База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Теория экономического анализа — Экономика

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. Р. ФИЛИППОВА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Контрольная работа

по теории экономического анализа

Вариант – 3.

Выполнила: Нездвецкая Н. В.

№ зачетки 280910 заочное отделение

Проверила: Залуцкая Н. М..

г. Улан-Удэ

2008г.


Теоретические вопросы

 

1.   Предмет и объекты экономического анализа

Под предметом науки понимают то специфическое, что отличает эту науку от других сфер научных знаний. Предметом экономического анализа является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Именно анализ позволяет исследовать влияние отдельных причин на формирование следствий.

Все явления и процессы взаимосвязаны и существуют под влиянием различных факторов (причин). При этом одно и тоже хозяйственное явление может выступать как в роли фактора, так и в роли результата. Экономический анализ изучает влияние определенных причин на формирование определенных следствий.

При этом под фактором (причина) понимается движущая сила, условие, обстоятельство под воздействием которых происходит формирование и изменение результатов хозяйственной деятельности.

Под результатом (следствие) понимают явления, которые формируются под воздействием определенных факторов, т. е. причин.

Изучение причинно-следственных связей дают возможность ответить на вопрос, как влияют факторы на результаты и на сколько влияют. Предмет анализа изучается в отношении конкретных объектов анализа. Объектами анализа является хозяйственные явления и процессы в условиях хозяйственной деятельности. В частности объектами анализа могут выступать:

·     наличие и использование ресурсов (земельные, материальные, трудовые, финансовые ресурсы);

·     финансовое состояние предприятия;

·     процесс производства и реализации продукции, работ, услуг;

·     внутренняя и внешняя среда предприятия;

·     финансовые результаты и т. д.

Объекты экономического анализа определяются исходя из конкретных целей и задач администрации, а цели и задачи в свою очередь обусловлены проблемами и конкретными вопросами, которые необходимо решить на данном этапе развития предприятия.

2.         Способы измерения размера (степени) влияния факторов в детерминированном факторном анализе

Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одним из методологических вопросов в экономическом анализе. В детерминированном анализе для этого используются следующие способы: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегрального деления, метод логарифмирования и другие.

Этот способ позволяет определить размер влияния отдельных факторов на изменение величины результативного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Количество расчетов всегда на одну единицу больше, чем количество факторов исходной факторной модели. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Общее изменение результативного признака:

Уобщ. = У1 – У0

в том числе:

изменение результативного показателя У за счет влияния фактора а:

Уа = а * b0

изменение результативного показателя У за счет влияния фактора b:

Уb = b* a1

Балансовая проверка: Уобщ. = Уа + Уb

Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого. Количество работников но отношению к валовой продукции — фактор первого порядка, количество отработанных дней — второго уровня, продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка — факторы третьего уровня. В такой последовательности определяют их влияние на изменение объема валовой продукции.

Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненное™, умения правильно их классифицировать и систематизировать, поскольку от порядка подстановки зависят результаты расчетов.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях (Y= хх * х2 * х3 *... * хn) и моделях мультипликативно-аддитивного типа: Y = (а - bи Y = а(b- с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в экономическом анализе.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов, которые находятся справа от него, и на текущий уровень факторов, расположенных слева от него в модели.

С помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом
для мультипликативных моделей типа У = а * b *с.

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде десятичной дроби.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базовой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (8—10 и более). В отличие от предыдущих способов здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обусловливает его преимущество.

Интегральный метод применяется для измерения влияния фактотов в мультипликативных, кратных и кратно-аддитивных моделях. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, поскольку дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.

Таким образом, использование интегрального метода не требует знания всего процесса интегрирования. Достаточно в эти готовые рабочие формулы подставить необходимые числовые данные и сделать не очень сложные расчеты с помощью калькулятора или другой вычислительной техники.

Способ логарифмирования применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Как и при интегрировании, здесь также результат расчета не зависит от месторасположения факторов в модели и по сравнению с интегральным методом обеспечивается более высокая точность расчетов. Если при интегрировании дополнительный прирост от взаимодействия факторов распределяется поровну между ними, то с помощью логарифмирования результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя. В этом его преимущество, а недостаток — в ограниченности сферы его применения.

В отличие от интегрального метода при логарифмировании используются не абсолютные приросты показателей, а индексы их роста (снижения).

Допустим, что результативный показатель можно представить в виде произведения трех факторов: f = xyz. Влияние данных факторов определяется следующим образом.

Из формул вытекает, что общий прирост результативного показателя распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму индекса результативного показателя. И не имеет значения, какой логарифм используется — натуральный или десятичный.

Преимущество способа логарифмирования выражается в относительной простоте вычислений и повышении точности расчетов.

Результаты многофакторного регрессионного анализа могут быть также использованы для планирования и прогнозирования уровня результативного показателя. С этой целью необходимо в полученное уравнение связи подставить плановый (прогнозный) уровень факторных показателей.

Таким образом, многофакторный корреляционный анализ имеет важную научную и практическую значимость. Это проявляется в том, что значительно углубляется факторный анализ, устанавливаются место и роль каждого фактора в формировании уровня исследуемых показателей и как результат — точнее обосновываются планы и управленческие решения, объективнее оцениваются итоги деятельности предприятий и полнее определяются внутрихозяйственные резервы.

3.   Использование эвристических способов в экономическом анализе

Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются в основном для прогнозирования состояния объекта в условиях частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения необходимых сведений служит научная интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса.

Наиболее распространенным из них является метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов.

Основой данного метода является опрос специалистов. Опрос может быть индивидуальный, коллективный, очный, заочный, анонимный и т.д. Организаторы опроса определяют объект и цели экспертизы, подбирают экспертов, проверяют их компетентность, анализируют и обобщают результаты экспертизы.

Эвристические методы находят широкое применение в функционально-стоимостном анализе, в финансовом анализе для диагностики и оценки степени финансовых рисков.

4.   Классификация резервов в экономическом анализе

 

С развитием научно-технического прогресса (НТП) появляются новые виды сырья и материалов, новые виды машин и оборудования, новые технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции и услуг, ускорять оборачиваемость средств, повышать рентабельность и другие показатели эффективности бизнеса.

Хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.

К внутрихозяйственным принадлежат те резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии. Они базируются на более полном и экономном использовании производственной мощности, трудовых и материальных ресурсов, применении новейших достижений НТП в области техники, технологии и организации производства, на выработке правильной структурной, ценовой, инвестиционной, финансовой стратегии в сфере бизнеса и т. д.

Отраслевые резервы – это те, которые могут выявлены только на уровне отрасли, например выведение новых сортов культур, пород животных. Поиск этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, концернов.

Региональные резервы могут быть выявлены и использованы в пределах географического района (использование местного сырья и топлива, энергетических ресурсов.)

К общегосударственным резервам можно отнести ликвидацию диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности, системы управления национальной экономики и т. д.

По признаку времени резервы делятся на неиспользованные, текущие и перспективные.

Неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства относительно плана или достижения науки и передового опыта за прошедшие промежутки времени.

Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени (месяца, квартала, года).

Перспективные резервы рассчитаны обычно на долгое время. Их использование связано со значительными инвестициями, внедрением новейших достижений НТП, перестройкой производства, сменой технологии производства.

По стадиям жизненного цикла изделия резервы бывают на стадиях предпроизводственной, производственной, эксплуатации и утилизации изделия.

Наибольший эффект достигается при поиске резервов на предпроизводственной стадии. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии и его производства, применение боле дешевого сырья. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции. И чем полнее они выявлены на этом этапе, тем выше эффективность этого изделия вообще.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже проведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. И коренное изменение этого процесса уже невозможно без больших потерь. Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделия выявляются и используются те резервы, которые не затрагивают производственного процесса. Эти резервы связаны с улучшением организации труда, повышением его интенсивности, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов.

Эксплуатационная стадия делится на гарантийный период, в течение которого исполнитель обязан ликвидировать выявленные потребителем неполадки, и послегарантийный. На стадии эксплуатации объекта резервы более производительного его использования и снижения затрат (экономия электроэнергии, топлива, запасных частей и т.д.) зависят главным образом от качества выполненных работ на первых двух стадиях.

Резервы на стадии утилизации — это возможности получения дохода в результате вторичного использования утилизационных материалов и сокращения затрат на утилизацию изделия после завершения его жизненного цикла.

Значит, чтобы получить больший эффект, необходимо проводить поиск резервов беспрерывно и систематически на всех стадиях жизненного цикла изделия и особенно на первых, более ранних его стадиях, где скрыты наиболее существенные резервы.

По стадиям процесса воспроизводства резервы бывают в сфере производства и в сфере обращения. Основные резервы находятся, как правило, в сфере производства, но много их есть и в сфере обращения (предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением, перевозкой и продажей готовой продукции).

Важное значение имеет группировка резервов по видам ресурсов. Отдельно рассматривают резервы, которые связаны с наиболее полным и эффективным использованием земельных ресурсов, средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсов. Например, выявлен резерв увеличения выпуска продукции за счет боле эффективного использования трудовых ресурсов. Но чтобы их освоить, необходимо в том же размере выявить резервы увеличения производства продукции за счет лучшего использования средств труда и предметов труда. Если же по какому-либо ресурсу резервов не хватает, то в расчет принимается наименьшая величина резервов, выявленных по одному из них.

По экономической природе и характеру воздействия на результаты производства резервы делятся на экстенсивные и интенсивные. Резервы экстенсивного характера связаны с использованием в производстве дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, земельных и др.). Резервы интенсивного типа основаны на более полном и рациональном использовании имеющегося производственного потенциала.

По источникам образования резервы разделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся резервы, которые могут быть освоены силами и средствами самого предприятия. Внешние резервы – это техническая, технологическая или финансовая помощь субъекту хозяйствования со стороны государства, вышестоящих органов, спонсоров и т. д.

По способам обнаружения резервы делятся на явные и скрытые. К явным относятся резервы, которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности. Это недостача и порча продукции и материалов на складах, производственный брак, потери от списания долгов, перерасходы всех видов ресурсов по сравнению с нормами. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, расточительства, не выполнения обязательств по договорам, нарушение технологических процессов, низкого уровня организации производства. Для ликвидации таких перерасходов следует провести мероприятия по усовершенствованию техники, технологии и организации производства.

К скрытым относятся резервы, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом. Для их выявления необходимо провести сравнительный внутрихозяйственный анализ (с достижениями передовых участков, бригад, работников), межхозяйственный (с достижениями ведущих предприятий отрасли), а в некоторых случаях — международные сравнения. И хотя эти резервы не отражаются в отчетности в виде перерасхода ресурсов по сравнению с существующими возможностями отечественной и зарубежной практики, но запаздывание в их выявлении и использовании временами влечет за собой потери значительно большие, чем перерасход ресурсов относительно планового уровня.

Таким образом, классификация резервов позволяет более глубоко понять сущность и организовать их поиск комплексно и целенаправленно


Практические задания

 

Задача1. По данным таблицы 1.1 определите средний возраст работников по отрасли, используя формулу средней взвешенной.

Таблица 1.1.

Показатели для расчета среднего возраста работников по отрасли

Предприятия отрасли Средний возраст по предприятию, лет Среднесписочная численность работников в предприятии, чел.
СПК «Заря» 44 50
СПК «Искра» 48 45
СПК «Луч» 50 30
СПК «Полет» 49 74
СПК «Восход» 37 80
СПК «Знамя» 50 49
СПК «Взлет» 49 61
Итого Средний уровень по отрасли = 389

Используя среднюю арифметическую взвешенную, определим средний возраст работников по отрасли.

= 45,98 лет.

Задача2. По данным таблицы 1.2. рассчитайте сумму остатка дебиторской и кредиторской задолженности на конец года и показатели ее изменения, сформулируйте соответствующие выводы.

Таблица 1.2.

Состав, структура и динамика оборотных средств предприятия

Показатели Остаток на начало года, тыс. руб. Возникло обязательств, тыс. руб. Погашено обязательств, тыс. руб. Остаток на конец года, тыс. руб. Абсолютное изменение остатка
Дебиторская задолженность краткосрочная 254 557 247 254+557-247=564 564-254=310
Дебиторская задолженность долгосрочная 372 505 653 372+505-653=224 224-372= -148
Кредиторская задолженность краткосрочная 1437 557 299 1437+557-299=1695 1695-1437=258
Кредиторская задолженность долгосрочная 1183 - 52 1183-52=1131 1131-1183=-52

Остаток на конец года = остаток на начало года +возникло обязательств – погашено обязательств.

Абсолютное изменение остатка = остаток на конец года – остаток на начало года.

В течение года остатки дебиторской задолженности долгосрочной и кредиторской задолженности долгосрочной снизились на 148 и 52 тыс. руб. соответственно, а остатки дебиторской задолженности краткосрочной и кредиторской задолженности краткосрочной увеличились 310 и 258 тыс. руб. соответственно.

 

Задача3. По данным таблицы 1.3. постройте факторную модель материальных затрат предприятия. Используя приемлемые для данной модели способы факторного анализа, определите размер влияния факторов на изменение суммы израсходованных материалов. Сформулируйте соответствующие выводы.

Таблица 1.3.

Исходные данные для факторного анализа суммы материальных затрат

Показатели План Факт Прирост
Абсолютный, + - Относительный, %, + -
Количество сырья, кг. (фактор а) 380 384 4 101,05%
Себестоимость 1кг. сырья, руб. (фактор в) 15,7 14,9 -0,8 94,9%
Материальные затраты, руб. (результ. показатель у) 5966 5722 -244 95,91%

Абсолютный прирост = факт – план.

Относительный прирост = факт / план * 100%.

Построим факторную модель, применяя способ абсолютных разниц. Порядок расчета влияния факторов на результативный показатель для мультипликативной двухфакторной модели У = а * b выглядит следующим образом:

Общее изменение результативного признака:

Уобщ. = У1 – У0 Уобщ. = 5722 – 5966 = -244

в том числе:

изменение результативного показателя У за счет влияния фактора а:

Уа = а * b0 Уа = (384 - 380) * 15.7 = 63

изменение результативного показателя У за счет влияния фактора b:

Уb = b* a1 Уb = (14.9 - 15.7) * 384 = - 307

Балансовая проверка: Уобщ. = Уа + Уb

Уобщ. = 63 – 307 = - 244.

Построив факторную модель мы можем сделать выводы, о том, что материальные затраты предприятия снизились на 244 руб. за счет роста количества сырья на 63 руб. (фактор а), а за счет снижения себестоимости 1 кг. сырья на 307 руб. (фактор b).

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. Р. ФИЛИППОВА» ЭКО

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru