курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Российский государственный социальный университет
филиал РГСУ в г. Минске
Кафедра социальной работы
Контрольная работа
по учебной дисциплине
Методика исследований в социальной работе
на тему
Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми
Студентки: Заитовой Галины Федоровны
3 курса заочного отделения
специальности «социальная работа»
Минск, 2010
План контрольной работы
Введение
Основная часть
Раздел 1. (Задание 1) Методологический аппарат исследования на тему: Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми
Раздел 2. (Задание 2) Работа над статьей: «Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости в России» Преснякова Л.
Раздел 3. (Задание 3) Наблюдение по предмету: взаимоотношения между супругами - пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями; факторы, влияющие на их взаимоотношения и на наличие определенного статуса в семье каждого из них
Раздел 4. (Задание 4) Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье
Раздел 5. (Задание 5) Тестирование как метод исследования в социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
социальная адаптация пожилой мужчина тестирование
Введение
Люди пожилого возраста требуют особого внимания, поскольку являются самыми традиционным клиентами социальной работы. До выхода на пенсию они были активными, самодостаточными членами общества, участвующими в трудовой и общественной деятельности, что является жизненно необходимым для человека. Одной из важнейших форм вхождения его в социум является трудовая деятельность. В связи с этим некоторые из пенсионеров длительное время не хотят уходить на заслуженный отдых, пытаются по-прежнему участвовать в различных сферах общественной жизни, и даже помогают как материально, так и физически своим детям, родным и близким.
В большинстве геронтологических исследованиях утверждается, что большинство людей пожилого возраста ощущают себя полноценными членами общества, они социально активны (посещают театры, парки, выставки, следят за политической обстановкой, стараются вести здоровый образ жизни и т.д.). Но из-за необратимых процессов старения в человеческом организме, физиологических, психологических изменений у человека слабеют способности к самообслуживанию, появляется беспомощность. Определенная часть пожилых людей вынуждена находиться на обслуживании родных, близких либо представителей социальных организаций. У большинства пенсионеров практически отсутствуют позитивные состояния: спокойствие, умиротворенность, удовлетворение.
На сегодняшний день проблемы пожилого человека активно изучаются различными науками: социологией, демографией, социальной психологией, физиологией, теорией социальной работы, геронтологией и др. На практическом уровне происходит объединение позитивного и негативного опыта жизнедеятельности пожилых людей в семье и социуме, а на теоретическом уровне осуществляется поиск и совершенствование методик социальной работы с ними.
Многие современные исследователи считают, что в последние годы трудовой деятельности человеку необходима профилактическая, предупредительная работа перед выходом на пенсию. Именно в этот период следует побуждать и поддерживать людей, перешагнувших 50-летие, готовя их к новым жизненным ситуациям. Это является важным шагом в пути решения проблем пенсионеров в будущем и создания для них условий благополучной жизни в обществе.
Раздел 1. (Задание 1) Методологический аппарат исследования на тему: Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми
1) Проблема исследования: выяснить, с какими социальными и психологическими проблемами сталкиваются пожилые мужчины, достигшие пенсионного возраста при выходе на пенсию.
Выход на пенсию – сложное, многоплановое социальное событие и социальный процесс. Он складывается из этапа подготовки к оставлению работы, этапа принятия решения о прекращении трудовой деятельности и этапа адаптации к новым социальным ролям, образу жизни. Прекратив работу, индивид может столкнуться не только с новой социальной микросредой, но и с новым к себе отношением со стороны привычного круга людей, например, детей или бывших коллег, теперь воспринимающих его несколько иначе. Выход на пенсию – это важное событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Именно поэтому процесс адаптации человека к новому положению протекает двояко: с одной стороны, он приспосабливается к своему социальному микроокружению, с другой – последнее также приспосабливается к его новому социальному положению, роли [1].
Ожидания, связанные с предстоящим выходом на пенсию, заметно различаются у мужчин и женщин. Мужчин значительно чаще, чем женщин, настораживают перспективы ухудшения самочувствия, бездеятельности, бесполезного существования, скуки. Женщины же почти вдвое чаще мужчин ожидают увеличения нагрузки по дому. Мужчины ориентируются на активный досуг, однако они гораздо больше, чем женщины, озабочены, что не смогут найти общественно полезное занятие или вообще чем-то занять свое время. Если сравнить негативные изменения в образе жизни у мужчин- и женщин-пенсионеров, то у первых вдвое возрастает нагрузка по дому. Мужчины чаще, чем женщины, испытывают чувство своей ненужности, жалуются на ухудшение здоровья, уменьшение авторитета в семье, зависимость от родственников и вынужденную бездеятельность. Женщины несколько чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины (66% против 61%) [1]. Мужчины сталкиваются с более радикальными изменениями в своей жизни и, естественно, их адаптация к новым условиям протекает труднее. Другими словами, женщины в большей степени подготовлены к переходу на положение пенсионера.
Чем старше становится пожилой человек, тем меньше показатель адаптированности и больше показатель неадаптированности; у мужчин она выражена гораздо сильнее. Объяснение этого факта заключается в снижении с возрастом способности приспосабливаться к социальным изменениям: чем старше становится пожилой человек, тем труднее ему справляться с возникающими проблемами. Пока остается неясным, усиливается ли неудовлетворенность на протяжении всего периода жизни на пенсии или это происходит только в первые несколько лет после прекращения работы [1].
2) Цель исследования: изучить социально-психологические проблемы, возникающие при адаптации в общество, в период выхода на пенсию пожилых мужчин.
Объект исследования: пожилые мужчины.
Предмет исследования: социально-психологические проблемы пожилых мужчин.
3) Описательная гипотеза: пожилые женщины и мужчины испытывают одинаковые социально-психологические трудности в период выхода на пенсию, но, как мне кажется, мужчины адаптируются к новому социальному статусу намного труднее и болезненнее, чем женщины.
Объяснительная гипотеза: если женщины адаптируются к новому социальному статусу «пенсионера» легче, то мужчины, наоборот - у них процесс адаптации проходит труднее.
4) Задачи исследования:
1. Провести детальный анализ литературы по проблеме пожилого возраста в общем и по проблеме пожилых мужчин в частности, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.
2. Исследовать особенности социальной адаптации пожилых мужчин и женщин в период выхода на пенсию.
3. Изучить социально-психологические проблемы пожилых людей (мужчин и женщин).
4. Проанализировать изменение самооценки пожилого мужчины в современном обществе.
5. Считаю, что в моем методологическом аппарате исследования все категории согласованны друг с другом.
Раздел 2. (Задание 2) Работа над статьей: «Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости в России» Преснякова Л.
1) Методика изучения и анализа литературных источников предназначена для создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Изучение литературы – это первое, что должен сделать исследователь, т.к. основательная документальная база исследования – важное условие его объективности и глубины.
Литература – это основная документальная база, при первичном ознакомлении дает представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Также тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
Этапы, процедуры, операции методики изучения и анализа литературных источников:
1. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего:
- книги,
- журналы,
- статьи в сборниках,
- реферативные обзоры,
- авторефераты диссертаций.
Приходится обращаться к:
- справочно-библиографическим указателям,
- библиотечным и электронным каталогам,
- информации о выходящей литературе и рецензиях,
- справочному и библиографическому аппарату книг.
2. Первичное ознакомление с литературой и другими источниками:
- ознакомление с содержанием книги,
- ознакомление с аннотацией,
- ознакомление с введением,
- ознакомление с оглавлением,
- ознакомление с заключением.
3. Определение способа проработки издания:
- изучение с конспектированием,
- выборочное изучение с выписками,
- общее ознакомление с аннотированием.
4. Всю необходимую информацию следует выписывать на отдельных листах бумаги с обязательными ссылками на источник после каждой записи или занести в компьютер. Также можно фиксировать свои мысли и замечания, возникающие в процессе изучения литературы.
5. Оформление результатов изучения литературы по каждому вопросу в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов: необходимо четко выявить основные точки зрения, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения.
6. При необходимости, привлечение рукописных материалов (диссертации по теме исследования, материалы исторических и текущих архивов: отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, стенограммы выступлений, разнообразная текущая документация учреждений).
7. При изучении материала важно четко поставить цель и в соответствии с ней выделить показатели для собирания данных, определить способы их оформления (таблицы, тематические выборки и т.д.).
2) Библиография:
1. Адаптация пожилого человека к роли пенсионера // Псилист [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://www.psylist.net/age/00022.htm. – Дата доступа: 23.07.2010.
2. Выход на пенсию: принятие решения и подготовка // Методологические, методические проблемы и практические показатели развития человека [Электронный ресурс] – 2010. – Режим доступа: http://www.webpolyglot.ru/evolution/human19/pensioner07.php. – Дата доступа: 02.07.2010.
3. Гендерные аспекты социально-психологической трансформации позднего периода личности // Псиберия.ру [Электронный ресурс] – 1999. – Режим доступа: http://psyberia.ru/biblio/gendtrans.zip – Дата доступа: 09.07.2010.
4. Григорьева, И.А. Политика рационализации социальных обязательств в отношении к пожилым / И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики, том 3 / Издательство. – Город, 2005. – №4. – С. 431-451.
5. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
7. Козлова, Т.З. Пенсионеры о себе / Т.З. Козлова – М.: Институт социологии РАН, 2001. – 108 с.
8. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
9. О социальном обслуживании: Закон Респ. Беларусь от 17 окт.1994 г. № 3317 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. № 2/170.
10. Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости в России // Журнал «Отечественные записки» от 2005 г., № 3 [Электронный ресурс]. – 2005. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=24&article=1068. – Дата доступа: 11.07.2010.
11. Титов, Д.С. Социальная геронтология: учебное пособие / Д.С. Титов. – Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006. – 106 с.
12. Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б.Г. Тукумцева. – Самара: Самарский университет, 2003. – 208 с.
13. Смирнова, Т.В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте / Т.В. Смирнова // Социологические исследования. – 2007. – № 5.
14. Гендерные аспекты одинокой старости // Центр «СОФИК» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/konferencia/xaritonova.htm – Дата доступа: 02.07.2010.
3) А) Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости в России//« Журнал отечественные записки» от 2005 г., № 3 [Электрон. ресурс] //июнь 2005. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=24&article=1068
Б) Ключевые понятия:
Старость – это заключительный период возрастного развития, следующий после стадии зрелости и сопровождающийся в той или иной мере угасанием жизненных функций.
Третий возраст – обозначение возрастного периода, наступающего по достижении пенсионного возраста. К третьему возрасту, как правило, относят людей, сохраняющих способность поддерживать свою функциональную независимость.
Реальный порог старости – это существенное изменение образа жизни человека, его трудового статуса, материального уровня, привычной социальной активности, эмоционального и физического состояния и т. д.
Пенсия по возрасту – наличие не менее 5 лет страхового (трудового) стажа и достижение пенсионного возраста (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет).
Пенсионный возраст – самый ранний возраст после периода профессиональной деятельности, когда становится возможной выплата полной пенсии по старости (возрасту). В Российской Федерации и Республике Беларусь пенсионный возраст составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Предпенсионная подготовка – программа подготовки людей старшего трудоспособного возраста к выходу на пенсию. Организация предпенсионной подготовки имеет важное значение для постепенной психологической подготовки человека к жизни на пенсии, к статусу пенсионера, для адаптации к изменению образа жизни, освоению норм поведения в новых для себя условиях.
Дефицит общения – снижение интенсивности и качества общения индивида с другими людьми, обычно связанное с утратой прошлых социальных контактов. Для пожилых людей дефицит общения ведёт к ощущению собственной ненужности.
Социальная поддержка – это прямая помощь в трудных жизненных ситуациях. Для пожилых людей необходимость в социальной поддержке возникает в период кризисных ситуаций таких как, например, адаптация к пенсионному образу жизни.
Снижение социального статуса пожилого человека в обществе – утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам.
Пенсионная болезнь – это болезненное состояние, проявляющееся в невротических симптомах, которое связано с обостренной реакцией стареющего человека на вынужденное прекращение трудовой деятельности и вызванные им негативные последствия: сужение социальных контактов, ограничение возможностей во внешней среде, сужение жизненного пространства, изменение времени, ухудшение материального положения, существенное снижение социального статуса.
Адаптация социальная – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде с целью выживания, воспроизводства и развития. Основным способом адаптации социальной является принятие норм и ценностей новой социальной среды, в которую погружается индивид, сложившихся здесь форм социального взаимодействия, а также форм предметной деятельности.
Выход на пенсию – это одна из многих трудных жизненных ситуаций, которая влечёт за собой изменение социального статуса человека.
В) План:
1. Что представляют собой старость и старение в России;
2. Когда приходит старость;
3. Российские пенсионеры;
4. Образ жизни российского пенсионера;
5. Здоровье и эмоциональный фон российского пенсионера.
Г) 1. Бытует мнение, что старость, как последний период человеческой жизни (до которого, впрочем, удается дожить не каждому), непохожий на все предыдущие, но в то же время аккумулирующий их опыт, дает человеку определенные преимущества, хотя и лишает его многих возможностей. Однако такое мнение о старости в сегодняшнем российском обществе разделяют не все — лишь 20% готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, но большинство (70%) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет. Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона. Пожилой возраст видится респондентам наименее ресурсным периодом человеческой жизни, сопряженным с социальными, физиологическими, психологическими проблемами, совершенно беспросветным и практически не имеющим никаких «положительных» сторон.
2. Сегодня в российском массовом сознании не существует единого общепринятого представления о возрастной границе старости – этот порог практически с равной частотой опрошенные относят к интервалам от 50 до 54 лет, от 55 до 59 лет и от 60 до 64 лет. Начало старости, размывающееся в массовых представлениях «где-то после пятидесяти» лет, у женщин и мужчин чуть чаще соотносится со временем их выхода на пенсию (соответственно 55 и 60 лет). В научных источниках начало старости ассоциируется с неспособностью человека обеспечивать себя всем необходимым и его переходом на чье-то иждивение. Нередко в качестве формального порога выступает достижение пенсионного возраста — момента, начиная с которого материальную ответственность за человека берет на себя государство. Реальный порог старости — это существенное изменение образа жизни человека, его трудового статуса, материального уровня, привычной социальной активности, эмоционального и физического состояния и т. д.
3. Пересечение порога пенсионного возраста для подавляющего большинства россиян означает изменение привычного трудового статуса: ко времени выхода на пенсию продолжают работать всего 9% женщин и 8% мужчин. Прекращение работы влечет для большинства российских пенсионеров (68%), существенное ухудшение материального положения. Любые расходы помимо затрат на питание для большинства сегодняшних российских пенсионеров проблематичны. Прекращение работы в связи с выходом на пенсию почти всегда влечет в иную социальную страту, объединяющую людей, находящихся на финансовом иждивении у государства и испытывающих серьезный дефицит социальных и материальных ресурсов.
4. Сегодняшние российские пенсионеры заметно чаще, чем работающие граждане, склонны считать себя бедными людьми (и реже — людьми со средним достатком). Пенсионеры в большинстве своем не могут делать накопления и тратят все деньги на текущие расходы (хотя в этом они не слишком отличаются от работающих россиян). Многие пенсионеры не удовлетворены качеством своего питания. У большинства пенсионеров (89%) нет дополнительных доходов (есть они лишь у 10%). Получаемая пенсия, судя по ответам респондентов, способна обеспечить лишь самые необходимые расходы: 80% опрошенных считают, что их пенсии хватает на продукты питания, заметно меньше (59%) полагают, что ее достаточно для оплаты жилья и коммунальных услуг, 52% — на покупку необходимых лекарств и только 14% и 12% — на покупку одежды и обуви. Лишь немногие из опрошенных (менее 8%) говорили, что на пенсию могут покупать книги, газеты, журналы. Еще меньше респондентов позволяют себе посещение кино и театров, отдых в санатории, турпоездку, ремонт в квартире или на даче, покупку бытовой техники. По мере старения происходит постепенное уменьшение социальной активности: люди меньше встречаются с друзьями, ходят за покупками (в непродовольственные магазины), разговаривают по телефону, посещают кинотеатры, ездят в путешествия. Отчетливо выявляются две группы стариков — «деятельная» (от 55 до 60 лет) и «пассивная» (от 60 лет). Для первой характерно стремление к большим физическим и интеллектуальным нагрузкам, для второй — снижение активности практически во всех сферах, кроме поддержания домашнего хозяйства и заботы о собственном здоровье. Дефицит общения наиболее остро ощущается в возрасте 55–59 лет. Тем не менее, с возрастом люди все менее страдают от дефицита общения, и им вполне хватает ближнего круга, т.е. общения с близкими родственниками (большинство проживает с ними совместно; совсем одинокие люди относительно часто встречаются лишь в группе старше 70 лет).
