База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Толстой и Ясная поляна — Литература и русский язык

Муниципальная общеобразовательная школа №16.

                                 

                                  Яснополянские крестьяне

                                как – то спросили писателя:

                                    - Лев Николаевич,

                                  вы за границей бывали.

                                      Небось там лучше?

                                       - Нет, - ответил он, -

                            лучше своей родины негде нет.

                                Для меня самое лучшее –

                     ЯСНАЯ ПОЛЯНА

          ,,…Необыкновенная красота весны нынешнего года в деревни разбудит мёртвого. Жаркий вечер ночью колышет молодой лист на деревьях, и лунный свет и тени, соловьи пониже, повыше, подальше, поближе, сразу с синкопами, и вдали лягушки, и тишина, и душистый жаркий воздух – и всё это вдруг, не вовремя, очень странно и хорошо.

         Утром опять игра света и тени от больших, густо одевшихся берёз прешпекта по высокой уж тёмно – зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все – главное, махание берёз прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту. “Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной Поляны своей жене в Москву. Письмо это – как лирическое стихотворение, ярко передающее душевное состояние автора от соприкосновения с природой,  ,,этим непосредственнейшим выражением красоты и добра”.

          Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Здесь, вдали от социальных контрастов города, он обретал относительное душевное равновесие и возможность заниматься творческим трудом. Здесь его посещала “самая чистая радость – радость природы”. До самой старости он остро и молодо чувствовал красоту и силу родной земли. Он называл природу лучшим другом, которого не потеряешь до смерти.

          Историческая судьба Ясной Поляны тесно переплетена с историей России, её невзгодами и радостями. “Здесь всё соединилось воедино. Природа и история нашей Родины как бы собрали здесь, на небольшом куске

земли… многие черты, необходимые для того, чтобы гениальный писатель смог нарисовать широчайшие картины русской жизни. Эти картины вместили в себя всю Россию, как она запечатлелась в сознание любимого художника – реалиста, и оборону Севастополя, и самарский голод, и московские ночлежные дома, и всё же именно на Ясной Поляне, на этом сколке России, полстолетия был сосредоточен всепроникающий взгляд Толстого”. Процитированный из “Книги отзывов” яснополянского музея отрывок показывает восприятия нашими современниками Ясной Поляны, её места и роли в жизни и творчестве писателя. Не зная Ясной Поляны, нельзя по – настоящему глубоко понять Толстого и его произведения. Ясная Поляна приближает нас к великому художнику слова.

          В Ясной Поляне Толстой родился и прожил большую часть своей жизни. Отсюда начиналось его познание Родины. Здесь выросла его беспредельная и действительная любовь к России. С Ясной Поляной связан весь героический литературный путь Толстого. С Ясной же Поляной связаны и первые шаги писателя на пути к народу и его многогранная общественная деятельность.

          Страстным защитником угнетённых, грозным обличаем власть имущих – таким был Толстой, таким он остаётся и поныне для миллионов людей во всём мире. Он олицетворял гражданскую совесть своей эпохи. Имя его было известно всем. Ясную Поляну знали в самых отдалённых уголках земного шара. “Россия, Льву Толстому” – так адресовали свои письма некоторые зарубежные корреспонденты писателя. В Ясной поляне побывали Выдающиеся деятели русской и мировой культуры, науки, политики. Здесь кипели страстные споры  о судьбах России, об идеалах нравственных, социальных, эстетических, о самых волнующих вопросов современности.

          “На протяжении десятков лет, - писал А.М.Горький, - звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказывал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература”.

          Толстой всегда остро ощущал потребности эпохи. “Я очень занят современностью…” – это признание часто встречается в его дневниках и письмах. Толстой ставил в своих произведениях наболевшие вопросы жизни с невиданной прежде в литературе силой и остротой. Его произведения горячо воспринимались не только русскими, но и зарубежными читателями, они учили людей понимать жизнь и бороться. Людмил Стоянов, переводивший “Воскресение” на болгарский язык, писал, что как художник и истолкователь своей эпохи Толстой занял одно из первых мест в историческом развитии не только России, но и всего человечества…

          В последние три десятилетия своей жизни писатель все сильнее, глубже, трагичнее переживал разлад с окружающей средой. В эти годы углубляются и его разногласия с семьей, особенно с сыновьями и женой, которые не приемлют его миросозерцания и не желают отказаться от богатой барской жизни. Постепенно, но неотвратимо нарастает та духовная и семейная драма, которая в конечном счёте заставила Толстого покинуть Ясную Поляну.

          После смерти Льва Николаевича Толстого вдова писателя С.А.Толстая делала всё от неё зависящее, чтобы сохранить дом и усадьбу от разорения и не допустить её продажу в частные руки. На обращение к царю Николаю II с предложением взять Ясную Поляну под охрану государства был получен категорический отказ.

         В творчестве Льва Николаевича Толстова, по словам В.И.Ленина, отразилась целая эпоха жизни русского общества. Он оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневник яснополянской школы Яснополянской школы, “Азбуку”, “Новую азбуку”, русские книги для чтения.

          В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Льва Николаевича привлекают актуальностью постановки проблем обучения, воспитания подросткового поколения, демократизации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Толстой считал наиважнейшей, а занятия педагогикой – самым радостным и счастливым временем в своей жизни.

         Педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого отразили философско-диалектический подход к вопросу о происхождении и развития сознания человека, показали прагматичность размышлений писателя. Опыт Яснополянской школы явился экспериментом развивающего обучения, доказал выдвинутую Львом Николаевичем Толстым гипотезу о прижизненном формировании всех человеческих способностей в различных видах деятельности. Лев Николаевич Толстой ввёл понятие деятельной нравственности, принимающей человека как религия, смысл жизни. Как известно, ведущая идея нравственно – этического учения Льва Николаевича Толстого, которую ещё предстоит глубоко и всесторонне изучить.

         Интенсивная педагогическая работа Льва Николаевича Толстого началась с 1859 года, спустя десять лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. Деятельность Льва Николаевича Толстого – педагога разделяется на три периода: первый – 1859 – 1869 гг., второй 1870 – 1876 гг., третий – 1876 и до конца жизни писателя.

         Первый период педагогической деятельности писатель назвал периодом “страстного увлечения педагогической деятельностью”. “Другая теперь наука… не нам нужно учиться, а нам нужно морфутку и тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем”. Воспитание творческой личности ребёнка Лев Николаевич считал важнейшей задачей школы.

         Учебно-воспитательная работа с детьми и внеклассные занятия Яснополянской школы непрерывно развивались, совершенствовались. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.

         Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.

         В своих первых педагогических заметках (март 1860 года) и в черновом наброске “О задачи педагогики” он выступал против господствующей в середине XIX века “эмпирической, абстрактной” педагогики.

         Выполняя обязанности мирового посредника, Лев Николаевич почти во всех делах неизменно зашишал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. Эти школы существовали на средства, вносимые родителями, которые плотили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребёнка. В этот период было открыто свыше 10 школ, в других учителями работали студенты. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, поддерживал и идейно направлял их педагогическую деятельность, старался улучшить их материальные условия.

         Лев Николаевич Толстой начинает издавать с 4 февраля 1862 года ежемесячный журнал “Ясная Поляна”, каждый номер которого включал педагогический раздел и рассказы для детей (всего вышло 12 номеров). Обращаясь к учителям он говорил о необходимости формирования творческого мышления нравственного сознание учащихся уже на первоначальном этапе обучения. В журналах публиковались статьи Льва Николаевича программного характера: “О народном образовании”, “О методах обучения грамоте”, “Воспитание и образование”, “Прогресс и определение образования”, “Дневник Яснополянской школы” и другие.

         После завершения романа “Война и Мир” начинается второй период педагогической деятельности Льва Николаевича (1870 - 1876). Он приступает к составлению “Азбуки” – своеобразного комплекса учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике. Азбука состояла из четырех книг.

         Первая книга – включая собственную азбуку, буквы, тексты для чтения, обучение счёту, методические указания для учителей.

         Следующие три книги – включают художественную и научно популярные рассказы по истории, географии, физике, естествознанию.

         Однако первые рецензенты, отмечали выдающиеся достоинства рассказов для детей, осуждали методику обучения грамоте, предложенную Львом Николаевичем Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудовлетворительно.

         “Новая азбука” вышла в свет в мае 1875 года и значительно отличалась от прежнего пособия. Её можно было использовать при различных способах изучения грамоте: слуховом, звуковом, буквослогательном и даже так называемом методе целых слов. Остальные части “Азбуки” были переработаны в отдельные пособия: “Арифметика” и получили мировую известность – “Русские книги для чтения”.

         “Новая азбука” получила широкое признание, была одобрена министерством народного просвещения и рекомендована для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки.

        

         Третий период (конец 80 – 1910год)

    Лев Николаевич Толстой обосновал новую для своего времени идею о нравственной революции на основе свободного самоулучшения личности, была направлена против первоначально выдвинутого им положения постепенного “выпрямления” “кривых людей”.

         Для пропаганды своих идей он использовал издание “Посредник”.

         Статья “Беседы с детьми и нравственные вопросы” была опубликована в журнале “Свободное воспитание”, в ней рассказывается об опыте занятий писателя с мальчиками по вопросам морали в Ясной Поляне в 1906 – 1908 годах. 

         Ясная поляна! Как много говорит это название сердцу каждого русского человека и как близко оно людям всего мира.

         Ясная Поляна – место жизни, творчества и деятельности гениального писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. Здесь же, в лесу Старом Заказе, на краю оврага, под сенью деревьев находится его могила. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений. Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Постоянное общение с местными и окрестными крестьянами было для Толстого источником глубокого знания народной жизни, позволило ему хорошо понять страдания и думы угнетённого самодержавным строем народа. Его жизнь, человека и писателя, пробуждала в сердцах людей лучшие чувства и стремление к правде, добру и справедливости.

         Лев Николаевич Толстой  родился в одном из знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича – Пётр Андреевич Толстой – был сподвижником Петра I и получил от него графский титул. Мать происходила из древнего рода князей Волконских. Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих тёток. Одна из них жила в Казани, там и прошла юность Толстого. В 1844 году он поступил на философский факультет университета.

         Учился толстой нерадиво, прогуливал лекции. Не получив допуска к сдаче экзамена, перешёл на другой факультет – юридический. Но и здесь ему было скучно, поэтому 12 апреля 1847 года Толстой, не удовлетворённый университетским образованием, подал прошение об исключении. Он отправился в родовое имение Ясная Поляна, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных. Но крестьяне отказались от его совета и помощи: они не понимали барина. Так Толстой в первый раз остро ощутил непреодолимую пропасть, разделявшую его – помещика, господина – и простой народ. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе “Утро помещика” (1856 год), герой которого, Нехлюдов, наделён чертами самого автора.

         Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве, где пишет “Историю вчерашнего дня”. В январе 1852 года когда Толстой поступает на военную службу. Тогда на Кавказе велись военные действия против горцев, и Толстой участвует в сражение. В то время он пишет повести “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, рассказы “Набег”, “Рубка леса”, “Как умирают русские солдаты”, “Три смерти”.

         В 1855 году Толстой приезжает в Петербург, а в 1856 году -  в Ясную Поляну. Он поселяется в одном из флигелей, построенных в первой четверти XIX века дедом Толстого, Н.С.Волконским. Большого яснополянского дома уже не было, так как он был продан в1854 году за долги и перевезён в соседнюю деревню.

         По мере увеличения семьи Толстого разное время к флигелю были сделаны пристройки. Первая деревянная неоштукатуренная пристройка с правой стороны флигеля, выходящей в парк “Клины”, была сделана в 1866 году. В упомянутой Софье Андреевной кабинете Толстой продолжает писать “Войну и Мир”.

         “Когда Лев Николаевич описал сцену охоты Ростовых – вспоминает Софья Андреевна – и я зачем-то пришла к нему, вниз, в его кабинет, устроенный им в новой пристройке внизу, он весь сиял счастьем. Видно была, что он вполне доволен своей работой, хотя это бывало редко. Но работа и утомляла его. Иногда нервы его так ослабевали, что читая мне некоторые места вслух, он не мог продолжать и плакал”.

         В другой комнате располагалась девичья.

Зимой 1870 года С.А.Толстая просила мужа сделать ещё одну пристройку к дому. В конце 1871 года с левой стороны флигеля была выстроена под наблюдением самого Толстого и тульского архитектора Гурьева фундаментальная кирпичная пристройка. В верхнем этаже её были устроены большой зал, а в нижнем – передняя, нижний кабинет, или нижняя библиотека.

В письме к А.А.Фету от 20 февраля 1872 года толстой писал “…дом вы наш не узнаете: мы всю зиму пользуемся новой пристройкой”. В конце 1893 года деревянная пристройка, пришедшая в ветхость, была разобрана, и на её месте в 1894 году была построена новая симметричная пристройке 1871 года.

         В 1857 году, после года, проведённого в Ясной Поляне, Толстой уезжает за границу. В швейцарском городе Люцерне он стал свидетелем того, как постояльцы дорогой гостиницы ничего не подали бедному певцу, которого они с удовольствием слушали. Вернувшись в Россию, Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподаёт в ней. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформировал в статье с вызывающим заглавием: “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?”. По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося.

        

         Список литературы:

1.Толстая С.А. Моя жизнь (машинопись) Музей-усадьба “Ясная Поляна”, стр.216 и 229.

2.Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: в 90т. Юбил. изд. Т. 61. С.271.

3.Энциклопедия для детей. Т.9.Русская литература. Ч.1./Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 1998. – с.632-647.

            

        

                                                                                                 

Муниципальная общеобразовательная школа №16.                                                  

 

 

 

Внимание! Представленное Сочинение находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалось, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальное Сочинение по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru