База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Теневая экономика — Экономика

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теневая экономика: понятие, сущность, механизмы действия

1.1 Теневая деятельность – особый экономический институт общества

1.2 Особенности теневой экономики в России

1.3 Понятие и особенности экономической преступности, оценка ее состояния и криминологическая характеристика

1.4 Механизмы «теневой» экономики

Глава 2. Проявление теневой экономики в России

2.1 Анализ теневой экономики

2.2 Статистические измерения

2.3 Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем

2.4 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные фонды

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

Теневая экономика – одна из самых интересных и загадочных сфер экономики, но в тоже время, тормозящих развитие общества и государства в целом, поэтому я решила выбрать эту тему для своей курсовой работы, чтобы найти хотя бы часть ответов на интересующие меня вопросы. Ведь не просто же так почти 25% от ВВП России уходит в неизвестные направления вкладывается в сомнительное производство, или, что страшнее, в оружие и наркотики.

Цель курсовой работы – выявление сущности теневой экономики России, ее специфики и трудностей в преодолении.

Для достижения заданной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;

2) проследить проявление теневой экономики в России на конкретном примере;

3) разобрать некоторые формы проявления теневой экономики.

Я использовала описательный метод исследования.

Объектом исследования является теневая экономика как проявление нелегальной деятельности в стране.

Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов – более 25 % ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.


Глава 1. Теневая экономика: понятие, сущность, структура

 

1.1  Теневая деятельность – особый экономический институт общества

Переход к рынку в России сопровождался рядом негативных явлений и процессов, в частности, огромными масштабам теневой деятельности, влияние которой постоянно усиливается. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет, поскольку практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной.

Влияние теневой экономики на экономический рост неоднозначно. хотя, акцент обычно делается на негативные стороны этого явления, значительно число исследователей вынуждены признать, что при определенных условиях она позитивно влияет на экономику. Поэтому анализ взаимосвязи теневой экономики и экономического роста – актуальная научная проблема.

Важная причина недостаточной изученности теневой экономики, ее структуры и степени влияния на хозяйственную деятельность – отсутствие однозначной трактовки самого термина.

В зарубежной экономической и социологической литературе нет не только единого термина, но и однозначного понимания самого феномена: для этого явления используются названия «неофициальная», «подпольная» и «скрытая» экономика (англоязычные авторы); «подземная», «неформальная» (французские авторы); «теневая» (немецкие издания). В России ее именуют «неформальная», «подпольная», «серая» и т.д.

Нередко исследователи теневой экономики при ее анализе основываются на интуиции, избегая четкого определения предмета или «подгоняя» определения под собственные примеры. Даже предпринимая попытку системного подхода, специалисты предупреждают, что тяжело дать формальное определение, и обращаются к некоторым примерам в целях иллюстрации масштабов неформальной экономики. Но именно интуитивный подход является главной причиной разногласий среди исследователей. Очевидно, что необходимо четкое и всеобъемлющее определение теневой экономики.[1]

Существует несколько концепций в стандарте СНС-93 (система национальных счетов редакции 1993 года.), основная из которых - производственная. В целях достижения полноты оценок ВВП дается определение двух фундаментальных границ:

1. Общая производственная – это граница между той деятельностью, которая считается производственной в экономическом смысле, и той, которая таковой не считается.

2. Производственная – это граница вокруг экономического производства, которое должно учитываться в национальных счетах.

Общая производственная граница проводит черту между экономическим и неэкономическим производством. Экономическое производство включает в себя любую контролируемую человеком деятельность, результаты которой могут быть подвержены обмену.

Производственная граница имеет более узкий характер по отношению к общепроизводственной границе и, как правило, исключает производственную деятельность домохозяйств. Производство домохозяйствами любых видов услуг находится за пределами производственной границы, кроме предоставления жилья в аренду его собственниками, а так же платных услуг.

В стандарте производственная граница описывает пределы экономической деятельности, которая должна учитываться в оценках ВВП. Но не все виды деятельности могут быть измерены и учтены прямым способом из-за недостатка базовых данных. Это определяется наличием теневой экономики.

Стандарт определяет подпольную деятельность как производственную в экономическом смысле, но умышленно скрываемую от государства в целях:

- избегания уплаты налогов на прибыль, НДС и др.;

- избегания уплаты социальных платежей;

- уклонение от соблюдения определенных требований или стандартов (требования к минимальной заработной плате, максимальной продолжительности рабочей недели, безопасности рабочего места и т.д.);

- уклонение от определенных административных процедур, таких как предоставление статистической отчетности и др.

Незаконная деятельность подразделяется на две категории:

1) производство товаров и услуг, запрещенных законом ( это относится к их продаже и непосредственному владению), например, производство и распространение наркотиков.

2) производственная деятельность, которая становится незаконной лишь в случае ее исполнения производителем, не обладающим для этого необходимыми правами (нелицензированное оказание медицинских услуг).

Граница между подпольным и незаконным производством достаточно размыта. Базовое правило разделения таково: подпольная деятельность ассоциируется с нарушением административных процедур, в то время как незаконная деятельность носит криминальный характер.

Предприятия неформального сектора как подсектора домохозяйств, состоящий из экономических единиц, занятых в производстве товаров и услуг с целью создания занятости и получения доходов, функционируют на низком организационном уровне и в малых масштабах. В отличие незаконного производства, большая часть деятельности неформального сектора заключается в предложение товаров и услуг, производство и распространение которых легальны.

Итак, в свете сказанного теневую экономику можно определить как состояние самоорганизующейся систему, при котором она развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

1.2 Особенности теневой экономики в России

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от ВВП. В развивающихся странах эта доля выше. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии 18%, в Украине 50%.

Теневая деятельность в России в ходе рыночных трансформаций, не сопровождавшихся адекватными институциональными преобразованиями, в условиях быстротечной либерализации хозяйственной деятельности, глубокого спада производства, стала быстро распространяться в самых различных формах. Если в 1973 году в СССР доля теневого сектора равнялась примерно 3% ВВП, в 1990-1991 году – 10-11%, то в 1993 году она составила 27% от ВВП. По данным Росстата, сейчас масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22-25%, по оценкам Федеральной службы безопасности РФ – 40% от ВВП. Здесь следует заметить, что показатель 40-50% являются критическим.[2]

Теневая экономика России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам Росстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в системе плановых услуг этот показатель превышает 63%.

По своей экономической сути сфера обслуживания всегда оставалась отраслью, где в большей степени действовали рыночные механизмы и регуляторы, так как производство и реализация продуктов труда связаны напрямую.

Сегодня объемы реализации бытовых услуг населению в рамках теневой экономики составляют примерно 60% от объемов, констатируемых официальной статистикой, особенно в сфере ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств. Это – классический вариант подпольной экономики, когда заказы оплачиваются без оформления квитанций и кассовых чеков, т.е. предприятие не желает декларировать часть или весь свой доход в целях избегания прямого или косвенного налогообложения.

Существует много направлений развития теневой экономики в сфере бытового обслуживания населения.

Так, например, при пошиве швейных и вязке трикотажных изделий завышается количество ткани при раскрое на единицу изделия из-за отсутствия строгого контроля за нормами расхода сырья и материалов.

Такое направление теневой экономики, как завышение затрат на оказание услуги посредством приписок или формирования дополнительной ресурсной и трудовой базы в себестоимости оказанной услуги, тоже очень распространено. В состав услуги включаются неосуществляемые фактически работы, предусмотренные, но не прописанные виды экономии (электричества, ткани и т.д.).

Например, при ремонте и строительстве жилья населению основная доля теневого сектора формируется за счет использования «черной2 рабочей силы. В данном случае, наряду с прочими налогами и отчислениями не попадает в бюджет большая сумма подоходного налога.

Это – лишь небольшие практические примеры. Теневая экономика многолика: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции, поиск дополнительных заработков, обналичивание, коррупция и т.д.

Теневые процессы не отражены в статистике, поскольку нет официальных отчетов, которые комитет по статистике РФ получает от предприятий страны, нет финансовых следов в виде уплаты налогов, нет и психологических реакций людей в виде забастовок, пикетов и демонстраций. Теневая экономика находится вне информационной доступности, для общества ее как бы нет, но в то же время является весомым элементом существующей экономической системы страны.

В заключение можно сказать, что введение в научный оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследований в данной сфере, выработка методов оценки масштабов теневой экономики имеют большое значение для понимания современного состояния экономики и перспектив ее развития.

 

1.3 Понятия и особенности экономической преступности, оценка ее состояния и криминологическая характеристика

Являясь наукой эмпирической, криминология опирается на практический опыт, накопленный в сфере экономики и области борьбы с экономическими преступлениями, и ориентируется в данном случае на «смежное» научное познание. Феномен же экономической преступности она рассматривает с собственной точки зрения.

Исследуя преступность, криминология проникает во все сферы жизни и деятельности граждан, государства и общества. Проникает она и в сферу экономических отношений, выявляя здесь реальности и стараясь влиять на них. При этом имеются в виду не только мотивация, но и корыстная криминальная деятельность в области экономики, но и насильственные преступления.[3] В целом вся эта сфера может быть представлена как криминальная экономика.

Существует тесная связь между понятиями «криминальная экономика», «экономическая преступность» и «теневая экономика», а так же существует связь всех этих понятий с тремя этими понятиями: профессиональной, рецидивной, и вооруженной, где центральным звеном является криминальный профессионализм. [4]

Конечно, все это проникает в организованную преступность, коррупцию и даже терроризм. Основу же этого всего составляет криминальная экономика. В литературе отмечено, что доходы и сверхдоходы от экономических преступлений нередко направляются на развитие терроризма; экономическая преступность – материальная база терроризма.

Особую роль здесь играет и коррупция.[5] Это круг переплетаемых друг с другом проблем: организованная преступность и теневая экономика; криминальный профессионализм и экономическая преступность, вооруженная преступность и терроризм, коррупция и криминальная экономика.

Экономические преступления как единичные факты и экономическую преступность как массовое явление криминология рассматривает как феномены, которые невозможно наблюдать воочию, а посему она составляет о них представление по другим данным (статистика, материалы конкретных исследований, анализ документов и т.д.), доступным для наблюдения. Ни за какими преступлениями, а тем более экономическими, являющимися тайными, нельзя наблюдать непосредственно. Преступники делают все для того, чтобы посторонние лица не стали свидетелями содеянного. И недостаточно просто установить преступление, «материал» нужно еще подвергнуть проверке.

На повестке дня стоит вопрос о проведении комплексных исследований криминальных экономических процессов. Для криминологии это особенно актуально. В этой области необходимы широкие обобщения, которые раскрывали бы характер и содержание связей между экономической преступностью и другими социальными явлениями, не просто констатировали, но и объясняли бы современное состояние этой преступности, ее распространенность и территориальные особенности, динамику, структуру и тенденции, а, следовательно, давали бы надежную научную основу для осуществления соответствующей профилактической работы.

Проведение экономической реформы в России привело к ухудшению криминогенной обстановки, широкомасштабной криминализации экономики. С усложнением хозяйственного механизма при введении рыночной экономики появились новые факторы, активно используемые преступниками в своей деятельности. А в борьбе с теневой экономикой государство не наступает, а стоит в обороне. Масштабы «теневой экономики» не позволяют сегодня говорить о каких-нибудь успехах в борьбе с экономической преступностью.[6]

Проникновение преступлений в сферу экономики получило такое развитие, что вряд ли здесь найдется «незаполненное» место. Экономика стала криминальной. В эту сферу переместились такие казалось бы, надежные, защищаемые направления экономической деятельности, как банковские системы, раздел и передел собственности, финансовые потоки и т.д. актуальными стали проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере приватизации, банковскими хищениями, незаконным получением кредита и злостного уклонения от погашения кредитной задолженности, отмыванием доходов, получаемых преступным путем, незаконной предпринимательской деятельностью, противоправными сделками относительно недвижимого имущества.[7]

Со всем этим тесно связаны экономическая организованная преступность, коррупция и другие криминальные явления.[8] Здесь множество самых различных направлений, которые укладываются в сферу экономики, криминализуя ее. Вообще можно говорить о криминальных отношениях в области собственности, в отношениях в области экономической деятельности. А в целом – это криминальная экономика.

Итак, криминальная экономика очень близка по смыслу с теневой экономикой. Она охватывает собой все преступные проявления экономического характера. Экономическая преступность может проникать даже в надежные, защищаемые направления экономической деятельности, что говорит о слабой организации борьбы с экономической преступностью и глубоких корнях самой теневой экономики, проросших в хозяйственную деятельность России.

 

1.4 Механизмы «теневой экономики»

Теневой сектор использует в своей деятельности следующие механизмы:

1. Сокрытие части выручки оборотов финансово-хозяйственной деятельности. Цель – снижение налогооблагаемой базы, что приводит к уменьшению налоговых платежей. Механизмом сокрытия служит двойная бухгалтерия (официальная и неофициальная) и фирмы – однодневки.

2. Создание теневого запаса оборотных средств. Руководители и работники крупных производственных предприятий производят его за счет «экономии» с целью получения дополнительного личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов:

·      Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;

·      Находится фирма, которая по фиктивным документам отписывает поставку «экономии», но уже в материальном выражении;

·      Происходит оплата поставки и «оприходование» сырья или продукции, уже находящейся на предприятии;

·      Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами – работниками предприятия (производит «откат»).

3. Теневое обналичивание денежных средств. Для проведения теневых платежей предприятию необходимы неофициальные денежные средства. Сложившийся сектор теневой экономики по превращению официальных денежных средств в неофициальные – «обналичка» - делает это следующим образом:

·     Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги;

·     Фирма по «обналичке» выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается);

·     Предприятие приходует «полученный» товар и списывает продукцию на производственно-хозяйственную деятельность.

Предприятие может выйти напрямую на фирму, занимающуюся обналичиванием, и тогда за услугу платят до 2% (в 2007 году наметилась тенденция увеличения). При данной схеме повышается риск обнаружения теневых операций, так как предприятие контактирует с фирмой-однодневкой и ее работниками. Так же предприятие может найти фирму-посредника, которая берет на себя прямой контакт с фирмой по «обналичке» при работе с документами и теневыми наличными деньгами. В этом случае процент за услугу составляет до 10%.

4. Теневая деятельности при проведении тендеров и конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений или крупных акционерных обществ с целью борьбы с коррупцией. По мнению авторов идеи, при участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес:

·  Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты;

·  Фирма-фаворит «выигрывает» тендер, и происходит выплата «отката» чиновникам.

Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.


Глава 2. Проявление теневой экономики в России

 

2.1 Анализ теневой экономики

Сложность и противоречивость теневой экономики переносится на сферу ее познания, применительно к которой можно говорить о существовании трех институциональных «ловушек», связанных с изучением, оценкой и прогнозированием, а так же выявлением теневых процессов и отношений.[9] Их исследование позволяет раскрыть причины отсутствия согласованности в научных трактовках и классификациях теневой экономики, широчайшего разброса оценок и прогнозов ее доли в ВВП, невозможности полного и объективного освещения теневой части хозяйства.

Теоретико-методологическая «ловушка». Это самопроизводящийся компромисс институциональных интересов исследователей теневой экономики, выражающийся в поддержании относительной неопределенности категориального аппарата.

Неоклассический анализ теневых отношений при всей оригинальности получаемых результатов страдает из-за глубоких методологических противоречий. Речь идет, прежде всего, о концепции методологического индивидуализма.

Закономерно, что институциональный анализ теневой экономики относится к наиболее актуальным и практически востребованным направлениям исследований в экономической науке в России. Работы его представителей посвящены эмпирическому освещению и теоретическому описанию таких явлений, как коррупция, «силовое» предпринимательств, организованная преступность, наркобизнес, бартер, и др.

Однако дальнейшее движение этой области исследований тормозятся методологическими проблемами, прежде всего, прежде всего, неразвитостью и образностью используемого категориального аппарата. Подавляющее большинство работ, посвященных проблеме взяточничества, представляет интерес и позволяет получить базовую информацию о масштабе и разнообразии форм коррупции, но не содержит систематического анализа экономических основ и взяточничества.

Сложилась своеобразная терминология, которая, несмотря на слабую унификацию, позволяет приблизится к теоретическому осмыслению эмпирических данных, хотя и сдерживает понимание природы, специфики, структуры и внутренней логики изучаемых феноменов. Попытки систематизировать эти термины только вносят дополнительный хаос, вызывают создание очередных сложных, слабо связанных классификаций.

Столь неустоявшаяся терминология свидетельствует о том, что разработка методологических основ подхода к определению теневой экономики еще отнюдь не завершена.

Оценочно-прогнозная «ловушка». Данное явление представляет собой системно-неэффективное институциональное равновесие в рамках экспертного сообщества, индуцирующее расширенное воспроизводство информационной асимметрии по поводу реальных масштабов теневой экономики в России.

В последние годы экспертные оценки доли теневой экономики в российском ВВП варьируются в огромном диапазоне – от 20 до 80%. Одни полагают, что по удельному весу теневой экономики в ВВП России сопоставима с латиноамериканскими странами, где этот показатель превышает 90 %, другие приводят более оптимистичные оценки, 20%.

Видимо, есть определенные причины такого разброса оценок и прогнозов. Невозможно измерить нечто, не имеющее однозначного определения. Отсюда возникает широкое поле возможностей искажения реальной картины теневой экономики в соответствии со статусными интересами экспертов и разработчиков прогнозов.

В любой оценке и в любом прогнозе всегда представлены интересы аналитика и разработчика. Статус разработчика в значительной степени определяет параметры результата анализа и прогноза. Именно с этим связаны искажения прогнозов и оценок, политическая составляющая которых обусловлена их ориентацией на отстаивание определенных статусных интересов. Заниженные оценки часто выдвигаются с целью минимизации издержек дальнейшего превышения планов по борьбе с теневой экономикой, а так же для обоснования эффективности усилий различных органов государственного управления.

Следует принципиально согласиться с позицией ученых, считающих, что «сокращение теневой экономики до десятипроцентного уровня должно быть выдвинуто в качестве стратегической задачи российского государства наряду с уже обозначенными. (удвоение ВВП, борьба с бедностью). односторонность неуместна в изучении сложных институциональных вопросов., а тем более в практике их регулирования.

Мониторинговая «ловушка». Она отражает неэффективное устойчивое равновесие статусных интересов наблюдателей и наблюдаемых в теневом секторе хозяйства. Поскольку при анализе общественные науки пользуются естественно-научной метафорой тени, полезно все же придерживаться общей логики взаимодействия света и тени в природе.

Выделение в составе теневой экономики ненаблюдаемого и скрытого сегментов – верный и по сути институциональный подход. Следуя ему, можно определить, что вне освещенной участниками или заинтересованными лицами и освещенной законом области экономического пространства действия, связи агентов находятся по двум причинам.

Во-первых, они реализуются вне сферы правового регулирования и не учитываются статистическими службами. В этом смысле теневая экономика включает в себя не только сознательную, но и непреднамеренно укрываемую экономическую деятельность.

Во-вторых, их скрывают, т.е. такие операции осуществляются в обход закона, с его нарушением, путем утаивания своих связей и сделок или маскировки под легитимные. Если хозяйства что-то скрывают, то им есть что скрывать, ведь целью многих видов преступной деятельности – максимизация прибыли и извлечение сверхдохода, а поэтому их корни следует искать в экономике.

Подлоги, приписки, махинации, сговоры, преференции, взяточничество, манипулирование ценами, фиктивные сделки и другие виды экономических преступлений являются по своей сути нелегальными, противозаконными, криминальными. Часто они имеют формальный характер, искаженно отражаясь в управленческой документации и финансовой отчетности, порождая так называемую фиктивную экономику, связанную с фальсификацией экономической информации.

Подводя итог, можно сказать, что неуклонно растет число исследований, множатся очередные теоретические конструкции, методики учета теневых параметров воспроизводства на разных уровнях хозяйства и концептуальных механизмов их минимизации, но теневая экономика все же остается теоретически слабо определенным явлением.

2.2 Статистические измерения теневой экономики на региональном уровне

Проблема статистического отражения теневой экономика продолжает в течение нескольких лет оставаться одной из наиболее острых в статистики. Эта проблема так или иначе имеет место практически во всех странах, потому что теневая деятельность есть везде.[10]

Теневая экономическая деятельность в настоящее время является реальным фактом экономической жизни во многих странах мира причины возрастания теневой экономики – финансовые, социальные, правовые, социокультурные, политические и др. однако все страны так или иначе пытаются оценить масштабы этого явления.

Вопреки расхожему мнению о том, что теневая экономика характерна в основном для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, это явление в тех или иных масштабах распространено и во вполне благополучных развитых странах, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

В России масштабы теневого сектора экономики, по оценке Росстата, составляют 20-27% от ВВП. Многие ученые считают, что большая часть ВВП нашей страны создается в теневой экономике. Причем развитие тени происходит параллельно: экономический рост в открытом секторе сопровождается ростом теневой деятельности, по крайней мере, в тех же пропорциях.

Очевидно, что при таких масштабах этого явления теневая экономическая деятельность должна быть учтена при расчете макроэкономических показателей Системы национального счетоводства. При достижении сбалансированности производства и использования доходов и расходов в СНС должны учитываться независимо от того, являются ли они незаконными или нет.

В последние годы в связи со значительными изменениями в социально-экономической сфере экономика Тамбовской области становится питательной средой для теневой экономики. Для того, чтобы наиболее полно и достоверно отразить в выпускаемой статистической информации социально-экономические процессы, происходящие в области, органы государственной статистики региона осуществляют оценку масштабов теневой экономики.

К сожалению, в Тамбовстате пока не сложилась практика систематического опубликования таких расчетов. Если в целом по России нелегальный сектор, по различным источникам, оценивается от 25 до 50%, в объеме ВВП, то по Тамбовской области такие данные отсутствуют. Поэтому было принято решение о необходимости осуществления расчетов доли ненаблюдаемой экономики в ВРП Тамбовской области на основе материалов Тамбовстата по оценкам валового регионального продукта региона по видам экономической деятельности за 2004 год. Говорить о точности расчетов в изучении столь сложной проблемы, как теневая экономика, можно весьма относительно.

Размеры нелегальной экономической деятельности – самой криминальной части теневой экономики никто не учитывал. Что же мешает более полному отражению явлений теневой экономики с помощью статистических показателей?

Тому есть множество причин и главная состоит в том, что и экономика, и законодательство, и органы власти переживают переходный период: когда старые схемы сломаны, а новые, жизнеспособные, еще не созданы. Отчасти препятствуют сбору наиболее полной информации о теневой деятельности и то, что перед органами статистики, правоохранительными и налоговыми органами стоят разные задачи. Статистики должны определять размеры той или иной экономической деятельности в составе валового регионального продукта. Налоговые службы сосредоточены на выявлении нарушении законодательства по налогам и сборам и взыскании штрафов. Правоохранительные органы выполняют свою задачу – раскрываемость преступлений такого рода, то есть обеспечение прохождения дела через суд с наказанием виновного.[11]

У различных государственных органов, собирающих и обрабатывающих информацию определенной направленности, не должно быть монопольного права на использование ее только по своему ведомству. В настоящее время статистики при сборе данных сплошь и рядом наталкиваются на отказ в предоставлении данных. При этом должностные лица ссылаются на инструкции вышестоящего органа. Органам государственной статистики нельзя обеспечить полноту статистического исследования, если имеются существенные проблемы в динамических рядах.

Итак, на сегодняшний день очень важно осознание того, что чем точнее будут статистические показатели, тем эффективнее будут меры органов власти, предпринимаемые для решения проблемных вопросов в экономике региона.

 

2.3 Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем

 

Статья 174 УК РФ определяет легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской деятельности». Другими словами, в уголовном законодательстве РФ под легализацией незаконных доходов понимаются умышленные действия по приданию правомерного вида пользованию, владению или распоряжению доходами, полученными заведомо незаконным путем.

Следует отметить, что единства подходов к уголовно-правовой характеристике этого преступления ни среди научных работников, ни среди практиков к настоящему времени не сложилось. [12]

Уголовное законодательство не содержит указания на размер денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем и вводимых в легальный оборот. Но при оценке конкретной сделки, данные о которой содержат признаки анализируемого преступления, необходимо учитывать положения ч.2 ст. 14 УК РФ о малозначительности.

Незаконными являются любые действия, противоречащие законам РФ, влекущие уголовная и иную ответственность существует мнение о том, что такое понимание незаконности нуждается в ограниченном толковании и должно охватывать лишь случаи нарушения уголовно-правового запрета.

Имеющаяся практика показывает, что доходы, полученные заведомо незаконным путем, приобретаются в результате преступлений либо гражданско-правовых актов, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов или совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности. В числе конкретных действий можно назвать хищения, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, незаконный сбыт запрещенных к обороту предметов, товаров и веществ и продукции, незаконную предпринимательскую и банковскую деятельность, незаконные операции с ценными бумагами, незаконное пользование природными ресурсами, незаконную страховую деятельность и др. Приобретение денежных средств, имущества, имущественных прав, работ и услуг, результат интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, иных объектов гражданских прав на территории иностранного государства с нарушением законодательства этого государства, в России будет признаваться незаконным в том случае, если совершенное таким образом деяние признается противоправным и законодательством России.

При уголовно-правовой оценке таких действий с позиции уголовного законодательства РФ следует учитывать принципиальные положения о действии уголовного закона в пространстве, закрепленные в ст. 11 и 12 УК РФ. В правоприменительной практике местом совершения преступления считается территория РФ, если деяние:

- начато и окончено на территории РФ;

- начато на территории РФ, а закончено за ее пределами;

- начато за пределами РФ, а последствия наступили на ее территории.

В случае легализации незаконно полученных доходов в соучастии несколькими лицами, находящимися на территории ряда государств, оно будет признано совершенным на территории РФ, если хотя бы один из соучастников этого преступления действовал на территории России. [13]

Легализация может проявляться в следующих формах:

- в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем;

- в использовании денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.

Использование денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, как форма легализации их происхождения, может проявляться в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Легализация незаконно полученных денежных средств внешне обычно проявляется следующим образом:

- занижение в документах фактической стоимости приобретаемого имущества, причем в ряде случаев этот способ легализации возможен только в сговоре с продавцом;

- приобретение за пределами России предприятия с использованием иностранного гражданина в качестве фиктивного собственника;

- приобретение обанкротившегося предприятия по значительно заниженной цене и выдача незаконно получаемых доходов за его прибыль;

- покупка недвижимости якобы по низкой цене с последующей продажей якобы по высокой цене. Полученный таким образом доход имеет вид законно полученного;

- приобретение на незаконно полученные средства иностранной валюты, получение незаконным путем документов о ее законности и последующий вывоз за пределы РФ на законном основании;

- завышение стоимости работ или услуг, выполняемых лицом, в целях передачи ему взятки и одновременной ее легализации (пример – поучение высокопоставленным чиновником баснословно высокого гонорара за книгу или лекцию);

- оформление незаконно полученных денежных средств в качестве прибыли от законно действующего предприятия, часто специально для этого созданного;

- продажа похищенного имущества через законно функционирующие предприятия;

- сдача в банк денежных средств якобы в качестве дохода за демонстрацию кинофильмов или оказание иных услуг.[14]

Итак, легализация (отмывание) денежных средств – это одна из самых популярных отраслей теневой экономики. Взяточничество, подкуп, пользование, владение и распоряжение доходами, полученными заведомо незаконным путем – это лишь малая часть направлений этого сектора. правоохранительными органами ведется интенсивная борьба с легализацией денежных средств, но желающих заработать таким легким способом меньше не становится.

2.4 Уклонение физического лица от уплаты налога ли страхового взноса в государственные фонды

Уклонение физического лица от уплаты налога путей непредоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или одного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, - наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи минимальный размеров оплаты труда.

Уклонение физического лица от уплаты налогов или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и страхового взноса превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Уклонение от уплаты налога путем непредоставления декларации о доходах считается оконченным по истечении срока, установленного для предоставления декларации в налоговый орган, как правило, апрель года, следующего за отчетным.

Под доходами понимается совокупный, полученный гражданином в календарном году как в денежном выражении, так и в натуральной форме, под расходами – понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Налогоплательщик вправе в месячный срок со дня подачи в налоговый орган декларации о совокупном годовом доходе уточнить или дополнить содержащиеся в ней сведения. Преступление начинается с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством, и заканчивается в момент истечения срока, предусмотренного для корректировки налога или страхового взноса. Налог признается неуплаченным, если он взыскивается в принудительном порядке. Добровольная же уплата должна рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления.

Рассматривая налоговые нарушения юридических лиц, нельзя ни коснуться примера с участием нефтяной компании «Юкос», которую возглавлял М. Ходорковский.

Основной способ уменьшения налогов с этой организации - использование российских оффшоров. Михаила Ходорковского обвинили в том, что его организация применяла налоговые льготы тех регионов, где никогда не работали. Одной из низконалоговых территорий считалось ЗАТО г. Лесной Нижнетуринского района Свердловской области. Там Ходорковский приказал зарегистрировать ряд компаний – ООО «Бизнес-ойл», ООО «Митра», ООО «Вальд-ойл», ООО «Форест –ойл». Самостоятельной деятельностью фирмы не занимались, поскольку необходимых производственных мощностей, складов и транспорта у них не было. Руководители всех предприятий подписали договора «о передаче полномочий исполнительных органов» ЗАО «ЮКОС РМ». [15]

Созданные юридические лица нужны были только для минимизации налогов. Для этого М. Ходорковский обеспечил «движение средств, полученных нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими дочерними предприятиями ОФО НК «ЮКОС» через счета» ООО «Бизнес-ойл», ООО «Митра» и других подобных фирм. Участниками большинства таких операций были только налогоплательщики, подконтрольные «ЮКОСу». Следовательно, последний мог сам регулировать цены, так чтобы большая часть прибыли оседала на счетах ООО «Митра» и иных организаций, зарегистрированных в ЗАТО «Лесной». Эта цель была успешно достигнута и полученные доходы облагались по низким ставкам.

Подводя итог, можно сказать что даже такая умная и продуманная махинация, как уклонение от налогов с помощью подставных организациях фирмы «ЮКОС», не смогла скрыться от правосудия. К сожалению, раскрытие таких преступных организаций – единичный случай, но сегодня законодательство не зависит от преступного мира, имеющего большие деньги, напрямую, и пример с М. Хадарковским – прямое тому доказательство.


Заключение

Теневую экономику можно определить как состояние самоорганизующейся системы, при котором она развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

Введение в научный оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследований в данной сфере, выработка методов оценки масштабов теневой экономики имеют большое значение для понимания современного состояния экономики и перспектив ее развития.

Криминальная экономика очень близка по смыслу с теневой экономикой. Она охватывает собой все преступные проявления экономического характера. Экономическая преступность может проникать даже в надежные, защищаемые направления экономической деятельности, что говорит о слабой организации борьбы с экономической преступностью и глубоких корнях самой теневой экономики, проросших в хозяйственную деятельность России.

Предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.

На сегодняшний день очень важно осознание того, что чем точнее будут статистические показатели, тем эффективнее будут меры органов власти, предпринимаемые для решения проблемных вопросов в экономике региона.

Легализация (отмывание) денежных средств – это одна из самых популярных отраслей теневой экономики. Взяточничество, подкуп, пользование, владение и распоряжение доходами, полученными заведомо незаконным путем – это лишь малая часть направлений этого сектора. Правоохранительными органами ведется интенсивная борьба с легализацией денежных средств, но желающих заработать таким легким способом меньше не становится.


Литература

Нормативные документы:

1.  Блохин Ю.И. и др. Комментарии к уголовному кодексу РФ с простатейными материалами и судебной практикой. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март» 2002. – 864 с

2.  Яни П.С. Преступления в сфере экономики. Простатейные материалы к Уголовному кодексу РФ. – М.: Изд. «Кросна – Лекс», 1997. – 848 с

Учебники

3.  Алексеева И.С. Расследование преступлений в сфере экономики: руководство для следователей. – М.: Изд. «Спартак», 2000. – 415 с

4.  Бекмурзин М.С. Некоторые вопросы борьбы с терроризмом. 200 лет МВД России. Научно-практическая конференция. – М.: Руза 2002. – 124 с

5.  Лученок А.И. Мошенничество в бизнесе. – М.: Амалфея, 2002. – 272 с

6.  Родионов А.А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. - М.: Вершина, 2006. – 280 с

7.  Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан: Монография. – ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 319 с

8.  Тонусян Г.А., Викулин А.Ю. Противостояние легализации (отмыванию) денежных средств в финансовой и кредитной системе. – Москва, ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 342 с

9.  Финогенова О.В. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредитной задолженности: Автореф. Дисс. Канд. Юр. Наук. – М., 2003. – 432 с


Журнальные статьи

10.  Альпидовская М.Л. Легализация теневых капиталов и экономическое развитие России//Банковское дело. – 2005, №8 – С. 11

11.  Бажан А.И. (Легализация теневых капиталов и экономическое развитие России// Банковское дело. – 2005. - №8. – С. 7

12.  Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий.// ЭКО. – 2008. - №4. – С. 70

13.  Иванов В.П. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства// Вестник Московского университета МВД России. – 2003. - №1. С. 5

14.  Косарева М.В. Международно-правовые аспекты борьбы с преступлениями в сфере экономики: Экономические и правовые реформы в РФ. – М. 2000. – С. 53

15.  Клямин И.М, Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М.: РГТУ, 200.- 592 с

16.  Кремлев Н. Д. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки)// Вопросы статистики. 2001. - №2. - С. 38

17.  Неструева Н.Н. Теневая экономика – особый экономический институт общества//ЭКО. – №5.т - С. 156

18.  Сидоров В.Е. Банковская безопасность: организационные, криминальные и правовые аспекты//Вестник академии права и управления. - 2001. -№1. – С. 34

19.  Фролов Д. Анализ теневой экономики//Экономист. 2008. - №9. – С. 65

20.  Черемисина Н.В. К вопросу о статистическом измерении теневой экономики на региональном уровне.// Вопросы статистики. – 2007. - №1.

Сайты:

21.  www. Crugoswet.ru

22.  dic.avademic.ru

23.  www.vetbak.ru

24.  www.Carnegie.ru

25.  www.opvave.ru


Приложение

 

Таблица 1

Размеры теневой экономики в странах ОЭСР, развивающихся странах с переходным типом экономики в 2000-2001 гг.

В % от ВВП
Страны ОЭСР
Греция 28, 5
Италия 27,0
Португалия 22,5
Бельгия 22,0
Дания 17,9
Германия 16,3
Ирландия 15,7
Франция 15,0
Канада 14,9
Великобритания 13,0
Япония 11,3
Австрия 10,6
Швейцария 9,4
США 8,7
Развивающиеся страны
Нигерия 76,0
Таиланд 71,0
Египет 68,0
Боливия 66,0
Панама 62,0
Страны с переходным типом экономики
Македония 45,1
Грузия 43,6
Болгария 36,4
Азербайджан 33,8
Румыния 33,4
Молдова 29,1
Россия 27,0
Беларусь 14,0
Узбекистан 10,3


[1] Неструева Н.Н. Теневая экономика – особый экономический институт общества//ЭКО. – с 150-157

[2] Клямин И.М, Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико социологическое исследование. М.: РГТУ, 200.- 592 с.

[3] Иванов В.П. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства// вестник Московского университета МВД России. – 2003. №1. с. №4.

[4] Солодовников С.А. криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан: Монография. – ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 319 стр.

[5] Бекмурзин М.С. Некоторые вопросы борьбы с терроризмом. 200 лет МВД России. Научно-практическая конференция. – М. – Руза 2002. – С. 124

[6] Косарева М.В. Международно-правовые аспекты борьбы с преступлениями в сфере экономики: Экономические и правовые реформы в РФ. – М. 2000. – С.53.

[7] Финогенова О.В. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредитной задолженности: Автореф. Дисс. Канд. Юр. Наук. – М., 2003.

[8] Сидоров В.Е. Банковская безопасность: организационные, криминальные и правовые аспекты//Вестник академии права и управления. 2001. №1

[9] Фролов Д. Анализ теневой экономики//Экономист. 2008, №9. – с. 65-71

[10] Черемисина Н.В. К вопросу ог статистическом измерении теневой экономики на региональном уровне.// Вопросы статистики. – 2007, №1, с. 64-68

[11] Кремлев Н. Д. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки)// Вопросы статистики. 2001. №2. С. 35-41

[12] Бажан А.И (к.э.н) Легализация теневых капиталов и экономическое развитие России// Банковское дело – 2005, №8 – С.6-12.

[13] Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий.// ЭКО. – 2008, №4. – С.67-74

[14] Блохин Ю.И. и др. Комментарии к уголовному кодексу РФ с простатейными материалами и судебной практикой. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март» 2002. – 864 с.

[15] Родионов А.А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. М.: Вершина, 2006. – 280 с.

Оглавление Введение Глава 1. Теневая экономика: понятие, сущность, механизмы действия 1.1 Теневая деятельность – особый экономический институт общества 1.2 Особенности теневой экономики в России 1.3 Понятие и особенности экономич

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Теневая экономика в России
Теневая экономика в России: причины и масштабы явления
Теневая экономика России
Теневая экономика России
Теневая экономика, пути вывода экономики из тени
Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическое равновесие
Теневая экономика: явление, макроэкономические последствия и методы борьбы
Теневые структуры в Российской экономике
Теоретические аспекты оптимизации структуры акционерного капитала. Выбор критерия оптимизации
Теоретические аспекты организации работы кафе

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru