База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Тепловая энергетика Украины — Экономика

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Імені Володимира Даля


Кафедра


КУРСОВА РОБОТА


з дисципліни

Студент ...........................................................    ...........................

                                     (прізвище,ініціали)                                                      (підпис)

Група ......................                     Варіант ....................

Керівник роботи  ...................................................................

                                                              (посада, прізвище, ініціали)

==================================================================================

Дата подання на кафедру на рецензію   ..........................

Реєстраційний номер ...............................     Реєстратор ....................................

                                                                                                          (підпис)

==================================================================================

Захищена з оцінкою ...................................

Викладач .....................................................                    ................................

                                       (посада, прізвище, ініціали)                                                         (підпис)

Дата ....................................


Введение

 

Современный индустриальный профиль большинства стран мира, даже при условии их высокотехнологичного развития, в значительной степени формируется под влиянием фундаментальных секторов экономики, кото­рые в ее отраслевой структуре являются наиболее энергоемкими. Собствен­но, это и обусловливает сохранение устойчивой макроэкономической за­висимости между объемами производства и потребления теплоэнергоресурсов, а устойчивость, ценовую приемлемость и полноту теплоэнергообеспечения, и глав­ное - эффективность теплоэнергопотребления, превращает в определяющие факторы национальной конкурентоспособности. При констатации этого факта очевидной становится необходимость обеспечения сильной теплоэнерге­тической составляющей в ходе формирования конкурентной позиции го­сударства в международном финансово-экономическом пространстве, а следовательно, необходимость становления и развития конкурентных на­циональных рынков теплоэнергоресурсов.

Для нашего государства этот вопрос остается на повестке дня уже свы­ше десяти лет (фактически с самого начала его социально-экономической трансформации), и, несомненно, нерешенность этого вопроса тормозит завершение рыночных преобразований в отечественном топливно-энер­гетическом комплексе (ТЭК) и отдаляет перспективы его полноценной интеграции в энергетический сектор ЕС. Именно с созданием в Украине теплоэнергорынков, ориентированных на конкуренцию, непосредственно свя­зано решение таких важных проблем, как ликвидация перекрестного суб­сидирования и совершенствование механизмов тарифен и ценообразова­ния в ТЭК; погашение многомиллиардных долговых сумм, накопленных субъектами хозяйствования каждого из трех звеньев рыночной электроэнер­гетической цепочки; привлечение масштабных капиталовложений, необ­ходимых для модернизации изношенных производственных мощностей и сооружения новых, а также внедрения новых  теплоэнерго- и экологосберегающих технологий в отечественной топливно-энергетической сфере.

Что касается проблем отечественного теплоэнергетического рынка, то прежде всего стоит отметить очевидную неадекватность действующей модели Оптового рынка теплоэнергии (ОРТ) Украины, энергетического пула, потребностям экономической конъюнктуры. Существующие конст­рукционные недостатки этой модели, предусмотренный ею нерыночный характер ценообразования и объективная необходимость дальнейшей ли­берализации взаимоотношений участников рынка, а также увеличение его открытости (в 2005 г. только около 20% общего объема поставок электро­энергии отечественными энергоснабжающими компаниями осуществля­лось по нерегулируемому тарифу) актуализируют переход к более прогрес­сивной модели на основе двусторонних договоров, которая в обязательном порядке предусматривает создание Балансирующего рынка теплоэнер­гии и Рынка вспомогательных услуг в теплоэнергетике Украины. Соб­ственно, необходимость таких изменений была признана на государствен­ном уровне еще 5 лет тому назад — с одобрением Концепции функциони­рования и развития оптового рынка тепловой энергии Украины (по­становление Кабинета Министров Украины № 1789 от 16 ноября 2002 г.) [1], которая до сих пор не реализована.

Развитие конкурентной среды на украинском рынке теплоэнергии тормозят проблемы системного характера, которые, на наш взгляд, могут быть решены только в контексте новой волны реформирования националь­ного энергетического сектора:

- сохранение экономически неэффективной монополии государства в отдельных сегментах теплорынка (речь идет о теплогенерации и услугах по поддержке и развитию теплоэнергетической инфраструктуры);

- сверхвысокая степень износа основных фондов теплоэнергетики (мощностей и объектов теплоэнергетической инфраструктуры) и соответствую­щая потребность в их технической и технологической модернизации, со­гласно современным критериям производственной производительности, энергозатратности и экологической безопасности;

- масштабная непогашенная дебиторско-кредиторская задолженность генерирующих компаний, оператора ОРЭ и теплоэнергоснабжающих предприя­тий, которая продолжает аккумулироваться;

- нереализованность экспортного потенциала в этой сфере, обуслов­ленная достаточно слабой интеграцией с объединенной энергосистемой Евросоюза.

В данной курсовой работе считаем целесообразным ос­тановиться отдельно на рассмотрении проблем рынка теплоэнергетикии в силу его исключительно значимой роли в процессах энергообеспечения страны; и в силу незавершенности начатых ранее структурных реформ, на­правленных на создание в украинской теплоэнергетике общепринятых рыноч­ных структур, ориентированных на конкуренцию; и в силу необходимости регуляторно исправить регрессивные шаги по монополизации этого рынка (государственная монополия НАК "ЭКУ" функционирует, несмотря на ка­сающийся ее ликвидации Указ Президента Украины № 863/2006 от 10 ок­тября 2006 г.) [2].


1.         Тепловая энергетика Украины.

 

1.1. Характеристика энергетической базы

 В хозяйстве Украины электроэнергетика играет очень важную роль. Почти половина всего первичного топлива (уголь, нефть, газ, уран), которое имеет Украина либо получает из других стран, а также энергия рек расходуются на производство электро- и теплоэнергии. Электроэнергетика обеспечивает всесторонний научно-технический прогресс во всех производ­ствах, улучшает условия труда и быта. Развитие электроэнергетики, строительство мощных электростанций способствуют созда­нию новых промышленных узлов. Отдельные отрасли промы­шленности территориально тяготеют к источникам дешёвой электроэнергии [3].

Электроэнергия   в   Украине   вырабатывается   тепловыми (ТЭС),  гидравлическими (ГЭС и  ГАЭС) и атомными (АЭС)

                    Рис.1. Расположение электростанций на Украине

станциями (рис. 1). Важным и пер­спективным является использование экологически чистой энергии Солнца и ветра. В последние годы электро­станции Украины вырабатывают около 180 млрд кВт • час электро­энергии при общей мощности элек­тростанций 52,8 млн кВт. На тепло­вые электростанции приходится до 49 % производства электроэнергии, атомные — 44 %, на гидроэлектро­станции — около 7 % (смотри таблицу 1.).

Таблица 1. Структура производства электроэнергии за 2006 г.

Наименование 2006 г. 2005 г.
Млн.квт. час % производства Млн.квт. час % производства
Произведено всего энергии 192129,7 100,0 185186,9 100,0
1. Электростанциями: 184573,8 96,1 176599,8 95,4
ТЭС 81488,6 42,4 75514,9 40,8
ГЭС 12854,4 6,7 12320,6 6,7
АЭС 90225,1 47,0 88756,1 47,9
2. Блок станциями и коммуникациями ТЭЦ 7555,9 3,9 8587,1 4,6

Среди тепловых электростанций выделяют теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), где кроме электроэнергии получают и тепло, что вдвое повышает коэффициент использования топлива по сравнению с государс­твенными районными электростанциями (ГРЭС), вырабатывающими только электроэнергию.

В Украине действуют 15 крупных тепловых электростанций мощностью свыше 1 млн кВт каждая. Они работают на угле, природном газе, мазуте и дизельном топливе. Из общего объёма добычи угля преобладают энергетические угли, которые используются преимущественно для производства электро- и теплоэнергии.

