кругозор. Необходимо помочь ребенку с самого начала усвоить, что есть игра и есть реальность, что несмотря на интересный виртуальный мир, существуют еще настоящие друзья и увлечения. Постарайтесь занять его чем-то еще, кроме компьютера. Не нравятся шахматы и гимнастика? Отведите его на танцы или рисование, что-нибудь ребенку обязательно придется по вкусу, и он станет меньше времени проводить за компьютером. В любом случае ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат. Тогда у него будет меньше поводов отдалиться от вас, "зависнув" в виртуальной реальности.
Кроме универсальных средств - понимания и заботы - в реабилитации и лечении игровой зависимости помогают растительные средства, снижающие возбудимость нервной системы и положительно влияющие на работу головного мозга. Врачи рекомендуют экстракт женьшеня, препараты родиолы розовой, душицы и еще целый ряд травок, известных со времен прабабушек. Также необходим витаминный комплекс. Конкретно для людей, проводящих длительное время за компьютером, полезны препараты с витаминами А, Е и селеном.
В любом случае, лучшим способом преодолеть игровую зависимость является желание самого геймера начать "настоящую" жизнь. Если человек захочет избавиться от пристрастия к компьютеру и сам ограничит себе доступ к нему, не понадобятся ни советы, ни лекарства, ни помощь психологов.
Мир, в котором живет человек, сложен и противоречив. Современные темпы жизни настолько высоки, что от человека постоянно требуется быстрота реакции, гибкость поведения, спонтанность мышления и поступков. Ценности свободы и творчества предполагают готовность человека нести ответственность за свой выбор, в противном случае у него возникают внутренние проблемы. Отсутствие чувства определенности, устойчивости и уверенности в себе приводит человека к поиску специфических средств психологической защиты, с помощью которых можно достичь хотя бы псевдоощущения определенности, предсказуемости и устойчивости. Одним из наиболее мощных способов псевдоприспособления человека к сложным условиям существования выступает зависимое поведение.
Проблема игромании во многом является не столько психологической, сколько социальной проблемой. По сути, любая зависимость является формой рабства - психологического. Конечно, можно утверждать, что на общую распространенность игромании в стране влияет ее экономическое развитие, т. е. именно безысходность человека заставляет сесть его за игровой автомат. Но ведь известно огромное количество случаев, когда жертвами этой пагубной привычки становились очень состоятельные люди.
Основными причинами игромании являются:
-Чувство одиночества.
В этом случае яркая, веселая атмосфера способствует уходу человека из реального мира.
- Чувство неудовлетворенности.
Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается самовыразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальности.
- Чувство легкой наживы.
Получив один раз выигрыш и ощутив приток адреналина от обладания легко доставшимися деньгами, человек пытается еще раз повторить свой успех. И даже грустный вид проигравшего не сможет заставить человека отказаться от игры.
- Игромания является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, пристрастие к наркотикам, алкоголю. также необходимо помнить, что такие люди стремятся к легкой наживе и верят в возможность ее достижения.
- Психические расстройства разной степени.
Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств, также подвержены такому заболеванию, как игровая зависимость.
Конечно, в современном мире все осведомлены о негативных последствиях любого рода зависимостей, однако человеческая природа такова, что ему все хочется испробовать самому.
Психологи утверждают, что погружаясь в мир игры, человек уходит от реальности в свой собственный иллюзорный мир, в котором реальные чувства подменяются псевдоощущениями, реальные поступки - псевдоподвигами и т. д.
К сожалению, еще не найден метод лечения людей, больных игроманией. Общепринятым является лишь мнение, что человек должен осознать свою зависимость и сам захотеть избавиться от нее.
Литература общего содержания
1. Выготский Л.С. Психология.- М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
2. Джонстон Д. Психология / Пер. с англ. Л.М.Птицына.- М: АСТ, 2004.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для вузов.- СПб: Питер, 2005.
4. Першина Л.А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов.- М.: Академ. Проект, 2004.
5. Петровский А.В. Психология: Учеб. для вузов / Под ред. М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., стереотип.- М: Академия, 2001.
6. Полянцева О.И. Психология: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Аванесьянца, Б.В. Кабарухина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Питер, 2002.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры.- 2-е изд.- М.: Гуманит. изд-ский центр ВЛАДОС, 1999.
Периодические издания
9. Лозгачева Е.А. Игровая зависимость: особенности и социальные последствия // Мониторинг общественного мнения.- 2008.- № 3.- С. 133.
10. Репрянцева Е.А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2007.- № 4.- С. 173.
Интернет-ресурсы
11. Акопов А.Ю., Несмеянов А.А. Лечение и реабилитация игроков с психологической зависимостью от азартной игры другой игровой деятельностью // http://www.piterbasket.com/public3.shtml
14. Игровая зависимость и её стадии // http://switching.ru/rs/player.html
16. Игромания - игровая зависимость // http://www.zavisimosti.net/ludus.htm
18. Юсуфи А. Игровая зависимость - пути преодоления // http://www.f-dv.ru/index.php?p=5&aid=4
курсовая работа по психологии на тему "Технология реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью" Пенза, 2010 содержание Введение 1. Игровая зависимость: основные по
Девиантное поведение как проблема социальной работы
Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка
Теория личности З. Фрейда
Сучасна психологія
Удовлетворенность жизнью в старости
Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе
Індивідуальні особливості уваги та їх урахування у навчальній та виховній роботі
Дослідження проблеми сприйняття
Имидж как социально-психологический феномен
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.