УТВЕРЖДАЮ
ответственный преподаватель
под/п-к ____________ Никитин
«____»
____________ 200__г.
Структурный план домашней работы по военной
топографии
Вариант
№21
Тема: Топографические и
тактические условные знаки.
Введение.
Основная часть.
1. Дорожная сеть:
·
·
;
·
;
2. Пункты управления и средства связи.
·
·
;
·
Заключение.
Студент группы 14АСУ-2ДС-004
_______________ Конев М.С.
Введение
Военная топография - это наука
о способах изучения местности,
ориентирования,
целеуказания, производство измерений на местности. Военная
топография изучает
топографические карты и приемы работы с ними. Карта - это
уменьшенное, точное,
подробное изображение земной
поверхности на плоскости.
Топографические карты содержат подробное изображение местности. Они
служат основным
источником информации об устройстве земной поверхности,
географическом
размещении и взаимных связях различных природных и
общественных явлений.
Картографическое изображение местности удобно обозримо, нарядно и
измеримо. Даже
беглый обзор карты позволяет
составить ясное представление об
общем характере
территории, важных географических объектах, их форме,
размерах.
С помощью
несложных измерений по картам можно получить координаты
изображенных
предметов, расстояния между ними, размеры их, ориентировку в
пространстве и
ряд других величин, измерение
которых в натуре представляет
подчас сложную
и трудоемкую задачу.
Карты
содержат важнейшие качественные и количественные характеристики
многих
географических объектов, необходимые для
решения научных и
практических
задач.
Основная часть
1. Дорожная сеть (теоретическая часть)
Основными требованиями к
изображению дорожной сети на топографических картах являются:
наглядное отображение ее густоты,
состава и размещения с четким
показом класса, начертания и состояния
каждой дороги; подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническое
оснащение дорог и являющихся
ориентирами; тщательная передача
характерных особенностей участков дорог и местности на подходах к мостам,
переправам, перевалам и в других местах, где объезд затруднителен или
невозможен (в теснинах, на болотах и т. п.).
Данные, особенно о классе автомобильных дорог, ширине, устройстве их
проезжей части (полотна) и техническом оборудовании, позволяют изучать и оценивать по карте эксплуатационные
возможности дорог (их пропускную способность, грузоподъемность, возможные
сезонные изменения условий
передвижения) и производить
необходимые расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним.
Железные дороги
Железные дороги изображаются
на картах с подразделением:
по ширине колеи — ширококолейные (1435 мм. и более, в СССР—1524 мм)
и узкоколейные; по числу путей — однопутные, двухпутные, трехпутные; по виду тяги — электрифицированные и с паровой или дизельной
тягой; по состоянию — действующие, строящиеся и разобранные.
Особыми условными знаками изображаются
трамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги.
На картах показываются
все железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а также
рабочие казармы и блокпосты. Их изображения
сопровождаются сокращенными подписями, указывающими род объекта (ст., раз., пл., ост.
п., к а з., б л.-п. и т. п.).
Железнодорожные станции всех классов, не выражающиеся в масштабе карты, показываются однотипно: черный прямоугольник
условного знака станции (разъезда, платформы), помещается
с той стороны знака дороги, с какой она расположена в действительности.
На картах масштаба 1:100000 и крупнее на железных дорогах
соответствующими условными знаками изображаются
по возможности все водонапорные башни, отдельные семафоры и светофоры, имеющие
значение ориентиров, а также насыпи и выемки с указанием их высоты или глубины
в метрах. Обязательно показываются туннели и, как правило, все железнодорожные мосты
и трубы для стока воды. Мосты
изображаются различными условными
знаками в зависимости от их размера, конструкции и материала, из которого они
построены.
На станционных территориях,
выражающихся в масштабе карты,
указываются депо, погрузочно-разгрузочные
площадки, переходные мостики и другие сооружения.
Шоссейные и грунтовые дороги
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяются в
зависимости от их технического совершенства или проходимости на классы по
признакам, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Класс дорог
|
Характеристика дорог
|
Автострады
|
Капитальные
дороги с прочным покрытием из асфальто- или цементобетона на твердом
основании. Ширина покрытой части не менее 14 м, что допускает интенсивное
скоростное движение автотранспорта любого тоннажа в четыре ряда и более. Уклоны не более 4°. Пересечения с другими дорогами на разных уровнях
|
Усовершенствованные
шоссе
|
Дороги с
твердым основанием и покрытием из асфальта, бетона, брусчатки, клинкера или
щебня (гравия),
пропитанного вяжущим веществом.
Ширина покрытой части не менее 6 м, что допускает двустороннее движение.
Уклоны не более 5°. Возможно интенсивное движение автотранспорта в течение
всего года
|
Шоссе
|
Дороги с
основанием из камня, песка или
твердого грунта, покрытые гравием, щебнем или шлаком, уплотненными укаткой,
иногда пропитанными вяжущим
веществом, а также дороги, вымощенные булыжником или колотым камнем
(мостовые). К этому же классу относятся дороги с основанием и покрытием
усовершенствованных шоссе при ширине покрытия
менее 6 м. Допускают движение автотранспорта в течение всего года
|
Улучшенные грунтовые дороги
|
Профилированные,
но не имеющие прочного основания и
покрытия, регулярно ремонтируемые дороги. Грунт проезжей части
бывает улучшен разными добавками (гравием, щебнем, песком) или обработан вяжущим
веществом. Проезд автотранспорта среднего тоннажа возможен в течение большей
части года
|
Грунтовые
(проселочные) дороги
|
Непрофилированные
дороги без покрытия. Проходимость
зависит от грунта и сезонно-климатических условий
|
Полевые и
лесные дороги
|
Грунтовые
дороги местного узкохозяйственного
значения, по которым движение
автогужевого транспорта производится
эпизодически, главным образом в период полевых работ или лесоразработок
|
Караванные
пути и вьючные тропы
|
Основные пути в
пустынных, полупустынных и горных районах, используемые для вьючного транспорта. Некоторые караванные пути
могут быть пригодны для
автогужевого транспорта
|
Пешеходные
тропы
|
Пути в
труднодоступной местности (горы, тайга, болота), пригодные только для пешего движения
|
Зимние дороги
Дороги с деревянным покрытием
Фашинные
участки дорог (фашинники)
|
Временные пути
для проезда зимой через замерзшие
болота, озера, реки, проливы и заливы
Дороги,
проложенные через труднопроходимые, обычно заболоченные места. Устраиваются в виде настила из досок, бревен или деревянных пластин, уложенных на прогоны из бревен
Участки дорог через болотистые места, выстланные связками хвороста (фашинами), уложенными на
продольные лежни и прижатыми по бокам жердями.
Сверху засыпаны слоем земли или песка.
Гать — сплошной настил из бревен,
уложенный иногда по хворосту.
Гребля — участок дороги
через болото, проложенный по насыпи из земли, камней, песка и других
материалов
|
Эти признаки надо отчетливо представлять
себе при изучении по карте характера и эксплуатационных возможностей дорог. При
этом необходимо также учитывать особенности различных участков дорог в зависимости
от рельефа, почвенно-грунтовых и других условий местности.
Объекты дорожной сети изображаются
на картах с соблюдением следующих основных правил.
Автострады, шоссейные и улучшенные грунтовые дороги на картах
масштаба 1:100000 и крупнее показываются
все, независимо от густоты дорожной сети. Дороги же более низких классов
изображаются полностью лишь в лесных
массивах и в других районах со слаборазвитой дорожной сетью (горных, пустынных,
таежных, тундровых). В районах с густой дорожной сетью они наносятся с
отбором: преимущественно те, которые соединяют
населенные пункты по кратчайшим расстояниям и более удобны для
движения. На картах малообжитых,
пустынных и труднопроходимых районов показываются
все караванные пути, вьючные и
пешеходные тропы.
Рис. 1 (практическая
часть)
№
|
Графическое изображение
|
Содержание условного
знака
|
1
2
3
|
|
1. Трёхпутные железные дороги, семафоры и
светофоры, поворотные круги
2. Двухпутные железные
дороги и станции всех классов
3. Однопутные железные
дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты на ширококолейных железных
дорогах
|
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
|
|
4. Расположение главного здания
станции: а) сбоку путей; б) между путями; в) расположение неизвестно
5. Электрифицированные железные дороги: а) трёхпутные; б)
двухпутные; в)
однопутные; г) блок посты
6. Путевые посты, погрузочно-разгрузочные площадки, тупики
и подъездные пути
7. а) Насыпи; б)
выемки (2-высота или глубина в метрах); в) участки с большими уклонами –
более 0,020 (только в горных районах)
8. а) Трубы; б) туннели (в числителе – высота и ширина, в
знаменателе – длина в метрах) в)
эстакады
9. Автострады (8 – ширина одной полосы в метрах, 2 –
количество полос, Ц – материал покрытия);
насыпи (4 – высота насыпи в метрах)
10. Шоссе (6 – ширина покрытой части; 10 – ширина всей
дороги от канавы до канавы в метрах; Б – материал покрытия)
11. Улучшенные грунтовые дороги (8 – ширина проезжей части
дороги в метрах) и труднопроезжие участки дорог
12. Грунтовые (просёлочные) дороги и труднопроезжие
участки дорог
13. Полевые и лесные дороги
14. Зимние дороги (через замёрзшие болота, озёра, реки)
15. Дороги с деревянным
покрытием
16. Фашинные участки дорог, гати и гребли
|
2. Пункты управления
и средства связи (теоретическая часть)
Пункты
управления - это специально оборудованные
и оснащенные места, с
которых
осуществляется
руководство войсками при подготовке и в ходе боя.
В состав каждого пункта управления
включаются в необходимом соотношении
органы и средства управления, а
также подразделения обеспечения и обслуживания.
Наименование, количество и состав пунктов управления
зависят от масштаба воинского
формирования.
Состав
пунктов управления обычно непостоянен, они создаются
по возможности немногочисленными. Однако каждый из них должен иметь в своем
составе необходимый минимум офицеров и средств управления,
обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющий
при необходимости временно принять
на себя выполнение функций вышестоящей или нижестоящей
инстанции управления.
В
подразделении создается
командно-наблюдательный пункт. С него обеспечивается
не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В состав
этого пункта управления входят командир, его заместитель, офицеры штаба,
командир приданного (поддерживающего) подразделения,
связисты и охрана. Все они
размещаются в нескольких или одной
бронированной машине, оснащенной средствами связи
и другими техническими средствами управления,
а если позволяет обстановка, вне
машины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем боя
и непрерывное управление подразделением.
Командно-наблюдательный
пункт наносится на карту таким
образом, чтобы вертикальная прямая линия, являющаяся продолжением одной из сторон геометрической
фигуры, своим нижним концом упиралась в точку местности, где расположен пункт
управления.
Командный
пункт предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считается
основным пунктом управления, так как
на нем находится большая часть аппарата управления
во главе с командиром и основная
часть технических средств, решаются
важнейшие задачи, связанные с
руководством войсками. Из его состава может выделяться наблюдательный пункт для
наблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и для
руководства войсками, действующими на важном направлении или в тыле от главных
сил.
При
нанесении на карту командного пункта не следует забывать, что при наступлении
или движении в западном направлении, или при обороне фронтом на запад фигура
знака будет расположена вправо от вертикальной линии, указывающей место его
расположения и, наоборот, при
наступлении и обороне фронтом на восток фигура знака должна быть развернута
влево.
Средства
связи позволяют
своевременно передавать данные о противнике и других условиях обстановки, точно и скрытно доводить приказы и
распоряжения
командиров до подчиненных, получать донесения
о ходе боя, обмениваться информацией между взаимодействующими подразделениями и частями.
Средства связи обеспечивают
командирам и штабам непрерывное руководство подчиненными подразделениями и частями
в любых условиях подготовки и ведения современного боя.
Средства
связи должны использоваться в процессе управления
войсками комплексно, чтобы обеспечить надежность связи
(безотказную, устойчивую работу в течение необходимого времени), ее
своевременность (передачу и доставку сообщений или ведение переговоров в
заданное время), достоверность (прием переданных сообщений с заданной
точностью) и скрытность самого факта связи
и содержания передаваемых приказов,
распоряжений и различной информации
в любых условиях обстановки.
Не
менее важное значение для успешного
овладения искусством ведения рабочей карты имеет точное соблюдение правил принятых условных сокращений, обозначений и надписей.
Они применяются
для ускорения
нанесения обстановки на карту и
разработки боевых документов.
Нужно
придерживаться еще одного правила,
позволяющего сократить надпись
наименований батальонов и дивизионов, входящих
в состав какой-либо части.
Рис. 2 (практическая
часть)
№
|
Графическое изображение
|
Содержание условного
знака
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
|
|
1. Пункт управления полка
на месте. Надпись КП обозначает - командный пункт, ТПУ - тыловой пункт
управления. Надпись внутри флажка
-номер полка.
2. Пункт управления батальона. Надпись 1/10 мсп означает 1 батальон
10 мотострелкового полка.
3. То же в движении.
4. 1- Командно-наблюдательный
пункт командира роты на месте. 2- БМП командира роты (соответственно
обозначается БТР, танк командира
роты. Ставится такт. знак данного
типа техники и две черточки. У командира взвода одна черточка.
5. Наблюдательный пункт 10 мотострелкового
полка. Если внутри знака буква, то это означатет что НП специализированный
(А-артилерийский, И-инженерный, Х-химический, В-воздушного наблюдения, Т- технический). В артиллерии, спец.войсках
знак черный.
6. Пост регулирования движения
(Р-регулировщик, КПП-контрольно-пропускной пункт, КТП-контрольно-технический
пункт.
7. Узел связи. 1- полевой подвижный. 2- стационарный.
8. Радиоприемник. 305- марка приемника.
9. Радиостанция. 1-подвижная,
2- носимая. 3- танковая.
10. Подвижная
радиорелейная станция.
11. Радиолокационная
станция разведки. 1- воздушных
целей. 2-наземных целей.
12. Радиосеть
носимых станций.
13. Радионаправление подвижных станций.
|
Заключение
Военную топографию следует рассматривать как один из
важнейших элементов
тактической подготовки бойца и командира, т.к. умение быстро
изучить, правильно
оценить местность и
хорошо примениться
к ней равносильно по своему значению
умению
вести разведку противника и владеть оружием. Умение офицеров правильно работать
с картой имеет большое значение для
управления подразделениями.
Карта
офицера, подготовленная к работе, с
правильно и четко нанесенными сведениями
о боевой обстановке позволит офицерам всех степеней своевременно, полно и верно
оценить обстановку, принять решение,
доложить свое решение старшему командиру (начальнику), поставить подчиненным
командирам боевые задачи и информировать командиров соседних подразделений об
обстановке. Чем лучше будут усвоены приемы ведения
рабочей карты, тем меньше времени командиры будут затрачивать для решения
задач по руководству подчиненными подразделениями
в бою. Умение правильно готовить и вести рабочую карту – признак высокой
штабной культуры каждого офицера.
Литература
- Бубнов И.А. «Военная
топография». Учебник.
Воениздат. 1977г.
- Говорухин. «Справочник по военной топографии».
Воениздат. 1989г.
- Помбрик И.Д., Шевченко Н.А. «Карта офицера».
Учебное пособие. Воениздат. 1989г.
Студент группы 14АСУ-2ДС-004
_______________ Конев М.С.
УТВЕРЖДАЮ
ответственный преподаватель