Учитывая дефицит газа и нефти в стране, а также проблемы в развитии атомной энергетики в связи с несовершенством реакторов на украинских АЭС, значение тепловых электростан­ций и угля как энергетического топлива возрастает. Украина обладает значительными запасами угля для дальнейшего разви­тия электроэнергетики (свыше 100 млрд тонн, из которых 10 млрд уже готовы к эксплуатации). Для электроэнергетики страны необходимо 90 млн тонн условного топлива (у. т.), что в пересчёте на энергетический уголь составляет 140 млн тонн. Чтобы полностью отказаться от использования природного газа или мазута для производства электроэнергии на ТЭС, ежегодную добычу необходимо увеличить на 100 млн тонн угля. Следовательно, в целом — до 240 млн тонн. При таких темпах добычи угля в Украине осталось только на 400 лет.

Основные тепловые электростанции сосредоточены в Донбассе. Среди них крупнейшими являются Углегорская - 3,6 млн кВт, Мироновская, Луганская, Старобешевская — по 2,4 млн кВт каждая, Зуевская и Зуевская-2, Славянская, Кураховская, Штеровская. Здесь же функционирует мощная линия электропередачи Донбасс — западные области Украины.

В Приднепровье, с его сырьевой базой и наличием гидроэнерго­ресурсов, в отличие от Донбасса, также преобладает производство электроэнергии на ТЭС. Основу энергетики этого района состав­ляют крупные Криворожская ГРЭС и Криворожская ГРЭС-2 мощ­ностью по 3 млн кВт каждая, а также Приднепровская (возле г. Днепропетровска) — 2,4 млн кВт и Запорожская (г. Энергодар) — 3,6 млн кВт. С Донбассом и Приднепровьем линиями электропе­редачи связаны тепловые электростанции, расположенные возле Харькова. Среди них своей мощностью выделяется Змиевская ГРЭС (2,4 млн кВт), работающая на природном газе Шебелинского месторождения.

Крупные тепловые электростанции работают под Киевом и в самом городе, обеспечивая столицу и её промышленные предпри­ятия горячей водой и электроэнергией. Это, прежде всего, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, самая мощная в Украине ТЭЦ-6, Трипольская ГРЭС.

Теплоснабжение промышленных и бытовых потребителей основывается на использовании централизованных теплоисточников, их доля превышает 80%. В 2006г. отпуск тепла потребителям от централизованных источников составил 28998,2 тыс Гкал.

В настоящее время в структуре централизованного теплоснабжения наибольший удельный вес имеют котельные установки 62%, доля тепловых электростанций составляет 33 %, утилизационных установок 4,8 %, остальная выработка тепла (0,2%) осуществляется прочими установками. Тепловая мощность теплоэлектроцентралей составляет 132,8 тыс. ГДж/ч, котельных - 708,9 тыс. ГДж/ч. Анализ показывает, что в структуре мощностей ТЭЦ Украины около 40 % составляет энергетическое оборудование, рассчитанное на низкие и средние параметры пара (4 и 9 МПа), которое физически устарело и находится в критическом состоянии. Здесь, прежде всего, стоит задача вывода этого оборудования из эксплуатации и перевода ТЭЦ в режим работы котельных. Количество централизованных котельных мощностью более 84 ГДж/ч составляет 2780, при этом средняя мощность одной котельной 255 ГДж/ч.

Следует отметить основные отрицательные моменты систем централизованного теплоснабжения в Украине: низкая надежность транспорта тепла и большие эксплуатационные затраты (значительно выше проектных) на ремонт тепловых сетей; недостаточно гибкое регулирование режимов теплоснабжения, что снижает комфортность и приводит к потерям тепловой энергии; большой процент физического износа оборудования. В целом потребление в сфере централизованного теплоснабжения в 2006 г. по сравнению с 2005 г. снизилось на 12%, при этом с 2006г. отмечался рост теплопотребления в быту.

Согласно статистике потери тепла при централизованном теплоснабжении составляют выше 17% общего количества тепловой энергии, передаваемой потребителям. При дальнейшем развитии теплоснабжения Украины и техническом перевооружении всей теплоэнергетики необходимо учитывать два основных взаимоисключающих фактора: снижение доли централизации в связи с предполагаемым массовым индивидуальным жилищным строительством, с одной стороны, и необходимость увеличения удельного веса теплофикационной выработки электроэнергии в связи с резким удорожанием органического топлива и возникающими проблемами топливообеспечения с другой. Развитие теплофикации предполагает использование новых прогрессивных технологий: внедрение парогазовых ТЭЦ с утилизацией тепла по схеме высокотемпературных и низкотемпературных подогревателей на базе отечественного и импортного оборудования, в частности, внедрение парогазовых ТЭЦ по схеме высокотемпературных подогревателей при внутрицикловой газификации угля на паровоздушном дутье, а также с парогенераторами с кипящим слоем; совершенствование паротурбинного цикла путем утилизации тепла уходящих газов при охлаждении их ниже температуры точки росы; организация процесса сжигания природного газа с утилизацией тепла, что позволяет снизить расход газа на 10 12% и вредные выбросы на 50 - 60%. Украина располагает значительными ресурсами нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнечная и геотермальная энергия) для получения тепла. Однако при современном уровне развития техники их широкое использование затруднено из-за неконкурентоспособности в сравнении с традиционными источниками, так как государство практически не вкладывало средства в создание нужных технологий и оборудования. Вовлечение в энергетический баланс страны ресурсов геотермальной и солнечной энергии для целей теплоснабжения может обеспечить экономию органического топлива в размере 35%. Недостаточно используются такие нетрадиционные источники теплоснабжения, как тепловые насосы. При утилизации теплоты возобновляемых источников энергии и низкотемпературных вторичных ресурсов тепловые насосы могут обеспечить до 5% производства тепловой энергии. Теплонасосные станции мощностью 25 100 МВт, способные извлекать тепловую энергию из больших природных водоемов, систем оборотного водоснабжения предприятий, стоков городов, могут заменить традиционные котельные, предотвращая при этом экологический ущерб, наносимый сжиганием топлива. Очевидно, что в перспективе доля централизованного теплоснабжения несколько снизится в связи с увеличением удельного веса децентрализованных источников, однако роль централизованных источников тепла останется преобладающей. До начала процесса приватизации около 30% источников централизованного теплоснабжения находилось в собственности коммунальной энергетики, а остальные принадлежали отраслевым министерствам (Минэнерго и другим). Все это была государственная собственность. В настоящее время более 40% источников централизованного теплоснабжения является собственностью частных лиц и местной администрации, предполагается полная
передача источников теплоснабжения из государственной собственности в частную и в собственность местных органов управления. Энергетика и другие отрасли экономики оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при этом доля энергетических отраслей составляет до 60%. Снижение объема выбросов за последние годы связано главным образом с уменьшением производства электрической и тепловой энергии, так как отсутствие финансирования не позволило реализовать новые мероприятия по уменьшению вредных выбросов. Основная доля выбросов парниковых газов 86% приходится на процессы сжигания различных видов топлива, 14% выбросов образуется в технологических процессах производства. Мероприятия по уменьшению выбросов парниковых газов можно систематизировать следующим образом: реализация мер по снижению потребности в топливе и энергии; совершенствование индустриальных (технологических) процессов с целью снижения объемов эмиссии; лесовосстановление, в том числе в зоне Чернобыльской АЭС; утилизация жидких и твердых бытовых отходов с целью снижения выбросов СН4; осуществление комплекса специальных мероприятий и внедрение эффективных устройств по снижению выбросов NО, СО и др.; прочие способы снижения вредных выбросов (сокращение потерь горючих газов, совершенствование внутриотраслевой структуры производства и др.)[4]

К основным потребителям электроэнергии относятся: промышленность (включая агропроизводство) 35%, сельское хозяйство 22%, население 21%, социальная сфера 15%, прочие потребители 7%.

Главными производителями электроэнергии в республике являются тепловые электростанции. Все, за исключением Камыш-Бурунской, использующей уголь, работают на газе, в режиме производства электроэнергии и тепла, т. е. являются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ). Например суммарная мощность всех электростанций Крыма составляет 374,5 МВт. Мощность Симферопольской ТЭЦ составляет 278 МВт, Севастопольской 54,5 МВт, Камыш-Бурунской - 30 МВт и Сакской - 12 МВт. На каждого жителя республики приходится около 3 тыс. кВт.час электроэнергии в год. Для сравнения: в бывшем СССР в среднем 6 тыс., в США 11 тыс., в Норвегии 15 тыс. кВт час в год на человека. Добиться прироста производства электроэнергии на действующих ТЭЦ в объеме, обеспечивающем полное снятие дефицита, невозможно. Периодическое увеличение затрат на приобретение ТЭР при переходе к рыночным отношениям ставит в очень тяжелое экономическое положение как отдельные энергоемкие промышленные предприятия, так и основные отрасли экономики Украины в целом. В то же время, эффективность использования ТЭР на промышленных предприятиях Украины очень низка. При общем спаде производства, энергетические затраты на единицу национального валового продукта увеличились на 25-40 %, что в 2-3 раза выше показателей, в экономически развитых странах Западной Европы. При этом стоимость энергоресурсов на многих промышленных отечественных предприятиях уже достигает 50-70% от стоимости всех затрат, заложенных в себестоимость выпускаемой продукции. Это приводит к ее неконкурентноспособности и снижению реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

1.2. Производство теплоэлектроэнергии.

 

Динамика производства электроэнергии в Украине отражена в табл. 4. Из неё видно, что производство электроэнергии увеличилась на 3,7%. Цифра не велика, но в сравнении с масштабным спадом производства в отраслях промышленности она говорит об относительном благополучии энергетики.

Если произвести структуризацию объема производимой энергии по типу генерирующего источника, то ситуация будет следующей. Производство электроэнергии тепловыми станциями постоянно возрастает и по итогам 2006 года составила 42,4%. Доля ГЭС осталась неизменной. А АЭС возросла незначительно.

Таблица 2.  Производство электроэнергии в Украине

Наименование 12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г. Изменения +/-
Млн.квт. час % производства Млн.квт. час % производства Млн.квт. час %
Произведено всего энергии 192129,7 100,0 185186,9 100,0 6942,8 3,7
1. Электростанциями: 184573,8 96,1 176599,8 95,4 7974,0 4,5
ТЭС 81488,6 42,4 75514,9 40,8 5973,7 7,9
ГЭС 12854,4 6,7 12320,6 6,7 533,8 4,3
АЭС 90225,1 47,0 88756,1 47,9 1469,0 1,7
2. Блок станциями и коммуникациями ТЭЦ 7555,9 3,9 8587,1 4,6 -1031,2 -12,0

Как сообщил ранее Госкомстат, украинские тепловые электростанции в январе-мае 2007 года сократили производство электроэнергии до 37,0 миллиарда киловатт-часов, что на 3,1% меньше объема производства за аналогичный период 2006 года.

Таблица 3. Выработка тепловой энергии

Наименование Всего тыс.Гкал +/- тыс гКал %
За декабрь 2006 г. 3563,8 -781,2 -18,0
За 12 месяцев 2006 г. 28998,2 -572,9 -1,94

Из таблицы 3 видно, что происходит падение спроса на тепловую энергию.

Одна из причин неуклонного падения - снижение потребностей в электроэнергии всех секторов экономики за исключением социально-бытового ввиду продолжающегося экономического кризиса (табл. 4).

Но увеличение потребления энергии населением нельзя объяснить только повышением мощности, используемой в быту (установка электрических обогревателей ввиду плохого теплоснабжения жилья). Большая часть прироста обусловлена улучшением контроля за потреблением электроэнергии, поскольку значительная часть энергии разворовывается населением, особенно в сельской местности.

Таблица 4. Потребление электрической энергии

Потребители 2003 2004 2004 к 2003, % 2005 2005 к 2004, % 2006 2006 к 2005, %
Промышленность, строительство, транспорт 122,4 100,9 -17,6 92,7 -8,1 84,8 -8,5
Сельское хозяйство 18,4 16,7 -9,2 13,6 -18,6 11,9 -12,5
Коммунально-бытовое хозяйство 20,2 19,1 -5,4 18 -5,8 17,7 -1,7
Население 26,9 16,4 -39,0 17,8 +8,5 25,4 +42,7
Всего (нетто) 187,9 163,5 -13,0 151,3 -7,5 139,8 -7,6

Сырьевая база

 

Кроме того потенциал отрасли остается нереализованным по причине плохого обеспечения электростанций топливом. Украина импортозависима от поставок первичных энергоносителей.

Потребности народно-хозяйственного комплекса за счет собственных ресурсов нефти и газа удовлетворяются на 10-20%, угля - до 80%. В 2006 г. на оплату первичных энергоносителей было затрачено $15.98 млрд. Для стабильного функционирования электроэнергетики требуется около 35% всех топливных расходов страны. Потребление топлива в натуральном выражении приведено в табл. 6.

Таблица 5. Структура энергетических ресурсов, используемых в производстве электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями Украины

2006 г. 2005 г.
Всего За сутки Всего За сутки
Поступило угля на ТЭС 3179,3 102,6 2481,8 80,1
От предприятий угольной промышленности 3179,3 102,6 2481,8 80,1
Затраты 3464,8 111,8 3194,2 103
2006 г. 2005 г.
Обеспечение топливным мазутом, тыс.т Поставлено Израсходовано Поставлено Израсходовано
15,3 6,8 12,4 8,3
2006 г. 2005 г.
Получено газа, млн.куб.м Всего За сутки Всего За сутки
793,8 25,6 896,1 28,9
В т.ч. ГК 210,7 6,8 243,7 7,9

Таблица 6. Динамика поступлений за год

наименование 12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г +/- к факт
Поступило угля на ТЭС 33193,6 28055,2 5138,4
израсходовано 33422,0 27458,3 5963,7
Остаток на 01.01.2007 г. 2268,6 2497 -228,4
12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г
Топочный мазут, тыс. т Поступило израсходовано запасы
137,6 123,7 168,4
12 месяцев 2006 г. 12 месяцев 2005 г +/- к факт.
Получено газа 6660,8 8758,2 -2097,4
В т. ч. ГК 1756,6 3090,1 -1333,5

   

Из таблицы 6 видно, что поступление угля и топочного мазута на тепловые станции возросло. А вот поступление газа - уменьшилось. Это связано, прежде всего, с тем, что цена на газ возрастает.

На тепловые электростанции Украины с начала года отгружено 14,4 млн тонн угля. Это на 9,0%, или на 1,43 млн тонн меньше, чем в январе-октябре 2006 года. В октябре 2007 года угледобывающие предприятия Минуглепрома отгрузили на ТЭС НАК "Энергетическая компания Украины" около 1,52 млн тонн энергетического угля, что на 7,88%, или на 0,13 млн тонн меньше, чем в октябре прошлого года. Средняя калорийность этого угля составляла 5 459 ккал/кг при базовом показателе, предусмотренном "Прогнозным балансом электрической энергии, топлива и расходов генерирующих компаний (ТЭС)" 4 998 ккал/кг. Это дало возможность генерирующим компаниям обеспечить текущий баланс электроэнергии при уменьшении расходов на перевозку угля.

1.4. Тепловые электростанции

Потенциал теплоэнергетики Украины составляют 44 электростанции из которых 14 крупных. В таблице 7 приведено количество блоков различных типов, установленных на этих станциях.

Таблица 7.

Количество больших энергетических блоков, установленных на ТЭС Украины
Мощность блока, МВт Количество блоков
720-800 8
282-300 42
250 (с теплофикационной турбиной) 5
175-210 43
150 6
Всего 104

С началом развития атомной энергетики инвестиции в теплоэнергетику уменьшились практически до нуля. Последняя ТЭС была введена в эксплуатацию в 1969 г. и с тех пор существенных государственных капиталовложений в теплоэнергетику не осуществлялось. Все последние крупные проекты реконструкции теплоэлектростанций осуществлялись при финансовой поддержке международных организаций. К 2000 г., когда была выведена из эксплуатации Чернобыльская АЭС, нужно было изыскать средства для замещения выбывающих мощностей. Замещение было осуществлено путем реконструкции существующих и строительства новых ТЭС.

 

1.5.Тепловые сети

В Украине развито централизованное теплоснабжение ряда крупных городов. На балансе энергетических систем Минэнерго 2.8 тыс. км тепловых сетей. Это, в основном, сети, соединяющие теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали с городскими теплосетями. Городские тепловые сети принадлежат местным органам управления.

Вероятно, дальнейшее развитие централизованного теплоснабжения будет прекращено в силу больших потерь тепла при транспортировке. В условиях практически полной зависимости энергетики от импортного газа рациональным является переход к небольшим местным котельным, несмотря на их отрицательное влияние, на экологическую ситуацию в городах.


Выводы по 1 разделу

 

Энергосистема и ключевые отрасли экономики Украины зависят от импорта дорожающего российского и среднеазиатского газа и других энергоносителей. Власти хотят сократить потребление зарубежного топлива в пользу более эффективного использования добываемого на территории страны угля.

Украина планирует масштабную реконструкцию электростанций, построенных еще во времена Советского Союза, ввод в эксплуатацию новых мощностей с внедрением новых технологий.

На первом этапе в 2007-2010 годах – энергетики планируют плановые капитальные ремонты оборудования станций; в 2011-2016 годах проводить поузловую реконструкцию с целью продления сроков эксплуатации энергоблоков, повышения мощности блоков на 10-15 мегаватт.

На третьем этапе, в 2017-2030 годах, планируется строительство новых энергоблоков и вывод из эксплуатации старых.

Правительство создало Энергетическую компанию в 2004 году с целью объединения в этой структуре всех находящихся в госсобственности энергоактивов страны.

Государство владеет пакетами акций в 21 областной энергораспределяющей компании, а также в его руках находятся контрольные пакеты акций в пяти энергогенерирующих компаниях, ряд тепловых электростанций и другие активы (всего более сорока компаний).

Основу тепловой энергетики Украины составляют 11 электростанций с 79 энергоблоками мощностью от 150 до 800 мегаватт, работающими на органическом топливе. Большая часть этих блоков была введена в эксплуатацию в 1960-70 годах, и все они требуют модернизации и постепенной замены. Общая мощность энергоблоков ТЭС составляет 23.090 мегаватт, что составляет 44,4% от всех установленных мощностей на украинских электростанциях.

Благодаря принятым правительством и коллегией Минуглепрома мерам, в угольной отрасли наметились положительные тенденции. В частности, благодаря этим мерам до конца 2007 года будут отгружены на тепловые электростанции Украины запланированные в прогнозном балансе 19,5 млн тонн энергетического угля (за 10 месяцев 2007 года отгружено 14,5 млн тонн энергетического угля). Сегодня отставание от плановых показателей составляет 1,5%.

По словам Министра, запасы угля в Украине оцениваются в пределах 117 млрд тонн, из которых энергетический составляет 70 млрд тонн. Сегодня ежесуточно в Украине в среднем добывается 121,6 тыс. тонн угля, для сравнения - в октябре его добывали 114 тонн, в сентябре - на 7,2 тыс. тонн на сутки меньше, чем в октябре.

С. Тулуб сообщил, что стоимость товарной угольной продукции в октябре 2007 г. составила 758,8 млн грн, что на 135,2 млн грн больше этого показателя за сентябрь. В этом году будет добыто угля на 15% больше, чем в прошлом году. Среди факторов, влияющих на рост показателей, - с начала 2007 года проведено 227 км вскрышных и подготовительных горных выработок, что на 14,6 км больше, чем за соответствующий период прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года 78 шахт (почти 60%) увеличили объемы проведения горных выработок. Активизация этих работ и улучшение финансирования обеспечили введение с начала года в работу 112 новых лав, что на 23 очистительных забоя больше, чем в 2006 году. С 14-ти до 6-ти сократилось количество шахт, не имевших ни одной лавы. До конца года предусматривается ввести 32 новые лавы. Благодаря чему будут созданы новые рабочие места.


  2. Алгоритм реструктуризационных изменений рынка тепловой энергии Украины.

2.1.     Разные формы собственности генерирующих мощностей.

Стоит обратить внимание на те значительные структурные изменения, связанные с формированием конкурентных энергорынков, кото­рые имели место в странах Центрально-Восточной и Южной Европы, полу­чивших полноправное или ассоциированное членство в Евросоюзе в 2004 и 2007 гг. Реформы в энергетическом секторе постсоциалистических стран осу­ществлялись в контексте реализации мероприятий по обеспечению его функ­ционирования в соответствии с общеевропейскими требованиями в этой сфе­ре, в частности, изложенными в Директивах ЕС по внутреннему рынку элект­роэнергии (96/92/ЕС), а также новых Директивах ЕС по электроэнергии (54/2003/ЕС) и газу (54/2003/ЕС). Эти и другие нормативно-регуляторные акты предусматривают для стран — членов ЕС поэтапный переход от монополизи­рованных национальных рынков электроэнергии и газа к либерализирован-ным и полностью открытым (с июля 2007 г.), что позволит говорить о единых энергетических рынках ЕС, соответственно, электроэнергии и газа.

         Опыт реструктуризационных реформ электроэнергетического сектора стран ЦВЕ (в основном они реализованы на протяжении 90-х годов XX в.) доказывает, что большинство из них шли по пути дезинтеграции электро­энергетических холдингов и приватизации (поэтапной и достаточно про­должительной) генерирующих и дистрибуционных компаний. В частности, во время присоединения к ЕС в Чехии были частично приватизированы 8 энергоснабжающих компаний и главная генерирующая компания "CEZ" (доля государственной собственности в ее активах сократилась до 68%). В Венг­рии на тот период ведущая генерирующая компания "MVM" на 99% нахо­дилась под государственным контролем (сегодня в ее собственности — атом­ные электростанции), а в частную собственность (преимущественно немец­ким и французским компаниям) перешли 6 региональных энергоснабжающих компаний, а также 6 из 8 наиболее крупных ТЭС [5].

            В Польше в ходе евроинтеграционных реформ по либерализации энергетических рынков в частную собственность было передано 4 из 10 государственных энергогенерирующих компаний (ныне приватизируются еще 4); 9 из 21 государствен­ного объекта когенерации (еще 6 находятся в процессе разгосударствления); 2 из 11 укрупненных дистрибуционных энергетических компаний [6].

          Мас­штабная приватизация сегодня развернута в электроэнергетике Румынии. В этом году правительство планирует передать негосударственным инвесто­рам те из 8 региональных энергоснабжающих компаний, которые до сих пор не приватизированы (4 из них были куплены энергетическими концер­нами Италии, Германии и Чехии в 2004-2005 гг.) [7].

Мировой опыт убедительно доказывает, что разделение энергетических мо­нополий по видам деятельности и их взвешенное, поэтапное разгосудар­ствление (исключительно в сферах, где они целесообразны) - это предпо­сылка создания энергорынков, ориентированных на конкуренцию. Сфера тепловой генерации - не исключение, во многих экономически развитых странах она эффективно функционирует благодаря масштабному привле­чению частного капитала (наиболее экономически мотивированного, ин­вестиционно способного и ориентированного на укрепление собственных рыночных позиций).

Так, в Великобритании после масштабной либерализации рынка гене­рирующих мощностей в 90-х годах XX в. абсолютно все теплогенерирующие компании находятся в частной собственности. Поскольку рыночная доля каждой из них не превышает 7-10% (национальная Служба по регулирова­нию электроэнергетики целенаправленно противодействует процессам мо­нополистической концентрации на этом рынке), то это ограждает данный сегмент энергорынка даже от проявлений олигополизации (достаточно ха­рактерной модели для многих других стран), не говоря уже о монополиза­ции. Более того, эта страна успешно приватизировала важные объекты атом­ной генерации, которая во всем мире объективно считается сферой исклю­чительно государственной собственности. В октябре 2006 г. британское пра­вительство объявило о своем окончательном решении в отношении прива­тизации в последующие годы остальной части активов в сфере ядерной энер­гетики, прежде всего компании "British Nuclear Group" (покупателям будут предлагаться многолетние контракты на управление ядерными объектами и выполнение работ на них, в частности по дезактивации и др.), вследствие чего государственной останется только научно-исследовательская компа­ния по ядерным исследованиям.

Давние традиции пребывания энергогенерации в частной собственнос­ти имеют США — частные компании, специализирующиеся на генерации электроэнергии (независимые производители), там активно начали созда­ваться еще в конце 70-х годов XX в. Этот процесс дал значительный вос­производственный эффект для американской экономики, поскольку с по­мощью таких структур вводились в эксплуатацию новые энергогенериру-ющие мощности, и уже до конца 90-х годов доля частных производителей электроэнергии в общей установленной мощности генерации возросла до

30%. Сегодня в США 34% суммарной выработки электроэнергии прихо­дится на некоммунальные (исключительно частные) энергокомпании; а среди тех, которые находятся в коммунальной собственности (это частные, кооперативные, муниципальные, государственные субъекты электроэнер­гетики с большим спектром услуг), частные компании владеют 75% уста­новленной мощности энергогенерации.

Значительная часть энергогенерирующих активов, в первую очередь ТЭС, принадлежит негосударственным собственникам и во многих других индустриальных, а также в странах с переходной экономикой, которые име­ют или активно формируют энергорынки, ориентированные на конкурен­цию. Сегодня можно аргументированно утверждать, что по этому пути бу­дет идти и Украина, поскольку существует ряд основательных, вполне объек­тивных причин, обусловливающих необходимость поэтапной приватиза­ции отечественной тепловой энергетики на основе дифференцированного подхода.

2.2.     Проблемы тепловой энергетики Украины

В электроэнергетическом секторе Украины за трансформационный период проведен ряд важных рыночных реформ, и хотя не все они обеспе­чили ожидаемый эффект и не все имели необходимое продолжение, в ко­нечном итоге был получен такой системно значимый результат, как хозяй­ственное и юридическое отделение разных видов деятельности (генерация, распределение, передача электроэнергии и снабжение ею) из 8 государствен­ных энергетических компаний с традиционным для плановой экономики вертикально интегрированным строением. По логике реформативных пре­образований механизмы рыночной конкуренции должны были быть импле-ментированы в таких сегментах украинской электроэнергетики, как произ­водство и дистрибуция электроэнергии. В то же время государственная мо­нополия объективно должна быть сохранена в сфере диспетчеризации и уп­равления магистральными электросетями ОЭС Украины. Одним из инстру-ментов создания конкурентных рынков в указанных сегментах отечествен­ной электроэнергетики стала приватизация - вначале в планах разгосудар­ствления этого сектора предполагалось передать в частную собственность 27 дистрибуционных и 4 генерирующие теплоэнергетические компании Украины.

Однако частичный переход к конкуренции разных форм собственнос­ти на электроэнергетические активы произошел только в сфере снабжения электроэнергией: в 1998 и 2001 гг. частный капитал появился в уставных фондах 13 из 27 областных энергоснабжаюших компаний страны (устав­ный фонд 7 облэнерго был сформирован за счет источников частной соб­ственности на 75%, а 6 — на 100%). В сфере производства электроэнергии в Украине структурные преобразования, связанные с реформированием соб­ственности на генерирующие активы, до сих пор практически не реализо­ваны (выкуп частной структурой Луганской, Кураховской и Зуевской ТЭС на аукционе по продаже имущества за долги компании ОАО "Донбассэнерго" ни по содержанию, ни по форме нельзя считать приватизацией). Хотя мировой опыт убедительно доказывает, что разделение энергетических мо­нополий по видам деятельности и их взвешенное, поэтапное разгосудар­ствление (исключительно в сферах, где они целесообразны) - это предпо­сылка создания энергорынков, ориентированных на конкуренцию. Сфера тепловой генерации - не исключение, во многих экономически развитых странах она эффективно функционирует благодаря масштабному привле­чению частного капитала (наиболее экономически мотивированного, ин­вестиционно способного и ориентированного на укрепление собственных рыночных позиций).

Во-первых, насущная потребность в технико-технологической реконст­рукции, обновлении и ремонте производственных мощностей и инфраструк­туры украинской теплоэнергетики. Половина из 14 украинских ТЭС были спроектированы свыше полстолетия тому назад и введены в эксплуатацию еще в 60-е годы XX в., а еще 6 ТЭС - в 70-е годы. Устаревшие низкоэффек­тивные технологии, несколько десятилетий эксплуатации, продолжитель­ная работа теплоэнергетического оборудования в маневровых режимах и на топливе, которые не отвечают проектным параметрам, хроническое не­выполнение ремонтов в необходимых объемах - все это вплотную прибли­зило основные производственные фонды отечественной тепловой генера­ции к критической грани физического и морального износа. По официаль­ным данным Министерства топлива и энергетики Украины, сегодня рас­четный ресурс работы (100 тыс. час.) отработали 92% энергоблоков отече­ственных ТЭС, а границы предельного ресурса (170 тыс. час.) и физическо­го износа (200 тыс. час.) превысили 64% их общего количества. В силу того, что ныне активное участие в энергогенерации принимают лишь 22-28% установленных мощностей украинских ТЭС, определенную их часть (в пер­вую очередь - изношенную) следует законсервировать и подготовить к де­монтажу. Очевидно, что и реабилитация мощностей теплоэлектростанций Украины, и потенциальная консервация и демонтаж их определенной час­ти требуют значительных капитальных вложений, по объему не сопостави­мых с величиной бюджетного финансирования отрасли, а это актуализиру­ет вопрос привлечения частного капитала для ее развития.

Во-вторых, потенциальная потребность в расширении парка генериру­ющих мощностей электроэнергетики Украины. Растущий в контексте до­статочно интенсивного экономического развития нашего государства спрос на электрическую и тепловую энергию будет требовать адекватного нара­щивания производственных мощностей отечественной энергогенерации. В Энергетической стратегии Украины предусматривается введение до 2030 г. 12 млн. кВт новых мощностей ТЭС (а это, в свою очередь, будет требовать возведения новых объектов энергетической инфраструктуры), что также определяет необходимость получения масштабных инвестици­онных ресурсов.

В третьих, объективная потребность в совершенствовании организаци­онного, производственного, финансового, энергетического менеджмента энер-гогенерирующих компаний Украины, вытекающая из низкой технолого-эко-номической эффективности работы отечественных теплоэлектростанций по сравнению с аналогичными показателями стран ЕС. Агрегированная оценка эффективности функционирования ТЭС Украины и отдельных стран Евросоюза по таким критериям, как степень загрузки мощностей, коэффи­циент их полезного действия (КПД), энергоемкость и экологичность про­изводства, демонстрирует абсолютную неконкурентоспособность отече­ственной тепловой генерации (см. таблицу 8).

Таблица 8. Индикаторы эффективности развития тепловой энергетики стран ЕС и Украины

Страны Коэффициент использования установленной мощности (%) (2005 г.) КПД угольных блоков ТЭС (%) КПД газовых блоков ТЭС (%) Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии выработанной ТЭС (г у. т/кВт.ч)(2004 г.)

Удельная экологичность произвдства ТЭС (кг СО2/МВт.ч)(2005 г.)

Австрия 37 39 47 214 140
Германия 53 37 45 246 430
Франция 56 х 53 247 80
Польша 54 33(средний) 252 580
Венгрия 47 32 38 267 370
Чехия 64 31(средний) 282 430
Украина 28 30* 33* 379 (2005 г.) 716 (2003 г.)**

* По данным теплотехнических испытаний ОРГРЭС.

*• Рассчитано на основе оценки Всемирного банка в отношении карбоновых выбросов когенерации в Украине (Источник: European Energy and Transport. Trends to 2030 — update 2005. European Commission, Directorate-General for Energy and Transport. European Communities, 2006, 146 pp.; Energy Policies of IEA Countries - Hungary, 2006 Review, International Energy Agency, 2007,156 pp.), на основе: Energy: Yearly Statis­tics. Data 2004. European Communities, Eurostat, 2006,436pp., атакже поданным Минтопливэнерго Украины.

По всем указанным критериям предприятия тепловой энергетики Ук­раины имеют худшие показатели, чем ТЭС развитых и переходных стран Европы, а по такому определяющему критерию, как величина удельных расходов топлива на отпуск произведенной электроэнергии, отставание в среднем составляет 1,5 раза.

В-четвертых, очевидная необходимость внедрения качественно новых для отечественных ТЭС производственных технологий (энерго- и экологосберега-ющих) обусловлена низкой конкурентоспособностью и значительным эко-деструктивным влиянием деятельности тепловой генерации Украины на текущем этапе. Достойным наследования представляется опыт Евросоюза, который, стремясь укрепить собственную конкурентную позицию на меж-дународной экономической арене путем сокращения энергоемкости произ­водства, активно разрабатывает Европейский План по стратегическим энер-ютехнологиям (European Strategic Energy Technology Plan (SET-Plan)) [9].При подготовке данного Плана предлагается ориентироваться на наиболее пер-спективные для теплоэнергетики "низкокарбоновые" технологии, связан­ные с эксплуатацией газовых турбин комбинированного цикла; парогазовых турбин комбинированного цикла на основе использования очищенно­го угля с улавливателями и накопителями СО2; улучшенного оборудования на основе ископаемого топлива (паровая установка комбинированного цик­ла интегрированной газификации) с улавливателями и накопителями угле­родных выбросов.

Этих ориентиров должна придерживаться и Украина, разрабатывая го­сударственную политику по технологическому развитию собственной теп­ловой энергетики. Частичная техническая реконструкция морально устарев­ших и физически изношенных пылеугольных и газомазутных блоков укра­инских ТЭС (а лишь на это финансово способно государстве) ни при каких условиях не приблизит их развитие к параметрам (энергетическим, эконо­мическим, экологическим) конкурентоспособности европейской теплоэнер­гетики. Для этого необходима существенная технологическая модернизация отечественной тепловой генерации, которую в пределах инвестиционных обязательств и в контексте государственной энергетической политики по­степенно могли бы реализовать частные стратегические инвесторы.

2.3.     Приватизация и приток инвестиций в тепловую энергетику Украины.

На основании вышеизложенного следует отметить, что для приватизации украинской теплоэнергетики существуют два весомых основания:

- потребность в более эффективном менеджменте отечественных объектов тепловой генерации для повышения конкурентоспособности и приближения параметров работы украинских ТЭС, по крайней мере, к сред­неевропейскому уровню. Как показывает мировая экономическая практи­ка, преимущественно именно частный собственник (и в энергетической сфере) обеспечивает реализацию наиболее эффективных организационно-управленческих моделей хозяйствования;

- потребность в масштабных капиталовложениях в целях модерниза­ции, технической реконструкции, введения новых мощностей, внедрения новых энерго- и экологоэффективных технологий в сфере тепловой энер­гетики. Так, согласно ориентирам Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года, в развитие отечественной тепловой генерации на 2006—2010 гг. необходимо инвестировать 16,7 млрд. грн. [10], а, по мнению междуна­родных экспертов, лишь замена и обновление мощностей украинских ТЭСв ближайшие годы потребуют около 2,5 млрд. дол. (свыше 100 млн. дол. на 1 энергоблок).

Особенно важна реализация масштабного привлечения инвестиций в модернизацию и развитие производственных мощностей украинской теп­ловой генерации. В макроэкономической плоскости привлечение надеж­ного источника таких инвестиций будет способствовать укреплению кон­курентной позиции Украины на мировых рынках, ведь инвестиции в тра­диционную и высокотехнологическую инфраструктуру являются третьим в перечне десяти "Золотых правил конкурентоспособности", рекомендован­ных странам швейцарским Институтом развития менеджмента (IMD) — ведущей международной институцией по исследованию проблем нацио­нальной конкурентоспособности [11].

Привлечение негосударственного источника капиталовложений в оте­чественную тепловую генерацию имеет непосредственное значение также

и в разрезе отраслевого ценообразования. Ведь, в соответствии с Правила­ми ОРЭ Украины, в оптовую цену электроэнергии, кроме стоимости ее за­купки у всех производителей — участников рынка и других составляющих, включается так называемая целевая надбавка, которая идет на финансиро­вание инвестиционных проектов в энергетике (в том числе по модерниза­ции и реконструкции), а также развитие альтернативных источников энер­гии и т. д. В частности, в 2005 г. в структуре оптовой цены на электроэнер­гию в Украине (электроэнергия закуплена у генерирующих компаний ТЭС) ее стоимость составила 42%, а целевая надбавка — почти 9% [12].  Фактически за счет этой инвестиционной составляющей искусственно завышается оп­товая рыночная цена на электроэнергию - таким образом, государство час­тично покрывает нехватку капитальных денежных средств для развития оте­чественной электроэнергетики в целом и повышает прибыльность работы теплоэлектростанций в частности (по отчетным данным Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Украины, в 2005 г. рентабельность генерирующих компаний ТЭС с учетом целевой надбавки составила 11,9%, тогда как без нее - лишь 7,1%). Еще один осложняющий момент связан с отсутствием результативных и всесторонне обоснованных методик для определения уровня и эффективности применения "инвести­ционной" надбавки к цене электроэнергии, что является источником, ини­циирующим постоянные и достаточно значительные риски нецелевого ис­пользования такой составляющей. И поэтому в данном контексте важен такой вывод: в будущем приватизированные объекты генерации не будут нуждаться в целевой надбавке, что, при прочих равных условиях, позволит отказаться от вынужденного завышения цены на электроэнергию на ОРЭ.

Кроме того, приток частного капитала в теплоэнергетику позволит в определенной степени облегчить нагрузку на государственный бюджет (за счет прекращения или же существенного уменьшения субсидирования этой отрасли). На сегодняшний день государство вынуждено субсидировать энер-гогенерирующие компании, поскольку самостоятельно они финансово не­способны обеспечивать необходимые капиталовложения, потребность в которых динамически возрастает под действием уже указанных факторов. В последние годы правительство субсидирует энергетические предприятия, выделяя из бюджета денежные средства для частичной компенсации про­центной ставки по привлеченным кредитам на финансирование главным образом капитальных инвестиций. Так, финансирование по статье "Удешев­ление кредитов на строительство энергоблоков атомных, гидроаккумули-рующих и других электростанций; магистральных, горных и сельских ли­ний электропередачи, а также на создание запасов твердого топлива для теп­лоэлектростанций" из государственного бюджета Украины в 2005 г. соста­вило 506 млн. грн., в 2006 г. — 652 млн., а на 2007 г. должно составить, соот­ветственно, 352 млн. грн. Понятно, что дальнейшее пребывание тепловой генерации в государственной собственности будет означать сохранение практики ее бюджетного субсидирования.

В силу этого становится вполне очевидно, что поэтапная частичная приватизация тепловой генерации — это инструмент, применив который, можно избежать структурной деформации отечественной энергетики вслед­ствие сокращения доли ТЭС в связи с их критической физической деграда-

цией. Ведь подобное сокращение вполне вероятно (общеизвестна ценовая неконкурентоспособность ТЭС по сравнению с атомными и гидравличе­скими станциями) и в конечном итоге может привести к таким отрицатель­ным последствиям, как потеря основных фондов, запаса маневровых и ре­гулирующих мощностей, профессиональных ресурсов отрасли.

Для Украины, энергетическая и экономическая политика которой до сих пор не обеспечила необходимый эффект для усиления энергетической составляющей национальной конкурентоспособности, крайне важно разум­но (с учетом внутренней специфики) адаптировать положительный ино­странный опыт, в частности в сфере демонополизации энергосектора.

2.4.     Энергогенерирующие мощности России.

Государство в ближайшее время должно дать участникам рынка четкие сигналы об основных направлениях государственной энергетической политики. В такой сфере, как энергетика, всем сторонам, заинтересованным в новой генерации, для принятия решений необходимо видеть достаточно отдаленную перспективу.

Поэтому сейчас разрабатываются следующие документы: Инвестиционная программа РАО ЕЭС до 2010-2015 гг., Генеральная схема размещения объектов и программа развития электроэнергетики до 2020 г. и Целевое видение развития энергетики России до 2030 г. Главное, что должно быть в этих документах - обоснованный прогноз потребления электроэнергии с учетом энергосбережения (включая анализ потребления на региональных уровнях), прогноз обеспечения электроэнергетики топливными ресурсами и аргументированная политика ценообразования на эти ресурсы и на электроэнергию.

Наблюдающийся сейчас рост спроса на электроэнергию не должен привести к росту электроемкости ВВП, поэтому нужны срочные меры по повышению энергоэффективности экономики - введение программ управления спросом и нормативов потребления газа и электроэнергии по льготным тарифам для интенсификации энергосбережения у потребителей, а также активное внедрение энергосберегающих технологий.

Стартовым импульсом для развития новой генерации должно стать проведение ценовой политики, отражающей потребительские свойства газа и стоимость производства электроэнергии. Наиболее важным должно стать повышение цен на электроэнергию до уровня, покрывающего инвестиции электроэнергетических компаний. Повышение цен на газ также давно назрело, при этом важно, чтобы оно шло опережающими темпами по сравнению с ценами на уголь. Само повышение цен на газ должно идти заранее оговоренными темпами. Для этого нужен четкий, утвержденный Правительством график повышения цен на несколько лет, чтобы потребители могли заранее подготовиться к более высоким ценам за счет проведения энергосберегающих мероприятий. Целевой уровень повышения цен - это достижение равновесия между ценами внутреннего рынка и мировыми ценами за вычетом транспортных и прочих затрат.

Это должно обеспечить нормализацию соотношения цен на различные виды топлива и развитие межтопливной конкуренции. Для этого потребуется ускоренный запуск внутренних конкурентных рынков газа и электроэнергии - увеличение доли энергоресурсов, цены на которые не регулируются государством, путем развития биржевой торговли и заключения долгосрочных договоров.

Сегодня в условиях нарастающих региональных дефицитов электроэнергии главная задача - максимальное приближение сроков ввода всех генерирующих мощностей (особенно при расширении существующих станций). Потребуется опережающий ввод новых более эффективных мощностей на действующих электростанциях с последующим или отложенным на несколько лет демонтажем действующего оборудования.

Для определения путей развития новой генерации отправной точкой является прогноз топливного баланса электростанций с учетом ограничений по газу. Очевидно, что в перспективе доля газа в тепловой генерации должна снижаться, важно определить скорость этого снижения. Ситуация, сложившаяся с газообеспечением теплоэнергетики, диктует необходимость ускоренного развития угольной генерации, что включает:

·           ограничение использования газа угольными станциями;

·           отказ от перевода угольных станций на газ и строительства газовых блоков на угольных станциях (как это предполагалось сделать на Серовской ГРЭС в Свердловской области);

·           отказ от строительства газовых КЭС в угольных регионах (например, в Кемеровской области);

·           дозагрузка действующих угольных станций, по которым нет сетевых ограничений по переброске этих мощностей в энергодефицитные районы (Черепецкая, Рязанская, Каширская ГРЭС);

·           перевод обратно на уголь тех КЭС, которые изначально были запроектированы на уголь, а сейчас используют газ;

·           дополнительное развитие угольных ТЭС до предельно допустимой по возможностям существующих площадок мощности и начало разработки проектов новых площадок угольных станций, замещающих проекты новых крупных газовых станций на Урале и в ОЭС Центра

Для снятия угрозы дефицита в предстоящие годы придется увеличить использование мазута на газомазутных ТЭС, а также осуществлять импорт электроэнергии с атомных станций Украины, хотя бы в летний период, для экономии газа.

В стратегическом плане, как показано в данном исследовании, необходимо развитие одновременно и угольной, и атомной, и гидроэнергетики с постепенным снижением роли газа. Согласно 1 этапу "Генеральной схемы", общим принципом выбора структуры генерирующих мощностей после 2010 г., когда снимаются временные ограничения на строительство электростанций, является максимальная диверсификация структуры генерирующих мощностей в основных энергообъединениях страны. В "Генсхеме" предусматривается, что в перспективе до 2020 г. основой электроэнергетики России по- прежнему будут тепловые электростанции, однако в структуре потребления топлива на ТЭС доля угля должна постепенно увеличиться с 25% до 36-37% при сокращении доли газа с 68% до 58% (рис.2).

Рис.2. Прогноз потребления в топливе теплоэлектростанций

При этом мощности угольных станций должны возрасти с 40% от всех мощностей ТЭС в настоящее время до 47% в 2020 г. при соответствующем снижении доли мощностей газомазутных станций.

В долгосрочной перспективе в европейской части страны главным конкурентом тепловой генерации станут АЭС, размещаемые практически только в этом регионе страны. Здесь АЭС и новые угольные станции должны сочетаться с электропередачами постоянного тока из Сибири (от сибирских ГЭС и канско-ачинского угольно-энергетического комплекса). В ОЭС Урала парогазовые станции нужно дополнять генерацией на привозных углях и сибирскими электропередачами. В Сибири и на Дальнем Востоке должны рационально сочетаться станции, работающие на местных углях и ГЭС.


Выводы по 2 разделу.

Профессиональная разработка програм­мы демонополизации отечественной тепловой энергетики, которая, безус­ловно должна корреспондироваться с уже указанными документами, а так­же с планом внедрения новой модели ОРЭ, базовыми положениями Энер­гетической стратегии государства и долгосрочными программами ее соци­ально-экономического развития. Акцентируем внимание на том, что демо­нополизация отечественной теплоэнергетики не означает ее полномас­штабной приватизации (часть генерирующих активов, которые государство может технологически модернизировать, инвестиционно поддерживать и обеспечивать их конкурентную энергоэффективность, должна остаться в государственной собственности). Поэтому все действующие ТЭС Украины (кроме трех частных) следует оценить как потенциальные объекты програм­мы демонополизации. Для объективности такую оценку целесообразно осу­ществлять по следующим критериям:

—используемая технология энергогенерации (вид, количество, мощ­ность турбогенераторов);

—установленная суммарная мощность;

—объем производства электрической, тепловой энергии;

—коэффициент использования установленной мощности;

—резерв установленной мощности;

—удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии;

—степень износа основных фондов в целом, а также основного произ­водственного оборудования (по объектам) в частности;

—параметры износа расчетного ресурса работы оборудования;

—основные отраслевые потребители (промышленные объекты); про­гнозная оценка величины их спроса на товарную продукцию ТЭС; наличие
долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии;

—экологическая нагрузка деятельности ТЭС (карбоновые выбросы,
золошлаковые отходы и др.);

—топливная база, объемы потребления и основные поставщики топ­лива, наличие альтернативных источников поставки;

—результаты финансово-экономической деятельности (рентабельность,
ликвидность активов, кредитореко-дебиторская задолженность и т д.).

На базе оценки отечественных ТЭС по предлагаемым критериям и с учетом перечня стратегически необходимых технологий для теплоэнерге­тики Украины специалистами и экспертами объективно определяется пер­спективная и экономически и экологически приемлемая технология про­изводства (например, энергогенерации на основе комбинированного цик­ла сгорания природного газа) определенной ТЭС или же основные объекты ее частичной технической модернизации. Результаты такого определения, его технические и финансовые параметры могут рассматриваться как глав­ный пункт потенциальных инвестиционных обязательств, которые будут выдвигаться среди прочих условий приватизационных конкурсов.

Надеемся, что предоставленные рекомендации, а также учет собствен­ных и чужих ошибок в сфере реформирования, дезинтеграции и дерегули­рования национального электроэнергетического сектора позволят разрабо­тать и со временем реализовать эффективную стратегию таких изменений в энергетике Украины.


Выводы

 

 На современном этапе техническое состояние электроэнерге­тики в Украине в целом неудовлетворительное. Это связано с тем, что в течение десятилетий практически не модернизировалось энергетическое хозяйство. В итоге, 20 % энергетического оборудо­вания полностью изношено, 70 % отработало свой ресурс. Наиболее устаревшими в Украине являются тепловые электростанции Донбасса. К этому добавьте устаревшую технологию сжигания угля, мазута и газа, высокий уровень сработанности оборудования, что приводит к превышению затрат топлива и огромным выбросам вредных веществ в атмосферу.

По уровню энергопотребления на одного человека (свыше 5 тыс. кВт-час в год) Украина относится к странам со средними показателями. При этом структура потребления отличается от соответствующего показателя в развитых странах мира. Основная доля электроэнергии используется для потребностей промышлен­ности, где очень большие потери электроэнергии в результате бесхозяйственности и применения неэффективных технологий производства. Коммунальные потребности не превышают 1 000 кВт-час на одного городского жителя. Для сельских жителей показатель еще ниже — 500 кВт-час, это один из наиболее низких в мире показателей.

Среди причин, ограничивающих развитие энергетики в Украине, к важнейшим следует отнести экологическую. Выбросы ТЭС составляют до 30 % всех твёрдых частичек, поступающих в атмо­сферу в результате хозяйственной деятельности человека.

Кроме того, энергетика образует до 63 % оксидов сульфура и свыше 53 % оксидов нитрогена, которые поступают в воздух из стациона­рных источников загрязнения и являются основным источником кислотных дождей в Украине. Они попадают в воду рек, озёр и водохранилищ, в почву в виде соединений серной и азотной кис­лот. Оксиды нитрогена и карбона - основные компоненты смога. Поскольку возникла необходимость в увеличении доли использования угля в энергетике, экологическая ситуация может ухудшаться. Оксиды карбона, которые выбрасывают элект­ростанции в атмосферу, являются причиной парникового эффекта на нашей планете. Если их содержание в атмосфере не будет уменьшаться, Земле угрожает глобальное потепление кли­мата. Это, в свою очередь, приведёт к повышению уровня Мирового океана и затоплению обширных территорий.

Во время добычи угля ежегодный объём твёрдых отходов достигает 1—3 млрд кубических метров, жидких — 3 млрд кубических метров, вместе с ними в природные водоёмы сбрасыва­ются до 180 тыс. тонн механических примесей. Крупные ТЭС ежегодно используют миллионы тонн угля. Так, ГРЭС мощностью более 2 млн кВт сжигает 20 тыс. тонн угля в сутки. Украина по количеству «техни­ческой грязи» на душу населения, если даже исключить послед­ствия чернобыльской катастрофы, занимает 1-е место в Европе. Зоны экологических катастроф охватывают более 15 % территории нашего государства. Природная среда, естественная для жизни человека, настолько разрушена и видоизменена, что возникла реальная угроза физического существования нации.

Для уменьшения выбросов в атмосферу вредных веществ необ­ходимо соблюдать следующие требования: увеличивать объёмы использования природного газа на ТЭС за счёт уменьшения его затрат в металлургии и других отраслях хозяйства; повышать эффективность использования топлива разных видов; внедрять эффективные и экономически рентабельные очистные устройства и их системы; совершенствовать структуру промышленности. Важно также экономить электрическую и тепловую энергию во всех сферах человеческой деятельности. На лучших современных ТЭС мира уровень улавливания золы не ниже 99,5 — 99,8 %. Для сравнения: на некоторых электростанциях Украины этот показатель составляет только 95 %. Таким образом, выбросы золы уже превышают технически возможный уровень очистки в 10 — 20 раз.


Список использованной литературы

1. По­становление Кабинета Министров Украины № 1789 от 16 ноября 2002 г.

2. Указ Президента Украины № 863/2006 от 10 ок­тября 2006 г.

3. Дорогунцов С.І. Розміщення продуктивних сил. К.- 1999 р.

4. Жук М.В., Круль В.П. Розміщення продуктивних сил і економіка регіонів України.К.:Кондор.–2004р.

5. Заставний Ф. Д. Географія України: У 2 кн.: Навч. посібник. – Львів, Світ, 1994.-472с.

6. Коротун Ї.М., Коротун Л.Г., Коротун С.І. Розміщення продуктивних сил України. - Рівне: Вид-во УДАВГ, 1997. - 320,411с.

7. Долішній М. Концептуальна модель державної реґіональної політики України.www.ji.lviv.ua

8. Шаблій О. Деякі питання методології і теорії макрореґіоналізації України // Вісн. Львів, ун-ту. Сер. геогр. – 1999. – Вип. 24. – С. 4.

9. Поповкін В.А. Регіонально-цілісний підхід в економіці. – К.: Наук. думка, 1993.–220с.

10. Дзенис З.Е. Методология и методика социально-эконом-географических исследований. – Рига: Зинатне, 1980. – 262 с.

11. Адміністративно-територіальний устрій України крізь призму інтересів Регіонів та держави: Тези допов. міжреґіон. конф. “Регіони в незалежній Україні: пошук стратегії оптимального розвитку”. Харків, 1994. – Харків, 1994.–С.5-6.

12. Соціально-економічна географія України: Навч. посібник / За ред. проф. О.І. Шаблія. – Львів: Світ, 1994. – 608 с.

13. Поповкін В.А. До концепції державної реґіональної економічної політики. – К.: НІСД, 1995. – С. 58.

14.  Енергетична стратегія України на пepioд до 2030 року (Схвалена розпорядженням Кабінету Miнicтpiв України від 15 березня 2006 р.), с. 26. Официальный сайт Минтоплив-энерго Украины. http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/doccatalog/list?currDir=50358.

15.  G а г е 11 i S. Competitiveness of Nations: the Fundamentals. World CompetitivenessYearbook, 2005, IMD, Lausanne, 2005, p. 608-619.

16.  Electricity Sector Reform: the Pan-European, CIS and Mediterranean Dimension.EURELECTRIC, June 2004, p. 33-61.

17. Р r u s A. Liberalization and Privatization of Electrical Energy Sector (Poland).U.S.&Foreign Commercial Service and U.S. Department of State, August 2005, 6 pp.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Імені Володимира ДаляКафедра КУРСОВА РОБОТАз дисципліни Студент ...........................................................    ..........................

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Тестирование в ИСУ
Технико-экономические показатели деятельности ремонтных служб Стойленского горно-обогатительного комбината
Технико-экономические показатели работы предприятия ООО "БМУ"
Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Новая столица"
Технико-экономический анализ выполнения производственной программы буровым предприятием
Технико-экономический анализ деятельности предприятия
Технико-экономический анализ организации
Торгово-промышленная палата РФ
Традиционные методы экономической статистики
Трансакционные издержки: сущность и динамика в российской экономике

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru