База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Туризм в системе международной торговли — Экономика

Министерство Путей Сообщения

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения

Кафедра: «Социально-культурный сервис и туризм»

Выполнила: студентка ИИФО (К05-СТ-827)

Ерофеева Н.Г.

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономика туризма»

 

Тема: «Туризм в системе международной торговли»

Хабаровск  2007


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………..3

1.         Международная  торговля товарами и услугами. Экономические стадии  развития  стран  и  характерные особенности  развития  в них туризма. ………………………………………………………………………….5

2.         Теории международной торговли: теория подобия стран, теория абсолютного преимущества, теория относительного преимущества, теория жизненного цикла туристического центра, теория соотношения факторов……….…………………………………………….…………………..13

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………25


Ведение.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международных путешествий.

В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2010 г. туризм должен выйти на первое место.

Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговли усиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же, туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличивается доля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихся странах и 65% ВВП в индустриальных странах.

Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могут быть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращение обмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.

Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны - от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.

Целью контрольной будет более подробный анализ международной торговли в сфере туризма. Изучение  доходов от международного туризма в разных странах мира.


1. Международная торговля товарами и услугами

Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен, товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристу в стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправления этих туристов.

Международный туризм является также активным генератором международных торговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страны удовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг, а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, для продвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламные товары, одежда, журналы и т.д.

Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем, импорте стран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50% на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импорта значительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, она неоднородна по разным видам товаров и услуг.

Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорт. Поступления от туризма в разных странах распределяются, так же как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается в странах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран, так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 раза меньше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счет этих поступлений.

Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма

Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:

- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;

- объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;

- идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.

Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.

Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

В 2004 году, после трех лет стагнации, наблюдался впечатляющий подъем  в сфере международного туризма, подавляющее большинство турцентров сообщили о положительных, и не редко рекордных, результатах. Особенно сильно на результаты международного туризма сказались энергичное восстановление азиатско-тихоокеанских рынков после проблемы, вызванных атипичной пневмонией 2003 года

Международные туристские прибытия в 2004 году побили все предыдущие рекорды и достигли 763 миллионов. 8 относительных величинах рост по сравнению с 2003 годом составил 11%, самый высокий (и единственный двузначный) показатель, зарегистрированный с начала с6ора подробных статистических данных в 1980 году. Рост наблюдался повсюду, однако был особенно сильный в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+28%) и на Ближнем Востоке (+ 18%). Кроме того, рост, выразившийся в двузначных цифрах, был зарегистрирован в Американском регионе (+ 11 %). Показатели Африки (+8%) и ЕВI:ЮПЫ (.5%) оказались ниже среднемировых, но при этом были положительными и значительно превышали их результаты за предыдущие гады. Результаты по субрегионам также оказались полностью положительными.

В абсолютных величинах количество международных туристских прибытии в мире возросло в 2004 году на 73 миллиона, что по объему можно сравнить с появлением «нового» направления размером с Францию, крупнейшего направления в мире по количеству международных прибытий. Рост коснулся всех регионов, хотя и в различной степени. Почти половина новых прибытий (более 33 млн.) пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа с ее более медленными темпами роста, но при значительно более высоких исходных показателях, заняла второе место (20 млн. новых прибытий).

Скачек 2004 года в первую очередь особенно заметен на фоне низких показателей 2003 год, вызванных войной  Ираке, атипичной пневмонией и экономическим спадом, но даже по сравнению с рекордным 2002 годом рост числа прибытий составляет +9% или 63 млн., Азиатско-Тихоокеанский регион более чем компенсировал спад 2003 года (-9%) и значительно усилил результат по сравнению с 2002 годом (+ 16%). Только Северная Америка и 3ападная Европа не превзошли показателей прошлых лет, не добрав соответственно 6 млн. и 1 млн. до уровня 2000 года.

В 2004 году большинство международных туристских прибытии относились к путешествиям в целях досуга, отдыха и проведения отпуска (52%) или 395 млн. На деловые поездки пришлось 16% от общего количества при6ытий (120 млн.), 24% (185 млн.) дали путешествия с такими целями, как посещение друзей и родственников, религиозные нужды/паломничество, лечение и т.п. В отношении оставшихся 8% поездок причина не уточняется.

Примерно половина международных поездок в 2004 году была совершена наземным автомобильным (45%) и железнодорожным (4%) транспортом. Воздушный транспорт перевез 43% туристов, а водный - 7%. После трехлетнего спада рост на воздушном транспорте в 2004 году составил 15%, на водном - 9% и на наземном - 7%.

Европа - бурно развивающееся направления в стабильном регионе

На фоне двузначных темпов восстановления туристской активности Европа показывает самый низкий рост, однако не следует забывать, что в, отличие от Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, она демонстрировала положительные результаты в 2002 и 2003 гг. Международные туристские прибытия в регионе выросли на 5% благодаря приличным успехам стран Центральной и Восточной Европы (+15%), а также Северной Европы (+9%), в которой осо6енно заметным 6ыл рост при6ытий в СК с европейских и заокеанских рынков. В Центральной и Восточной Европе благоприятный валютный курс и факт вступления 10 новых членов в Европейский Союз (ЕС) определили положительный рост практически всех основных направлений. С другой стороны, Южная и Средиземноморская Европа (+2%) и 3ападная Европа (+2%) продемонстрировали гораздо более скромные результаты. Темпы роста некоторых крупных направлений Западной Европы составили от 2% до 5% (Австрия и Голландия), в Германии рост составил ощутимые 10%, при этом международные прибытия во Францию практически стагнировали (+0,1%). Наиболее развитые направления еврозоны особенно пострадали от возросшей конкуренции со стороны стран не зоны евро не только в Европе, но и в Северной Африке (Марокко, Тунис) и на Ближнем Востоке (Египет), а также дальних направлений в Американском (Северная Америка и Караибы) и Азиатско-Тихоокеанском  регионах. Традиционные направления, такие как Италия (-6%), Франция (+0.1%) и Португалия (-0.8%) показали сравнительно невысокие результаты. Исключение составила Испания, которая вопреки сильному евро и трагическим со6ытиям 11 марта зарегистрировала рост туристских прибытий более чем в 3%. С другой стороны, основные возникающие «отпускные» направления вне зоны евро показали отличные результаты: Турция (+26%), Словения (+9%) и Хорватия (+7%). Относительное повышения уровень безопасности в отношениях между Израилем и Палестиной и слабый доллара США внесли свой вклад в исключительно высокие показатели Израиля (+42%).

Азия и тихоокеанский регион – впечатляющее восстановление после атипичной пневмонии.

Для Азии и Тихоокеанского региона 2004 год безусловно стал годом полного восстановления. Рост туристских прибытии составил 28% и достиг 153 млн. В развитие тренда, наблюдавшегося с конца 2003 года, большинство направлении Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии успешно восстановились после спада, вызванного атипичной пневмонией, обеспечив к концу года рост около 30% в обоих субрегионах. Прекращение паники из-за атипичной пневмонии и улучшение экономической ситуации на ведущих направляющих рынках, таких как Япония, привели к росту внутрирегиональных путешествий, в то время как межрегиональные поездки из Европы и Американского региона получили дополнительный стимул в виде сравнительно благоприятного обменного курса, т.к. значительное количество региональных валют тесно привязаны к доллару США. Внутрирегиональный трафик также выиграл от облегчения условий пересечения границы и общего повышения мощностей воздушного транспорта в связи с бурным расцветом дешевых авиакомпаний.

Международные туристские прибытия Северо-Восточной Азии выросли на 30%, основные пострадавшие от атипичной пневмонии турцентры полностью покрыли потери 2003 года по прибытиям и по доходам. Практически все направления установили собственные рекорды. Выездной туризм Китая полностью восстановился благодаря 27% роста (почти 42 млн. туристских прибытий), что значительно превысило показатели 2002 года. Успешное развитие выездного рынка Китая обеспечило высокие показатели Гонконга (Китай) (+40%) и Макао (Китай) (+32%). Все остальные направления субрегиона также продемонстрировали двузначные темпы роста. 18% роста туристских прибытий в Японию позволили этой стране установить с06ственныи рекорд (6.1 млн.), в Республике Корея рост составил 22%, в Тайване (пр. Китая) 31%. Восстановление в Юго-Восточной Азии было еще более быстрым, рост прибытии составил 31%, после спада почти в 14% в 2003 году. Особенно быстрыми темпами росли прибытия в Камбодже (+51%) и Малайзии (+49%). На остальных направлениях рост в среднем составил 20%.

Направления Южной Азии (+17%) продолжили успешный рост, наблюдавшийся и в 2003 году (+10%). Общее количество прибытии по субрегиону впервые достигло цифры около 8 млн., наибольший вклад внесли Индия (+24%), Шри-Ланка (+13%) и Мальдивы (+9%). Международные прибытия в Океанию выросли на 13% (более 10 млн.). Своим ростом въездной туризм на большинстве направлении обязан в частности увеличению мощностей и конкурентными ценами воздушного транспорта, что также способствовало росту внутреннего туризма. Прибытия в Новую 3еландию выросли на 12%, количество посетителей Австралии (+10%) преодолело отметку в 5 миллионов (из которых 9% составили однодневные посетители), что превысило рекорд в 4,9 миллионов, установленный в 2000 Олимпийском году.

Африка – рост за счет северных направлений.

Для Африки (+8%) 2004 год был особенно успешный на северных направлениях, вклад которых (+ 15%) имеел решающее значение для общих темпов роста региона на фоне более скромных успехов стран южнее Сахары. Туристские прибытия в Марокко выросли на 16% пoд воздействием либерализации воздушного транcпорта, открывшей доступ в страну для дешевых авиарейсов, что привело к снижению цен. Тунис отметил рост прибытий в 17%, поскольку усиление евро привело к повышению его конкурентоcпocoбности на европейских направляющих рынках по сравнению с пляжными направлениями еврозоны. На юге Африки усиление пoзиций рэнда оказaлo сдерживающее влияние на рост прибытии в ЮАР (+3%). Кения (+31%), с другой стороны, уcпешно восстановилась после неудачного 2003 года, чему способствовал рост мощностей воздушного транспортного сообщения с основными направляющими европейскиuи рынками, повышение качества туристского продукта и активная туристская реклама.

Ближний Восток - туристский бум, вызванный политикой поддержки и инвестициями.

На Ближнем Востоке туризм сохранил свой статус одного из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Поддержка со стороны большинства правительств, постоянное развитие туристской инфраструктуры, значительные государственные и частные инвестиции в туризм, дешевый воздушный транспорт и растущее сотрудничество между странами региона в области обустройства пограничных переходов. Все это способствует росту внутрирегиoнального и внутреннего туризма. По оценкам, прибытия выросли на 18% и составили более 35 млн., за счет чего регион вышел на четвертое место по посещаемости в мире, впервые обогнав Африку (количество посетителей которой в 2004 году оценивается в 33 млн.). Все без исключения страны, представившие свои данные, показали положительный результат. Наибольший рост в абсолютных величинах продемонстрировал Египет, более чем 2 миллиона Дополнительных посетителей (+34%) довели общее количество прибытий в эту страну до цифры, превышающие 8 миллионов (включая 5% однодневных посетителей). Положительного роль здесь, как и для других пляжных направлений Северной Африки и Европы вне зоны евро, сыграло укрепление единой. европейской валюты. Свои и без того неплохие показатели 2003 года значительно улучшил Ливан (+26%), а Иордания (+21%) успешно восстановила темпы роста прибытии после провального для нее 2003 года. Саудовская Аравия отметила рост в 17%, что соответствует средним показателям  по региону.


2. Теории международной торговли

При изучении развития международного туризма следует основываться на теоретическом методе анализа, поддерживаемом эмпирическими исследованиями. Очень эффективны теории международной торговли и международных финансов, которые вместе образуют экономическую теорию мирохозяйственных связей. К теориям международной торговли, объясняющим позицию страны в международном туристском обмене, международное разделение и общие направления развития туристских потоков, относятся:

- теория абсолютного преимущества;

- теория сравнительного преимущества;

- теория соотношения факторов;

- теория жизненного цикла продукта;

- теория подобия стран.

Теория абсолютного преимущества

В 1776 г. в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит утверждал, что богатство страны базируется на наличии у нее товаров и услуг. Он также доказал, что если торговля между странами не будет ограничена, то каждая страна начнет специализироваться на производстве, в котором она обладает абсолютным преимуществом. Сегодня теория абсолютного преимущества, созданная А.Смитом, согласуется с монополизацией экспорта некоторыми странами, которая возникла на базе естественного преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенных преимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовых ресурсов. Этим, например, объясняются успехи экспорта в секторах: керамических изделий - в Италии, вин - во Франции, химической промышленности - в Германии, электроники, информационных технологий - в Японии, автомобилестроения - в США и т.д.

Абсолютное преимущество также играет решающую роль в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства - пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее.

Свое абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме.

Инновации в туристском секторе главным образом охватывают индустрию гостеприимства, которая все больше использует новые технологии в гостиничном бизнесе и индустрии развлечений, формирование нового туристского продукта и маркетинг. Инновации благодаря применению новых методов управления и активному использованию информационных современных средств и новых материалов также могут существенно снизить цену туристского продукта.

Теория сравнительного преимущества

В 1817 г. Давид Рикардо развил идеи А. Смита и еще больше укрепил доводы в пользу свободной торговли. На цифровых примерах, точнее при исследовании рабочего времени, необходимого для производства заданного количества вина и сукна в Англии и Португалии, он показал выгодность внешней торговли для страны, если она специализируется на производстве тех продуктов, которые может производить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютного преимущества. Другими словами, страна отказывается от производства товаров, в которых она имеет абсолютное преимущество, и специализируется на других, более эффективных производствах, при этом, закупая в других странах с меньшими ресурсами те товары, от производства которых она отказалась. На примере Португалии Д.Рикардо показал, что при абсолютном преимуществе в производстве обоих товаров - вина и сукна - эта страна уступила производство сукна Англии, с тем чтобы самой специализироваться на производстве более выгодного для нее товара - вина.

Теория сравнительного преимущества также может полностью объяснить характер двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами.

Туристские продукты очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно. Более того, туристский продукт представляет собой услуги, которые не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию.

На цену туристского продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего, структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственной экономической политики в этой сфере.

Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт, - стоимость проживания, которая также зависит от применения новых технологий и государственной экономической политики, особенно в области налогообложения. Например, во Франции в начале 80-х годов из-за увеличения налога на добавленную стоимость гостиницы класса "люкс" вынуждены были повысить цены или снизить категорию, что привело к сокращению числа иностранных клиентов, останавливавшихся в отелях именно этой категории.

С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и соответственно цену проживания, чтобы таким образом получить сравнительное преимущество перед другими странами с низкой ценой труда.

Для поддержания покупательной способности туристского продукта цена проживания может быть снижена, с тем, чтобы компенсировать чрезмерно большие транспортные расходы в кризисные периоды резкого подорожания нефти.

Затраты на сопутствующие услуги имеют очень большой разброс для различных стран и сильно зависят от уровня развития индустрии развлечений.

Однако изучение сравнительных цен не замыкается только на анализе вышеуказанных составляющих цен; при этом следует учитывать также качество обслуживания. Для сохранения конкурентоспособности и завоевания сравнительного преимущества отдельным государствам необходимо поддерживать высокий уровень обслуживания, как это делают такие передовые туристские страны, как Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, где цены относительно высоки.

Теория соотношения факторов

Более точный ответ на вопрос: "Какие именно товары обеспечивают абсолютное и относительное преимущество стране?" дает теория, развитая в первой половине нашего столетия шведскими учеными Хекшером и Олиным, которая значительно повлияла на фундаментальный анализ международной торговли. Эта теория базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечения сравнительного преимущества, которое она может получить по отношению к своим торговым партнерам. Страны, у которых много определенных факторов производства, имеют выгоду от сравнительного преимущества при производстве и экспорте продуктов, требующих именно этих ресурсов для производства. Таким образом, теория соотношения факторов объясняет международную специализацию разных стран, базирующуюся на международных различиях в насыщенности факторами.

Согласно теории Хекшера-Олина страны, владеющие большим капиталом, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары.

Теория соотношения факторов определяет потоки международного туризма между странами. Действительно, международные обмены, будь то торговые обмены или туристские потоки, могут определяться разницей пропорций факторов производства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализации в производстве и продаже товаров и услуг, в которых они имеют преимущество и которые обходятся им дешевле.

Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.

Однако специализация международного туризма не означает, что туристские страны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами. Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторами туризма.

Таким образом, соотношение факторов - это средства, доступные для обеспечения производства услуг международного туризма страны. Относительное наличие этих факторов имеет решающее влияние на определение позиции страны в международном туризме. Здесь выделяют три основные группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики:

- природные ресурсы, историко-культурное наследие;

- капитал;

- трудовые ресурсы.

Для международного туризма важным фактором производства туристского продукта являются природные ресурсы. Поэтому специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых туристских стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, в той же Швейцарии или Австрии, Италии и Франции.

Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы со всего мира.

Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.

Другим важнейшим фактором туристского продукта является капитал. Развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах.

Капитал имеет определяющее влияние на экономическую значимость международного туризма в каждой стране. Страна, которая обладает богатыми природными ресурсами, но имеет ограниченный капитал, не сможет в достаточной степени развить международный туристский сектор.

Труд можно определить как важный фактор производства туристского продукта, поскольку это продукт сферы обслуживания, которая, в свою очередь, является трудоемким сектором экономики. Следовательно, сравнительное преимущество стран в международном туризме обусловлено наличием трудовых ресурсов, а также уровнем их мастерства. Правомерность первого доказывает пример развития туризма на знаменитых курортах французской и итальянской Ривьеры, где наряду с благоприятными природными ресурсами есть достаточное количество работоспособного населения. Вместе с тем на расположенном в том же регионе острове Корсика природные ресурсы такие же, однако, большинство населения нетрудоспособно.

Фактор труда подразделяется по квалификации. Сравнительное преимущество стран зависит от количества квалифицированного труда. Этим и объясняется парадокс Василия Леонтьева, суть которого заключается в несовпадении структуры экспорта США в 50-х годах с теорией Хекшера-Олина, по которой в экспорте США должны были превалировать капиталоемкие товары, а в реальности было наоборот: экспорт трудоемких товаров превышал экспорт капиталоемких. Решение было найдено позже, когда установили причину ошибки - неоднородность фактора труда. Эти различия играют большую роль в международном туризме, ибо он зависим от рабочей силы.

В индустрии туризма спрос на квалифицированных работников относительно невысок, поэтому, кроме постоянных работников, в этой сфере занято много сезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Квалификация труда, помимо влияния на туристские потоки и их географическое распределение, является также причиной передвижений рабочей силы. Например, развивающиеся страны привлекают иностранных менеджеров или обучают своих специалистов за рубежом, так как нуждаются в квалифицированных управляющих для гостиниц.

Теория жизненного цикла продукта

Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходя следующие стадии: внедрение, рост, зрелость упадок. Понятие жизненного цикла продукта характерно для маркетинга, так как он описывает эволюцию усвоения продукта потребителями. По этой концепции престиж продукта, находящегося на разных стадиях цикла, в течение его ограниченной жизни поднимается и падает, а его производство перемещается из страны в страну в зависимости от стадии.

На первой стадии внедрения, когда осуществляются разработка в ответ на появление потребности, создание опытной партии и размещение нововведения, продажа растет медленно, потому что не хватает информации о преимуществах продукта для преодоления инертности потребителей. Поэтому производители начинают активную кампанию по продвижению продукта с помощью рекламы, паблик рилейшнз и создания эффективной дистрибьютерской сети. На этой стадии предложения продукта сосредоточены в руках немногих предприятий, которые занимают монопольное положение на рынке как вознаграждение за создание продукта, а сам продукт имеет высокую цену.

Стадия роста сопровождается расширением рынка и относительным увеличением продаж благодаря ознакомлению клиентов с продуктом и признанию его. На этой стадии прибыль выше, чем на первой, из-за более высокой стандартизации производства и сокращения издержек маркетинга. При этом появляются конкуренты как внутри страны, так и за рубежом.

На стадии зрелости внедрение на потенциальные рынки порождает рост субсидий, более высокую стандартизацию, усиление конкурентного значения ценового фактора, стабилизацию прибыли или ее падение. Этой стадии присущи высокий уровень повторных покупок и стабильный уровень продаж. В международном плане происходят снижение экспорта продукции из страны и начало производства в других странах, где издержки производства низкие.

На последней стадии производство продукта приходит в упадок, когда потребители страны нововведения теряют интерес к продукту и начинают создавать новый. Объем продаж сокращается, и все меньше потребителей делают повторные покупки. Производство продукта концентрируется в другой стране, а страна нововведения в итоге превращается в страну импортера продукта.

В международном туризме ключевым элементом туристского продукта является туристский центр, которому присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу товара. В туризме все начинается с исследования небольшой группы путешественников -первооткрывателей, которые хотят избежать институциональных путешествий и любоваться дикой, еще никем не испорченной природой. В этот период туризм не оказывает влияния на местность, а местное население активно контактирует с путешественниками.

На стадии внедрения жители новых туристских местностей сами начинают привлекать путешественников, предлагая им ночлег. Дальнейший рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как это происходило, например, на небольших островах Карибского бассейна и в Тихоокеанском регионе.

Далее следует стадия развития, когда число туристов интенсивно растет, особенно в пиковые периоды, и иногда превышает численность местного населения. Контроль за развитием туризма переходит из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые быстрыми темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым, изменяя облик нарождающегося туристского центра. Однако это бурное развитие имеет и свою негативную сторону - чрезмерное увеличение численности населения и связанную с этим нагрузку на места жизнеобеспечения. На этой стадии развития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко.

На стадии зрелости сначала замедляется рост прибытий иностранных гостей, хотя общее число прибывающих все еще растет и превышает численность местного населения. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями. Далее развитие этого центра бизнеса, отдыха и развлечений достигает своего пика, после чего мода на него падает, и он держится только за счет повторных прибытий, которые стоят больших усилий, предпринимаемых центром. У последнего возникают экономические и социальные проблемы. Наглядным примером таких центров туризма могут служить знаменитые курорты Испании, Италии и Франции, а также курорты Карибского бассейна.

На заключительной стадии упадка туристский центр становится малопривлекательным для большинства туристов и при этом сильно зависимым от редких путешествующих на короткие каникулы или отдыхающих из ближайших районов. Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, используя новые каналы продвижения, и сбыта или переоснащая центр для использования в других целях. Например, так случилось с очень известным курортом США под Нью-Йорком - Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса.

Теория подобия стран

В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер сформулировал теорию подобия стран, которую называют также теорией спроса. Линдер утверждает, что различия в уровне насыщенности факторами между странами не всегда отражают международные обмены. На самом деле множество обменов часто происходит между странами, которые имеют похожие факторы. Например, в Европе наиболее важные туристские обмены происходят между соседними странами.

Согласно теории спроса международная специализация страны в высокой степени зависит от внутреннего спроса. Выявляя спрос на внутреннем рынке, страна разрабатывает новый продукт,  и затем обращается к подобным рынкам. Действительно, высокий уровень спроса на внутренний туризм создает атмосферу и благоприятные условия для развития международного туризма. Создаются дополнительные места размещения и транспортная связь, развиваются природные и историко-культурные центры туризма. Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос. Последним объясняются не только причины международного туризма, но и его интенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Этот объем велик и продолжает существенно увеличиваться в географических зонах, охватывающих индустриально развитые страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии с высокой покупательной способностью.

Для измерения внутреннего спроса обычно применяют следующие показатели: численность населения, ВНП на душу населения, количество мест во всех комплексах проживания. К странам с высоким внутренним спросом относятся Великобритания, Германия, Италия и Франция. Развивающиеся же страны, кроме Марокко и Туниса, в основном имеют очень низкий уровень внутреннего спроса. Однако некоторые страны, такие, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис, Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии международного туризма независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительствами этих стран .

Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциации туристского продукта. Туристы заинтересованы в том, чтобы пересекать границы, так как они хотят попробовать что-нибудь отличное от того, что имеют в своей стране, тем самым, обусловливая взаимные туристские обмены между похожими странами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Этот спрос специалисты называют спросом к разнообразию, который базируется на географических, культурных и других специфических различиях.


Заключение.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн человек работают в индустрии, а к 2010 г. каждый 8-й трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики. Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.


Список использованных источников:

1.         Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по экон. специальностям и направлениям./ И. Т. Балабанов -М.:Финансы и ста- тистика,1999.-173,[1] с.:ил.

2.         Основные показатели развития туризма, издание 2005.

3.  Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма/Г. А. Папирян.- М.:Финансы и статистика, 2000.-207,  с.:ил.

4.  Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие/Г. А.   Яковлев.-М.: РДЛ, 2002.-240 с.:ил.

Министерство Путей Сообщения Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения Кафедра: «Социально-культурный сервис и туризм» Выполнила: студентка ИИФО (К05-СТ-827)

 

 

 

Внимание! Представленная Контрольная работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Контрольная работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Унитарное предприятие. Законодательство о конкуренции и монополии
Устойчивое развитие и глобальная миссия Украины
Учет затрат, бюджетирование и контроль в отраслях производственной сферы
Учет и анализ банкротств
Учет инфляции стоимости строительных работ в бизнес-плане
Факторный анализ. Кредиторская и депонентская задолженность
Факторы финансовой устойчивости страховой организации
Факторы ценообразования. Формы оплаты труда. Организационные структуры управления и дерево целей
Физиократы. Фридмен
Философские основы хозяйства и экономики

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru