курсовые,контрольные,дипломы,рефераты
Содержание
Введение
1. Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
2. Образование и расцвет Тюркского каганата
Заключение
Список использованных источников
В середине I тыс. н.э. в степях Казахстана произошли крупнейшие этнические сдвиги. Вместе с гуннами закончилась мифическая история. В древнетюркскую эпоху человеческое существование, в историческом аспекте, стало предметом размышления.
"Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои - Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа", - пишется в эпитафии в честь Кюльтегина. Этой легендой провозглашено наступление новой эпохи.
Древние тюрки знали, что в их время начинается нечто исключительное. Время сотворения мира совмещено со временем появления тюрков.
Ряд сведений о тюрках говорит о том, что данные об этой группе степных народов появились в источниках очень давно. Наиболее ранее упоминание о племенах тюрков /Тура/ находятся в Авесте. Тюрок /Тур/ - один из трёх сыновей легендарного Феридуна, когда он поделил мир на три части старшему сыну Салму достался Рум, Тюрку /Тур/ достался Туран, а младшему Эраджем - Эраншахр. По этой легенде междоусобицы между братьями привели к убийству Эраджа, что объясняет постоянное противостояние юга и севера. Видимо, это следует рассматривать как институт традиционной вражды внутри одной системы, в одной оси координат.
В восточных источниках особенно, у Рашид ад-дина, Абульгазы Тюрку отводят особое место в генеалогических повествованиях. Первый из них пишет о том, что монголы "были одним из тюркских народов" и что "за время около четырёхсот лет от них произошло множество ответвлений... вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков /теперь/ называют монголами". По Абульгазы: "Яфет, младший сын Ноя, имел восемь сыновей "Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарих". Из этих своих детей он на свое место оставил /наследником трона, орды/ старшего сына Тюрка, при этом, завещал другим: "Тюрка вы признавайте государем и повинуйтесь ему". "Он был человек образованный и умный, - пишет Абульгазы, - после отца своего, когда он обозревал земли, одна из них понравилась, и он на ней поселился; эту землю называют Иссиг-кюль".
Как крупное объединение, тюрки стали известны ещё в конце V века. Первоначальное ядро этого народа - союз десяти племён (он ок будун), сформировалось из осколков гуннских племён, переселенных в Алтайские горы государством Жуань-Жуаней. Позднее государство, созданное этими племенами, стало называться "Тюрк эль". Существует также мнение о том, что термин первоначально имел социальное значение. И происходил от слова "тюркун", означавшего "военная знать".
Тюркские племена на просторах Центральной Азии создали десяток государств - Каганат кок тюрков, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский, Тюргешеский, Уйгурский каганаты, государства енисейских кыргызов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов и, наконец, кыпчаков. Смена на историческом фоне одних названий другими вовсе не обозначала исчезновения первых. Они, уступая первенство, входили в состав победителей или же под другими названиями создавали новые объединения.
В связи с выходом на широкую международную арену древнетюркское государство возвращается к традиционным символам политической власти. В основу государственной идеологии была заложена идея туранизма. Вероятно, свою роль сыграли племена, связанные со степными районами Казахстана и Средней Азии. Импульсы, дошедшие до центральных степных районов Казахстана, актуализировали реанимацию идеи туранизма. Возможными носителями этой идеи, мы предполагаем, были племена, входящие в группу Алаша и связанные с древней историей Турана, о которых в виде отголосков сохранились различные легенды в этот период предания о динлинах, о пегих лошадях, о народе бома и т.д. /.
О реанимации не только идеи великого туранизма, но и восстановление имени священной, культовой фигуры Алаша хана, как первого хана кочевых тюрко-монгольских племён и родоначальника ханских династий также связано с временем усиления тюрков на востоке. К. Халид, исходя из древнейших исторических преданий казахов и других народов Центрально-Азиатских регионов, возвращение культа Алаша хана связывает с началом возвышения тюрков - карлуков в Караханидское время.
Хотя этногенез тюрков больше связан с Центральной Азией, этот огромный регион не был изолирован от соседних цивилизаций. В момент своего могущества территория каганта простиралась от Манчжурии до Керченского пролива, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Как создатели первой евразийской империи, тюрки оказали огромное влияние на судьбы народов субконтинента.
Хозяйство. В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер кочевого и полукочевого скотоводства и осёдло-земледельческого типа хозяйства в перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни и использовала горда и оазисное население как необходимое дополнение. Государство не могло состояться без городов - без политического центра, без торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков.
В хозяйственно-культурной системе Великой степи Мавераннахр занимал особое место как у тюрков, так и у их предшественников и последователей. Прежде всего, присырдарьинская территория имеет стратегическое значение в плане обеспечения кочевого населения Великой степи необходимым количеством земледельческой и ремесленной продукции. Контроль над трансконтинентальными путями давал кочевникам также огромные выгоды как в экономическом, так и в политическом отношениях. Из территории Мавераннахра готовились глобальные миграции в глубинные районы Востока. Можно сказать, что территория южнее Сырдарьи вынашивает плод миграционной активности, зачатой кочевниками еще в просторах Великой степи.
Обретя определенную структуру и подкрепленные жизнеутверждающей энергией, мигранты шли на завоевание центров оседлых цивилизаций. В этом плане Мавераннахр являлся своеобразным плацдармом Великой степи.
Город и степь в той или иной мере дополняли друг друга и этот симбиоз создавал государство. Для тружеников города необходимы были защита неспокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители - кочевые племена.
Социальная организация. Сравнения социальной природы тюркских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего воздействия (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.
Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. "Беки" и "кара будун" (простой народ) - "слушайте хорошенько мою речь", - требует в своей надписи Бильге каган (нач. VIII в). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ. В этой связи уместно привести следующую тюркскую пословицу: "Иер басуркы таг (опора земли - гора), Бодун басуркы бег", (опора народа - бек).
Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.
Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.
Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта. Формирование сословных групп и правящей династии, сакрализация института каганства, новая административная система в виде надплеменных административных единиц в ходе завоевания и освоения новых территорий привела к политической организации, к имперской системе. Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховной судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от её устремлений.
Не только кризис тюргешеского государства, но и распад тюркской державы на две части отчасти объясняется социальными причинами. Непрерывные завоевательные войны на время приглушали острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества. Но неудачи и хозяйственные осложнения быстро меняли обстановку. Так, внутренняя распря в связи со смертью Таспар кагана, произошедшая в самом династийном племени - ашина и страшный голод в степи, когда "вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости", привели каганат к острому кризису.
В 582-603 гг. окончательно завершился распад каганата на Восточную (центрально-азиатскую) и Западную (средне-азиатскую) части: между Восточно- и Западно-Тюркскими каганатами всё это время велись изнурительные войны.
Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную военную добычу. Они шли в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племён. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньше мере, от возможности своевременно и полностью переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах.
В социальной терминологии древних тюрков встречается термин "таг". М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: "без тата нет тюрка". Каждый бек или тархан имел своих тагов, то есть зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул-кун), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьёзные задания и т.д.
В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, удавалось войти и в генеалогическую структуру, занять равное положение со всеми, то оседло-земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации.
Этнополитическая история. Начало этногенеза тюрков восходит к древним турам, политогенез же больше связан с гуннами. Согласно генеалогической легенде первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив тотемное имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.
Другая легенда повествует о следующем: "Естественное положение Алтайских гор походит на шлем - на монгольском - тукюе - наименование - Дом. Ещё говорят, что предки тукюесского Дома происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север.
Старейшина аймака назывался апанбу. Их было 70 братьев. Первый назывался Ичжин-нишыду и родился от волчицы Апанбу. Нишыду имел сверхъестественные свойства: мог наводить ветры и дожди. Он взял за себя двух жён, из них, как сказывают, одна была дочь духа лета, другая дочь духа зимы. Первая родила четырёх сыновей, из коих первый превратился в Лебедя, другой царствовал между реками Абу (Абакан) и Гань (Кем - Енисей) под наименованием Ци-гу (Ки-ку-кыргыз). Третий царствовал при реке Чу-си (Чу-я). А последний жил при горах Басы-чу - си. Это был старший сын. На горах обитал род Апанбуев, Там, по большей части, были холодные росы. Старший сын произвел теплоту. Надулуше научил их добывать огонь, и через то их всех спас: почему с общего согласия поставили старшего государем над собою под наименованием Тукюе. Это был Надулуше. Он имел десять жён. Все его сыновья прозывались по дому матерей и хотели избрать одного, чтобы поставить на место отца. Они пришли к большому дереву и условились: кто выше прочих вспрыгнет на дерево, тот и будет поставлен старейшиной. Ашина хотя был малолетним, но вспрыгнул очень высоко. Почему братья и признали его государем, под наименованием Ахянь-ше". Тумын-каган, правивший в стране тюрков в середине VI века, был потомком вышеназванного Надулуше. В IV-V вв., когда появились на исторической арене Центральной Азии тюрки, их окружали с востока китайцы, с севера - тунгусы - маньчжуры, с запада - иранское, а с юга тохарское население. Для становления тюркского государства особенно были важны связи с согдийцами.
До середины VI века тюрки были зависимы от жуан-жуаней (жужань, авары). Начало гегемонии связано с подчинением племён теле, обитавших в Джунгарии (теле, возможно, огузы). В период самоутверждения тюрки направили посольство к аварскому кагану, потребовав принцессу. На что жужанский правитель ответил следующим возмущённым вызовом: "Ты мой плавильщик-вассал. Как смел говорить такое?"
Степная империя тюрок. В V-VI вв. на территории Казахстана появляется новое государство, сумевшее объединить все кочевые народы Евразии и превратить их в мощную военную державу, ставшую вровень с Византией, Ираном и Китаем. Это - Великий Тюркский каганат.
Трудно переоценить значение тюрок и их государств в мировой истории. Можно считать, что VI в. был переломным моментом в истории человечества, потому что с образованием Тюркского каганата была прервана разобщенность средиземноморской и дальневосточной культур, а тюрки стали своеобразным связующим звеном посредником между ними. Влияние тюрков было столь велико, что даже после падения каганата имя "тюрк" не исчезло. Арабы стали называть так всех кочевников к северу от Согда, и те с гордостью приняли это название. В дальнейшем этот термин стал обозначением языковой семьи. История древних тюрков - это история не только казахов, но и других тюркоязычных народов, как многочисленных, таких, как турки или татары, так и небольших, как шорцы, гагаузы или караимы. Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.
В VI веке в Центральной Азии вновь начинается консолидация племен. Данный процесс был закономерен, так как степень политической децентрализации в IV-V вв. достигла максимума и стала угрозой нормальной хозяйственной жизни в степи. Появляется также ряд технических новшеств, изменивших как военное дело, так и экономику кочевников.
Изобретение стремени и кривой сабли, высокий мобилизационный потенциал сделали кочевников значительной военно-политической силой Евразии. Это вызвало необходимость создания норм, регулировавших отношения в обществе, и централизованного государства, способного установить их и обеспечить выполнение. В результате возникла империя, возглавленная тюркским родом ашина.
Первоначально род ашина входил в состав государства аваров (жужаней) и специализировался на выплавке железа. Объединение алтайских племен во главе с ашина носило название тюрк. В 551 году тюрки попытались освободиться от власти аваров, для чего заключили союз с Китаем. В 552 году тюркский правитель Бумын разгромил аваров и принял титул "Иль-хан". Этим ознаменовалось юридическое провозглашение новой империи тюркской.
После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение аварам. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Муган хан. В 553 г. авары были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами аваров, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена yap и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор.
Система управления. Главой государства считался каган из рода ашина. Он правил как всем каганатом, так и восточной его частью. Западная часть находилась под властью правителя с титулом ябгу-каган, подчиненного кагану. Наследование шло по удельно-лествичной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. - уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае.
Система управления в восточной и западной части империи отличались. В восточной части к числу высших чиновников относились шады, эльтеберы и тутуки. Все родственники кагана носили титул тегин. Высших чиновников тюрки называли тархан, а низших, делившихся на 24 класса - буюрук, т.е. "приказные". В западной части империи существовали такие должностные лица, как правители уделов - иркины и чары. Позже в каждое военно-административное объединение были назначены представители ябгу-кагана - шады. Все чиновники обозначались термином бег - князь.
В социальной структуре тюрков выделялось три слоя: беки, кара-будуи - основная масса кочевников и кулы - рабы из военнопленных. Кроме того, в состав тюркского общества входили таты - оседлые земледельцы, ремесленники и торговцы.
За короткое время Тюркский каганат оказался в одном ряду с мировыми империями того времени. В Средней Азии в войне с эфталитами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. во главе с Истеми-каганом они одержали победу в битве у Несефа, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. - Боспор. В итоге этих завоеваний каганат мог контролировать все важные участки Великого Шелкового пути. Однако могущество державы пошатнулось вследствие междоусобиц.
В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель прекратил все отношения с тюрками и запретил вывоз шелка в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Таспар-кагана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана.
Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всеми методами стала сеять раздор между ханами. В 558 г. вражда между Кара Чурином, ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. В войне с Китаем (598 г) восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман - правнук Кара Чурина, а Восточного - Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать.
Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения. Правители черпали силы у племен Семиречья - потомков усуней, делившихся на два союза: туглук - в Жетысу и Джунгарии, он-шадпыт - на Тянь-Шане.
Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х г. V в. двух коалиций: с одной стороны - Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой - Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между ними, не принесла победы ни одной из сторон. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения, сил и больших человеческих жертв, племена туглук в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан.
Дальнейшая история каганата была полна войн между туглук и он-шадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления, и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и хазары. Последний западно-тюркский каган Ышбара-хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточались. В итоге он-шадпыты и туглуки в 656 г. признали власть Китая. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые, в свою очередь, делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством.
Образование каганата Туркешей. Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено.
Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено. Во главе его встало не племя ашина, а туркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским.
Туркеши входили в племенной союз туглук и, в свою очередь, делились на кара - и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.
Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства. В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в город Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей - ту-тук. В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или.
В 705 г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэ каган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был недолгим.
В 708 г. в Тургешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чури. Кроме того, родной брат Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход, и в 710 году на реке Болочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился.
Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и взять Самарканд. В 713 г. они захватили Ходжент. Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые освободили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.
Попытки арабов добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама были безуспешны, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось воевать на два фронта.
Между кара - и сары-туркешами вспыхнула вражда, что помогло арабам завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента, Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Китайцы возобновили наступление и в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.
В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.
Карлыкский каганат. Карлыки, расселившиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя - елыпебера. С ослаблением власти кагана они все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлыки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. они переселяются на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлык-ских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлыкский правитель (джабгу) был признан "царем Алтая".
В 758 г. карлыки начали войну в Жетысу против туркешей и через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Часть туркешей подчинилась, другая - откочевала на восток. Карлыкские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.
В 791 г. уйгуры разгромили карлыков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлыки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлыки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Биль-ге-Кюль Кадырхан принял новый титул каган и объявил о независимости карлыков.
Укрепление карлыков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. В 840 г. правитель Самарканда объявил "священную войну" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.
В карлыкскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских племен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию. Среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.
История Карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями пягма, и Карлыкский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлыкские и туркешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.
Государство Караханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Абдулкерим принял ислам и титул Арслаи Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. территория государства простиралась от Амударьи и нижнего течения Сырдарьи на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в нем играли карлыкские племена чигили и ягма.
Ханство делилось на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кара хан был правителем восточной части государства, его резиденция находилась в г. Баласагуне. Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г. Таразе. Властители мелких уделов носили титулы илек и тегин и не зависели от верховных каганов. Некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами.
В 999 г. Илек Наср завоевал Мавераннахр, но у Балха карлыки потерпели поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Среди Караханидов начались раздоры между потомками Али и Хасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Жетысу, и дошли почти до Баласагуна, но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток. После трехмесячного преследования кидани были разбиты.
Ослабление Караханидов. Во время правления безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но, попав в плен, потерял свои владения. Правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном воевал с Шемсулмульком Насром - владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и граница между западными и восточными караханидами прошла по Сырдарье.
Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в. стал подвергаться постоянным набегам киданей.
В 1141 г. после разгрома объединенного сельджукско-караханидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей. В начале XIII в. государство караханидов перестало существовать.
В период караханидского господства произошли сдвиги в экономической и культурной жизни тюрко-язычных племен. Заметным стало оседание тюрков-кочевников, получили развитие поселения, города, соответственно, и городская культура. У караханидов сформировалась новая политическая система. Государственной религией объявили ислам. Древнетюркскую письменность заменила арабская графика. В целом, караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.
Жетысу под властью киданей. Кидани основали в X в. обширную державу от Тихого океана до Тянь-Шаня. В 1125 г. это государство было разгромлено объединенными силами Китая и маньчжурского племени чжурчженей, и часть киданей под предводительством Елюй Даши двинулась на запад в двух направлениях: с одной стороны, в Восточный Туркестан, где они были разгромлены караханидами, с другой - в Северо-Восточный Жетысу.
Баласагунский правитель призвал киданей выступить против кангаров и печенегов, но они свергли его, заняв Баласагун, и основали собственное государство под названием Кара-Китай - страна кара-киданей. После этого кидани покорили кангаров в долинах Шу и Таласа, Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 гг. разгромили Мавераннахр и сельджуков.
Глава киданей носил титул гурхаи ("хан ханов"). Он установил жесткую дисциплину в армии, запретил грабить население, установил твердые налоги, не давал уделов своим близким, опасаясь междоусобиц. Главная ставка гурхана находилась на берегу реки Шу, недалеко от Ба-ласагуна.
Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлыкскому хану, вассалу гурхана. Столицей его был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, платившие дань киданям.
Елюй Даши умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, ас 1169 - сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории государства кара-киданей, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями, и власть гурхана стала по существу номинальной.
Первые гурханы относились к исламу терпимо, но при Чжилугу гонения на мусульман участились. В Жетысу развернулось мусульманское движение против кара-киданей. Гурхану удавалось подавить волнения, но появление в 1209 г. в Жетысу найманов изменило обстановку. Найманский вождь Кучлук стал практически правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. Жетысу стал ареной междоусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингисхана.
Непосредственно на исторической арене средневековья тюркские племена стали фигурировать в эпоху гуннов.
Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы), за исключением огузов (у них-ябгу). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства "он ок эли" (государство десяти стрел) свидетельствует о десятичной системе организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, то есть 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.
Десятичная система древних тюрков была структурой военно-административного характера, построенной на генеалогической основе, то есть она сочетала родоплеменное и территориальное начало организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен.
1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. - М.: Юристь, 2000. - 455 с.
2. История Казахстана. - А., 1996 - т.1.
3. История Казахстана, Очерки - А., 1993
4. Кляшторный С.Г., Суйманов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. - А., 1992
5. Костюк В.Н. История экономических учений.: Учебник пособие. - М.: Центр, 1998. - 223 с.
Содержание Введение 1. Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата 2. Образование и расцвет Тюркского каганата Заключение Список использованных источников Введение В середине I тыс. н.э. в степ
Тюрьма во Владимире
Україна - Туреччина: розвиток відносин від давнини до сучасності
Україна в роки Другої світової війни
Україна в умовах перебудови
Україна під владою Польщі
Українська архітектура другої половини XVII-XVIII ст.
Українська культура першої половини ХІХ століття
Українське козацтво
Українське козацтво
Українське козацтво. Запорозька Січ
Copyright (c) 2024 Stud-Baza.ru Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы.