База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Теоретические основы построения финансовой системы — Экономика

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономической теории


Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

Теоретические основы построения финансовой системы

Выполнила:

студентка гр. УФв-02-08

Шишкина И.Т.

Проверила:

Онищук И.В

Иркутск, 2008


Оглавление

Оглавление

Введение

Глава I. Сущность и структура финансовой системы

1.1    Определение понятия финансовая система

1.2    Структура финансовой системы

Глава II. Теоретические основы построения финансовой системы

2.1    Общие предпосылки построения финансовой системы страны

2.2    Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

2.2.1 Федеральный бюджет

2.2.2 Внебюджетные фонды

2.2.3 Государственный кредит

2.3 Построение сферы финансов предприятий, её характеристика

2.3.1 Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе

2.3.1 Финансы некоммерческих организаций

2.4 Построение сферы прочих финансов, её характеристика

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно - планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и её построения посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и теоретических основ её построения. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

1.  раскрыть сущность феномена "финансовая система" в отечественной литературе;

2.  раскрыть основные звенья финансовой системы;

3.  выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирная сеть Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава I. Сущность и структура финансовой системы

 

1.1 Определение понятия финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие - децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами [11, Стр. – 24; 12,Стр. – 19; 15, Стр. - 22]. Можно выделить следующие функции финансовой системы:

- денежная - эмиссия, обращение, расчеты;

- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

- бюджетная - превращение налогов в доходы, последних - в расходы;

- контрольно-надзорная - надзор за финансовыми институтами;

- государственного кредита - управление государственным долгом.

1.2 Структура финансовой системы

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части (подсистемы) - и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья [11, Стр. - 28].

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Финансовая система - вся совокупность звеньев и сфер; совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы [10, Стр.- 31].

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства [10, Стр. - 40].

Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования) [10, Стр. - 45].

Звенья первой сферы:

1. Федеральный бюджет;

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

· Пенсионный фонд;

· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

· Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит

Звенья второй сферы (финансы предприятий):

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

1) Социальное страхование;

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов

Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему - государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений [15, Стр. - 13]..

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

· государственных и муниципальных финансов

· финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств [11, Стр. - 35]..

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая подсистема финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой подсистеме происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений внутри подсистемы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими [12, Стр. - 55].

Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации . [3, Стр. - 27].

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке [15, Стр. - 40].

Таким образом, выделяют следующие звенья в подсистеме субъектов хозяйствования:

· финансы коммерческих организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы ПБЮЛ.

Подсистема финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:

· финансы государственного бюджета;

· финансы внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций [15, Стр. - 34].

Итак, выделяют три сферы финансовой системы (государственные финансы, финансы предприятий и страхование). В каждой сфере есть по несколько звеньев. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Проведённый анализ сущности понятия "финансовая система" и её структуры позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Финансовая система представляет собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами;

2. Функциями финансовой системы являются: денежная (эмиссия, обращение, расчеты); налоговая, или фискальная (изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны); бюджетная (превращение налогов в доходы, последних - в расходы); контрольно-надзорная (надзор за финансовыми институтами); государственного кредита (управление государственным долгом);

3. Среди авторов нет единства по вопросу структуры финансовой системы;

5. Сама финансовая система включает в себя подсистемы (государственные и муниципальные финансы; финансы хозяйствующих субъектов).

4. Обобщая все точки зрения на структуру финансовой системы, мы можем выделить следующие сферы и звенья системы (сферы - где необходимы финансы): государственные финансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансы предприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих учреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы, в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков). При этом каждое звено выполняет свою задача – отсюда – разграничение по звеньям.


Глава II. Теоретические основы построения финансовой системы

 

2.1 Общие предпосылки построения финансовой системы страны

 

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени [12, Стр. - 56].

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития финансов и финансовой системы показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях [13, Стр. - 24].

Управление финансовыми системами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансовой системой осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Проектирование финансовой системы начинается с составления финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации.

Финансы – это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика –это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [15, Стр. - 57].

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

В нашей работе мы будем рассматривать теоретические основы построения финансовой системы на примере России. Раскрывать эти основы мы будем через характеристику каждого звена каждой сферы финансовой системы страны, то есть построение от частного к общему; через рассмотрение свойств, качеств, функций и принципов организации, откуда берутся финансовые средства.

Итак, проектирование финансовой системы начинается с процесса составления финансовых планов. Все мероприятия, направленные на организацию финансовой системы страны относятся к финансовой политике страны.


2.2 Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

 

2.2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является главным звеном финансовой системы [5, Стр. - 39]. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

1) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

2) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов [5, Стр. - 41].

Основные функции бюджета:

1)  перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

2)  государственное регулирование и стимулирование экономики;

3)  финансовое обеспечение финансовой политики;

4)  контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [5, Стр. - 48].

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

2.2.2 Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда [5, Стр. - 51].

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам [8, Стр. - 11].

Пенсионный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников [8, Стр. - 23]:

1. Страховых взносов работодателей;

2. Страховых взносов работающих;

3. Ассигнований из федерального бюджета.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

1)  целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением Пенсионного фонда России;

2)  организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3)  капитализация средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

4)  контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

5)  межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий [8, Стр. - 35].

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

1)  участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

2)  обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;

3)  участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

4)  осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда [8, Стр. - 40].

Фонд государственного социального страхования (ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах [6, Стр. - 25].

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий.

Средства фонда образуются из следующего:

1)  страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2)  доходов от инвестирования части временно свободных средств;

3)  ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [6, Стр. - 37].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

1)  выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

2)  финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3)  осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

1)  части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

2)  взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3)  ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

4)  добровольных взносов юридических и физических лиц;

5)  доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

6)  нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений [6, Стр. - 41].

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:

1)  финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

2)  финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

3)  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

4)  предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

5)  накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

6)  контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан [6, Стр. - 57].

Всем гражданам выдается страховой полис.

2.2.3 Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов [15, Стр. - 67]. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет) [15, Стр. - 75].

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. В России эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

2.3 Построение сферы финансов предприятий, её характеристика

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

2.3.1 Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы [14, Стр. - 35].


2.3.2 Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях" [3].

Состав финансов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.

Для некоторых некоммерческих организаций - учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги - в сферах культуры, искусства - являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.

2.4 Построение сферы прочих финансов, её характеристика

Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий [17, Стр. - 67].

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде [17, Стр. - 70].

Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда [17,Стр. - 75; 15, Стр. - 80].

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности, считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования [17, Стр. - 80].

Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения [17, Стр. - 84].

Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.

Таким образом, общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Выводы по ГЛАВЕ II

Рассмотрев общие предпосылки построения финансовой системы страны и построение каждого звена этой системы (на примере России), можно сделать следующие выводы:

1.  Построение финансовой системы является финансовой политикой страны - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

2.  Главным способом построения является финансовое планирование. Планирование не только краткосрочное, но и долгосрочное.

3.  Главным принципом построения каждого звена финансовой системы страны является перераспределение ВНП.

4.  Для создания единой, слаженной, чётко работающей системы необходимо тщательное планирование и построение каждого звена финансовой системы.


Заключение

В нашей работе мы подробно рассмотрели сущность и структуру финансовой системы страны, и через характеристики каждого звена данной системы рассмотрели теоретические основы построения финансовой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Мы выделили следующие сферы и звенья системы (сферы - где необходимы финансы): государственные финансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансы предприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих учреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы, в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков). Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Мы выяснили, что функциями финансовой системы являются: денежная (эмиссия, обращение, расчеты); налоговая, или фискальная (изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны); бюджетная (превращение налогов в доходы, последних - в расходы); контрольно-надзорная (надзор за финансовыми институтами); государственного кредита (управление государственным долгом).

Построение финансовой системы является финансовой политикой страны (совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций). Главной задачей данной политики является грамотное структурирование звеньев финансовой системы, разграничение их задач и функций, перераспределение денежных средств между этими звеньями, контроль их работы.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 1993 г.- М.: Юрид.лит., 1993. - Ст.71-117,130-133.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. - Ст.1-17, 24-28, 161.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 06.03.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления».

5. Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». - Приложения 1-4.

6. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

7. Федеральный закон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

8. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

9. Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».

10. Абрамова М.А. Финансы и кредит: Учеб.пособие / М.А. Абрамова. - М.: Юриспруденция. 2003.

11. Вавилов Ю.Я. Финансы: Учеб./ Ю.Я.Вавилов. - М.: Социальные отношения. 2004.

12. Дробозина Л.А. Финансы / Л.А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ. 2000.

13. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы: Учеб.пособие / С.В.Галицкая. - М.: Экзамен, 2004

14. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий: Учеб. / Л.С. Гринкевич. - Томск, 2000.

15. Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалёва. - М.: Финансы и статистика,2003.

16. Мовсесян А. Современные тенденции развития мировой финансовой системы /А.Мвесян // Банковское дело в Москве. - 2000г. - №10.- С.14-16.

17. Родионова В.М. Финансы: Учеб. / В.М.Родионова. - М.: Финансы и статистика. 1995.

18. Финансы. Денежное обращение: Учеб.пособие / Под ред. М.В.Шульгин. – М. 2001.

Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Кафедра экономической теорииКурсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» Теоретические основы построения финансовой сис

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru