курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Министерство внутренних дел России
Юридический институт
МВД России
Малый Ивановский пер., д. 2
Кафедра конституционного
и муниципального права
Курс 2 з/о
№ группы
№ зачетной книжки
Контрольная работа по курсу
« Муниципальное право »
Тема : Территориальные и материально-финансовые
основы местного самоуправления
Москва
2001
План :
1.Введение.
2.Территориальные основы местного самоуправления.
3.Финансово-экономические основы местного самоуправления.
Депутат (советник) представительного органа местного самоуправления был задержан сотрудником ГИБДД за нарушение правил дорожного движения, за пределами своего муниципального образования и привлечен к ответственности. Депутат, считая , что действия работника милиции являются неправомерными обратился к начальнику ГО (РО) ВД о привлечении его к ответственности. Как в данном случае должен поступить начальник ГО (РО) ВД ?
Введение
Муниципальное право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного государствоведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipium», так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет – это избираемое городское или сельское самоуправление.
Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:
- выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;
- управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;
- осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
- реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. 1
Территориальные основы местного самоуправления.
В процессе становления системы местной власти возникают различные вопросы юридического характера, а также другие аспекты формирования «вертикальной организации» местного самоуправления. К их числу относятся : территориально-поселенческий аспект проблемы; трудности решения вопроса о взаимосвязях и вертикальной субординации в системе муниципального управления; важность правильного уяснения смысла вопросов местного значения в этой системе, а также полномочий по их решению. Сюда же следует отнести и все трудности организации территориального общественного местного самоуправления.
От правильного решения территориальной проблемы муниципального управления в значительной мере зависит его организация и деятельность. Становление вертикальной структуры муниципального управления в значительной мере предопределено административно-территориальным и территориальным делением субъектов Российской Федерации.
Территориальная организация России, в основном сложившаяся во времена Екатерины II , приспособлена к новым историческим условиям и свою положительную роль в решении экономических и социально-политических задач она выполнила весьма успешно : аппарат властвования и управления был максимально приближен к объектам управления экономикой и сферой социально-культурного и бытового обслуживания населения. В настоящее время уже имеющаяся практика организации местной власти показывает оптимальность территориального устройства России.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая конституционные нормы, закрепил территориально-поселенческий принцип формирования муниципальных образований. В соответствии с нормами этого Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации : в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований – городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов ( волостей, сельсоветов ) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций ( ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данных источниках законодатель исключает существование каких-либо поселений без местного самоуправления, доводит необходимость его существования до низовых поселенческих звеньев – сельских округов ( волостей,
2
сельсоветов) и других муниципальных образований. Конституция Российской Федерации допускает изменение граний территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий ( ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации ). Здесь определены общие подходы к формированию территориальных границ местного самоуправления .
Финансово-экономические основы местного самоуправления.
Финансово-экономической основой местного самоуправления служит муниципальная собственность - как экономическая база местного самоуправления , а также местный бюджет и внебюджетные средства.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной, но эти две формы однотипны по своему содержанию и целевому назначению. Обе они являются публичными формами собственности, т.е. социально-экономическими отношениями, возникающими при удовлетворении публичных интересов населения определенных видов поселений или народа России в целом. Юридический статус этих форм публичной собственности также во многом однозначен.
Формирование института муниципальной собственности в России началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990г. ,который действовал до введения Гражданского кодекса Российской Федерации . Отделение муниципальной собственности в России началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. В нем впервые выделена муниципальная собственность как один из видов собственности, на право которой не допускалось какое-либо государственное ограничение ( п.3 ст. 2). Закон включил в имущество муниципальной собственности финансовые средства местных бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. В муниципальной собственности могли находиться земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих ему аналогичных актов закрепил конкретные полномочия представительных органов и местной администрации каждого уровня местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Существенное значение для формирования муниципальной собственности имело постановление Верховного Совета РФ « О
3
разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 г.» Постановление закрепило порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную.
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. К ним относятся: Конституция Российской Федерации ,Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации, принятый на ее основе Закон об общих принципах организации местного самоуправления, последующее законодательство федерального и регионального уровней развили социально-экономическое и юридическое содержание понятия муниципальной собственности. В Законе всесторонне разработана и закреплена юридическая связь муниципальной собственности с главными ее материальными объектами и финансами, ценными бумагами и др. финансовыми эквивалентами (ст. 28-42 ) . Закон признает муниципальную собственность обязательным компонентом муниципального образования ( ст.1). В ст.28 (ч.1) и 29 (ч.1) перечисляются основные объекты муниципальной собственности и источники ее формирования. Так, в соответствии с ч.1 ст. 29 в состав муниципальной собственности включаются : средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, земли и др. природные ресурсы, предприятия и организации, банки и др. финансово-кредитные организации, жилищный фонд и нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, др. движимое и недвижимое имущество. Такое законодательное закрепление позволило углубить содержание института муниципальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта собственность определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям (ст.215 ГК).
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.
4
Например, Закон Рязанской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
Источники формирования муниципальной собственности.
Основу муниципальной собственности составляют материальные объекты, а также местные финансы и др. денежно-финансовые эквиваленты. К числу наиболее важных относятся : имущество муниципальных унитарных предприятий, учреждений и органов местного самоуправления; жилищный фонд; нежилые помещения и встроенно-пристроенные помещения, социально-культурные комплексы и отдельные учреждения ; объекты инженерной инфраструктуры; земля; природные ресурсы; принадлежащие муниципальному образованию доли (паи.акции ) в капитале предприятий различных организационно-правовых форм; иное недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, являющееся муниципальной собственностью.
Можно выделить следующие основные направления формирования экономического комплекса муниципальной собственности :
передача хозяйственно-экономических объектов из государственной собственности в муниципальную ;
формирование унитарных предприятий и управление ими ;
приватизация и акционирование объектов муниципальной собственности (п.2 ст.217, ст. 235 ГК ) ;
5
иные формы приобретения объектов муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственностью
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования. То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.
Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.
В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.
В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ
6
относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона. Но в ряде субъектов законодательные акты имеют свои особенности. В качестве примера наиболее удачно можно привести Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении…», в котором статья 37 называется «Муниципальная собственность», а статья 38 – «Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности». В статье 38 определены полномочия по распоряжению муниципальной собственностью для представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Вначале определяются права представительного органа местного самоуправления. Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности (но не распоряжается). Право распоряжения закреплено за представительным органом, который действует от имени всего населения муниципального образования. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.
Приватизация муниципальной собственности
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:
продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;
7
выкуп арендованного муниципального имущества;
преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации. В законе Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» закреплено, что местные программы приватизации могут устанавливать ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности, в том числе сданных в аренду (кроме выкупа имущества по договорам аренды с правом выкупа); перечень объектов, намеченных к приватизации и обоснование их выбора; критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности; дополнительные льготы при приватизации объектов муниципальной собственности, предоставляемые представителям определенных социальных групп и др.
Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.
Муниципальная собственность на землю
В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли различного функционального назначентя и др. природные ресурсы. Органы местного самоуправления являются субъектами права земельной собственности местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление владеет землей различного назначения на правах собственника и может вступать в различные правоотношения по вопросам эксплуатации, мелиорации, рекультивации земель, законодатель предусмотрел муниципальную собственность на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические
8
сооружения ( ст.10,12 ФЗ “О мелиорации земель” от 10.01.1996 г.”).
В Российской Федерации пока отсутствует новый Земельный кодекс, который позволил бы комплексно решать вопросы собственности на землю и распоряжению ею.
Муниципальные унитарные предприятия и управление ими.
Хозяйственно-экономические предприятия и учреждения муниципальных образований субъектов Федерации являются в составе объектов муниципальной собственности основными формами организации малого, среднего и даже крупного бизнеса в городских, сельских и иных поселениях. ГК закрепляет важнейшее правовое положение для предпренимательской экономики : равенство прав всех видов собственников ( п.2 ст.212 ГК). Вместе с тем, учитывая реалии отечественной экономики и традиции общественного сознания, приученного к существованию хозяйственника-несобственника, ГК сохранил названную конструкцию только для предприятий гоударственного сектора экономики и для объектов муниципальной собственности (абз.3 п.1 ст. 113 ГК). Такого рода организации названы унитарными, что подрузамевает неделимость их имущества ни на вклады , ни на паи или доли, в том числе его работников, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю. Унитарные предприятия бывают двух видов: основанные на праве оперативного управления и казенные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Муниципальные предприятия основанные на праве оперативного управления.
Основанием для передачи имущества в оперативное управление может быть: постановление(распоряжение) главы муниципального образования об учреждении такого предприятия или муниципального учреждения, обращение муниципальных учреждений или отраслевых органов администрации города(района), др. вида поселеня или комитета по управлению имуществом. Этот комитет закрепляет имущество в оперативное управление предприятием. Решение комитета согласовывается с отраслевым органом администрации поселения. Поскольку юридическая природа государственных и муниципальных предприятий аналогична, то ст. 115 и 296 ГК применима и в отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления: на собственника-учредителя возлагается вся гражданско-правовая ответственность.
Форма унитарного предприятия предполагает наличие у него уставного фонда. 9
Помимо сведений о размере и источниках формирования его деятельности, устав является единственным учредительным документом такого юридического лица (абз.2 п.1 ст.113 ГК).
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.
К имуществу этого предприятия предъявляются повышенные требования, поскольку учредитель его освобожден от большинства видов гражданско-правовой ответственности. Весь уставной капитал этого предприятия представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредитора, поэтому не может быть менее минимума, установленного специальным законом, а в его отсутствие – действующим законодательством. При этом к моменту государственной регистрации предприятия весь уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником-учредителем, и никаких рассрочек в этом отношении закон не допускает ( п.3 и 4 ст.114 ГК).
Эти унитарные предприятия могут создавать др. унитарные предприятия путем выделения ( дочерние предприятия) (п.7 ст.114), которые не являются особой разновидностью коммерческих предприятий. Основная его особенность состоит в том, что оно имеет своим учредителем предприятие-несобственника. Передача имущества дочернему предприятию осуществляется на основе распорядительного акта собственника-учредителя унитарного предприятия(п.2 ст.295 ГК).
Основы управленческих отношений между органами муниципального образования - учредителя этого вида унитарных предприятий закреплены в ст.294,295 ГК и ст.29 Закона об общих принципах организации местногосамоуправления.
Иные формы приобретения объектов муниципальной собственности.
Источниками формирования имущества муниципальной собственности , кроме того, могут быть: приобретение право собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации ( п.7 ст.63 и абз.3 п.2 ст. 218 ГК), обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (подп.1 п.2 ст.235 и ст.238 ГК), конфискация(ст.243 ГК).
Местный бюджет, внебюджетные средства.
Компетенции органов местного самоуправления
К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы управления финансовыми ресурсами района (города), которое обеспечиваются формированием и исполнением местного бюджета,
10
внебюджетных и валютных фондов, установлением порядка взимания местных налогов и сборов, доходов от использования муниципальной собственности, осуществлением муниципальных заимствований и управлением муниципальным долгом, регулированием финансовых отношений с хозяйствующими субъектами вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений.
Полномочия представительного органа местного самоуправления
К ведению представительных органов местного самоуправления, относится установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов; рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение местного бюджета, осуществления контроля за их исполнением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов. Представительные органы местного самоуправления разрабатывают положение о бюджетном процессе района (города) в соответствии общими принципами бюджетного процесса, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации и местными законами. В компетенции находятся также установление порядка создания, утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждением отчетов об исполнении внебюджетных целевых и валютных фондов; определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы с предприятий и населения (в том числе с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории района (города), устанавливают размеры ставок и устанавливают порядок предоставляют льгот по их уплате в пределах прав, предоставленных им Налоговым Кодексом Российской Федерации; предоставляют порядок предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации; определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающие в местные бюджеты.
Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; порядка осуществления муниципальных заимствований также находится в полномочиях представительных органов, которые помимо этого утверждают смету
11
расходов администраций района, сельских администраций, а также ссуд и займов из средств районного (городского) бюджета; определяют порядок создания за счет средств местного бюджета муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета, выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса и создавать иные финансово-кредитных организаций.
Полномочия исполнительного органа местного самоуправления
Исполнительные органы местного самоуправления составляют проект местного бюджета, организует его исполнение и предоставляет отчет об его исполнении; организуют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета; создают внебюджетные целевые и валютные фонды, предоставляют отчет об их исполнении. Также, проводят сбор доходов бюджета (налоги, сборы и другие обязательные платежи, доходы от использования муниципальной собственности) и доходы внебюджетных, валютных фондов; предоставляют непосредственно предприятиям льготы по уплате налогов и иных обязательных платежей, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе в части сумм федеральных и региональных налогов и сборов, поступающие в местные бюджеты; распоряжается бюджетными средствами, средствами внебюджетных и валютных фондов;
В полномочиях исполнительных органов находятся предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований (эмиссия и размещение ценных бумаг, займов и лотерей), управление муниципальным долгом.
Исполнительные органы муниципального управления обязаны проводить ревизии использования бюджетных и внебюджетных средств сельских администраций, организаций и предприятий, находящихся в муниципальной собственности; создавать муниципальную налоговую службу, муниципальное казначейство; проводить открытый конкурс для выбора уполномоченного банка, создают финансово-кредитные учреждения.
Финансовые ресурсы местного самоуправления
Финансовые ресурсы местного самоуправления района (города) составляют:
Местный бюджет района (города), которые в свою очередь включает:
Собственные доходы и поступления бюджета;
б)Регулирующие источники доходов;
12
в)Финансовая помощь;
г)Компенсация дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти (федеральными и республиканскими);
д)Средства по взаимным расчетам.
Целевые внебюджетное фонды;
Валютный фонд;
Финансовые средства органов общественного самоуправления;
Финансовые средства муниципальных объектов собственности (привлеченные средства);
Заемные средства (кредитные ресурсы, ценные бумаги, лотереи).
Средства самообложения населения (добровольные пожертвования физических или юридических лиц).
Для координации процесса формирования и использования финансовых ресурсов в составе плана социально-экономического развития района (города) разрабатывается сводный финансовый баланс.
Местные финансы
Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.( п1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования
Местный бюджет
Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполнять и контролируют местный бюджет.
Местный бюджет района (города) самостоятелен и независим от республиканского бюджета по доходам и расходам, функциям, порядку формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и экологических функций, являются органы местного самоуправления.
К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 13
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ и с бюджетной классификацией субъекта РФ.
Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.
Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовой год.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.
Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъекта РФ нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. 14
Принципы формирования местных бюджетов
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средства из федерального бюджета и средства из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
Формирование и использование местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
- право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшихся в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
- компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникающих вследствие принятия федеральных законов и законов субъекта РФ, а также иных решений органов государственной власти.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъекта РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке. 15
Формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах:
Принцип самостоятельности местного бюджета
Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов. Необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.
Недопустимы изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения решений о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета и сумм экономии по расходам местного бюджета, и компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникающих в ходе исполнения решений о местном бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением с законодательства.
Фактическое увеличение собственных доходов местного бюджета в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории города (района), не может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений (в процентах) от регулирующих доходов в местный бюджет, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Увеличение расходов или умещение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Принцип гласности.
Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления. 16
Сбалансированность местного бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Сбалансированность местного бюджета является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередного финансированию подлежат текущие расходы по защищенным статьям.
Предельный размер дефицита и перечень защищенных статей устанавливается исключительно по решению органа представительной власти. Если в процессе исполнения местного бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита бюджета или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года.
Объекты, виды работ, не включенные в конкретную программу социально-экономического развития той или иной отрасли местного хозяйства, выполнению не подлежат, если бюджет не гарантирует их финансирование. Финансирование по защищенным статьям сокращению не подлежит.
Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- Кредиты, полученные от кредитных организаций.
Доходы и расходы местных бюджетов
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в
17
соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, части прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъекта РФ.
Доходы местного бюджета
Формирование доходов местных бюджетов
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, полностью поступают в местные бюджеты.
В местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать
18
финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- Собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ;
К неналоговым доходы местных бюджетов относятся:
- Доходы от использования имущества, находящейся в муниципальной собственности;
- Доходы от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;
- Доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями;
- Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке предусмотренными настоящим законом.
Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
Местные налоги и сборы
Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 19
Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов
Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.
Внебюджетные фонды
Принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов может представительный орган местного самоуправления( ст.22 Закона РФ от 15.04 1993.г.» Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», а также ФЗ от 10.09.1997 г.» О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации).
Органы местного самоуправления устанавливают порядок образования целевых внебюджетных и валютных фондов. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, которые открывают по решению исполнительного органа района (города) и изъятию не подлежат.
Исполнительный орган района (города) распоряжается средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с направлениями их использования, утвержденными представительным органом местного самоуправления.
Информация об использовании внебюджетных и валютных фондов ежеквартально вместе с отчетами об исполнении бюджета предоставляется районным (городским) органам представительной власти.
Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством
20
РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Органы самоуправления города вправе создавать муниципальные финансово-кредитные организации и учреждения (банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с использованием средств городского бюджета в порядке, предусмотренном законодательством.
Органы местного самоуправления вправе выбирать из числа банков уполномоченный банк путем проведения открытого конкурса.
Органы местного самоуправления в соответствии с заключенным договором вправе возложить на уполномоченный банк следующие функции:
- кассовое исполнение местного бюджета;
- кассовое обслуживание органов местного самоуправления;
- размещение (инвестирование) свободных остатков средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
- размещение муниципальных облигаций и билетов муниципальных денежно-вещевых лотерей.
Также они выдают предусмотренные местным бюджетом ссуды юридическим и физическим лицам при условии обеспечения финансирования расходной части местных бюджетов;
Органы местного самоуправления вправе получать в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты на условиях, согласованных с представительными органы местного самоуправления.
Представительный орган городского самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.
В целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган городского самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.
Задача.
Решение жизненно важной проблемы повышения эффективности деятельности представительного органа муниципального управления во многом зависит от правового и фактического статуса депутата, члена представительного органа местного самоуправления.
Депутат – это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе местного самоуправления интересы населения.
Правовой статус депутата обладает следующими особенностями: 1) это выборное лицоБ избранное непосредственно населением;
2) он представляет интересы всего населения соответствующей территории, т.е. не только тех, кто голосовал за него на выборах, но и тех, кто голосовал против или вообще не участвовал в выборах;
3) он представляет соответствующий орган перед населением, объясняет его позицию по тому или иному вопросу и т.д.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая нормы Конституции Российской Федерации , весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов.
Законадательство России и ее субъектов, уставы муниципальных образований, др.нормативные акты, принимаемые местным населением и подотчетными ему органами и должностными лицами, представляют депутату соответствующие права, необходимые для исполнения своих обязанностей, гарантирует депутату условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства(п.1 ст.18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
П.7 ст.18 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит:
« Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.»
В приведенной задаче депутат (советник) представительного органа местного самоуправления был задержан сотрудником ГИБДД за нарушение правил дорожного движения за пределами своего
22
муниципального образования и привлечен к ответственности .
Депутат, считая, что действия работника милиции являются неправомерными, обратился к начальнику ГО(РО)ВД о привлечении его к ответственности.
В данном случае начальник ГО(РО)ВД основываясь на п.7 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не должен привлекать работника милиции к ответственности, так как его действия были правомерными исходя из того, что депутат был задержан и привличен к ответственности за административное правонарушение, на территории другого муниципального образования .
Список литературы.
Конституция Российской Федерации Комментарий М. Фонд «Правовая культура» 1996 г.
Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправлении в Российской Федерации” от 25.09.97 г., № 126-ФЗ.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации”, от 28.08.95 г., № 154-ФЗ.
Федеральный закон «Гражданский Кодекс Российской Федерации.» 22.12.95
21.10.94
Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1999 г. «Об основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»
Муниципальное право. А.М.Никитина М. Юнити-дана, закон и право 2000г.
Авакьян С., Барабашев Г. Внебюджетные фонды // Народный депутат. - М., 1990. - № 15. - С. 35-43.
Горский И. Местные налоги // Народный депутат. - М., 1991. - № 13. - С.
Федеральный закон “Бюджетный кодекс Российской Федерации”, от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ.
Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР”О банках и банковской деятельности в РСФСР”, от 21.06.95.
Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г.
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г.
13.Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
14.Федеральный закон от21.07.1997г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»
15.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997.
Министерство внутренних дел России Юридический институт МВД России Малый Ивановский пер., д. 2 Кафедра конституционного и муниципального права Курс 2 з/о № группы № зачетной книжки
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.