курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Введение
Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. На основе образов прошлого, исторических событий происходит отбор и формирование норм и нравственных ценностей. Настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее. Постепенно начинает рваться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.
Познавая историю образования и развития Судогодского края, попробуем через названия уловить присущие ей особенности.
Гипотеза:
Существует взаимосвязь между историей Судогодского района и топонимами и гидронимами, что история Судогодского района отражается в топонимах и гидронимах.
Цель:
Показать, что топонимы являются одной из главных составляющих краеведения.
Задачи:
1. изучить краеведческие материалы Судогодского района
2. изучить научную литературу по топонимике
3. выявить топонимы края на карте Судогодского района
4. выявить топонимы края по историческим документам
5. сопоставить топонимы современности с топонимами прошлого
6. выявить отношение населения к местным топонимам
Объект исследования:
Судогодский район Владимирской области.
Предмет исследования:
Топонимы и гидронимы края.
1. Топонимы и гидронимы финноугорского периода
Судогда – этим словом называют и реку, и город и район. Расположение Судогды на торговом пути из Владимира (Клязьмы) в Муром (Оку) во многом сыграло положительную роль в ее развитии. Определить первоначальные истоки образования топонима «Судогда» практически невозможно, т. к. нельзя однозначно сказать, из какого языка пришло это слово. Большинство краеведов склонны считать его финноугорским. Один из вариантов названия «Судогда» от финноугорского слова «суо», которое переводится как «волк» (эти животные в большом количестве водились в мещерских лесах). А также названия рек Воймига, Сойма, Ирма, Сердуга свидетельствуют об освоении края финно-угорскими племенами.
Огромное пространство Окско – Клязьменского междуречья было заселено финноугорскими племенами: меря, мурома, мещера. Поселения этих племен располагались вблизи рек. Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой и, в меньшей степени, земледелием. Это подтверждается данными археологии. Раскопки селищ обнаруживают богатый рыболовный инвентарь – железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют найденные стрелы для луков, в том числе и тупые стрелы, предназначенные для пушного зверя. Земледелие не играло большой роли.
Финноугорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они еще не знали гончарного круга, поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. Отсюда и еще один вариант имени реки. Её назвали, как сосуд из черной глины, СУДОК.
Финноугоры были язычниками и поклонялись идолам. В финноугорских захоронениях фигурки лошадей, змей, птиц – частые находки. С именами языческих финноугорских божеств связывают названия деревень Кощеево (переименованное впоследствии в Святец, ныне исчезнувшее), Кощухино. От имени этого божка, видимо, появился и Кащей – отрицательный персонаж русских народных сказок.
Древнему населению края была известна и торговля. Торговые пути проходили по Оке, Клязьме, и их притокам, в том числе и Судогде.
2. Славянские топонимы
На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей и новогородских словен. Они пришли двумя потоками переселенцев: один – из Новгорода, другой – с Волыни. В память об этом сохранился смешанный говор судогодцев.
С VIII века финноугорская культура начинает тесно переплетаться с культурой славян, отдельными элементами сохранившись в укладе жизни и обычаях местных жителей до сих пор.
Процесс заселения носил мирный характер. Славяне расселились сначала по рекам, их привлекли земли плодородного Ополья. Впоследствии славянами осваиваются и остальные земли Окско-Клязьменского междуречья. В ходе ассимиляции финноугорских племен, в Судогодском районе сохранились лишь гидронимы (Судогда, Войнинга, Ванчура). Зато появились новые славянские названия: Высокуша, Ястреб, Черная Рябиновка.
В конце Х века население этих мест вошло в состав Древнерусского государства. Племена славян и финнов были обращены в христианство в результате миссионерской деятельности равноапостольного Феодора Суздальского. Посвящая народ, он не делал разницы между славянами и финноугорами, что тоже поспособствовало соединению двух культур.
К периоду Киевского княжества относится топоним:
Глебово – в честь св. Глеба, князя Муромского.
А к периоду становления Владимирского (XII век):
Андреево – в честь Великого князя Андрея Боголюбского,
3. Влияние татаро-монголов на топонимы Судогодского края
Следующая группа названий относятся к XIII веку, ко временам нашествия Батыя. В частности, одна из версий происхождения названия Судогды восходит ко временам монголо-татарского ига. С монголо-татарского языка «су» означает вода, болото, а «Судогда» – «стой-вода», «кругом вода». Один из притоков Судогды, река Сойма, может быть переведено как «мелкая вода». Лично я склоняюсь к этой версии, потому что наш край по-настоящему богат водами и поверхностными, и подземными, а весной действительно «кругом вода».
По одной из судогодских легенд названием реки Побойка увековечена сеча с татарами. Так же топонимы XIII века носят несколько деревень нашего края:
Неврюево (по имени татаро-монгольского полководца Неврюя);
Ушаково (по имени ханского баскака).
Гориглядово на реке Высокой служило пограничным форпостом на рубеже с Рязанским княжеством.
4. Топонимы периода последних Рюриковичей
В XV веке грамотой государя Василия III волостное сельцо Судогда отдано «на кормление» московскому боярину Карамышеву. Отныне, он один был властен не только собирать разные подати и пошлины с населения, но и распоряжаться судьбой местных жителей. В те времена в Судогодский край ссылали за разного рода провинности и проступки, тут оседали и разбойники, промышлявшие кистенем на муромской дорожке. Я считаю, что так появились деревни Веригино, Кострово, Жарки, Непейцино.
Яркое отражение в жизни Судогодской земли нашло правление Иоанна Грозного. Одним землям это время принесло опалу, упадок и забвение, другим – возвышение и процветание. Судогде оно принесло процветание. В 1552 году Иван Грозный возглавил поход на Казань. Сухопутный путь лежал из Коломны на Муром. Царь ехал через болота в специальной повозке с большими колесами. Через это получила своё название деревня Колесня. В Судогде с пребыванием царя связывают возникновение двух церквей. Одна Преображенская церковь, расположенная при впадении реки Воймиги в Судогду, впоследствии место названо Спас Беседа (царь отдыхал в этом месте). А другая Преображенская церковь, расположенная при впадении реки Судогды в Клязьму. Место названо Спас-Купалище. Вероятно потому, что царь там купался. По свидетельству Н.М. Карамзина, именно в Судогде Иоанн получил известие от царицы Анастасии о рождении долгожданного сына Димитрия.
Известно еще одно название времен правления Грозного:
Соколово – здесь разводили птиц для соколиной охоты.
В 1623 году царской грамотой Михаила Федоровича слободка Судогда, с прилегающими деревнями, была передана в вотчину – владение дьякону Ивану Грязеву. После смерти бездетного Грязева и его жены Судогда с деревнями перешла по завещанию дьяка Московскому Семеонову монастырю. В связи с этим возникло название деревни:
Лаврово – от слова монастырь, лавра.
5. Топонимы периода Романовых
По переписным книгам Владимирского уезда 1678 года в слободке Судогда с четырьмя деревнями Офонино, Ушаково, Степачево и Лаврово числилось 50 крестьянских дворов, в которых жило 210 человек мужского пола и 30 дворов бобыльских, а в них 72 души мужского пола. Все они были в основном православной веры. Однако, после церковной реформы патриарха Никона, в конце ХVII века власти начали преследовать раскольников и немало старообрядцев из Сибири было вывезено под Судогду. Некогда старообрячество было широко распространено в этих землях, сохранились до наших дней старообрядческие традиции в фольклоре, появился топоним:
Неверино, связанный с проживанием в деревне старообрядцев. Впоследствии переименована в Ягодино. Ныне исчезла.
Согласно Реформе Петра I (1708–1710 гг.), территория Владимирского края вошла частью в Московскую губернию, частью в Казанскую. Судогодский стан со слободкой Судогдой вошел во Владимирскую провинцию Московской губернии. Всю административную власть осуществлял становой пристав со своей службой. В 1764 году Судогда с деревнями перешла в ведение Коллегии Экономии, которая ведала состоянием хозяйства царской России. Также владельцами Судогодской земли в период с XVII по начало XX вв. были и князья Вяземские, Воротынские, дроряне Волжские, Небольсины, Голицыны, Храповицкие, Дубенские, Башевы, Языковы, Кудрявцевы и купцы Мальцевы, Демидовы. Отсюда появились топонимы Башево, Натальинка, Варварино, Языково, Кудрявцево, Даниловка, Демидово, Воковского, Новопетровское, Лобаново. Интересен факт, связанный с деревней Гонобилово, которая раньше называлось Конобилово, здесь разбился насмерть, упав с коня, один из отпрысков князей Воротынских.
В 1778 году Судогда получила статус уездного города по Указу Екатерины II. В 1781 году городу был пожалован Герб в виде разделенного пополам щита: в верхней его части помещен лев со скипетром и шапкой Мономаха, в нижней – на зеленом поле изображены четверо серебряных граблей. Герб символизировал основное занятие судогодцев – заготовление сена на обширных заливных лугах. Отсюда названия деревень: Травинино, Копнино (ныне исчезнувшее).
В основном среди населения были ямщики, извозчики, содержатели постоялых дворов и торговых лавок, ремесленники и священнослужители. Появились населённые пункты, получившие имена по названиям религиозных обрядов, праздников, святых, религиозных деятелей:
Борисоглеб – в честь св. Бориса и Глеба;
Ильино – в честь пророка Ильи;
Никольское – в честь Николая-Чудотворца;
Преображенский хутор – праздник Преображения Господня;
Патрикеево – в честь монаха Вассиана Патрикеева;
Воскресенское – праздник Воскресение Господне (ныне исчезнувшее);
Святец – от слова «святки», «святой»;
Николо-Дубёнки (Дубёнки) – связано с легендой явления лика св. Николая на ветвях столетнего дуба жителю этой деревни;
Ликино – от слова икона, лик;
Александрово (приписанное к Рождественскому монастырю) – в честь св. Александра Невского (до 1505 г. оно именовалось Гориглядовым).
Прохорова пустынь (бывший монастырь) – в честь св. преп. Прохора Ястребского (пустынь располагалась рядом с речкой Ястреб).
Население крестьянствовало, занималось рыбной ловлей, сплавом леса для Суздаля и Юрьев – Польского. Никакой мануфактурной промышленности не существовало. Практически все население было связано с обслуживанием Сибирского тракта – одного из главных сухопутных торговых путей России.
Глухие дремучие леса Мещерского края изобиловали древесиной, которая шла на строительство и на топливо. Недра содержали кварцевый песок, глину, белый камень известняк, болотные железные руды. Много топонимов связано с рельефом и природными особенностями местности: Бережки, Болотский, Высоково, Горки, Жуковка, Загорье, Крутец (оно же Заястребье – за рекой Ястреб), Каменец, Комары, Коростелёво, Коростелиха, Лесавино, Медведцево, Синицыно, Сорокино, Суховка, Студёнцово, Цветково, Лисы (Лисавино), Ключиково, Смолино (Копнино), Мошок (от слова «мох»), Замаричье (за рекой Марой).
В 50-ые годы ХVII столетия резко возросло количество промышленных заводов в Судогодском уезде. Обслуживали заводы крепостные крестьяне, которых приобретал заводчик.
Дальнейшее развитие Судогды связано с обслуживанием почтово-торговых трактов. Кстати, до XIV века Судогду называли «старый Ям» (почтовая служба). Здесь пересекались две Важнейшие дороги России: Старо – Саратовская (Касимовская) с Великим Сибирским путем – «Владимиркой». Сибирский путь начал действовать с момента завоевания Казани и покорения Сибири. Сегодняшнее её название – автомагистраль Москва – Нижний Новгород – Казань.
Этот тракт, до постройки чугунки от Владимира до Нижнего Новгорода, шел через Судогду и Муром. Через него прошли на каторгу и ссылку участники крестьянских восстаний, декабристы, революционеры-демократы. В наши дни осталось напоминание о знаменитой «Владимирке» – деревня Бараки, куда во время холеры свозили умирать больных арестантов, и деревня Погребищи, где хоронили неизвестных умерших. А сколько горьких слез было пролито в Судогодской тюрьме, где каторжане останавливались на ночь! Также известно, что в Судогде останавливался Радищев А.Н. по пути в ссылку. Трижды через Судогду проезжал А.С. Пушкин, направляясь в своё имение Михайловское. Возможно, эти строчки из Евгения Онегина» навеяны Судогодским постоялым двором: «Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы и блохи Заснуть минуты не дают…»
В Судогодском уезде не редко случались эпидемии. Зачастую, болезни уносили целые деревни. Об этом свидетельствуют названия населенных пунктов: Черепово, Костино.
Также случался мор скота. Крупный падеж лошадей увековечен в названии села Чамерево (от слова чемер – болезнь лошадей).
6. Происхождение топонимов с начала XIX в. по 1917 г.
В первой половине XIX века начинается промышленный подъём Судогодского уезда, вызванный запретом властей открывать промышленные предприятия ближе, чем в 200х километрах от Москвы. Один за другим росли стекольные заводы. Купец второй гильдии Ф.Л. Безбородов основывает в 1858 году Болотский завод (стеклозавод Богатырь). В 1870 году стекольное производство заводит и дворянин, коллежский асессор, А.Я. Белтов. Называлось оно Богословский хрустальный завод при деревне Баркино (ныне Красный Куст). При селе Мошок появился стекольный завод Т.Е. Садовникова.
Заготовку древесины на промышленной основе организовал владелец усадьбы в сельце Муромцево В.С. Храповицкий. В 1888 году построена первая паровая лесопилка. По ходатайству Храповицкого построена железнодорожная ветка от усадьбы Муромцево до ст. Волосатая. Промышленная лесозаготовка приносила большие прибыли. В.С. Храповицкий четверть века интенсивно занимался лесоразработками, но вскоре понял, что природное богатство иссякает, поэтому предприниматель решил попробовать и другой вид деятельности. Судогодский купец В.И. Комиссаров продал ему Ново-Гординский стекольный завод (ныне Красное Эхо). Так лесопромышленник стал стеклозаводчиком.
Лес же Храповицкий поручил возрождать известному немецкому лесоводу К.Ф. Тюрмеру.
С деятельностью В.С. Храповицкого связывают происхождение названий населенных пунктов:
пос. Передел (первый канифольный завод России, «переделка» древесины);
пос. Бег (графский ипподром, собачьи и лошадиные бега);
поселок Тюрмеровка (в честь немецкого лесовода К.Ф. Тюрмера);
пруд Барский в п. Муромцево (пруд на территории барской усадьбы);
станция Храповицкая в п. Муромцево (по имени В.С. Храповицкого);
ул. Бор в п. Муромцево (территория лесопосадки в барской усадьбе);
ул. Парковая в п. Муромцево (территория барского парка).
С точки зрения топонимики, вызывает интерес происхождение топонима «Муромцево». Исторически сложилось, что население Судогодского края в основном составляет «пришлый люд» со своим диалектом. В некоторых местах люди до сих пор вместо «ц» произносят «ч», и наоборот. Существует местная легенда о знатном вельможе и его разговоре с крестьянином. Дворянин, направляясь в Муром, спросил у проходящего мимо мужика: «Где Муром?» Опешивший крестьянин только и смог ответить: «Муром, цево?». С тех пор местные жители уверены, именно от этого разговора пошло название их посёлка.
Судогодскому крестьянину не повезло на землю. Пашни было мало, да и урожаи были скупыми. Зато природа наградила эти места лесом, который в избытке снабжал человека ягодами. От этого пошли названия: Ягодино, Малинино, Ягодинка.
В урожайные годы в Судогодской округе собирали сотни пудов белых грибов. Московские купцы пудами заготовляли грибы и поставляли их за границу. В «чистый понедельник» после проводов Масленицы в Судогде проводился грибной базар. Сушеные, соленые и маринованные грибы, заготовленные осенью, сюда свозились со всего уезда. Особенно славились сушёные боровые и соленые грузди и рыжики. С грибами связаны и названия некоторых деревень: Гладышево, Рыжиково.
Но в лесах гремели топоры. На месте могучих сосновых боров, еловых пущ после порубки буйно и густо стала разрастаться береза, осина, ольха. С вырубкой лесов связаны топонимы: Пеньки, Березняки.
Строительство железнодорожной ветки В.С. Храповицким позволило сохранить реку, т. к. до её строительства, лес сплавлялся по реке. Судогда, Сойма кишили рыбой, а в Клязьме ловилась стерлядь. Существуют и «рыбные» названия: Карпово, Новокарповка.
Чем только судогодцы не занимались: делали грабли, прялки, сундуки, ткацкие станы, ткали льняное полотно, рогожные кули, половики, сукно, дубили овчины, снаряжали обозы, жгли уголь, красили ольховыми шишками полотно, клепали кадки и бочки, обжигали горшки, держали скотину, рубили дома. Словом что ни деревня, то свой промысел. Часто по промыслу деревня и получала свое название: Киселево, Клины, Конюшино, Коняева (целых три деревни!), Маслово, Овсяниково, Овсянниково, Овцино, Пивоварово, Пищальниково, Быково, Коровино, Станково, Дворишнево, Избища.
Наибольшую славу судогодским мастерам дали знаменитые плотники и каменщики. С давних времен они возводили храмы и жилые дома во Владимире, Суздале, белокаменной Москве (возникло название Камемец).
С появлением железных дорог Нижний Новгород и Муром Судогда начала хиреть. Начавшийся в 1990 году кризис в промышленности коснулся и Судогодского уезда. Из-за нерентабельности прекращает работу ткацкая фабрика госпожи Г.Т. Конышевой в Мошке, лесопильный завод братьев Панфиловых в Избищах, лесопильня Е.Т. Андреева в Побойках. При с. Мошок прекратил работу стекольный завод Т.Е. Садовникова. Упали в городе и кустарные промыслы по выделке свечей, кож, различных поделок из древесины. Сказалась мобилизация солдат-запасников на дальний Восток.
7. Топонимы Советского периода
Сложившийся уклад жизни мало изменился и после провозглашения Советской власти. Как и повсеместно, новая власть сурово обошлась со многими церковными древностями и ценностями. Взорван красавец Екатерининский собор, большинство церквей было закрыто и использовалось в хозяйственных нуждах. Значительный ущерб был нанесен в этот период имению графа Храповицкого в посёлке Муромцево.
Многие населённые пункты были переименованы в «правильные» советские названия:
Баркино в Красный Куст;
Болотский в Красный Богатырь;
Синеборье в Красное Синеборье;
Высокоречье в Красный Партизан.
«Покраснели» и другие населённые пункты: Красное Заречье, Красный Маяк, Красный Химик, Красное Эхо, Красная Искра. Отдельным населённым пунктам и объектам были даны названия событий, видных советских деятелей и учёных: посёлок им. Воровского (бывшее село Воковсого); деревня Мичурино, ул. Коммунистическая, ул. Ленина, ул. К. Маркса, ул. Октябрьская, ул. Комсомольская, ул. Пионерская и др.
Вторая Мировая война тоже оставила свой след в топонимах нашего края. Во всех населённых пунктах Судогодского района можно найти названия улиц, аллей и парков, напоминающих о героях – земляках или событиях ВОВ: парк Победы, аллея героев Советского Союза, улицы имени Шкурина К., Мишулина В.А., Бякова А.И., Спирина Н.И., Конькова Ф.Г., Андреева И.Е., Ошмарина А.П.
8. Отношение современных жителей к старым названиям улиц п. Муромцево
Опрос отдельных жителей нескольких деревень и в том числе п. Муромцево, который проводился участниками краеведческого летнего пришкольного лагеря, показал, что 80% из опрошенных жителей нравится названия их местности, 8% относятся безразлично к этим названиям, но почти никто из опрошенных не согласен менять привычные названия на новые. Лишь жители улицы Лесозаводская пос. Муромцево хотели бы изменить, т. к. большинство их не связаны с этим производством. Особенно трепетно к старым названиям относятся жители улиц Совхозная, Техникумовская пос. Муромцево. Это связано с тем, что эти улицы построены совхозом «Пионер» и лесхозом – техникумом для своих работников. Люди это ценят и помнят, в особенности, пожилое население. А жителям деревень Травинино, Овсяниково, Горки дороги названия их населенных пунктов, потому что они точно указывают на особенности природы и деятельность людей.
Заключение
У Судогодской земли, как и у всей России, была своя сложная, противоречивая, героическая и драматичная, самобытная история, отразившаяся в названиях края. Она обладает огромным воспитательным действием, формирует гражданские качества. История органично вплетается в общественное сознание, и при решении кардинальных проблем современности полезно обратиться к прошлому. Связь и преемственность прошлого и настоящего неразрывна.
Исследование топонимики как одной из составляющих краеведения имеет огромное значение. В современных условиях оно стократно возросло, т. к. за период с 1902 года по 2007 год только с карты Судогодского района исчезло 25 деревень с их уникальными названиями, отражающими историю, традиции, природу, ремёсла. А сколько же их исчезло по всей России?! Сколько утрачено самобытных неповторимых названий?!
Можно утверждать, что топонимика является зеркалом краеведения, т. к. включает в себя демографическую, географическую, экономическую историю местности. Изучение топонимов позволяет систематизировать знания об укладе, образе жизни людей, политическом значении края, уровне промышленного развития в разные исторические эпохи. Позволяет комплексно изучить свой край.
Литература
1. История Владимирского края (учебное пособие). Под ред. Копылова Д.И. Владимир: ООО «Дюна», 2001.
2. Никонов В. Судогда (историко-краеведческие очерки). Владимир, 1994.
3. Земля Владимирская (географический словарь)/ Сост. Фоминцева Л.А. Владимир, 1991.
4. Судогодское благочиние. История приходов и храмов/ Сост. Иерей Г. Морохин, Н.В, Белицина. Москва – Судогда, 2004.
5. Учебные материалы по географии Владимирской области. Под.ред. Кузнецова В.В. Москва: «Спортакадемпресс», 2000.
6. Мурзаев Э.М. Очерки по топонимики. М, 1974.
7. Сайт Наша Вятка http://nashavyatka.ru
8. Сайт Наш край в древности http://s81.ulstu.ru
Введение Любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. На основе образов прошлого, исторических событий происходит отбор и формирование норм и нравственных ценностей. Настоящее те
Тульский театр в XIX в. – начале XX в.
Туристский и культурный потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа
Хозяйственные занятия жителей Камчатки
Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей
Этнические особенности народов Западной Сибири
Этнический состав населения России
Этнографические исследования
Этнология
Яицкое казачество
Комплексне краєзнавче дослідження Тернопільської області
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.