5. Начиная с 50-летнего возраста резко возрастает доля негативных оценок своего самочувствия, а после 60 лет о плохом самочувствии и наличии хронических заболеваний говорит уже большинство опрошенных; причем женщины жалуются на болезни начиная с 60 лет, а мужчины — начиная с 70 лет. Хорошим свое здоровье относительно часто признают лишь молодые респонденты. Чем старше россияне, тем чаще их настроение определяется усталостью, беспокойством или беспомощностью, печалью; тем реже они надеются на лучшее, испытывают радость, удовлетворение, счастье, любовь, тем меньше у них интереса к жизни, спокойствия, решимости. Таким образом, старению в сегодняшнем российском обществе сопутствует достаточно мрачное эмоциональное состояние. У российских стариков практически отсутствуют позитивные состояния, традиционно атрибутируемые старости: спокойствие, умиротворенность, удовлетворение.
Д) Данная статья заинтересовала меня тем, что в ней рассматриваются адаптационные, социально-психологические, физиологические, материальные и культурные проблемы пенсионеров различного возраста. Также в статье приведены конкретные данные различных социологических опросов. С помощью них можно отследить, как изменяется жизнь человека, его социальный статус, интересы, настроение с момента наступления пенсионного возраста и до глубокой старости. Статья раскрывает многие проблемы пожилых людей в различных возрастных группах и указывает на причины их возникновения.
Е) Основная идея данной статьи – показать, что процесс старения в сегодняшней России протекает в условиях размывания жестких возрастных оппозиций: востребованной молодежью и «остальных». Беспомощность, беспокойство, тревога связаны главным образом не с ощущением приближения смерти, а с вопросами о том, как прожить на маленькую пенсию, с плохим здоровьем, с некачественным или недоступным медицинским обслуживанием и т.п. Информация из данной статьи может использоваться в тех исследованиях, где можно отследить возникновение возрастных проблем пожилых людей и для предупреждения этих проблем в будущем.
Раздел 3. (Задание 3) Наблюдение по предмету: взаимоотношения между супругами-пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями; факторы, влияющие на их взаимоотношения и на наличие определенного статуса в семье каждого из них
Цель наблюдения – собрать эмпирические данные, которые смогут показать, чем отличается социальный статус и психологическое самочувствие мужчины-пенсионера от женщины-пенсионерки.
Объект наблюдения – семейная пара пенсионного возраста, проживающая совместно либо отдельно от детей и внуков (40 - 50 семей).
Предмет наблюдения – взаимоотношения между супругами- пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями.
Вид наблюдения – выборочное, непосредственное, невключенное.
Ситуации наблюдения – посещение супругов-пенсионеров на дому и наблюдение за их взаимоотношениями, обращая внимание на наличие определенного статуса в семье каждого из них.
Контрольный список фактов:
а. наличие общего семейного бюджета;
б. участие в совместном времяпрепровождении;
в. наличие предметов первой необходимости;
г. уровень общения между супругами;
д. распределение домашних обязанностей;
е. наличие интересов и увлечений.
Продолжительность и периодичность наблюдения: 2 раза в неделю по 3 часа.
Способ фиксации результатов наблюдения: Считаю, самым оптимальным способом фиксации результатов «Дневник наблюдения».
Дата | Семейная пара | Наблюдение | Выводы |
Раздел 4. (Задание 4) Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье
Цель опроса – исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.
Предмет опроса – самооценка личности, наличие социальных потребностей.
Предполагаемые респонденты – супруг-пенсионер.
Искомые единицы информации:
1. Уровень самооценки.
2. Уровень социальной адаптированности к новому положению в обществе.
3. Степень и особенности социальных потребностей.
Вопросы, направленные на получение искомой информации:
1. Ваш возраст?
2. Какое у Вас образование?
3. Кем Вы работали до выхода на пенсию?
4. Какой у Вас трудовой стаж?
5. Есть у Вас дети (сколько)?
6. Вы живете отдельно от детей или других родственников?
7. Какие у Вас отношения с родственниками?
8. До выхода на пенсию Вы смогли приобрести автомобиль, дачу и др.?
9. Как Вы оцениваете Ваше здоровье (хорошее, плохое, среднее)?
10. Как изменилась Ваша жизнь после выхода на пенсию?
11. Изменилось ли Ваше материальное положение после ухода на пенсию?
12. У Вас появилось свободное время? Чем Вы предпочитаете заниматься?
13. Участвуете ли Вы в хозяйственных делах?
14. Есть в Вашем близком окружении другие пенсионеры?
15. После выхода на пенсию Вы стали меньше общаться с другими людьми?
Раздел 5. (Задание 5) Тестирование как метод исследования в социальной работе
В практике социальных работников используются различные методы, приемы психотехнологий, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Психодиагностика является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Например, по предмету диагностики личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические).
Целью применения тестирования является получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Однако тесты несут в себе возможность потерять индивидуальный подход к клиенту, т.к. это шаблон, под который подгоняют всех людей. Поэтому высока вероятность упустить индивидуальность человека. Вовремя заметить это – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют преимущества, т.к. непосредственное общение с испытуемым может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.
Результаты тестирования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, текстовых заключений, статичных и анимированных изображений.
Тестирование как методика диагностики
Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора [3].
В тестах используется унифицированный материал, предъявляемый испытуемым, и унифицированная система интерпретации результатов. Материалом обычно служит серия вопросов или заданий практического характера. Часто возникает потребность повторного тестирования [4; 305]. Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [3].
Тесты применяются как для индивидуальной, так и для групповой диагностики. Некоторые тесты проводятся индивидуально, а другие разрабатываются с расчетом на то, чтобы можно было тестировать одновременно целую группу испытуемых. Но и при групповом тестировании результаты обрабатываются индивидуально, и каждый испытуемый получает свою оценку. Другое дело, что затем, как и при индивидуальном тестировании, можно получать обобщенные результаты для целой группы испытуемых и сравнивать по ним группы между собой [4; 305].
Исследовательская сущность тестирования
Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. [2; 66].
Разработано большое количество тестов как общей, так и более узкой направленности. Среди первого класса выделяются так называемые интеллектуальные тесты, предназначенные для оценки общей умственной одаренности человека. Такие тесты направлены на выявление универсальных способностей. Их цель – предсказание успешности овладения новым видом деятельности, поэтому задания подбираются таким образом, чтобы для их решения достаточно было просто смекалки [4; 305].
В отличие от интеллектуальных тестов, представляющих собой серии задач, личностные тесты обычно имеют форму опросников. Здесь оценивается не объективное поведение человека в ситуации тестирования (количество правильных ответов), а содержание его ответов. Фактически, в этом случае пользуются данными самонаблюдения. Однако используемый формат позволяет дать этим субъективным по своей природе данным объективную оценку путем соотнесения индивидуальных ответов со статистически выведенными нормами. Например, в больших личностных тестах, измеряющих несколько разных свойств, вопросы, относящиеся к разным шкалам, чередуются случайным образом. Испытуемому тогда труднее понять, на что направлен каждый конкретный вопрос. Кроме того, вопросы формулируются таким образом, что учитываться может как положительный, так и отрицательный ответ. Это еще больше усложняет всю картину. Имеется принципиальная возможность выявить сознательное или неосознанное стремление испытуемого представить себя в розовом свете [4; 306].
Цель личностных тестов – получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. Как правило, эти тесты используются в комплексе с другими качественными (неструктурированными) методами: наблюдением, беседой, анализом документов. Поскольку тесты этого рода предусматривают индивидуальное выполнение, появляется возможность не только анализировать результаты, но и наблюдать за испытуемым в процессе работы. Тестирование включается в общую процедуру исследования в качестве одного из его компонентов [4; 313].
Интеллектуальные и личностные тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение.
В этих случаях обычно применяются проективные тесты. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого специалиста [3].
В практике социальной работы важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.) [2; 67].
Тестирование в практике социальной работы
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых [3]. Эти тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона.
Среди опросников важнейшее значение имеют такие, которые разработаны на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И.П. Павлова, Б.П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера [2; 67].
Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник. Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности. Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции личности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И.П. Павлова, Э. Кречмера и др. [2; 67]
Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как "интроверсия-экстроверсия" и "нейротизм-эмоциональная стабильность", рассматриваемых Г. Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности [1].
Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов» (16PF), впервые предложенный автором в 1950 г. [2; 67].
Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кеттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей [1]:
A. сизотимия (сдержанный) – аффектотимия (общительный);
B. высокий интеллект – низкий интеллект;
C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) – слабость "Я" (эмоционально неустойчивый);
E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) – конформность (зависимый от группы);
F. сургенсия (беспечность) – десургенсия (серьезность);
G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) – слабость "Сверх-Я" (недоборосовестность);
H. пармия (смелость) – тректия (робость);
I. премсия (мягкость) – харрия (жесткость);
L. протенсия (подозрительность) – алаксия (доверчивость);
M. аутия (мечтательность) – пркасерния (практичность);
N. искусственность (гибкость, проницательность) – безыскусственность (прямолинейность, простота);
O. гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия (самоуверенность);
Q1. радикализм (склонность к новаторству) – консерватизм (ригидность);
Q2. самодостаточность (напористость) – социабельность (уступчивость);
Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) – импульсивность (спонтанный);
Q4. фрустрированность (напряженность) – нефрустрированность (спокойность).
Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).
При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью, содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.
На базе теории локуса контроля Д. Роттера Е.Ф. Бажиным с соавторами разработан опросник уровня субъективного контроля (УСК) (1984), содержащий 44 утверждения. УСК направлен на диагностику интернальности – эктернальности, в том числе в межличностных и семейных отношениях. Опросник включает утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или нет [2; 68].
Идеи Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда и др. легли в основу патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А.Е. Личко (1970) и предназначенного для определения типов акцентуации характера и психопатий у молодежи. Опросник включает 25 наборов фраз-утверждений, выражающих отношение к различным жизненным проблемам (например, отношение к самочувствию). На основе концепции К. Леонгарда также разработан личностный опросник Г. Шмишека (1970), включающий 88 вопросов для выявления выделенных К. Леонгардом указанных выше 10 типов акцентуаций личности [2; 68].
При выборе тестов социальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента.
Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности. Неверное неквалифицированное применение и интерпретация тестов приведут к искаженным выводам о состоянии и особенностях личности клиента и к последующему неадекватному выбору методов и средств для его коррекции и реабилитации [2; 69].
Валидность и надежность теста
Эффективность использования тестов определяется рядом факторов. Так, тест должен опираться на определенную теоретическую концепцию. Тест может применяться только по его назначению. Тест должен применяться в соответствующей ему сфере практики (производство, семейная жизнь и т.д.) для изучения определенного контингента используемых, выделяемых по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. Тест должен обладать надежностью и валидностью [2; 69].
Надежность — это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести [5]:
- разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),
- динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),
- информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).
Валидность теста – это соответствие измеряемому психическому свойству. Если высокая надежность теста говорит нам о том, что тест действительно что-то измеряет, то высокая валидность указывает на то, что тест измеряет именно то, что мы хотим. На валидность теста также негативно влияют случайные факторы [5].
Но в отличие от надежности помимо случайных факторов на валидность теста оказывают влияние систематические факторы.
Критерий валидности – это независимый от теста, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве. Нельзя судить о валидности теста до тех пор, пока мы не сравним его результаты с источником истинной (более валидной) информации об измеряемом свойстве – с критерием.
В научных исследованиях преобладают специальные лабораторные критерии. Например, конструируется компактный тест-опросник на тревожность. А в качестве критерия валидности для него используется специальный трудоемкий объективный лабораторный эксперимент, в котором воспроизводится реальная ситуация тревожности (испытуемым-добровольцам угрожают за ошибочные действия ударами тока и т. п.).
На практике очень часто в качестве критерия валидности используются прагматические критерии – показатели эффективности той деятельности, ради прогнозирования которой предпринимается тестирование. В школе самый типичный критериальный показатель – это успеваемость. Но для социально-психологической адаптации ребенка внешним критериальным показателем может быть уровень популярности в классе. Очень часто в качестве критерия валидности используется экспертная оценка [5].
Достоинства метода и его недостатки
К достоинствам тестирования относятся [4; 314]:
- объективный характер получаемых данных (дидактические и интеллектуальные тесты);
- возможность выявления глубинных свойств личности, недоступных прямому наблюдению (проективные тесты);
- унифицированная процедура получения информации, обеспечивающая сопоставимость данных разных исследований;
- стандартизированная процедура интерпретации, упрощающая этот процесс и повышающая надежность результатов;
- возможность количественной оценки психических свойств человека;
- возможность группового применения, что значительно экономит время, затрачиваемое на сбор информации.
Однако, применяя тесты, нужно помнить, что [4; 314]:
- объективность и надежность тестов не являются абсолютными;
- надежность психометрических тестов зависит от строгого соблюдения условий проведения опыта;
- статистические нормы не гарантируют полной достоверности результатов в случае индивидуальной диагностики;
- грамотная интерпретация результатов проективных тестов предполагает специальную подготовку исследователя;
- чисто количественная оценка результатов означает потерю части информации;
- ценность тестов и надежность получаемой с их помощью информации значительно повышается, когда они применяются в комплексе с другими методами исследования.
Заключение
В заключение можно сказать, что тесты в узком смысле слова представляют собой инструменты для измерения психологических особенностей людей. Оценивая конкретного человека, социальный работник как бы сравнивает его с остальными людьми, а тест дает некий объективный эталон. Использование тестов позволяет максимально объективировать оценку психологических особенностей людей, и в этом их ценность.
Тестирование как методика достаточно объективна и проста в получении данных. Однако у тестов есть и свои недостатки. Даже самые надежные тесты могут давать отдельные сбои. Часто это относится к случаям индивидуальной диагностики. Ведь тест ориентирован на стандартную ситуацию проведения, и всякое отклонение от нее будет порождать ошибки. Например, посторонние факторы (состояние здоровья, влияние погодных условий, личные неприятности и т. д.) могут вмешиваться, искажая результаты. Тест этого уловить не может. Поэтому неправильное применение тестов и неграмотное обращение с результатами тестирования чревато ложными выводами. Внешняя объективность инструмента и простота получения данных с его помощью легко усыпляют бдительность неопытного исследователя.
Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (библиографий), а также устного общения (интервью, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование). То есть тесты служат дополнением к более традиционным методам диагностики. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.
Список использованной литературы
1. Архив психологических программ // Юридическая психология [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://yurpsy.fatal.ru/arhiv/arhiv_2.htm. – Дата доступа: 02.07.2010.
2. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы: учебное пособие / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. –87 с.
3. Методы психологии // Психологос – энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psychologos.ru/. – Дата доступа: 18.07.2010.
4. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев; под ред. В.Е. Сазонов. – М.: Союз, 1998. –357 с.
5. Основы психодиагностики // Психология [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/33.html. – Дата доступа: 02.07.2010.
Размещено на http://www.
Российский государственный социальный университет филиал РГСУ в г. Минске Кафедра социальной работыКонтрольная работа по учебной дисциплине Методика исследований в социальной работе на тему Теоретические подходы к с
Профессия социального работника
Социологическая школа
Соціальний капітал і його необхідність для формування громадянського суспільства в сучасній Україні
Стратегия и приоритеты развития здравоохранения
Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии
Европейская и американская социологические школы: общее и особенности
Социальная сфера как социальная целостность
Социология религии
Методы анализа эмпирических данных
Социальный контроль
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.