База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

курсовые,контрольные,дипломы,рефераты

Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе — Педагогика

«Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

1.1 Виды деятельности

1.2 Творческая деятельность

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

2.1 Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе

2.2 Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания

ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

3.1 Основные приоритеты в области биологического образования

3.2 Собственная разработка программы по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к природе и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.

В тоже время человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может существовать. Поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды являются важнейшими проблемами современности. Человек издавна пользуется дарами природы и теперь на смену потребительской психологии и природо-покорительному взгляду на мир должна прийти новая система ценностей. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестно. Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы. Исследование психологов Давыдова, Занкова, Эльконина и др. доказали возможность формирования у младших школьников высокого уровня экологических знаний, которые являются составной частью нравственности, и культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием нравственно-эстетического воспитания. Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность.

Для развития у школьников чувства прекрасного, формирования здорового художественного вкуса, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, - необходимо использовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, эстетики, изобразительного искусства. Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда оно изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает их деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить нравственно-эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой, и этот тезис методологически определяет использование природы как средство, а формирование гармонии отношения к ней, выступает как одна из задач нравственного и эстетического воспитания. Особое место занимает непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой (Печко, 1984).

Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека сегодня включаются во многие учебные предметы, во внеурочную работу школы с целью формирования необходимой экологической культуры учащихся. Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Природа, не являясь носителем общественной морали, в тоже время, учит ребенка нравственному поведению, благодаря, гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Нравственная сторона отношения к природе формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о ней, о чистоте водных источников, воздуха, о сохранении почвы, о пресечении действий наносящих ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающего мира должно порождать стремление охранять этот мир.

Нравственно-эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма заданий, возможность их творческого выполнения.

Предметом исследования данной дипломной работы является творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе. При написании дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:

·           Собрать и проанализировать педагогическую методическую литературу, программы средней общеобразовательной школы, учебники с целью выявления степени разработанности вопросов формирования нравственно-эстетического отношения к природе.

·           Познакомиться с опытом учителей начальных классов и учителей предметников по данной проблеме.

·           Разработать и провести в период прохождения преддипломной педагогической практики ряд мероприятий и творческих заданий, направленных на формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе.

В дипломной работе раскрыта сущность таких понятий как: деятельность, творческая деятельность, нравственность, экологическое воспитание, нравственно-эстетическое отношение к природе; показана связь экологического воспитания с нравственным и эстетическим воспитанием, роль учебных предметов в формировании гуманного отношения к природе.

В методической, педагогической литературе еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединили бы современные данные научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, но имеются конкретные публикации, посвященные отдельным аспектам этой проблемы.


ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

 

1.1 Виды деятельности

Человек как субъект познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии элементом, которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся (Петровский, 1979).

Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обуславливается тем, что личностное развитие человека происходит благодаря общественному опыту, овладение которым требует соответствующей деятельности. К примеру, чтобы овладеть знаниями, нужна познавательная деятельность. Целью воспитания является всесторонне-гармоническое развитие личности (ВГРЛ), поэтому учащихся необходимо включать в разнообразные виды деятельности:

·         Учебно-познавательную деятельность.

·         Художественно-эстетическую деятельность.

·         Физкультурно-оздоровительную деятельность.

·         Патриотическую деятельность.

·         Трудовую деятельность и др.

Для всестороннего развития личности необходимо одновременная, взаимосвязанная, комплексная организация деятельности (Бабанский, 1988).

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный, ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а в младшем школьном возрасте – игровая и учебная деятельность. Из этого не следует, что в каждом возрасте ребенок должен заниматься одной, именно ведущей деятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем, знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании.

Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, некоторые психологи считают и общение, видом деятельности, называя ее коммуникативной деятельностью. Ведь в процессе общения каждый человек познает другого и самого себя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. В соответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процесса обучения, аспект общения, как еще один аспект деятельности.

С позиции педагогики процесс воспитания – это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитываемых по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями (Харламов, 1996).

Это положение отражает личностно-деятельный подход к воспитанию, применяемый современной отечественной теории. Современная теория считает, что учащиеся не являются пассивным объектом для воспитания. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс рассматривается через организацию деятельности детей, а результаты выражаются в качественных сдвигах в сознании и поведении школьников.

1.2 Творческая деятельность

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.

В современной психологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, то нет и творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению замысел ребенка может быть новым и необычным, но в тоже время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не является творчеством. И в тоже время ученик может предложить такое решение, которое уже известно, но додуматься до него нужно самостоятельно, не копируя известное. В этом случае имеет место творческий процесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Очень точно основные отличительные черты детского творчества были подмечены П.П. Блонским, который писал, что два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок – раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать задачи, необходимо, прежде всего, заботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения, необходимо накопление в сознании ребенка образов, из которых путем воображения могут создаваться новые образы (Петровский, 1979).

Природа – по истине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту. Лучшей формой привлечения детей к творческой деятельности становятся занятия в различных кружках, студиях, центрах детского творчества. Работа в кружке это серьезный труд для детей, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий. Успех кружковой работы во многом зависит от выбора объектов труда, поэтому нужно, что бы они были привлекательными и доступными для детей, несложными в изготовлении, имели общественную направленность. У детей посещающих кружок, происходит постоянное развитие мотивов творчества: от непосредственно побуждающих, которые привели их в кружок, и перспективно побуждающих, когда формируются устойчивые интересы.

Занятия декоративно-прикладным искусством благотворно влияют на развитие детской фантазии, пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного. При выполнении творческих работ, дети убеждаются в том, что они могут от начала и до конца создавать красивые вещи. Этим воспитывается серьезное отношение к порученному делу. Кроме того причастность к творческому процессу, при изготовлении прикладных изделий, развивают некоторые технические и художественные навыки.

Помимо занятий в кружках, студиях, центрах детского творчества, творческая деятельность должна присутствовать в процессе учения на уроках чтения, литературы, русского языка, музыки, труда, природоведения, биологии, рисования. Учащиеся могут сделать свою иллюстрацию к литературному произведению, пейзажную зарисовку, сочинить стихотворение, сказку, рассказ, подготовить стенгазету, дневник наблюдений и т.д. Включение школьников в трудовую деятельность на уроках труда и в группе продленного дня, во внеурочной воспитательной работе, создает благоприятные условия для развития технического и художественного творчества детей и развития опытнической работы. На уроках природоведения учащиеся могут использовать творческий подход к решению экологических проблем.

Главная беда массовой школы состоит в том, что деятельность учащихся младших классов носит преимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Даже в той деятельности, продукты которой называют в школе «творчеством детей», элемента творчества присутствуют очень редко.

Учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении основных задач развития творческих способностей у детей, приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению и совершенствованию их творческих замыслов. Дети младшего школьного возраста любят рисовать, лепить, участвовать в ролевых играх, слушать доступную им музыку. В связи с этим важная роль отводиться формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Учащиеся, непосредственно реагируя на изменения окружающего мира, сами становятся как бы открытой и незамкнутой системой. Этому способствуют такие приемы, как наблюдение, визуализация, драматизация (в устной и письменной формах), сюжетно-ролевые и творческие игры.

Прием визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камням. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите.

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры и нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, равнодушия, эгоизма. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях личности.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Творческие работы могут основываться как на литературном. Так и на жизненном материале.

Формирование ценностных ориентаций в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, эмоциональное восприятие действительности, является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности необходимо представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации. Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

Период начальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитание нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь человека. В тоже время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой и развития у них творческих способностей оставил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал Сухомлинский В.А., - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждения жизни в природе». Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста (Есипов, 1967).

Урок любви к природе продолжается на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект который ему больше всего понравился на экскурсии. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.

Неотъемлемой частью воспитания является эстетическое воспитание школьников, способствующее всестороннему развитию личности, расширяющее и углубляющее познание окружающего мира. Среди разнообразных видов работ, направленных на эстетическое воспитание, значительное место принадлежит изучению произведения искусства. Картина служит прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся, приучает их делать правильные выводы и обобщения, видеть и понимать красивое в природе и искусстве.

К числу книг, в которых поставлена проблема охраны природы и нравственного воспитания юного поколения, относятся произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета». «Лесная газета» представляет собой уникальную биологическую энциклопедию для детей младшего школьного возраста. Она раскрывает богатые возможности перед учителем для реализации задач экологического, нравственного, трудового воспитания школьников. Это тот необходимый инструмент, который поможет выбрать интересные формы проведения урока, увлечь детей и добиться большого воспитательного эффекта в обучении. Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога – постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от норм и своевременно корректировать их.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания ее, бережное отношение к ней. Изучение природы, способствует формированию уважения к обществу, к самой природе, развивает чувство патриотизма. Созерцание красоты природы дает душевную опору и будит в душе ребенка самые высокие стремления. Наблюдение обогащает ребенка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования понятий.

Переживание увиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А. Сухомлинский справедливо рассматривал как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить нужно учить его этому. И это главная задача учителя. Ведь красоту нужно суметь открыть перед ребенком. Можно многого достигнуть в их эстетическом воспитании, в развитии у них способности эстетического восприятия действительности, чувства красивого, а так же в развитии эстетических вкусов. Нередко у школьников обнаруживаются яркие способности и особый интерес к доступным формам творчества, в той или иной области искусства. Поэтому одной из задач школы является содействие развитию у ребенка его дарования.

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности школьника возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика:

·         Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы и др. – способствуют формированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях и законах природы.

·         Воспроизводящие – содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.

·         Проблемно-поисковые – в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной познавательной творческой деятельности.


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

 

2.1 Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждого учебного предмета, а особенно: литературы, природоведения, музыки, изобразительного искусства, технологии.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Помочь детям полюбить природу, стать ее большими и добрыми друзьями, помочь им воспринять и познать окружающий мир , дать им знания о явлениях и законах природы – важнейшая задача учителя.

Начальный курс природоведения способствует углубленному познанию явлений природы, учит детей видеть, различать, сопоставлять эти явления в разные времена года. В каждом из них дети увидят своеобразие, особенности, богатство форм, цвета, звуков, то прекрасное, что сами дети не всегда могут осознать и оценить. Они впервые вводятся в мир научных понятий, знаний о природе через учебный курс «Природоведение». Природа познается как единое целое, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Дети знакомятся с деятельностью человека, узнают о его преобразующей деятельности, об охране природы человеком. Начальный курс природоведения дает знания, способствующие формированию нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. В процессе наблюдений усваивается чувственное познание в целом: ощущения, восприятия, представления, формируют образы воспринимаемых предметов и явлений, активизируют возникновение понятий, развитие мыслительной деятельности и элементов нравственно-эстетического отношения к миру природы. Наблюдательность обогащает знания, представление детей о предметах, явлениях природы, способствуя развитию и эстетической восприимчивости. Постепенно накапливаются и систематические знания, которые помогают детям указать причину того или иного увиденного явления, дать ему правильное объяснение.

Курс природоведения в начальных классах имеет глубокое воспитательное значение, пополняя знания, содействуя воспитанию гуманных и патриотических чувств; предоставляет учителю большую возможность в осуществлении нравственно-эстетического развития и воспитания детей. Ведь природа и ее свойства – богатейший источник эстетических чувств, впечатлений, необходимых для гармоничного развития ребенка. Для нравственно-эстетического развития и воспитания детей, на уроках природоведения, многое дают материалы учебников и дневников наблюдений. Дневник наблюдений за природой побуждает школьников не только воспринимать, но и кратко записывать свои наблюдения за погодой, растениями, животными; зарисовывать и раскрашивать картинки, заучивать стихотворения и пословицы, отгадывать загадки.

Уже первые наблюдения детей дают им представления об осени как сезонном явлении природы, времени года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Наряду с познанием закономерных свойств природных явлений, дети воспринимают и поэтические картины осени. В дневнике наблюдений детям предлагаются и творческие задания эстетического плана: раскрасить изображенные листья березы, клена, дуба, рассмотреть и составить рассказ по картине «Осенние работы» или по своим наблюдениям «Природа осенью». Детям предлагается отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают. И как проявление заботы о природе, предлагается сделать кормушку для птиц.

Экскурсии в природу также имеют огромное воспитательное значение. Любая экскурсия, прогулки в лес, парк, сквер, сад или даже по городу, способствуют воспитанию в детях чувства прекрасного. В.А. Сухомлинский писал: «….во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…..» (Есипов, 1967).

Готовясь к уроку, по программе «Природоведение» во 2-3 классах, учитель не должен проходить мимо всего того поэтического, глубоко эмоционального, что дает детям природа, ее картины, образы, краски. Включение в учебный процесс на уроках сочетания яркой характеристики природных явлений с художественным образом произведения, народной пословицей, поговоркой, загадкой поможет детям еще глубже воспринимать эти явления, полюбить родную природу. И столь же важно давать детям постоянное ощущение связи того, что они изучают на уроке, с тем, что они видят, делают, создают за порогом школы.

Природоведение в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследователями, друзьями. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом.

ЛИТЕРАТУРА

Эстетическое воспитание, при общении с литературой, есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно – творческих способностей школьников. Младший школьник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней в школе на уроках чтения и внеклассных беседах по литературе. Отличительной психологической чертой младшего школьника является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсно становиться на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять.

На уроках чтения учителю предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это помогает детям мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активный словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у младших школьников нравственных и патриотических убеждений, эстетических понятий, для обогащения их ощущений, восприятия, представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что неправомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного воздействия. Пейзаж облагораживает, «очеловечивает» чувства, но изменения в духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.

Программа начальной школы по чтению значительное место отводит устному народному творчеству (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). В фольклоре выработалась определенная художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, а активное. Ведь природа раскрывается и через трудовую деятельность человека. В программе для классного чтения 2-го класса записано, что: «тематика чтения складывается из произведений устного народного творчества (русских сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок), произведений русских и современных писателей. Ученики читают рассказы, стихотворения, сказки, басни, загадки о животных, об отношении человека к животным, произведения об осени, весне, зиме и лете, о труде людей в эти времена года. Определяя тематику чтения в 3-м классе, программа предполагает знакомить детей с произведениями устного народного творчества разных народов: сказками, загадками, песнями, пословицами, поговорками. Учащиеся читают рассказы и стихотворения, рисующие картины летней, осенней, зимней и весенней природы, труда людей в эти времена года, жизни животных и растений, бережного отношения людей к природе. Дети знакомятся с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, М. Горького, с поэзией Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др., с рассказами и сказками ряда зарубежных писателей.(Подласый, 1990).

Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно детям. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор родной природы, силу души. Уже в 3-м классе составляя пейзаж с простым , нехудожественным описанием природы, можно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы, в нем выражены чувства, которые вызывают эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учит их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработки художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над литературным пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений. в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например природными, искусство своим присутствием усиливает, углубляет и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. Особенно значимо такое воздействие на этапе возрастного развития школьников (Ушинский, 1968).

Учебные программы школы по предметам художественного цикла, как давно действующие в практике, так и вновь рекомендованные, пока еще не достаточно систематично и неравноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно-эстетического отношения к природе. Рассмотрение этих программ приводит к выводу, что при всем различии подходов к воспитанию отношений учащихся к природе, несомненна решающая роль учителя, ведущего данный предмет. Именно от него зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, связанных с восприятием образов природы в искусстве, их эстетической оценкой, соотношением их с ранее полученными впечатлениями от встреч с природными явлениями, а так же стимулирование их творческих действий в условиях учебной работы по искусству.

В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Наиболее последовательно эти моменты акцентированы в типовой программе для 1-6 классов. Особая ценность методико-теоретических основ программы – в ее нацеленности, в частности, на воспитании эстетического чувства – эмоциональной отзывчивости и по отношению к природе. Авторы программы подчеркивают, что уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды (Неменский, 1989). Большое внимание уделено анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а так же природных жанров искусства.

В программе подготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделено формированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе. Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренное чувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школу добрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.

Уже с первого класса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, где особое место занимают такие темы уроков – «Выражение отношения через изображения животных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражение отношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема «Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с родной природой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. В третьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзаж родной земли», «Гармония жилья с природой».

Программа интересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающую природу, а так же элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует так же опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий фактор экологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистического становления личности.

МУЗЫКА

В программе по музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевского художественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимает значительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусства начинается с образного представления о трех главных жанрах музыки – песне, танце, марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы – тремя китами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированию образов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает их внимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картин природы, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, что вызывает разнообразные эмоции человека.

В программах по музыке, подготовленных НИИ художественного воспитания для 1-10 классов, подбор музыкальных произведений дает детям представление о музыке, как средстве познания действительности, об отражении в ней жизни и чувств человека, образов природы. Не менее половины произведений по теме связанны с природой, но учителя недостаточно ориентированы здесь на воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки (за исключением темы «Природа в музыке» – во втором классе). Между тем, многие произведения композиторов прошлого и современности, рекомендуемые для разучивания и прослушивания, содержат образы родных пейзажей – сада, леса, озера, явлений природы. Это деревья и растения – березка, рябина; насекомые – пчелка, комарик, светлячок. Это и многообразные состояния природы – осень и буря, гроза и ливень. Музыка рисует чистое поле и ниву, горные вершины и реки, синие море, звезды, ветер.

Проведение на такой основе хотя бы по одному обобщающему уроку в четверть, об образах природы в музыке, дало бы очень многое для становления нравственно-эстетического отношения к природе.

2.2 Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания

Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Экологическая этика объединяет убеждения, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должно лежать нравственное отношение человека. Раскрытие нравственных проблем природопользования важно, так как позволяет понять сущность отношений между обществом, человеком и природой, а так же осознать истоки противоречий, возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого вне связи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей не только способствует реальному разрешению экологических проблем, но и ведет к неправомерному отождествлению кризиса этических норм и жизненных ориентаций, с кризисом нравственных ценностей человеческой цивилизации как таковой.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Основной смысл экологического воспитания – конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животный и растительный мир. В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и не живой природы.

В связи с этим возникает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, закладывается в начальной школе. Поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для изменения и обновления всех компонентов начального экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.

Содержание экологического образования включает в себя несколько аспектов:

1) научно-познавательный аспект – развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, формирующий представление о научной картине мира, должен быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;

2) нормативный аспект – это правило поведения человека и его деятельность в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношении между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания;

3) ценностный аспект – призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в мире природы и человека. Раскрывая данный аспект необходимо вести планомерную работу по воспитанию нравственного отношения к природе;

4) практически – деятельностный аспект – играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать (Подласый, 1990).

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражения материалы из различных разделов экологии. Конечно, в этом возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и тоже. Научить их видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, читать «книгу природы», видеть необычное в обычном – вот задача учителя. Большие возможности в решении таких задач экологического образования предоставляют уроки природоведения, окружающего мира, биологии.

Вопросам охраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почти на каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охрана природы человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения и суммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучении предыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надо уделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показать детям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшению количества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:

1 урок – «Природные богатства России. Использование природы человеком».

2 урок – «Освоение и охрана недр в Российской Федерации».

3 урок – «Воздух и вода в жизни человека, их охрана».

4 урок – «Почвы, растения и животные, их охрана».

Учитель должен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира ( ).

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении родной земли.

Природоведение 2-3 класс

Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения. Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждой темы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений, работа на пришкольном участке и т.д.

Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.


ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Среди принципов природоохранного просвещения и экологического образования, педагогика выдвигает принцип взаимосвязи эстетического и интеллектуального отношения к природе и практической деятельности. Но эстетическим и нравственным воздействием природы на школьника воспитательный процесс не ограничивается. Умение видеть прекрасное – основа художественно-творческого развития человека, общающегося с природой. Однако, только лишь созерцания и наслаждения природной красотой недостаточно для развития у детей творческого отношения к природе. Здесь необходима хорошо организованная систематическая работа учащихся, обеспечивающая формирование у них экологического сознания и нравственно-эстетического отношения к природе. Организовать такую работу легче тому педагогу, который владеет большим количеством методических приемов, направленных на ее активизацию. В художественно-творческую деятельность, в творческое восприятие и охрану природы могут быть вовлечены все без исключения школьники. Чтобы увлечь каждого из них используя его интересы, опираясь именно на его способность, учитель должен знать ученика и предложить такие формы организации самостоятельной творческой деятельности, которые могли бы увлечь всех.

Многолетние исследования отечественных педагогов и психологов, в процессе которых изучались результаты творчества, главным образом литературного, а так же особенности восприятия детьми произведений искусства выявили три этапа эстетического творчества. Каждый этап отличается определенными общими чертами в восприятии и собственном творчестве школьника. Кратко эти этапы можно охарактеризовать так:

1.         Низший – констатирующий. Восприятие и творчество отличаются описательностью и перечислительностью.

2.         Средний – анализирующий. На этом этапе учащиеся охотно анализируют причинно-следственные связи впечатлений как от искусства, так и от окружающей действительности.

3.         Высший – личностный. Гарантирует переход полученных знаний в убеждения и поэтому наиболее благоприятен для эстетического и нравственного воспитания, формирования ценностного отношения к природе и окружающему миру (Петровский, 1979).

Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная художественно-творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые подчас наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.

С воспитания наблюдательности, умения замечать в природе характерные детали, начинают работу со школьниками многие учителя начальных классов. Они организовывают ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой. Регулярно эти дневники сравниваются и обсуждаются. По образцу «Лесной газеты» В. Бианки в школе может быть создана стенгазета, где будут помещаться оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (на пруду, на опушке леса, в сквере, на речном берегу, в саду, в парке и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Могут быть и специальные корреспонденты, ответственные за освещение постоянных тем: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых. Важно, чтобы учителя способствовали развитию творческих способностей у учащихся и их нравственно-эстетическому отношению к природе, включая данную работу во все учебные предметы. Любой учитель знает, что если предложить в начальных классах сочинение на свободную тему, то большинство ребят напишет о своей собаке, котенке, ручном ежике, посещении зоопарка. Работа такого типа как сочинение – доступная и органичная форма проявления творческих способностей.

Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют и уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Эти связи могут выразиться в том, что школьники получают задание по чтению – сделать рисунок к какому либо произведению о природе или по природоведению – нарисовать те или иные растения, тех или иных животных (Печко, 1984).

Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них – это магнитофонные записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Магнитофонные записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков – это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года», П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.

Интересна и современна организация музея школьного творчества, посвященного природе. В таком музее в качестве экспонатов уместны изделия из природных материалов. Это поощряет творчество учащихся и их стремление учиться данной работе дальше. Здесь найдется место и лепке, и резьбе, и плетению. Могут демонстрироваться фотографии растений выращенных самими школьниками, здесь же следует устраивать конкурсы-выставки выращенных цветов. Все это помогает решению главной задачи – воспитанию любви к природе, стремления и умения видеть прекрасное в ней.

Благотворную роль в экологическом просвещении и воспитании, а так же в развитии читательской культуры могут сыграть регулярные конференции о новинках в мире книг о природе; а на факультативных занятиях можно рекомендовать сравнение репродукций пейзажей разных художников или стихотворений о природе. Особенность материала ярче оттенит своеобразие мироощущения художников, определившее особенности их стиля.

Перспективными представляются соревнования на узнавание, которые могут проводиться во время экскурсий и прогулок на природу. Соревнования могут называться: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в «красную» книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.

Предложенные формы организации художественно творческой деятельности гораздо эффективнее, чем просто восприятие искусства или знаний об искусстве. Личностный уровень эстетического развития наиболее благоприятен для формирования экологического сознания школьников.

3.1 Основные приоритеты в области биологического образования

Новая социокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учеников творческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структурой знаний, построение философско-методологических и теоретических стержней, обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальные и практические изобретения. Пришло время вместо насыщения учащихся готовыми знаниями, с помощью традиционных форм и методов обучения, создать условия для моделирования ситуаций научного поиска, развитие эмоционального отношения к живым системам, постижения жизни одновременно разумом и сердцем. Этому способствуют методы конкретных ситуаций: мозговая атака, учебные игры, погружение и др.

Цель биологического образования – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшие ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к ней; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знания; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения (Кучменко, 1999). Сегодня в области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. Обеспечивается преемственность обучения на трех этапах образования:

·         На начальном 1-4 классы, в процессе изучения курса природоведение осуществляется подготовка школьников к восприятию биологических знаний.

·         На базовом 5-9 классы изучается пропедевтический курс «природа» и основная часть единого курса «биология».

·         На заключительном 10-11 классы инвариантное общеобразовательное биологическое содержание и вариативная часть соответствующая профилю дифференцированного обучения.

Требования к уровню биологической подготовки ориентируют на овладение всеми учащимися определенными знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах учебной деятельности (умениях называть, характеризовать, обосновывать, определять и т.д.).

Взаимосвязь нравственного, эстетического, экологического, трудового воспитания учащихся составляет ведущее направление комплексного решения учебно-воспитательных задач на уроках биологии (Максимова, 1994).

3.2 Собственная разработка программы по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе

Проходя преддипломную педагогическую практику в Заречненской средней общеобразовательной школе Прохладненского района я попытался собрать, проанализировать и переработать тот немногий методический материал, который касался бы вопросов нравственно-эстетического воспитания учащихся. В процессе общения с учителями начальных классов и учителями предметниками был сделан вывод, что многие темы по предметам гуманитарного цикла имеют общую направленность или пересекаются между собой. Однако, возможности использования меж предметных связей, для решения поставленного вопроса применяются крайне редко и в недостаточном объеме. Учитывая это мною была сделана попытка разработать собственную программу по воспитанию у детей нравственно-эстетического отношения к природе.

Ниже приведена программа по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе с использованием межпредметных связей (2 класс, традиционная система 1-3).


Формируемые понятия и умения. Развитие наблюдательности, воображения, художественного вкуса. Развитие наблюдательности, умения сравнивать свой рисунок с натурой, передавать форму, цвет, пропорции. Развитие воображения, творческого видения объекта, эстетического вкуса. Развитие воображения творческого подхода к работе, художественного вкуса.
Тема урока ИЗО. Наша экскурсия в лес. Рисование с натуры осенних листьев. Охранять природу – значит охранять Родину. Рисование по памяти кормушек для птиц.
Формируемые понятия и умения. Восприятие литературных образов и изящества слога поэта. Привитие любви к родному языку, восприятие изящества слога поэта. Восприятие литературных образов, видение красоты описываемых объектов.
Тема урока чтения. К. Кулиев «Чинара». А.С. Пушкин «Туча», «Осень», «Птичка». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Формируемые понятия и умения. Бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Умение видеть своеобразие природы осенью, ее особенности, богатства форм, цвета, звуков. Бережное отношение к природе, чувство ответственности за ее состояние. Гуманное отношение к животным и птицам, изготовление кормушек для птиц.
Тема урока природоведения Многообразие природы (экскурсия). Осенние изменения в природе (экскурсия). Охрана природы. Природе нужна твоя помощь (практическое занятие).
Сроки.

1 четверть

2 неделя

4 неделя 6 неделя 8 неделя

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа не может защитить себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьников, на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а так же высокой активности в поведении, труде, творчестве.

Прогрессивная педагогическая мысль высоко оценила роль природы в формировании личности, так как духовная жизнь человека неразрывно связана с природой.

Обращаясь к постановке проблемы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у школьников необходимо выделить, что школа в данном случае играет главенствующую роль. Формирование сознательного и ответственного отношения к природе должно пронизывать все направления планирования и организации в работе школ. Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека должны включаться во многие учебные предметы, меж предметные связи, во внеурочную работу. Развивая чувство прекрасного, формируя здоровые художественные вкусы учащиеся должны понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Гармонически развитое эстетическое чувство способно установить гармоничные отношения в семье «Природа – общество – человек». В этих целях должны использоваться возможности каждого учебного предмета, особенно, литературы, музыки, естествознания, ИЗО, технологии.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней, пробуждает у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта, как неповторимой ценности и содействует сохранению природной среды.

Проблема формирования нравственно-эстетического отношения к природе – лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения, которая требует совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на развитие творческого отношения к природной среде.


ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

1. Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает практический смысл. Ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат.

2. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы и др. – способствуют формированию первоначальных знаний об основных биологических понятиях и законах природы. Использование воспроизводящих методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые, в совокупности с предыдущими, служат для развития творческих способностей школьников.

3. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

1.  Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 315 с.

2.  Есипов Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967. 265 с.

3.  Коменский А.Я. Избр. пед. соч., т. 1, М.: 1957. 181 с.

4.  Кучменко В.С. Биология. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 1999. 109 с.

5.  Макаренко А.С. Соч., т. 4, М.: Педагогика, 1952. 412 с.

6.  Максимова В.Н. Оценка качества знаний по биологии. М.: Дрофа, 1997. 86 с.

7.  Петровский А.В. «П.П. Блонский». М.: Педагогика, 1979. 342 с.

8.  Песталоцци И.Г., Избр. пед. произв., т. 2, изд. АПН РСФСР, М.: 1963. 210 с.

9.  Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1990. 215 с.

10.       Смирнов А.Ф. «В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Добролюбов. Педагогическое наследие». М.: Педагогика, 1988. 323 с.

11.       Печко Л.П. Творческая деятельность школьников». М.: Педагогика, 1984. 187 с.

12.       Ушинский К.Д., Собр. соч., т. 2, М.: Педагогика, 1948. 524 с.

13.       Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 480 с.

«Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 1.1 Виды деятельности 1.2 Творческая деятельность ГЛАВА 2. Ф

 

 

 

Внимание! Представленная Курсовая работа находится в открытом доступе в сети Интернет, и уже неоднократно сдавалась, возможно, даже в твоем учебном заведении.
Советуем не рисковать. Узнай, сколько стоит абсолютно уникальная Курсовая работа по твоей теме:

Новости образования и науки

Заказать уникальную работу

Похожие работы:

Творческое мышление младших школьников
Творческое наследие К.Д. Ушинского
Творчість Григорія Ващенка – скарб українського народу
Театрализация в детском саду
Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Театральна педагогіка і акторське мистецтво
Теоретико-методичні засади фізичного виховання молоді у працях С. Гайдучка та братів Франків
Теоретические методы познания в школьном курсе физики
Теоретические основы индивидуального подхода учащихся к выбору профессии
Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

Свои сданные студенческие работы

присылайте нам на e-mail

Client@Stud-Baza.ru